страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
Формирование у учащихся информационной культуры
В учреждениях общего среднего образования созданы и работают информационно-пропагандистские группы, составлены и реализуются планы работы этих групп на год, регулярно проводится единый день информирования, функционируют сайты учреждений общего среднего образования. Создана система подготовки и проведения информационных часов. В фойе учреждений общего среднего образования, в учебных кабинетах должна быть размещена государственная символика, информационные стенды («Вести детских и молодежных общественных объединений», «Я и закон», «Охрана детства», «Калейдоскоп школьных дел», «Для вас, родители», «Ганаруся табой, Беларусь», «Наши достижения», «Здоровый образ жизни», «Уголок профориентации», «Для вас, выпускники» и др.).
С июля 2011 года журналы «Пазашкольнае выхаванне» и «Праблемы выхавання» объеденились в новое издание «Выхаванне і дадаткавая адукацыя». На страницах журнала будут представлены новые подходы к воспитанию обучающихся, инновационные формы и методы идеологической и воспитательной работы, материалы из опыта работы педагогов-практиков, методические разработки и др. Журнал адресован заместителям руководителя по воспитательной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, классным руководителям, педагогам-организаторам, методистам, организаторам детского и молодежного движения, педагогам дополнительного образования детей и молодежи, другим категориям педагогических работников. Рекомендуем подписаться на журнал учреждениям общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, педагогическим работникам (подписной индекс для коллективных подписчиков 750422, для индивидуальных подписчиков – 75042).
Характерная особенность работы учреждений общего среднего образования в современных условиях – использование инновационных методов информационно-пропагандистской работы. Активное внедрение информационных технологий является одним из важнейших инструментов воздействия на мировоззрение человека, методов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок обучающихся.
Информация – специфический и влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала одним из основных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами. Поэтому важнейшая задача учреждений общего среднего образования – сформировать у обучающихся устойчивые мировоззренческие взгляды, выступающие нормативными и культурно-ценностными критериями отбора и усвоения информации.
Практически все учреждения общего среднего образования создали и развивают свои интернет-сайты. Наличие в учреждениях общего среднего образования развитой системы средств массовой коммуникации (малотиражные газеты, телестудии, радио, интернет-сайта и т.д.) предоставляет обучающимся широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффективного формирования информационной культуры. В то же время, на практике далеко не все учреждения общего среднего образования используют преимущества школьных СМИ для формирования у обучающихся умения эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении.
В новом учебном году в целях формирования у обучающихся информационной культуры, развития самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, приобретения позитивного опыта работы с печатными и электронными СМИ, актуальными задачами являются: активизация деятельности по подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе; обучение основам психологической защиты от деструктивного влияния отдельных масс-медиа.
Необходимо более широко вовлекать в идеологическую и воспитательную работу с обучающимися работников библиотек, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Социально-педагогической и психологической службе учреждений образования следует активизировать работу по созданию и совершенствованию собственных страничек на сайтах школ, включая консультирование обучающихся, родителей, размещение популярных и полезных психолого-педагогических материалов.
В новом учебном году следует продолжить работу по созданию, функционированию, систематическому обновлению интернет-сайтов учреждений образования с использованием Интернет-ресурсов национального сегмента сети Интернет, регулярному проведению анализа посещаемости сети Интернет обучающимися и педагогическими работниками.
Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на основе государственной идеологии.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства. В новом учебном году учреждениям общего среднего образования необходимо совершенствовать работу по патриотическому воспитанию обучающихся. Для этого целесообразно запланировать участие в мероприятиях третьего этапа республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»; проведение акций «Растим патриотов Беларуси», «Мы победили!»; «Квітней, Беларусь!», «Я люблю тебя, Беларусь!», «Мы – граждане Беларуси»; конкурсов; «Звездный поход» по местам воинской славы, посвященных партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны; декад гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»; патриотических и историко-краеведческих экспедиций «Замки Беларуси», «Дорогами освобождения»; творческих конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности («Патриот Беларуси», «Я кожную хвіліну беларус») и других мероприятий в рамках реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.
В новом учебном году учреждениям общего среднего образования особое внимание следует уделить работе по воспитанию у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь (гербу, флагу, гимну). Решению этой задачи будет способствовать проведение конкурсов на лучший уголок государственной символики, мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам, развитие традиций учреждения образования (символика, летописи, музей истории учреждения образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.), организация встреч, «круглых столов», конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны и труда.
Обязательным является исполнение во время проведения торжественных, общественно значимых мероприятий и спортивных соревнований Государственного гимна Республики Беларусь. В процессе организации воспитательной работы в данном направлении учреждения общего среднего образования руководствуются Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 05.07.2004 и методическими рекомендациями Министерства образования «Об использовании государственной символики в учреждениях образования».
В новом учебном году в полном объеме должен быть реализован воспитательный потенциал учебных предметов, в первую очередь, социально-гуманитарных дисциплин, а также факультативных занятий, направленных на формирование мировоззренческих основ личности.
Необходимо предусмотреть использование в образовательном процессе учреждений общего среднего образования электронных средств обучения (электронное учебное издание «Беларусь в Великой Отечественной войне», электронный образовательный ресурс «Награды времен Второй мировой войны», электронные учебные пособия «Минское гетто», «Брестская крепость – страницы истории», электронный каталог «Герои Советского Союза: партизаны и подпольщики Беларуси»), а также интернет-ресурсы: сайт Министерства образования, сайт Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Детский правовой сайт, сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии» и др.
В гражданско-патриотическом воспитании обучающихся необходимо более полно использовать фонды и экспозиции музеев учреждений образования, способствовать обобщению и пропаганде опыта лучших музеев, инициировать проведение на их базе открытых мероприятий воспитательного характера. Актуальным является налаживание тесного взаимодействия учреждений общего среднего образования с учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, государственными музеями системы Министерства культуры с целью оказания методической и практической помощи музеям учреждений образования, проведения совместных мероприятий (смотров-конкурсов, экскурсий, праздников), организации в музеях системы Министерства культуры выставок с использованием фондов школьных музеев и др.
В деятельности музеев учреждений образования необходимо предусмотреть организацию учета музейных предметов, обеспечение их сохранности. Особое внимание следует обратить на работу музеев боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории. В результате поисковых экспедиций в музеи боевой славы иногда попадают взрывоопасные музейные экспонаты, которые помещаются в экспозиции без заключения специалистов и могут представлять угрозу жизни и здоровью людей.
Министерство образования обращает внимание руководителей органов управления образованием и учреждений образования на то, что коллекционировать и экспонировать оружие и боеприпасы можно только при наличии соответствующих специальных разрешений (лицензий) Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
В воспитательной работе, ориентированной на становление у обучающихся гражданских качеств личности, все большее внимание уделяется их вовлечению в решение конкретных социально значимых проблем жизни учреждения образования, микрорайона, города. Одной из форм такой деятельности являются ученические социальные проекты. В процессе проектной деятельности формируется открытая и доступная для обучающихся система поддержки их инициатив, направленных на решение актуальных социальных задач. Обучающиеся получают возможность проявить социальную активность, осознать свою востребованность в обществе.
С целью расширения деятельности детских и молодежных объединений в учреждениях общего среднего образования рекомендуется осуществлять целенаправленную информационно-пропагандистскую работу по популяризации ОО «БРСМ» и «БРПО», реализовывать совместные социально значимые творческие проекты и акции, организовывать и проводить конференции, семинары, встречи, лекции, выставки, концерты и другие мероприятия; содействовать развитию волонтерского движения, обучения по принципу «равный обучает равного», более широкому вовлечению обучающихся в общественно полезный труд, оказанию содействия в трудоустройстве, создании рабочих мест (проведение ярмарок вакансий, круглых столов с участием заинтересованных организаций по проработке вопросов временной занятости учащейся молодежи и др.).
Расширение взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования
Центральное место в воспитании, формировании мировоззрения и нравственных норм поведения, жизненном самоопределении обучающегося занимает семья. Перед учреждениями общего среднего образования сегодня стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. Решение данной задачи предполагает повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как важнейшей составляющей современного процесса воспитания (методические рекомендации размещены на сайте Министерства образования).
В новом учебном году целесообразно расширить практику проведения областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, «круглых столов», конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания. С целью просвещения родителей в вопросах воспитания, оказания поддержки в жизненном самоопределении обучающихся целесообразно использовать материалы журнала «Я и семья» и др.
Педагоги и родители совместными усилиями должны помочь обучающимся правильно определиться в своих интересах и склонностях, в ситуации на рынке труда, выборе будущей профессии. Одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору, задача учреждения образования – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей.
Эффективными формами взаимодействия с семьей являются Совет учреждения общего среднего образования, Попечительский совет, родительский комитет, семейные клубы, дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями и др. Наряду с традиционными родительскими собраниями по вопросам профессиональной ориентации обучающихся актуальными формами работы являются тренинги, «ток-шоу», фестивали и бенефисы семейных профессий, индивидуальные консультации, классные часы с участием родителей, экскурсии на предприятия, гостевые уроки и т.п. Такие формы работы позволяют не только информировать обучающихся об особенностях каждой профессии, но и способствуют воспитанию чувства гордости за родителя-профессионала, формированию мнения о престижности всех профессий. Основы системы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования могут быть отражены в соответствующем соглашении (договоре) между учреждением общего среднего образования и родителями обучающихся конкретного класса по вопросам воспитания.
Классным руководителям необходимо уделять особое внимание семьям обучающихся, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность должна быть ориентирована не только на факторы риска возникновения асоциального поведения, но и на защитные факторы: укрепление семейных связей, стимулирование родителей к активному участию в воспитании ребенка, развитие опыта родительского контроля, вовлечение в мероприятия, создание ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности учащегося. Хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, как привлечение родителей, имевших негативный опыт воспитания, но сумевших преодолеть имеющиеся затруднения, к проведению рейдов «Семья», «Забота», «Досуг», на мероприятия с участием специалистов, заседания Совета профилактики.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4
|