страница 1 Написана в 2005 г. в качестве отчета для Проекта ПРООН «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь». Не опубликована.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ БЕДНОСТИ В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
О. Терещенко
Достижение цели № 1 (искоренение крайней нищеты и голода), поставленной в Декларации тысячелетия, в определенной степени связано с достижением цели №3 (поощрение равенства между мужчинами и женщинами и расширение возможностей женщин). Во всем мире доходы женщин, в среднем, ниже, чем доходы мужчин; женщины составляют большинство безработных; они шире представлены в наименее обеспеченных слоях населения.
Гендерные проблемы в белорусском обществе. Белорусское государство сохранило основы советского законодательства, гарантировавшие равные права граждан независимо от пола, как и от других демографических признаков. Республикой Беларусь подписаны основные международные документы, касающиеся обеспечения реального равноправия женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни. Женщины и мужчины имеют равный доступ ко многим ресурсам общества, включая образование, здравоохранение, социальную защиту; уровень их доходов и жизни различается не так значительно, как в большинстве стран мира. По основным показателям гендерного равенства, используемым в международных сравнениях, (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, диспропорции в области образования, уровень экономической активности и др., наконец, Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) с учетом гендерного фактора1, Беларусь имеет достаточно высокий рейтинг.
Тем не менее, правоприменительные практики и нормы социального поведения, состояние общественного мнения о месте женщины в обществе остаются скорее традиционными. К основным проблемам гендерного неравенства, связанным с проблемами бедности, можно отнести дефицит женщин в сфере принятия решений; в первую очередь, в сфере государственного управления; наличие «стеклянного потолка» − нигде не прописанных механизмов, ограничивающих профессиональную карьеру женщин; неравную оплату труда; несправедливое распределение неоплачиваемого домашнего труда, ограничивающее свободное время и профессиональное развитие женщин.
Образование. В информационном обществе образование является важнейшим стратегическим ресурсом как для общества в целом, так и для отдельного человека. Высокий уровень образования населения является главным «козырем» Республики Беларусь в международных сравнениях, благодаря которому она занимает 63 место в рейтинге стран мира по ИРЧП.
Беларусь является одной из немногих стран, где уровень образования женщин значительно превышает уровень образования мужчин. Уже на третьей ступени образования (9–11 классы) на 135 девочек приходится 100 мальчиков. В возрастных группах моложе 45 лет доля лиц с высшим образованием среди женщин выше, чем среди мужчин (рис. 1).
Р ис. 1. Доля лиц с высшим образованием среди женщин и мужчин2
Столь значительные различия, характерные для многих республик бывшего СССР, и абсолютно не типичные для мирового сообщества, объясняются двумя противоположными тенденциями: 1) традициями советской образовательной политики, которая изначально была ориентирована на обеспечение равного доступа женщин и мужчин к образованию; 2) низким уровнем оплаты труда специалистов в СССР и, соответственно, низким престижем высшего образования, что не способствовало получению высшего образования мужчинами. Характерно, что первым с этой проблемой столкнулось поколение 1950−1955 годов рождения, выбиравшее карьеру в середине 1970-х гг., когда зарплата рабочих впервые превысила зарплату специалистов.
В настоящее время высшее образование имеют 23,6% работающих женщин и 18,9% работающих мужчин.3 Высокий уровень образования повлиял на формирование у женщин ценностей профессионализма4, что, в конечном счете, привело к некоторому повышению их статуса на рынке труда и доходов. Тем не менее, обладая более высоким уровнем образования, женщины в значительно меньшей степени, чем мужчины, представлены в сфере принятия решений, и имеют более низкие доходы. Таким образом, высокий уровень образования женщин маскирует глубину гендерных проблем в РБ, нивелируя показатели различий между полами: если бы уровень образования женщин и мужчин был одинаковым, неравенство в сфере труда и, особенно, в сфере принятия решений было бы более глубоким.
Женщины в сфере принятия решений. Ни в каких нормативно-правовых актах Республики Беларусь не ограничиваются возможности профессиональной и/или общественно-политической карьеры женщин. Тем не менее, несмотря на более высокий уровень образования, наблюдается дефицит женщин в сфере принятия решений, в первую очередь, в области политики и государственного управления. Так, женщины составляют 29% от общего числа депутатов Палаты Представителей и только 7% от общего числа членов Совета министров.
Среди государственных служащих республиканских органов государственного управления женщины составляют 56,8%. Их высокий профессиональный уровень подтверждается тем, что они в значительной степени преобладают среди главных и ведущих специалистов (66,3 и 80% соответственно). Однако 53,5% руководителей среднего звена и 86,6% руководителей высшего звена составляют мужчины (рис. 2). Другими словами, среди всех работающих в республиканских органах управления женщин только 1,2% является руководителями верхнего эшелона, 32,8% − руководителями среднего и нижнего эшелона. Среди мужчин – соответственно 10,8 и 52,2%
Рис. 2. Мужчины и женщины − государственные служащие
в республиканских органах управления5
В экономике профессиональные качества женщин находят себе применение чаще, чем в государственном управлении. Среди руководителей организаций и их заместителей женщины составляют 41,4%; среди руководителей структурных подразделений и их заместителей − 47%.6 За 7 лет с 1995 по 2002 г. доля женщин среди главных специалистов выросла в 1,5 раза (рис. 3), что, несомненно, является признанием их высокой квалификации. Однако присутствие женщин среди руководителей подразделений растет значительно медленнее, а среди руководителей организаций даже уменьшается.
Начиная с 2003 г. подробная статистика по должностям не ведется. В конце 2004 г. женщины составляли 45,5% всех руководителей и 73% всех специалистов в народном хозяйстве РБ.
Р исунок 3. Динамика численности руководителей – женщин и мужчин7.
Оплата труда. Согласно данным официальной статистики, средняя заработная плата женщин в РБ составляет около 80% от средней заработной платы мужчин8, что несколько выше, чем в большинстве развитых стран. Можно предложить следующие объяснения данного феномена: 1) более высокий уровень образования белорусских женщин, по сравнению с мужчинами; 2) преобладание государственного сектора экономики с тарифно-разрядной системой оплаты труда (53% всех занятых9); 3) отсутствие данных о зарплате в «сером секторе» экономики (зарплата «в конверте»); 4) низкий общий уровень дифференциации доходов (соотношение располагаемых ресурсов 20% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения равно 410).
Занятость. Уровень безработицы в РБ является одним из самых низких в мире и составляет 1,9% от экономически активного населения (85 тысяч человек)11 (по оценкам экспертов, уровень незарегистированной безработицы может быть значительно выше12). Женщины составляют 68% от числа зарегистрированных безработных (рис. 4). Однако можно предположить, что мужчины чаще, чем женщины, не считают целесообразным регистрироваться в качестве безработных.
Рис. 4. Количество зарегистрированных безработных
Б езработные женщины трудоустраиваются труднее и дольше, чем мужчины (Рис. 5) Это связано с более высоким уровнем образования (и уровнем требований к работе), а также структурой рабочих мест, предлагаемых службами занятости.
Рис. 5. Длительность безработицы в зависимости от пола.13
Высокий уровень образования снижает риск безработицы, как для мужчин, так и для женщин (рис. 6).
Р ис. 6. Распределение трудового населения и безработных по образованию.14
О бразование как стратегия выхода из бедности. Низкий уровень образования является одним из основных факторов риска бедности15. С повышением образовательного уровня риск бедности снижается (рис. 7). В первую очередь, это касается женщин, которым только хорошее образование позволяет получать высокие доходы, делать профессиональную карьеру, избегать безработицы, заниматься предпринимательской деятельностью (в отличие от мужчин, для которых существуют массовые высокооплачиваемые профессии, не предполагающие специального образования – водители, охранники и т.п.)
Рис. 7. Распределение трудоспособного населения и малообеспеченного населения
по уровню образования16.
Раннее вступление в брак и рождение первого ребенка нередко препятствует получению женщиной желаемого уровня образования и квалификации, осложняет трудоустройство, вынуждает соглашаться на менее квалифицированную и ниже оплачиваемую работу. Государственные социальные гарантии занятости распространяются на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения 3 лет. При выходе из такого отпуска женщин во многих случаях увольняют либо подписывают с ними краткосрочные трудовые контракты.
Демографические и экономические интересы государства состоят в том, чтобы женщины рожали первого ребенка в возрасте до 25 лет. Это было бы целесообразно и с точки зрения здоровья нации, и перспективы рождения второго и, возможно, последующих детей, и как инструмент сокращения безработицы (откладывается выход молодых женщин на рынок труда). В то же время возраст до 25 лет является определяющим в получении образования и успешном начале профессиональной карьеры; поэтому значительная часть молодых женщин предпочитает откладывать рождение первого ребенка на более позднее время, что, помимо всего прочего, повышает риск бездетности или приводит к принятию решения о рождении единственного ребенка.
Льготы в сфере образования для женщин, имеющих детей, могли бы способствовать достижению компромисса между экономическими интересами женщин и демографическими интересами государства.
Частное предпринимательство как стратегия выхода из бедности. Мелкое и среднее предпринимательство является эффективным инструментом борьбы с бедностью и безработицей, испытанным во многих странах. Судить о том, насколько этот инструмент эффективен в нашей стране для преодоления женской бедности и женской безработицы, невозможно из-за отсутствия соответствующей статистики. Необходимо получение всех статистических показателей, касающихся предпринимателей, в разрезе пола.
Уровень благосостояния мужчин и женщин. Статистика располагаемых ресурсов, на основе выборочного исследования домашних хозяйств, не позволяет сделать категорический вывод о более низком уровне благосостояния женщин по сравнению с мужчинами. В частности, удельный вес женщин, имеющих располагаемые ресурсы ниже величины прожиточного минимума, составляет 17,6%, удельный вес мужчин – 18,2%17. Однако с учетом значительного превышения количества женщин в белорусском обществе над количеством мужчин, необходимо использовать не относительные, а абсолютные показатели. По нашим оценкам, основанным на численности населения в трудоспособном возрасте, ресурсами ниже прожиточного минимума располагают около 774 тыс. женщин и 671 тыс. мужчин. Методика расчета определяет средний уровень располагаемых ресурсов на 1 члена домохозяйства; соответственно, мужчины и женщины, проживающие в одном домохозяйстве, располагают одинаковыми ресурсами. Поэтому можно заключить, что не менее 100 тыс. женщин с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума принадлежат к домохозяйствам без мужчин – это, в первую очередь, одинокие женщины (преимущественно, старших возрастов, проживающие в сельской местности), а также одинокие матери с детьми.
Наличие детей является основным фактором риска бедности18. К малообеспеченным относятся 21,6% всех домохозяйств с детьми, в том числе 23,9% домохозяйств с одним взрослым.19. В 85% таких домохозяйств одиноким родителем являются женщины.20
Таким образом, в настоящее время в Беларуси не наблюдается широкомасштабной феминизации бедности. За чертой бедности пребывает 18% населения, как женщин, так и мужчин. Однако в силу демографических и культурных причин, женщины преобладают в двух наименее обеспеченных социальных группах – одиноких родителей с детьми и одиноких пенсионеров в сельской местности.
Распределение неоплачиваемого домашнего труда и свободного времени в белорусской семье. В современном (по некоторым оценкам, постиндустриальном) обществе время становится наиболее важным и дефицитным ресурсом человека, а бюджет времени – одним из наиболее информативных показателей образа и уровня жизни. Разумеется, бюджет времени зависит от основного занятия (работает человек, учится или является пенсионером). В данном случае нас будет интересовать соотношение времени, затрачиваемого на работу, домашний труд и отдых работающими женщинами и мужчинами (табл. 1).
Таблица 1. Основные статьи бюджета времени работающих мужчин и женщин (минуты/часы)21
Виды деятельности
|
Будний день
|
Выходной день
|
За неделю
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
Рабочее время и время, связанное с работой
|
639/10,7
|
578/9,6
|
12/0,2
|
11/0,2
|
3219/53,7
|
2910/48,5
|
Домашнее хозяйство
|
53/0,9
|
150/2,5
|
209/3,5
|
334/5,6
|
683/11,4
|
1418/23,6
|
Воспитание детей
|
7/0,1
|
10/0,2
|
19/0,3
|
18/0,3
|
73/1,2
|
86/1,4
|
Свободное время
|
151/2,5
|
110/1,8
|
349/5,8
|
286/4,8
|
1453/24,2
|
1122/18,7
|
Средняя взвешенная численность женщин и мужчин в трудоспособном возрасте
по городскому и сельскому населению22
Домашняя работа занимает у «среднего» белоруса около 18 часов в неделю. Однако в этой сфере существует явная гендерная диспропорция: женщины затрачивают на неоплачиваемую домашнюю работу в два с лишним раза больше времени, чем мужчины – в среднем, 24 и 11 часов соответственно. По данным опроса, проведенного в рамках проекта ПРООН «Женское лидерство», женатые мужчины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1,5 часа меньше, чем холостые, в то время как замужние женщины – на 4 часа больше, чем незамужние. Ссылки мужчин на необходимость зарабатывать выглядят несостоятельно, т. к. средняя продолжительность «мужской» рабочей недели только на 5 часов больше продолжительности «женской» – 54 и 49 часов соответственно. Работающие мужчины затрачивают на профессиональную деятельность и домашнюю работу, в среднем, 65 часов в неделю, женщины – 72 часа. В результате, бюджет свободного времени работающей женщины на 6 часов в неделю меньше, чем бюджет свободного времени мужчины.
Несправедливое в целом распределение домашней работы обеспечивает мужчинам значительное преимущество над женщинами, в том числе в профессиональной сфере, так как они больше отдыхают (лучше восстанавливаются) и имеют больше возможностей для профессионального развития.
Бедность и насилие над женщинами. Искоренение бедности является важным фактором борьбы с бытовым насилием. Опрос населения РБ в рамках проекта ПРООН «Женское лидерство» показал, что в 11% наименее обеспеченных семей («денег абсолютно не хватает, постоянно отказываем себе в самом необходимом») женщины регулярно становятся жертвами избиений.
ВЫВОДЫ:
1. Пол не является основным фактором риска бедности в РБ. Проблемы бедности связаны с двумя социальными группами, в которых женщины преобладают и являются главами домохозяйств: неполные семьи с детьми и одинокие пенсионеры в сельской местности. Данные проблемы должны решаться в рамках программ формирования доходов одиноких пенсионеров и семей с детьми.
2. Главным фактором, позволяющим белорусским женщинам получать доходы, сопоставимые с доходами мужчин (80% от доходов мужчин), и избегать безработицы, является высокий уровень образования. Женщины, родившие первого ребенка в возрасте до 25 лет, нередко лишаются возможности получить желаемое образование и специальность. Льготы в сфере образования для женщин, имеющих детей, могли бы способствовать достижению компромисса между экономическими интересами женщин и демографическими интересами государства. Например: направление за счет государства на курсы подготовки к поступлению в вузы; снижение платы за обучение для успевающих на «хорошо» и «отлично»; развитие системы дистанционного образования; распространение на данную категорию женщин льгот, касающихся военнослужащих, отслуживших действительную службу, а при зачислении на заочную форму обучения – льгот, касающихся лиц, имеющих 2 года стажа работы по специальности.
3. В то же время образование является фактором, маскирующим гендерные различия в сфере занятости и оплаты труда. Статистические показатели положения на рынке труда, заработной платы не являются совершенными. В первую очередь, необходима подробная статистика заработной платы по отраслям и секторам экономики, занимаемым должностям в разрезе пола (публикуются данные по отдельным отраслям экономики и должностям, в которых соотношение женской и мужской заработной платы выше среднего уровня этого показателя). Можно также рекомендовать к использованию показатели, используемые в американской феминисткой экономике: 1) время, затрачиваемое на работу мужчинами и женщинами, работающими в одинаковых должностях и получающих одинаковую зарплату (показано, что для получения одинаковой зарплаты с мужчинами женщинам приходится работать больше); 2) доля женщин в семейном бюджете.
4. Эффективность предпринимательства в качестве инструмента самостоятельного выхода женщин из бедности невозможно оценить из-за отсутствия современной статистики.
5. Традиционные взгляды на место женщины в семье и обществе, заниженная оценка ценности общественного труда женщин приводит к несправедливому распределению неоплачиваемого домашнего труда, что создает преимущества для мужчин и снижает конкурентоспособность женщин на рынке труда. Необходима пропаганда (социальная реклама) современных ценностей семьи, направленная как на мужчин, так и на женщин.
страница 1
|