страница 1 страница 2 | страница 3
Информационно-аналитический центр
при Администрации Президента Республики Беларусь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
№ 12 (84)
БЕЛАРУСЬ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ В 2006–2010 ГГ.
(для информационно-пропагандистских групп)
Минск 2010
Ответственный за выпуск – Е.А. Касперович
Материал подготовлен с использованием данных министерств труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, спорта и туризма, экономики, облисполкомов и Минского горисполкома, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Межгосударственного статистического комитета СНГ
ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Последовательное повышение уровня и качества жизни граждан Беларуси выступает важнейшим направлением государственной политики. Обеспечивая высокий уровень занятости и динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных социальных услуг, Республика Беларусь не на словах, а на деле подтверждает свою сущность как социальное государство.
Текущая пятилетка явилась важной вехой в социальном развитии страны. Несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 года, социальные задания пятилетки будут выполнены, а некоторые – перевыполнены.
Ожидается, что реальные денежные доходы населения по сравнению с 2005 годом возрастут на 75% при задании 49–56%. Это примерно соответствует их приросту в предыдущем пятилетии. Но тогда не было такого глобального экономического кризиса, а сам базовый уровень доходов исчислялся не сотнями, как в 2005 году, а лишь десятками долларов США в эквиваленте.
В январе–августе 2010 г. доходы в расчете на душу населения в Беларуси достигли 301 долл. США в эквиваленте (в 2005 году они составляли 153 долл., в 2000-м – 58 долл.).
В стране обеспечивается высокий уровень занятости. По большому счету преодолены проблемы региональной и сельской безработицы.
Ведется масштабное жилищное строительство при повышении качества и потребительских свойств вводимого жилья.
Получили дальнейшее развитие образование, здравоохранение, вся система общедоступных социальных услуг. Многократно усилилась государственная поддержка нуждающихся граждан.
Реализация крупномасштабных государственных программ возрождения села, развития регионов и малых городов, инвестиционных проектов позволили не только качественно повысить экономический потенциал территорий, но и создать там современную социальную инфраструктуру.
В республике проводится целенаправленная работа по дебюрократизации государственного аппарата, созданию комфортных условий для жизни населения.
Важнейший итог социального развития республики в текущей пятилетке – повышение заработной платы и пенсий.
За 2005–2009 гг. реальная заработная плата в Беларуси увеличилась на 70%.
За указанный период этот показатель повысился: в России – на 61%, Украине – на 59%, Молдове – на 58%, Казахстане – на 47%.
В кризисном 2009 году в республике удалось сохранить покупательную способность заработной платы (в России она снизилась на 3%, в Украине – на 9%).
Преодоление последствий мирового экономического кризиса дало возможность предприятиям и бюджету мобилизовать ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы, выполнения прогнозных заданий в этой области для достижения в декабре средней заработной платы в республике, эквивалентной 500 долл. США.
В этих целях с начала 2010 года трижды повышалась тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы. С 1 ноября она увеличена почти на ⅓ – с 90 до 118 тыс. руб.
Кроме того, с 1 сентября т. г. на 10–25% были повышены тарифные оклады низкооплачиваемым категориям бюджетников: молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, работникам культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обслуживания, педагогическим работникам и др.
В январе–октябре 2010 г. среднемесячная заработная плата в стране достигла 1 183 тыс. руб., в том числе в октябре –
1 328 тыс. (443 долл. США в эквиваленте). Реальная заработная плата за этот период выросла на 11,6%.
Большое значение для усиления социальной защиты всех низкооплачиваемых работников, занятых как на предприятиях, так и у индивидуальных предпринимателей, имеет повышение минимальной заработной платы. Указом Главы государства с 1 ноября т. г. она установлена в размере 400 тыс. руб., увеличившись сразу на 55%.
В ближайшие годы предусматривается дальнейшее динамичное повышение уровня оплаты труда в стране. Так, Законом о бюджете на 2011 год заложен рост заработной платы работников бюджетной сферы на 35%, а в 2015 году средняя заработная плата в Беларуси должна достичь 1 000 долл. США в эквиваленте. Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) направлены на то, чтобы обеспечить приближение средней зарплаты в 2015 году к уровню сопредельных европейских государств.
В стране обеспечивается поступательный рост пенсий, которые периодически пересматриваются в соответствии с повышением заработной платы.
В 2009 году реальный размер назначенных пенсий по сравнению с 2005 годом увеличился на 36,5%.
В 2010 году все виды пенсий пересматривались трижды, в том числе с 1 ноября т. г. они увеличены в среднем на 10%.
Ноябрьские пенсии составили: по возрасту – 612 тыс. руб., по инвалидности – 532 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 353 тыс. руб., за выслугу лет – 806 тыс. руб., за особые заслуги перед республикой – 883 тыс. руб., социальная пенсия – 245 тыс. руб.
По уровню пенсионного обеспечения Беларусь наряду с Россией занимает лидирующие позиции в СНГ.
В следующей пятилетке реальный размер пенсий в республике должен увеличиться в 1,8–1,9 раза.
О росте доходов населения страны свидетельствует повышение его покупательной способности.
Так, если в 2005 году на среднедушевой денежный доход в Беларуси можно было купить 45 кг свинины, в 2009-м – 70 кг, то в первом полугодии 2010 г. –
76 кг, говядины – соответственно 48 кг, 64 кг и 68 кг, мяса птицы –55 кг, 86 кг и 92 кг, рыбы свежей – 66 кг, 105 кг и 113 кг, молока – 377 л, 491 л и 528 л, яиц –
1 480 шт., 2 405 шт. и 2 485 шт.
Все более привычными явлениями для белорусских семей стали: наличие в собственности благоустроенного жилья, автомобилей, современной компьютерной и электробытовой техники, отдых за границей.
На начало 2010 года в собственности граждан республики находилось 2,3 млн. автомобилей. Обеспеченность жителей Беларуси легковыми автомобилями в расчете на 1 тыс. населения в 1,1 раза выше, чем в России, и в 1,7 раза выше, чем в Украине; по сравнению с 2005 годом она возросла в 1,4 раза.
В 2009 году услугами санаторно-курортных и оздоровительных организаций в республике воспользовались 690 тыс. человек, что на 51 тыс. больше, чем в
2005 году.
В 2009 году по туристическим путевкам за рубеж выезжали более 316 тыс. белорусских граждан. По сравнению с 1995 годом численность белорусских туристов, посетивших Болгарию, возросла в 3,7 раза, Испанию – в 4,1 раза, Францию – в 11,6 раза, Турцию – в
15,3 раза, Италию – в 27,6 раза, Египет – в 184 раза.
Вниманию выступающих: при освещении данных вопросов целесообразно пользоваться данными о динамике доходов населения по региону.
Одним из ключевых направлений политики белорусского государства является обеспечение максимально полной
занятости.
Отличительная особенность Беларуси – низкий уровень зарегистрированной безработицы. На конец октября он составил 0,7%, в том числе в Витебской области – 1%, Брестской, Гомельской и Гродненской областях – по 0,9%,
Могилевской – 0,8%, Минской – 0,7%, г. Минске – 0,3% (задание пятилетки – 1,5–2%).
В то же время и для стран Евросоюза, и для государств СНГ, несмотря на постепенное послекризисное восстановление экономики, повышенный и высокий уровень безработицы продолжают оставаться болезненной социальной проблемой.
В сентябре т. г. уровень безработицы в государствах СНГ составлял: в Украине – 2%, в России – 2,1%, в Молдове – 3,6%, в Армении – 6,9%. Если в Беларуси было 36 тыс. безработных, то в Армении – 82 тыс., в Украине – около 408 тыс., в России – около 1,6 млн.; всего в СНГ – 2,4 млн.
Уровень безработицы в 16 странах Евросоюза вырос в сентябре 2010 г. до 10,1%. Это – рекордный показатель для еврозоны с момента ее создания. При этом в соседней Литве уровень безработицы достиг 18,2% , в Эстонии – 18,6%, в Латвии – 19,4%.
Характеризуя текущую ситуацию в сфере занятости в нашей стране, следует иметь в виду, что она существенно улучшилась даже по сравнению с началом 2010 года. Ведь еще в январе численность безработных превышала число свободных рабочих мест. Сейчас же, наоборот, число имеющихся вакансий в 1,6 раза превышает количество безработных. По регионам это составляет: Гродненская область – 1,1 раза, Брестская и Могилевская – 1,3 раза, Минская – 1,5 раза, г. Минск – 5,4 раза. И лишь в Гомельской и Витебской областях еще сохраняется небольшой дефицит свободных рабочих мест.
Отмеченные позитивные изменения связаны как с заметным оживлением деятельности предприятий, так и с принятием активных мер на рынке труда. Только в текущем году в стране должно быть создано более 175 тыс. новых рабочих мест, оказано содействие в трудоустройстве свыше 200 тыс. человек.
За 9 месяцев т. г. на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, трудоустроено 133,4 тыс. человек.
За этот же период в малых и средних населенных пунктах страны появилось около 24,1 тыс. мест приложения труда, на селе – почти 16,5 тыс.
В целом же за пятилетку в Беларуси будет создано примерно 800 тыс. рабочих мест и обеспечено работой около 1 млн. нуждающихся в трудоустройстве, в том числе в малых городах и поселках республики – более 120 тыс. новых рабочих мест.
Особо значимым результатом данных мер является то, что в настоящее время в стране по большому счету решены проблемы региональной и сельской безработицы. Сегодня лишь в малых и средних населенных пунктах Брестской области уровень безработицы сравнялся со среднеобластным значением. В остальных же 5 областях он опустился даже ниже региональных показателей.
Основная цель политики занятости на последующую пятилетку – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами. Ключевой задачей является активная модернизация и введение эффективных рабочих мест, что даст возможность людям максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантирует достойное вознаграждение за достойный труд.
Вниманию выступающих: при освещении вопросов занятости необходимо пользоваться местными материалами о динамике численности безработных, созданных рабочих мест, профессиональной подготовке безработных, трудоустройстве населения.
В стране набирает обороты жилищное строительство.
В 2009 году введено в эксплуатацию 5,8 млн. кв. м общей площади жилых домов, что в 1,5 раза превысило уровень 2005 года. В текущем году должно быть сдано около
7 млн. кв. м.
Около 60% жилья построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в многоквартирных жилых домах в городах – более 85%. Каждый третий квадратный метр сдаваемого жилья предназначен для молодых семей. Примерно 40% жилья строится в сельской местности и малых городах.
В Беларуси широко применяется система льготных жилищных кредитов. Они предоставляются сроком до 20 лет под процентную ставку 5% годовых, а для многодетных семей – соответственно до 40 лет и 1%.
При этом государство оказывает им финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам: при наличии троих несовершеннолетних детей – 50% от суммы кредиторской задолженности; четверых – 70%; пятерых и более несовершеннолетних детей – 100%.
Финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам на строительство или приобретение жилья оказывается также молодым семьям: при рождении первого ребенка – 10% от суммы задолженности; второго ребенка – 20%; третьего и последующих детей – в порядке, предусмотренном для многодетных семей.
За 2005–2009 гг. в республике улучшили жилищные условия 176,2 тыс. семей (граждан), в их числе 71,2 тыс. молодых семей, 17,3 тыс. многодетных семей. В 2009 году по сравнению с 2005 годом количество семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия, увеличилось на ⅓.
В прошлом году на жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство в Беларуси было профинансировано около 5% расходной части бюджета. В трудном 2009 году расходы бюджета на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей, возросли в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом.
По строительству квартир Беларусь заметно опережает другие государства СНГ. В 2009 году в республике в расчете на 1 тыс. населения введено в действие 595 кв. м жилья. Это в 1,4 раза больше, чем в России, и в 4,3 раза больше, чем в Украине.
В 2015 году в стране планируется построить уже 9,5–
10 млн. кв. м общей плащади жилых домов. Причем в энергоэффективном стандарте будет введено в эксплуатацию не менее 6 млн. кв. м жилой площади. Таким образом, в расчете на 1 жителя страны ежегодно будет строиться 1 кв. м жилья, что соответствует передовой мировой практике.
Государство и впредь будет помогать гражданам строить собственное жилье по приемлемым ценам. Предстоит усовершенствовать систему помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.
Вниманию выступающих: при освещении вопросов жилищного строительства показать, что делается в этой сфере в регионе, сколько семей улучшили жилищные условия, каковы планы на ближайшую перспективу.
Важное достижение социальной политики нашего государства – сохранение и качественное развитие общедоступных социальных услуг в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.
Ежегодно на финансирование образования выделяются средства в размере около 5% ВВП, здравоохранения – 4%. Это больше, чем в России, Казахстане и других государствах СНГ.
В систему дошкольного образования в республике ежегодно инвестируются средства в размере 1% ВВП. Это столько же, сколько во Франции и Швеции, и больше, чем в Норвегии (0,8%), России (0,7%), Украине (0,6%), США (0,4%).
За последние 5 лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов, в том числе 49 новых школ,
30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, общежития, жилые дома для детей-сирот.
С 2009 года реализуется такой социально значимый проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К концу следующего года планируется построить 8 студенческих общежитий на 9 тыс. мест. В настоящее время уже введено общежитие для студентов Белорусского государственного университета на 1 030 мест.
За 2005–2009 гг. в республике введены в действие больничные организации на 1,1 тыс. коек, амбулаторно-поликлинические организации на 5,9 тыс. посещений в смену. Одновременно осуществляется массовое техническое переоснащение организаций здравоохранения, которое будет завершено в ближайшие годы. Благодаря этому многие виды сложных, высокотехнологичных видов хирургических операций, диагностик и лечений уже проводятся не только в республиканских научно-практических медицинских центрах, но и во всех областных и ряде районных организаций здравоохранения.
По численности студентов, а также количеству врачей, среднего медицинского персонала и числу больничных коек на 10 тыс. населения Беларусь не только является лидером среди государств СНГ, но и вышла на среднеевропейский уровень.
Благодаря улучшению условий жизни в стране, а также успехам отечественного здравоохранения за последние годы в Беларуси наблюдается положительная динамика основных медико-демографических показателей. В 2009 году ожидаемая продолжительность жизни в республике составила 70,5 года, в том числе у мужчин – 64,7 года, у женщин – 76,4 года. Значение этого показателя по сравнению с 2005 годом увеличилось на
1,7 года.
Уровень младенческой смертности в Беларуси в 2009 году составил 4,7 случая на 1 тыс. родившихся живыми, снизившись в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом. По этому показателю республика не только существенно превосходит другие страны СНГ, но и вышла на уровень высокоразвитых государств мира.
Для сравнения: коэффициент младенческой смертности в 2009 году составил в России – 8,1, Украине – 9,4, Казахстане – 18,2.
За 2006–2009 гг. смертность белорусских граждан от травм, отравлений и других несчастных случаев снизилась на 11,7%, в том числе в результате ДТП – на 24,1%, утопления – на 20,2%, отравления алкоголем – на 14,3%.
Улучшению ряда медико-демографических показателей в стране способствовала и реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг., направленная на стимулирование рождаемости, формирование предпосылок демографического роста в стране, повышение качества жизни семей с детьми.
Темпы естественной убыли населения за последние годы заметно снизились. Если показатель естественной убыли населения в 2005 году составлял 5,2 человека на 1 тыс. жителей, то на начало 2010 года –
2,5 человека.
В числе главных позитивных тенденций – рост рождаемости. Ее уровень в 2009 году по сравнению с 2005 годом повысился на 23,7%.
По рейтингу Международной организации Save the Children («Спасите детей») Беларусь заняла 33-е место среди 173 государств по так называемому индексу материнства, который учитывает основные факторы, влияющие на положение женщины и ребенка в стране (здоровье, образование, уровень доходов, права и реальная роль женщин в семье, обществе, политической жизни). К примеру, Россия в этом рейтинге на 38-м месте, Украина –
на 39-м, Казахстан – на 51-м.
Демографическая политика в нашей республике и в дальнейшем будет направлена на стимулирование рождения вторых и третьих детей путем усиления материальной поддержки многодетных семей, предоставления большей помощи при погашении льготных кредитов, льготной кредитной и налоговой политики. «Потому что те, кто воспитывает троих и более детей, решают главную задачу для государства», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
В нашей стране приоритетное внимание уделяется физической культуре, массовому спорту, оздоровительному туризму как универсальным средствам укрепления и сохранения здоровья людей, формирования здорового образа жизни.
Сегодня в Беларуси функционирует более
25,8 тыс. объектов физкультурно-спортивного назначения, включая 230 стадионов, 265 плавательных бассейнов, 24 спортивных сооружения с искусственным льдом, более 5 тыс. спортивных залов, 42 спортивных манежа, более 12,3 тыс. плоскостных спортивных сооружений.
В каждом областном центре построены современные дворцы спорта и начата реализация планов по их строительству в каждом из 13 городов с населением свыше 100 тыс. жителей. Сданы в эксплуатацию ледовые дворцы в Жлобине, Пружанах, Мозыре, Барановичах, Бобруйске, Пинске, Лиде. На очереди – строительство спортивных объектов в г. Орше и других городах.
В 2009 году введен в строй многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена».
В ноябре т. г. открыт новый Дворец гимнастики в г. Могилеве.
Благодаря активным мерам по развитию и популяризации физической культуры и спорта к систематическим занятиям ими привлечено 15,7% жителей республики (в 2005 году такими занятиями было охвачено 12,6% населения).
Важным критерием качества жизни в государстве, цивилизационной зрелости общества является создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных людей.
С этой целью в нашей стране реализуется Государственная программа создания безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. В рамках ее выполнения адаптированы к требованиям безбарьерной среды 7,5 тыс. объектов социальной инфраструктуры республиканской и коммунальной форм собственности. Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других физически ослабленных лиц, в среднем по республике с 20% в 2006 году до 35% в 2009-м.
Облисполкомами и Минским горисполкомом за 2007–2010 гг. приобретено 1 590 единиц низкопольных транспортных средств вместо 838 запланированных.
Белорусской железной дорогой за счет собственных средств изготовлено 15 пассажирских вагонов, специально оборудованных для перевозки инвалидов-колясочников.
Национальным аэропортом за счет собственных средств приобретены 10 кресел-колясок для посадки на борт воздушного судна инвалидов-колясочников и 2 низкопольных автобуса.
И этим не исчерпываются меры государства по обеспечению общедоступных социальных услуг. Следует иметь в виду, что граждане Беларуси возмещают лишь 25% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Действующие тарифы на проезд городским пассажирским транспортом компенсируют 71% фактических затрат по оказанию транспортных услуг в областных центрах и 38% – в г. Минске. За содержание детей в садах и яслях родители в среднем оплачивают лишь
60% стоимости питания.
Если перевести данные услуги на полную платность, как это имеет место в других государствах, то заработную плату можно было бы повысить в несколько раз. Но в социальной изоляции может оказаться значительная часть населения, для которой будут недоступны многие базовые услуги, включая образование и здравоохранение. Это в корне противоречило бы курсу на построение государства для народа, который проводится в Республике Беларусь.
По индексу развития человеческого потенциала наша страна заняла 68-е место среди 182 государств и территорий мира. При этом по индексу уровня образования – 26-е, обойдя такие страны, как Великобритания, Германия, Швейцария, Япония, Израиль, Россия и др.
Развитию и повышению качества бесплатных и общедоступных социальных услуг в нашей республике и в дальнейшем будет уделяться приоритетное внимание.
Вниманию выступающих: следует показать, что сделано в регионе в плане строительства объектов социальной сферы, расширения перечня и повышения качества социальных услуг.
Важная составляющая социальной политики белорусского государства – укрепление системы государственной социальной поддержки населения.
Известно, что в ряде постсоциалистических государств из-за финансовых проблем переходного периода эта система была свернута.
В Беларуси же не только не отказались от сложившихся еще в советские времена видов социальной помощи, но и введено немало новых: безналичные жилищные субсидии, государственная адресная социальная помощь, обеспечение бесплатным питанием детей до 2 лет, бесплатное и льготное содержание детей в дошкольных учреждениях, льготирование питания учеников общеобразовательных школ, социальное обслуживание нуждающихся граждан и др.
Так, государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают 530 тыс. детей – около 30% от их общей численности. Пособия и другие социальные выплаты ежеквартально индексируются.
В январе–сентябре т. г. среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3 лет увеличился на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В последние годы в Беларуси была оптимизирована неэффективная система социальных льгот, а высвобожденные средства использованы на усиление государственной адресной социальной помощи действительно нуждающимся гражданам. Если в 2006 году ею было охвачено лишь 4,7% малообеспеченного населения, то в настоящее время – около 40%. За один только 2008 год число получателей помощи в сравнении с
2007 годом увеличилось почти в 5 раз, а объем финансирования на ее предоставление возрос в 10 раз.
За 9 месяцев текущего года государственная адресная социальная помощь назначена 123 тыс. человек. Общий объем финансирования на эти цели составил 42,5 млрд. руб.
Значимым результатом проведения активной социальной политики в Республике Беларусь является минимизация распространения бедности среди населения.
Если в конце 1990-х – начале 2000-х годов более 40% белорусов находилось за чертой бедности, то в 2005 году доля малообеспеченных граждан сократилась до 27,1%, а в 2009-м – до 5,4%.
Доля бедного населения в 2008 году по странам СНГ составляла: Беларусь – 6,1%, Казахстан – 12,1%, Россия – 13,1%, Украина – 18,1%, Молдова – 26,4%.
При этом заслуживает внимание то обстоятельство, что в России при более высоком, чем у нас, уровне средней заработной платы сохраняется столь высокий уровень бедности. Это объясняется прежде всего крайне высокой дифференциацией доходов в российском обществе. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения там составляло в 2009 году 16,7 раза, в то время как в Беларуси – 5,6 раза.
Благодаря последовательному курсу на построение социально справедливого, процветающего общества, укреплению государственных социальных гарантий для населения мы закладываем прочные основы для преодоления бедности в стране.
Дальнейшие ориентиры и приоритеты социальной политики нашего государства определены проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., который вынесен на общенародное обсуждение с последующим утверждением четвертым Всебелорусским народным собранием. Согласно программному документу уровень и качество жизни населения республики в течение последующего пятилетия приблизятся к европейским стандартам, Беларусь войдет в число 50 государств с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Для этого в стране имеются необходимые предпосылки: созданный экономический потенциал; кадрово-организационные ресурсы; прочные традиции и основы активной социальной политики; последовательная дебюрократизация работы органов власти по решению проблем населения; социальный оптимизм в обществе и доверие граждан курсу, проводимому руководством республики. Это дает основания ожидать, что следующее пятилетие станет знаковым этапом в построении процветающей Беларуси, сильной своими трудолюбивыми и талантливыми людьми, единством народа и власти.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
1. НОМИНАЛЬНАЯ И РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
В ОБЛАСТЯХ И Г. МИНСКЕ
|
Среднемесячная
заработная плата,
тыс. руб.
|
Рост
реальной заработной
платы в январе–октябре
2010 г. к
январю-октябрю
2009 г.,
в %
|
Средне-
месячная заработная
плата в октябре
2010 г. в % к
среднереспубликанскому
уровню
|
Январь–
октябрь
2010 г.
|
Октябрь
2010 г.
|
Республика
Беларусь
|
1 183,1
|
1 328,2
|
111,6
|
100
|
Области:
|
|
|
|
|
Брестская
|
1 059,5
|
1 198,1
|
113,0
|
90,2
|
Витебская
|
1 050,2
|
1 187,0
|
110,3
|
89,4
|
Гомельская
|
1 119,0
|
1 252,7
|
111,7
|
94,3
|
Гродненская
|
1 076,4
|
1 217,7
|
110,8
|
91,7
|
Продолжение таблицы
Минская
|
1 160,1
|
1 309,2
|
113,8
|
98,6
|
Могилевская
|
1 055,2
|
1 217,2
|
113,1
|
91,6
|
г. Минск
|
1 554,0
|
1 704,9
|
109,9
|
128,4
|
2. СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
РАБОТНИКОВ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ
(тыс. руб.)
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Январь–октябрь
2010 г.
|
Всего
|
582,2
|
694,0
|
868,2
|
981,6
|
1 183,1
|
промышленность
|
617,4
|
745,6
|
957,7
|
1 049,1
|
1 319,4
|
сельское хозяйство
|
364,3
|
429,6
|
563,1
|
674,7
|
796,1
|
строительство
|
707,7
|
856,9
|
1 124,6
|
1 307,6
|
1 596,3
|
лесное хозяйство
|
556,1
|
660,6
|
783,3
|
768,1
|
1 014,7
|
транспорт
|
661,6
|
767,2
|
918,3
|
1 048,7
|
1 411,7
|
связь
|
651,4
|
782,8
|
977,3
|
1 149,0
|
1 368,5
|
торговля и общественное питание
|
447,2
|
554,4
|
698,4
|
816,2
|
1 042,7
|
жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения
|
544,2
|
633,5
|
766,1
|
864,9
|
1 061,6
|
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
|
523,9
|
601,2
|
716,1
|
796,8
|
909,8
|
образование
|
492,0
|
548,1
|
635,2
|
702,4
|
809,1
|
Продолжение таблицы
культура
и искусство
|
467,8
|
540,6
|
640,9
|
709,0
|
856,8
|
наука и научное обслуживание
|
782,8
|
994,5
|
1 246,7
|
1 390,0
|
1 610,7
|
3. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2006–2010 ГГ. ПО РОСТУ РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ
(в сопоставимых ценах в % к предыдущему году)
|
Реальные денежные
доходы
|
Реальная
заработная
плата
|
2006 год
|
|
|
по программе
|
107–108,5
|
108–109
|
фактически
|
117,8
|
117,3
|
2007 год
|
|
|
по программе
|
108–109
|
108,5–109,5
|
фактически
|
113,2
|
110
|
2008 год
|
|
|
по программе
|
108–109
|
108,5–109,5
|
фактически
|
111,8
|
109
|
2009 год
|
|
|
по программе
|
109–110
|
109–110
|
фактически
|
102,7
|
100,1
|
Продолжение таблицы
2010 год
|
|
|
по программе
|
109,5–110,5
|
109,5–110
|
фактически
за январь–октябрь
|
111,8
|
111,6
|
По программе
2010 год в %
к 2005 году
|
149–156
|
152–158
|
Фактически
2009 год в %
к 2005 году
|
153,0
|
140,7
|
страница 1 страница 2 | страница 3
|