страница 1
Информационно-аналитический центр
при Администрации Президента Республики Беларусь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
№ 12 (60)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В БЕЛАРУСИ
(для информационно-пропагандистских групп)
Минск 2008
Ответственный за выпуск – В.О. Дашкевич
Материал подготовлен на основании данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма Всемирной организации здравоохранения
опорный конспект
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий во всем мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.
В республике за последние десять лет (1997–2007 гг.) произошло около 70 тысяч аварий, в которых погибли более 17 тысяч и получили ранения более 70 тысяч человек. Практически ежедневно на дорогах погибали 5 человек и 20 – получали ранения.
Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» утверждена новая редакция правил дорожного движения.
Главой государства была поставлена задача Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Разработанная концепция была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757.
Основной задачей Концепции является снижение в 2015 году по сравнению с 2005 годом общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25%, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
В рамках программы реализации Концепции были разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь и комплексы мероприятий по их реализации, результаты которых должны явиться основой для разработки республиканской программы повышения безопасности дорожного движения на период с 2011 по 2015 год.
Об эффективности реализуемых программ свидетельствует тот факт, что по сравнению с 2001 годом в 2007 году на автомобильных дорогах общего пользования отмечено снижение аварийности: на республиканских – на 14,6%, на местных – на 8,5%. Всего в 2007 году в Беларуси произошло 7 458 ДТП, для сравнения: в 2006-м – 8 263, в 2005-м – 7 714, в 2004-м – 7 218.
Одним из основных шагов по приведению законодательства в сфере дорожного движения в соответствие с требованиями Директивы № 1 Главы государства стала разработка новой редакции Закона «О дорожном движении» с учетом изменений законодательства по вопросам обеспечения безопасности движения и вступления в силу новой редакции Правил дорожного движения. Этот закон был подписан Президентом Республики Беларусь 5 января 2008 г.
За девять месяцев 2008 г. в Республике Беларусь произошло 5 200 дорожно-транспортных происшествий, это на 4,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Однако в Гродненской, Гомельской и Минской областях отмечается рост числа ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
В I–III кварталах 2008 года в авариях погибло 1 083 человека, что на 8 больше, чем за тот же период 2007 года, травмировано 5 564 человека, что на 322 меньше, чем в 2007 году.
По вине водителей транспортных средств произошло 4 126 ДТП (79% от общего числа происшествий), по вине пешеходов – 849 (16% от всех ДТП).
Самыми распространенными видами происшествий были наезд на пешехода (1 895 происшествий) и столкновение транспортных средств (1 737 происшествий).
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являлись: превышение скоростных режимов (910 ДТП), нарушение правил проезда пешеходных переходов (514), нарушение правил маневрирования (466). Сопутствующим фактором в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог.
Большинство аварий происходило в выходные дни при резком повышении плотности автомобильного потока.
Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие было совершено водителями в нетрезвом виде. В таких авариях погибли и получили ранения более 1 тыс. человек, или свыше 12% от общего числа пострадавших в ДТП.
Еще одной нерешенной проблемой является низкая культура участников дорожного движения. Неоправданная агрессия водителей и явное пренебрежение правилами дорожного движения со стороны пешеходов – частая причина дорожных инцидентов.
Правовые основы обеспечения
безопасности дорожного движения
в Республике Беларусь
Сложность общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения обусловливают наличие множества соответствующих нормативных правовых актов. В их числе: Закон Республики Беларусь от 11.01.2008 № 313-3 «О дорожном движении», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, ведомственные и межведомственные постановления, международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Республика Беларусь.
Мировые стандарты дорожного движения и его безопасности определены в Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, принятых в Вене 8 ноября 1968 г.
Названные документы установили единые основные правила дорожного движения, требования к автотранспортным средствам и водителям, определили требования к регистрационным номерам, отличительным и опознавательным знакам транспортных средств, допущенных к международному движению, а также утвердили образцы международного и национального водительских удостоверений.
Созданная в Республике Беларусь система безопасности дорожного движения к 2004 году морально устарела и не отвечала требованиям времени, о чем свидетельствовал постоянный рост числа дорожно-транспортных происшествий. Новые подходы в ее совершенствовании были определены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Директиве от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Этим документом Совету Министров Республики Беларусь была поставлена задача разработать нормативные правовые акты о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений, а также об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» утверждена новая редакция правил дорожного движения.
Документ ужесточил требования к организациям, осуществляющим подготовку водителей, были введены ограничения на использование транспортных средств с тонированными стеклами. Поставлена задача обеспечить организацию массового производства световозвращающих элементов, предназначенных для обозначения пешеходов при их движении по проезжей части дороги в темное время суток.
В соответствии с Указом в учебные программы учреждений образования было включено изучение Правил в объеме требований, предъявляемых к пешеходам, пассажирам, водителям велосипедов, мопедов, гужевых транспортных средств.
Министерству внутренних дел и Министерству транспорта и коммуникаций предписано осуществлять постоянный контроль за обеспечением безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и технических средств организации дорожного движения, определении требований к конструкции и техническому состоянию транспортных средств, участвующих в дорожном движении.
Главой государства была поставлена задача Совету Министров совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Разработанная концепция была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757.
Основной задачей Концепции является снижение в 2015 году по сравнению с 2005 годом общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25%, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
Реализация Концепции предусматривает:
повышение безопасности эксплуатации транспортных средств и уровня контроля за их состоянием;
совершенствование системы подготовки водителей и профилактических мероприятий с нарушителями правил дорожного движения;
постепенную модернизацию дорожной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями;
повышение эффективности управления и государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
совершенствование организации дорожного движения;
формирование государственной идеологии управления дорожным движением;
формирование общественного мнения о необходимости неукоснительного соблюдения правил дорожного движения и обеспечение широкой информационной поддержки мероприятиям, проводимым в этом направлении.
Министерством транспорта и коммуникаций совместно с Министерством внутренних для Республики Беларусь был разработан План мероприятий по реализации Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь до 2010 года, в котором были предусмотрены конкретные шаги, направленные на повышение безопасности дорожного движения.
Одним из основных шагов по приведению законодательства в сфере дорожного движения в соответствие с требованиями Директивы № 1 Главы государства стала разработка новой редакции Закона «О дорожном движении» с учетом изменений законодательства по вопросам обеспечения безопасности движения и вступления в силу новой редакции Правил дорожного движения. Этот закон был подписан Президентом Республики Беларусь 5 января 2008 г.
В новом Законе более конкретно определено, кто является участником дорожного движения, а также общие правила и обязанности этих участников.
Установлено, что участниками дорожного движения являются физические лица, находящиеся в пределах дороги в транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
В новой редакции Закона расширены права участников дорожного движения, в частности, право на получение от госорганов достоверной информации об условиях дорожного движения, о причинах изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам, о качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.
К числу обязанностей участников дорожного движения отнесены: обязанность действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Уточнена обязанность по принятию мер по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды (например, выбрасывать мусор и иные предметы в специально отведенных местах).
Введена обязанность участников движения не повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.
Отдельная статья специально посвящена водительскому удостоверению. Установлены сроки действия выдаваемого в республике водительского удостоверения – 10 лет, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Водительское удостоверение, выданное до вступления в силу настоящего Закона, сохраняет свое действие в течение срока, на который оно было выдано. Установлен срок действия водительских удостоверений, выданных иными государствами, в т. ч. международного образца, – три месяца с даты въезда в нашу страну.
Уточнен перечень государственных органов и лиц, осуществляющих госрегулирование и управление в области дорожного движения.
Кроме Президента и Правительства, к ним отнесены министерства внутренних дел, сельского хозяйства и продовольствия, по чрезвычайным ситуациям, образования, иные республиканские органы госуправления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции, а также Государственная автомобильная инспекция МВД Республики Беларусь.
Более четко определены полномочия Главы государства в области дорожного движения: Президент определяет государственную политику в области дорожного движения, утверждает Правила дорожного движения, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, Законом «О дорожном движении» и иными законодательными актами.
На Правительство возложены полномочия по обеспечению проведения государственной политики в области дорожного движения:
утверждение по согласованию с Президентом Концепции обеспечения безопасности дорожного движения;
установление порядка государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, самоходных машин;
порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
порядка исчисления водительского стажа, принудительной эвакуации транспортных средств;
размера платы за обучение управлению механическим транспортным средством и ряд иных функций.
Также детально регламентированы полномочия МВД и ГАИ МВД, Минтранса, Минсельхозпрода, МЧС, Минобразования.
На местные исполнительные и распорядительные органы возложены полномочия по выявлению в пределах своей компетенции причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения, совершению ДТП; по принятию своевременных мер по их устранению, а также принятию мер по обеспечению водителей специально оборудованными местами для стоянки (хранения) транспортных средств.
В Законе также введена норма, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и совершению ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин; разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог. На них также возложена обязанность обеспечивать повышение квалификации своих водителей.
Для координации работы органов государственной власти в области безопасности дорожного движения в апреле 2007 г. создана Постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь. В ее задачи входит осуществление информационно-аналитической деятельности по вопросам, относящимся к сфере безопасности дорожного движения, и подготовка предложений по вопросам повышения безопасности дорожного движения в рамках совершенствования системы экономических, социальных, организационных, научно-технических, правовых и иных мер, направленных на предупреждение гибели и травмирования людей в дорожно-транспортных происшествиях.
Ход реализации в Республике Беларусь
программ, связанных с повышением уровня безопасности дорожного движения
Работа органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в 2007–2008 гг. строилась в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.
В рамках программы реализации Концепции были разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь и комплексы мероприятий по их реализации, результаты которых должны явиться основой для разработки республиканской программы повышения безопасности дорожного движения на период с 2011 по 2015 год.
Ежегодно издаются аналитический сборник «Сведения о состоянии аварийности в Республике Беларусь и состоянии транспортной дисциплины в автотранспортных организациях Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Анализ состояния подготовки водителей в Республике Беларусь», а также аналитический доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Республике Беларусь».
В 2007 году Министерством внутренних дел совместно с другими органами госуправления была реализована программа «Минус 100». Она была направлена на снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в течение года минимум на 100 человек. В результате комплекса мероприятий программы удалось добиться сокращения гибели людей на дорогах республики по сравнению с 2006 годом почти на 200 человек.
В 2007 году под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций в Республике Беларусь проведен комплекс мероприятий в рамках Первой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН.
Регулярно в последнюю пятницу месяца проводился Единый день безопасности дорожного движения, посвященный различным вопросам, в частности, правилам поведения в случае совершения ДТП, управлению машиной в сложных погодных условиях и др.
Неоднократно проводились тематические декады, направленные на реализацию некоторых конкретных аспектов обеспечения безопасности дорожного движения, таких как обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов на дороге, пассажиров при перевозке маршрутными такси.
Ежегодно по распоряжению Министерства внутренних дел Республики Беларусь проводятся месячники безопасности дорожного движения.
В начале учебного года в обязательном порядке проводится комплекс мероприятий «Внимание: дети».
Для повышения уровня подготовки водителей опубликовано учебно-методическое пособие «Основные отличия Правил дорожного движения». Изданы методические материалы по повышению квалификации мастеров производственного обучения вождению автомобиля, работников, организующих работу по безопасности дорожного движения, а также водителей различных категорий механических транспортных средств.
Для сертификации деятельности учебных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей механических транспортных средств, была внедрена система оценки эффективности их деятельности.
После разработки методологии оценки уровня теоретических знаний водителей на ее базе создана компьютерная программа по оценке знаний водителей и кандидатов в водители по Правилам дорожного движения и безопасности движения, а также компьютерные программы по обучению и приему теоретического экзамена у учащихся на право управления механическими транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е».
В 2007 году был проведен мониторинг мнений учебного персонала и учащихся учебных организаций о состоянии подготовки водителей и проблемных вопросах, возникающих в ходе учебного процесса. Его результаты были учтены при сертификации деятельности учебных организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей механических транспортных средств.
Особое внимание уделяется проведению массовых профилактических акций и мероприятий для различных категорий участников дорожного движения с привлечением СМИ и общественных организаций:
в январе 2008 г. была проведена профилактическая акция под названием «БУДЬ ВИДИМЫМ – НЕ ИГРАЙ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ!». В рамках акции с помощью инспекторов дорожно-патрульной службы и при содействии сотрудников РУП «Белорусские лотереи» среди детей и молодежи распространены 5 000 световозвращающих браслетов быстрой фиксации;
в марте 2008 г. УГАИ МВД Республики Беларусь совместно с ЗАО «Элитавто» при поддержке СМИ проведена акция «Автопробег Volvo «5 звезд», охватившая 4 областных центра: Могилев, Брест, Гродно, Гомель. В ходе акции розданы 4 000 световозвращающих браслетов и брошюры по безопасности дорожного движения;
в течение лета была проведена республиканская социальная акция под названием «Вежливый водитель – 2008». В ней приняло участие несколько десятков тысяч водителей. Победители были награждены призами от лотереи «Ваше лото».
Отдельно проводилась разъяснительная работа с мотоциклистами (в особенности по вопросу профилактики езды без шлема). В марте 2008 г. сотрудники ГАИ приняли участие в первой республиканской мотоконференции.
Активно строилась работа по профилактике совершения ДТП среди детей и молодежи.
В мае 2008 г. в г. Гродно состоялся 36-й Республиканский слет отрядов юных инспекторов дорожного движения, в котором приняли участие команды-победители областных слетов и г. Минска, а также команды Литвы, Украины, России. Проведены творческие конкурсы для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!», «Пешеходный переход». На творческий проект «Пешеходный переход» было прислано более 100 детских работ.
Республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» проводился МВД Республики Беларусь при непосредственном участии Республиканского совета белорусского общества автомотолюбителей. Конкурс проходил в номинациях «рисунок», «сочинение», «поделка» в трех возрастных категориях: 6–9 лет, 10–13 лет, 14–16 лет. К участию в конкурсе допускались индивидуальные работы на темы безопасного участия в дорожном движении. В финальном этапе приняли участие более 415 работ.
Весной в детском оздоровительном лагере «Зубренок» была проведена 3-я профильная смена юных инспекторов движения Минской области. Более 600 детей со всей республики приняли участие в проводимом мероприятии по профилактике детского дорожного травматизма. Были задействованы НОК, ДОСААФ, артисты белорусской эстрады.
В мае 2008 г. прошла совместная профилактическая акция Министерства внутренних дел, Министерства образования и проекта программы развития ООН под названием «ГАИ предупреждает: будь осторожен на дороге жизни!».
В рамках данной совместной акции прошли беседы инспекторов ГАИ со школьниками на уроках здорового образа жизни и основ безопасной жизнедеятельности, среди молодежи распространены световозвращающие браслеты быстрой фиксации с надписями профилактического содержания, отражающими идеи информационной кампании «Остановить СПИД. Выполнить обещание»: «Мне со СПИДом НЕ по пути!», «Мои вены не для наркотикoff!». Браслеты выполняли двойную роль: использовались для защиты пешеходов на дороге и популяризировали безопасный образ жизни как защиту от СПИДа. 16 000 браслетов распространены в пяти городах с наиболее неблагополучной эпидемиологической ситуацией по ВИЧ/СПИДу – Светлогорске, Жлобине, Гомеле, Минске и Солигорске. Распространение браслетов позволит не только обезопасить пешеходов на дороге, но также напомнить о людях, умерших от этой инфекции.
В августе в г. Минске Госавтоинспекция приняла участие в Международной специализированной выставке «Нашим детям–2008». В работе павильона ГАИ участвовали все областные управления ГАИ и УГАИ ГУВД Мингорисполкома. Распространялись тематическая печатная продукция и световозвращающие элементы. Проведены конкурсы и обучающие игры для детей, демонстрировались видеофильмы, пропагандирующие безопасное поведение на дорогах.
1 сентября, в День знаний, была проведена ежегодная республиканская акция «Безопасная дорога в первый класс». Первоклассникам вручались красочные буклеты с обращением к родителям и рекомендациями ГАИ. Каждый ребенок во время акции получил от инспекторов Госавтоинспекции подвеску либо браслет из светоотражающего материала.
В течение 2008 года Госавтоинспекция приняла участие в ряде выставок: «Неделя моды на здоровье», «Автотехэкспо–2008», «СМИ в Беларуси», «Минский автосалон», «Человек и безопасность», в ходе которых посетителям демонстрировались средства пассивной безопасности, технические средства, состоящие на вооружении ГАИ, осуществлялся прием граждан, а также раздавались световозвращающие элементы и печатная продукция профилактической направленности.
Для проведения профилактической работы с населением, направленной на формирование в общественном сознании недопустимости нарушения Правил дорожного движения, были сняты два видеофильма – «Типичные аварийные ситуации и методы их предупреждения» и «Соревнования по профессиональному мастерству водителей автомобилей как фактор повышения безопасности дорожного движения» – и четыре видеоролика – «Пользование мобильным телефоном при управлении автомобилем приводит к аварии», «Пешеход в зоне остановки маршрутного транспортного средства», «Уступи дорогу маршрутному транспортному средству», «Уступи дорогу транспортным средствам оперативного назначения».
Совместно с журналистами изданий «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Комсомольская правда» в Белоруссии», корреспондентами программ телеканала ОНТ и Белорусского радио проводились рейды по выявлению нарушителей правил дорожного движения.
За 9 месяцев 2008 г. было подготовлено: более 6 000 телесюжетов, около 8 500 публикаций в печатных СМИ, более 30 000 информационных сообщений и прямых эфиров на радио; около 3 000 публикаций в электронных СМИ и сети Интернет, проведено более 70 000 устных выступлений в трудовых коллективах и учебных заведениях по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Для проведения постоянной информационно-разъяснительной работы среди населения были созданы специализированные рубрики во всех центральных печатных изданиях: «Советской Белоруссии», «Рэспубліке», «Звяздзе», «Народнай газеце», «Комсомольской правде» в Белоруссии» и др.
При поддержке ГАИ еженедельно выходит специализированное издание «Дорога. Транспорт. Происшествия». Продолжается бесплатное распространение среди населения ежемесячного специального выпуска газеты «На страже» – «Дорогам – порядок».
Ежедневно с участием сотрудников ГАИ готовятся и выходят в эфир передачи: на Белорусском радио – «Ночная магистраль», «Радиослужба безопасности»; на «Авторадио» – «Перекресток»; на радио «Минск» – «Дорожный курьер». Еженедельно в прямом эфире на вопросы радиослушателей отвечают сотрудники Госавтоинспекции в программах: «Зеленая Волна» (радио «Мир»), «Открытая студия» (радиостанция «Минская волна»), «Правовое поле» (радио «Столица»).
На телеканалах выходят в эфир аналогичные передачи: «Из достоверных источников», «Зона Х», «В мире моторов», «Закон и криминал», «Утромобиль», «Автопанорама».
В апреле 2008 г. совместно с газетой «Вечерний Минск» была проведена благотворительная акция «За безопасность движения всего поколения». В ней приняли участие белорусские звезды эстрады, СМИ. Средства, полученные от мероприятия, пошли на оказание помощи Белорусскому обществу инвалидов.
На протяжении 2008 года совместно с газетой «Советская Белоруссия» проводится акция «Партнерство ради безопасности».
В целях своевременного информирования водителей транспортных средств и пешеходов, пропагандирования неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения, повышения культуры взаимоотношений участников дорожного движения на территории Витебской области в текущем году при подготовке улично-дорожной сети к весеннему сезону эксплуатации на остановочные павильоны автомобильных дорог нанесены художественные эскизы на тематику безопасности дорожного движения. На сегодняшний день оборудовано 350 остановочных пунктов, на которых размещено более 400 призывов. Во всех областях ведется работа по распространению опыта Витебской области.
Для повышения безопасности эксплуатации транспортных средств и уровня контроля за их состоянием был подготовлен план мероприятий по внедрению системы контроля труда и отдыха водителей и подготовлены предложения по ее совершенствованию на основе применения цифровых тахографов. Были утверждены стандарты, регламентирующие требования к техническому состоянию и эксплуатационной безопасности троллейбусов и мотоциклов.
В целях совершенствования системы подготовки водителей были проведены исследования влияния психофизиологических показателей водителей автомобилей на уровень их профессиональной надежности и на этой основе разработано программное обеспечение по оценке и улучшению индивидуальных психофизиологических показателей водителей и кандидатов в водители, которое прошло апробацию в ряде учебных организаций.
Совместно с Национальной академией наук Беларуси была разработана система поддержания психофизиологического состояния и работоспособности водителей механических транспортных средств на оптимальном уровне. Работа по данному направлению будет продолжена. Предусматривается внедрение и изучение работы устройства по поддержанию работоспособности водителя на контрольной группе транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.
Об эффективности реализуемых программ свидетельствует тот факт, что по сравнению с 2001 годом в 2007 году на автомобильных дорогах общего пользования отмечено снижение аварийности: на республиканских – на 14,6%, на местных – на 8,5%. Всего в 2007 году в Беларуси произошло 7 458 ДТП, для сравнения: в 2006-м – 8 263, в 2005-м – 7 714, в 2004-м – 7 218.
Уровень безопасности дорожного движения
в беларуси
За девять месяцев 2008 г. в Республике Беларусь произошло 5 200 дорожно-транспортных происшествий, это на 4,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Однако в Гродненской, Гомельской и Минской областях отмечается рост числа ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
В I–III кварталах 2008 г. в авариях погибло 1 083 человека, что на 8 больше, чем за тот же период 2007 года, травмировано 5 564 человека, что на 322 меньше, чем в 2007 году.
По вине водителей транспортных средств произошло 4 126 ДТП (79% от общего числа происшествий), по вине пешеходов – 849 (16% от всех ДТП).
Самыми распространенными видами происшествий были наезд на пешехода (1 895 происшествий) и столкновение транспортных средств (1 737 происшествий).
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являлись: превышение скоростных режимов (910 ДТП), нарушение правил проезда пешеходных переходов (514), нарушение правил маневрирования (466). Сопутствующим фактором в ряде случаев являлось неудовлетворительное состояние дорог.
Большинство аварий происходило в выходные дни при резком повышении плотности автомобильного потока.
Особую тревогу вызывает травматизм людей по вине участников дорожного движения, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. За указанный период в республике сотрудниками ГАИ задержано несколько десятков тысяч человек, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие было совершено водителями в нетрезвом виде. В таких авариях погибли и получили ранения более 1 тыс. человек, или свыше 12% от общего числа пострадавших в ДТП. Особую озабоченность вызывает тот факт, что среди потерпевших – невинные люди, особенно дети. Согласно мировой статистике, дорожно-транспортный травматизм детей и молодежи в возрасте от 5 до 25 лет занимает далеко не последнее место среди причин смертности этой возрастной группы.
Адекватные меры реагирования позволили на 21,8% уменьшить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях детей за 9 месяцев 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Для борьбы с нарушителями правил движения Госавтоинспекция использует современные системы видеонаблюдения, фотофиксацию. Возобновлено вертолетное патрулирование на наиболее опасных участках дорог.
В вечернее время ГАИ осуществляется патрулирование дорог вблизи населенных пунктов на автомобилях с включенными проблесковыми маячками и изъятие с проезжей части пешеходов, в том числе нетрезвых – потенциальных жертв дорожно-транспортных происшествий. Одновременно с этим проводятся отработки наиболее аварийно-опасных населенных пунктов с целью выявления пешеходов, передвигающихся по проезжей части в темное время суток и не обозначенных световозвращающими элементами. К данной работе активно привлекаются курсанты учебных заведений и военнослужащие внутренних войск МВД.
Благодаря принятым мерам удалось уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов на 17,6%, в том числе находящихся в нетрезвом состоянии – на 24,7%.
Еще одной нерешенной проблемой является низкая культура участников дорожного движения. Неоправданная агрессия водителей и явное пренебрежение правилами дорожного движения со стороны пешеходов – частая причина дорожных инцидентов.
Международный опыт предупреждения дтп
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий в мире становятся 1,2 млн. человек, а около 50 млн. получают ранения или остаются инвалидами. Дорожно-транспортный травматизм обходится странам в 518 млрд. долл. в год, что составляет в среднем от одного до двух процентов их валового национального продукта. К 2020 году ДТП будут находиться на десятом месте среди причин смертности на планете.
Для решения проблемы сокращения случаев гибели людей на дорогах, по мнению Всемирной организации здравоохранения, необходимо решить пять основных задач: езда на мотоциклах в шлемах, проблема инфраструктуры дорог, проблема скорости, проблема пьянства, а также использование ремней безопасности.
В целом по Европе показатель смертности на дорогах постоянно снижается: в 1991 году – 162 погибших на 1 млн. жителей; в 2004-м – 95; в 2007 году – 77. В 2007 году самыми опасными в Европе были дороги в Литве, где из каждого миллиона жителей в ДТП погибли 223 человека, и Латвии – 177. Проблемными в этом отношении пока остаются и другие новые члены ЕС – Эстония и Польша, в которых продолжается рост числа ДТП.
Причинами такого положения являются: склонность водителей новых стран – участников ЕС к превышению скоростного режима, игнорированию ремней безопасности и специальных средств безопасности для детей (детские кресла). В большинстве стран Восточной Европы, претерпевающих ускоренное развитие автомобилизации, инфраструктура дорог и развитие служб безопасности не выдерживают возросшей нагрузки.
Опыт ряда стран с развитой автомобилизацией, таких как Канада, Франция, Финляндия и США, доказывает, что снизить уровень аварийности и избежать колоссальных социальных и экономических потерь можно, предприняв следующие меры:
сформировав гибкую и адекватную законодательную основу по организации дорожного движения;
в сфере дорожной инфраструктуры – обустроив пешеходные переходы, отремонтировав дороги, организовав необходимое количество парковок;
уделяя особое внимание пропаганде безопасного движения и наглядно показывая людям, к чему приводят нарушения правил дорожного движения.
Основной акцент в зарубежном законодательстве о безопасности дорожного движения делается на материальной ответственности нарушителей.
Это не только большие штрафы, но и конфискация автотранспортных средств, лишение водительских прав, привязка количества и серьезности нарушений к плате за обязательную годовую страховку автомобиля.
Например, в Германии, если водитель набирает за год штрафные очки за допущенные нарушения правил дорожного движения, сумма его страховки, которая составляет до 1 000 евро, увеличивается еще на 500 евро, на второй год – на 1 000 евро, на третий – на 2 000 евро. При зарплате 3 000–5 000 евро это очень существенные траты, которые может себе позволить далеко не каждый немец. Поэтому некоторые из нарушителей вынуждены целый год не пользоваться автомобилем, чтобы не платить тройную цену за страховку.
В зависимости от количества набранных штрафных баллов увеличивается стоимость годовой страховки автомобиля и в США.
Характерно, что тюремное заключение за вождение автомобиля в пьяном виде предусмотрено не в странах третьего мира, а наоборот – в демократичной Западной Европе. Например, в Великобритании пьяного водителя могут посадить на 6 месяцев при условии, что тот не попадал в ДТП, и лишить лицензии на вождение на 1 год. А если по его вине произошла авария с пострадавшими, закон предусматривает тюремное заключение сроком до 14 лет, штраф в размере 5 тыс. фунтов стерлингов.
В последние годы во многих странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого специальными органами охраны правопорядка надзора за соблюдением правил дорожного движения. В национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, принимаемые, как правило, на среднесрочную перспективу, включается их работа по выявлению наиболее опасных нарушений правил дорожного движения, приводящих к ДТП, в которых погибают и получают ранения люди. Так, надзор полиции на дорогах входит в приоритетные направления деятельности по снижению числа пострадавших в ДТП в европейских государствах, например в Австрии, Великобритании, Дании, Финляндии, Швеции.
По оценкам зарубежных специалистов, по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства – один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения числа людей, пострадавших на дорогах. При этом основной тенденцией организации дорожно-постовой службы в большинстве стран мира является сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями дорожного движения, его регулирование с помощью центральных электронных пунктов управления.
Значительное внимание уделяется в странах Европейского союза и вопросам технической организации движения. В настоящее время уже созданы технологии, соединяющие компьютерные чипы в транспортных средствах и на автомобильных дорогах. Разработаны специальные радары и приборы радиопредупреждения, с помощью которых можно избежать столкновения на дороге. Внедряются блокирующие устройства, не позволяющие запустить двигатель автомобиля лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Спутниковые технологии, разнообразные навигационные системы и системы определения местонахождения транспортного средства, доступные пока лишь немногим, скоро, по прогнозам экспертов, станут обычными атрибутами, помогающими водителю найти дорогу в незнакомом городе или вызвать помощь простым нажатием кнопки. Все более широкое распространение получат системы, автоматически включающие устройства для передачи сигналов в полицию при срабатывании надувных подушек безопасности, попытке угона транспортного средства и т. д.
В европейских государствах толчком к технической модернизации систем управления и контроля за движением автотранспорта стал опыт Франции. Следует отметить, что техническое перевооружение систем слежения за порядком на дорогах в этой стране было лишь одним из предпринятых мер по обеспечению безопасности движения. Вначале, в 2003 году, был принят новый закон «Об изменениях правил дорожного движения», который предусматривал значительное ужесточение санкций за нарушения на дорогах. И лишь затем была проведена техническая модернизация дорог: управление светофорами в городах стало производиться из единого центра; на основных трассах были установлены новые камеры, связанные с радарами, автоматически засекающие превышение скорости, фиксирующие на пленке номер автомобиля, лицо его хозяина. Эти данные передавались на центральный компьютер, который без участия человека выписывал штраф владельцу машины. Благодаря этим нововведениям количество ДТП на французских дорогах за два года снизилось на треть.
Во многих странах мира четко налажено информирование участников движения о транспортной ситуации на направлениях движения, о возможных маршрутах объезда перегруженных участков, о парковках. На пересечениях дорог указываются не только разрешенные направления движения, но и названия районов и улиц. Для передачи водителям информации используются многопозиционные дорожные знаки, световые табло со сменной информацией, специальные радио- и видеоканалы. Например, после включения световых табло с предупреждением о заторах последние устранялись за 20–30 минут, без табло на это уходило 3–4 часа.
Приложение
СВЕДЕНИЯ
об аварийности на дорогах Беларуси в январе–сентябре 2008 г.
-
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
2007
|
2008
|
+/-, %
|
2007
|
2008
|
+/-, %
|
2007
|
2008
|
+/-, %
|
г. Минск
|
929
|
865
|
-6,9
|
70
|
49
|
-30,0
|
1037
|
954
|
-8,0
|
области:
|
|
Минская
|
1113
|
1147
|
1,2
|
317
|
332
|
4,7
|
1171
|
1233
|
5,3
|
Брестская
|
749
|
673
|
-10,1
|
142
|
140
|
-1,4
|
823
|
711
|
-13,6
|
Гродненская
|
566
|
606
|
7,1
|
107
|
136
|
27,1
|
653
|
674
|
3,2
|
Витебская
|
778
|
642
|
-17,5
|
169
|
135
|
-20,1
|
827
|
654
|
-20,9
|
Могилевская
|
684
|
635
|
-7,2
|
124
|
136
|
9,7
|
752
|
710
|
-5,6
|
Гомельская
|
621
|
632
|
1,8
|
146
|
155
|
6,2
|
645
|
628
|
-2,6
|
ВСЕГО
|
5 460
|
5 200
|
-4,8
|
1 075
|
1 083
|
0,7
|
5 908
|
5 564
|
-5,8
|
Распределение ДТП по регионам Республики Беларусь
в январе–сентябре 2008 г. в %
СОДЕРЖАНИЕ
Опорный конспект …………………………………………...
|
3
|
Правовые основы обеспечения безопасности
дорожного движения в Республике Беларусь ……………...
|
6
|
Ход реализации в Республике Беларусь
программ, связанных с повышением уровня
безопасности дорожного движения ………………………...
|
12
|
Уровень безопасности дорожного движения
в Беларуси …………………………………………………….
|
20
|
Международный опыт предупреждения ДТП ……………..
|
21
|
Приложение.
Сведения об аварийности на дорогах Беларуси
в январе–октябре 2008 г. …....................................................
|
25
|
страница 1
|