Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ
Формирование культуры личности обучающегося – одно из стратегических направлений современной системы образования. «Культура объединяет все стороны человеческой личности, – разъясняет свое понимание культуры академик Д. С. Лихачев. – Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот черта истинно культурного человека» [1, с. 69].

Относясь к разряду важнейших мировоззренческих дисциплин, литература способствует преодолению фрагментарности и мозаичности историко-культурных знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

Литература как школьный предмет обладает интегративным характером, обусловленный сущностью литературы как вида искусства. Только при гармоничном воздействии литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства формируется эстетически развитая личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству. В то же время установление взаимосвязей литературы с другими предметами эстетического цикла развивает культурологическую компетенцию учащихся, без которой невозможно полноценное восприятие словесно-художественных произведений.

Представим сценарий вводного урока «"Обыкновенное чудо" искусства» (6 класс), целью которого является систематизация знаний учащихся о видах искусства и их взаимосвязи, углубление представления о специфике искусства слова через сопоставление литературы с другими видами искусства.

Начать урок целесообразно со словарной работы, которая будет включать толкование слов «литература» и «искусство», а также подбор к ним синонимов и однокоренных слов.

О происхождении искусства и его основных видах расскажет учитель (варианты – сообщение ученика или работа с информационной карточкой).


Искусство зародилось в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. д. Обособление эстетической деятельности, т. е. искусства в его современном понимании, раньше всего произошло в области ремесла, прикладного искусства (резьба, керамика, ткачество и др.).

Искусство подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим «языком». Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, фотоискусство) является внешняя действительность. Неизобразительные виды искусства (музыка, танец и литература) воплощают внутренний мир человека. Возможны также смешанные виды – театр, кино. Еще одна классификация делит искусства на пространственные (пластические) и временные (динамические). К первой группе относятся живопись, архитектура, фотография. Вторая группа представлена музыкальными искусствами. В

этой классификации также присутствуют синтетические (пространственно-временные) виды искусства: танец, литература, театр, кино.
Вопросы для обсуждения: «Когда зародилось искусство? Что первоначально означало слово «искусство»? Сколько видов искусства можно выделить? На каком основании их можно объединить в группы?»

Следующий этап урока – систематизация сведений о специфических «языках» различных видов искусства. Варианты организации учебной деятельности: беседа, сообщения учащихся, решение учебной задачи. Остановимся подробнее на последнем варианте. Учащимся предлагается заполнить табл. 5, распределив сведения о живописи, музыке и литературе в соответствующую графу.


Таблица 5 – Сопоставление живописи, литературы и музыки





Живопись

Литература

Музыка

Происхождение слова










Особенности










Темы










Художественные средства









Дидактический материал включает информацию о существенных признаках и художественных средств живописи, музыки и литературы.

Особенности искусства: зримо, неподвижно, слышимо, устремлено к отображению внутреннего мира, статично; обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний, живет во времени; изображает природные и общественные явления.

Образно-художественные средства: линия, динамика, гармония, словесный образ, мелодия, ритм, колорит, цвет, ритм, краска, перспектива, тембр, лад, сюжет, характер.

Для выяснения происхождения наименований видов искусства подсказка нужна только в случае со словом «литература», которое происходит от латинского litera – «буква». В «музыке» без труда угадывается греческое слово «муза». Семь из девяти муз связаны с песнями, танцами, музыкой. Русское слово «живопись» является калькой с древнегреческого языка (от живой+писать).

Для заполнения графы «Темы» попросим учеников вспомнить известные музыкальные, живописные и литературные произведения либо актуализируем известную информацию с помощью мультимедийной презентации. Средства воплощения у разных искусств разные, но темы и образы, к которым обращаются композиторы, художники, писатели, остаются едиными.


Центральная проблема урока – взаимосвязь, содружество различных видов искусства. Для ее обсуждения организуется работа с информационной статьей (вариант – проведение заочной экскурсии «В доме муз»). Рассказ сопровождается показом сооружений античной эпохи, а также известных музеев, чей архитектурный облик напоминает античные храмы (Британский музей в Лондоне, Пергамский музей в Берлине, Пушкинский музей в Москве, Национальный художественный музей в Минске).
Где живут музы?
Музы – греческие богини искусства, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять, их называли также олимпийскими сестрами.

Каждая муза исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусства.

За лирику «отвечали» четыре богини. Каллиопа – муза эпической поэзии, повествующей о героях-богатырях. Полигимния – муза торжественной гимнической поэзии, восхваляющей олимпийских богов, а также покровительница риторики и ораторского искусства. Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Эрато – муза любовной поэзии.

У театральных искусств три покровительницы. Муза комедии Талия и муза трагедии Мельпомена «опекают» драматический театр. Танцами и хоровым пением «заведует» Терпсихора.

Скульптура и живопись в представлении античных людей считались ремеслам, поэтому своих муз-покровительниц не имели. Зато древние греки и римляне к искусствам относили историю и астрономию.

Муз изображали в виде прекрасных молодых женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой: Каллиопу с восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Полигимнию со свитком в руках в задумчивой позе, Эвтерпу с флейтой, Эрато – с кифарой или лирой, Талию и Мельпомену с венком плюща на голове и маской (комической или трагической) в руках, Терпсихору – иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире, Клио – со свитком из папируса, Уранию – с глобусом и циркулем.

Покровителем наук и искусств является бог Аполлон, получивший имя Мусагет, что в переводе с греческого означает «предводитель муз».

Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы – мусейоны (в переводе с древнегреческого «принадлежащий музам», «дом муз»). Античные «храмы муз» считались местом созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались философы, поэты, музыканты и артисты, состязались в своем мастерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы. В афинском Акрополе, в Дельфийском храме, в Олимпии количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения. Крупнейшие в античности хранилища книг и художественных ценностей – пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах, Александрийский музей и Пергамская библиотека.

Со временем «мусейоном», точнее, образованным от него латинским словом «музеум» (museum) стали называть коллекции предметов искусства. С ХVII века понятие «музеум» стало обозначать здание, где располагаются экспонаты – памятники истории, культуры, науки. В русском языке «музеум» превратился в «музей».
Вопросы по статье: «Какова родословная муз? Почему их называют олимпийскими сестрами? Как вы думаете, почему жизнь музам «дали» Зевс и Мнемозина, хотя греческий пантеон насчитывает около сотни богов? За какие виды искусства в современной классификации «отвечали» античные музы? Какие музы покровительствуют нескольким видам искусства? Какие современные виды искусства и почему не имели божественных покровительниц? Каково назначение античного и современного "дома муз"»?

С целью закрепления материала организуем «заочную экскурсию» в художественный музей. Шестиклассники знакомятся с живописными и скульптурными изображениями муз (Клод Лоррен. «Аполлон и музы»; Романо Джулио. «Аполлон, танцующий с музами» и др.), «узнают» муз по символическим предметам или характерной позе.

Можно также организовать обсуждение интерпретаций античных образов, предложенных современными белорусскими скульпторами. В 2009 году после реконструкции Национального театра оперы и балета Республики Беларусь на фасаде здания появились бронзовые статуи Аполлона и четырех муз (скульпторы Г. Буралкин и А. Финский). Спросим у ребят: «Почему у двух современных видов искусства оказалось в два раза больше божественных покровительниц? Какие именно музы «поселились» на белорусском Большом театре?» Рассматривая изображения Мельпомены, Терпсихоры, Каллиопы и Полигимнии, обращаем внимание на их позы, символические предметы: «Какие отступления от античного канона в изображении муз и Аполлона Мусагета можно обнаружить? Оправданы ли эти изменения?»

В целом, данная скульптурная группа выполнена в традиционном стиле, чего нельзя сказать о скульптурном панно «Музы» (автор Л. Зильбер, 1981), украшающем парадный вход Академического музыкального театра в Минске. Композиция состоит из пяти утонченных женских фигур, облаченных в легкие развевающиеся одежды. Благодаря особому, «невидимому», креплению музы как будто парят в воздухе. Богини «заключены» в своеобразную раму и снабжены атрибутами разных видов искусства: скрипка, виолончель и жалейка у музы музыки, мольберт, рама и кисть у музы живописи, комическая и трагическая маски у музы театра. Музу танца отличает динамичная поза, музу поэзии сопровождает крылатый конь Пегас. Как видим, автор скульптурной композиции значительно отошел от античных канонов. Поставим перед учащимися проблемный вопрос: допустимо ли подобное отношение к традиции?

С целью самопроверки предложим учащимся вставить имена муз на месте пропусков в стихотворении древнеримского поэта Авсония.
(Клио) прошлых времен дела вещает потомству,

(Мельпомена) трагический вопль исторгает печали,

Радует (Талия) шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песню поет с тростниковою флейтой (Эвтерпа),

(Терпсихора) кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке (Эрато) чарует и словом, и жестом,

Песни времен героических в книге хранит (Каллиопа),

Звезды небес изучает (Урания), неба вращенье,

Жестами все выражая, (Поли(ги)мния) славит героев.
Плектор медиатор, пластинка, с помощью которой защипывают струны на щипковых инструментах.
Далее организуется обсуждение высказываний, подобранных учителем или учащимися, выполнявшими индивидуальное задание. Примеры высказываний о взаимосвязи искусств, их близости: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия– это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи): «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора» (В. Брюсов); «Архитектура – умолкнувшая музыка» (Гёте); «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (Микеланджело).

Следующий этап урока – обсуждение проблемы «границ» отдельных видов искусства. Учащимся предлагается познакомиться с фрагментом стихотворения Г. Гессе «Сон»:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!
Вопросы для обсуждения: «О какой «науке» говорит немецкий писатель? Можно ли переложить цветы в ноты или звуки? Что роднит между собой музыкальное произведение и живописное полотно? Можно ли провести точную грань между искусствами?»

Древние греки мудро объединяли все искусства в дружную семью муз, полагая, что они, взаимодействуя между собой, усиливают воздействие на человека и именно во взаимных контактах выявляют себя, свою специфику.

Искусства «переходят» одно в другое, образуя своеобразную «омонимию» жанров. Так, существуют симфонические поэмы и инструментальные баллады, поэтические этюды и музыкальные фрески... Целый свод музыкальных произведений создан на основе литературных произведений (опера М. Глинки «Руслан и Людмила», романс А. Варламова «Белеет парус одинокий…» и др.)

Обращаем внимание учащихся на феномен жанрового синтеза разных видов искусств. Ученикам предлагается перечислить жанры изобразительного, музыкального, театрального и словесного искусства. Среди жанров есть «чистые» и те, где искусства «объединяются» друг с другом. Так, например, в балете взаимодействуют музыка и танец. В ходе беседы выясняем, с какими видами искусства «дружит» литература. Материал о взаимосвязи искусств оформляем в виде таблицы (табл. 6).

Домашнее задание будет дифференцированным.

Третий уровень. Назовите профессии людей, создающих: а)  спектакль в драматическом театре; б) балетную постановку; в) кинофильм.

Четвертый уровень. Сопоставьте виды искусства в античный период и современную классификацию видов искусства.

Пятый уровень. Творческое задание «Чудо искусства» (по выбору):

Таблица 6 – Взаимосвязи различных видов искусств


Жанры

(роды)


Литера-тура

Музы-ка

Изобразите-льное искусство

Танец

Театра-льное искусство

симфо-ния




+










поэма

+













песня

+

+










романс

+

+










опера

+

+

+




+

оперетта

+

+

+

+

+

драма

+




+




+

кино

+

+

+




+

балет




+




+



1) Описание (подбор) музыки к картине художника.

2) Сопоставление настроения стихотворений и картин художников.

3) Рисование образов, картин, возникающих при прослушивании музыки.


Кроме того, можно предложить ребятам начать вести записи о жизни литературных произведений в других видах искусства, которые для наглядности целесообразно оформлять в виде таблицы (табл. 7).
Таблица 7 – «Вторая» жизнь литературного произведения


Литературное

произведение



Иллюстрации

Музыка

Кино

Былины

В.Васнецов. «Три богатыря»

А. Гречанин. Опера «Добрыня Никитич»

А. Птушко. Художествен-ный фильм «Илья Муромец»


Литература
1. Лихачев, Д. С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время: литературно-критический сборник / сост. Н. П. Утехин. – Л.: Лениздат, 1984. – С. 68–74.

страница 1

Смотрите также: