Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

____________ К.С. Фарино

«10» мая 2011 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета

“Физика” в 2011/2012 учебном году»



Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Физика» установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:


Вид

учреждения общего среднего образования

Количество учебных часов в учебную неделю по классам

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Базовая школа

Средняя школа

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Санаторная школа-интернат

Учебно-педагогический комплекс


1

2

2

2

2

2

Кадетское училище





2

2

2

2

Гимназия

Гимназия-интернат



1

2

2

2

2 (4 – для физико-математического направления)

2 (4 – для физико-математического направления)

Суворовское училище



2

2

2

2 (4 – для физико-математического направления)

2 (4 – для физико-математического направления)

Специализированный лицей



2

2

2

4 – для физико-математического направления


4 – для физико-математического направления

Лицей









2 (4 – для физико-математического направления)

2 (4 – для физико-математического направления)

Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Физика» отводится в учебную неделю:

в X–XI классах по 1 учебному часу;

в XII классе 2 учебных часа.


Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея на изучение учебного предмета «Физика» в X–XI классах физико-математического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определённых учебной программой, примерным календарно-тематическим планированием.

Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нём не менее 20 учащихся при проведении:



фронтальных лабораторных работ в VII–IX классах базовой школы – колледжа искусств, VII–XI классах гимназии, гимназии-интерната, средней школы – колледжа искусств, гимназии – колледжа искусств, средней школы – училища олимпийского резерва, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школы-интерната, специализированного лицея, суворовского училища, X–XI классах лицея, X–XII классах вечерней школы, учебно-консультационного пункта, X–XII вечерних классах, VII–XI специализированных по спорту классах;

практикумов по решению задач в X–XI классах физико-математического направления гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея.

Деление класса на 2 группы осуществляется при наличии в нём не менее 25 учащихся при проведении фронтальных лабораторных работ в VII–IX классах базовой школы, VII–XI классах средней школы и VIII–XI классах кадетского училища.

Деление класса на 2 группы при меньшей наполняемости классов при проведении фронтальных лабораторных работ и практикумов по решению задач может осуществляться за счёт учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.

В своей деятельности учителя физики руководствуются:

• Образовательным стандартом учебного предмета «Физика», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводятся 2 контрольные работы в VI классе и по 4 контрольные работы в остальных классах, в том числе и в X–XI классах физико-математического направления. В вечерней школе (учебно-консультационных пунктах, вечерних классах) суммарное количество контрольных работ (8) равномерно распределяется на все годы обучения;

• Учебной программой для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Физика, VI–XI классы. Астрономия, XI класс» (Минск: Национальный институт образования, 2009);

• Примерным календарно-тематическим планированием «Физика, VI–XI классы» из сборника «Примерное календарно-тематическое планирование. Физика. Астрономия: VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования);

• Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым:

два урока могут быть объединены при проведении контрольных и фронтальных лабораторных работ, а также при изучении учебного предмета «Физика» в X–XI классах физико-математического направления в гимназии, гимназии-интернате, суворовском училище, специализированном лицее и лицее;

контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утверждённым руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

домашние задания должны задаваться учащимся с учётом возможности их выполнения в VI классах за 2 часа, VII–VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 30 минут меньше;

• Требованиями к мерам безопасности при организации образовательного процесса, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь;

• Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования (www. minedu.unibel.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Разрешается учителям физики при необходимости перераспределять между темами отведённое на изучение в примерном календарно-тематическом планировании количество учебных часов, а также изменять последовательность изучения тем.

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем учителям физики:

проводить на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучаемыми учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией физики;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (рабочую тетрадь для обучающих работ, тетрадь для лабораторных работ и экспериментальных исследований, тетрадь для контрольных работ).

Для обучающих работ, лабораторных работ (лабораторных работ и экспериментальных исследований) допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетради для контрольных работ, лабораторных работ (лабораторных работ и экспериментальных исследований) хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по физике, для лабораторных работ (для лабораторных работ и экспериментальных исследований) по физике, для контрольных работ по физике), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

Например:




Тетрадь

Сшытак

для работ по физике

для работ

ученика 6 «Б» класса

па фізіцы

гимназии № 71 г.Гомеля

вучаніцы 8 «А» класа

Петрова Виталия

сярэдняй школы № 2




г.Наваполацка

 

Богдан Алёны




Тетрадь

Сшытак

для лабораторных работ

для лабараторных работ і

по физике

эксперыментальных даследаванняў

ученицы 10 «А» класса

па фізіцы

лицея № 1 г.Борисова

вучаніцы 9 «А» класа

Дроздовой Светланы

Засульскай сярэдняй школы




Фёдаравай Аляксандры




Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ

для кантрольных работ

по физике

па фізіцы

ученика 11 «А» класса

вучаніцы 7 класа

Белоушской средней школы

Выгалавіцкай базавай школы

Белоуса Дмитрия

Данiльчык Вольгi


страница 1 страница 2

Смотрите также: