Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

__________В.В.Якжик

 

Инструктивно-методическое письмо



«Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»

Содержание



Введение

1.Нормативное правовое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

2. Упорядочение программно-планирующей документации воспитания.

3.Управление процессом воспитания.

4.Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в новом учебном году:

совершенствование гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе государственной идеологии;

расширение взаимодействия семьи и школы;

формирование у учащихся культуры безопасной жизнедеятельности;

новые подходы, формы и методы идеологической и воспитательной работы.

Заключение  

 

Развитие системы воспитания детей и учащейся молодежи осуществляется в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, положениями, вступающего в силу с 1 сентября 2011 года, Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), Концепции[1] и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.



Одним из основных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с Кодексом является обеспечение деятельности учреждений образования по воспитанию обучающихся, в том числе по формированию у детей и учащейся молодежи гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия, духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни.

Министерство образования Республики Беларусь, региональные органы управления образованием, учреждения общего среднего образования реализуют в идеологическом воспитании системный подход, основанный на принципах непрерывности и преемственности, межведомственном сотрудничестве. Открытость и вариативность воспитательных систем, их личностно-ориентированная направленность, гуманизация образовательного процесса являются характерными отличительными чертами современной системы воспитания.



1. Нормативное правовое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования

В 2011/2012 учебном году педагогические коллективы учреждений общего среднего образования будут работать в соответствии с новой нормативной правовой


базой в сфере воспитания, разработанной на основе положений Кодекса. Необходимость ее обновления потребовала тщательного анализа проделанной за прошедший период работы, выявления актуальных проблем и эффективных стратегий их решения, определения перспективных путей дальнейшего развития системы идеологической и воспитательной работы учреждений общего среднего образования.

Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений в организации работы.

Кодекс – нормативная основа для осуществления в учреждениях общего среднего образования не только учебной, но и воспитательной деятельности. В данном документе закреплена сложившаяся на практике система воспитания, установлены меры социальной защиты обучающихся, регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. В течение 2011/2012 учебного года будет проводиться анализ практики применения требований и положений Кодекса по вопросам воспитания с последующим внесением предложений по совершенствованию нормативной правовой базы.

Согласно статье 1 Кодекса воспитание – это целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

В соответствии со статьей 18 Кодекса:



Цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачи воспитания: формирование у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Основные составляющие воспитания: гражданско-патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое воспитание, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, культуры быта и досуга.

Основные требования к организации воспитательной работы: соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

 

Вопросы воспитания нашли отражение в таких важнейших государственных программах, как:



Государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010- 2012 годы;

Государственная программа по противодействию торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным действиям на 2011-2013 годы;

Государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы;

Комплексная программа борьбы против табака в Республике Беларусь на


2011-2015 годы;

Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы;

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на
2011- 2014 годы и др.

2. Программно-планирующая документация воспитания

Статьей 95 Кодекса определен перечень программно-планирующей документация воспитания. До 1 сентября 2011 года учреждениям общего среднего образования, согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 «О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования», следует привести в соответствие с требованиями Кодекса программно-планирующую документацию по вопросам воспитания.

При организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования следует руководствоваться следующей программно-планирующей документацией:



Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи определяет содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию обучающихся. Концепция разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи - основной документ, раскрывающий цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях, закрепляющий приоритеты воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь. Данная программа разрабатывается сроком на пять лет, утверждается Министерством образования Республики Беларусь и определяет основные направления воспитания обучающихся и мероприятия на 2011-2015 годы. Особое внимание в содержании программы уделено гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в системе образования Республики Беларусь. Для повышения эффективности проводимой работы с учетом положений Программы важно обеспечить органичное включение обучающихся в учебную, внеучебную и досуговую деятельность, усиление идеологического содержания всех проводимых мероприятий.

Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Программа воспитания учреждения общего среднего образования разрабатывается в учреждении образования сроком на пять лет на основе Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, областной, районной (городской) Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи и определяет цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся и утверждается руководителем учреждения образования.

План идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования разрабатывается на текущий учебный год на основе Программы воспитания учреждения общего среднего образования и определяет мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, сроки, место их проведения, участников, а также лиц, ответственных за их проведение, и является разделом годового плана учреждения общего среднего образования[2].

Особое внимание в Кодексе уделено реализации программ воспитания. Согласно статье 283 Кодекса «программа воспитания — документ, который, как правило, определяет цели, задачи, формы и методы работы с воспитанниками с учетом их особенностей, потребностей и интересов».

В учреждениях общего среднего образования могут реализовываться:

Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, определяет цели, задачи, формы и методы работы с обучающимися, нуждающимися в оздоровлении, и направлена на укрепление их здоровья, в том числе формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения.

Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, определяет цели, задачи, формы и методы работы по воспитанию и защите прав и законных интересов обучающихся, находящихся в социально опасном положении, и направлена на социальную реабилитацию обучающихся, находящихся в социально опасном положении, обеспечение защиты их прав и законных интересов.

Программы воспитания разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. На основе данных программ в учреждении образования разрабатываются соответствующие планы воспитательной работы, которые являются составной частью раздела годового плана идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.



Индивидуальный план защиты прав и законных интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, предусматривает систему межведомственных мероприятий, направленных на ресоциализацию несовершеннолетнего. Индивидуальный план защиты прав и   законных интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, разрабатывается и утверждается в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В образовательно-оздоровительных центрах реализуется Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в  учебной и общественной работе, которая определяет цели, задачи, формы и  методы работы с данной категорией учащихся и направлена на обеспечение условий для активизации их созидательной деятельности и самореализации, а также на развитие коммуникативных, организаторских и иных способностей в период оздоровления.

В новом учебном году Министерство образования рекомендует шире использовать воспитательный потенциал факультативных занятий гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Перечень программ факультативных занятий, а также пособий по организации идеологической и воспитательной работы размещен в приложении 1 к данному инструктивно-методическому письму, а также на сайте Министерства образования (www.minedu.unibel.by).

Согласно Кодексу в учреждениях общего среднего образования могут реализовываться образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи по следующим профилям: техническому; спортивно-техническому; туристско-краеведческому; эколого-биологическому; физкультурно-спортивному; художественному; социально-экономическому; социально-педагогическому; культурно-досуговому; военно-патриотическому; естественно-математическому; общественно-гуманитарному и др. Профили образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи включают в себя направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях общего среднего образования  может осуществляться в объединениях по интересам или индивидуально. В соответствии с Кодексом каждое учреждение общего среднего образования имеет право разрабатывать образовательные программы объединений по интересам на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи. Перечень образовательных программ объединений по интересам размещен в приложении 2 к данному инструктивно-методическому письму.

Объединение по интересам создается в учреждении общего среднего образования из числа обучающихся на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом обучающихся.

Программа объединения по интересам определяет цели и задачи изучения содержания образовательных областей соответствующего направления деятельности, уровни их изучения, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 обучающихся; второго и последующих годов обучения  не менее 8 обучающихся. При обучении лиц в возрасте от двух до шести лет наполняемость объединения по интересам составляет от 8 до 10 обучающихся. Учредитель учреждения образования, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, может устанавливать меньшую наполняемость объединения по интересам. В случаях, предусмотренных учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, объединения по интересам могут делиться на подгруппы.

На основании решения руководителя учреждения общего среднего образования, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в соответствии с индивидуальной программой дополнительного образования детей и молодежи, образовательный процесс может осуществляться индивидуально.



Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи направлена на одаренных обучающихся, обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также обучающихся, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия. Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи разрабатывается на основе типовых программ дополнительного образования детей и молодежи или типовых учебных планов детских школ искусств, типовых учебных программ детских школ искусств учреждением образования, реализующим образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются его руководителем.

Программа объединений по интересам соответствующего направления деятельности утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Программа объединений по интересам соответствующего направления деятельности утверждается руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи[3].

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи апробируется в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность. Экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Для каждой ступени основного образования образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи предлагают свой содержательный модуль, исходя из особенностей развития личности с учетом возрастных особенностей.

В связи с принятием Кодекса в нормативные акты внесены изменения, в частности в «Квалификационный справочник должностных служащих, занятых в образовании» вместо должности «руководитель кружка» введена должность «педагог дополнительного образования».

Каждое учреждение общего среднего образования может самостоятельно разработать подходящую для него организационно-управленческую модель документального сопровождения воспитательного процесса.

Местным исполнительным и распорядительным органам, руководителям органов управления образованием недопустимо на уровне области, района (города) разрабатывать и предъявлять к исполнению нерегламентированные нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь требования к ведению планирующей и учетно-отчетной документации по организации идеологической и воспитательной работы.

 

3. Управление процессом воспитания

Изменения, вносимые Кодексом в сферу воспитания, предполагают совершенствование целостной системы, стратегии управления организацией идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Разработка и реализация соответствующего алгоритма управленческих действий даст возможность реализовать воспитательный, инновационный, творческий потенциал системы образования в новых условиях, включить все субъекты воспитания в организационную модель управления процессом воспитания в учреждении общего среднего образования.

Важную роль в управлении процессом воспитания учащихся в учреждении общего среднего образования играют руководитель и заместитель руководителя по воспитательной работе.



Руководитель учреждения образования должен обеспечить высокий уровень планирования, организации и контроля, несет персональную ответственность за организацию идеологической и воспитательной работы в учреждении общего среднего образования

Важная задача руководителя учреждения общего среднего образования состоит в создании позитивного психологического микроклимата, творческой обстановки в коллективе, проявлении не только максимума требований, но и должного внимания ко всем аспектам организации идеологической и воспитательной работы.



Заместитель руководителя по воспитательной работе обеспечивает организацию идеологической и воспитательной работы с обучающимися; координирует деятельность педагогических работников по выполнению Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, программ воспитания и обеспечивает их полное и качественное выполнение. На особом контроле у заместителя руководителя по воспитательной работе должно быть обеспечение качества воспитания обучающихся: уровень включенности во внеурочные занятия, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, досуговую деятельность; деятельность органов ученического самоуправления; состояние и охрана здоровья, их физическое развитие; педагогическая поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений; организация и состояние взаимодействия с родителями и общественностью, внешкольными учреждениями и др.

Важную роль в управлении воспитательным процессом играет педагогический работник, выполняющий обязанности классного руководителя. Классный руководитель несет ответственность за идеологическую и воспитательную работу в классном коллективе, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития личности каждого

обучающегося, раскрытия его потенциальных способностей, защиты прав и законных интересов.

Сегодня остается актуальной проблемой использование классными руководителями инновационных форм, приемов и методов воспитания обучающихся. Требует совершенствования и содержание организационно-воспитательной работы классных руководителей. В новом учебном году будут обновлены с учетом современных подходов методические рекомендации Министерства образования «Планирование воспитательной работы в классе и ее учет», являющиеся важным документом по организации работы классных руководителей.

Деятельность учреждений общего среднего образования по воспитанию обучающихся предполагает не только постановку цели и ее достижение, но и управление этим процессом через систему контроля (текущего, итогового, прогнозирующего и т.д.), анализ ее эффективности, систему обратной связи. В новом учебном году необходимо совершенствовать механизмы управления, структуру и содержание воспитательного процесса, уделив особое внимание данным аспектам деятельности. Следует продолжить практику проведения мониторинга оценки качества воспитания с целью определения эффективности работы с конкретным обучающимся. На основании Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования выставляется оценка поведения обучающихся. Оценка поведения обучающегося учреждений общего среднего образования представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения обучающихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы, отражает поведение обучающегося в соответствии с критериями и показателями оценки поведения обучающихся учреждений общего среднего образования.

В новом учебном году в учреждениях образования целесообразно запланировать рассмотрение на заседаниях педагогических советов вопросов организации идеологической и воспитательной работы, анализа ее эффективности.

XV республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта будет проводиться в 2013 году. В новом учебном году проведение республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта запланировано по уровням образования. Организаторами выставок являются Национальный центр художественного творчества детей и молодежи, Академия последипломного образования, Национальный институт образования, Республиканский институт профессионального образования, Республиканский институт высшей школы, которые определяют их тематику, место и время проведения. Подробная информация о проведении данных выставок будет сообщена дополнительно.

4. Актуальные направления идеологической и воспитательной работы в новом учебном году

Формирование у учащихся информационной культуры 

В учреждениях общего среднего образования созданы и работают информационно-пропагандистские группы, составлены и реализуются планы работы этих групп на год, регулярно проводится единый день информирования, функционируют сайты учреждений общего среднего образования. Создана система подготовки и проведения информационных часов. В фойе учреждений общего среднего образования, в учебных кабинетах должна быть размещена государственная символика, информационные стенды («Вести детских и молодежных общественных объединений», «Я и закон», «Охрана детства», «Калейдоскоп школьных дел», «Для вас, родители», «Ганаруся табой, Беларусь», «Наши достижения», «Здоровый образ жизни», «Уголок профориентации», «Для вас, выпускники» и др.).

С июля 2011 года журналы «Пазашкольнае выхаванне» и «Праблемы выхавання» объеденились в новое издание «Выхаванне і дадаткавая адукацыя». На страницах журнала будут представлены новые подходы к воспитанию обучающихся, инновационные формы и методы идеологической и воспитательной работы, материалы из опыта работы педагогов-практиков, методические разработки и др. Журнал адресован заместителям руководителя по воспитательной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, классным руководителям, педагогам-организаторам, методистам, организаторам детского и молодежного движения, педагогам дополнительного образования детей и молодежи, другим категориям педагогических работников. Рекомендуем подписаться на журнал учреждениям общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи, педагогическим работникам (подписной индекс для коллективных подписчиков 750422, для индивидуальных подписчиков – 75042).

Характерная особенность работы учреждений общего среднего образования в современных условиях – использование инновационных методов информационно-пропагандистской работы. Активное внедрение информационных технологий является одним из важнейших инструментов воздействия на мировоззрение человека, методов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок обучающихся.

Информация – специфический и влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала одним из основных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами. Поэтому важнейшая задача учреждений общего среднего образования – сформировать у обучающихся устойчивые мировоззренческие взгляды, выступающие нормативными и культурно-ценностными критериями отбора и усвоения информации.

Практически все учреждения общего среднего образования создали и развивают свои интернет-сайты. Наличие в учреждениях общего среднего образования развитой системы средств массовой коммуникации (малотиражные газеты, телестудии, радио, интернет-сайта и т.д.) предоставляет обучающимся широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффективного формирования информационной культуры. В то же время, на практике далеко не все учреждения общего среднего образования используют преимущества школьных СМИ для формирования у обучающихся умения эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении.

В новом учебном году в целях формирования у обучающихся информационной культуры, развития самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, приобретения позитивного опыта работы с печатными и электронными СМИ, актуальными задачами являются: активизация деятельности по подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе; обучение основам психологической защиты от деструктивного влияния отдельных масс-медиа.

Необходимо более широко вовлекать в идеологическую и воспитательную работу с обучающимися работников библиотек, преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Социально-педагогической и психологической службе учреждений образования следует активизировать работу по созданию и совершенствованию собственных страничек на сайтах школ, включая консультирование обучающихся, родителей, размещение популярных и полезных психолого-педагогических материалов.

В новом учебном году следует продолжить работу по созданию, функционированию, систематическому обновлению интернет-сайтов учреждений образования с использованием Интернет-ресурсов национального сегмента сети Интернет, регулярному проведению анализа посещаемости сети Интернет обучающимися и педагогическими работниками.

Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на основе государственной идеологии.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства. В новом учебном году учреждениям общего среднего образования необходимо совершенствовать работу по патриотическому воспитанию обучающихся. Для этого целесообразно запланировать участие в мероприятиях третьего этапа республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся»; проведение акций «Растим патриотов Беларуси», «Мы победили!»; «Квітней, Беларусь!», «Я люблю тебя, Беларусь!», «Мы – граждане Беларуси»; конкурсов; «Звездный поход» по местам воинской славы, посвященных партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны; декад гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»; патриотических и историко-краеведческих экспедиций «Замки Беларуси», «Дорогами освобождения»; творческих конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности («Патриот Беларуси», «Я кожную хвіліну беларус») и других мероприятий в рамках реализации Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

В новом учебном году учреждениям общего среднего образования особое внимание следует уделить работе по воспитанию у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь (гербу, флагу, гимну). Решению этой задачи будет способствовать проведение конкурсов на лучший уголок государственной символики, мероприятий, посвященных государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам, развитие традиций учреждения образования (символика, летописи, музей истории учреждения образования, информационные стенды о лучших и известных выпускниках и др.), организация встреч, «круглых столов», конференций, интернет-форумов с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны и труда.

Обязательным является исполнение во время проведения торжественных, общественно значимых мероприятий и спортивных соревнований Государственного гимна Республики Беларусь. В процессе организации воспитательной работы в данном направлении учреждения общего среднего образования руководствуются Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 05.07.2004 и методическими рекомендациями Министерства образования «Об использовании государственной символики в учреждениях образования».

В новом учебном году в полном объеме должен быть реализован воспитательный потенциал учебных предметов, в первую очередь, социально-гуманитарных дисциплин, а также факультативных занятий, направленных на формирование мировоззренческих основ личности.

Необходимо предусмотреть использование в образовательном процессе учреждений общего среднего образования электронных средств обучения (электронное учебное издание «Беларусь в Великой Отечественной войне», электронный образовательный ресурс «Награды времен Второй мировой войны», электронные учебные пособия «Минское гетто», «Брестская крепость – страницы истории», электронный каталог «Герои Советского Союза: партизаны и подпольщики Беларуси»), а также интернет-ресурсы: сайт Министерства образования, сайт Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Детский правовой сайт, сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии» и др.

В гражданско-патриотическом воспитании обучающихся необходимо более полно использовать фонды и экспозиции музеев учреждений образования, способствовать обобщению и пропаганде опыта лучших музеев, инициировать проведение на их базе открытых мероприятий воспитательного характера. Актуальным является налаживание тесного взаимодействия учреждений общего среднего образования с учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, государственными музеями системы Министерства культуры с целью оказания методической и практической помощи музеям учреждений образования, проведения совместных мероприятий (смотров-конкурсов, экскурсий, праздников), организации в музеях системы Министерства культуры выставок с использованием фондов школьных музеев и др.

В деятельности музеев учреждений образования необходимо предусмотреть организацию учета музейных предметов, обеспечение их сохранности. Особое внимание следует обратить на работу музеев боевой славы, в которых собраны материалы о ветеранах войны, воинских соединениях и частях, участвовавших в освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, партизанах и подпольщиках, организовавших сопротивление на временно оккупированной территории. В результате поисковых экспедиций в музеи боевой славы иногда попадают взрывоопасные музейные экспонаты, которые помещаются в экспозиции без заключения специалистов и могут представлять угрозу жизни и здоровью людей.

Министерство образования обращает внимание руководителей органов управления образованием и учреждений образования на то, что коллекционировать и экспонировать оружие и боеприпасы можно только при наличии соответствующих специальных разрешений (лицензий) Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

В воспитательной работе, ориентированной на становление у обучающихся гражданских качеств личности, все большее внимание уделяется их вовлечению в решение конкретных социально значимых проблем жизни учреждения образования, микрорайона, города. Одной из форм такой деятельности являются ученические социальные проекты. В процессе проектной деятельности формируется открытая и доступная для обучающихся система поддержки их инициатив, направленных на решение актуальных социальных задач. Обучающиеся получают возможность проявить социальную активность, осознать свою востребованность в обществе.

С целью расширения деятельности детских и молодежных объединений в учреждениях общего среднего образования рекомендуется осуществлять целенаправленную информационно-пропагандистскую работу по популяризации ОО «БРСМ» и «БРПО», реализовывать совместные социально значимые творческие проекты и акции, организовывать и проводить конференции, семинары, встречи, лекции, выставки, концерты и другие мероприятия; содействовать развитию волонтерского движения, обучения по принципу «равный обучает равного», более широкому вовлечению обучающихся в общественно полезный труд, оказанию содействия в трудоустройстве, создании рабочих мест (проведение ярмарок вакансий, круглых столов с участием заинтересованных организаций по проработке вопросов временной занятости учащейся молодежи и др.).  

Расширение взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования 

Центральное место в воспитании, формировании мировоззрения и нравственных норм поведения, жизненном самоопределении обучающегося занимает семья. Перед учреждениями общего среднего образования сегодня стоит задача активизировать воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку, придать семейному воспитанию целенаправленный, общественно значимый характер. Решение данной задачи предполагает повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как важнейшей составляющей современного процесса воспитания (методические рекомендации размещены на сайте Министерства образования).

В новом учебном году целесообразно расширить практику проведения областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, «круглых столов», конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания. С целью просвещения родителей в вопросах воспитания, оказания поддержки в жизненном самоопределении обучающихся целесообразно использовать материалы журнала «Я и семья» и др.

Педагоги и родители совместными усилиями должны помочь обучающимся правильно определиться в своих интересах и склонностях, в ситуации на рынке труда, выборе будущей профессии. Одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору, задача учреждения образования – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении детей.

Эффективными формами взаимодействия с семьей являются Совет учреждения общего среднего образования, Попечительский совет, родительский комитет, семейные клубы, дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями и др. Наряду с традиционными родительскими собраниями по вопросам профессиональной ориентации обучающихся актуальными формами работы являются тренинги, «ток-шоу», фестивали и бенефисы семейных профессий, индивидуальные консультации, классные часы с участием родителей, экскурсии на предприятия, гостевые уроки и т.п. Такие формы работы позволяют не только информировать обучающихся об особенностях каждой профессии, но и способствуют воспитанию чувства гордости за родителя-профессионала, формированию мнения о престижности всех профессий. Основы системы взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования могут быть отражены в соответствующем соглашении (договоре) между учреждением общего среднего образования и родителями обучающихся конкретного класса по вопросам  воспитания.

Классным руководителям необходимо уделять особое внимание семьям обучающихся, находящихся в социально опасном положении. Профилактическая деятельность должна быть ориентирована не только на факторы риска возникновения асоциального поведения, но и на защитные факторы: укрепление семейных связей, стимулирование родителей к активному участию в воспитании ребенка, развитие опыта родительского контроля, вовлечение в мероприятия, создание ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности учащегося. Хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия семьи и учреждения общего среднего образования, как привлечение родителей, имевших негативный опыт воспитания, но сумевших преодолеть имеющиеся затруднения, к проведению рейдов «Семья», «Забота», «Досуг», на мероприятия с участием специалистов, заседания Совета профилактики.



Формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.

Дисциплинированность и ответственность выступают важнейшими атрибутами, характеризующими облик патриота и гражданина. В вопросах организации работы по укреплению дисциплины в учреждении образования педагогические коллективы руководствуется Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Включение обучающихся в систему работы учреждения общего среднего образования по формированию дисциплинированности и ответственности необходимо осуществлять последовательно, начиная с момента поступления его в учебное заведение. В учреждениях общего среднего образования должна быть развернута интенсивная профилактическая работа против возможных нарушений дисциплины. Особое внимание следует обратить на те негативные формы поведения обучающихся, за которые предусматривается применение мер дисциплинарного взыскания (ст. 128 Кодекса).

Действенный способ укрепления дисциплины – правильно организованный учет посещаемости учебных занятий обучающимися. В новом учебном году следует обеспечить должный контроль за состоянием учебной дисциплины и посещаемостью учебных занятий. Необходимо создать и обеспечить деятельность межведомственных рабочих групп по мониторингу состояния занятости несовершеннолетних во внеучебное время и в летний период и принять меры по вовлечению обучающихся в организованные формы досуга.



Классным руководителям следует уделять особое внимание организации работы по профилактике дисциплинарных правонарушений и организации свободного времени обучающихся. В циклограмму деятельности классного руководителя должна входить ежедневная проверка посещаемости обучающимися учебных занятий, выяснение причин их отсутствия на учебных занятий и внеклассных мероприятиях. По каждому выявленному случаю отсутствия без уважительной причины классному руководителю следует располагать точной информацией о его местонахождении и незамедлительно сообщать об этих фактах администрации и родителям (ст. 128 Кодекса).

С целью профилактики дисциплинарных нарушений классному руководителю необходимо организовать изучение Кодекса обучающимися и их родителями. Эффективными формами и методами по изучению Кодекса могут быть индивидуальные и групповые консультации, диспуты, «круглые столы» и др.

Должное внимание в новом учебном году следует уделять вопросам соблюдения техники безопасности, предотвращения несчастных случаев и травматизма.

Необходимо продолжить работу, направленную на формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности. В этих целях рекомендуется проводить мероприятия, способствующие повышению образовательного уровня подрастающего поколения, способного не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса для безопасной жизнедеятельности, сформировать стратегии безопасного и ответственного поведения.

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2011 № 348 «О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования» управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома необходимо разработать и реализовать комплекс мер по профилактике и пресечению курения, употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в учреждениях образования, выполнению приказа Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2010 № 516 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования», других нормативных правовых документов по формированию навыков безопасного и ответственного поведения обучающихся, вовлечению их в массовые занятия физкультурой и спортом.

В новом учебном году учреждения образования и прилегающие к ним территории должны стать «зонами, свободными от курения» (126 статья Кодекса). С этой целью необходимо: при разработке планов идеологической и воспитательной работы включать разделы по профилактике табакокурения, воспитанию культуры безопасной жизнедеятельности; при проведении мониторинга состояния идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования анализировать вопросы распространенности табакокурения среди обучающихся, а также эффективность проводимой профилактической работы.




страница 1 страница 2

Смотрите также: