Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Интеллектуальна игра «Последний герой»
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету

Задачи: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, культуру речи; прививать интерес к русскому языку и литературе.


Ход мероприятия
Учитель:

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

“Последний герой” состоит из 2 туров. В первом туре пять заданий, после каждого из которых выбывает один человек. После первого даже 2. За выполнением заданий будет следить компетентное жюри. В одном из заданий вы сами решите, кого удалить из игры. Во втором туре два задания. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2012 года”. За некоторые задания вы сможете получать бонусные балы, они могут вам помочь в финале игры, если, конечно, вы до него доберётесь.

Итак, начинаем.
I тур.
1 задание.“Разминка”.

Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:


  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? Что он такое? Что о нём говорится? (сказуемое)

  2. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

  3. Что такое монолог? (один человек говорит, все молча слушают)

  4. Назовите автора произведения «Му-му»? (Иван Сергеевич Тургенев)

  5. Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова. Что это? (корень)

  6. Произведения какого жанра обычно начинаются со слов «Жили-были..», «В некотором царстве…»? (сказка)

  7. Что такое антонимы? (слова одной части речи с противоположным значением)

  8. Какой известный писатель носил псевдоним Человек без селезёнки? (А.П.Чехов)

  9. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение) Почему?(Грамматическая основа не может быть словосочетанием)

  10. Есть целый цикл повестей покойного Ивана Петровича Белкина. А кто скрывается под этим именем? (А.С.Пушкин)

  11. Эта часть речи обозначает число, количество и порядок предметов при счёте? (числительное)

  12. Назовите имя и отчество Гоголя? (Николай Васильевич)

  13. Расскажите правило написания корней –кос-, -кас- _если после корня идёт суффикс –а-, то в корне а, если нет сцффикса –а- - то пишется о)

  14. Кто автор следующих строк: «У сильного всегда бессильный виноват!»? (Иван Андреевич Крылов)

  15. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей? (дополнение)

  16. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд)

  17. Как сейчас произносится древнерусское слово «персты»?(пальцы)

  18. Какой псевдоним взял себе Дубровский? (Дефорж)

Дополнительные вопросы:



  1. Кто написал «Мцыри»? (М.Ю.Лермонтов)

  2. Что такое архаизмы? (устаревшие слова)

  3. Какой член предложения отвечает на вопросы: какой, чей? (определение)

  4. Юрий Петрович, Мурзик. Это слова собственные или нарицательные? (собственные)

  5. К какой части речи относятся слова скучающий, ответивший? (особая форма глагола – причастие)

  6. Город, в котором родился Пушкин? (Москва)

  7. Образное определение? (эпитет)

  8. Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (на дуэли)

  9. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

Слово жюри. Выбывают игроки, которые не справились сразу с двумя заданиями.


2 задание. «Закончи пословицу»

(за скорость +1 бонусный балл)



  1. На чужой каравай (рта не разевай)

  2. Верный друг (лучше новых двух)

  3. Поспешишь (людей насмешишь)

  4. Терпенье и труд (всё перетрут)

  5. Куй железо (пока горячо)

  6. Друзья познаются (в беде)

  7. Лучше синица в руке (чем журавль в небе)

  8. Без труда (не выловишь и рыбку из пруда)


3 задание. «Два слова из одного»

К словам, которые записаны на доске, нужно подставить одну букву в начале, в конце или в середине слова, чтобы получилось новое. Например, кот – крот, лапа – лампа. (+1 бал за скорость)


Стол – столб арка – аркан, варка

Рис – риск тара - таран

Дача – удача, сдача веер - ветер

Ворона – воронка беседа – беседка

Вол – волк банк – банка
Готовые задания отнести жюри.

А мы играем со зрителями. Отгадайте загадки:



  • У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно. (руки, пальцы)

  • Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колёса)

  • Четыре братца под одной крышей стоят. (стол)

  • Выходили 12 месяцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. О чём речь? (месяцы, недели в году, дни)

  • Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

  • Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ. (буквы)


  • Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. (мел)

  • Что быстрее всех на свете? (мысль)

  • Вода по воде плавает? (лёд)

  • Если он у вас есть, вы хотите им поделиться. Если вы поделились, у вас уже его нет. Что это? (секрет, тайна)


4 задание. «Знаешь ли ты?»

После этого задания вы сами решите, кто из участников покинет игру.

Угадайте слово по шутливой характеристике:


  1. Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

  2. Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди; ею нельзя разлить неразлучных друзей (вода)

  3. Он в голове у несерьёзного человека, его советую искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; не него бросаю деньги и слова (ветер)

  4. Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одурачить. (нос)

  5. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться (язык)

  6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. (слово)

  7. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться, её просит рваная обувь; она в голове у вечных путаников (каша)

  8. Иногда в них пускают пыль; их можно сделать большими; они могут разбегаться в разные стороны.(глаза)


5 задание. «Волшебные предметы»

Перед вами предметы из разных сказок. Ваша задача рассказать об их волшебных свойствах.

По очереди подходят к столу и объясняют. (самый активный -+ 1 балл) Тот, кто меньше всего разгадает, выбывает.


  • Сосуд с живой водой (мёртвого оживит)

  • Колечко (исполняет желания, дорогу показывает)

  • Яблоко (молодильное - дарит молодость; смерть)

  • Клубочек (дорогу указывает)

  • Зеркальце (делает молодым и красивым, правду говорит; показывает, где можно кого найти)

  • Вилка (серебряная вилка оставлена Иваном-царевичем в сказке «Марья Моревна». Она чернеет, когда Иван-царевич погибает)

  • Игла (Кощеева смерть)

  • Кошелёк (Сказка «Заколдованная королевна», подарок королевны Ивану купеческому сыну: только тряхни - и тотчас червонцы посыплются, сколько душе угодно)

  • Скатерть-самобранка (когда раскинешь – на ней яства заморские)

  • Мыло («Морской царь и Василиса Премудрая». Если бросить мыло – поднимется высокая гора, ни пройти, ни проехать)

  • Шапка-невидимка (делает невидимым)

  • Щётка («Морской царь и Василиса Премудрая». Спасаясь от гнавшегося за ними царя Василиса Премудрая кидает щётку – сделался большой дремучий лес)



II тур

1 задание «Вопросы – шутки» (1 балл за максимальное количество ответов)

  1. Без чего дом не построишь? (без угла)

  2. За чем чай пьют? (за столом)

  3. За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

  4. - Это чёрная? - Нет, это красная! – А почему она белая? – Потому что зелёная! (смородина)

  5. Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)

  6. У кого голова дорога? ( у коровы, голова да рога!)

  7. На какое дерево садится птица во время сильного ливня? ( на мокрое)

  8. Что случается с вороной через три года? (ей идёт четвёртый год)

  9. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

  10. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)

  11. На каких полях не растёт трава? (шляпы, тетради)

  12. какой конь не ест овса? (шахматный)

  13. У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у него стало? (пять)


2 задание. «Зашифрованные названия» (+ 3 бала за скорость)
В названии известных произведений замените все слова на противоположные по смыслу. Тем самым вы восстановите истинное название:

«Пёс босиком» («Кот в сапогах»)

«Железный замочек» («Золотой ключик»)

«Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)


Если спорно (дополнительное задание):

  • Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)

  • Сколько букв т в слове аттестат? (Четыре)

Подведение итогов. Награждение победителя дипломом «Последний герой – 2012», занявшим 2 и 3 место – диплом «За волю к победе!»








страница 1

Смотрите также: