Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1





БИОЛОГИЯ

И.В. Богачева – начальник управления учебно-методической работы ГУО «Академия последипломного образования»

В методической работе с учителями биологии в 2011/2012 учебном году следует уделить должное внимание вопросам совершенствования современного урока, внедрению в образовательный процесс деятельностного, личностно ориентированного подходов. На основе анализа посещенных уроков, изучения многочисленных планов, технологических карт и проектов можно выделить типичные педагогические проблемы, и направить методическую работу с учителями на их решение.

На наш взгляд, главное практическое затруднение педагогов при проектировании урока определяется недостатком умений учителей в области постановки целей при проектировании урока и целеполагания на уроке. Поэтому, часто цели носят декларативный характер, не диагностичны и не имеют инструментария для определения степени их достижения на каждом уроке. Если цель учитель дописывает после написания всего плана, формулирует ее в общем виде, не в связи с конкретным содержанием и спецификой педагогической ситуации, то такие цели и не могут выполнять организующей и управляющей функции всего урока. Можно встретить цели глобального характера, например «Воспитывать любовь к родной природе», «Формировать ответственное поведение в природе» что, как известно, не достижимо на одном уроке. Чем конкретнее поставлена цель, тем очевиднее ее достижение и тем упорядоченнее становится сам процесс организации урока. Когнитивные (учебные) цели на уроке определяются, главным образом, программными требованиями и содержанием учебника, а задачи личностного развития реализуются в удачно подобранных методах обучения и формах организации учебной деятельности учащихся.

При планировании урока можно использовать план, а можно – технологическую карту. В первом случае прописана деятельность учителя на всех этапах урока, задания, которые предлагаются учащимся для опроса, закрепления, ключевые моменты объяснения. Во втором случае учитель проектирует не только свою деятельность, но и работу учащихся на каждом этапе урока (форма карты – текст или таблица - не имеют значения). Как правило, здесь указываются особенности организационно-мотивационного, операционально-познавательного, контрольно-корректирующего этапов. К сожалению, встречаются технологические карты написанные в таком общем виде, что их можно «прилагать» к любому уроку, предмету, теме, классу – деятельность есть, а урока нет.

По-прежнему во многих уроках преобладает деятельность педагога, а не учащихся. Учителя затрудняются в подборе методов мотивации и организации учебной деятельности, создания ориентировочной основы деятельности, управления и оценки учебной деятельности учащихся. Вместе с тем очевидно, что включение учащихся в деятельность позволяет получить прочные знания, приобрести опыт их применения на практике, развить общеучебные навыки, формировать культуру общения и совместной работы, преодоления учебных затруднений и решения проблем. Не на многих уроках можно наблюдать процесс включения детей в учебную работу, коллективную мыследеятельность, практику преодоления затруднений и ошибок. Как правило, преобладает предметный подход и на уроке идет изложение нового материала учителем, а деятельность учащихся носит, в лучшем случае, репродуктивный характер. Не применяются все образовательные ресурсы разноуровневой 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности - потому, что сама деятельность не построена по этим уровням.

Проблемы испытывают педагоги с применением парных и групповых форм организации учебной деятельности учащихся, а именно здесь развиваются ключевые компетенции учеников – они приобретают опыт совместной интеллектуальной работы, совершенствуют коммуникативные, информационные навыки, приучаются отвечать за результат собственной деятельности не только перед учителем, но и перед одноклассниками. По-прежнему на уроках преобладают объяснительно-иллюстративные методы изучения материала, в то время, как задачи личностного развития учащихся лучше реализуются на основе проблемного обучения, введения в практику обучения исследовательских, поисковых, проектных методов.

На уроках биологии необходимо создавать ситуации, позволяющие учениками приобретать опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к природе и собственной жизни, формировать основы биоэтики и биоцентристского мышления. Для превращения знаний учащихся по биологии в систему следует уделять достаточное внимание развитию общих биологических понятий, формированию научного мировоззрения на основе усвоения ведущих биологических теорий и идей.

