|
|
страница 1 Цель: Формирование политической культуры учащихся, формирование гражданственности и ответственности
Задачи: Развивать у учащихся интерес к историческим событиям Республики Беларусь и способствовать формированию политического мышления.
Форма проведения: Художественно- публицистическая конференция
Ход конференции:
Ученик 1.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросши в тишину.
Конечно, мы смотрим
Глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым.
Трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен
Хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли,
Что мир перенёс.
. . . Конечно. Мы смотрим
иными глазами-такими же,
полными слёз.
Пока он жив и почестей достоин,
Пока крепит Отечество своё. . . .
Но будет день
Уйдёт последний воин
Далёкой той войны
Внебытие.
Вы, юные, позиций не сдавайте,
Для вас он рвал захватчиков кольцо.
Смотрите-И навек запоминайте!
Живого победителя лицо.
Ученик 2.
22 июня 1941 года началась жесточайшая битва минувшего столетия между Советским Союзом и фашистской Германией. В четыре часа утра гитлеровские полчища вторглись на территорию СССР. Шквал огня обрушился на мирно спавшие города и сёла. Началась Великая отечественная война.
Чтецы:
Кого скрывают сизые курганы,
Свидетели обугленных полей?
О чём не рассказали капитаны
Военных затонувших кораблей?
Тревожно сердце начинает биться,
Как Будто это по моей вине
Ещё не все дописаны страницы
Той краснозвёздной книги о войне.
О подвигах ещё не все мы знаем,
Ещё не вся победа нам видна.
I}щите замурованное знамя!
Святые находите имена!
Звучит песня А.И. Фатьяна и В.П.Соловьёва -Седого «Соловьи».На фоне песни ученики читают:
Пусть былое ворвётся в беседы....
Хоть оно подрастает быльём,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поём.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
у накрытого другом стола.
Мы ведь столько пережили вместе,
Связанные дружбой фронтовой
Были между жизнью мы и смертью
Столько дней!...A сколько впереди !?
Нам скрепили дружбу кровь и пламя,
Оттого так она крепка
Насмерть постоим мы друг за друга,
Если нам разлука суждена.
На своих солдат глядит Отчизна,
Как огонь крушат они огнём...
Поклялись мы воинскою клятвой,
Что назад с победою придём.
Ученик 3.
Величайшим испытанием для советских людей стала смертельная битва с фашистскими захватчиками, посягнувшими на честь, свободу и независимость страны.
Ученик 4.
Фальсификация военных событий началась ещё в 60-е г.г. .Ряд западных « теоретиков» пытался представить СССР агрессором. В конце 80-х наступил очередной этап. Тогда во многих газетах и журналах появились публикации на тему « Фашистский меч ковался в СССР»
Ведущий.
Сталин был крупным геополитиком .Он прекрасно разбирался в нюансах« большой игры», которую с одной стороны, вела Германия, с другой- Англия, Франция и США.К началу 1941 г. стало очевидным, что у народов Зап. Европы сложилось твёрдое убеждение: про водимая Гитлером политика носит агрессивный характер. Оккупированы Чехословакия, Польша, Австрия, Франция и другие страны .на очереди был СССР.
Но чтобы оправдать нападение на СССР, Гитлер в речи 3 октября 1941 г. заявил: « Все захваченные советские территории представляют собой не что иное, как единую фабрику по производству оружия, построенную за счёт снижения уровня жизни населения»
В мае 1941 начальник Генштаба Жуков и нарком обороны Тимошенко пришли к выводу, что Германия полностью мобилизовала свою армию, сосредоточив её, в основном, у границ СССР. Это подтверждали и данные разведки. По их инициативе в отработанный уже план отражения военной агрессии были внесены определённые коррективы. Этот документ получил название Соображения по плану стратегического развёртывания войск.
В нем предлагалось « не давать инициативы действий германскому командованию, упредить противника и остановить германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет организовать фронт во взаимодействии родов войск.»Через 2 дня Жуков и Тимошенко повезли « план развертывания» на одобрение Сталину. Предложенный план Сталин утверждать не стал, но принимать меры по выдвижению войск из глубины страны и созданию второго стратегического эшелона в целях противодействия готовящемуся вторжению немцев разрешил. Однако строго предупредил при этом, чтобы мы не давали повода для провокаций.»
Сталин, несмотря на все донесения разведки, ждал. Сегодня многие серьёзные специалисты в области военной науки, историки вполне обоснованно считают, что он Гитлера переиграл. Не дал ему объявить войну хотя бы за час до нападения.
Было б часов утра 22 июня 1941 года. На огромном пространстве от Заполярья до Чёрного моря уже «катилась « война. Через некоторое время на весь мир прозвучат слова:» Вероломно, без объявления войны, фашистская Германия напала на СССР»
Звучит песня « Баллада о солдате», слова М Матусовского, муз. В.Соловьёва-Седого.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового шёл солдат
Шёл солдат, преград не зная,
Шёл солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шёл без привала,
Шёл вперёд солдат.
Словно прирос к плечу солдата автомат
Всюду врагов своих заклятых бил солдат.
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в посёлке энском,
Пуль не считая, глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого, мимо хат
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат, слуга Отчизны,
Шёл солдат, во имя жизни
Землю спасая,
Мир защищая,
Шёл вперёд солдат
Ведyщий:
Натиск, внезапность, мощь. Вот те козырные карты, на которые ставил агрессор ставил и... просчитался. Те части, которые за 40 дней покорили Бельгию, Францию и Голландию, почти полтора месяца не могли сломить сопротивление гарнизона Брестской крепости. Те хваленые фашистами асы, на чьём счету были сотни воздушных боёв И десятки сбитых самолётов, часто бывали биты ребятами, не имевшими никакого фронтового опыта . Уже в первый день войны советские лётчики совершили 6 тысяч боевых вылетов и сбили в воздушных боях 200 немецких самолётов.
Вера и сплочённость помогали защитникам Могилёва и Борисова, Москвы и Ленинграда. Они, помноженные на военное искусство советских полководцев, обеспечивали успех. Долгим и трудным был путь в победный май 1945.
Сотни тысяч своих сыновей потеряла наша страна в первые месяцы самой кровавой войны. Но именно в те первые дни, недели и месяцы фашисткой агрессии и закладывались основы будущей Победы Той Победы, свет которой не померкнет ни для нынешних, ни для грядущих поколений.
Родина. . .
Родина,
Суровая и милая,
Помнит все жестокие бои. . .
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи,
Медленно история листается.
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет. Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Т е же травы к солнцу поднимаются,
Так же розов неотцветший сад.
Так же любят, и с любовью маются,
И страдают, как века назад.
И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут грядущие пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
Что мне надо?
Скажу по совести:
Непременней всего на свете
Я хочу, чтоб ни войн,
Ни горестей
Не изведали наши дети
Чтобы жили они
Красиво:
И с людьми
И с работой ладили.
Для себя не прошу и малого
Лишь цвело бы мое Отечество.
Ученик 5.
А что мы знаем о войне?
За родную Беларусь!
(Викторина)
-
Когда начались оборонительные бои Западного фронта на территории Беларуси (22 июня 1941 г. продолжались до 9 июля 1941г.)
-
Назвать период героической обороны гарнизона Брестской крепости (22 июня — конец июля 1941г.)
-
Кто командовал одним из первых в Беларуси Пинским партизанским отрядом, созданным 24 июня 1941г. (В.З. Корж)
-
Какой подвиг совершил капитан Н.Ф. Гастелло и где это произошло? (июнь 1941 г. Н. Гастело направил свой подбитый самолет на скопление техники врага на дороге Молодечно – Радошковичи).
-
В июле 1941г. в Суражском районе в числе первых создан партизанский отряд. Кто был командиром отряда? (М.П. Шмырев)
-
Когда и где был произведен первый залп ракетных (реактивных) установок «Катюша»? (14 июля 1941г., на станции Орша)
-
Кому первому из партизан Великой Отечественной войны присвоены звания Героя Советского Союза? (белорусским партизанам Т.П. Бумажкову и Ф.И. Павловскому в августе 1941г.)
-
Какой первый районный центр Беларуси (сентябрь 1942г.) освободили войска 13 – й армии Центрального фронта? (городской поселок Комарин)
-
Какой первый областной центр Беларуси освобожден войсками Белорусского фронта в ноябре 1943 г.? (г. Гомель)
-
Когда образовался 1 – й Белорусский фронт и кто был его командующим? (17 февраля 1944г, К.К. Рокоссовский)
-
На месте каких боев сооружен мемориальный комплекс «Здитовская оборона»? (на месте оборонительных боев партизанских бригад «Советская Белоруссия», имени Ф.Э. Дзержинского и 345 – го отряда против карателей)
-
Когда состоялся митинг населения г. Минска и парад 30 тысяч белорусских партизан, посвященный освобождению Беларуси от немецко – фашистских захватчиков? (16 июля 1944 г.)
-
Какие предприятия Беларуси начали выпускать продукцию в ноябре 1944г.? (В Гомеле завод «Гомсельмаш», в Минске кондитерская фабрика «Коммунарка», в Витебске фабрика «Знамя индустриализации»)
-
Когда советские войска подняли над рейхстагом знамя Победы? (1 мая 1945г.)
-
Какие культурные и учебные заведения были открыты в Минске с ноября 1944 г. по декабрь 1945 г.? (7.11.1944 — Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны (основан 30.09.1943 г.), сентябрь 1945 г. — Литературный музей Янки Купалы, 22.12.1945 г. — Белорусский театральный институт (с 1953 г. театрально – художественный институт, с 14.11.1991 г. — Белорусская академия искусств))
страница 1
|
Смотрите также:
Задачи: Развивать у учащихся интерес к историческим событиям Республики Беларусь и способствовать формированию политического мышления
85,09kb. 1 стр.
Интеллектуальна игра «Последний герой» Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету Задачи
64,91kb. 1 стр.
Спид- смертельная угроза человечеству
52,56kb. 1 стр.
|
|