страница 1 УДК 681
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОГРАМИРОВАНИИ
Оналқан А. Қ.
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар
Научный руководитель – ст. преподаватель кафедры ИиИС Топко Л.В.
В современном информационном обществе, в котором происходит быстрое развитие технического и программного обеспечения необходимо, чтобы полученные знания были закреплены в сознании обучающихся, а также подготовить их к дальнейшему самообучению и саморазвитию. В лекции перед студентами и преподавателями в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что образование "становится ключевым фактором нашего развития" и "образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов" [1].
Информатизация образования вызывает необходимость наряду с техническим обеспечением и программного обеспечения учебного процесса. В условиях кредитной системы обучения, которая предполагает в основном самостоятельную работу студентов, а как известно, проблемы организации самостоятельной работы студентов и контроля знаний всегда занимали центральное место в учебном процессе, поэтому требуется создавать программные продукты для образования [2, 3]. В связи с этим создание электронных учебно-методических комплексов является одним из важнейших задач информатизации образования, но при этом нужно учитывать, что создание электронных учебно-методических комплексов и организация учебных курсов с их использованием является непростой технологической и методической задачей [4]. Несмотря на это, востребованность электронных учебно-методических материалов повышается в сфере образования.
Создаваемые электронные учебно-методические комплексы должны быть необходимыми в учебном процессе и соответствовать уровню развития современных научных знаний. В настоящее время в программировании преобладают два метода: структурное программирование и его логическое развитие – объектно-ориентированное программирование (ООП). Причиной возникновения ООП является возрастание сложности программ, когда появилась необходимость в создании таких структур, как классы и объекты, и таких элементов, как свойства, методы, события. Поэтому объектно-ориентированное программирование и объектно-ориентированная технология программирования уже стали неотъемлемой частью вузовских учебных программ по направлению «Информатика и информационные системы». Это стадо причиной для создания интерактивных учебных комплексов, по данной дисциплине: «Интерактивный лекционный комплекс по дисциплине объектно-ориентированное программирование», «Интерактивный практикум по дисциплине объектно-ориентированное программирование» - разработанных для студентов специальности «Информатика», «Информационные системы», а также для всех желающих самостоятельно изучить и овладеть практическими навыками.
Известно, что для результативности обучения необходимо научить студентов прежде всего добывать знания, то есть обеспечить алгоритмом действий для достижения прочных знаний, умений и навыков [5]. В предлагаемых интерактивных комплексах все материалы помогают ознакомиться с самим понятием объектно-ориентированного программирования, а также научиться по примерам изложенным в них таким языкам, как: PHP 5, C++, JavaScript.
Данная работа включает в себя два комплекса:
«Интерактивный лекционный комплекс по дисциплине объектно-ориентированное программирование» состоит из следующих разделов:
-
Краткие определения и понятия по каждому объектно-ориентированному языку.
-
Анимационные примеры, по использованию объектно-ориентированного программирования на рассматриваемых языках.
Данный комплекс предназначен для освоения понятий по объектно-ориентированному программированию, а также знакомит обучающегося с основными конструкциями языков и возможностью использования и применения знаний на примерах в объектно-ориентированных языка.
«Интерактивный практикум по дисциплине объектно-ориентированное программирование» состоит из следующих разделов:
-
Анимационные примеры, по использованию объектно-ориентированного программирования на рассматриваемых языках.
-
Практические задания, для проверки знаний и навыков использования объектно-ориентированного программирования на языках программирования.
-
Творческие задания, необходимые для самостоятельного выполнения и овладения практическими навыками программирования.
Данный комплекс предназначен для освоения практических умений и навыков по объектно-ориентированному программированию, а также обучает работе с основными конструкциями языков и возможностью использования и применения знаний в объектно-ориентированных языка.
Эти комплексы дают возможность обучающемуся для самостоятельного изучения материала по данной дисциплине с начального уровня, а для знающих процедурное программирование дает возможность сравнить с объектно-ориентированным и решить какой способ программирования приемлем для них.
В процессе обучения объектно-ориентированному программированию решаются следующие образовательные задачи:
-
Формирование представления об ООП.
-
Обучение принципам ООП.
-
Обучение объектно-ориентированному проектированию.
Для решения данных проектов были использованы доступные инструменты, с помощью которых осуществляются следующие задачи:
-
Отобраны материалы для объяснения понятий и практических знаний: рисунки, схемы и таблицы; нужная литература.
-
Созданы логически последовательные представления материалов. Собранный материал разделен по темам.
-
Создана логическая последовательность материалов.
-
Оформлены материалы во Flash.
-
Создана по каждой теме анимаций с визуализацией примера, а также запись озвучивания.
-
Соединены отдельные модули, при соединении использовано все возможности Flash программы.
Проекты выполнены в программе Macromedia Flash 8, с использованием языка сценариев Action Script 2.
Практическая ценность работ заключается в том, что при внедрении этих проектов в учебный процесс обучающиеся смогут не только самостоятельно начать изучение объектно-ориентированного программирования, но возможно данные проекты станут толчком для того, чтобы они начали создавать свои программные продукты для образования.
Основные положения научных проектов: «Интерактивный лекционный комплекс по дисциплине объектно-ориентированное программирование» и «Интерактивный практикум по дисциплине объектно-ориентированное программирование» - были отправлены на участие в научно-исследовательскую программу «Жас-Ғалым» на 2011-2012 учебный год.
При разработке участвовали студенты ПГУ им. С. Торайгырова специальности «Информатика» и «Информационные системы».
Научные руководители проекта «Интерактивный лекционный комплекс по дисциплине объектно-ориентированное программирование»: старший преподаватель кафедры Информатика и информационные системы Топко Л.В.; старший преподаватель кафедры Информатика и информационные системы Улихина Ю.В..
Научные руководители проекта «Интерактивный практикум по дисциплине объектно-ориентированное программирование»: старший преподаватель кафедры Информатика и информационные системы Топко Л. В.; к.п.н., доцент ПГУ кафедра Информатика и информационные системы Муканова Жазира Гафуровна.
В заключение нужно подчеркнуть, что эта статья посвящена одному из методов решения проблемы самостоятельной работы обучающихся, для решения которого необходимо применять электронные продукты в сфере высшего профессионального образования. Данные проекты: «Интерактивный лекционный комплекс по дисциплине объектно-ориентированное программирование», «Интерактивный практикум по дисциплине объектно-ориентированное программирование» - являются примерами методов решения проблемы.
Литература
-
Назарбаев Н. А. К экономике знаний — через инновации и образование: Лекция Президента Н. А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева (26 мая 2006 г.) // В кн.: Евразийский университет и мир Евразии. Изд. 2-е / Сост.: С. А. Абдыманапов, С. В. Селиверстов. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2006. С. 713.
-
Основы кредитной системы обучения в Казахстане / Под ред. Ж.А. Кулекеева. – Алматы: Казак университет, 2004 – с.9;
страница 1
|