Весь круг проблем практической реализации современных педагогических подходов на уроках биологии предлагаем свести к следующим ключевым вопросам и подробно рассмотреть их на заседаниях методических объединений учителей биологии в текущем учебном году:


  • Определение взаимосвязи образовательных целей и задач личностного развития для урока. Приобретения педагогами опыта постановки учебных и развивающих целей, разработки на их основе вариативных планов уроков.

  • Определение эффективных форм и методов преподавания для реализации именно этих задач.

  • Отбор и структурирование предметного содержания урока в соответствии с мировоззренческими задачами, ведущими теориями и идеями биологии.

  • Организация и управление учебной деятельностью учащихся.

  • Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития.


Республиканский уровень методической деятельности. В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» планируется проведение:

а) целевого повышения квалификации для методистов ИРО, Р(Г)УМК, руководителей районных (городских) методических формирований учителей биологии и химии «Повышение качества школьного биологического и химического образования» - 21.11.11 - 03.12.2011;

б) целевого повышения квалификации методистов Р(Г)УМК и руководителей методических формирований учителей биологии «Современные подходы к организации образовательного процесса по биологии» 01.10.2012 - 13.10.2012

в) обучающего семинара для методистов ИРО, Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей биологии «Система факультативных занятий, внеклассной и внешкольной работы по биологии» - ноябрь 2011 года.



Областной уровень. В областных (Минском городском) ИРО внедряется новый пакет учебно-программной документации повышения квалификации учителей-предметников на базовых курсах.

Рекомендуем на базе областных (Минского городского) ИРО провести следующие межкурсовые мероприятия.



  • Инструктивный семинар-совещание для методистов Р(Г)УМК, курирующих преподавание биологии, по содержанию и направлениям методической работы с учителями биологии в 2011\2012 учебном году .

  • Областной обобщающий семинар (конференцию) «Особенности организации современного эффективного урока биологии»

  • Областной обучающий семинар «Эффективное использование электронных средств обучения в образовательном процессе по биологии».


Районный уровень. Для работы методических формирований учителей биологии района в 2011/2012 учебном году рекомендуется общая тема «Современные требования к организации образовательного процесса по биологии». В течение года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений учителей биологии (кроме августовской секции учителей биологии), организовать работу творческих и проблемных групп (ТГ, ПГ), школы молодого учителя (ШМУ), школы совершенствования педмастерства учителей биологии (ШСПМ), школы по изучению эффективной педагогической практики преподавания биологии (ШЭПП) или школы передового педагогического опыта (ШППО). Для системной организации методической работы с учителями биологии в районе рекомендуем матричную модель работы методической сети над единой темой, в которой тематика всех методических формирований обеспечивает всестороннее рассмотрение и подготовку вопросов, вынесенных на заседание методического объединения.

Примерная тематика и содержание заседаний районных (городских) методических объединений учителей биологии

В рамках общей темы «Современные требования к организации образовательного процесса по биологии» определяется тематика заседаний районных методических объединений учителей биологии и основные вопросы, рассматриваемые в каждой теме. Предварительно определяется режим работы других методических формирований и вопросы, которые будут ими изучаться. При планировании заседаний методического объединения заранее определяются выступающие по каждому вопросу на основании подготовки этих вопросов в других сопутствующих методических формированиях. Таким образом, достигается эффективность, организованность работы методического объединения и глубина практической проработки каждого вопроса.





    1. Тематика заседаний методического объединения учителей биологии района (м/о):

Тема: «Современные требования к организации образовательного процесса по биологии»

I. (август) Инструктивно-методическое совещание (секция учителей биологии)

II. (ноябрь) Комплексный подход к планированию образовательного процесса по биологии

III. (январь)

Моделирование урока биологии на основе запрограммированных уровней усвоения предметного содержания

IV. (апрель) Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении биологии

V. (май) Решение задач личностного развития при изучении биологии



Методические рекомендации по организации и проведению заседаний районного методического объединения учителей биологии на 2011/2012 учебный год


Тема заседания

Вопросы для обсуждения

Примечания

I.Инструктивно-методическое совещание (секция учителей биологии)
Сроки проведения: август

Научно-методический блок. Нормативное и правовое обеспечение образовательного процесса по биологии в 2011/2012 учебном году:

  1. Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по биологии в 2011/2012 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании биологии в 2010/2011 учебном году».

  2. Учебно-методическое обеспечение преподавания биологии в школе, новые издания для педагогов и учащихся.

  3. Организация образовательного процесса по биологии в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения, в соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации.


Учебно-методический блок. Организация образовательного процесса по биологии в школах района в 2011/2012 учебном году:

  1. Анализ результатов образовательного процесса в районе за 2010/2011 учебный год. Результаты мониторинга учебного процесса, экзаменов, контрольных срезов, смотров, выступлений учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах. Тенденции развития биологического образования в школах района, актуальные проблемы и пути их решения.

  2. Особенности преподавания биологии в общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году. Требования, предъявляемые к современному уроку. Способы повышения качества образования школьников по биологии.

Практический блок. Определение основных целей и задач методического объединения на текущий учебный год

  1. Анализ эффективности методической работы с учителями района в 2010/2011 учебном году, основные результаты, проблемы, актуальные направления деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов.

  2. Организация работы методической сети учителей биологии в 2011/2012 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований, согласование тематики и сроков подготовки материалов.

  3. Презентация актуальных тем для самообразования учителей биологии, профессиональных конкурсов, проектов, конференций, семинаров.




Проблемная группа, созданная для подготовки данного совещания готовит предварительно материалы: анализ нормативной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета; анализ качества преподавания биологии в школах района в предыдущем учебном году; анализ эффективности методической работы с учителями биологии в районе и определение актуальных для дальнейшей работы тем и направлений.

Первое тематическое заседание методического объединения всех учителей биологии района предлагаем провести на осенних каникулах и посвятить вопросам целостности урока как дидактической системы, современным требованиям к результативности урока биологии. После непродолжительных теоретических обзоров целесообразно организовать активную дискуссионную и аналитическую работу учителей по изучению и критическому анализу требований, предъявляемых к образовательному процессу по биологии и его результатам, обмену мнениями, определению своей позиции по данному вопросу. Результатом работы методического объединения может стать одобренная и принятая учителями памятка «Современный урок биологии – это урок, на котором…»



Тема, сроки

Содержание

Технология проведения занятия

Сопутствующая тематика других методических формирований

Предполагаемый результат

II. Комплексный подход к планированию образовательного процесса по биологии

Сроки проведения: осенние каникулы




Научно-методический блок. Основные требования к современному уроку биологии.

  1. Образовательная, развивающая, воспитательная функции урока.

  2. Эффективность и результативность урока.

  3. Единство цели и планируемого результата урока.

  4. Организация и управление учебной деятельностью учащихся

  5. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе




  • Представление проблемной группой обзора педагогической литературы по данной проблеме.


  • Творческая дискуссия, обмен мнениями по указанным вопросам




Проблемная группа: Современный урок биологии как дидактическая система. Критерии и показатели оценки эффективности и результативности урока.


Усвоение педагогами характерных особенностей современного урока биологии

Учебно-методический блок

  1. Планирующая документация учителя – проект, план, сценарий урока, технологическая карта, КТП.

  2. Способы постановки цели урока и определения его результативности.

  3. Оптимальность подбора средств обучения, форм организации учебной деятельности на уроке биологии, методических приемов, подходов, технологий.

  4. Анализ и самоанализ урока биологии в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса.




  • Тренинг по постановке когнитивных, развивающих, воспитательных целей на урок и тему

  • Практикум по отбору форм и методов работы на уроке на основе поставленных целей




Школа молодого учителя: Структура технологической карты урока.

Школа совершенствования педмастерства: Структура анализа и самоанализа урока

Умение реализовать современные требования к уроку биологии при его проектировании

Практический блок

Представление и анализ образцов планов (проектов) уроков, технологических карт по критериям соответствия современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу по биологии.



Практикум по определению эффективности урока на основе сопоставления цели, запланированного результата и инструментария контроля и оценки




Умение определять условия эффективности урока биологии

Рекомендуемая литература:

  1. Запрудский, Н.И. Рефлексивный анализ урока руководителем школы / Н.И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. — 2006. — № 8.

  2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. — Минск : Сэр-Вит, 2004. — 288 с.

  3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010.

  4. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. / Ю.А. Конаржевский. — М. : Центр “Педагогический поиск”, 2000.

  5. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001.

  6. Левитес, Д.П. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.П. Левитес. — М.: Ин-т практич. психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

  7. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): метод. пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. — М.: Пед. об-во России, 2003.

  8. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов /А.В.Хуторской. – СПб:Питер, 2001. – 544с. (Серия «Учебник нового века»).

  9. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-384с.

Второе тематическое заседание методического объединения учителей биологии пройдет на зимних каникулах. Его мы рекомендуем посвятить совершенствованию проектировочных умений педагогов, более глубокому освоению когнитивных целей в единстве с решением развивающих и воспитательных задач. Базисными знаниями учителей являются освоенные педагогами в предыдущем учебном году положения современной Концепции школьной биологии.



Тема, сроки

Содержание

Технология проведения занятия

Сопутствующая тематика других методических формирований

Предполагаемый результат

II. Моделирование урока биологии на основе запрограммированных уровней усвоения предметного содержания

Сроки проведения: зимние каникулы




Научно-методический блок. Основные уровни усвоения школьниками биологического содержания.

  1. Уровень биологических понятий. Биологические термины, определения. Структура биологических понятий. Реализация теория постепенного развития понятий (Н.М.Верзилин) в современном курсе школьной биологии.

  2. Уровень биологических закономерностей. Формирование биологического мышления на основе причинно-следственных, логических связей между понятиями, природными явлениями.

  3. Уровень общебиологических законов, теорий, идей. Условия формирования теоретического мышления школьников.

  4. Мировоззренческий уровень предъявления материала. Формирование целостной научной картины мира, системы биоэтических взглядов.



  • Изложение материала на основе синтеза положений современной методики преподавания биологии и практического опыта работы учителей, с демонстраций конкретных разработок, приемов, подходов.

Творческая группа учителей биологии: Формирование системы биологических знаний школьника, предметных компетенций, культуры отношений с живой природой.

Самоопределение педагогов на деятельность по углублению биологических знаний школьников

Учебно-методический блок Современные методические подходы к структурированию биологического содержания урока

  1. Определение оптимального объема биологического содержания при подготовке урока: выделение первостепенных терминов, сохранение единой системы ведущих биологических понятий, развитие биологического терминологического языка учащихся.

  2. Генерализация (выделение главного) содержания вокруг стержневых биологических идей. Формулировка когнитивных целей урока.

  3. Индуктивное изучение предметного содержания – формирование теоретических выводов на основе освоенных учащимися фактических знаний

  4. Дедуктивный подход к изучению школьного биологического содержания – предварительное освоение теоретических положений с последующим подкреплением их фактическим материалом.

  5. Обучающая функция 10-балльной системы оценки. Способы углубления знаний учащихся при использовании разноуровневых заданий для контроля.



Демонстрация практических примеров, приемов, методов, способов подачи биологического содержания в соответствии с изучаемыми подходами.

Школа передового педагогического опыта (или школа эффективной педагогической практики): Использование современных подходов к отбору и структурированию предметного содержания урока биологии.

Творческая группа. Модели одного урока на основе различных подходов к изучению материала: индуктивного, дедуктивного, проблемного, проектного, задачного (исследовательского), практического

Усвоение педагогами подходов к отбору и структурированию предметного содержания при подготовке урока биологии

Практический блок

Тренинг по разработке вариативных планов

одного урока (темы):


  • в зависимости от заданного уровня усвоения предметных знаний

  • в зависимости от преобладающей общебиологической идеи

Согласование подходов к формулированию когнитивных целей урока

Групповая работа по созданию модельных планов одного урока




Согласование (принятие педагогами) единообразных формулировок (записей) когнитивных целей урока с учетом различных уровней усвоения учащимися биологического содержания


Рекомендуемая литература:

  • Богачева, И.В. Настольная книга учителя биологии: методические рекомендации и нормативные требования. /И.В. Богачева.. - Минск : Сэр-Вит, 2008. – 232с. – (Мастерская учителя).

  • Булавинцева, Л.И.,. Формирование интеллектуальных умений на уроке биологии./ Л.И Булавинцева, Д.Н. Зайцев.// Биология в школе. – 2008. - №7. – С. 10

  • Булавинцева, Л.И. Формирование опыта творческой деятельности учащихся. /Булавинцева, Л.И. //Биология в школе. – 2008. - №6. – С. 16

  • Голубев, А.П., Кульменева, Л.Г.Методологические подходы к формированию понятия «Жизнь» / А.П. Голубев // Біялогія : праблемы выкладання. – 2009. - № 2. С. 3 - 15.

  • Горбачева, Г.С. Формирование содержания биологического образования на основе личностно ориентированных технологий./ Г.С. Горбачева. // Биология в школе. – 2008. - №8. – С. 21

  • Горошко, С.И. Межпредметная интеграция в реализации компонентов содержания на уроках биологии / С.И. Горошко // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 2. С. 11 - 19.

  • Комиссаров, Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. /Б.Д. Комиссаров— М., 1991.

  • Петунин, О.В. Роль школьного курса биологии в становлении толерантности общества./ О.В Петунин., Т.М.Петрова. // Биология в школе. – 2008. - №7. – С. 16

  • Рогожников, О.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания биологии / О.Н. Рогожников // Біялогія : праблемы выкладання. – 2009. - № 5. С. 23-28.

  • Саваневская, Н.К., Хомич, Г.Е. Ситуационные задачи по теме «Нервная система» / Н.К. Саваневская // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 3 С. 16 - 23.

На весенних каникулах рекомендуем провести методическое занятий объединения учителей биологии, посвященное управлению познавательной деятельностью учащихся. Несмотря на многократное обращение к данной теме при организации методической работы с педагогами, вопрос остается актуальным, так как по-прежнему учителя испытывают затруднения при построении урока на деятельностной основе.





Тема, сроки

Содержание

Технология проведения занятия

Сопутствующая тематика других методических формирований

Предполагаемый результат

II. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении биологии

Сроки проведения: весенние каникулы




Научно-методический блок. Состав познавательной и учебной деятельности учащихся. Управление и самоуправление учебной деятельностью.


Выступление представителея школы совершенствования педмастерства

ШСПМ: Реализация деятельностного подхода на уроках биологии

Актуализация опорных знаний педагогов

Учебно-методический блок:

  1. Приемы и методы мотивации учащихся на уроках биологии и факультативных занятиях.

  2. Организация познавательной деятельности на уроке, использование ориентировочной основы деятельности.

  3. Деятельность репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

  4. Оценка учебной деятельности учащихся.

Семинар-практикум:

Информационные сообщения представителей методических формирований с демонстрацией практических примеров



ШППО: Приемы формирования устойчивого интереса учащихся. Способы стимулирования и мотивации учащихся на уроке.

ШМУ: Применение парных и групповых форм организации учебной деятельности. Самооценка, взаимооценка учащихся.

ШЭПП: Приемы создания ориентировочной основы деятельности

ШСПМ: Использование разноуровневой школы при оценке результатов учебной деятельности.

Практическое освоение педагогами методов мотивации, форм организации и приемов оценки деятельности учащихся на уроке

Практический блок Анализ фрагментов видео уроков, демонстрирующих приемы управления познавательной деятельностью учащихся.


Практикум




Самоопределение педагогов на внедрение деятельностного подхода в практику проведения уроков

Рекомендуемая литература:

  • Борщевская, Е.В. и др. Формы проведения контроля результатов учебной деятельности учащихся по биологии за 6 – 11 класс / Е.В. Борщевская // Біялогія : праблемы выкладання. – 2011. - № 1. С. 11 - 17.

  • Гин, А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытостьт. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. /А.А.Гин. –М.:Вита-Пресс,1999.-88с.

  • Дьяченко, В.К. Новая дидактика. /В.К. Дьяченко. –М.: Народное образование, 2001. 496с.

  • Жук, Н.А., Калацей, Т.Н. Учет индивидуальных особенностей учащихся подросткового возраста при организации образовательного процесса как фактор здоровьесберегающей среды на уроке / Н.А. Жук // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 2. С. 3-10.

  • Ковалевская, Л.В. Педагогическая диагностика как компонент управления процессом обучения / Л.В. Ковалевская // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 2. С. 3-7.

  • Котковец, Е.Е. Строение и работа сердца. Урок постановки и решения проблем / Е.Е. Котковец // Біялогія : праблемы выкладання. – 2009. - № 5. С. 28-34.

  • Кульменева, Л.Г., Сусло, Д.С. Разноуровневые задания для самостоятельной познавательной деятельности учащихся 7 класса / Л.Г. Кульменева // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 3. С. 38-49, № 4. С. 43-50, №6. С. 11-28.

В продолжение работы педагогов района по совершенствованию урока биологии на основе компетентностного подхода предлагается провести в мае заседание методического объединения, направленное на совершенствование профессиональных педагогических навыков по проектированию и реализации на уроке развивающих и воспитательных задач. Продуктом работы может стать методический сборник, банк идей, панорама разработок уроков.




Тема, сроки

Содержание

Технология проведения занятия

Сопутствующая тематика других методических формирований

Предполагаемый результат

II. Решение задач личностного развития при изучении биологии. Сроки проведения: май


Научно-методический блок

Реализация компетентностного подхода на уроках биологии.

Развитие общеучебных умений - интеллектуальных, коммуникативных, информационных, организационных - на уроках биологии. Ключевые компетенции и их формирование в процессе обучения биологии. Предметная (биологическая) компетентность учеников, ее состав.



Учебная дискуссия «Умения, навыки или компетенции?»

ШМУ: Структура общеучебных умений учащихся.

ШСПМ: Предметная (биологическая) компетентность выпускника школы.

ТГ: Ключевые компетенции, обеспечивающие успешность в современном обществе

Разведение понятий «умения» и «компетенции», осознание необходимости реализации компетентностного подхода при проектировании и проведении урока

Учебно-методический блок

    1. Создание на уроке условий для приобретения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, творческой деятельности при изучении биологии в школе.

    2. Практика использования активных и интерактивных методов обучения учащихся и оценка их развивающего потенциала

Посещение урока (просмотр панорамы фрагментов уроков или видеозаписей), обсуждение, анализ уроков с выявлением элементов, обеспечивающих эффективность реализации развивающего потенциала урока.

ТГ: Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии.

ШСПМ: Приемы создания эмоционально-значимых ситуаций на уроках биологии.

ШППО: Формирование системы биоэтических взглядов и целевых и ценностных установок при изучении школьного курса биологии

ШЭПП: Опыт использования интерактивных методов на уроках биологии


Определение основных компонентов содержания образования и возможности их реализации на уроке биологии

Практический блок

Практикум по подбору методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся на уроке в соответствии в заданными задачами личностного развития.







ПГ: Создание модельных образцов планов уроков биологии для их дальнейшей доработки в ходе практикума

Усвоение педагогами методических приемов, обеспечивающих реализацию развивающих задач урока


Рекомендуемая литература:

  • Гордей, В.Ф. Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания / В.Ф. Гордей // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 3. С. 14-15.

  • Гребенюк, О.С., Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 572 с.

  • Окунев, А.А. Как учить не уча./А.А.Окунев. –СПб.:Питер Пресс, 1996. 0 448с.

  • Сандаков, Д.Б. Интерактивное обучение и его использование для подготовки специалистов-биологов / Д.Б, Сандаков // Біялогія : праблемы выкладання. – 2010. - № 6. С. 46-50.

  • Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. /Селевко Г. К — М. : Нар. образование, 1998. — 256 с.

  • Суздалев, С.В. Шум на уроке / С.В. Суздалев // Біялогія : праблемы выкладання. – 2009. - № 6. С. 56-57.

  • Ткач М.Г. Упражнения, направленные на развитие памяти, внимания и воображения нпа уроках биологии / М.Г. Ткач // Біялогія : праблемы выкладання. – 2011. - № 1. С. 47-53.

  • Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. /Хуторской А. В. — М. : ВЛАДОС, 2000 — 320 с.

  • Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. для вузов. /Хуторской А. В — СПб. : Питер, 2001.

  • Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования. / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.


Рекомендации по организации работы параллельных методических формирований

учителей биологии в районе.

В дополнение к работе постоянного методического объединения учителей биологии района предлагаем создать сеть дополнительных временных методических формирований. Это позволит дифференцировать методическую работу с учителями, учесть особенности их педагогической деятельности в соответствии с опытом работы, квалификационной категорией, сферой профессиональных интересов, темой работы по самообразованию. При этом вовсе не предполагается проведение многочисленных заседаний, написание докладов и протоколов. Большинство таких методических формирований могут действовать в удобном для учителей режиме, собираясь по мере необходимости для обмена мнениями, согласования деятельности. Таким образом решается одна из главнейших задач методической работы с учителями – создание комфортной образовательной среды для профессионального роста и совершенствования педагогов. Работы школ (ШМУ, ШСПМ, ШППО, ШЭПП), групп (ТГ, ПГ) учителей координируется методистом района и согласуется с общей темой работы методического объединения на год. При этом вопросы, которые рассматриваются на методическом объединении, заранее глубоко изучаются и готовятся параллельными методическими формированиями, что позволяет не только сэкономить время при проведении занятий методобъединения, но и повысить его эффективность.



Проблемные группы (ПГ) (временные творческие коллективы) создаются из учителей и методистов района для изучения, анализа конкретной проблемы. Работу проблемной группы можно приурочить ко времени подготовки определенного заседания методического объединения. Например, в 2011/2012 учебном году можно организовать проблемные группы для предварительной работы и подготовки к заседанию методобъединения следующих вопросов:

    • Анализ нормативной правовой и учебно-методической базы преподавания предмета в новом учебном году.

    • Анализ качества преподавания биологии в школах района в предыдущем учебном году.

    • Анализ эффективности методической работы с учителями биологии в районе и определение актуальных для дальнейшей работы тем и направлений.

    • Современный урок биологии как дидактическая система. Критерии и показатели оценки эффективности и результативности современного урока.

    • Создание модельных образцов планов уроков биологии к заседанию методобъединения для организации практикумов, тренингов.

В творческие группы (ТГ) объединяются педагоги, желающие разработать методические, дидактические материалы по интересующей их теме для дальнейшего их использования в практике собственной работы и для распространения среди коллег. На 2011/2012 учебный год можно предложить творческим группам учителей биологии актуальные темы применения идей личностно ориентированного обучения, интерактивных методов на уроках биологии, с последующим их представлением на заседаниях методического объединения.

  • Формирование системы биологических знаний школьника, предметных компетенций, культуры отношений с живой природой.

  • Модели одного урока на основе различных подходов к изучению материала: индуктивного, дедуктивного, проблемного, проектного, задачного (исследовательского), практического.

  • Ключевые компетенции, обеспечивающие успешность в современном обществе.

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии.


Школа передового педагогического опыта (ШППО), школа эффективной педагогической практики (ШЭПП).

Данные виды профессиональных объединений педагогов сориентированы на изучение имеющегося передового педагогического опыта и эффективной педагогической практики по заявленной теме «Современные требования к организации образовательного процесса по биологии». Под передовым педагогическим опытом понимается внедрение в практическую деятельность педагогов инновационных идей, подходов, технологий, дающих подтвержденный положительный эффект. Источником этого опыта могут быть: методическая литература, опыт педагогической деятельности, обобщенный ранее в районе, области, республике, собственный опыт участвующих в работе ШППО педагогов. Под эффективной педагогической практикой в первую очередь подразумевается система традиционных методических приемов, подходов, средств обучения, помогающих повысить качество образовательного процесса.

В рамках данных методических формирований группы происходит анализ педагогического опыта по определенной теме с целью его распространения и внедрения в практику работы педагогов. Предлагаемые темы для работы ШППО, ШЭПП учителей биологии района на 2011/2012 учебный год:


Школа передового педагогического опыта

Сравнительная характеристика традиционного и современного урока биологии на основе изучения литературных источников и опыта работы учителей республики

Использование современных подходов к отбору и структурированию предметного содержания урока биологии. Генерализация содержания, развитие ведущих биологических понятий



Приемы формирования устойчивого интереса учащихся к предмету. Способы стимулирования и мотивации деятельности учащихся на уроке биологии

Формирование системы биоэтических взглядов, целевых и ценностных установок при изучении школьного курса биологии – отбор содержания, приемов и методов работы с учащимися


Школа эффективной педагогической практики

Состав профессиональной деятельности преподавателя биологии. Критерии отбора и оценки образцов эффективной педагогической практики учителей биологии района.

Эффективные приемы структурирования содержания на уроках биологии (схемы, таблицы, кластеры, опорные конспекты и т.п.)

Приемы создания и использования ориентировочной основы деятельности (инструкции, маршрутные листы, опорные схемы и т.п.) при проведении эффективных уроков биологии


Образцы использования интерактивных методов на уроках биологии



Школа совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ)

Тема для работы данного вида профессиональных объединений педагогов определяется на основе диагностики проблем и затруднений, испытываемых педагогами в практике преподавания биологии. ШСПМ направлена на развитие профессиональных умений педагогов, освоение эффективных методов и средств обучения. В рамках единой темы работы методической сети учителей биологии района можно направить работу ШПСМ на изучение направлений совершенствования урока биологии в современных условиях. Теоретические занятия дополняются тренингами по усвоению практических умений педагогов и разработкой конкретных методических продуктов – планов уроков, технологических карт, дидактических материалов. Целесообразно организовать посещение открытых уроков, анализ разработок, видеофрагментов. Работу можно организовать по следующим тематическим заседаниям (их количество и тематика определяется руководителем ШСПМ):




Поэлементный анализ урока и критерии оценки эффективности урока. Структура анализа и самоанализа урока.

Реализация деятельностного подхода на уроках биологии. Приемы мотивации, стимулирования, организации, контроля учебной деятельности.

Уровни учебной деятельности. Репродуктивная, продуктивная, творческая деятельность учащихся на уроках биологии. Результаты учебной деятельности, использование разноуровневой школы при их оценке.

Система предметных знаний и умений учащихся. Предметная (биологическая) компетентность выпускника школы.


Приемы создания эмоционально-значимых ситуаций на уроках биологии.


Школа молодого учителя (ШМУ)

Как правило, такой вид методических формирований имеет межпредметное содержание, так как объединяет молодых педагогов района, преподающих разные учебные дисциплины. Вместе с тем, методическая поддержка начинающих учителей должна носить предметную направленность и помогать педагогу решать конкретные практические задачи методики преподавания и организации образовательного процесса. Для повышения эффективности работы ШМУ предлагаем поддержать ее наставничеством и составить единую программу совершенствования молодых педагогов, включающую надпредметное и предметное содержание. В таком случае молодые учителя биологии могут работать над темой: «Урок – основная форма образовательного процесса». Разрабатывая методические рекомендации, планы, проекты, памятки, участники «Школы молодого учителя» могут выступать на районном методическом объединении учителей биологии со своими материалами.



Тематика занятий:

Планирующая документация учителя. Структура плана и технологической карты урока. Практикум по разработке технологических карт урока (темы)


Планирование урока на основе программных требований к результатам обучения. Принципы отбора содержания. Система предметных (биологических) знаний и умений учащихся. Практикум по разработке планов уроков

Структура общеучебных умений учащихся. Практикум по разработке планов уроков, направленных на формирование и развитие общеучебных умений и навыков.


Применение парных и групповых форм организации учебной деятельности. Самооценка, взаимооценка учащихся. Практикум по разработке уроков с включением разнообразных форм организации учебной деятельности учащихся.


страница 1

Смотрите также: