Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЛАРУСИ
Н. Н. Сечко, Институт социологии, Национальная академия наук Беларуси
Главными направлениями государственной научно-технической политики Республики Беларусь на период до 2010 г. являются создание условий для обеспечения инновационно ориентированного развития экономики. Одним из основных инструментов достижения поставленной цели является повышение активности малого предпринимательства и вовлечение его в сферу инновационной деятельности. Для увеличения уровня инновационной активности хозяйствующих субъектов необходимо не только осознание потребности построения инновационной экономики, но и создание соответствующих экономических условий: наличие соответствующих научно-технических открытий и изобретений; наличие хозяйственных возможностей применения этих открытий и изобретений на практике. Необходимо формирование иерархически взаимосвязанной системы инновационной деятельности, основанной на выработке социально-экономических механизмов управления и согласования инновационной деятельности макро-, мезо- и микроуровней.

Анализ инновационной деятельности хозяйствующих субъектов позволяет проследить чрезвычайно важный процесс зарождения научно-технического прогресса на микроуровне, на уровне предприятия. Предприятия – главный субъект инновационной деятельности в рыночной экономике. Опыт высокоразвитых стран свидетельствует, что принципиальные «прорывные» технологии производят, как правило, малые предприятия (МП), а подавляющая часть расходов на НИОКР приходится на крупные олигополистические предприятия. Малые и крупные предприятия играют различные роли в инновационных процессах. Капитал крупных предпринимательских структур не может быть автоматически выключен из процессов воспроизводства и переведен на освоение «прорывной», стратегической инновации, пока он не окупится. Кроме того, освоение подобных инноваций связано с высокими рисками. Предсказуемый научно-технический прогноз – инновационный инструмент крупных предприятий и специализированного крупного производства. Малое предпринимательство характеризуется гибкостью, маневренностью, оперативным реагированием на изменение конъюнктуры спроса и предпочтений потребителей, низкой капиталоемкостью и высокой производительностью, освоением экономических ниш, недоступных крупным производителям.

Опыт транзитивных стран свидетельствует, что в процессе перехода к рыночной экономике роль малого предпринимательства в организации общественного производства принципиально меняется. Развитие малых предприятий происходит через количественный рост рутинного малого предпринимательства, основанного на аренде у госпредприятий площадей, приобретении изношенного, но еще жизнеспособного оборудование, т.е. вовлечение в хозяйственный оборот и использование экстенсивных ресурсов страны. По мере создания благоприятных условий хозяйствования, накопления необходимого капитала МП постепенно превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные разработки, оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным предприятиям. Развивается малое инновационное предпринимательство. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс реструктуризации госсектора и способствует ускорению инновационных процессов в экономике за счет эффективного освоения и воспроизводства стратегических базисных инноваций.

Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, инновационно активными в 2005г. были признаны 318 организаций [2, с. 6]. Наибольшим уровнем инновационной активности характеризуются субъекты малого предпринимательства – 47,2%. В тоже время при темпах роста ВВП на 7,5% за год, вклад в этот показатель малого предпринимательства увеличивался гораздо медленнее, в 2005 г. прирост составил всего 0,6%. Удельный вес малого предпринимательства в ВВП в 2005 г. составил 8,1%, увеличившись с 2000 г. всего на 1,4%. За период с 2000 по 2005 гг. удельный вес убыточных предприятий возрос с 21,9 до 26,9%, а рентабельность реализованной продукции, работ и услуг снизилась с 15,5 до 10,6%. Приведенные данные показывают, что, с одной стороны, субъекты малого предпринимательства осуществляют значительную инновационную деятельность, а с другой стороны, вклад малых предприятий в основные экономические показатели остается незначительным; эффективность деятельности снижается, не давая значимых социально-экономических эффектов. Для разрешения данного противоречия необходимо проанализировать основные направления инновационной деятельности малых предприятий Беларуси.



Основным источником финансирования инновационной деятельности малого предпринимательства в 2005 г. были собственные средства предприятий — 87,3%. Объемы привлеченных средств были незначительными и состояли из средств республиканского бюджета (3,0%), внебюджетных фондов (0,2%). Анализ структуры осуществляемой инновационной деятельности выявил, что основными направлениями являются приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими нововведениями – 73,6%, а также исследование и разработка новых продуктов (услуг) и методов их производства (передачи) – 44,5%. С другой стороны приобретение новых технологий осуществляло только 11,5% предприятий, а приобретение высоких технологий посредством покупки прав на соответствующие объекты интеллектуальной собственности – лишь 2,7%. В поддержание существующих производственных мощностей инвестировало 42% малых предприятий, а в модернизацию производства и освоение новых технологий – только 13% и 5%, соответственно. В объеме отгруженной инновационной продукции вновь внедренная или подвергшаяся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет продукция составила 1/5, а подвергавшаяся усовершенствованию – 1/3.

Инновационная деятельность малых предприятий характеризуется преобладанием продуктовых инноваций по сравнению с процесс-инновациями, распространенностью микроинноваций и псевдоинноваций, направленных на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемых технологий и совершенствование устаревших в своей основе поколений техники и технологий. Это ведет к накоплению морально и физически устаревшего капитала и отвлечению значительных финансовых ресурсов. Основным стратегическим направлением инновационной деятельности малого предпринимательства в краткосрочной перспективе (2006–2010 гг.) является поддержание основных направлений деятельности за счет увеличения и обновления основных производственных фондов, и в меньшей мере – развитие за счет разработки, приобретения и внедрения современных технологий. Количественный потенциал роста рутинного малого предпринимательства в Беларуси оказался исчерпанным, а перехода к инновационному предпринимательству не произошло, уровень инновационной восприимчивости, т.е. способности генерировать новые идеи и готовности гибко перестраивать производство в соответствии с освоением и использованием инноваций, у малых предприятий невысок. В условиях высокого налогового бремени, значительного административного регулирования и нестабильности законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства, предприятия ориентированы не на развитие инновационной восприимчивости и переход к прорывному инновационному предпринимательству, а на инерционное развитие, выживание и поддержание существующего уровня конкурентоспособности. Активизация инновационной деятельности малого предпринимательства требует выработки адекватных экономических, правовых и социальных механизмов государственного регулирования.

страница 1

Смотрите также: