Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

В целях формирования здорового образа жизни обучающихся следует расширить работу по проведению мероприятий, направленных на популяризацию физической культуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья обучающихся: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + здоровье», круглогодичная спартакиада, дни здоровья и др.; обеспечить бесперебойную работу спортивных залов, стадионов, спортивных секций, кружков, клубов и других объединений по интересам в шестой школьный день и каникулярный период.

В новом учебном году необходимо создать условия безопасной жизнедеятельности в учреждениях образования, особенно в местах компактного проживания обучающихся, направить деятельность социально-педагогической и психологической службы на индивидуальную работу с обучающимися с целью решения проблем их безопасной жизнедеятельности в семье, по месту учебы и проживания. Следует обеспечить стопроцентную занятость несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, организованными формами досуга.



Инновационные подходы, формы и методы идеологической и воспитательной работы  

Особенностью работы учреждений общего среднего образования в новом учебном году должно стать использование инновационных подходов, форм и методов идеологической и воспитательной работы.

Современные тенденции в системе образования обучающихся направлены на обеспечение социальных гарантий во всех направлениях их жизнедеятельности, особенно в развитии их мировоззрения, творческого потенциала, способностей и склонностей, сохранении и укреплении здоровья. В педагогической практике должны шире использоваться формы и методы деятельности, требующие от воспитанников обобщения личностного опыта, осознанного использования его в реальной действительности, быстрого принятия решений, нравственного выбора, адаптации в изменяющейся социокультурной ситуации. Необходимо обеспечить обучающихся возможностью выбора и участия в деятельности, разнообразной и многоплановой по содержанию, направлениям, характеру, формам и методам.

Важным аспектом деятельности учреждений общего среднего образования является организация инновационной деятельности[4]. Востребованность инновации зависит от постановки конкретной цели, уровня развития научно-методического потенциала и дееспособности педагогического коллектива, созидательной деятельности воспитателей и воспитанников. При организации инновационной деятельности следует помнить, что механическое перенесение нового опыта без учета специфики воспитательной системы может привести к односторонности и абсолютизации отдельных форм работы. Каждая воспитательная инновация уникальна и является проявлением творчества, педагогической рационализации и изобретательства.

Практически все учреждения общего среднего образования создали и развивают свои web-сайты. Опыт создания обучающимися мультимедийных, web-проектов, их активное участие в компьютерном блиц-опросе ”Патриотизм – это …“, флэш-мобе ”Я люблю Беларусь“ и других мероприятиях свидетельствует о том, что подавляющее большинство обучающихся хотело бы изучать историю Родины, участвовать в социально полезной деятельности с помощью современных информационных технологий.

В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных форм и методов, среди которых - творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры); живой разговор с интересными молодыми людьми, нашедшими способ самореализации и творческого самовыражения, в форме интерактивного шоу; использование общественных ресурсов (приглашение специалистов, организация экскурсий и т.п.); разработка и реализация социальных проектов; обсуждение актуальных проблем в форме телевизионного ток-шоу, дебатов, «мозгового штурма»; проведение тренингов и др. Необходимо шире использовать творческие возможности обучающихся, занимающихся в объединениях по интересам, создавать условия для демонстрации их личных достижений через организацию авторских выставок, сольных концертов, презентаций, показов, выступлений и др.

В рамках реализации мероприятий Года предприимчивости необходимо продолжить работу, направленную на формирование у обучающихся экономического сознания, инициативы, творчества, целеустремленности, самостоятельности, уверенности в своих силах и возможностях, предприимчивости и деловитости. С этой целью рекомендуется более активно внедрять в образовательный процесс современные инновационные педагогические методики, интерактивные формы (тренинги, деловые, сюжетно-ролевые игры, дискуссии и т.п.), проводить мероприятия по популяризации предпринимательства как поведенческой модели и жизненной стратегии.

Данные инновационные формы и методы работы позволяют расширить воспитательное пространство, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся, молодежных инициатив.    



Заключение

В целом позитивно оценивая состояние идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, следует отметить, что она нуждается в постоянном внимании и дальнейшем совершенствовании в новом учебном году. С этой целью необходимо усилить воспитательное воздействие на обучающихся через реализацию мероприятий Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы; обеспечить качественное проведение идеологической работы; совершенствовать взаимодействие учреждений образования со всеми государственными и общественными структурами; повышать роль детских и молодежных общественных объединений в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через содействие реализации инициатив, социально значимых проектов; совершенствовать работу по профессиональной ориентации, обеспечению их безопасности; шире использовать современные научно-педагогические достижения, инновационные формы и методы в практике идеологической и воспитательной работы.



Приложение 1

к инструктивно-методическому письму

Министерства образования

Республики Беларусь

_______________№ __________________

ПЕРЕЧЕНЬ

программ факультативных занятий, пособий по воспитательной работе,

рекомендованных к использованию в

учреждениях общего среднего образования

 

Программы факультативных занятий и пособия рекомендованы к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь» и размещены сайте: www.adu.by, а также опубликованы в научно-методических журналах.



ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

  1. Программа факультативных занятий для IX(X) классов учреждений общего среднего образования «Культура здорового образа жизни». Авторы Катович Н.К., Ковалева В.Н. (опубликована  в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 4, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by)

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни как компонента базовой культуры личности

  1. Программа факультативных занятий для 2–4-х классов учреждений общего среднего образования «Правила в моей жизни». Автор Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by)

Программа направлена на создание условий для освоения обучающимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.

  1. Программа факультативных занятий для 58-х классов учреждений общего среднего образования «Учимся жить в мире и согласии». Автор Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by, опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 3, 2011 г.)

Программа способствует эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.

  1. Программа факультативных занятий для 8 (9)-х классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерной культуры». Авторы Коновальчик Е.А., Смотрицкая Е.Е. (опубликована в журнале «Веснік адукацыі» №1, 2009; размещена на сайте: www.adu.by)

Программа направлена на формирование гендерной культуры обучающихся.

  1. Программа факультативных занятий для 10-11-х классов учреждений общего среднего образования «Основы гендерных знаний». Авторы Коновальчик Е.А., Смотрицкая Е.Е. (размещена на сайте: www.adu.by)

Программа направлена на формирование гендерной культуры старшеклассников. Проведение занятий по данной программе будут способствовать осмыслению обучающимися проблем общества в свете гендерной теории, содействовать самообразованию и самопознанию, личностному росту.

  1. Программа факультативных занятий для учащихся IX(X) классов учреждений общего среднего образования «Подготовка школьника - лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения». Автор Минова М.Е. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 4, 5, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by)

Программа направлена на формирование лидерской и организаторской культуры учащихся как гражданина, ответственного члена детского, молодежного общественного объединения.

  1. Программы факультативных занятий для учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования «Исследуя гуманитарное право». Авторы Кучинский А.И., Залуцкая Е.В., Романов В.Ф. (размещена на сайте: www.adu.by.)

Программа поможет учащимся сформировать позицию ненасилия, отзывчивость к чужой беде, способность к сопереживанию, умение мирно разрешать конфликты в рамках правового поля. Будет способствовать формированию готовности твердо придерживаться принципов и норм международного гуманитарного права.

  1. Программа факультативных занятий для ІІІ–VIII классов учреждений общего среднего образования «Черлидинг». Автор Майсейчик А.Н. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 12, 2010г.; размещена на сайте: www.adu.by)

Программа будет способствовать формированию физической культуры обучающихся с учетом возрастных особенностей, обучению двигательным действиям танцевальной направленности, проявлению творческих способностей, развитию лидерских качеств.

  1. Программа факультативных занятий «Туризм» для 8  11 классов учреждений общего среднего образования. Автор Митраховаич С.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 6, 2010г.)

Основная цель факультативных занятий по туризму – совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития обучающихся. Реализация программы позволит расширить возможности изучения родного края учащимися, приобретения навыков самостоятельной деятельности.

  1. Программа факультативных занятий для 3 (4) классов учреждений общего среднего образования «Будущее – это мы». Автор Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковае навучанне» № 10, 2010 г.; размещена на сайте: www.adu.by.)

Программа направлена на воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость.

  1. Программа факультативных занятий для V – VII классов  учреждений общего среднего образования «Мое Отечество». Авторы Буткевич В.В., Толкачева О.В. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 4, 2011 г. )

Программа направлена на повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников подросткового возраста. Реализация данной программы будет способствовать расширению знаний учащихся об особенностях исторического развития Беларуси, жизни белорусского народа; формированию ценностного отношения к своей Родине; воспитанию обучающихся на лучших традициях национальной культуры; воспитанию глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусского народа.

  1. Программа факультативных занятий для VI – IХ классов учреждений общего среднего образования «Краязнаўства». Автор Катович Н.К. (опубликована в журнале «Веснік адукацыі» № 3, 2011 г.)

В основе содержания факультативных занятий положен комплексный подход, который учитывает как разнообразные стороны познания родного края, так и различные аспекты воспитания учащихся в краеведческой деятельности. Реализация программы будет способствовать повышению интереса к родному краю и углублению знаний о нем; формированию ценностного отношения к материальному, культурному и природному наследию народа Беларуси; формированию национального самосознания и умения жить в поликультурном мире.

ПОСОБИЯ:

  1. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік для педагогаў агульнаадукацыйных устаноў і устаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г.П. Арлова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. 144 с.

В пособии систематизированы педагогические традиции белорусского народа, раскрыт их богатейший воспитательный потенциал.

  1. Аксючиц, И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для психологов и педагогов общеобразоват. учреждений / И.В. Аксючиц. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2009. – 216 с.

В пособии раскрываются теоретические основы профилактики употребления психоактивных веществ, предлагаются тренинговые занятия, развивающие личностные ресурсы и здоровые поведенческие стратегии обучающихся, актуализацию их личностных ресурсов. Профилактическая деятельность предполагает как поэтапное, так и одновременное использование тренингов на всех уровнях: от подготовки учителей до коррекционной работы с обучающимися «группы риска».

  1. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009.  120 с.

В пособии описывается методика нравственно-правового воспитания обучающихся с противоправным опытом, приводятся методики, которые можно использовать в практической деятельности.

4.Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. рук., работников учреждений внеш. воспитания и обучения / М.Е. Минова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.



Пособие будет полезно лидерам детских и молодежных общественных организаций и объединений. Книга содержит разнообразный методический и диагностический материал по реализации задач нравственного воспитания. Автор предлагает следующие материалы: программа «Добро и мой нравственный выбор»; проблемно-двигательная игра для пионеров «Потому что всех дороже в этом мире доброта»; игры, содействующие формированию нравственных ценностей личности и коллектива в условиях детских и молодежных объединений; коллективное творческое дело по подготовке и проведению конкурсно-игровой программы для детей с особенностями психофизического развития «Разные – равные» и др.

  1. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

В пособии рассматриваются возможности социально-педагогического проектирования как эффективной формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся, представлен инструментарий для конкретной социально-педагогической деятельности, материалы реализованных социально-педагогических проектов.

  1. Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е., Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Пособие посвящено вопросам формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью с учетом гендерного компонента, знаний о факторах, оказывающих на него негативное влияние, способах его сохранения и укрепления. Адресуется классным руководителям, учителям физической культуры, руководителям объединений по интересам учреждений внешкольного воспитания и обучения, родителям.

  1. Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

В пособии представлены материалы о компонентах, составляющих здоровый образ жизни; социально-биологические основы здорового образа жизни. Рассмотрены основные факторы риска для здоровья. Даны рекомендации по вопросам организации здорового образа жизни.

  1. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Буткевич. – Мн: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

Пособие разработано в помощь организаторам идеологической и воспитательной работы. В пособии раскрывается сущность, определяются наиболее эффективные направления и формы организации патриотического воспитания обучающихся. Задача пособия – помочь руководителям, учителям овладеть общими вопросами методики проведения различных форм воспитательных мероприятий, содействующих патриотическому  воспитанию обучающихся.

  1. Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. 191 с.

В пособии представлены данные современных исследований в области поликультурного образования, даются рекомендации по практической работе с ними, рассматриваются принципы, содержание и методы поликультурного воспитания. Предлагаются основные подходы к организации системы поликультурного воспитания в школе, представлены методы работы по формированию межкультурной и межконфессиональной толерантности у обучающихся.

  1. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В.Матынова, А.Н.Ходосок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.  – 216 с.

Пособие будет способствовать повышению компетентности педагогов в вопросах организации работы с семьей. Авторами раскрывается система социально-педагогической помощи семье на основе межведомственного взаимодействия, изложены современные подходы и принципы эффективного взаимодействия с семьей. В пособии представлен алгоритм работы социального педагога с различными категориями семей, описаны современные формы и методы работы, предлагаются авторские программы по повышению коммуникативной компетентности родителей.

  1. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешк. воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

В пособии даны основные сведения о педагогическом потенциале и технических особенностях детско-юношеского туризма и его основной формы – туристского похода. Приложения содержат нормативные документы, регламентирующие проведение туристских походов с обучающимися, и программы факультативных занятий «Туризм».

  1. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 176 с.

В пособии представлены материалы, описывающие особенности психического развития и поведения ребенка, воспитывающегося в условиях семейного неблагополучия, даны психолого–педагогические рекомендации по преодолению личностных и поведенческих затруднений у детей.

  1. Ковалева, В.Н. Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений с белорус. и русск. яз. обучения / В.Н. Ковалева; под ред. Н.К. Катович. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 168 с.

Рассматриваются особенности формирования культуры здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся. Предлагается методика организации экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета 9-й (10-й, 11-й) кл.: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая, Н.Н. Рогалевич. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 104 с. – (Этикет. Факультативные занятия).

Пособие адресовано педагогам учреждений общего среднего образования. В нем представлены методические материалы организации и проведения факультативных занятий по основам современного этикета. Используется комплексный подход при изложении материала, что позволяет повысить эффективность его усвоения обучающимися. Почасовые планы занятий помогут педагогу профессионально раскрыть темы. Для педагога предусмотрена возможность применять персональный опыт и творческий подход при проведении занятий.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета: пособие для учащихся 9-го (10-го, 11-го) кл. общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая.  Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 200 С. :ил.  (Этикет. Факультативные занятия).

Пособие предназначено для обучающихся старшего школьного возраста учреждений общего среднего образования, которое позволит расширить и систематизировать знания школьников в области теории и практики этикета. Для более эффективного усвоения материалов при составлении текстов использована технология «позитивного сообщения», предусматривающая отказ от частицы «не».

  1. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.

В пособии представлен опыт работы педагогов-психологов детского социального приюта социально-педагогического центра Центрального района г. Минска с детьми, имеющими нарушения психологического здоровья вследствие семейного неблагополучия. Раскрыты формы психолого-педагогического сопровождения семей с проблемами алкоголизации и насилия в отношении детей. Рассмотрены вопросы организации работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей. Включены материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и родителями из семей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 160 с.

В пособии представлены анализ проблем социализации воспитанников социально-педагогических учреждений, система работы по организации патронатного воспитания, определены задачи патронатной семьи. Разработаны технологии подбора и подготовки патронатных воспитателей, содержание, формы и методы организации жизнедеятельности  ребенка в патронатной семье.

  1. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах: пособие для педагогов социальных, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и социально-педагогических учреждений / А.С. Никончук. Минск: Нац. ин-т образования, 2011.152 с.

В пособии внимание уделено роли и значению групп в жизни общества, показаны наиболее характерные аспекты их функционирования, рассмотрены группы как объект и субъект социально-педагогической работы. Приведена социально-педагогическая классификация семей, сделан особый акцент на воспитательной функции семьи, даны основы терапии семейных отношений.

  1. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи /А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 184 с.

В пособии дан научно-методический и практический материал, отражающий деятельность учреждений общего среднего образования в шестой школьный день.

 

Приложение 2



к инструктивно-методическому письму

Министерства образования

Республики Беларусь

_______________№ __________________

Перечень

образовательных программ объединений по интересам, рекомендуемых педагогам дополнительного образования детей и молодежи

1. Образовательные программы музыкально-хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения / Сост. О.А. Клецова. - Минск: Минсктиппроект, 2009. - 210 с.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

Фалькович Е.А. Младший хор

Суханова Н.В. Каплановская С.П., Кожевец И.И. Хор

Носова Е.Х. Вокальная студия

Завгородная Г.Р. Эстрадный вокал

Варченя А.А. Вокально-инструментальный ансамбль

Селиванова И.Г. Хореографический кружок

Сороко Е.А. Театр  хореографических  миниатюр  (подготовительная группа)

Дягель Н.Л. Ансамбль танца

Бедункевич Л.И. Клавишный синтезатор

Суханов А.Е. Духовой оркестр



2. Программно-методические материалы участников финала Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог года внешкольного учреждения» / Сост. О.А. Клецова. – Минск: НЦХТДМ, 010. – 308 с.

Рекомендовано научно-методическим советом учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (электронный вариант сборника находится в учебно-методическом отделе Национального центра художественного творчества детей и молодежи)

Носова Е.Х. Программа образцовой вокальной студии «Детское время». Конохов М.В. Комплексная образовательная программа коллектива бального танца «Дуэт»

Ленькова В.Н. Образовательная программа студии вокального пения «Росинка»

Салыго Т.В. Программа студии изобразительного искусства «Творчество»

Чадовик Л.В. Программа народной студии декоративно-прикладного творчества «Жар-птушка»

Макаревич И.В. «Образовательная программа кружка «Искусство рукоделия»

Туровец А.Д. «Образовательная программа кружка «Керамика и рисование»

Кучынская В.П. Аўтарская праграма па ткацтву і макрамэ ўзорнай студыі «Лянок»

Наумлюк Н.В. Образовательная программа изостудии «Вдохновение»

Сартакова Л.Е. Комплексная программа обучения театральным дисциплинам в театре студии «Параллель»

Кожанова Н.А. «Образовательная программа кукольного кружка»

Климович Л.В. Авторская программа клуба интеллектуальных игр «Белая рысь»

Новик С.В. Образовательная программа клуба общения «Современник»



3. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля, для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009.

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь



Авторы: Л. А. Банько, О. В. Каминская, С. С. Кашлев, М. А. Кабаев, М. Е. Донская, С. В. Мезит, Е. С. Неведомская, Г. А. Новицкая, Е. Ф. Пильник, С. А. Ставропольцева, Т. Н. Ступина, Ж. Н. Теханович, С. Ф. Хохлова, М. С. Шинкович, 3. Г. Шохтина

 

Программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн»



Программа кружка по изучению основ урбоэкологии «Природа в городе»

Программа кружка экологических знаний «Экология и жизнь»

Программа кружка комнатного цветоводства «Человек и цветы»

Программа кружка аквариумистики «Мир аквариума»

Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здравушка»

Программа кружка эколого-валеологической деятельности «Медуничка»

Программа кружка начальных экологических знаний «Растишки»

Программа кружка соломоплетения «Стрекоза»

Программа кружка эколого-театральной деятельности «Эврика»

Программа кружка театрально-экологической деятельности «Экологический театр»

 

4. Cборник программ «Любители природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. - Мн.: ООО «Мэджик Бук», 2007. - 82 с. 

Рекомендовано научно-методическим советом Республиканского экологического центра детей и юношества.

Ступина Т. Н., Банько Л. А., Каминская О. В., Кашлев С. С. Программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн»

Новицкая Г. А. Программа эколого-валеологического кружка «Медуничка»

Ж. А. Бубнова. Программа кружка экологических знаний «Экология города»

С. В. Крикунова. Программа кружка лекарственных растений «Фитотерапия»

К. С. Самчук. Программа кружка «Фитодизайн»

М. С. Шинкович. Программа кружка экологических знаний «Социальная экология и охрана природы»

Р. В. Шайкин. Программа кружка «Биоразнообразие» по изучению разнообразия позвоночных животных

 

5. Программы «Исследователи природы» для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. - 112 с. 

Рекомендовано научно-методическим советом Республиканского экологического центра детей и юношества.

 

Трибис В.П. Через тернии к звездам... (вместо вступления)



Галиновский Н.Г. Программа «Прикладная энтомология»

Гончарова И.А. Программа «Микробиология»

Трибис В.П. Программа «Космическая биология»

Чумаков Л.С. Программа «Экология и охрана природы с основами краеведения»

Земцова М.Н. Программа «Приусадебное хозяйство»

Климович Л.В. Программа «Хозяин» (по животноводству)

Новик И.Г. Программа «Юные садоводы»

Савельева Г.Е. Программа «Мир овощных растений»

Полякова Н.Г Программа «Родная природа» (по фенологии)

Каминская О.В. Программа «Блики» (работа с соломкой)



6. Учебные программы для учреждений внешкольного воспитания и обучения и общеобразовательных учреждений. Туризм и краеведение / Н. К. Катович и [др.]; под общ. ред. С. С. Митраховича. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. — 256 с.

Рекомендовано методическим советом Республиканского центра туризма и краеведения учащейся молодёжи.

 

Остапенко Н.С. Юные туристы



Лозка А.Ю. Юныя фалькларысты

Фещенко Ф.С. Географы-краеведы

Катовiч Н.К.Юныя краязнаўцы

Кондратьев В.П. Велосипедный туризм

Захаранка Т.П Мой горад

Захаренко А.А.Юные гидрологи

Верхолаз В.В.Военная история Беларуси

Залуцкая В.Л.Музеязнаўства

Каробушкша Т.М. Юныя археолаг

Щтоу В.С. Юныя этнографы

Кулажанка Л.Я. Літаратурнае краязнаўства

Жданюк В.А. Юные геологи

Юркевич А.М. Водный туризм

Навакшонава Т.I. Спартыўнае скалалажанне

Иванова О.П., Красильников В.В. Спортивное ориентирование

Миронова Л.А. Туризм и спортивное ориентирование

Федорцова Т.А. Юные экскурсоводы

Абрамчик В.Н .Горно-пешеходный туризм

 

7. Праграмы для пазашкольных устаноў і агульнаадукацыйных школ. Тэхнічная творчасць. Частка 1,2. Мн.: 1997. 

Першая частка

Гурток пачатковага тэхнічнага мадэліравання.

Гурток аўтаканструктараў-картынгістаў.

Гурткі картынгістаў у летніках.

Гурток матацыклістаў і юных вадзіцеляў мапедаў.

Гурток аутамадэлістаў.

Гурток ручнога ткацтва.

Гурток пераплетна-рэстаўрацыйнай справы.

Гурток фотааматараў.

Гурток машынапісу і справаводства.



Другая частка

Гурток авіяцыйнага мадэдізму.

Гурток суднамадэлістаў.

Гурток аўтамадэлістаў.

Гурток ракетна-касмічнага мадэлізму.

Гурток радыеспорту.Хуткасная радыетэлеграфія.

Гурток радыеспорту. Спартыўная радыепеленгацыя.

Гурток радыеспорту. Мнагаборства радыстаў.

Гурток радыеканструявання.

Гурток радыеэлектронікі.

Гурток электроннай аўтаматыкі.

Гурток тэхналогіі і фізікі металаў.

Гурток інфарматыкі і праграміравання.

 

8. Учебные программы. Для учебных заведений и учреждений внешкольного воспитания и обучения. Техническое и художественное творчество. Часть 1,2. Мн.: 2002.

Кружок компьютерной графики.

Кружок практической астрономии.

Кружок моделирования транспортной техники.

Кружок цифровой фотографии.

Кружок прессовой фотографии.

Кружок резьбы по дереву.

Кружок соломоплетения.

Приложение 3

к инструктивно-методическому письму

Министерства образования

Республики Беларусь

_______________№ __________________

Календарь

государственных праздников, праздничных дней, памятных дат

День знаний – 1 сентября

День белорусской письменности – первое воскресение сентября

Международный день мира – третий вторник сентября

Международный день памяти жертв фашизма – 14 сентября

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября

Международный день туризма – 27 сентября

День пожилых людей – 1 октября

Всемирный день охраны животных – 4 октября

День матери – 14 октября

День учителя  1-е воскресенье октября

Международный день школьных библиотек – 3-й понедельник октября

День памяти – 2 ноября

День Октябрьской революции – 7 ноября

Всемирный день ребенка – 20 ноября

Международный день отказа от курения – 3-й четверг ноября

Всемирный день профилактики СПИДа – 1 декабря

Международный день волонтеров – 5 декабря

Всемирный день прав человека – 10 декабря (отмечается с 1950г.)

День белорусского кино – 17 декабря

День заповедников и национальных парков – 11 января

День юного героя-антифашиста – 8 февраля

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля

День защитников Отечества – 23 февраля

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта

День Конституции Республики Беларусь – 15 марта

Всемирный день поэзии – 21 марта

День Хатыни  - 22 марта

Международный день театра  – 27 марта (отмечается с 1965г.)

День птиц – 1 апреля

Международный день детской книги – 2 апреля

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля

Всемирный день здоровья – 7 апреля (отмечается с 1948г.)

Международный день освобождения узников концлагерей – 11 апреля

Международный день охраны памятников и исторических мест – 18 апреля

Всемирный день Земли – 22 апреля

Всемирный день книги – 23 апреля (отмечается с 1996г.)

Международный день молодежи – 24 апреля

День памяти Чернобыльской трагедии – 26 апреля

Праздник труда – 1 мая

День Победы – 9 мая

День Государственного герба и флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая

Международный день матери – 11 мая

Международный день семьи – 15 мая (отмечается с 1994г.)

Международный день музеев – 18 мая (отмечается с 1978г.)

День славянской письменности и культуры – 24 мая

День физической культуры и спорта – 3-я суббота мая

Международный день защиты детей – 1 июня

Всемирный день окружающей среды – 5 июня

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля
[1] Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 125

[2] Исходя из задач деятельности учреждения образования, также могут быть комплексно-целевые программы, проекты по различным направлениям воспитания обучающихся.

 

Руководителям объединений по интересам по интересам художественного профиля рекомендовано для создания программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области соответствующего направления деятельности, разрабатываемых учреждением общего среднего образования, использовать сборник «Образовательные программы музыкальных и хореографических объединений учреждений внешкольного воспитания и обучения» с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь». – Мн., 2009. – 210с., подготовленный учреждением образования «Национальным центром художественного творчества детей и молодежи». В учреждении образования «Республиканский экологический центр детей и молодежи» создан и размещен на сайте http://www.eco.unibel.by банк информационно-методических материалов и пособий эколого-биологической направленности.



 

[4] В соответствии с Инструкцией об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 февраля 2003 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003, №31) с изменениями и дополнениями (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, №19, 8/13767; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007, №15/16, 8/16687).

 

страница 1 страница 2

Смотрите также: