Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Методические материалы
Формирование информационной культуры личности
Информационная культура человека - понятие далеко не новое. Важнейший перелом в развитии информационной культуры привел к переходу от методов устного сохранения информации к появлению письменности, что обусловило бурное развитие цивилизации. Этот период в развитии информационной культуры называют документным. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления. Однако устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными источниками. Очередной информационный прорыв произошел с появлением компьютерных технологий, модифицировавших носители информации и автоматизировавших некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство, выступающее как особый аспект социальной жизни.

С изменениями, произошедшими в информационной культуре, к личности стали предъявляться повышенные требования. Человек XXI века должен быть психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, быть гибким в общении, в анализе любых ситуаций, определять конкретные цели своих поступков, выбирать из множества вариантов, предвидеть конечный результат своих действий, поступков, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования. В этой связи, проблема формирования информационной культуры представляется нам важной и актуальной.

В работах большинства исследователей термин «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Культурологический подход к информационной культуре заключается в понимании способа жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющей процесса формирования личности. Информационно-технологический подход предполагает совокупность знаний, поиска, отбора, хранения и анализа информации.

В понимании информационной культуры ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Более полное представление об информационной культуре дает ее рассмотрение с точки зрения целостности культурологической и информационно-технологической составляющих. В данном контексте информационная культура личности понимается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение информационной культуры как определенного мировоззрения в информационной сфере, позволяющего целенаправленно работать с информацией, профессионально используя компьютерные информационные технологии и соответствующие им технические и программные средства. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий интеллектуальный и нравственный опыт человечества. Она предполагает гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу личности (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. В узком смысле информационная культура - это умение человека использовать информацию и информационные технологий в своей деятельности.

В содержание информационной культуры входит умения:


- анализировать и синтезировать информацию;
- выделять главное;
- перерабатывать информацию;

- ориентироваться в информационном потоке;


- превращать полученную информацию в собственное знание;
- создавать новую информацию и новое знание;

- проявлять инициативу;

- находить решение проблем;
- использовать информацию в процессе интеллектуальной, технологической, экономической, экологической, нравственной, общественно-политической, социально-психологической, организационной деятельности;
- оптимально хранить и использовать документы.

Факторами, определяющими актуальность и социальную значимость формирования информационной культуры человека информационного общества, являются:

- появление определенного мировоззрения в информационной сфере;



  • целенаправленная работа с информацией во всех сферах деятельности человека,

  • использование в профессии компьютерных информационных технологий и соответствующих им технических и программных средств.

В деятельности человека информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • в знании принципов работы современной электронной техники;

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии, программные продукты;

  • в умении получать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • во владении основами аналитической переработки информации;

  • в способности с помощью средств информатики реализовывать доступ к информационным ресурсам всей цивилизации.

Выделяют три уровня информационной культуры:

  1. Информационная культура личности.

  2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).

  3. Информационная культура общества в целом.

Информационную культуру личности можно рассматривать как общую, профессиональную и логическую. Соответственно информационная культура личности развивается от набора знаний и умений межпредметного характера к практическому применению ее в конкретном виде профессиональной деятельности, к умению творчески перерабатывать информацию, создавать новые знания (рис.2).

Рис.2.
Модель информационной культуры личности

Когнитивный блок Эмоционально-ценностный блок Поведенческий блок

(знания и умения по (установки, оценки, отношения) (реальное и потенциальное

общению с информацией) поведение)

информационные способы поиска

интернет- потребности информации

грамотность

интенсивность

мотивы обращения обращения к

навыки к источникам средствам информации

обращения с информации

информацией

каналы применение

получения информации

информация

способы

самооценка распространения



компетентности информации
этика поведения формы

в информационном деятельности



пространстве в интернет

Становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, в ходе самообразования. Это достаточно стихийный процесс, однако его можно структурировать, организовать и, очевидно, усилить при целенаправленном воздействии систем обучения и воспитания.

Формирование информационной культуры является важным аспектом учебно-воспитательного процесса учреждения профессионального образования. Развитие информационного пространства и формирование информационной культуры участников воспитательного процесса является предпосылкой насыщенного диалога в системе «воспитатель-воспитанник», создает базу для их активного сотрудничества.

Задача учреждения образования заключается в подготовке учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией ее обработки.

Информационная культура предполагает развитие качеств личности учащегося, проявляющихся в способности:


  • осознавать информационное единство всего человеческого общества;

  • осознавать необходимость реализации гуманистические принципов развития общества и воздействия на окружающую среду посредством информационных технологий;

  • уметь противостоять негативному влиянию определенных средств массовой информации;

  • уметь позитивно использовать информационные технологии в нравственном, интеллектуальном, творческом саморазвитии личности;

  • владеть навыками отбора качественной и достоверной информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств учащегося, способствующий реальному пониманию самого себя, своего места и своей роли.

Формирование информационной культуры будущего специалиста является важным компонентом профессиональной культуры, проявляющееся в следующих качествах личности:



    • умении анализировать и синтезировать полученную информацию;

    • способности выделять главное из множества второстепенного;

    • умении критически осмысливать и перерабатывать информацию;

    • умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;

    • владении основами аналитической переработки информации;

    • владении практическими способами работы с различной информацией;

    • знании морально-этических нормы работы с информацией.

Становление информационной культуры учащихся осуществляется в повседневной учебной и внеучебной деятельности под влиянием получаемой информации и в ходе самообразования.

Формирование информационной культуры - это длительный процесс, требующий профессионального подхода к реализации данной задачи. Учреждение образования является основным институтом общества, создающим условия для формирования информационной культуры личности.

Основными направлениями педагогической деятельности по формированию информационной культуры являются:

-изучение элементарных основ и практических навыков информационных технологий в различных сферах жизни, профессиональной деятельности;

-повышение эффективности воспитательного процесса на базе создания и активного использования информационного пространства воспитательной работы;

-формирование мировоззрения учащегося, базирующегося на научном, критическом отношении к информации;

-моделирование информационных процессов воспитательной работы.

Первое, с чего нужно начинать работу – это выработка мотивации у учащихся и педагогов. В формировании мотивации можно использовать библиографические каталоги, различные компьютерные журналы, издания, дискуссии, проводимые по материалам печатных изданий и телепередач создание инициативных групп из числа учащихся, педагогов, родителей; организация работы электронной почты общения.

Следующим этапом является создание целевых программ, проектов (например программ связей по Интернет между учреждениями образования, проект «Электронный совет по средам» и т.п.).

Большое значение в процессе воспитания придается этическим аспектам информационной культуры личности.

Процесс формирования информационной культуры возможен лишь при обеспечении взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса (табл. 1).

Табл.1.


Приоритетные виды деятельности субъектов воспитательного процесса по формированию информационной культуры личности в условиях учреждения профессионального образования



Субъекты

воспитательного процесса

Виды деятельности

Аналитическая

Внеучебная

Методическая

Заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе


-анализ уровня информационной культуры коллектива с использованием информационных технологий;

-создание базы аналитических данных состояния воспитательного процесса в учреждении образования;

- анализ уровней и содержания коммуникации в социальном окружении учащихся;

-тестирование, позволяющее оценить уровень информационной культуры коллектива;

-психолого-педагогические исследования влияния современного информационного пространства на воспитательный процесс;

- социометрические исследования;

-педагогические наблюдения;

-экспресс-опросы и беседы с учащимися, педагогами, родителями;

-изучение характеристик;

-тестирование, анкетирование;

-анализ уровня сформированности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры субъектов воспитательного процесса



-планирование и организация информационного пространства воспитательной работы в учреждении образования;

- формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений в организации процесса воспитания;

-создание сайта учреждения образования;

-создание устных, электронных журналов, газет учреждения образования, освещающих вопросы воспитания;

-организация деятельности общественных редколлегий;

-проведение радио-теле информационных часов, анализирующих материалы, размещенные в средствах массовой информации, сети интернет;

-проведение виртуальных конкурсов, турниров;

-организация работы интернет-клуба;

- освещение основных вопросов воспитательного процесса в средствах наглядной информации.


-изучение, обобщение и распространение опыта организации работы по созданию и развитию информационного пространства воспитательной работы в учреждениях профессионального образования, эффективно использующих научно-методический потенциал, возможности государственных и общественных организаций региона и республики;

-повышение компетентности всех участников воспитательного процесса в вопросах эффективного использования информационных ресурсов в воспитательной работе;

-повышение методического уровня преподавателей и мастеров производственного обучения посредством организации круглых столов, семинаров, тренингов, открытых мероприятий по обмену опытом воспитательной работы с использованием информационных технологий;

-содействие творческому росту кураторов учебных групп, формированию культуры


создания библиографической информации, культуры пользования компьютерной и оргтехникой,
-передачи информации, распространения информации через функционирование "Школы куратора", "Дней информирования», Дней консультирования, проведения открытых информационных и воспитательных часов, конкурсов куратора.

-создание электронной методической библиотеки для кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения;

- разработка мультимедийных презентаций в помощь субъектам воспитательного процесса для проведения информационных, воспитательных мероприятий.


Куратор учебной группы, мастер производственного обучения



-анализ состояния информированности учащихся о процессах происходящих в политической, социально-экономической и культурной жизни в стране и за рубежом;

-анализ использования учащимися группы для развития своего кругозора различных средств массовой информации, сети интернет;

-анализ участия учащихся группы в работе редколлегий;

-изучение участие учащихся в кружках, клубах общественно-политической направленности;

-создание компьютерной базы данных оценки качества и динамики процесса воспитания в учебной группе;

-анализ участия учащихся учебной группы в работе клубов и кружков, формирующих информационную культуру;

- уровень участия учащихся в информационных часах, массовых мероприятиях, акциях;

-статистический анализ текущей и итоговой успеваемости по профессиональной подготовке,

изучение процесса формирования информационной культуры личности;

-анализ умения учащихся ориентироваться в информационных потоках;

-оценка умений учащихся организации оптимального хранения и использования документов с помощью информационных технологий


-создание информационного пространства воспитательной работы в учебной группе, используя средства наглядной агитации, стеной печати, радио, компьютеры, интернет;

-проведение информационных часов;

-использование современных активных форм взаимодействия, направленных на реализацию поставленных задач по формированию информационной культуры учащихся учебной группы;

- формирование прочной нравственной и гражданско-патриотической позиции личности в отношении информации, публикуемой в СМИ и интернет;

-проведение воспитательных часов с использованием информационных технологий;

-привлечение учащихся в клубы, кружки формирующих информационную культуру учащихся группы;

- организация посещения выставок, спектаклей, кинотеатров, музейных экспозиций;

-взаимодействие с субъектами воспитательного процесса в направлении создания единого информационного пространства воспитательной работы;

-взаимодействие с государственными, общественными организациями, учреждениями культуры, библиотеками, интернет-клубами в процессе формирования информационной культуры учащихся учебной группы;

-создание совместно с учащимися видеоклипов, журналов, мультимедийных презентаций, и т.д.

-формирование идейно-нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, социально-психологическая, эстетической культуры, организаторских качеств, используя информационное пространство воспитательной работы, информационные технологии.



-изучение положительного опыта работы по формированию информационной культуры учащихся учебной группы;

-разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий направленных на формирование у учащихся информационной культуры;

-разработка методик воспитания, способствующих формированию умений анализировать и критически оценивать информацию, получаемую из современных информационных потоков;

-адаптация методов и форм воспитательной работы других кураторов с целью их дальнейшего использования в своей воспитательной работе;

-внесение на рассмотрение заседаний педсовета, методических комиссий, воспитательного отдела и администрации учебного заведения предложений по совершенствованию информационной культуры участников воспитательного процесса;

-повышение профессионального уровня посредством посещения лекций, дней информирования, курсов повышения квалификации,

- участия в конкурсах кураторского мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по проблемам организации воспитательного процесса в условиях современного информационного пространства и информационных технологий;

-участие в разработке мультимедийных проектов, презентаций по направлениям воспитательного процесса;

- использовать для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.



Педагог-психолог

-тестирование по выявлению влияния современных информационных потоков на уровень мотивации, ценностных ориентаций личности;

- анализ состояния  психологической адаптации в информационном пространстве;

-изучение личностных особенностей, потребностей и мотивов деятельности учащихся в информационном пространстве с целью дальнейшей психологической коррекции личности и совершенствования учебно-воспитательной деятельности;

-исследование психологической адаптивности, стрессоустойчивости, навыков самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции в работе с электронными носителями информации;

-диагностика ситуации в референтных группах,

-наблюдение,

-изучение психологической и профессиональной готовности к работе с информационно-технологическими средствами.


-оказание содействия куратору учебной группы в проведении психолого-педагогической диагностики и интерпретации результатов диагностических исследований по проблемам влияния СМИ, электронных систем на процесс формирования личности;

-проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий, формирующих жизненную позицию учащихся в информационном пространстве;

-проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций с учащимися;

-развитие умения анализировать, синтезировать полученную информацию;


-составление индивидуальных планов воспитания с акцентом на формирование у учащихся информационной культуры


-создание программ психологического сопровождения учебно-вос­пи­тательного процесса, направленного на формирование информационной культуры учащихся;

-разработка рекомендаций по формированию умения учащихся ориентироваться в информационных потоках;

-оказание помощи в проведении психологической диагностики, а также выборе оптимальных форм воспитательной и диагностической работы в группе;

-оказание психолого-педагогической поддержки и консультирование куратора по вопросам работы с лидерами референтной группы.





Социальный педагог


-проведение социально-педагогической диагностики, направленной на выявление психологически незащищенных учащихся в современном информационном пространстве, их потребностей, установок, степени социальной адаптации (социологические опросы, анкетирование, интервью и пр);

-исследование количества и направленности референтных групп, лидеров;

-анализ культуры потребления информации;

-анализ роли молодежных общественных организаций в информационном пространстве воспитательной работы;

- изучение роли социума и семьи в формировании информационной культуры учащихся;

-социометрические исследования;

-педагогические наблюдения.


-содействие активному вовлечению учащихся в воспитательные мероприятия, общественно полезную и культурно-массовую работу в целях негативного влияния современных средств массовой информации, рекламы, поп- культуры;

- воспитание у учащихся способности к оценке получаемой информации, интереса и ответственного отношения к себе как личности, к возможностям полноценной самореализации, общественным поручениям;

-организация работы по обеспечению информационной безопасности сирот, учащихся из неблагополучных семей;

-проведение коррекционно-профилактической работы с учащимися (социально-ролевые игры, сократовские беседы и т. д.) по формированию образа "Я" и нравственной позиции;

-формировать у учащихся культуры использования информации;

-социально-педагогическое консультирование учащихся и их родителей по проблемам социальной адаптации, правовой и социальной защищенности, профилактике правонарушений, организации быта и досуга.




-привлечение специалистов из различных социальных институтов, общественных молодежных организаций, правоохранительных органов, служб занятости для информационной, идеологической, просветительской и профилактической работы в учебном заведении;

-изучение положительного педагогического опыта формирования информационной культуры учащихся;

-создание коррекционных программ для работы с ценностными установками, мотивацией учащихся.


Основой работы по воспитанию информационной культуры учащихся является проведение мониторинговых исследований в этом направлении. Главное направление проведения мониторинга уровня информационной культуры учащихся - это формирование эмоционально-ценностных и поведенческих качеств личности в информационном пространстве. Эмоционально-ценностный и поведенческий аспекты являются отражением информационной культуры учащихся. Мониторинг эмоционально-ценностного блока проводится по стандартным методикам проверки знаний и умений, навыков (тесты, анкеты и т.д.), а также по методикам самооценки, тестам реального и идеального уровня сформированности информационной культуры. Поведенческий блок для диагностики требует более длительного наблюдения и интервьюирования, но достаточно полно отражает сформированность информационной культуры учащихся. Данные мониторинговых исследований вводятся в компьютерную базу данных и используются при подготовке аналитических отчетов, справок, докладов.

На основании данных мониторинга состояния работы по формированию информационной культуры учащихся и развития информационного пространства воспитательной работы учреждения образования организуется планирование и управление дальнейшей работой.

Важнейшей составляющей профессиональной культуры педагога является его информационная культура, без которой невозможно воспитание учащихся в современных условиях. Сформированность информационной культуры как части педагогической культуры открывает очень широкие возможности для оптимизации процесса воспитания и позволяет:


-использовать новые методы и способы представления, обработки данных мониторинга качества воспитанности учащихся, уровня их информационной культуры;

-использовать в воспитательной работе более широкий спектр методических материалов и наглядностей;

- разрабатывать и использовать компьютерные воспитательные и контролирующие программы;

- повышать педагогическую квалификацию и общеобразовательный уровень путем использования информационных ресурсов компьютерных сетей, средств дистанционного обучения.

Уровень развития информационной культуры педагогов зависит не только от качества знаний, умений и навыков работы с информацией, но и от психологической и профессиональной готовности к работе с информационно-технологическими средствами.

Информационно-педагогическая компетентность педагога профессиональной школы - это важнейший показатель его профессионального мастерства.

Основы информационной культуры педагога включают самостоятельную работу с информацией, предполагающую:

· умение находить необходимой информацию, ориентироваться в информационных потоках и коммуникациях;



· умение работать с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
· умение использовать технические средства (в частности, компьютеры) в воспитательном процессе.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно и интеллектуально объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную общественную и профессиональную жизнь, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

страница 1

Смотрите также: