страница 1 страница 2
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
В.А. Будкевич
«24» мая 2013 г.
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета «Биология»
в 2013/2014 учебном году»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важнейшими задачами биологического образования являются:
-формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии, взаимосвязи и взаимовлиянии живых организмов, об общих закономерностях развития живой материи;
-усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
-усвоение учащимися знаний о структуре, фукционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
-приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
-воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у учащихся экологического стиля мышления, выработка бережного отношения к природе, отношения к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека.
II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.
3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.
4. Санитарные нормы и правила ”Требования для учреждений общего среднего образования“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.
5. Правила по охране труда для кабинетов (лабораторий) биологии общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Беларусь, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 05.02.1998 № 47.
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебному предмету «Биология»
1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования.
1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2011 № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.).
На изучение учебного предмета «Биология» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:
Вид учреждения общего среднего образования
|
Количество учебных часов в учебную неделю по классам
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
XI
|
базовая школа
базовая школа-колледж искусств
|
1
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
средняя школа
специализированный лицей
суворовское училище
кадетское училище
санаторная школа-интернат
средняя школа-колледж искусств
гимназия-колледж искусств
средняя школа-училище олимпийского резерва
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
гимназия
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2 (4 – для химико- биологического направления)
|
2 (3 – для химико-биологического направления)
|
лицей
|
|
|
–
|
–
|
2 (4 – для химико- биологического направления)
|
2 (3 – для химико- биологического направления)
|
Типовым учебным планом вечерней школы на изучение учебного предмета «Биология» отводится в учебную неделю:
в X классе 2 учебных часа; в XI классе 1 учебный час; в XII классе 1 учебный час.
1.2. Учебные программы.
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Биология. VI–XI классы Минск: НИО, 2012.
В учебной программе по биологии для учреждений общего среднего образования выделяются разделы: «Обязательное содержание образования», «Основные требования к результатам обучения учащихся».
В разделе «Обязательное содержание образования» указан объем учебного материала, предназначенного для обязательного изучения, который распределен по учебным темам. В программе учебные темы распределены по годам обучения, для каждой темы определены вопросы, подлежащие изучению, время на их изучение, демонстрации для проведения на уроках, демонстрационные опыты, лабораторные работы, практические работы, экскурсии. В практических работах для X - XI классов приведены типы биологических задач.
Для каждого года обучения приведен раздел «Основные требования к результатам обучения учащихся», составленный в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Количество учебных часов, отводимое учебной программой на изучение темы, носит рекомендательный характер. При необходимости учитель может увеличить или уменьшить количество часов на изучение темы.
Предусмотренные учебной программой резервные часы могут быть использованы для увеличения количества часов на изучение теоретических вопросов, проведения биологического эксперимента, решения задач.
2. Учебно-методическая документация.
2.1. Календарно-тематическое планирование.
В помощь учителю разработано календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Биология», в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать данное планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение темы, вносить в планирование изменения с учетом особенностей конкретного класса.
- Примерное календарно-тематическое планирование «Биология. VI -XI классы». – Минск: НИО, Аверсэв, 2012.
- Примерное календарно-тематическое планирование «Биология.
VI-XI классы» // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4, 5.
- Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала по учебному предмету «Биология», изучаемом на повышенном уровне (химико-биологическое направление) «Биология». X–XI классы» (размещено на сайте Национального института образования www.adu.by).
- Примерное календарно-тематическое планирование по биологии для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), X–XI классы // Біялогія: праблемы выкладання. – 2010. – № 4, 5.
- Примерное календарно-тематическое планирование для лицеев и гимназий (химико-биологическое направление), «Биология, X–XI классы». – Минск: НИО, Аверсэв, 2012.
Обращаем внимание, что с 2013/2014 учебного года в соответствии с Методическими рекомендациями по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе, утвержденными Министром образования Республики Беларусь от 29.03.2013 № И-06-19/28, по желанию законных представителей учащихся и решению учредителя учреждения образования возможно изучение учебного предмета «Биология» на повышенном уровне в X классе в объеме 4 учебных часов (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь, напечатаны в Настаўніцкай газеце 04.04.2013).
Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната и лицея на изучение учебного предмета «Биология» в X-XI классах химико-биологического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определенных учебной программой (решение задач, отработку биологического эксперимента).
Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала по учебному предмету «Биология» в X классе на повышенном уровне обучения
№ п/п
|
Тема
|
Изучение на базовом уровне 2 ч в неделю (70 ч)
|
Изучение на повышенном уровне 4 ч в неделю (140 ч)
|
Название тем, на изучение которых рекомендуется распределить дополнительные часы
|
1.
|
Введение
|
1
|
1
|
|
2.
|
Химические компоненты живых организмов
|
10
|
20
|
2.1. Неорганические вещества -1ч.
2.2. Органические вещества
2.2.1. Белки
Уровни организации белковой молекулы -1 ч.
Практическая работа № 1 «Решение задач на строение и свойства белков» - 1ч.
2.2.2. Углеводы
Полисахариды -1 ч
Практическая работа № 1 «Решение задач на строение и свойства углеводов» - 1ч.
2.2.3. Липиды
Практическая работа № 1 «Решение задач на строение и свойства липидов» - 1 ч.
2.2.4. Нуклеиновые кислоты
Строение молекул РНК - 1 ч
2.2.5. АТФ. Биологически активные вещества -1ч.
2.2.6. Обобщене и систематизация знанаий по теме «Химические компоненты живых организмов» - 1 ч.
2.2.7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические компоненты живых организмов» - 1 ч.
|
3.
|
Клетка - структурная и функциональная единица живых оранизмов
|
15
|
26
|
3.1. Методы изучения клетки -1ч.
3.2. Общий план строения клетки. Цитоплазматическая мембрана - 2 ч.
3.3. Гиалоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Рибосомы. - 1 ч.
3.4. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. - 1 ч.
3.5. Митохондрии. Пластиды. -1 ч.
3.6. Ядро -1 ч.
3.7. Практическая работа № 2 «Решение задач на репликацию ДНК» - 1 ч.
3.8. Митоз. Амитоз. Простое бинарное деление -1ч.
3.9. Сходство и различие между митозом и амитозом -1 ч
3.10. Обобщение и систематизация знаний по теме «Клетка – структурная и функциональная единица живых оранизмов» - 1 ч.
|
4.
|
Обмен веществ и превращение энергии в организме
|
7
|
14
|
4.1. Энергетический обмен - 1 ч.
4.2. Практическая работа № 3 «Решение задач на энергетический и пластический обмен» - 1 ч.
4.3. Фотосинтез - 1 ч.
4.4. Реализация наследственной информации – синтез белка на рибосомах. Транскрипция. - 1ч.
4.5. Практическая работа № 4 «Решение задач на транскрипцию и трансляцию» - 1 ч.
4.6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Обмен веществ и превращение энергии в организме» - 2 ч.
|
5.
|
Структурная организация и регуляция функций живых организмов
|
8
|
14
|
5.1. Ткани и органы растений - 2 ч.
5.2. Ткани и ситемы органов животных - 1 ч.
5.3. Регуляция жизненных функций организма - 2 ч.
5.4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Структурная организация и регуляция функций живых организмов » - 1ч.
|
6.
|
Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
6
|
12
|
6.1. Половое размножение. Образование половых клеток - 1 ч.
6.2. Образование гамет и двойное оплодотворение у цветковых растений - 1 ч.
6.3. Онтогенез. Эмбриональное развитие животных. - 1ч.
6.4. Постэмбриональное развитие. Онтогенез человека – 2 ч.
6.5. Обобщение и систематизация знанаий по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 1 ч.
|
7.
|
Наследственность и изменчивость организмов
|
15
|
29
|
7.1. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г.Менделя. - 2 ч.
7.2. Практические работы №№ 5-6 «Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание» - 2 ч.
7.3. Практическая работа «Решение задач не неполное доминирование и кодоминирование» -1ч.
7.4. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование -1 ч.
7.5. Практическая работа № 7 «Решение задач на сцепление генов и кроссинговер» - 1 ч.
7.6. Генетика пола - 1 ч.
7.7. Практическая работа № 8 «Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом» -1ч.
7.8. Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой» - 1 ч.
7.9. Генотипическая изменчивость - 1 ч.
7.10 Наследственные болезни человека - 2 ч.
7.11. Обобщение и систематизация знантий по теме «Наследственность и изменчивость организмов» - 1ч.
|
8.
|
Селекция и биотехнология
|
5
|
12
|
8.1. Селекция, ее задачи и основные направления. Методы селекции - 1 ч.
8.2. Достижения современной селекции - 1 ч.
8.3. Оснвные направления биотехнологии - 1 ч.
8.4. Достижения генетической инженерии в растениеводстве - 1ч.
8.5. Генетическая инженерия и биобезопасность - 1 ч.
8.6. Обобщение и систематизация знаний по теме «Селекция и биотехнология» - 1 ч.
8.7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Селекция и биотехнология» - 1 ч.
|
9.
|
Повторение и обобщение знаний
|
|
4
|
Повторение и обобщение материала, изученного в 10 классе
|
10.
|
Резервное время
|
3
|
8
|
|
2.2. Учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий.
Для удовлетворения индивидуальных познавательных запросов учащихся в области биологии, развития интереса, накопления опыта творческой деятельности и более полного усвоения материала учебной программы по учебному предмету «Биология» разработаны учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий, которые включают учебную программу, дидактические материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей по организации и проведению факультативных занятий.
VII класс
1. Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В. Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
2. Пособие для учащихся «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В. Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
3. Пособие для учителей «Мир культурных растений» для VII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора Е.В. Борщевской (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
VIII класс
1. Программа факультативных занятий «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
2. Пособие для учащихся «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
3. Пособие для учителей «Занимательный мир животных» для VIII класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
VII-VIII классы
1. Программа факультативных занятий «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика, И.В. Богачевой. Программа напечатана в сборнике Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению (Минск: НИО, 2009).
2. Пособие для учащихся «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика и др. (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009).
3. Пособие для учителей «Дикая природа Беларуси» для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов В.В. Гричика, И.В. Богачевой, И.Р. Клевец (Минск: Экоперспектива, 2009).
IX класс
1. Программа факультативных занятий «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н. Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
2. Пособие для учащихся «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н. Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
3. Пособие для учителей «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения автора О.Н. Рогожникова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
X класс
1. Программа факультативных занятий «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г. Песнякевича, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010).
2. Пособие для учащихся «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г. Песнякевича, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011).
3. Пособие для учителей «Введение в биотехнологию» для X класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения авторов А.Г. Песнякевича, М.Ю. Немчинова (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011).
В 2012 году утверждена учебная программа факультативных занятий:
- «Обобщающий факультативный курс по биологии для X - XI классов» для учреждений общего среднего образования (www.adu.by).
Для проведения факультативных занятий можно использовать также следующие программы факультативных занятий:
- «Мир культурных растений» для VII класса (автор Е.В. Борщевская);
- «Занимательный мир животных» для VIII класса (авторы В.В. Гричик, М.Ю. Немчинов);
- «Дикая природа Беларуси» для VII - VIII классов (авторы В.В. Гричик, И.В. Богачева, И.Р. Клевец);
- «Физиологические и гигиенические аспекты здоровья человека» для IX класса (автор О.Н. Рогожников);
- «Введение в биотехнологию» для X класса (авторы А.Г. Песнякевич, М.Ю. Немчинов);
- «Экология человека и эволюция биосферы» для XI класса (автор И.Р. Клевец).
Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов и программ поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к учебному предмету «Биология», формировать практические умения, а также подготовить учащихся к продолжению образования в учреждениях высшего образования.
Кроме того, рекомендуем использовать перечень учебных программ факультативных занятий, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь и опубликованных в сборнике «Программы факультативных занятий для общеобразовательных учреждений по естественно-математическому направлению». (Минск: НИО, 2009), а также размещенных на сайте Национального института образования (www.adu.by). Напоминаем, что вышеназванные учебно-методические комплексы изданы и имеются в книжной торговой сети, а также должны быть в каждой библиотеке учреждения общего среднего образования.
2.3. Контрольно-измерительные материалы.
По учебному предмету «Биология» изданы и рекомендуются контрольно-измерительные материалы:
6-11
|
И.В. Богачева
и др.
|
Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения
|
Сэр-Вит, 2004
|
6-7
|
Н.Н. Крутых,
Е.В. Борщевская
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания
|
Аверсэв, 2013
|
7
|
Н.Д. Лисов
|
Тесты по биологии. 7 класс
|
Сэр-Вит, 2002
|
7-8
|
Л.В. Камлюк, Л.С. Мицкевич
|
Тесты и разноуровневые задания по биологии
|
Юнипресс, 2005
|
8
|
Е.С. Шалапенок
|
Тесты по биологии. 8 класс
|
Аверсэв, 2008
|
8
|
О.Н. Рогожников,
Л.М. Вараксина
|
Поурочный, тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии.
|
Сэр-Вит, 2004
|
8-9
|
Л.В. Камлюк,
Л.С. Мицкевич
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания
|
Аверсэв, 2013
|
9
|
О.Н. Рогожников,
М.А. Пекарчик
|
Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс
|
Сэр-Вит, 2005
|
9
|
И.И. Солодовникова Д.Б. Сандаков
|
Тесты по биологии. 9 класс
|
Аверсэв, 2008
|
10
|
Г.А. Писарчик,
А.В. Писарчик
|
Сборник задач по генетике
|
Аверсэв, 2008,
2012
|
10
|
Л.Н. Песецкая
|
Практикум по генетике
|
Сэр-Вит, 2007
|
10
|
Л.Н. Песецкая
|
Тесты и контрольные задания по генетике
|
Сэр-Вит, 2005
|
10
|
Л.Н. Песецкая
|
Сборник задач по генетике
|
Сэр-Вит, 2008
|
10-11
|
С.Г. Дубков,
И.В. Богачева,
И.Р. Клевец,
|
Сборник задач по общей биологии (10-11 класс)
|
Сэр-Вит, 2012
|
10-11
|
Н.В. Иващенко,
М.Л. Дашков,
В.В. Гричик,
М.Ю. Немчинов/
под редакцией В.В. Гричика
|
Контрольно-измерительные материалы. Биология. Контрольные и самостоятельные работы. Тестовые задания.
|
Аверсэв, 2013
|
11
|
Н.А. Лемеза
|
Тесты по биологии
|
Юнипресс, 2004
|
11
|
О.И. Левэ,
В.П. Андреев
|
Открытые тесты по биологии
|
Сэр-Вит, 2006
|
7-11
|
В.А. Цинкевич
|
Олимпиады по биологии
|
Аверсэв, 2009
|
2.4. Учебно-методические издания.
страница 1 страница 2
|