Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

________

*– на сайте www.adu.by. размещены тексты для восприятия и понимания речи на слух.


Китайский язык

Класс

Автор, название учебного издания, издательство, год издания

III

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 1 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2006.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 1 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2007.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык в 1 классе: учебно-методическое пособие для учителей (с электронным приложением). – Минск: Выш. школа, 2006


IV

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 2 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2007.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 2 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2007



V

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2008.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 3 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2008



VI

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 6 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2012*.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 6 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013*.

Сидюк И.В. и др. Китайский язык в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей (с электронным приложением). – Минск: Выш. школа, 2013


VII

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 7 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2012.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 7 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013



VIII

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 8 класс. Ч. 1. – Минск: Выш. школа, 2013.

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 8 класс. Ч. 2. – Минск: Выш. школа, 2013



IX

Пониматко А.П. и др. Китайский язык. 9 класс. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014

__________

* – на сайте market@vshph.com. размещены тесты для 6 класса.


Для организации образовательного процесса по китайскому языку рекомендуется дополнительно использовать:

в III классе – учебное пособие «Китайский язык. 2 класс», в 2 частях. – Минск: Выш. школа, 2007 (тема «Времена года»);

в IV классе – учебное пособие «Китайский язык. 3 класс», в 2 частях. – Минск: Выш. школа, 2006, 2007 (темы «Дом и квартира», «Одежда», «Расписание уроков»);

в V классе – учебные пособия «Китайский язык. 4 класс», в 2 частях. – Минск: Выш. школа, 2009 и «Китайский язык. 5 класс», в 2 частях. – Минск: Выш. школа, 2010 (темы «Город и деревня», «Телепередачи», «Страны и континенты», «Здоровый образ жизни»).


3. Учебно-методическая документация.

3.1. Календарно-тематическое планирование.

К 2014/2015 учебному году доработано примерное календарно-тематическое планирование по иностранным языкам для учреждений общего среднего образования. Учитель иностранного языка может перераспределять предлагаемое количество учебных часов между темами в зависимости от конкретных условий учреждения общего среднего образования.

Примерное календарно-тематическое планирование по английскому языку (для школ, гимназий и лицеев), по немецкому языку (для школ) реализуется в книготоргующих организациях.

Примерное календарно-тематическое планирование по французскому, испанскому языкам (для школ, гимназий, лицеев, вечерних классов), по китайскому языку (для школ, гимназий), по немецкому языку (для гимназий, лицеев, вечерних классов), по английскому языку (для вечерних классов) размещено на сайте www.adu.by.

При организации изучения учебного предмета «Иностранный язык» на повышенном уровне в X–XI классах средней школы используется примерное календарно-тематическое планирование, предназначенное для гимназий и лицеев (филологическое направление).

3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий.

Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами, учебно-методическими пособиями для учителей и пособиями для учащихся, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь:


Английский язык

I–IV классы

  1. Лапицкая Л.М., Демченко Н.В., Пониматко А.П. Введение в мир иностранного языка. 1–2 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 1 класс. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013 .

  3. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык в 1 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2008 (сайт www.aversev.by).

  4. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 1 класс: аудиокассеты, компакт-диск. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

  5. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 1 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  6. Лапицкая Л.М., Демченко Н.В. Художественно-речевая деятельность на иностранном языке. 3–4 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  7. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 2 класс. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  8. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык во 2 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2008 (сайт www.aversev.by).

  9. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 2 класс: аудиокассеты, компакт-диск. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

  10. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 2 класс: рабочая тетрадь. Ч. 1, 2. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  11. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 3 класс. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  12. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык в 3 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2008 (сайт www.aversev.by).

  13. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 3 класс: аудиокассеты, компакт-диск. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

  14. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 3 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  15. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 3 класс: книга для чтения – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  16. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 3 класс: тесты. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  17. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 4 класс. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  18. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык в 4 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2008 (сайт www.aversev.by).

  19. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 4 класс: аудиокассеты, компакт-диск. – Минск: Аверсэв, 2011, 2012.

  20. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 4 класс: рабочая тетрадь. Ч. 1, 2. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  21. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 4 класс: книга для чтения. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  22. Седунова Н.М. и др. Волшебная шкатулка. Английский язык. 4 класс: тесты. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  23. Английский язык. 3–4 классы. Электронный тренажер. 2007.

V–IX классы

  1. Андреасян И.М. Художественное чтение и драматизация. 5–6 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Лапицкая Л.М., Демченко Н.В., Юхнель Н.В., Силкович Л.А., Чепик И.В. Практикум по чтению. 5–6 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  3. Лапицкая Л.М., Демченко Н.В. Практикум по чтению. 5 класс: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2011.

  4. Юхнель Н.В., Демченко Н.В. Практикум по чтению. 6 класс: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  5. Бабинская П.М., Демченко Н.В., Лапицкая Л.М. Коммуникативная грамматика. 7–8 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  6. Леонтьева Т.П., Чепик И.В. Культура речевого общения. 7–8 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  7. Леонтьева Т.П. Культура речевого общения. 7–8 классы: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  8. Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский. 711 классы: программа факультативных занятий // Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. 3–11 классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 90128.

  9. Другая замежная мова: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 711 класы: праграма факультатыўных заняткаў // Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 311 класы». – Мінск: НІА, 2009. – С. 90128.

  10. Судленкова О.А. Зарубежная литература. Литература Великобритании и США: учебная программа (сайт www.adu.by).

  11. Бабинская П.М., Демченко Н.В., Лапицкая Л.М. Коммуникативная грамматика. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

X–XI классы

  1. Козикис Д.Д., Демченко Н.В. Страноведение Великобритании и США. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Попова Т.В. Основы перевода. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  3. Карневская Е.Б., Курочкина З.Д., Фастовец Р.В., Леонтьева Т.П., Чепик И.В. Лексико-грамматический практикум. 10–11 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  4. Карневская Е.Б., Курочкина З.Д., Фастовец Р.В. Лексико-грамматический практикум. 10 класс: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  5. Карневская Е.Б., Курочкина З.Д., Фастовец Р.В. Лексико-грамматический практикум. 11 класс: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2013.

  6. Шимчук Л.В., Боброва Л.К. Английский язык. Лексико-грамматический практикум. 10–11 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

Немецкий язык

I–IV классы

  1. Пониматко А.П., Будько А.Ф. Введение в мир иностранного языка. 12 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Лапицкая Л.М., Будько А.Ф. Художественно-речевая деятельность на иностранном языке. 34 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

V–IX классы

  1. Будько А.Ф., Чепик И.В. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  2. Будько А.Ф. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  3. Андреасян И.М. Художественное чтение и драматизация. 56 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  4. Антоненко В.С., Леонтьева Т.П., Будько А.Ф. Культура речевого общения. 78 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  5. Антоненко В.С. Культура речевого общения. 78 классы: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  6. Будько А.Ф. Коммуникативная грамматика. 78 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  7. Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский. 711 классы: программа факультативных занятий // Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. 3–11 классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 90128.

  8. Другая замежная мова: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 711 класы: праграма факультатыўных заняткаў // Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 311 класы». – Мінск: НІА, 2009. – С. 90128.

  9. Будько А.Ф. Коммуникативная грамматика. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  10. Букаев А.И., Букаева Л.С. Зарубежная литература. Литература Германии. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

X–XI классы

  1. Бондаренко Е.В., Леонтьева Т.П., Будько А.Ф. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Выш. школа, 2010.

  2. Бондаренко Е.В. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы: пособие для учащихся. – Минск: Выш. школа, 2010.

  3. Детскина Р.В., Соловьева О.А., Якубенок Л.М., Гурьева С.С., Назарук Ю.А. Немецкий язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

  4. Попова Т.В. Основы перевода. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  5. Соловьева Р.В. Страноведение Германии. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).


Французский язык

I–IV классы

  1. Пониматко А.П., Чепик И.В. Введение в мир иностранного языка. 12 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Чепик И.В., Лапицкая Л.М., Демченко Н.В. Художественно-речевая деятельность на иностранном языке. 34 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

V–IX классы

  1. Андреасян И.М. Художественное чтение и драматизация. 56 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Чепик И.В., Силкович Л.А. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2011.

  3. Чепик И.В. Практикум по чтению. 5–6 классы: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2011.

  4. Чепик И.В., Леонтьева Т.П. Культура речевого общения. 78 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2011.

  5. Чепик И.В. Культура речевого общения. 78 классы: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2011.

  6. Чепик И.В. Коммуникативная грамматика. 78 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  7. Колосовская И.Г. Второй иностранный язык: французский язык. 7 класс: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2012.

  8. Колосовская И.Г. Второй иностранный язык: французский язык. 7 класс: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2012.

  9. Романов Г.С. Введение в экономику и социологию Франции. 89 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  10. Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский. 711 классы: программа факультативных занятий // Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. 3–11 классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 90128.

  11. Другая замежная мова: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 711 класы: праграма факультатыўных заняткаў // Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 311 класы». – Мінск: НІА, 2009. – С. 90128.

  12. Чепик И.В. Коммуникативная грамматика. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  13. Ломовский О.А. Зарубежная литература: Литература Франции. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

X–XI классы

  1. Попова Т.В. Основы перевода. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Романов Г.С. Основы экономики и социологии Франции. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  3. Примак П.И. Введение в страноведение Франции. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  4. Примак П.И. и др. Франция. 811 классы: учебное пособие по страноведению. – Минск: Народная асвета, 2003.

  5. Чепик И.В., Леонтьева Т.П. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  6. Прохорова Е.С., Фещенко И.П., Буйневич Т.В. Французский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

  7. Романов Г.С. Социально-экономические процессы современной Франции. 11 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).


Испанский язык

I–IV классы

  1. Пониматко А.П., Гриневич Е.К. Введение в мир иностранного языка. 12 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Пониматко А.П., Гриневич Е.К. Художественно-речевая деятельность на иностранном языке. 34 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

V–IX классы

  1. Пониматко А.П. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2012.

  2. Пониматко А.П., Пониматко В.П., Гриневич Е.К. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2012.

  3. Андреасян И.М. Художественное чтение и драматизация. 56 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  4. Попова Т.В., Пониматко А.П., Цыбулева Т.Э. Культура речевого общения. 78 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  5. Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский. 711 классы: программа факультативных занятий // Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. 3–11 классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 90128.

  6. Другая замежная мова: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 711 класы: праграма факультатыўных заняткаў // Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 311 класы». – Мінск: НІА, 2009. – С. 90128.

  7. Будько А.Ф., Гриневич Е.К., Попова Т.В. Коммуникативная грамматика. 78 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  8. Будько А.Ф., Гриневич Е.К., Попова Т.В. Коммуникативная грамматика. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  9. Чиркун А.Б. Зарубежная литература. Литература Испании. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

X–XI классы

  1. Попова Т.В. Основы перевода. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Грищенко Н.М. Страноведение Испании. 10 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  3. Попова Т.В. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2012.

  4. Попова Т.В. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2012.

  5. Шмат И.Ф., Нестюк Е.М., Пушкина О.А. Испанский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

Китайский язык

I–IV классы

  1. ПониматкоА.П., Филимонова М.С. Введение в мир иностранного языка. 12 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  2. Пониматко А.П., Лукьяненко М.С., Филимонова М.С. Художественно-речевая деятельность на иностранном языке. 34 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

V–IX классы

  1. Пониматко А.П. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учителей, учебная программа. – Минск: Жасскон, 2012.

  2. Молоткова Ю.В. Практикум по чтению. 56 классы: пособие для учащихся. – Минск: Жасскон, 2012.

  3. Пониматко А.П., Лукьяненко М.С., Филимонова М.С. Культура речевого общения. 78 классы: учебная программа (сайт www.adu.by).

  4. Пониматко А.П., Серегина И.А. Коммуникативная грамматика. 9 класс: учебная программа (сайт www.adu.by).

  5. Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский. 711 классы: программа факультативных занятий // Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. 3–11 классы». – Минск: НИО, 2009. – С. 90128.

  6. Другая замежная мова: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 711 класы: праграма факультатыўных заняткаў // Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. 311 класы». – Мінск: НІА, 2009. – С. 90128.

3.3. Контрольно-измерительные материалы.

Рекомендуются следующие контрольно-измерительные материалы:



  1. Лапицкая Л.М. и др. «Английский язык. Дидактические материалы. 5–9 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  2. Панова И.И. «Английский язык. Дидактические материалы. 10–11 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  3. Будько А.Ф. «Немецкий язык. Дидактические материалы. 5–9 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  4. Будько А.Ф. «Немецкий язык. Дидактические материалы. 10–11 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  5. Вадюшина Д.С., Баева Н.А. «Французский язык. Дидактические материалы. 5–9 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  6. Вадюшина Д.С., Буйневич Т.В. «Французский язык. Дидактические материалы. 10–11 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  7. Гриневич Е.К. «Испанский язык. Дидактические материалы. 5–9 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

  8. Сиротюк Г.Э. «Испанский язык. Дидактические материалы. 10–11 классы». – Минск: Выш. школа, 2013.

3.4. Электронные средства обучения.

Рекомендуются следующие электронные средства обучения:



  1. Английский язык. 34 классы. Электронный тренажер. 2007.

  2. Шимчук Л.В., Боброва Л.К. Английский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

  3. Детскина Р.В., Соловьева О.А., Якубенок Л.М., Гурьева С.С., Назарук Ю.А. Немецкий язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

  4. Прохорова Е.С., Фещенко И.П., Буйневич Т.В. Французский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

  5. Шмат И.Ф., Нестюк Е.М., Пушкина О.А. Испанский язык. Лексико-грамматический практикум. 1011 классы. – Минск: Электронные ресурсы, 2011.

3.5. Дидактические сценарии уроков.

Рекомендуются следующие дидактические сценарии уроков:



Английский язык

  1. Аниськович Н.Р., Руденко В.А. «Уроки английского языка в 5 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  2. Леонтьев П.М., Лукина С.А. «Уроки английского языка в 6 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  3. Гец М.Г. «Уроки английского языка в 7 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  4. Матюш Н.В. «Уроки английского языка в 8 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  5. Гец М.Г. «Уроки английского языка в 9 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

Немецкий язык

  1. Чернухо П.В., Курьян В.В. «Уроки немецкого языка в 5 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  2. Харамоненко Е.А., Курьян В.В. «Уроки немецкого языка в 6 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  3. Сошнева Л.В. «Уроки немецкого языка в 7 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  4. Паркалов В.М. «Уроки немецкого языка в 8 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  5. Паркалов В.М. «Уроки немецкого языка в 9 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  6. Кладова Г.И., Нестерович О.В. «Уроки немецкого языка в 10 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.

  7. Нестерович О.В., Кладова Г.И. «Уроки немецкого языка в 11 классе». – Минск: Аверсэв, 2014.


Французский язык

    1. Вадюшина Д.С., Баева Н.А. «Уроки французского языка в 5 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    2. Вадюшина Д.С., Бартенева Ю.И. «Уроки французского языка в 6 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    3. Вадюшина Д.С., Кунец А.Г. «Уроки французского языка в 7 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    4. Вадюшина Д.С., Баева Н.А. «Уроки французского языка в 8 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    5. Вадюшина Д.С., Карлюк Т.А. «Уроки французского языка в 9 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    6. Вадюшина Д.С., Буйневич Т.В. «Уроки французского языка в 10 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

    7. Буйневич Т.В. «Уроки французского языка в 11 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

Испанский язык

1. Баранчук Т.Н. «Уроки испанского языка в 5 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

2. Цыбулева Т.Э. «Уроки испанского языка в 6 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

3. Цыбулева Т.Э. «Уроки испанского языка в 7 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

4. Сиротюк Г.Э. «Уроки испанского языка в 8 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

5. Краус Е.С. «Уроки испанского языка в 9 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

6. Пушкина О.А. «Уроки испанского языка в 10 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.

7. Краус Е.С., Пушкина О.А. «Уроки испанского языка в 11 классе». – Мозырь: Белый Ветер, 2014.


3.6. Дополнительная учебная и учебно-методическая литература для учебных занятий в гимназиях, лицеях.

  1. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 5 класс. Ч. 1, 2. – Минск: Выш. школа, 2004; Аверсэв, 2008, 2010, 2012 (со звуковым приложением).

  2. Юхнель Н.В. і інш. Англійская мова. 5 клас. Ч. 1, 2. – Мінск: Выш. школа, 2004.

  3. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 5 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Выш. школа, 2004.

  4. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 5 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  5. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 6 класс. Ч. 1, 2. – Минск: Выш. школа, 2006 (звуковое пособие на 3 кассетах); Минск: Аверсэв, 2010, 2012 (со звуковым приложением).

  6. Юхнель Н.В. і інш. Англійская мова. 6 клас. Ч. 1, 2. – Мінск: Выш. школа, 2006.

  7. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 6 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Выш. школа, 2006.

  8. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 6 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  9. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 7 класс. Ч. 1, 2. – Минск: Выш. школа, 2006.

  10. Юхнель Н.В. і інш. Англійская мова. 7 клас. Ч. 1, 2. – Мінск: Выш. школа, 2006.

  11. Наумова Е.Г. и др. Английский язык в 7 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Выш. школа, 2007.

  12. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 7 класс. Ч. 1, 2: звуковое пособие. – Минск: Выш. школа, 2010.

  13. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 7 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  14. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 8 класс. – Минск: Аверсэв, 2009, 2011.

  15. Юхнель Н.В. и др. Английский язык в 8 классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Аверсэв, 2010.

  16. Юхнель Н.В. и др. Английский язык. 8 класс: рабочая тетрадь. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

  17. Андреасян И.М. и др. Английский язык. 10 (11) класс. – Минск: Выш. школа, 2006, 2008.

  18. Андреасян И.М. и др. Английский язык. 10 (11) класс: звуковое пособие. – Минск: Выш. школа, 2009.

  19. Андреасян И.М. и др. Английский язык в 10 (11) классе: учебно-методическое пособие для учителей. – Минск: Выш. школа, 2006.

  20. Маслов Ю.В. и др. Английский язык. 10 (11) класс: практикум. – Минск: Выш. школа, 2006.

  21. Маслов Ю.В. и др. Английский язык. 10 (11) класс: книга для чтения. – Минск: Выш. школа, 2006, 2008.

    1. Статьи, научно-популярная литература.

    1. Азовкина, А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / А.Н.Азовкина // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 4. – С. 48–50.

    2. Андреасян, И.М. Инновационные технологии овладения иноязычным общением / И.М.Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 18–22.

    3. Андреасян, И.М. Учение в сотрудничестве как приоритетная технология обучения школьников английскому языку / И.М.Андреасян // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2008. – № 3. – С. 23–29.

    4. Андреасян, И.М., Маслов, Ю.В. Планирование цикла уроков английского языка «Classical Music Forever» для X класса гимназий / И.М.Андреасян, Ю.В.Маслов // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 3. – С. 50–55.

    5. Аниськович, Н.Р. Комплекс интерактивных упражнений для обучения речевому взаимодействию в процессе иноязычного общения / Н.Р.Аниськович // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2003. – № 2. – С. 16–26; № 3. – С. 28–33.

    6. Андреасян, И.М., Ковальчук, А.М. «Generation gap: how to avoid it?» сценарий урока английского языка с использованием технологии учения в сотрудничестве / И.М.Андреасян, А.М.Ковальчук // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 3. – С. 44–50.

    7. Аниськович, Н.Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н.Р.Аниськович // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 3. – С. 20–25.

    8. Бабаянц, А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке / А.В.Бабаянц // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 60–66.

    9. Бабинская, П.К. Коммуникативно ориентированное обучение иностранному языку / П.К.Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 3–7.

    10. Баклашкина, М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе / М.В.Баклашкина // Иностранные языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 8; № 3. – С. 9–17.

    11. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П.Баранова, П.К.Бабинская, Н.В.Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 3–12.

    12. Баранова, Н.П. К вопросу о методической поддержке процесса обучения иностранному языку в школе: дидактический сценарий урока / Н.П.Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

    13. Баранова, Н.П. Дидактический сценарий урока: от теории к практике / Н.П.Баранова, Н.В.Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 24–25.

    14. Баранова, Н.П. Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях комуникативно ориентированного обучения иностранному языку / Н.П.Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 2. – С. 3–9.

    15. Баранова, Н.П. Лингводидактические основания разработки информационно-образовательных ресурсов по учебному предмету «Иностранный язык» / Н.П.Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2014. – № 1. – С. 3–9.

    16. Бартенева, Ю.И. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка / Ю.И.Бартенева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 8–20.

    17. Богова, М.Г. Игры, в которые мы играем / М.Г.Богова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 25–34.

    18. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. (Метод. биб-ка).

    19. Богова, М.Г. Презентационные умения как часть профессиональной компетенции специалиста / М.Г.Богова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2014. – № 1. – С. 26–30.

    20. Брэхун, Л.Р. План-канспект урока нямецкай мовы ў 5 класе па тэме «Святы. Адвэнт і Каляды ў Германіі» / Л.Р.Брэхун // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 4. – С. 53–57.

    21. Голубева, В.С. Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентносного подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный электронный словарь / В.С.Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь.– 2010. – № 1. – С. 14–23.

    22. Демченко, Н.В. Особенности работы с национальными УМК по английскому языку / Н.В.Демченко //Столичное образование сегодня. – 2010. – № 9 – С. 28–30.

    23. Денисова, Ж.А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж.А.Денисова, М.К.Денисов // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 3. – С. 20–24.

    24. Ерчак, Н.Т. Способности к иностранным языкам и перспективы их развития / Н.Т.Ерчак // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 2. – С. 9–17.

    25. Ерчак, Н.Т. Возраст и усвоение иностранного языка / Н.Т.Ерчак // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 1. – С. 4–13.

    26. Ерчак, Н.Т. Экспериментальные исследования памяти в процессе пользования родным и иностранным языками / Т.Н.Ерчак // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 1. – С. 7–14.

    27. Ерчак, Н.Т. Общительность и усвоение иностранных языков / Н.Т.Ерчак //Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011.– № 1. – С. 7–14.

    28. Зубрилина, И.В. Система работы с одаренными детьми / И.В.Зубрилина //Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 1. – С. 21–24.

    29. Зубрилина, И.В. Использование электронных средств обучения в преподавании иностранных языков / И.В.Зубрилина // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 3. – С. 24–29.

    30. Зуевская, Е.В. Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по немецкому языку (с аудиоприложением) / Е.В.Зуевская, Ю.А.Толстых. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

    31. Иванова, М.Н. Разработка заданий для урока английского языка и внеурочной деятельности на основе интернет-ресурсов на первой ступени обучения / М.Н.Иванова // Веснік адукацыі. – 2012. – № 2. – С. 21–23.

    32. Ивашенко, Е.Н. Урок французского языка на материале песни и клипа Мишеля Сарду и Гару «Река нашего детства» / Е.Н.Ивашенко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 26–29.

    33. Извольская, Н.И. Формирование и развитие умения писать личные письма / Н.И.Извольская // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 40–44.

    34. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 54.

    35. Киреева, Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков учащихся на уроках английского языка / Т.В.Киреева // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 3. – С. 47–52; № 4. – С. 46–49.

    36. Ковальчук, А.Н. Внеклассное мероприятие по немецкому языку «Gehirn Jogging» / А.Н.Ковальчук, А.Д.Расторгуева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 3. – С. 44–49.

    37. Ковальчук, А.Н. Существительные-омонимы и их разграничения / А.Н.Ковальчук // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 4. – С. 42–45.

    38. Коледа, С.М. План-конспект урока английского языка в ІІІ классе по теме «Времена года. Погода» / С.М.Коледа // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 4. – С. 39–45.

    39. Колосовская, И.Г. Проблемно-тематическая организация текстов как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции / И.Г.Колосовская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 19–24.

    40. Колосовская, И.Г. Формирование коммуникативной компетенции в восприятии и понимании устной иноязычной речи на первой ступени общего среднего образования / И.Г.Колосовская // Веснік адукацыі. – 2012. – № 3. – С. 33–36.

    41. Колосовская, И.Г. Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по французскому языку с аудиоприложением / И.Г.Колосовская, А.О.Казючиц. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

    42. Круглова, О.Н. Урок английского языка с использованием компьютера по теме: «I Live in Belarus and I’m Pround of It» / О.Н.Круглова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 21–25.

    43. Куприянчик, Ю.И. Использование медиаазбуки на уроке английского языка на материале темы «Проблемы молодежи» / Ю.И.Куприянчик, Е.А.Мацкевич, Л.М.Назина // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2008. – № 2. – С. 24–29.

    44. Кучугурная, Е.А. Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по испанскому языку (с аудиоприложением) / Е.А.Кучугурная, А.Б.Чиркун. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

    45. Лапицкая, Л.М. Особенности обучения английскому языку в VIII–IX классах учреждений общего среднего образования / Л.М.Лапицкая // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 4. – С. 25–30.

    46. Лапицкая, Л.М. Обучение чтению на начальном этапе на основе учебных пособий «Английский язык. 3 класс» и «Английский язык. 4 класс» / Л.М.Лапицкая // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 3. – С. 30–38.

    47. Мельникова, О.О. Материалы для подготовки к обязательному выпускному экзамену по английскому языку (с аудиоприложением) / О.О.Мельникова, И.А.Малафеева. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013.

    48. Методические рекомендации для учителей по подготовке к обязательному выпускному экзамену по учебному предмету «Иностранный язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 1. – С. 2–6 (проект).

    49. Методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования // Замежныя мовы. – 2013. – № 1. – С. 3–6.

    50. Мильман, Р.Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков / Р.Г.Мильман // Иностранные языки в школе. – 1998. – № 5. – С. 61–66; № 6. – С. 44–48.

    51. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 9–15; № 5. – С. 17–22.

    52. Мирский, А.А. Функционально-коммуникативный подход к изучению немецкой грамматики в средней школе / А.А.Мирский, Т.К.Кохнович // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 15–19.

    53. Молоткова, Ю.В. Психолингвистические основы порождения иероглифического знака / Ю.В.Молоткова // Веснік адукацыі. – 2012. – № 2. – С. 11–13.

    54. Новиков, М.Ю. DVD как средство обучения аудированию / М.Ю.Новиков // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С. 18–21.

    55. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка / О.Н.Опойкова // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8. – С. 39–41.

    56. Павлова, Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов) / Е.А.Павлова // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 6. – С. 33–40.

    57. Пантейкова, Т.П. План-конспект урока английского языка в VI классе по теме «Sights of Belarus» / Т.П.Пантейкова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 1. – С. 53–63.

    58. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.

    59. Пассов, Е.И. Урок ИЯ / Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева. – Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с. – Настольная книга преподавателя иностранного языка.

    60. Пассов, Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования / Е.И.Пассов. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2010. – Кн. 1. – 543 с.

    61. Пониматко, А.П. Об организации учебного процесса по факультативному курсу «Введение в мир иностранного языка» / А.П.Пониматко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 51–53.

    62. Рябцевич, И.А. Организация процесса обучения устноречевому общению на основе использования аутентичных видеоматериалов / И.А.Рябцевич // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 1. – С. 51–53.

    63. Результаты республиканского мониторинга качества общего среднего образования. Мониторинг качества организации образовательного процесса по иностранным языкам // Веснік адукацыі. – 2012. – № 8. – С. 38–43.

    64. Севрюкова, Т.Ю. Просто, удобно, эффективно!: Использование программной оболочки Hot potatoes (версия 6.0.) на уроках английского языка / Т.Ю.Севрюкова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 3. – С. 24–28.

    65. Смирнов, И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма / И.Б.Смирнов // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 5. – С. 11–14.

    66. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 [2] с.

    67. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: АСТ : Астрель, 2008. – 272 с.

    68. Соловьева, О.А. План-конспект факультативного занятия по теме «Konjunktiv» с использованием ЭСО «Немецкий язык. X–XI классы. Лексико-грамматический практикум» / О.А.Соловьева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 29–36.

    69. Солнце, Е.А. Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению иностранного языка / Е.А.Солнце // Веснік адукацыі. – 2012. – № 1. – С. 34–36.

    70. Сысоев, П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования / П.В.Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 9–18.

    71. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В.Сысоев, М.Н.Евстигнеев. – Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с.

    72. Сысоева, Э.Е. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Э.Е.Сысоева // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 5. – С. 6–15.

    73. Федоренко, Л.А. La France vue de l’étranger / Л.А.Федоренко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2013. – № 4. – С. 58–64.

    74. Фрейдлин, Е.Г. Обучение работе с прессой в старших классах лингвистического лицея / Е.Г.Фрейдлин // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 38–43.

    75. Цыдик, Т.С. Интернет как одна из информационных технологий обучения английскому языку / Т.С.Цыдик // Веснік адукацыі. – 2012. – № 1. – С. 22–25.

    76. Чепик, И.В. Ролевое взаимодействие младших школьников в игровом обучении устному иноязычному общению / И.В.Чепик // Веснік адукацыі. – 2012. – № 1. – С. 29–33.

    77. Шахненко, Н.Н. План-конспект урока английского языка в IV классе по теме «Daily Life» / Н.Н.Шахненко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 4. – С. 46–49.

    78. Штепа-Третьяк, Е.В. План-конспект урока английского языка в X классе по теме «Географическое положение Республики Беларусь и страны изучаемого языка» / Е.В.Штепа-Третьяк // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 4. – С. 55–59.

    79. Экзаменационные материалы. Английский язык. Испанский язык. Немецкий язык. Французский язык // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 4. – С. 18–35.

    80. Электронные образовательные ресурсы в помощь классному руководителю // Веснік адукацыі. – 2012. – № 2. – С. 47–50.

    81. Юхнель, Н.В. Дидактические сценарии уроков / Н.В.Юхнель // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 26–36.



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: