Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Белыничский районный исполнительный комитет

Отдел идеологической работы

МАТЕРИАЛ


для информационно-пропагандистских групп
Выборы в местные Советы депутатов как фактор повышения эффективности работы местного управления и самоуправления.
Реализация гражданами принципа «одно окно» в государственных нотариальных конторах по вопросам оформления наследственных прав граждан и договоров отчуждения недвижимости.

Белыничи

март 2010


Формирование эффективной системы местного управления и самоуправления – одна из важнейших задач развития государственности в Республике Беларусь. Местное самоуправление является неотъемлемым условием создания гражданского общества и критерием демократичности государства, способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных задач, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

В нашей стране постоянно уделяется внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов.

12 января 2007 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым повышены статус органов местного самоуправления, их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения. Указом определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня. Такой подход обеспечил не только оперативное, но и качественное финансирование мероприятий социального характера, благоустройства населенных пунктов и т. д.

Следует отметить, что после выхода Указа Президента Республики Беларусь № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», многие вопросы, которые раньше казались нерешаемыми, «сдвинулись с места». В частности, сельские Советы стали освобождаться от несвойственных им функций, когда они пытались заниматься всем – вывозом мусора, ремонтом водопроводных сетей, уличным освещением, содержанием улиц и кладбищ и т. д. Каждый должен заниматься своим делом – такую политику сегодня проводит государство.

Важным шагом на пути дальнейшего развития местного самоуправления стало создание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Совет по взаимодействию – это структура, которая основана на базе и с участием органов местного самоуправления всех уровней. Вместе с тем это и координационный орган. Он занимается обобщением и внедрением опыта, разработкой единых подходов к той или иной проблеме, доведением до местных органов самоуправления политики государства. Другими словами, Совет по взаимодействию работает «сверху вниз».

Сегодня деятельность Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь выходит на более высокий уровень. Впервые после получения статуса наблюдателя в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы Совет по взаимодействию в марте 2009 г. принял участие в пленарном заседании Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Были определены перспективы сотрудничества Совета по взаимодействию с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, а также с Ассоциацией агентств местной демократии в целях совершенствования системы местного самоуправления в Республике Беларусь.

Вопросы дальнейшего развития местного управления и самоуправления в Беларуси находятся постоянно в поле зрения государства. Об этом свидетельствует принятие 4 января 2010 г. нового Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», на основании которого в нашей стране упрощено и систематизировано законодательство по этому вопросу. Создана достаточно полная и адекватная сегодняшним реалиям законодательная база, которая позволяет органам местного самоуправления функционировать более эффективно.

С принятием данного Закона отменено 27 прежних законодательных актов и отдельных положений, которые действовали еще с 1984 года. Впервые в Законе комплексно урегулированы общественные отношения в сфере местного управления и самоуправления, детально разделены полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Изменена и структура действующего Закона. Сделан акцент на роли именно местного самоуправления. Новый документ дает возможность и дальше развивать процесс укрепления местной власти в целях повышения эффективности ее работы с населением. Он предоставил местным органам все необходимые полномочия, чтобы решать необходимые вопросы на местном уровне, а не обращаться по каждому поводу за помощью в вышестоящие инстанции.

Впервые законодательно закреплен такой единоличный орган территориального общественного самоуправления, как институт старост. На сегодняшний день в соответствии с новым Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» институт старост – это действенное звено между населением и органами местного управления и самоуправления.

Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.



В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.

В Могилёвской области по состоянию на 1.03.2010 насчитывается 210 Советов депутатов. Из них:

областной уровень – 1;

базовый уровень – 2 городских Совета депутатов (Бобруйский и Могилевский) и 21 районный Совет депутатов;

первичный уровень – 3 поселковых и 183 сельских Советов депутатов.

Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.



Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2010 г. № 21 в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Конституции Республики Беларусь на 25 апреля 2010 г. назначены выборы в местные Советы депутатов двадцать шестого созыва.

Этим правовым актом в стране дан старт очередной избирательной кампании, основанной на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.

В предстоящую избирательную кампанию будет сформировано 1 495 местных Советов депутатов, в том числе 6 областных, Минский городской, 118 районных, 12 городских (городов областного подчинения), 14 городских (городов районного подчинения), 56 поселковых, 1 288 сельских Советов депутатов. В области будет сформировано 210 местных Советов депутатов, в том числе областной, 2 городских (городов областного подчинения Бобруйска и Могилева), 21 районный, 3 поселковых и 183 сельских Советов депутатов.

Отличительной чертой нынешней избирательной кампании является то, что выборы депутатов местных Советов депутатов проходят по новым правилам: впервые применены на практике обновленные статьи избирательного законодательства.

4 января 2010 г. Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу Закона Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов». Изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Беларусь и Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» признан утратившим силу.

Все поправки, принятые в избирательном законодательстве Беларуси, направлены на модернизацию избирательного процесса и повышение доверия граждан к выборам. Самое главное отличие предстоящих местных выборов – отсутствие порога явки избирателей. То есть выборы станут результативными изначально, выборы депутатов в местные Советы будут признаны состоявшимися при любой явке избирателей. Данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентские и президентские кампании.

В целом можно выделить три основных момента нововведений – это усиление общественного контроля, облегчение способа выдвижения кандидатов и повышение критериев работы избирательных комиссий.

Выборы в местные Советы депутатов имеют не только региональное, но и общеполитическое значение. Главная цель этих выборов – формирование дееспособных, инициативных, ответственных перед избирателями местных органов власти.

От местных органов управления и самоуправления во многом зависит успех социально-экономического и общественно-политического развития Республики Беларусь. Их деятельность определяет ту эффективность, с которой экономические достижения трансформируются в благосостояние граждан, налаженный быт, коммунальное хозяйство городов, поселков и деревень.
1. РОЛЬ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА МЕСТАХ

Местные органы власти – самый эффективный механизм реализации государственной политики на местах. Именно на уровне местных Советов власть максимально приближена к простому человеку, его нуждам. Депутат местного Совета – особый человек, поскольку от него во многом зависит отношение людей к власти в целом. Ведь вопросы, решаемые местной властью, достаточно емкие, например: благоустройство территории и наведение порядка, выполнение государственных социальных стандартов и т. д.

В Беларуси сформировалась практика работы депутатов местных Советов депутатов в избирательных округах в соответствии с Законом Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов»:



  • депутаты участвуют в подготовке и работе сессий соответствующих Советов депутатов, постоянных комиссий и других органов (осуществляют запросы; участвуют в проверках работы государственных органов и других организаций; вносят предложения об устранении нарушений законности; участвуют в работе депутатских групп и других депутатских объединений);

  • осуществляют депутатскую работу непосредственно в избирательном округе (рассматривают обращения граждан и юридических лиц, ведут личный прием; проводят встречи с избирателями; отчитываются перед гражданами и др.).

Одна из наиболее эффективных форм связи депутатского корпуса с населением – проведение встреч и отчетов о депутатской деятельности в избирательном округе.

Причем в соответствии с Законом «О статусе депутата местного Совета депутатов» представитель граждан обязан в установленном законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы избирателей. Если эти жалобы не входят в компетенцию Совета, депутат должен обеспечить их правильное и своевременное решение иными организациями, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях граждан.



Следует отметить, что новым Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. закреплены общая компетенция местных Советов депутатов, а также особенности компетенции местных Советов депутатов каждого территориального уровня: областного, базового и первичного.

Так, согласно Закону Советы областного уровня в пределах своей компетенции:

  • обеспечивают сбалансированность бюджетов административно-территориальных единиц на соответствующей территории;

  • регулируют порядок осуществления административных процедур на соответствующей территории;

  • оказывают государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально;

  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;

  • определяют меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;

  • утверждают примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;

  • присваивают звание почетного гражданина области (города Минска), определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина и др.

Советы базового уровня в пределах своей компетенции:

  • утверждают территориальные планы развития районов, генеральные планы городов районного подчинения и других населенных пунктов, расположенных на соответствующей территории;

  • утверждают предельный размер долга органов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год;

  • присваивают звание почетного гражданина соответственно города, района, определяют порядок присвоения такого звания и особенности статуса почетного гражданина.

Городские Советы (городов с районным делением), помимо вышеобозначенных полномочий:

  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;

  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

Советы первичного уровня в пределах своей компетенции:

  • вносят в Совет и исполком базового уровня предложения по социальной защите граждан;

  • вносят в Совет базового уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций в бюджеты первичного уровня;

  • выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;

  • утверждают положение о единоличном органе территориального общественного самоуправления;

  • осуществляют контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.

Следует отметить, что работе с обращениями граждан депутатами уделяется особое внимание. Ведь наряду с оказанием помощи конкретному человеку обращение дает повод для размышлений о наличии каких-либо проблем в регионе. Фактически, обращаясь к депутату, гражданин вносит обоснованное предложение по совершенствованию деятельности органов управления, а депутатам Советов остается только устранить выявленные недостатки, объединив усилия исполнительного и представительного органов власти по выполнению основного назначения – служения народу.

В ряде регионов Беларуси введена практика проведения Дней Советов, на которых председатели Советов, исполнительных комитетов, районных служб, средств массовой информации, а также предприятий, находящихся на территории сельских Советов, встречаются с жителями населенных пунктов, посещают объекты культурного и хозяйственного назначения. Как правило, в ходе проведения Дней Советов изучаются работа по обслуживанию населения и состояние материально-технической базы организаций здравоохранения, образования, культуры, торговли и бытового обслуживания. Руководители районных служб, работники райисполкома, местные депутаты знакомятся с материально-бытовыми условиями проживания инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, одиноких престарелых граждан, многодетных семей, изучают работу старост сельских населенных пунктов. Особое внимание уделяется работе по благоустройству деревень и поселков.


2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ
В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОГО СОЗЫВА

Беларусь идет по пути развития социального государства, осуществляя последовательное совершенствование общественных отношений, создавая условия для всестороннего развития и самореализации личности. Первостепенное значение придается обеспечению фундаментальных прав граждан: на труд и отдых, объединение в профессиональные союзы, социальное обеспечение и социальное страхование, образование и т. д.

Наличие сильной, эффективной государственной власти, политическая стабильность и гражданское согласие в
обществе – важнейшие условия поступательного развития Республики Беларусь.

В стране активно развиваются структуры гражданского общества.

По состоянию на 1 января 2010 г. в республике зарегистрировано 15 политических партий и 994 партийные организации, 35 профессиональных союзов и 22 885 профсоюзных организаций, 2 225 общественных объединений, 22 ассоциации общественных объединений, а также 84 фонда.

Необходимо отметить, что из числа зарегистрированных политических структур (15 партий) 9 – оппозиционной направленности. Подавляющее их большинство (8 партий) находится на деструктивных позициях по отношению к проводимой руководством страны внутренней и внешней политике. Однако доверием у населения они не пользуются.

Самой массовой общественной структурой (объединяет около 4 млн. человек) является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ).

ФПБ предоставлены реальные полномочия, закрепленные законодательно, которые позволяют защищать интересы трудящихся и одновременно осуществлять поддержку государственной власти, направленной на повышение благосостояния народа и социально-политическую стабильность в белорусском обществе.

При подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые и связанные с ними экономические интересы работников, соответствующие проекты направляются председателю ФПБ – сопредседателю Национального совета по трудовым и социальным вопросам для рассмотрения и внесения замечаний и предложений со стороны профсоюзов

Республика Беларусь – полиэтническое и поликонфессиональное государство, где в полной мере реализуются права и свободы граждан различных национальностей и вероисповеданий, отсутствуют притеснения и конфликты по религиозным или этническим основаниям.

На ее территории зарегистрированы и действуют


25 конфессий и религиозных направлений. По данным на 1 января 2010 г. общая численность религиозных организаций в стране составляет 3 263, из них 157 имеют общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения). Самыми крупными по количеству верующих являются Белорусская православная (85% от числа всех верующих) и Римская католическая церкви (12%).

Государственная политика в конфессиональной сфере имеет своей целью поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе. Государственно-церковные отношения в стране строятся на принципах уважения к чувствам верующих и неукоснительного соблюдения законодательства о религии и церкви.

В Беларуси нет объективных оснований для межэтнического противостояния. И не только потому, что в стране проживает подавляющее большинство белорусов (по данным переписи 1999 года, доля белорусов в общей численности населения составляет 81,2%, русских – 11,4%, поляков 3,9%, украинцев – 2,4%.). Главная причина межэтнического согласия – выверенная политика государства в этой области, не ущемляющая национальных интересов различных этносов, проживающих в нашем государстве. Это же касается и межконфессиональных отношений.

Важнейшим компонентом гражданского общества являются средства массовой информации.

Наличие широкого доступа к объективной информации – главное условие формирования политической культуры населения, поскольку способствует истинному пониманию перспектив общественного развития.

По официальным данным, Государственный реестр средств массовой информации Республики Беларусь по состоянию на 1 февраля 2010 г. включает
1 048 печатных СМИ.


Из этого числа: 536 газет и 475 журналов,
30 бюллетеней, 6 каталогов, 1 альманах, а также 6 информационных агентств. Из числа всех зарегистрированных газет и журналов более двух третей (371 и
351 соответственно) являются негосударственными. Пресса издается на русском, белорусском, английском, немецком, польском и других европейских языках.

Белорусские государственные СМИ пользуются у населения наибольшим доверием.



Самым тиражным периодическим изданием длительное время является газета «Советская Белоруссия» (более 400 тыс. подписчиков). Общий разовый тираж других ведущих массово-политических газет: «Рэспублiка» – более 50 тыс., «Звязда» – 15, «Народная газета» – 30. Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных газет) составляет около 900 тыс. экз.

Такое многообразие в сфере СМИ является гарантией конституционного права граждан нашей страны на свободу слова, получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, культурной экономической жизни страны.


3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРОВ
(С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Правовую основу избирательной системы в Беларуси составляют Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и иные акты законодательства страны (указы Президента, постановления Совета Министров, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и др.).

Выборы депутатов местных Советов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов обеспечивают избирательные комиссии – территориальные, окружные и участковые. Для проведения местных выборов образуются избирательные округа в следующем количестве:



  • по выборам в областной Совет депутатов – от 40 до 60;

  • по выборам в Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60;

  • по выборам в районный Совет депутатов – от 25 до 40;

  • по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40;

  • по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25;

  • по выборам в поселковый, сельский Совет
    депутатов – от 11 до 15.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем за четыре месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

Кандидатами в депутаты местных Советов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета.

Расходы по подготовке и проведению выборов депутатов местных Советов депутатов осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Они могут осуществляться также за счет средств организаций, общественных объединений и граждан Республики Беларусь, способных вносить свои денежные средства во внебюджетный фонд, созданный Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов для дополнительного финансирования расходов по выборам.

Нововведения в Избирательном кодексе способствуют демократизации процедуры образования избирательных комиссий. В частности, в Избирательном кодексе Республики Беларусь закреплено включение в их состав одной трети представителей политических партий и общественных объединений. При этом исполнительные комитеты не имеют права включать своих представителей в состав избирательных комиссий, а государственные служащие могут занимать не более одной трети состава. Председателем комиссии не может быть подчиненный кандидата или родственник. Образование избирательных комиссий проводится гласно.



Исключено требование о наличии на территории соответствующей административно-территориальной единицы нижестоящей организационной структуры политической партии, другого общественного объединения при выдвижении ими представителей в избирательные комиссии.

Важным нововведением является наделение субъектов, выдвинувших своих представителей в состав избирательных комиссий, правом присутствовать на заседаниях местных исполнительных комитетов и представительных органов при решении ими вопросов образования избирательных комиссий. Решения таких заседаний можно оспорить в суде.

Существенный объемный блок поправок коснулся упрощения порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и президенты.

Учитывая, по словам председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, что «у партий проблемы с наличием структур на местах», разрешено выдвижение кандидатов по всем округам, вне зависимости от наличия там нижестоящей структуры партии, как это было предусмотрено ранее действовавшим избирательным законодательством.

Следует отметить, что предусмотрена возможность внесения изменений в документы, представленные для регистрации инициативной группы, до рассмотрения вопроса о регистрации такой группы. Упрощена процедура обжалования решений комиссий об отказе в регистрации инициативных групп: право обжаловать такие решения предоставлено непосредственно лицам, выдвигаемым кандидатами, а не большинству состава инициативной группы.

Из избирательного законодательства исключена норма, предписывающая заверка подписей, собранных членами инициативных групп, в исполнительном комитете. Кроме того, уменьшено количество оснований для признания подписей недействительными.



Изменены условия отказа в регистрации кандидатов. В частности, ошибки в библиографических сведениях не будут являться основанием для отказа, а ошибки в декларации о доходах и имуществе могут быть основанием для отказа только в случае, если они будут носить существенный характер и информация будет скрыта умышленно.

Таким образом, внедрен более лояльный подход к информации, предоставляемой кандидатами в избирательную комиссию. То есть если кандидат допустил в поданных в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов сведениях непреднамеренную ошибку, например, забыл указать в декларации мотоцикл, числящийся на нем, но давно сгнивший, то это не будет считаться основанием для отказа в регистрации.

В период предвыборной кампании гражданам предоставлена возможность использовать для предвыборной агитации помещения, которые в установленном порядке определены для этих целей. Ранее действовавшим избирательным законодательством такое право было предусмотрено только для кандидатов и их доверенных лиц.

Одно из существенных нововведений касается финансирования выборов. Впервые в Республике Беларусь разрешено образование индивидуальных избирательных фондов кандидатов в президенты и кандидатов в депутаты Парламента. Эти фонды могут формироваться за счет личных перечислений кандидатов, поступлений спонсоров, прежде всего белорусских организаций и граждан в частности, коммерческих структур.

Не вправе перечислять средства в такие фонды иностранные граждане и организации, предприятия с иностранными инвестициями, а также структуры, которые финансируются из государственного бюджета.



Надо отметить, что данное нововведение (образование индивидуальных избирательных фондов) не касается выборов депутатов в местные Советы.

Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию. По мнению председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, «образование индивидуальных финансовых фондов позволит кандидатам проводить более яркую агитационную кампанию». Привлечение средств из индивидуальных фондов позволит кандидатам покупать дополнительное эфирное время на телевидении и радио, организовывать встречи с избирателями, арендовать помещения, выпускать дополнительную рекламную продукцию.



Очень важно, что размеры индивидуальных фондов ограничены, иначе выборы просто не будут справедливыми. Так, согласно Избирательному кодексу, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 3 000 базовых величин при проведении выборов Президента Республики Беларусь, 1 000 базовых величин при проведении выборов депутатов Палаты представителей.

Как отметила глава Центральной комиссии
Ермошина Л.М., «например, в США есть достаточно много богатых людей, которые в состоянии профинансировать собственную избирательную кампанию. У нас не большой круг таких людей. Поэтому все кандидаты на выборные должности должны находиться в примерно равных материальных условиях».

Однако введение индивидуальных избирательных фондов не означает, что государство отходит от принципа государственного финансирования, и каждый кандидат по закону получит средства для проведения своей избирательной кампании, время на радио и телевидении.

Не обошли стороной изменения и стадию организации голосования и подсчета голосов.

Во-первых, урегулирован порядок изготовления, хранения, уничтожения бюллетеней для голосования и определен предельный процент резервных бюллетеней.



Число запасных бюллетеней не должно превышать 5% от числа избирателей.

Во-вторых, установлено, что комиссии должны быть обеспечены бюллетенями к началу досрочного голосования, а на участках, где досрочное голосование не проводится, – накануне дня выборов.

В-третьих, усовершенствована процедура организации голосования и подсчета голосов, предусмотрены оглашение результатов раздельного подсчета голосов и отражение в протоколе участковой комиссии количества избирателей, проголосовавших досрочно, по месту нахождения и в день выборов на участке для голосования.

Некоторые дополнения коснулись процесса наблюдения за выборами. Так, расширен круг лиц, которые могут быть выдвинуты наблюдателями. В соответствии с Избирательным кодексом наблюдателями могут быть не только члены общественных объединений и политических партий (как было закреплено в ранее действовавшем законодательстве по выборам), но и их представители, а также сами кандидаты на выборные должности.

Более того, наблюдателям предоставлено право присутствовать при повторном подсчете голосов.

Кстати, кандидат имеет право присутствовать при подсчете голосов.

В случае если наблюдатель считает, что совершено нарушение действующего избирательного законодательства, он вправе составить акт о нарушении и передать его в соответствующую или вышестоящую комиссию.

Таким образом, для выборов местных Советов депутатов двадцать шестого созыва, запланированных на 25 апреля 2010 г., характерен ряд отличительных особенностей. Однако самое главное отличие предстоящих местных выборов от предыдущих – отсутствие порога явки избирателей. То есть выборы депутатов в местные Советы будут признаваться состоявшимися при любой явке избирателей. Следует отметить, что данное нововведение коснется только местных выборов и не затронет парламентскую и президентскую кампании.
Реализация гражданами принципа «одно окно» в государственных нотариальных конторах по вопросам оформления наследственных прав граждан и договоров отчуждения недвижимости.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий» от 12.05.2005 года №220 (далее – Указ) с 14 июня 2005 года одними из первых в республике по принципу «одно окно» работают органы нотариата.

Как показывает анализ работы нотариальных контор, ежегодно увеличивается количество лиц, использующих принцип «одно окно», что влечет рост числа запросов, направляемых нотариусами. Если в 2006 году количество запросов составляло около 20000, то в 2009 году – свыше 27000. Это значит, что сотни граждан избавлены от хождения по инстанциям.

Чаще всего граждане по принципу «одно окно» оформляют наследственные права, дарят либо продают объекты недвижимости. Так, в 2009 году по указанному принципу конторами области удостоверено 2090 договоров отчуждения недвижимого имущества, выдано 13370 свидетельств о праве на наследство. По сравнению с 2006 годом количество выданных свидетельств выросло в 1,7 раза.

Воспользоваться “одним окном” гражданин должен захотеть сам, а задача нотариуса - сообщить ему о такой возможности.

Поэтому при обращении в контору за совершением нотариального действия нотариус выясняет у гражданина, будет ли лицо самостоятельно представлять сведения и (или) документы либо сбор будет производиться по запросам нотариуса.

Заявить о сборе документов нотариусом вправе граждане, их представители или представители юридических лиц, от имени, на имя по поручению либо в отношении которых совершаются нотариальные действия.

Как правило, по вопросам оформления наследственных прав обращаются наследники, по вопросам отчуждения недвижимости - любая из сторон: даритель или одаряемый, продавец или покупатель, а также их представители.

Вместе с тем, за лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, сохранено право личного сбора всех либо отдельных документов необходимых для совершения действия.

При обращении в контору нотариус устанавливает личность обратившегося, проверяет полномочия у представителя, при явке юридического лица – его правоспособность.

Подать заявление в контору о необходимости сбора документов нотариусом гражданин вправе и по почте, но только в случае, если подлинность подписи на заявлении засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия. К указанным лицам относятся уполномоченные должностные лица сельисполкомов, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Если, за истребуемые нотариусом документы законодательством Республики Беларусь предусмотрена оплата, то обратившееся лицо производит платеж, представляет квитанцию, только после этого нотариус может запросить необходимые сведения. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №152 от 16.03.2006 года за предоставление территориальными органами регистрации недвижимости определенных справок, выписок предусмотрена соответствующая плата. Однако, большинство органов выдают документы на безвозмездной основе.

Граждане иногда ошибочно полагают, что обратившись в контору для совершения договоров отчуждения недвижимости по «одному окну», нотариус в дополнение зарегистрирует право собственности на объекты недвижимости в территориальных организациях по государственной регистрации и право собственности на самовольные постройки.

Следует учитывать, что в компетенцию нотариальных контор указанные действия не входят, а государственные органы и иные организации представляют сведения только на основании имеющейся у них информации.

С 2007 года государственные нотариальные конторы области взаимодействуют с агентствами по государственной регистрации недвижимого имущества путем электронного обмена информацией с использованием IТ-технологий через сеть Интернет, что значительно сократило сроки сбора документов.

При оформлении наследственных прав по просьбе граждан нотариусы направляют запросы в органы загса для подтверждения факта смерти, родственных отношений наследника и наследодателя; в расчетно-кассовые центры – для установления места открытия наследства и факта принятия наследства, в территориальные организации по государственной регистрации, в органы госавтоинспекции для подтверждения состава и принадлежности наследодателю наследственного имущества и другие органы.

При подготовке документов для удостоверения договоров отчуждения недвижимости кроме запросов в РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и его территориальные организации, в расчетно-кассовые центры для предоставления копий лицевого счета, нотариус направляет запросы в органы опеки и попечительства местных исполнительных и распорядительных органов при отчуждении жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетним либо в котором проживают несовершеннолетние, в ЖЭУ - для предоставления справки о совокупной жилищной квоте, если жилое помещение приватизировано и другие органы.

Справки, сведения и документы государственными органами и иными организациями должны быть представлены в нотариальную контору в двухнедельный срок со дня получения запросов. Как только, нотариальная контора получит все необходимые сведения, нотариус заказным письмом извещает гражданина, что все документы получены, и заявитель может совершить нотариальное действие.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в отношении должностных лиц, допустивших несвоевременное предоставлении сведений на запрос нотариуса, либо предоставление недостоверной информации. По каждому такому факту управлением юстиции проводится проверка, в результате которой при подтверждении факта нарушения составляется протокол об административном правонарушении и направляется в суд для рассмотрения. Для сравнения в 2007 году управлением юстиции составлено 9 протоколов об административном правонарушении, в 2008 -4, 2009- 0, что свидетельствует о высокой исполнительской дисциплине должностных лиц.

В том случае, если документы и (или) сведения для совершения нотариального действия истребовались нотариусом самостоятельно, то нотариальное действие должно быть совершено в течение месяца со дня обращения лица за его совершением.

Следует отметить, что указанный срок совершения нотариального действия установлен для нотариуса и направлен на соблюдение прав граждан. Поэтому, если лица явились к нотариусу по его истечении срока, просят совершить нотариальное действие и срок действия истребованных документов не истек, то оснований к отказу в их просьбе в связи с пропуском срока не должно быть.

Нотариальное действие совершается при наличии всех необходимых сведений и (или) документов, явки заинтересованных лиц, а также лиц, согласие (отказ) которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь необходимо для совершения нотариального действия, оплаты всех платежей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В связи с изложенным, заинтересованным лицам достаточно два раза посетить нотариальную контору: 1 раз для подачи заявления о сборе документов, 2-ой- для получения свидетельства о праве на наследство либо удостоверения договора.



24 марта – «Всемирный день борьбы с туберкулезом»
На всем протяжении истории человечества врачи и философы, жрецы и ученые пытались выяснить природу туберкулеза. Наиболее наблюдательные из них догадывались, что эта болезнь заразна. В середине XIX в. французский врач Вильмен наблюдал заражение туберкулезом матросов от заболевшего ранее. Чтобы доказать инфекционную природу туберкулеза, он собирал мокроту больных и пропитывал ее подстилку для морских свинок. Животные умирали от туберкулеза.

Крупнейшее научное событие в истории медицины произошло 24 марта 1882 г. немецкий бактериолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза, который был назван бациллой Коха. Возбудителя туберкулеза Кох обнаружил при микроскопическом исследовании мокроты больного туберкулезом после предварительной окраски препарата везувином и метиленовым синим. Была выделена культура возбудителя туберкулеза в чистом виде. В Берлине в 1882 г. Кох сделал доклад «Этиология туберкулеза», в котором представил убедительные данные об открытии им возбудителя туберкулеза, в последующем Кох удостоен Нобелевской премии. Среди основных причин Кох подчеркивал роль социальных факторов. «Готовность к болезни, - писал он, - особенно велика в ослабленных, находящихся в плохих условиях организмах. Пока имеются на Земле трущобы, куда не проникает луч света, чахотка будет и дальше существовать». В 1890 году Кох впервые получил туберкулин, который он определил как «водно-глицериновую вытяжку туберкулезных культур». На конгрессе врачей в Берлине он доложил об этом средстве, которое якобы может сделать неуязвимыми восприимчивых к туберкулезу животных и излечит их. «Возможно, - сказал Кох, - это средство окажется полезным людям». Однако предполагавшаяся в связи с открытием туберкулина революция в лечении и профилактике туберкулеза оказалась мифом. Надежды тысячи больных туберкулезом, которые направились к Коху в Берлин, сменились чувством разочарования: туберкулин не оказал лечебного эффекта, более того, вызывал прогрессирование заболевания. Кох был осужден медицинской общественностью.

В 1902 году на конференции в Париже в качестве международной эмблеме противотуберкулезного движения приняли красный крест с двумя горизонтальными полосами. Такой крест в Средневековье был знаком патриархов Византии и Иерусалима.

В 1911 году на международной выставке в Дрездене Россия была объявлена «чемпионом» среди европейских стран по смертности населения от туберкулеза. Борьба с этой «белой чумой» осуществлялась силами и средствами филантропических обществ. «Русское общество охранения народного здравия» и «Общество русских врачей в память Н.И.Пирогова» стали создавать планы по изучению туберкулеза. Работу начала Всероссийская лига борьбы с туберкулезом. Лига придумала день «Белого цветка» (день «Ромашки»), который использовали для агитации и пропаганды, пополнения денежных средств для борьбы с туберкулезом. Эмблемой борьбы с туберкулезом выбрали цветок белой ромашки.



В Белыничском районе за 2009 год вновь выявлено 16 человек больных туберкулезом , из них14 человек - туберкулез легких, 2 человека - других органов. 6 человек - жителей города, 10 человек - жителей села. Умерло в 2009 году 3 человека (все мужчины, все сельские жители, ведущие ассоциальный образ жизни).
УЗ «Белыничская ЦРБ»



страница 1

Смотрите также: