Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Составитель: И. А. Макеренкова, ассистент кафедры технологии и декоративно-прикладного искусства
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой технологии и декоративно-прикладного искусства УО МГПУ

им. И. П. Шамякина, протокол № 1 от 31 августа 2009 г.


Зав. кафедрой Е. В. Тихонова

Научно-методическим советом факультета технологии УО МГПУ им. И. П. Шамякина, протокол № ______от______________200 г.


Председатель В. А. Юдицкий

Научно-методическим советом УО МГПУ им. И. П. Шамякина,

протокол № ______от______________200 г.
Председатель И. М. Масло

Ответственный за выпуск:___________________________________



Пояснительная записка
Формирование у будущих специалистов умений и навыков самостоятельной работы – одна из важнейших задач, поставленных в настоящее время перед высшей школой. Успешное её решение, как показывает опыт вузов, требует комплексного подхода, включающего в себя: научное обоснование сущности и содержания названного труда; разработку приемлемой для студентов системы планирования и организации этого труда в различных видах учебно-воспитательного процесса; оптимальный расчёт бюджета личного времени студента и трудоёмкости изучаемых дисциплин; разработку методик творческой познавательно-практической деятельности в вузе, вне вуза, на производстве; управление и самоуправление этой деятельностью на разных этапах подготовки молодого специалиста.

Студенческие годы – время напряжённого умственного труда. Огромные потоки информации, стремление будущих специалистов проникнуть в сущность самых сложных явлений природы и общества и другие характерные особенности современного развития науки ставят качественно новые задачи перед высшей школой и каждым студентом. Решение этих задач возможно лишь при условии глубокого изучения соответствующих наук, самостоятельной творческой работы студентов. Следовательно, вооружение студентов устойчивыми умениями и навыками самообразования, самостоятельного добывания и совершенствования полученных в вузе знаний, приобретает первостепенное значение.

Конечно, умения и навыки организации и проведения самостоятельной учебной и научной работы не приходят сами по себе. Ими надо овладеть. Целям оказания помощи студентам в приобретении таких умений и служит настоящий спецкурс «Основы организации самостоятельной работы студентов», рассчитанные как на студентов первых, так и более старших курсов обучения.

В соответствии с приведённым ниже содержанием названных рекомендаций студенты в начале изучения спецкурса знакомятся с особенностями организации и планирования учебной внеаудиторной работы, санитарно-гигиеническими и организационными условиями умственного труда, а также самостоятельной работы с лекционным материалом, при проведении лабораторных и практических работ. Студенты получают также представление о технике самостоятельной работы с литературными источниками, а также овладевают знаниями основ библиографирования; знакомятся с технологией курсового исследования.



Прочное усвоение знаний, умений и навыков самостоятельной работы студентами при условии их дальнейшего углубления и совершенствования поможет, как мы полагаем, улучшить качество учебного процесса в вузе и повысить эффективность учебного процесса, оптимизировать подготовку выпускников высшей школы к самостоятельному творческому труду и осуществлению процесса дальнейшего профессионального самосовершенствования.

Целью данного спецкурса является формирование и развитие у студентов представлений о самостоятельной работе студентов, овладение умениями и навыками организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, а также осуществления самоконтроля самостоятельной работы с последующей коррекцией своей деятельности.

Задачи изучения курса:

  • сформировать у студентов представление о самостоятельной работе студентов;

  • способствовать овладению умениями планирования и организации учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

  • выработать у студентов навыки основ организации самостоятельной работы: методики ведения записей лекции, проведения курсовых исследований, работы с литературой;

  • способствовать овладению навыками использования различных форм самостоятельной работы студентов в учебной деятельности.

В результате изучения спецкурса студенты должны овладеть следующими знаниями:

  • о сущности самостоятельной работы студентов, её роли в вузовском обучении;

  • о сущности организации, планирования и управления самостоятельной работой студентов;

  • о сущности осуществления самоконтроля и самооценки самостоятельной работы студентов.

Наряду со знаниями, студенты должны приобрести определённые умения:

  • осуществлять организацию самостоятельной работы, определяя методы её достижения;

  • осуществлять самоконтроль самостоятельной работы с последующей коррекцией своих действий;

  • адекватно оценивать свои способности, планировать свою деятельность по организации самостоятельной работы.

Примерный тематический план

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего часов

Лекции

Лаб. раб.

Раздел 1. Теоретические основы самостоятельной работы студентов: Организация и планирование учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

10

6

4

Тема 1.1. Теоретические основы самостоятельной работы студентов

2

2

-

Тема 1.2. Организация и планирование учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

4

2

2

Тема 1.3. Формы и способы организации самостоятельной работы

4

2

2

Раздел 2. Санитарно-гигиенические и организационные условия умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы

4

2

2

Тема 2.1. Санитарно-гигиенические и организационные условия умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы

2

2

2

Раздел 3. Методическое обеспечение и формы контроля самостоятельной работы

4

2

2

Тема 3.1. Методическое обеспечение и формы контроля самостоятельной работы

4

2

2

Раздел 4. Самостоятельная работа с лекционным материалом

10

6

4

Тема 4.1. Самостоятельная работа с лекционным материалом: подготовка к лекции, особенности восприятия и приёмы активизации внимания, рефлексивный анализ текста лекции

2

2

2

Тема 4.2. Методика рационального конспектирования

6

4

2

Раздел 5.Работа студентов с литературными источниками

26

12

14

Тема 5.1. Работа студентов с литературными источниками: виды чтения

4

2

2

Тема 5.2. Приёмы и методы работы с литературой: цитирование, структурирование, создание «портфолио»

8

4

4

Тема 5.3. Методика чтения текстов. Создание вторичных научных документов: составление тезисов, аннотаций, рецензий

8

4

4

Тема 5.4. Особенности подготовки реферата, доклада. Написание эссе

6

2

4

Раздел 6. Методика проведения курсовых исследований

12

6

6

Тема 6.1. Методика проведения курсовых исследований. Системы поиска информации

4

2

2

Тема 6.2. Требования к оформлению курсовых работ. Общие требования к текстовым документам

4

2

2

Тема 6.3. Составление библиографии. Варианты описания литературных источников

4

2

2

Всего:

66

34

32

Содержание курса

Раздел 1. Теоретические основы самостоятельной работы студентов: Организация и планирование учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Тема 1.1. Теоретические основы самостоятельной работы студентов.

Требования, предъявляемые к современному специалисту. Понятие, сущность, характеристика самостоятельной работы студентов. Бюджет времени студентов и оптимальное его использование в учебной и внеаудиторной работе. График выполнения самостоятельной работы.


Тема 1.2 Организация и планирование учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Сущность понятий учебная и внеаудиторная самостоятельная работа. Контролируемая и управляемая самостоятельная работа. Цель, формы, виды управляемой самостоятельной работы. Механизм реализации управляемой самостоятельной работы студентов. Этапы организации контролируемой самостоятельной работы. Планирование учебной деятельности.



Лабораторная работа 1.2.1.

Выявление различных подходов к определению понятия самостоятельная работа студентов. Изучение проблем развития высшей школы на современном этапе. Составление индивидуального плана выполнения самостоятельной работы.


Тема 1.3 Формы и способы организации самостоятельной работы.

Система учебно-методических комплексов как фактор оптимального методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Классификация учебно-методических комплексов: УМК традиционного типа, УМК на модульной основе, УМК интегрального типа, профильные УМК, УМК дистанционного обучения. Модульная, блочно-модульная, проектная, исследовательская формы обучения.



Лабораторная работа 1.3.1.

Классификация форм организации самостоятельной работы студентов. Характеристика учебно-методических комплексов, их классификация. Основные характеристики модульной, блочно-модульной, проектной, исследовательской форм обучения.



Раздел 2. Санитарно-гигиенические и организационные условия умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы.
Тема 2.1. Санитарно-гигиенические и организационные условия умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы.

Факторы, влияющие на продуктивность самостоятельной работы студентов. Санитарно-гигиенические и организационные условия самостоятельной работы. Приёмы и способы восстановления работоспособности при организации самостоятельной работы студентов.



Лабораторная работа 2.1.1.

Определение факторов, влияющих на продуктивность самостоятельной работы. Санитарно-гигиенические и организационные условия самостоятельной работы. Приёмы и способы восстановления работоспособности при организации самостоятельной работы.



Раздел 3. Методическое обеспечение и формы контроля самостоятельной работы
Тема 3.1. Методическое обеспечение и формы контроля самостоятельной работы

Комплекс методического обеспечения учебного процесса как условие эффективности самостоятельной работы студентов. Активные методы контроля и самоконтроля самостоятельной работы: рейтинговая система контроля, тестирование, подбор индивидуальных заданий.



Лабораторная работа 3.1.1.

Методика использование различных методов контроля и самоконтроля самостоятельной работы студентов. Изучение элементов рейтинговой и модульно-рейтинговой системы. Методика разработки средств педагогического контроля самостоятельной работы. Требования к педагогическим тестам. Этапы их конструирования.



Раздел 4. Самостоятельная работа с лекционным материалом.
Тема 4.1. Самостоятельная работа с лекционным материалом: подготовка к лекции, особенности восприятия и приёмы активизации внимания, рефлексивный анализ текста лекции

Методика проведения самостоятельной работы над лекционным материалом. Подготовка к лекции. Особенности восприятия и приёмы активизации внимания на лекции. Правила конспектирования и рефлексивный анализ текста лекции.



Лабораторная работа 4.1.1.

Изучение приёмов активизации внимания на лекции. Методика подготовки студентов к лекции. Оформление конспекта. Рефлексивный анализ текста лекции.


Тема 4.2. Методика рационального конспектирования (4 часа).

Методика работы с источниками информации. Особенности рационального конспектирования. Плановые, текстуальные, свободные, тематические конспекты. Пространственная форма конспектирования. Конспектирование терминов и словосочетаний. Приёмы сокращений. Цветовое оформление конспекта.



Лабораторная работа 4.2.1.

Работа с тестом. Составление планового, текстуального, свободного, тематического конспектов. Использование пространственных форм конспектирования и приёмов сокращений текстового материала.



Раздел 5. Работа студентов с литературными источниками.
Тема 5.1. Работа студентов с литературными источниками: виды чтения.

Приёмы и способы самостоятельной работы с литературными источниками. Методика овладения техникой чтения. Разновидности чтения: беглое, выборочное, сплошное, повторное, синтетическое, опережающее. Особенности анализа прочитанного.



Лабораторная работа 5.1.1.

Овладение различными приёмами чтения: беглое, выборочное, сплошное, повторное, синтетическое и опережающее. Определение логической структуры изучаемого материала. Анализ прочитанного.


Тема 5.2. Приёмы и методы работы с литературой: структурирование, создание «портфолио» (4 часа).

Приёмы и методы работы с литературными источниками. Поиск литературы, её изучение и анализ, обобщение и систематизация исследуемого материала. Структурирование изучаемого материала. Создание «портфолио». Типы «портфолио»: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов», «проблемно-исследовательский портфолио», «тематический портфолио».



Лабораторная работа 5.2.1.

Работа с текстом. Структурирование учебного материала,



Лабораторная работа 5.2.2.

Работа с текстом. Создание «портфолио»: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов», «проблемно-исследовательского портфолио», «тематического портфолио».


Тема 5.3. Методика чтения текстов. Создание вторичных научных документов: составление тезисов, аннотаций, рецензий. Приёмы цитирования (4 часа).

Чтение текста и создание вторичных научных документов. Приёмы работы с учебными и научными текстами: «двойной дневник», «дневник с редакцией на прочитанное». Составление тезисов: простых, сложных, комбинированных. Приёмы оформления цитат.



Лабораторная работа 5.3.1.

Работа с текстом. Приёмы работы с учебными и научными текстами: «двойной дневник», «дневник с редакцией на прочитанное». Составление тезисов, оформление цитат.



Лабораторная работа 5.3.2.

Работа с текстом. Приёмы и способы составление аннотации, рецензии.


Тема 5.4. Особенности подготовки реферата, доклада. Написание эссе.

Особенности написания реферата и доклада: поиск литературы, её изучение и анализ, обобщение и систематизация исследуемого материала. Правила написания и общие рекомендации при выполнении «эссе». Типы «эссе»: описательное, определяющее, сравнивающее, аргументирующее. Критерии оценки «эссе»: содержание, аргументация, технический аспект.



Лабораторная работа 5.4.1.

Работа с текстом. Изучение техники подготовки реферата и доклада: поиск литературы, изучение и анализ, обобщение и систематизация исследуемого материала.



Лабораторная работа 5.4.2.

Написание описательного, определяющего, сравнивающего, аргументирующего «эссе». Оценка качества выполненного «эссе» по следующим критериям: содержание, аргументация, технический аспект.



Раздел 6. Методика проведения курсовых исследований
Тема 6.1. Методика проведения курсовых исследований. Системы поиска информации

Цели и задачи курсового проектирования. Выбор темы. Основные критерии качества выполняемых курсовых и дипломных работ. Этапы проведения курсовых исследований. Информационный поиск. Первичные, вторичные и третичные источники информации. Библиотеки и библиотечные каталоги. Информационно-поисковые системы библиотек: каталоги, картотеки, фонды справочных и библиографических пособий и архивы выполненных справок. Компьютерные системы поиска информации.



Лабораторная работа 6.1.1.

Овладение навыками пользования справочной, нормативной и др. литературой. Изучение этапов проведения курсовых исследований. Информационный поиск. Системы поиска информации.


Тема 6.2. Требования к оформлению курсовых работ. Общие требования к текстовым документам.

Общие требования к оформлению текстовой документации. Требования к оформлению курсовой и дипломной работ. Правила построения и оформления графиков, диаграмм, таблиц и иллюстраций.



Лабораторная работа 6.2.1.

Требования к оформлению курсовых работ. Порядок построения и оформления таблиц, выполнение ссылок в тексте на таблицу, диаграмму, график, иллюстрацию. Оформление цифрового материала в табличной форме.


Тема 6.3. Составление библиографии. Варианты описания литературных источников.

Список литературы и ссылки на него в тексте. Варианты описания литературных источников.



Лабораторная работа 6.3.1.

Работа с библиографическими источниками. Изучение психолого-педагогической литературы. Список литературы и ссылки на него в тексте. Составление библиографического списка (работа с текстовыми документами).




Информационно-методическая часть

Перечень лекций

1 Теоретические основы самостоятельной работы студентов

2. Организация и планирование учебной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

3. Формы и способы организации самостоятельной работы

4. Санитарно-гигиенические и организационные условия умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы

5. Методическое обеспечение и формы контроля самостоятельной работы

6. Самостоятельная работа с лекционным материалом: подготовка к лекции, особенности восприятия и приёмы активизации внимания, рефлексивный анализ текста лекции

7. Методика рационального конспектирования

8. Плановые, текстуальные, свободные, тематические конспекты. Пространственная форма конспектирования. Приёмы сокращений

9. Работа студентов с литературными источниками: виды чтения

10. Приёмы и методы работы с литературой: структурирование изучаемого материала

11. Создание «портфолио». Типы «портфолио»

12. Методика чтения текстов. Приёмы цитирования

13. Создание вторичных научных документов: составление тезисов, аннотаций, рецензий.

14. Особенности подготовки реферата, доклада. Написание эссе

15. Методика проведения курсовых исследований. Системы поиска информации

16. Требования к оформлению курсовых работ. Общие требования к текстовым документам

17. Составление библиографии. Варианты описания литературных источников



Перечень лабораторных работ

1. Изучение механизма реализации самостоятельной работы студентов

2. Изучение механизма реализации самостоятельной работы студентов

3. Условия организации умственного труда студентов в процессе самостоятельной работы

4. Изучение форм контроля и самоконтроля выполнения самостоятельной работы

5. Изучение методов работы с лекционным материалом

6. Изучение методики рационального конспектирования

7. Изучение приёмов чтения литературных источников

8. Приёмы и методы работы с литературными источниками. Структурирование учебного материала

9. Приёмы работы с литературными источниками. Создание «портфолио»

10. Изучение приёмов работы с учебным материалом: составления тезисов, оформления цитат

11. Изучение приёмов работы с учебным материалом: написание аннотаций и рецензий

12. Методика написания реферата, доклада

13. Методика написания «эссе»

14. Поиск литературы по проблеме исследования

15. Построение и оформление таблиц, диаграмм, графиков, иллюстраций, цифрового материала

16. Составление библиографического списка

ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Институт профессионального образования Министерства образования России, 1995.– 336 с.

2. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 2003. – 384 с.

3. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2004. – 336 с.

4. Загвязинский, В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.– М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 208с.

5. Зильберглейт, М. А., Петрова Л. И. Методика и техника подготовки курсовых и дипломных работ. Пособие для студентов высших заведений технолог. специальностей / М. А. Зильберглейт, Л. И. Петрова. – Минск.: «Беларуская навука», 2003.– 318 с.

6. Казимирская, И. И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике: Учеб. пособие / И. И. Казимирская, А. В. Торхова.– Мн.: Бестпринт, 2004.– 304 с.

7. Калицкий, Э. М. Разработка средств контроля учебной деятельности: метод. рекомендации / Э. М. Калицкий, М. В. Ильин, Н. Н. Сикорская. – Минск: РИПО, 2005.– 48 с.

8. Кузин, Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов магистрантов / Ф. А. Кузин – М.: «Ось-89», 1997.– 304 с.

9. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по психологии и педагогике в вузе / сост. Е. А. Архипова, Н. В. Литвина. – Минск.: РИВШ, 2004. – 160 с.

10. Наумченко, И. Л. Самообразование будущего учителя. – Саранск. Мордов. кн. изд., 1973. – 262 с.

11. Наумченко, И. Л. Самостоятельный учебный труд студентов / И. Л. Наумченко. – Саратов, 1983.– 148 с.

12. Педагогические основы самостоятельной работы студентов / О.Л.Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск: РИВШ, 2005. – 112 с.

13. Пидкасистый, П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах. П. И. Пидкасистый. – Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 47-52.

14. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р. С. Пионова.– Мн.: Университетское, 2002.– 256 с.

15. Саýко, У. П. Самастойная праца студэнтау: характарыстыка, вiды, умовы арганiзацыi. // Навукова-метадычны часопiс Весцi БДПУ. – 2004. – № 4, сер. 1. – С. 17-18

16. Сергеенкова, В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы / В. В. Сергеенкова. – Минск: РИВШ, 2004. – 132 с.

17. Тарантей, В. П. Педагогика в вузе: самостоятельная работа студентов // Советская педагогика. 1990. – № 2. – С. 83-87.

18. Трофимова, Н. М., Ерёмина, Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 42-47.

19. Цыркун, И. И. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для организации самостоятельной работы студентов / И. И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик.– Мн.: Жасскон, 2005.–192с.

20. Шипуновский, В. Я., Шипуновская В., Лебович З. О самостоятельной работе студентов // Вестник высшей школы, 1986.– № 10. – С.38-41.

21. Эхо, Ю. Письменные работы в ВУЗАХ. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. – 2-е издание / Ю. Эхо. – М.: «Вестник», 1997.– 240 с.

Дополнительная:

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980.– 386с.

2. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. К. Татур.– М.: Высшая школа, 1989.– 144с.

3. Беляева, А. Взаимодействие человека и информации: возвращение смысла. Alma mater // Вестник высшей школы.– 2004.– № 5.– С 26 – 30.

4. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 3-5.

5. Буйко, Т. Н., Капранова В. А. Обеспечение качества образования в высшей школе: организационно-управленческий аспект / Т. Н. Буйко, В. А. Капранова – Минск.: НИО, 2000. – 64 с.

6. Вербицкий, В. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие / В. А. Вербицкий – М.: Высш. шк., 1991.– 207 с.

7. Водзинский, Д. И. Педагогика высшей школы: Монография / Д. И. Водзинский. – Минск.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 224с.

8. Вузовское обучение: проблемы активизации /Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков , И. Ф. Харламов; Под ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. – Мн.: Университетское, 1989. – 110с.

9. Дмитренко, Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы. Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 54-59.

10. Зборовский, Г., Шуклина, Е., Самообразование – парадигма XXI века. Высшее образование в России. 2003. – № 5. С. 25-32.

11. Латыш, Н. И. Образование на рубеже веков.–2-изд., доп / Н. И. Латыш – Минск.: НИО, 2000. – 215 с.

12. Пальчевский, Б. В. Педагогическая наука: тематика, координация, кадры. // Адукацыя i выхаванне.– 2004.– № 10.– С 45 – 62.

13. Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений: основы проектирования / Ю. С. Песоцкий – М.: Педагогика, 2002. – 96с.

14. Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений: теоретическая модель / Ю. С. Песоцкий – М.: Педагогика, 2002. – 96с.

15. Пидкасистый, П. И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах. Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 47-52.

16. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений: В 2 кн / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

17. Рогинский, В. М. Азбука педагогического труда. (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза) / В. М. Рогинский. – М.: Высш. шк., 1990.– 112с.

18. Сальников, В., Кукин, А. Реформирование организации учебного процесса и повышение качества обучения. Alma mater // Вестник высшей школы. – 2003.– № 7.– С 29 – 31.

19. Трофимова, Н. М., Ерёмина, Е. И.Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 42-47.


РЕФЕРАТ

по спецкурсу «Основы самостоятельной работы студентов»
В процессе работы над спецкурсом «Основы самостоятельной работы студентов» студенты готовят реферат по одной из предложенных тем.

Реферат – это краткое освещение определённой проблемы обучения и воспитания студентов. Тема реферата студентом выбирается из общего списка тем или предлагается своя с согласия преподавателя.


Структура реферата
Введение. Обоснование темы, ее актуальность с позиций педагогики, соци­альных запросов и педагогических потребностей высшей школы

1. История и теория проблемы. Кто из педагогов прошлого занимался этой проблемой, какие идеи высказывал? В чем сущность (главное содержание) проблемы? Каким образом раскрываются пути решения проблемы учеными? Какие аспекты проблемы слабо разработаны и почему?

2. Решение проблемы в современных условиях. Анализ явления или процесса в настоящее время. Фактология состояния проблемы в данный момент. Научный анализ практики и педагогических течений.

Выводы. Основное резюме, идеи, выводы и предложения.

Список использованной литературы. Дается список публикаций в алфавит­ном порядке. Литература оформляется в соответствии с ГОСТ.

Тематика рефератов

1. Требования к формированию специалиста в современной высшей школе в контексте владения им навыками самостоятельной учебной деятельности.

2. Современные тенденции развития самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

3. Самостоятельная работа студентов в вузе.

4. Перспективы развития самостоятельной работы студентов.

5. Зарубежный опыт организации самостоятельной работы студентов.

6. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения.

7. Методы и формы контроля знаний, умений и навыков в вузе.

8. Научно-исследовательская работа студентов в вузе.

8. Учебно-исследовательская работа студентов в вузе: сущность, организация.

10. Рейтинговый контроль знаний, умений и навыков студентов.

11. Сущность контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

12. Условия организации самостоятельной работы студентов в вузе.

13. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов в контексте организации самостоятельной работы.

14. Инновационные технологии в обучении в высшей школе.

15. Методология и методика педагогического исследования.

16. Самоконтроль и самооценка в процессе планирования и организации самостоятельной работы студентов в вузе.

17. Контролируемая и управляемая самостоятельная работа студентов в вузе.

18. Научно-методические аспекты управляемой самостоятельной работы студентов.

19. Инвариантные и вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов в вузе.



20. Самостоятельная работа студентов в образовательном процессе вузов Республики Беларусь.

страница 1

Смотрите также: