страница 1 страница 2
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
____________ К.С. Фарино
«10» мая 2011 г.
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета
“Физика” в 2011/2012 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Физика» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:
Вид
учреждения общего среднего образования
|
Количество учебных часов в учебную неделю по классам
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
Базовая школа
Средняя школа
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Санаторная школа-интернат
Учебно-педагогический комплекс
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Кадетское училище
|
–
|
–
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Гимназия
Гимназия-интернат
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
Суворовское училище
|
–
|
2
|
2
|
2
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
Специализированный лицей
|
–
|
2
|
2
|
2
|
4 – для физико-математического направления
|
4 – для физико-математического направления
|
Лицей
|
–
|
–
|
–
|
–
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
2 (4 – для физико-математического направления)
|
Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Физика» отводится в учебную неделю:
в X–XI классах по 1 учебному часу;
в XII классе 2 учебных часа.
Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея на изучение учебного предмета «Физика» в X–XI классах физико-математического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определённых учебной программой, примерным календарно-тематическим планированием.
Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нём не менее 20 учащихся при проведении:
фронтальных лабораторных работ в VII–IX классах базовой школы – колледжа искусств, VII–XI классах гимназии, гимназии-интерната, средней школы – колледжа искусств, гимназии – колледжа искусств, средней школы – училища олимпийского резерва, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школы-интерната, специализированного лицея, суворовского училища, X–XI классах лицея, X–XII классах вечерней школы, учебно-консультационного пункта, X–XII вечерних классах, VII–XI специализированных по спорту классах;
практикумов по решению задач в X–XI классах физико-математического направления гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея.
Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нём не менее 25 учащихся при проведении фронтальных лабораторных работ в VII–IX классах базовой школы, VII–XI классах средней школы и VIII–XI классах кадетского училища.
Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов при проведении фронтальных лабораторных работ и практикумов по решению задач может осуществляться за счёт учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.
В своей деятельности учителя физики руководствуются:
• Образовательным стандартом учебного предмета «Физика», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводятся 2 контрольные работы в VI классе и по 4 контрольные работы в остальных классах, в том числе и в X–XI классах физико-математического направления. В вечерней школе (учебно-консультационных пунктах, вечерних классах) суммарное количество контрольных работ (8) равномерно распределяется на все годы обучения;
• Учебной программой для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Физика, VI–XI классы. Астрономия, XI класс» (Минск: Национальный институт образования, 2009);
• Примерным календарно-тематическим планированием «Физика, VI–XI классы» из сборника «Примерное календарно-тематическое планирование. Физика. Астрономия: VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования);
• Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым:
два урока могут быть объединены при проведении контрольных и фронтальных лабораторных работ, а также при изучении учебного предмета «Физика» в X–XI классах физико-математического направления в гимназии, гимназии-интернате, суворовском училище, специализированном лицее и лицее;
контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утверждённым руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;
домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности их выполнения в VI классах за 2 часа, VII–VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;
• Требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь;
• Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.
Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования (www. minedu.unibel.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).
Разрешается учителям физики при необходимости перераспределять между темами отведённое на изучение в примерном календарно-тематическом планировании количество учебных часов, а также изменять последовательность изучения тем.
В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем учителям физики:
проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;
проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией физики;
формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;
повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.
Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (рабочую тетрадь для обучающих работ, тетрадь для лабораторных работ и экспериментальных исследований, тетрадь для контрольных работ).
Для обучающих работ, лабораторных работ (лабораторных работ и экспериментальных исследований) допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе.
В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.
Тетради для контрольных работ, лабораторных работ (лабораторных работ и экспериментальных исследований) хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.
При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по физике, для лабораторных работ (для лабораторных работ и экспериментальных исследований) по физике, для контрольных работ по физике), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.
Например:
-
Тетрадь
|
Сшытак
|
для работ по физике
|
для работ
|
ученика 6 «Б» класса
|
па фізіцы
|
гимназии № 71 г.Гомеля
|
вучаніцы 8 «А» класа
|
Петрова Виталия
|
сярэдняй школы № 2
|
|
г.Наваполацка
|
|
Богдан Алёны
|
-
Тетрадь
|
Сшытак
|
для лабораторных работ
|
для лабараторных работ і
|
по физике
|
эксперыментальных даследаванняў
|
ученицы 10 «А» класса
|
па фізіцы
|
лицея № 1 г.Борисова
|
вучаніцы 9 «А» класа
|
Дроздовой Светланы
|
Засульскай сярэдняй школы
|
|
Фёдаравай Аляксандры
|
-
Тетрадь
|
Сшытак
|
для контрольных работ
|
для кантрольных работ
|
по физике
|
па фізіцы
|
ученика 11 «А» класса
|
вучаніцы 7 класа
|
Белоушской средней школы
|
Выгалавіцкай базавай школы
|
Белоуса Дмитрия
|
Данiльчык Вольгi
|
страница 1 страница 2
|