Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Информационно-аналитический центр


при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

№ 1 (61)



Борьба с коррупцией в Беларуси

(для информационно-пропагандистских групп)



Минск 2009


Ответственные за выпуск – В.Г. Дедков, И.М. Сергеев

Материал подготовлен на основании данных, предоставленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
С конца XX века коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира.

Республикой Беларусь ратифицированы и неукоснительно выполняются такие основные международные акты, как Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (подписана в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (подписана в г. Палермо 14 декабря 2000 г.), Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 году).

В республике создана законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства. В ней определено понятие «коррупция», дан перечень коррупционных правонарушений и преступлений, указаны конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с этим опаснейшим проявлением, а также предусмотрена жесточайшая уголовная ответственность за данные преступления.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. (это третий по счету подобный закон в республике – первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

Государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в стране, являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией.

Важным документом по противодействию коррупции, предусматривающим комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий, является Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220.

Большой вклад в дело борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка в стране вносит Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Весомую роль в борьбе с коррупционными проявлениями играют также государственные СМИ, работа с обращениями граждан, «горячие линии», «телефоны доверия», «телефоны обратной связи», проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту жительства, реализация заявительного принципа «одно окно».

За январь–ноябрь 2008 г. в стране зарегистрировано 2 637 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 года – 2 993).

В результате этого количество выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления, за 11 месяцев 2008 г. возросло и составило цифру 1 470, что на 4,9% больше, чем за 11 месяцев 2007 г. (1 401). Из них к уголовной ответственности привлечено: за взяточничество – 370 человек (2007 год – 358), за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями – 376 (2007 год – 351), за злоупотребление властью или служебными полномочиями – 82 человека (2007 год – 90), за служебный подлог – 334 (2007 год – 373).

В числе лиц, совершивших коррупционные преступления, 83 руководителя органов власти и подчиненных им лиц государственных организаций, 613 занимали должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, 273 – связанные с выполнением административно-хозяйственных функций, 119 лиц, уполномоченных на совершение юридически значимых действий.

По областям снижение уровня коррупционных деяний произошло в Брестской – на 62 преступления (-15,0%), Витебской – на 107 (-20,0%), Гомельской – на 12 (-2,7%), Гродненской – на 29 (-7,6%), Минской – на 62 (-15,9%), Могилевской – на 17 (-4,9%), в г. Минске – на 14 (-3,9%).

Вместе с тем острота этой проблемы не ослабевает.

Проведенный Генеральной прокуратурой Республики Беларусь анализ правонарушений в стране показывает, что среди отраслей и сфер деятельности за 11 месяцев 2008 г. наибольшее число коррупционных преступных деяний выявлено в торговле – 467, промышленности – 396, в органах государственного управления – 366, сельском хозяйстве – 338, строительстве – 213, в здравоохранении – 178, образовании – 108, на транспорте – 51.

Значительным остается масштаб материального ущерба от коррупционных преступлений. За январь–ноябрь 2008 г. по делам коррупционной направленности установленный урон государству составил 79 875 млн. руб.

В сфере государственного управления только за 11 месяцев текущего года было совершено 366 коррупционных преступлений. Из них почти треть – должностными лицами государственных органов, непосредственно на которых в первую очередь возлагается борьба с коррупцией, то есть теми, кто призван предотвращать и пресекать данные правонарушения.

Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением. В общей структуре преступности должностные правонарушения составляют около 2%, из них удельный вес взяточничества – 40%, а злоупотребление властью или служебным положением – 12%.


Введение
Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития – важнейшие приоритеты белорусского государства.

В стране поставлен заслон попыткам антиконституционных действий, искусственного нагнетания социальной напряженности, проявлениям экстремизма и национализма.

Руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы.

Под руководством Главы государства в республике ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией, ставшей в ХХI веке глобальной проблемой международного масштаба.

Мировой опыт показывает, что коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности.

Поэтому не случайно на состоявшемся 13 ноября 2008 г. совещании по вопросам эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко заявил: «Базовый принцип нашей политики – государство для народа. И ради достижения этой цели я не отступлю от решительной борьбы с коррупцией – ржавчиной, способной втянуть страну в пропасть экономических и социально-политических потрясений».

Выступление Главы государства в очередной раз подтвердило неизменность и жесткость позиции власти к любым коррупционным проявлениям в республике. Оно вызвало большой общественно-политический резонанс, получило широкую поддержку населения страны, стало программным для организации деятельности всех органов государственного управления в данном направлении.

1. Краткий исторический экскурс

возникновения коррупции
Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.

В античных обществах различные подношения и подати были нормой. Дорогой подарок всегда выделял человека среди других просителей и способствовал, чтобы его просьба была выполнена.

Как социально-негативное явление в обществе коррупция уже в те времена получила законодательное закрепление, однако ее содержание толковалось по-разному. Например, определение corrumpere в римском праве понималось самым общим образом, как портить, фальсифицировать, подкупать, и обозначало в целом противоправное действие, предпринятое в первую очередь против судьи. Поэтому особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Не случайно ведущие религии решительно осуждают это явление. К примеру, в Ветхом Завете сказано: «Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот». И далее предписывается: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

В Священном Коране по данной проблеме говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей».

Следует отметить, что первоначально коррупция была больше нравственной проблемой. В частности, в книге «Коррупция. Этика и власть во Флоренции в 1600–1770 гг.» ее автор Жан-Клод Ваке писал, что в рассматриваемый период дискурс о коррупции был не о государстве, а о человеческой природе.

По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику. Поэтому коррупцию стали рассматривать как «порчу» и разложение власти.

Данное явление начинает всесторонне и глубоко изучаться. Появляются попытки описать суть его содержания и систематизировать виды проявления. В результате чего коррупция получила доктринальное определение.

Например, согласно определению Николо Макиавелли, коррупция – это использование публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь», давая исчерпывающие характеристики советникам государей, он, в частности, подчеркивал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться».

По мнению Томаса Гоббса, «коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

В древние времена основным коррупционным злом определялось также и воровство из казны (казнокрадство), борьба с которым считалась важнейшей задачей правителей.

В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством, и перечисляются 40 способов хищения казенного имущества, которым необходимо противостоять.

В нем же указывается на сложность и скрытость (латентность) данного явления: «Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам».

На Руси коррупция процветала во все времена. Она различалась только по тому, происходило ли получение взятки за совершение законных действий (мздоимство) или незаконных действий (лихоимство).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III, а его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

Самым скандальным коррупционным делом в XVIII веке было дело князя А.Д. Меньшикова – одного из приближенных императора Петра I. Он воровством, взятками и шантажом в России и на завоеванных территориях Польши и Украины сколотил умопомрачительное по тем временам состояние.

Согласно имеющимся историческим сведениям, после смерти Петра I у опального князя было изъято 4 млн. наличной монетой, 9 млн. руб., вложенных в банки Голландии и Англии, бриллиантов и драгоценностей на 1 млн. руб. и 1,5 т золотой посуды. Кроме того, у него было конфисковано 90 тыс. крестьянских душ и отобрано 8 городов.



Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Декретом СНК РСФСР «О взяточничестве» от 8 мая 1918 г. предусматривалась уголовная ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок). В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 года, 1926 года, 1960 года. В этих документах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.

Во второй половине XX века коррупция начала все больше становиться международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.

Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство Беназир Бхутто в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

В Италии в 1992 году в ходе проведения операции «Чистые руки» были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти страны.

Проведенные в Японии в 1997 году исследования показали, что исключительно высокий уровень коррупции сложился в японской деловой среде. 1 850 обследованных компаний в 90-е годы в том или ином виде были замешаны в скандалах, связанных с коррупцией.



В Германии, согласно официальной полицейской статистике, за период 1997–1999 гг. в получении взяток было уличено более 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. В 2007 году следствием громкого коррупционного скандала в крупнейших немецких компаниях «Сименс» и «Фольксваген» стало увольнение более 130 руководителей различных подразделений этих концернов.

В Соединенных Штатах, по заявлению заместителя государственного секретаря США С. Айзенстата, за период с 1994 по 1998 год американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. долл. по причинам, связанным с коррупцией.



Россия по степени коррумпированности государственной власти в конце 90-х годов прошлого столетия входила в первую десятку наиболее неблагополучных в данном отношении стран мира.

Не изменилась ситуация и в начале XXI века. В 2002 году по заказу Всемирного банка российским Фондом «ИНДЕМ» было проведено исследование «Диагностика российской коррупции». Согласно его результатам, рынок бытовых коррупционных услуг в Российской Федерации был оценен в 3 млрд. долл., а рынок деловой коррупции – примерно в 33,5 млрд. долл.

В докладе Фонда «ИНДЕМ» о российской коррупции, опубликованном в 2004 году, отмечалось, что коррупция обходится бизнесу и гражданам уже примерно в 39 млрд. долл. в год.

По итогам исследования «ИНДЕМ» в 2005 году выводы были еще более шокирующие: за 4 года размер средней взятки вырос более чем в 13 раз, сумма взяток в сфере деловой коррупции увеличилась в 9 раз, достигнув 316 млрд. долл.

В 2006 году Генеральная прокуратура России оценивала потенциальный коррупционный рынок России уже примерно в 340 млрд. долл. Причем взятки регулярно платят порядка 80% всех фирм.

О масштабах коррупции в России свидетельствует и объем вывезенного из страны капитала. По данным официальной статистики, из Российской Федерации в 2002 году нелегально за рубеж было переведено 18,7 млрд. долл., а в 2003 году – 22,6 млрд. долл.

Всего, по различным оценкам, за период с 1990 по 2003 год из России вывезено от 300 до 400 млрд. долл.

Среди наиболее коррумпированных сфер деятельности в Российской Федерации сегодня выделяются: таможенные органы, налоговые органы, медицинские учреждения и организации, службы ГИБДД, судебные органы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, органы исполнительной и законодательной власти, кредитно-банковская система, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности.

Как показывает реальность, сегодня все страны СНГ в значительной степени поражены коррупцией.

Пока ни одному государству не удалось полностью решить проблему коррупции.


2. Понятие, формы, виды коррупции

и ее влияние на развитие общества
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.

Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

Учебное пособие по уголовному праву трактует, что «в широком смысле слова коррупция – социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».

Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:

административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;

бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;

деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса;

корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;

партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.

В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.



Справочно. Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить влияние на формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти, на принятие необходимых нормативных актов, неправомерное распоряжение средствами государственных банков, незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц, «продажу» предпринимателям и оппозиционным лидерам парламентских голосов и др.
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция.

В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения и защиты своих жизненно важных интересов.

Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализма, если не осознавать, что США – американская империя, это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой данного процесса.
Справочно. Империя – государство, которое, не считаясь ни с чем, занимается экспортом своих институтов, идей, культуры, нравственных ценностей и образа жизни за пределы границ для обеспечения собственных интересов. Данный процесс сопровождается активным подкупом государственных должностных лиц, лидеров общественных объединений, религиозных организаций, политических партий, а также известных промышленников и бизнесменов.
Продвижение своих имперских интересов Соединенные Штаты осуществляют под такими идеологическими ширмами как «защита и расширение демократии», «борьба с терроризмом», «проведение гуманитарных операций», «обеспечение жизненно важных интересов», «поддержка либеральных свобод», «помощь «цветным революциям» и т. д.

Справочно. Для достижения своих политических целей США активно используют международные региональные, неправительственные организации, государственные и частные фонды. Среди таких организаций следует выделить Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Национальный демократический институт США и Международный республиканский институт, Ассоциацию бывших членов конгресса США (USAFMC), Национальный фонд в поддержку демократии, Институт устойчивых сообществ, корпорацию «Вызовы тысячелетию», фонды «Евразия», «Понтис», «Вестминстер», фонды Форда, Сороса; неправительственные организации (Ассоциация американских юристов и Законодательная инициатива для стран Центральной и Восточной Европы) и др.

Деятельность этих структур осуществляется непосредственно при поддержке спецслужб США.
В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии и в Украине.

Классическим примером в этом плане является то, что после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.



Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.

Так было и во времена перестройки, в ходе которой проходила не просто модернизация, а коренная ломка общественных, государственных и экономических устоев, сопровождающаяся разложением морально-нравственных ценностей общества, что составляло питательную среду для коррупции.

Помимо прямого негативного влияния на экономические процессы коррупция воздействует на социально-политический аспект.

Препятствие коррупции экономическому развитию выражается в следующем:

средства, аккумулируемые с помощью взяток, как правило, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (в большинстве случаев – в иностранных банках);

предприниматели вынуждены тратить значительное количество времени на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздуваемые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

происходит отток с государственной службы квалифицированных кадров, морально не приемлющих системы взяток;

возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой – подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль, выше возможность вымогать взятки и получать так называемый откат;

увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;

коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).



Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы заключается в том, что:

усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, ведь дать более крупную взятку может как не самая доходная фирма, так и преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей, взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

коррупция в системе сбора налогов позволяет более состоятельным людям уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним граждан и ставит под сомнение их легитимность;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;

коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег, влиятельных знакомств и меньше нравственных самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах и других важных общественно-политических мероприятиях в жизни страны;

коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды и др.), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности в этих организациях;

коррумпированные режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они политически неустойчивы и неперспективны.

3. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Не является исключением и Республика Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

С момента обретения республикой независимости Президентом, руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства, поддержанию стабильности и согласия в стране.

Ее пагубные последствия заключаются и в том, что она размывает такие важнейшие конституционные принципы консолидации нашего общества, как принцип социальной справедливости и равенства всех перед законом.

Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй – 26 июня 1997 г.).

С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в нем дано уточненное правовое определение понятия «коррупция» – «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений, на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.

Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.



страница 1 страница 2

Смотрите также: