страница 1 страница 2
Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых для использования в образовательном процессе на уроках и факультативных занятиях в 2012/2013 учебном году.
Класс
|
Авторы
|
Название
|
Издательство
|
Учебные пособия
|
6
|
Н.Д. Лисов
|
Биология. 6 класс
|
Народная асвета, 2009
|
7
|
В.Н. Тихомиров
и др.
|
Биология. 7 класс
|
Народная асвета, 2010
|
8
|
Л.В. Камлюк,
Е.С. Шалапенок
|
Биология. 8 класс
|
Народная асвета, 2010
|
9
|
М.В. Мащенко,
О.Л. Борисов
|
Биология. 9 класс
|
Народная асвета, 2011
|
10
|
Н.Д. Лисов и др.
|
Биология. 10 класс
|
Народная асвета, 2009
|
11
|
С.С. Маглыш,
А.Е. Каревский
|
Биология. 11 класс
|
Народная асвета, 2010
|
Пособия для учащихся
|
6
|
Н.Д. Лисов, Е.И. Шарапа,
Е.В. Борщевская
|
Рабочая тетрадь по биологии для 6 класса / Рабочы сшытак па біялогіі для 6 класа
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
7
|
Т.В. Хруцкая
|
Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 7 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 7 класа
|
Аверсэв, 2012,
2013
|
7
|
В.Н. Тихомиров, Л.М. Вараксина
|
Рабочая тетрадь по биологии для 7 класса
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
8
|
Н.Д. Лисов,
З.И. Шелег
|
Тетрадь для лабораторных работ по биологии для 8 класса / Сшытак для лабараторных работ па біялогіі для 8 класса
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
8
|
Н.Д. Лисов,
З.И. Шелег
|
Рабочая тетрадь по биологии. 8 класс
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
10
|
Н.Д. Лисов,
З.И. Шелег
|
Рабочая тетрадь по биологии. 10 класс
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
10
|
Н.Д. Лисов,
З.И. Шелег
|
Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 10 класа
|
Аверсэв, 2012, 2013
|
11
|
Т.В. Хруцкая
|
Рабочая тетрадь по биологии.11 класс
|
Аверсэв, 2013
|
11
|
Т.В. Хруцкая
|
Тетрадь для лабораторных и практических работ по биологии для 11 класса / Сшытак для лабараторных і практачных работ па біялогіі для 11 класа
|
Аверсэв, 2013
|
11
|
С.С. Маглыш
|
Тетрадь для практических и лабораторных работ и экскурсий по биологии 11 класс
|
Сэр-Вит, 2013
|
11
|
С.С. Маглыш,
А.Е. Каревский
|
Рабочая тетрадь по биологии. 11 класс
|
Сэр-Вит, 2013
|
Учебно-методические пособия, пособия для учителей
|
6-11
|
И.В. Богачева
|
Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся по биологии
|
Сэр-Вит, 2003
|
6
|
В.А. Рящикова
|
Биология в 6 классе
|
Адукацыя і выхаванне, 2011
|
6-11
|
О.Н. Рогожников,
Н.К. Колян
|
Лабораторные работы по биологии. 6 – 11 классы
|
Зорны верасень, 2009
|
6-11
|
Н.К. Колян,
Т.А. Кучмистова
|
Экскурсии по биологии. 6 – 11 классы
|
Зорны верасень, 2009
|
6-11
|
И.В. Богачева
и др.
|
Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения
|
Сэр-Вит, 2004
|
6
|
С.С. Маглыш
|
Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе
|
Тетра Системс, 2008
|
6-7
|
Н.Н. Крутых,
Е.В. Борщевская
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания
|
Аверсэв, 2013
|
7
|
В.Н. Тихомиров, Е.А. Пилецкая,
Е.П. Поджарова,
С.В. Слинка
|
Биология в 7 классе
|
Адукацыя і выхаванне, 2013
|
7
|
Н.Д. Лисов
|
Тесты по биологии. 7 класс
|
Сэр-Вит, 2002
|
7-8
|
Л.В. Камлюк,
Л.С. Мицкевич
|
Тесты и разноуровневые задания по биологии
|
Юнипресс, 2005
|
7
|
С.С. Маглыш,
Т.Н. Солтан
|
Экологическое воспитание на уроках в 7 классе
|
Тетра Системс, 2006
|
8
|
Е.С. Шалапенок,
Л.В. Камлюк,
Т.А. Байчорова
|
Изучение зоологии в 8 классе
|
Народная асвета, 2006
|
8
|
Т.А. Молибошко,
О.Н. Рогожников
|
Биология в 8 классе
|
Народная асвета, 2012
|
8
|
Е.С. Шалапенок
|
Тесты по биологии. 8 класс
|
Аверсэв, 2008
|
8
|
В.С. Конюшко,
А.А. Лешко,
С.В. Чубаро
|
Мир животных. 1000 задач и тестов
|
Белый ветер, 2001
|
8
|
О.Н. Рогожников,
Л.М. Вараксина
|
Поурочный, тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии.
|
Сэр-Вит, 2004
|
8
|
С.С. Маглыш,
Л.В. Черняк
|
Экологическое воспитание на уроках в 8 классе
|
Тетра Системс, 2006
|
8-9
|
Л.В. Камлюк,
Л.С. Мицкевич
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания
|
Аверсэв, 2013
|
9
|
М.В. Мащенко,
О.Л. Борисов,
О.Н. Рогожников
|
Биология в 9 классе
|
Народная асвета, 2012
|
9
|
О.Н. Рогожников,
М.А. Пекарчик
|
Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс
|
Сэр-Вит, 2005
|
9
|
И.И. Солодовникова Д.Б. Сандаков
|
Тесты по биологии. 9 класс
|
Аверсэв, 2008
|
9
|
С.С.Маглыш,
Л.В. Черняк
|
Экологическое воспитание на уроках в 9 классе
|
Тетра Системс, 2006
|
10
|
С.С. Маглыш,
Л.В. Черняк
|
Экологическое воспитание на уроках в 10 классе
|
Тетра Системс, 2003
|
10
|
Г.А. Писарчик,
А.В. Писарчик
|
Сборник задач по генетике
|
Аверсэв, 2008,
2012
|
10
|
Л.Н. Песецкая
|
Практикум по генетике
|
Сэр-Вит, 2007
|
10
|
Л.Н. Песецкая
|
Тесты и контрольные задания по генетике
|
Сэр-Вит, 2005
|
10
|
Л.Н.Песецкая
|
Сборник задач по генетике
|
Сэр-Вит, 2008
|
10-11
|
С.Г. Дубков,
И.В. Богачева,
И.Р. Клевец,
|
Сборник задач по общей биологии (10-11 класс)
|
Сэр-Вит, 2012
|
10-11
|
Н.В. Иващенко,
М.Л. Дашков,
В.В. Гричик,
М.Ю. Немчинов/
под редакцией В.В. Гричика
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания.
|
Аверсэв, 2013
|
11
|
С.С Маглыш,
И.В. Жидок,
Н.П. Коробова,
А.Е. Каревский
|
Биология в 11 классе
|
Адукацыя і выхаванне, 2013
|
11
|
Н.А. Лемеза
|
Тесты по биологии
|
Юнипресс, 2004
|
11
|
О.И. Левэ,
В.П. Андреев
|
Биология. Подготовка к тестированию
|
Сэр-Вит, 2005
|
11
|
О.И. Левэ,
В.П. Андреев
|
Открытые тесты по биологии
|
Сэр-Вит, 2006
|
11
|
С.С. Маглыш,
Л.В. Черняк
|
Экологическое воспитание на уроках в 11 классе
|
Тетра Системс, 2006
|
7-11
|
В.А. Цинкевич
|
Олимпиады по биологии
|
Аверсэв, 2009
|
2.5. Электронные средства обучения.
Наименование ЭСО
|
Разработчик, год разработки
|
Человек и его здоровье
|
МедиуМ, 2005
|
Биология. Генетика
|
БГУ, 2008
|
ПМК «Подготовка к централизованному тестированию по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»
|
БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005
|
Зоология. 8 класс
|
ИНИС-СОФТ, 2011
|
IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Деление класса на группы.
Деление класса на группы при изучении учебного предмета «Биология» осуществляется в соответствии с пунктами 54 и 57 Положения об учреждении общего среднего образования.
4.2. Правила по охране труда при организации образовательного процесса.
Обращаем внимание, что правила по охране труда для кабинетов (лабораторий) биологии учреждений общего среднего образования устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, экскурсий, научно-исследовательских работ, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждениях образования по обеспечению безопасного проведения занятий.
Учитель составляет перечень лабораторного оборудования для проведения биологического эксперимента. Перечень и количество оборудования должны соответствовать нормам, указанным в перечне средств обучения, учебного оборудования для учреждений общего среднего образования из расчета на один класс-комплект (25 человек) в параллели (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования» (Сборник нормативных документов № 7 2009 г).
В каждом кабинете биологии должны быть:
- инструкции по охране труда при работе в кабинете (лаборатории) биологии;
- инструкции по охране труда во время экскурсий;
- инструкции по охране труда во время работы на учебно-опытном участке (при наличии учебно-опытного участка);
- средства индивидуальной защиты;
- аптечки первой медицинской помощи;
- первичные средства пожаротушения.
На первом уроке в новом учебном году и первом уроке во втором полугодии во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете (лаборатории) биологии и проведении лабораторных и практических работ. В графе «Что пройдено на уроке» перед основной темой урока учитель делает запись «Инструктаж по охране труда. (ИОТ)».
Перед началом выполнения лабораторной или практической работы, экскурсии, экспериментального исследования необходимо провести обучение безопасным приемам их проведения с одновременной записью в классном журнале.
V. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Текущая и промежуточная аттестация.
При освоении содержания образовательных программ общего среднего образования учащиеся проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Количество контрольных работ указаны в Метадычных рэкамендацыях па фармираванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сэрэдняй адукацыі, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 02.05.2013.
Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя и должны носить стимулирующий характер.
5.2. Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится по завершении:
- учебного года (выражается в выставлении отметок за год с учетом результатов промежуточной аттестации);
- обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (выражается в выставлении итоговой отметки по учебному предмету «Биология», если проводится выпускной экзамен по выбору, с учетом годовой и экзаменационной отметок).
Выпускной экзамен для учащихся XI по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в 2013/2014 учебном году будет проводиться по Билетам для проведения выпускных экзаменов по выбору учащихся за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Сообщаем, что в 2013/2014 учебном году традиционно будут проводиться:
- республиканская олимпиада по учебному предмету «Биология»;
- республиканский конкурс исследовательских работ (конференция) учащихся по учебному предмету «Биология».
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ
При планировании методической работы с учителями биологии в 2013/2014 учебном году следует учитывать требования нормативных правовых актов, актуальные вопросы развития предметного образования, интересы и запросы педагогов, их профессиональные умения и навыки, выявленные в ходе диагностики, рекомендации по результатам республиканского мониторинга. В настоящее время в методической работе актуальны вопросы повышения профессионального мастерства учителей, подготовки их к аттестации и квалификационному экзамену.
Для работы всех методических формирований учителей биологии района предлагаем единую тему «Совершенствование образовательного процесса по биологии через повышение профессионального мастерства педагогов».
Основными задачами методической деятельности с педагогами на 2013/2014 учебный год являются:
- актуализация и углубление предметных знаний педагогов,
- совершенствование педагогической техники учителя,
- подготовка педагогов к аттестации.
На августовских предметных секциях учителей биологии предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по биологии в 2013/2014 учебном году. Учебно-методические комплексы по биологии, электронные образовательные ресурсы, новые издания для педагогов и учащихся;
- организация изучения биологии на повышенном уровне в 10 классах учреждений общего среднего образования в составе классов химико-биологического направления и в составе профильных групп;
- тенденции развития биологического образования в учреждениях общего среднего образования района, актуальные проблемы и пути их решения. Результаты мониторинга учебного процесса, экзаменов, контрольных срезов, смотров, выступлений учащихся на интеллектуальных и творческих конкурсах;
-организация работы методической сети учителей биологии в 2013/2014 учебном году: планирование работы районных методических объединений и других методических формирований, согласование тематики и сроков подготовки материалов.
В течение года рекомендуется провести 4 заседания методического объединения учителей биологии, организовать работу других методических формирований: творческих и проблемных групп, школ совершенствования педагогического мастерства, передового педагогического опыта и молодых педагогов.
Для учителей, проходящих аттестацию в текущем учебном году, предлагаем провести обучающие семинары по следующим темам:
-роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога (для учителей без категории и второй квалификационной категории);
-обобщение, описание и представление опыта собственной педагогической деятельности (для учителей первой и высшей квалификационных категорий).
Рекомендуемые темы для работы методических формирований учителей биологии на 2013/2014 учебный год:
1. Моделирование современного урока биологии на основе сочетания объяснительно-иллюстративных, эвристических методов обучения и самостоятельной работы учащихся, применения исследовательского подхода и проблемного изложения материала.
2. Особенности проектирования и проведения различных типов уроков: а) урок изучения нового материала; б) урок применения знаний, умений; в) урок обобщения и систематизации знаний и умений; г) урок контроля.
3. Рефлексия педагогической деятельности учителя биологии: анализ и самоанализ урока.
4. Организация взаимодействия учащихся на уроках биологии, реализация задач личностного развития.
5. Использование передового педагогического опыта в преподавании биологии.
6. Представление эффективного опыта преподавания тем: «Основы наследственности и изменчивости», «Внутренняя среда организма», «Сердечно-сосудистая система», «Химические компоненты живых организмов», «Обмен веществ и превращение энергии в организме».
7. Содержание и методика изучения темы «Строение и жизнедеятельность клеток» в 7 и в 10 классах.
8. Изучение вопросов размножения и развития растений различных отделов в 7 классе. Принципы отбора содержания при подготовке учителя к уроку по биологии.
9. Изучение сравнительной характеристики основных типов беспозвоночных и основных классов позвоночных животных в курсе биологии 8 класса.
10. Развитие специальных биологических умений учащихся: сравнения, характеристики биологических объектов, процессов, доказательства, происхождения, установления взаимосвязи структуры и функции, определения приспособленности организмов к условиям окружающей среды, обоснования правил, приемов, норм.
На сайте ГУО «Академия последипломного образования» размещены подробные рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями биологии в текущем учебном году, тематика семинаров и повышения квалификации: www. аcademy.edu.by. Там же учителя могут найти материалы для подготовки к квалификационному экзамену: программу, образцы билетов, требования к описанию опыта.
страница 1 страница 2
|