Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(название высшего учебного заведения)


УТВЕРЖДАЮ

Декан географического факультета БГУ


________________ И. И. Пирожник

________________ _____________

____________________

Регистрационный № УД-______/р.


БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ

Учебная программа для специальности:

1-31 02 01 География


Факультет географический________________________________

Кафедра физической географии мира и образовательных технологий _

Курс (курсы) _3_____________________________________

Семестр (семестры) ____6____________________________

Лекции ____36________ Экзамен ___-_____________

Практические (семинарские)

занятия ____12________ Зачет _______6____________

КСР __6_____ Курсовой проект (работа) _____-___

Всего аудиторных

часов по дисциплине __54_________

Всего часов Форма получения

по дисциплине ____________ высшего образования заочная

2012 г.
Учебная программа составлена на основании учебной программы по дисциплине «Биогеоценология» для высших учебных заведений по специальности 1-31 02 01 География, утвержденной «23» 06 2010 г. Регистрационный № УД – III-28/тип.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры физической географии мира и образовательных технологий _______

____________________

(дата и номер протокола)

Заведующий кафедрой

________________ Я.К. Еловичева_

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией географического факультета БГУ_____________________________________

____________________

(дата и номер протокола)
Председатель

_______________ М. Н. Брилевский



І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биогеоценология – это наука о взаимосвязанных и взаимодействующих комплексах живой и неживой природы – биогеоценозах и их планетарной совокупности – биогеосфере. Спецкурс «Биогеоценология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «физическая география» и базируется на знаниях студентов по биогеографии, почвоведению, метеорологии, ландшафтоведению, полученных в ходе предшествующего обучения в вузе.

Цель курса - формирование у студентов знаний о связях и взаимодействии в элементарных ячейках поверхностной оболочки Земли – биоценозах.

Задачи курса:

- исследование структуры, свойств и функций компонентов, составляющих биоценозы и расшифровка механизма их связей;

- изучение потоков вещества и энергии в биогеоценозах;

- изучение преобразования одними компонентами состояний, свойств и работы других;

- определение роли компонентов биоценозов в их изменении и динамике;

- изучение устойчивости биоценозов и ее регуляторных механизмов;

- исследование взаимосвязей и взаимодействий между биогеоценозами;

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать - цели, задачи, сущность биогеоценологии;

- структуру биогеоценоза;

- динамические процессы биогеоценозов;

- основные функции биогеоценоза;

уметь - анализировать структурно-функциональную организацию биогеоценотических систем;

- определять динамические процессы в биогеоценозах;

- оценивать эффективность продукционных процессов и средообразующих функций биогеоценозов.

На изучение спецкурса «Биогеоценология» отводится 54 часа, из них 36 часов – лекционных (8 часов – з/о), 12 часов – практических (4 часа – з/о) и 6 часов - КСР. Итоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА




Наименование разделов и тем

Количество часов

аудиторные

Сам. работа

лекций

прак

лаборат

КСР

1.


Предмет и задачи курса. Место биогеоценологии среди дисциплин географического профиля. Основные подходы к изучению спецкурса.

Биогеоценозы: понятие и сущность



2










2

3

Фитоценоз как главная составляющая биогеоценоза: определение, признаки, границы и критерии выделения













2

4

Жизненные формы как отражение условий среды и отношений в фитоценозе













2

5

Структурно-функциональная организация биоценотических систем и ее анализ. Видовая и пространственная структура биогеоценоза.

4














5.1

Структурно-функциональные особенности биогеоценотического покрова пойменных лугов (в пределах геостанции «Западная Березина»




2










6

Функциональная структура биогеоценоза. Взаимосвязи в биогеоценозе. Типы отношений в биогеоценозе. Сопряженность видов в фитоценозе. Внутривидовые и межвидовые отношения в биогеоценозе.













4

6.1

Эколого-ценотический анализ лесной растительности (в пределах геостанции «Западная Березина»)




2










7

Динамика и сукцессии биогеоценозов

2













7.1.

Специфика динамических процессов в биогеоценозах (в пределах геостанции «Западная Березина»)













2

8

Вторичные сукцессии и климаксовые сообщества. Подвижное равновесие.













2

9

Энергетика и продуктивность













2

10

Типология биогеоценозов земного шара. Биогеоценозы лесотундр, тундр и полярных пустынь. Биогеоценозы лесов. Биогеоценозы степей и пустынь. Биогеоценозы болот и пойм рек. Биогеоценозы океанов и морей.













10

10.1

Основные варианты сукцессионных систем в разных физико-географических областях













2

10.2

Ключевые виды растений и животных в основных типах экосистем суши













2

11

Биогеоценозы Беларуси













2

11.1

Специфика динамических процессов в биогеоценозах интразонального типа













2

11.2

Динамика животных представителей биоценозов Беларуси













2

12

Основные варианты ключевых видов средопреобразователей) в разных природных зонах. Их роль в организации биогеоценотического покрова. Механизмы устойчивого поддержания структурного и таксономического разнообразия биогеоценотических единиц.













2




Итого по заочному отделению

8

4

-

-

42




Итого по дневному отделению

36

8




6







Итого

54

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия



Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)



Литература

Форма

контроля


знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

Лабораторные работы

Контролируемая самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1


Введение. Предмет и задачи курса. Место биогеоценологии среди дисциплин географического профиля. Основные подходы к изучению спецкурса.

Биогеоценозы: понятие, сущность. Понятие о биогеоценозе, компонентный состав. Свойства биоценозов. Различия водных и наземных биоценозов. Биоценоз и экосистема.



2







2

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,3,4, 5, 6, 9




3

Фитоценоз как главная составляющая биогеоценоза. Выделение границ биогеоценоза. Биогеоценозообразующая роль фитоценоза в ландшафте. Определение понятия "фитоценоз". Основные признаки фитоценоза. Минимальный размер площади выявления фитоценоза. О границах фитоценоза. Понятие о континууме растительного покрова. Различия понятий "фитоценоз", "ассоциация" и "растительное сообщество".










2

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,8,9,12

Самостоятель-ные занятия

4

Жизненные формы как отражение условий среды и отношений в фитоценозе. Понятие "жизненная форма". Классификация жизненных форм растений. Классификация К. Раункиера. Биоморфологический спектр. Классификация И.Г. Серебрякова. Понятие «экобиоморфа и «онтобиоморфа». Понятие конвергенции.










2

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,3,5,6,12

Самостоятель-ные занятия

5

Структурно-функциональная организация биоценотических систем и ее анализ. Определение понятия «структура биоценоза». Видовая структура. Характеристики видового состава фитоценоза. Факторы, влияющие на видовое разнообразие и богатство биоценоза. Виды доминанты, предоминанты и второстепенные виды. Виды эдификаторы, суб- или со-эдификаторы, ассектаторы. Пространственная структура растительного сообщества. Вертикальная структура. Ярусность (надземная, подземная ярусность, водный фитоценоз). Горизонтальная структура. Мозаичность. Синузиальность.

4










Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды), мультимед.

1,3,5,6,9,12

Опрос

5.1.

Структурно-функциональные особенности биогеоценотического покрова пойменных лугов (в пределах геостанции «Западная Березина»). Взаимоотношения между растениями пойменных лугов и средой произрастания (экологическое направление). Взаимоотношения между особями одного вида (популяционный уровень). Взаимоотношения между разными видами (биоценотический подход). Постоянные (сессильные) и временные (вагильные) отношения между растениями.










2

Раздаточный материал

1,2,4,7,10

Самостоятель-ные занятия

6

Функциональная структура биогеоценоза. Взаимосвязи между почвой и растительностью. Взаимодействие между растительностью и атмосферой. Взаимосвязь между микроорганизмами и разными компонентами биогеоценоза. Взаимоотношения между растениями. Взаимосвязь растительности с животным миром. Взаимодействие между неживыми (абиотическими) компонентами. Факторы, влияющие на взаимодействия компонентов биогеоценоза. Типы отношений между организмами в биоценозе: симбиоз, антагонизм.










4

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,2,6,7,9,11

Самостоятель-ные занятия



Проверка тетрадей

6.1.

Эколого-ценотический анализ лесной растительности (в пределах геостанции «Западная Березина»). Видовой состав лесного сообщества. Ярусность. Синузиальность. Эдификаторы. Консорция.










2

Раздаточный материал

1,3,7,9,12

Самостоятель-ные занятия

7

Динамика и сукцессии биогеоценозов.Динамика фитоценозов: суточные изменения, сезонные различия, флюктуационные изменения, возрастные изменения, изменения, обязанные своим происхождением микроэволюции. Типы развития и фазы развития сукцессий. Первичные сукцессии. Факторы, определяющие развитие растительности в первой фазе сукцессии – на оголенных территориях. Эцезис и его особенности. Стадии развития фитоценоза первичной сукцессии. Стадии в развитии растительного покрова. Методология изучения сукцессий.

2










Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,2,5,8,12

Проверка тетрадей

7.1.

Специфика динамических процессов в биогеоценозах (в пределах геостанции «Западная Березина») Суточные и сезонные изменения в лесных и луговых сообществах. Краткосрочные флуктуации луговых сообществ.










2

Раздаточный материал

1,2,4,8,9

Самостоятель-ные занятия

8

Вторичные сукцессии и климаксовые сообщества. Подвижное равновесие. Вторичные сукцессии – смена одного фитоценоза другим. Суть понятий сингенез, эндоэкогенез и гологенез. Классификация типов сукцессий по П.Д. Ярошенко. Кратковременные, вековые и филоценогенетические смены фитоценозов. Эволюция фитоценозов. Примеры филоценогенетических сукцессий. Понятие климакса в биогеоценологии. Теория подвижного равновесия. Методология изучения вековых смен.










2

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,2,5,8,9,12

Самостоятель-ные занятия

9

Энергетика и продуктивность. Основные типы функций биогеоценоза. Органические функции. Пищевые цепи. Схема расчета потока энергии через простую цепь питания. Экологические пирамиды. Понятие биологической продуктивности. Показатели биологической продуктивности. Средообразующие функции. Понятие о консорции. Понятие об экологической нише. Типы экологических ниш.










2

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,2,4,5,7,9,10,12

Самостоятель-ные занятия

10

Типология биогеоценозов земного шара Биогеоценозы лесотундр, тундр и полярных пустынь. Биогеоценозы лесов. Биогеоценозы степей и пустынь. Биогеоценозы болот и пойм рек. Биогеоценозы океанов и морей.










10

Наглядные пособия (раздаточный материал, слайды)

1,2,3,5,7,8,10,11,12

Самостоятель-ные занятия

10.1.

Основные варианты сукцессионных систем в разных физико-географических областях. Популяционные критерии климаксового и сукцессионного состояния экосистем. Основные варианты нарушений растительного покрова природных зон.










2

Раздаточный материал, мультимед

1,2,6,8,10

Самостоятель-ные занятия

10.2

Ключевые виды растений и животных в основных типах экосистем суши. Принципы организации биогеоценотического покрова Земли. Наборы ключевых видов растений и животных в разных природных зонах.










2

Раздаточный материал

1,2,5,7,8,10

Самостоятель-ные занятия

11

Биогеоценозы Беларуси. Основные принципы выделение биогеоценозов Беларуси. Структура. Динамика и сукцессии. Энергетика и продуктивность основных биогеоценозов.










2

Раздаточный материал

1,2,4,6,7,9,12

Самостоятель-ные занятия

11.1.

Специфика динамических процессов в биогеоценозах интразонального типа. Особенности биогеоценотического покрова болотных и пойменных ландшафтов. Вертикальная и горизонтальная структура болотного сообщества. Ярусность. Синузиальность. Роль экотопических и фитоценотических факторов в образовании биогеоценозов болот. Вторичные сукцессии в болотных биогеоценозах










2

Раздаточный материал, мультимед.




Самостоятель-ные занятия

11.2.

Динамика животных представителей биоценозов Беларуси.Суточная, сезонная, многолетняя динамика. Факторы, влияющие на динамику. Основные животные представители биоценозов Беларуси и их влияние на процессы, протекающие в биогеоценозе.










2

Раздаточный материал, мультимед




Самостоятель-ные занятия Проверка тетрадей

12

Основные варианты ключевых видов (средопреобразователей) в разных природных зонах. Роль ключевых видов в организации биогеоценотического покрова. Механизмы устойчивого поддержания структурного и таксономического разнообразия биогеоценотичеаеских единиц.










2







Самостоятель-ные занятия




ИТОГО

8

4




42










IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература











Основная

1

Дылис Н.В. Основы биогеоценологии. М. 1978




2

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология , М. 1997




3

Сукачев В.Н. Избранные труды. Т. 1. Основы лесной типологии и биогеоценологии. Л.: Наука. 1972




4

Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ. 2001




5

Цветков В.Ф. Лесной биогеоценоз. Архангельск, 2-е изд. 2003






Дополнительная

6

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов на Дону: феникс. 2005.




7

Радкевич В.А. Экология. Минск: Вышэйшая школа. 1998.




8

Миркин Б.М. Теоретические основы современной фитоценологии. М.: Наука. 1985




9

Смирнова О.В. Популяционная организация биоценотического покрова лесных ландшафтов // Успехи современной биологии. 1998




10

Сукачев В.Н. Избранные труды. Т. 3. Проблемы фитоценологии. Л.: Наука, 1975.





11

Смирнова О.В. Природная организация биогеоценотического покрова лесного пояса Восточной Европы // Восточноевропейские леса. Ред. О.В.Смирнова. Кн. 1. М.: Наука. 2004




12

Бяллович Ю.П. Системы биогеоценозов. – в кн.: Проблемы биогеоценологии. М., Наука. 1973




V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО БИОГЕОЦЕНОЛОГИИ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

1.Биогеография


Физ.географ.материков и океанов и методики преп.геогр.

Согласовано




2. Общая экология


Геоэкологии

Согласовано

















VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО БИОГЕОЦЕНОЛОГИИ

на _____/_____ учебный год


№№

пп


Дополнения и изменения

Основание









Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ____ от ________ 200_ г.)

Заведующий кафедрой

д. г. н., профессор __________________ Я.К. Еловичева

УТВЕРЖДАЮ



Декан факультета

д. г. н., профессор __________________ И.И. Пирожник

страница 1

Смотрите также: