Меню
  
Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОРЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»


ГИГИЕНИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В

СЕМЬЕ И ШКОЛЕ
(Методическая рекомендация)

Составитель: Карпицкая Н.В.

Ленино 2011 г.

ПЛАН




  1. Задачи гигиенического воспитания.




  1. Значение организации жизни детей по режиму дня.




  1. Воспитание навыков в личной гигиене детей.




  1. Единство взрослых в осуществлении правильного воспитания.

Наше правительство выдвинуло величественную задачу – воспитать нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В нашей стране много делается для того, чтобы подрастающее поколение росло здоровым, в повышении общей и санитарной культуры школьников играет гигиеническое обучение и воспитание в семье и школе. Охрана здоровья детей и обеспечение благоприятных условий обучения в школе и дома никогда не теряет своей актуальности, потому что от состояния здоровья школьников зависят успехи их учебной деятельности. Гигиеническое воспитание и образование являются неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Гигиеническое воспитание и образование ставят задачу – привить детям и подросткам гигиенические навыки, ознакомить их с кругом гигиенических знаний, направленных на охрану здоровья каждого человека и всего коллектива. Привычка к нормальной гигиенической обстановке которая приобретается в семье и школе, остается у учащихся и тогда, когда они станут уже взрослыми. Бывшие ученики, став отцами и матерями, будут стараться поступать согласно требованиям гигиены. Гигиенические навыки представляют собой условные рефлексы и, как всякий условный рефлекс, для своего закрепления нуждаются в систематическом повторении при создании определенной обстановки, соблюдении установленного времени их проведения и последовательности выполнения. Выдающийся педагог А.С. Макаренко говорил: «Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело доступно каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если он только действительно захочет, а, кроме того, это дело приятное, счастливое».

Одновременно А.С. Макаренко предупреждал родителей о трудностях, которые ожидают их в случае ошибок воспитания.

С определенной ясностью А.С. Макаренко определил и цели трудового воспитания детей.

«Воспитание детей, - говорил он, - самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны. Ваш ребенок будет членом общества трудового, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина, будет зависеть исключительно от того, насколько к этому труду будет подготовлен. Труд имеет не только значение общественное, производственное, но и имеет большое значение в личной жизни. Мы хорошо знаем насколько веселее и счастливее живут люди, которые умеют много делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И, наоборот, всегда вызывают нашу жалость люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно». Имеют ли эти размышления А.С. Макаренко отношение к вопросам личной гигиены и закаливанию ребенка? Конечно, имеют и при том, самое близкое. Выполнение правил личной гигиены и закаливание необходимы для детей с момента рождения. Ребенок в это время совершенно беспомощен, он нуждается в правильном и заботливом уходе. И это уход является одной из первоначальных основ воспитания не только физического, но и психического.

Правильный уход обеспечивает своевременное развитие у детей многих основных качеств: речи, памяти, мышления, наблюдательности, привитию культурных навыков и умений, правил поведения и т.д. В таких семьях ребёнок к полутора годам уже может самостоятельно есть, к 2-м годам он умеет снимать чулки, шапку и другие части одежды…. В тоже время приобретается много других навыков и умений, а также появляется определённый запас слов. Но не следует думать, что эти навыки и умения появляются сами по себе. Подобные взгляды глубоко ошибаются.

Наша наука на основе учения великого русского физиолога И.П. Павлова о в.н.д. твердо установила, что развитие ребёнка как физическое, так и психическое идет лишь в процессе его деятельности под влиянием условий внешней среды. Природные качества, заложенные в нём, не получают развития сами по себе, если не будет условий для деятельности или если окружающая среда будет способствовать развитию.

Важнейшим условием правильного развития воспитания является организация жизни детей по режиму в соответствии с возрастом, то есть правильное распределение по времени сна, бодрствования, кормления и т.д. В жизни ребенка режим дня (ритм) имеет огромное значение.

Доказательством этого служит, в частности, работа внутренних органов самого ребенка. Сердце, например, работает строго ритмично. За сокращением предсердий и желудочков сердца следует пауза, когда сердце отдыхает. В ритме происходят и явления природы, смена времён года, дня и ночи.

Организуя жизнь детей по режиму, мы обеспечиваем им здоровые условия роста и развития, и одновременно создаём фундамент для высокой трудоспособности. В будущем, так как всякий производительный труд – труд ритмичный и организованный.

Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребёнка начинается лишь со школы. Всё, что делает ребёнок до школы, часто считают несущественным для его развития. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «В первые семь или восемь лет нашей жизни память наша усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу оставшуюся жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям».

Человечество за длительный период своего существования накопило огромный опыт во всех областях своей жизни. Это опыт дети воспринимают от взрослых. Наиболее эффективный метод воспитания навыков личной гигиены – систематическое ежедневное и всегда правильное их повторение, сопровождаемое пояснениями, доступными пониманию детей. Так необходимо систематически приучать детей не торопиться во время еды, тщательно пережёвывать пищу, не брать её руками, за исключением той, которую принято брать таким образом. Не вынимать пищу пальцами, застрявшую в зубах, не чихать и не кашлять в сторону окружающих. Воспитание культурных навыков у ребенка может быть успешным лишь в том случае, если все взрослые члены семьи подают ему в этом личный пример. И если они требуют от ребенка выполнения гигиенических правил, а часто сами забывают их, можно с уверенностью сказать, что культурные навыки у ребенка не будут прочными.

Некоторые родители, желая воспитать у ребенка культурные навыки, прибегают к запугиванию. Думают, чем сильнее воздействие, тем лучше результат. Например, говорят ребёнку: «Не будешь мыть руки – заболеешь». Мышление ребенка всегда конкретно. В результате запугивания чаще всего страдает авторитет родителей.

Полезно при этом внушение: «Будешь так делать – будешь здоровым и сильным». Отец и мать, и другие взрослые члены семьи воспитывают совместно. У них могут быть различные взгляды на воспитание детей. Но об этих разногласиях они обязаны договориться наедине и предъявлять к детям одинаковые требования. Без такого единства взрослых трудно осуществить правильное воспитание.

Например, отец решил закаливать ребёнка. Он занимается с ним гимнастикой, проводит комнатные воздушные ванны, обливание под душем. Отец понимает пользу закаливания, желает, чтобы его сын был крепким, выносливым. Но прогулки с сыном осуществляет мать, а она боится простуды. На улице лёгкий морозец, а на ребёнка надели валенки, длинную меховую шубу, шапку-ушанку, шею обмотали шерстяным шарфом. Лицо ребёнка раскраснелось, ему жарко и скучно. Бегать и играть нет возможности. Польза от закаливающих процедур, проводимых отцом, может быть целиком уничтожена изнеживанием ребёнка чрезмерно теплой одеждой на прогулках.

В комнате, где живет ребёнок, должно быть всегда чисто. Полезно освободить её от всех ненужных предметов, особенно от тех, которые трудно очищать от пыли. Все предметы, которыми пользуется – должны быть строго индивидуальны.

Нельзя пользоваться и общей посудой во время еды. Каждый член семьи, и ребенок, в том числе должен пить из отдельной чашки, есть отдельной ложкой.

Это особенно важно потому, что индивидуализация предметов личного пользования является одним из самых действенных средств предупреждения инфекционных заболеваний.

Воспитание прочных навыков личной гигиены помогает и создание удобной обстановки для выполнения этих навыков. Взрослым необходимо заботиться, чтобы умывание было для детей приятным делом, которое они охотно повторяли бы снова. Этим также закрепляются полезные навыки.

Важным условием воспитания здорового ребёнка является также радостная обстановка в семье. «Радость развивает, укрепляет тело», говорил И.П. Павлов. Отсюда понятен долг родителей – обеспечить детям спокойную, радостную обстановку в семье, наполненную интересными занятиями, веселыми играми, и безмятежным отдыхом.

Ребёнок беспрерывно развивается физически и умственно. Лишь в начальный школьный период (7-14) лет постепенно развиваются и совершенствуются механизмы сознательного торможения, контроль сознания начинает постепенно возрастать и в более позднем периоде преобладать над непосредственными чувствами и восприятиями. В зависимости от условий внешней среды типа н.с. возможно возникновение ряда нарушений.

Поэтому для профилактики возможных отклонений школьники нуждаются в постоянном воспитательном воздействии, в сдерживании, направлении, координировании их действий и поступков даже при нормальном, спокойном течении развития ребёнка. Необходимой частью такого воспитательного руководства является рационально организованный режим дня у учащихся.

Режим дня, повторяющийся изо дня в день, автоматизирует жизненные процессы и тем самым облегчает и ускоряет их. Иначе говоря, правильный режим дня повышает работоспособность учащегося, что объясняется образованием ряда условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап является условным раздражителем и побудительным сигналом последующего. Эту мысль можно выразить примерно следующей схемой из режима дня, определяющей последовательность действий учащихся, обучающихся в школе во вторую смену: Подъём. Гимнастика. Водная процедура. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Приготовление уроков. Прогулка. Обед. Отправление в школу.

В этой цепи окончание одного процесса является сигналом для начала другого.

В это же время в результате ежедневного повторения планированной деятельности следы её достаточно закрепляются в центральной нервной системе и для их оживления не требуется больших усилий. Нельзя говорить о режиме ребёнка в семье отдельно от режима в школе. Если у учащегося имеются и внешкольные занятия, например музыкальные, технические, то вся его деятельность должна охватываться и планироваться режимом с учетом возрастных физиологических особенностей. Надо знать и помнить то, что организация режима дня должна начинаться с самого раннего возраста. Нельзя рассматривать и строить режим школьника оторванно, изолированно от ранних периодов детства. Общая гигиена, на основе которой строится режим дня, не даёт рецептов для предупреждения какой-либо определённой болезни. Она раскрывает значение воздуха, питания, труда, отдыха, сна, освещения, жилища, одежды, личной гигиены для развития и укрепления здоровья и определяет нормы различных факторов, благоприятно воздействующих на физиологические процессы. Применение этих знаний в организации нашей повседневной жизни определяет нормальный образ жизни ребёнка, режим его дня.

Прежде всего, надо научить ребёнка стремиться к поддержанию чистоты собственного тела, окружающей обстановки, быть чистым и аккуратным, требовательным к себе. Это самое простое, но в тоже время основное гигиеническое требование.

Особое профилактическое значение имеет чистота рук. Руки, загрязняясь, передают различные заболевания: кожные, глазные, инфекционные и паразитарные. Надо строго следить, моют ли дети руки и как моют тщательно, теплой водой с мылом или небрежно. Свидетелем такой небрежности может быть полотенце, на котором отпечатывается не смытая с рук грязь. Надо проверить все ли дети стригут коротко ногти, моют ли их щеткой, ухаживают ли правильно за волосами, ходят ли дети каждую неделю в баню, меняют ли им бельё и т. д. Эти простые процедуры необходимы ребенку – они укрепляют его здоровье, придают ему бодрость и при систематическом применении развивают потребность в них, то есть то, что мы называем навыками. Все эти «мелочи», этот повседневный уход за своим телом, крайне необходимый для сохранения здоровья, служат в тоже время показателем культурного развития семьи и гигиенического воспитания детей.

Важное гигиеническое требование предъявляется к одежде, обуви, гигиене жилища. Одежду и обувь необходимо носить строго по сезонам. Необходимо развивать у детей стремление к чистому, бережному содержанию одежды, к старательному уходу за ней. По возвращению из школы надо приучить детей сразу же снимать школьную форму, аккуратно вешать её в шкаф, надевать домашний костюм, сменять обувь. Ложась спать, дети должны аккуратно складывать свои вещи в определённом порядке.

С раннего возраста необходимо приучать детей на поддержании чистоты воздуха в комнате.

Для сохранения нормального зрения учащихся имеет важное значение правильный уклад всей школьной жизни, создание гигиенических условий в домашней и школьной обстановке. Для сохранения зрения имеет также значение чередования в школе работ, требующих большого напряжения зрения (чтение, письмо, рисование) с другими занятиями (беседа, объяснение учителя, упражнения в устном счёте, занятия по развитию речи).

Для сохранения зрения необходимо заботиться о гигиене чтения: держать книгу на расстоянии 30-35см от глаз, сидеть прямо, чтобы свет падал слева. Нельзя читать лежа, согнувшись над книгой, сразу после еды. Не следует читать до утомления, надо делать перерывы при чтении по 10 мин. – 2 минуты, после 30 мин. – 5 минут. В случае обнаружения у ребёнка близорукости следует обратиться к врачу.

Правильно сделанная мебель и умелое её использование также имеют большое значение. Для правильной посадки ученика большое значение имеют соотношения высоты стола и сиденья стула в зависимости от роста ребёнка. Школьную парту конструируют таким образом, чтобы дать возможность школьнику заниматься в наиболее удобных условиях, и соблюдать правильную осанку.

Правильная рабочая поза обеспечивает равномерное кровоснабжение, правильное дыхание предупреждает искривление позвоночника, возникновение близорукости.

Глаз по своему строению является очень нежным органом.

Родители знают, что здоровье детей, их развитие, успешное учение во многом зависят от питания. Полноценность детского питания определяется достаточной калорийностью, правильным соотношением основных элементов, включая необходимые витамины и минеральные соли, регулярностью приема пищи в установленные часы. Полноценность питания зависит также от разнообразия меню, способа приготовления пищи, санитарно-гигиенических условий.

Наиболее благоприятно для организма четырехразовое питание, причем ужин должен быть легким и подаваться за 1,5 – 2 часа до сна. Родителям надо знать, что некоторые продукты питания возбуждают центральную нервную систему. Например, кофе натуральный, по этой же причине нельзя включать какао, его следует 1-2 раза в неделю. Если ребенок соблюдает правильный режим питания, то у него всегда будет хороший аппетит. Во время сна почти вся кора головного мозга находится в состоянии торможения. Лишение сна опаснее, чем голод. Полное голодание человек может вынести в течение месяца, а без сна он может прожить гораздо меньше. Известен случай, когда человек, не спавший в течение 9 дней, умер.

Полноценный сон глубок, он возникает при правильной организации внешних условий и поведения ребёнка при подготовке ко сну. Полезно приучить ребенка к выполнению правил личной гигиены перед сном – умыться, почистить зубы, вымыть ноги.

В школе учащимся необходимо прививать элементарные санитарно-гигиенические навыки, дать определённый уровень санитарно-гигиенических знаний, воспитать у них сознательное отношение к своему здоровью, и умение организовывать борьбу за здоровье своего коллектива.

Санитарное просвещение является обязательным разделом работы каждого учителя и проводиться им в классной и во внеклассной работе.

Директора школ, учителя и классные руководители обеспечивают глубокое и полно изучение учащимися всего включенного в школьные программы материала по охране здоровья. Большинство детей 7-летнего возраста с трудом адаптируются к новым, непривычным для них условиям школьной жизни. Основным звеном в системе учебного процесса является урок, и от тог, насколько гигиенически рационально он построен, зависит работоспособность ребят, а следовательно, их успеваемость, состояние здоровья. Наблюдения показали, что для учащихся 1 – 2 классов, у которых процессы возбуждения преобладают над тормозными, целесообразна длительность урока в 30 минут.

Гигиенисты рекомендуют сокращение длительности урока и для учащихся 5 классов, учитывая их повышенную утомляемость в связи с перестройкой организма школьников в этом возрасте и большим объеме учебных занятий в 5 классе.

В связи с гигиенической организацией урока и учебного дня учащихся необходимо остановиться на гигиенических уроках письма и чтения, которые являются основными элементами учебной работы. Формирование навыков письма и чтения требуют длительного упражнения. Процесс письма требует тонкой координации движений. Не меньший труд для младшего школьника представляет процесс чтения. Также как письмо, процесс чтения требует большого зрительного напряжения. Это напряжение особенно велико в младшем школьном возрасте, потому что зрительный анализатор еще не завершил своего развития. Продолжительность чтения 1-2 классов должна составлять 15-20 минут, 3-4 классов –20-25 минут (1 – 2 кл. – 7-10 минут).

В процессе учебных занятий с учащимися младших классов учителя проводят специальные уроки охраны здоровья, где демонстрируют различные предметы личного, домашнего и школьного обихода и показывают, как нужно ими пользоваться. При сообщении учащимся новых для них гигиенических знаний учителя придерживаются обычных методических приемов, последовательно излагают материал, переходя от легкого к трудному, от конкретного к абстрактному. Более широкое ознакомление учащихся с гигиеной предусматривается курсом естествознания – на уроках ботаники, зоологии, анатомии, физиологии.

В курсе анатомии и физиологии в ходе детального ознакомления с особенностями строения и функций отдельных органов и систем человеческого организма и организма как единого во взаимодействии с окружающей средой глубже уясняют огромное значение личной и общественной гигиены. Хорошие навыки сами не возникают, их надо воспитывать.

Недаром говорится: «Посеешь правила – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер».

ЛИТЕРАТУРА


Авсиевич М.Т., Н.А. Крылова. Семейное воспитание. Мн., 1998.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение», 1986.
Макаревич А.А., Жбанков Р.Г. Учись быть здоровым. Мн. «Полымя», 1991.

страница 1
скачать файл

Смотрите также: