Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Методические рекомендации

«Актуальные аспекты организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования в 2012/2013 учебном году»
1. Нормативная основа и научно-методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования.

2. Основные направления идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования в 2012/2013 учебном году:



гражданско-патриотическое воспитание;

поликультурное воспитание;

воспитание информационной культуры;

правовое воспитание;

семейное воспитание;

социально-педагогическая поддержка студентов и оказание им психологической помощи;

профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18;

формирование здорового образа жизни;

студенческое самоуправление и молодежные организации и объединения;

научно-исследовательская работа студентов;

дополнительное образование детей и молодежи;

трудоустройство и организация временной занятости молодежи.

3. Кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждении высшего образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – нормативная основа для осуществления в учреждениях высшего образования не только учебной, но и воспитательной деятельности. Поэтому необходимо в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечить эффективное функционирование системы идеологической и воспитательной работы, охватывающей образовательный процесс в целом, включая внеучебную деятельность.

Воспитание – целенаправленный, процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон, всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь – педагогов и воспитанников. 2

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося (ст. 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Процесс воспитания осуществляется путем решения следующих задач: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Учреждения высшего образования осуществляют реализацию программ воспитательной работы (воспитания) в соответствии с основными требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании и иных актов законодательства в сфере образования.

Содержание и методологические подходы к воспитанию студентов устанавливает Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Основные направления воспитания студентов и мероприятия по их реализации определяет Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2011-2015 годы.

Для эффективного решения первоочередной задачи постоянного повышения качества воспитательного процесса необходимо актуализировать формы и методы воспитания студенческой молодежи, которые каждое учреждение высшего образования определяет в соответствии со своими традициями и особенностями в своей программе воспитания; она разрабатывается на пять лет и утверждается ректором (руководителем) (далее – ректором).

На основе программы воспитания в учреждении высшего образования разрабатывается, принимается на заседании совета вуза и утверждается ректором план идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования на учебный год, который включает мероприятия по реализации основных направлений воспитания студентов, сроки, место проведения мероприятий, участников, лиц, ответственных за их проведение, и учреждения, с которыми взаимодействует вуз по проведению мероприятий. В процессе планирования идеологической и воспитательной работы обращаем внимание педагогических работников вузов на необходимость проведения эффективных и содержательных мероприятий воспитательного характера, а не на их количество.

В новом учебном году учреждениям высшего образования значительное внимание необходимо уделить научно-методическому обеспечению программ воспитания, которое включает в себя:

планирующую документацию:

- программу воспитания учреждения высшего образования (см. выше);

- план идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования на учебный год; 3

- план идеологической и воспитательной работы факультета – разрабатывается на учебный год на основе программы воспитания учреждения высшего образования и плана идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования на учебный год с учетом учебных планов, задач и специфики факультета. План принимается на заседании совета факультета и утверждается деканом факультета;

- план идеологической и воспитательной работы кафедры – разрабатывается на учебный год на основе планов идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования и факультета с учетом учебных планов, задач и специфики кафедры. План общевузовской кафедры принимается на заседании кафедры и утверждается проректором, ответственным за организацию идеологической и воспитательной работы в вузе. План кафедры факультета принимается на заседании кафедры и утверждается деканом факультета;

- план работы социально-педагогической и психологической службы на учебный год – устанавливает цели, задачи, формы, методы работы, мероприятия по реализации основных направлений деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС), сроки, участников, лиц, ответственных за их проведение, и учреждения, с которыми взаимодействует СППС по проведению мероприятий. План принимается на заседании совета вуза и утверждается ректором (составляющей частью плана может являться план воспитательной работы и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних студентов, находящихся в социально опасном положении, – устанавливает цели, задачи, формы и методы работы, мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов студентов, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается СППС на учебный год. План принимается на заседании совета вуза и утверждается ректором (ст. 292 Кодекса Республики Беларусь об образовании));

- план идеологической и воспитательной работы куратора учебной группы – разрабатывается на текущий учебный год с учетом планов идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования, факультетов, кафедр, СППС и утверждается деканом факультета (заведующим общевузовской кафедрой). Реализация плана отражается в Журнале куратора учебной группы;

- план идеологической и воспитательной работы воспитателя общежития учреждения высшего образования – разрабатывается на текущий учебный год с учетом планов идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования, факультетов, кафедр, СППС. Реализация плана отражается в Журнале воспитателя общежития учреждения высшего образования;



методическую документацию программ воспитания, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;

учебно-методические пособия, к которым относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации программ воспитания, изложенные в форме, удобной для организации воспитательного процесса, и учитывающие возрастные особенности студентов. К использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь;

информационно-методические материалы. К ним относятся материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию о реализации программ воспитания, методические материалы по организации воспитательных мероприятий.

В новом учебном году необходимо совершенствовать аналитическую деятельность при организации идеологической и воспитательной работы.

Анализ работы за предыдущий учебный год – основа для планирования на следующий учебный год – включает общую оценку результатов работы по основным направлениям идеологической и воспитательной работы учреждения высшего образования (структурных подразделений, специалистов СППС и др.) в соответствии с поставленными целями и задачами и с учетом данных мониторинга качества и эффективности идеологической и воспитательной работы; общие выводы, выявленные проблемы и перспективы работы на следующий учебный год.

Каждому педагогическому работнику вуза необходимо осуществлять оценку и анализ результатов выполнения планов идеологической и воспитательной работы, выявлять проблемы, находить их объективные причины и пути решения, отражая это в аналитических отчетах.

Деятельность учреждений высшего образования в сфере воспитания предполагает не только постановку цели и ее достижение, но и управление через систему контроля (текущего, итогового и т.д.) и систему обратной связи.

На основе результатов аналитической деятельности необходимо совершенствовать структуру, содержание воспитательного процесса и механизмы управления им, уделив особое внимание контрольным мероприятиям.

Текущий и итоговый контроль позволяют выявить промежуточные и итоговые результаты, оперативно внести коррективы с целью совершенствования процесса воспитания студенческой молодежи и его идеологической составляющей.

В целях оптимизации механизма проведения мониторинга качества и эффективности идеологической и воспитательной работы рекомендуется на основе публикации «Научно-методические материалы по проведению анализа результатов мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждении высшего образования» (РИВШ, 2012) разработать локальный нормативный документ, регламентирующий его проведение.

С целью повышения эффективности функционирования учреждений образования разработаны и размещены на сайте Министерства образования 5

«Критерии и показатели деятельности учреждений образования» (утверждены Министром образования Республики Беларусь 14 июня 2012 г.), которые предусматривают оценку деятельности учреждений образования и направлены на реализацию государственной политики в области образования.

В 2012-2013 учебном году приоритетом в организации идеологической и воспитательной работы являются гражданско-патриотическое, поликультурное воспитание, формирование у студентов информационной, правовой культуры, нравственных ценностей, профилактика семейного неблагополучия, обеспечение государственной поддержки, защиты прав и законных интересов студентов, пропаганда здорового образа жизни, развитие предприимчивости и инициативы студенческой молодежи,.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности белорусского государства. Это одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это не единичная акция, а сложнейшая задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель – формирование личности гражданина, защитника Отечества, патриота, труженика, семьянина.

Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи необходимо осуществлять в органичном единстве учебного и воспитательного процесса, включая дополнительное образование молодежи.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно в первое воскресенье сентября в нашей стране отмечается День белорусской письменности.

В основу концепции Дня белорусской письменности положена идея пропаганды достояния отечественной письменной культуры, преемственности духовных традиций Беларуси. Традиционно праздник проводится в городах, являющихся историческими центрами культуры, науки, литературы и книгопечатания. В 2012 году эстафету принял город Глубокое Витебской области.

Учреждениям высшего образования целесообразно организовать проведение мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности, в соответствии со своими, сложившимися в вузе традициями в рамках реализации Года книги. В программу празднования рекомендуется включить проведение информационной недели, мероприятий художественно-исторической направленности, презентаций белорусских изданий, научных конференций, встреч-дискуссий, литературных гостиных, «круглых столов»,

встреч студентов с деятелями культуры, белорусскими писателями и поэтами, работниками издательств, журналистами и др.

Во всех учреждениях образования страны с 1 сентября 2012 года стартует республиканская патриотическая акция «Я – грамадзянін Беларусі». В рамках данной акции День знаний – 1 сентября начнется с кураторского часа «Я – грамадзянін Беларусі».

Методические рекомендации по подготовке и проведению Дня белорусской письменности, Дня знаний, акции «Я – грамадзянін Беларусі» будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце» в августе 2012 года.

В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь 23 сентября текущего года запланировано проведение выборов депутатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва. Работу по подготовке к выборам необходимо проводить в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь. С целью привлечения молодежи к участию в избирательной кампании рекомендуется создать студенческие инициативные штабы из числа членов ОО «БРСМ», профсоюзной организации, активных участников органов студенческого самоуправления; шире использовать возможности информационных, кураторских часов, студенческих средств массовой коммуникации; актуализировать наглядную агитацию по предвыборной тематике в библиотеках, на стендах факультетов, в общежитиях, оформить стенды «Молодому избирателю» и т.д.

Целесообразно включить в планы идеологической и воспитательной работы на сентябрь 2012 года проведение различных мероприятий: единые дни информирования, информационные и кураторские часы, направленные на изучение избирательного законодательства Республики Беларусь, актуальных вопросов практики избирательных кампаний; культурно-массовые мероприятия, встречи, беседы и др. Следует активнее приглашать в учреждения образования представителей органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам социально-экономического развития страны.

В связи с предстоящими выборами депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь необходимо уделить особое внимание организации информационно-пропагандистской работы с молодыми избирателями из числа студентов, организовать для них в день выборов праздничные мероприятия.

Гражданско-патриотическое воспитание в его многогранности и разнообразии компонентов является основополагающим (системообразующим) направлением воспитательной работы, в котором интегрированы гражданское, идеологическое, патриотическое, поликультурное, правовое, семейное воспитание.

В 2012-2013 учебном году учреждениям высшего образования необходимо совершенствовать работу по патриотическому воспитанию студентов.

Начиная с 2013 года, планируется подготовка к празднованию 70-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В связи с этим целесообразно запланировать проведение таких мероприятий, как: акции «Мы победили!», «Героическому прошлому белорусского народа в годы Великой Отечественной войны посвящается», «Мы – наследники Победы», «Судьбы, обагренные войною»; Звездные походы по местам воинской славы, посвященные партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны; декады гражданско-патриотических дел «Мы в памяти храним простые имена»; патриотические и историко-краеведческие экспедиции «Дорогами освобождения»; творческие конкурсы научно-исследовательских работ патриотической направленности: «Патриот Беларуси», «Я кожную хвіліну беларус».

В 2012-2013 учебном году необходимо продолжить работу по реализации Государственной программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн на 2011-2014 годы. Целесообразно включить в планы идеологической и воспитательной работы мероприятия по выявлению неучтенных воинских захоронений, установлению имен и судеб погибших защитников Отечества и жертв войн, используя архивно-исследовательские методы работы (в архивных учреждениях Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья, архивные сведения, размещенные на сайте ОБД «Мемориал» и т.д.).

В 2012-2013 учебном году продолжится реализация мероприятий третьего этапа республиканской патриотической акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся».

При организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи необходимо полнее использовать фонды и экспозиции государственных музеев, способствовать обобщению и пропаганде опыта лучших музеев учреждений образования, инициировать проведение на их базе открытых мероприятий воспитательного характера.

В новом учебном году учреждениям высшего образования рекомендуется продолжить работу по воспитанию у студентов уважения к государственным символам Республики Беларусь (Гербу, Флагу, Гимну). Целесообразно развивать традиции вуза; пополнять фонды музея истории учреждения образования, вести летопись вуза; продолжить разработку и использование в деятельности учреждения образования собственной символики, оформление информационных стендов о лучших и известных выпускниках и др.; проводить мероприятия, посвященные государственным, общереспубликанским, профессиональным и другим праздникам, памятным датам в Республике Беларусь; организовывать встречи, круглые столы, конференции, интернет-форумы в вузах с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны и труда; проводить научные исследования по актуальным проблемам гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.

25 июня 2012 года состоялось открытие филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности» (г.Минск, ул.Карла Маркса, 38). Экспозиция музея состоит из более 4 тыс. предметов и посвящена достижениям суверенной Беларуси во всех сферах общественной жизни (политике, экономике, культуре, науке, образовании и др.). Музей призван стать одним из важнейших центров по сбору, изучению, сохранению материалов по современной истории Беларуси. Начиная с сентября 2012 года, необходимо организовать и в 2013 году продолжить посещение Музея современной белорусской государственности организованными группами студентов (контактный тел. +375 17 327 46 12).

Особое внимание в учреждениях высшего образования необходимо уделить организации информационного сопровождения гражданско-патриотического воспитания, в том числе освещению в средствах информации учреждений образования (малотиражных газетах, радио- и видеостудиях, Интернет-сайтах и др.) лучшего педагогического опыта и актуальных вопросов формирования гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи; разработке на сайтах вузов веб-страниц, отражающих современные формы и содержание гражданско-патриотического воспитания; развитию информационных банков передового педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания; изданию научно-методической литературы по проблемам гражданско-патриотического воспитания; проведению конкурса «Патриот Беларуси» на лучшее освещение в студенческих средствах массовой коммуникации темы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с поликультурным. В современных условиях в учреждениях высшего образования обучаются представители различных национальностей, поэтому в рамках поликультурного воспитания необходимо активизировать работу с иностранными студентами. Создание центров «Диалог культур», использование разнообразных видов творческой деятельности (ролевые игры, конкурсы, дискуссии, проекты, презентации, тематические газеты, праздничные вечера и концерты, посвященные национальным праздникам), знакомство с белорусскими национальными традициями и обычаями – все это способствует развитию у представителей студенческой молодежи из разных стран основ межкультурной коммуникации, представления о белорусской культуре.

Активное внедрение информационных технологий является одним из важнейших инструментов воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения, формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок. Информация – специфический и влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она является одним из основных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами, поэтому необходимо сформировать у студентов способность к четкому культурно-ценностному отбору информации.

Наличие в учреждениях высшего образования развитой системы средств массовой коммуникации (вузовских газет, телевидения, радио, интернет-сайта и т.д.) предоставляет студентам более широкие возможности по освоению современных информационных технологий, позволяет получить навыки создания, обработки и распространения информации, ее ценностного отбора и анализа, создает предпосылки для эффективного формирования информационной культуры студентов. В то же время на практике далеко не все учреждения высшего образования используют преимущества своих информационных средств для повышения уровня сформированности информационной культуры студентов.

Сайт учреждения высшего образования является не столько визитной карточкой, сколько мощным инструментом для усиления идеологической и воспитательной работы. Необходимо обеспечить интерактивность в организации работы сайтов учреждений высшего образования, предусмотрев веб-страницы «Идеологическая и воспитательная работа», включающие информацию о работе первичных организаций ОО БРСМ, профсоюза студентов, других студенческих объединений позитивной направленности, органов студенческого самоуправления; рубрики для обучающихся, родителей, абитуриентов, и др. Требуется постоянно поддерживать работу сайта в активном режиме, искать и использовать новые формы воспитательной, профориентационной работы, подключать к созданию информационного ресурса самих студентов.

При наличии интерактивных форм интранет-пространства в структуре информационно-технических служб учреждения высшего образования должен быть специалист, способный модерировать работу чата в соответствии с психолого-педагогическими задачами воспитательной деятельности.

В 2012-2013 учебном году в целях совершенствования деятельности по формированию у студентов информационной культуры, развитию у них самостоятельного критического мышления, распространению позитивного опыта работы с электронными изданиями рекомендуется активизировать реализацию проекта по созданию сети межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ» (далее – канал «Университет-ТВ»), состоящего из таких рубрик, как: «Анонсы событий в вузах»; «События вузов»; «Студенческие новости»; «Рубрика о творчестве молодежи» (выставки, молодежные субкультуры); «Работа, образование»; «Спорт»; «Социальная реклама, благотворительность» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2010 г. № 12-01-13/1362 «План мероприятий по организации работы межвузовского студенческого видеоканала «Университет-ТВ» в учреждениях высшего образования г.Минска»).

Для проведения единых дней информирования каждый третий четверг месяца, и еженедельных кураторских, информационных часов целесообразно использовать интерактивные формы работы информационно-пропагандистских студенческих групп, а также активнее привлекать представителей профессорско-преподавательского состава и других педагогических работников.



Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правосознания, правовой культуры.

В области правового воспитания наиболее важными задачами являются: правовое информирование студенческой молодежи; формирование и развитие навыков законопослушного поведения и осознанного отношения к исполнению законов; освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе; формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.

Используя различные формы правового воспитания – циклы бесед и лекций, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, конкурсы, просмотры фильмов, спектаклей с дальнейшим обсуждением и др. – педагогическим работникам необходимо противодействовать разрушительному влиянию некоторых современных средств массовой информации.

В целях формирования у студентов правовой культуры, правосознания в 2012-2013 учебном году учреждениям высшего образования целесообразно активизировать работу по ознакомлению студентов с законодательством Республики Беларусь о высшей школе, о правах и обязанностях студентов, ознакомлению с Уставом учреждения высшего образования; правовому просвещению студентов по широкому кругу вопросов в рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011-2015 годы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3. 12. 2010 г № 1771).

Включение студентов в систему правового воспитания необходимо осуществлять с первого курса. На протяжении первых месяцев обучения должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа против возможного асоциального, противоправного поведения. Особое внимание следует обратить на те формы девиантного поведения студентов, за которые предусматривается применение мер дисциплинарного взыскания (ст. 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Качественная правовая подготовка в условиях современного рынка труда является необходимой характеристикой для специалиста, выпускника вуза. Учреждения высшего образования располагают для правового просвещения особыми возможностями, так как во многих из них функционируют юридические факультеты, работают юрисконсульты. Организация производственной практики, помощь студентам во временном трудоустройстве в период обучения или в каникулярный период, привлечение студентов к выполнению договоров подряда дают хороший повод для ознакомления юношей и девушек с основами гражданского, трудового и других отраслей права.

В целях ознакомления студентов с основными понятиями, принципами, источниками и институтами международного гуманитарного права; формирования знаний о гуманитарных стандартах обращения с жертвами войны, запрещенных средствах и методах ведения войны; обучения правильному ориентированию в действующих международно-правовых актах гуманитарного характера; уяснения студентами места и роли международного гуманитарного права в системе международного права и международных отношений рекомендуется включить в планы идеологической и воспитательной работы мероприятия Плана работы на 2012 год по выполнению соглашения «О сотрудничестве в области распространения знаний о международном гуманитарном праве и совместных мероприятий, направленных на гуманизацию учебно-воспитательного процесса» (утвержден Министром образования Республики Беларусь и Генеральным секретарем белорусского Общества Красного Креста 15 февраля 2012 года).

В 2012-2013 учебном году в учреждениях высшего образования особое внимание необходимо уделить вопросам семейного воспитания. Эффективность деятельности вуза по данному направлению во многом зависит от проведения планомерной психолого-педагогической работы по подготовке студентов к созданию семьи, в том числе в рамках выполнения Плана работы Министерства образования Республики Беларусь по реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357.

В целях формирования у студенческой молодежи уважения к семейно-нравственным ценностям и традициям, культуры взаимоотношений в семье учреждениям высшего образования в новом учебном году необходимо продолжить работу по созданию и развитию деятельности школ молодой семьи, клубов «Здоровая семья» и аналогичных объединений. Занятия со студенческой молодежью должны быть практикоориентированными, направленными, прежде всего, на формирование у студентов семейно-нравственных ценностей, позитивного образа молодой семьи и обучение этике семейных отношений.

Необходимо активизировать работу по созданию системы социальной помощи, защиты и поддержки студенческих семей.

В целях развития у юношей и девушек умений, навыков конструктивного взаимодействия, самостоятельного поиска способов решения психологических проблем, руководителям семейных школ и клубов целесообразно активно использовать на занятиях со студентами инновационные психолого-педагогические технологии, приглашать специалистов, занимающихся вопросами семейного воспитания (семейных психотерапевтов, психологов, врачей-сексопатологов и других специалистов).

В целях повышения престижа семьи как важнейшего социального института в современном обществе, возрождения традиций и развития семейных ценностей, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, выявления инновационных методик и определения наиболее эффективных форм работы со студенческой семьей в учреждениях высшего образования, продолжения целенаправленной работы по всесторонней поддержке молодых семей как важного направления государственной политики, создания предпосылок для развития самоорганизации и социальной активности студенческих семей планируется проведение с 1 сентября 2012 года республиканского конкурса «Студенческая семья-2012».

В соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011 г. № 116) работниками социально-педагогической и психологической служб в учреждениях высшего образования в целях социальной адаптации студенческой молодежи и оптимизации образовательного процесса осуществляется социально-педагогическая поддержка студентов и оказание им психологической помощи (ст. 96 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Главной целью деятельности СППС является оказание своевременной комплексной личностно ориентированной, социально-педагогической поддержки и психологической помощи студентам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.

Для реализации данной цели от специалистов СППС наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями требуется способность к системному анализу проблемных ситуаций, планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения высшего образования.

Следует укрепить и развить уже четко сформировавшиеся направления деятельности СППС. Гармонизация психического развития студентов, сохранение и укрепление здоровья, защита прав и законных интересов юношей и девушек, пропаганда здорового образа жизни и позитивных моделей поведения среди студентов, законных представителей обучающихся, преподавателей будут способствовать повышению эффективности деятельности СППС учреждения высшего образования.

В целях повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; студентов, находящихся в социально опасном положении; студентов-инвалидов; обучающихся из неполных и многодетных семей, а также нуждающихся в психологической помощи по причинам низкого адаптивного потенциала специалистам СППС помимо общих мероприятий для всех студентов необходимо планировать и осуществлять специальные мероприятия для студентов указанных категорий, подбирать методики, методы реабилитации, связанные с конкретной индивидуальной проблемой.

Приоритетом в психолого-педагогической деятельности должно стать оказание помощи студентам в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитие психосоциальной компетентности, способности к целеполаганию, видения временной перспективы; профилактика вредных зависимостей и девиантного поведения, в студенческой среде.

Обязательным условием эффективной работы СППС со студенческой молодежью является организация социально-педагогической, психологической, методической поддержки кураторов учебных групп, воспитателей общежитий, участие педагогов социальных и педагогов-психологов в коллегиальном рассмотрении проблемных вопросов организации воспитательной работы через проведение постоянно действующих семинаров, психолого-педагогических консилиумов, проведение различных форм интерактивной работы (тренинги, дебаты, ток-шоу, совместное проведение воспитательных мероприятий), обеспечение студентов, педагогов, законных представителей информационными материалами, памятками, буклетами по вопросам воспитания студенческой молодежи, сохранения психического и психологического здоровья и т.д.

Особое внимание следует уделить работе по профилактике суицидального поведения среди студенческой молодежи В целях совершенствования работы по этой проблематике целесообразно направить усилия специалистов СППС на повышение степени информированности педагогических работников и родителей о факторах суицидального риска, на создание благоприятного психологического климата в учреждении образования.

Важным направлением деятельности учреждений высшего образования является профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, реализация положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). В учреждениях высшего образования необходимо активизировать деятельность по созданию системы работы по поддержке студентов, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии со статьей 280 Кодекса Республики Беларусь об образовании поддержка студентов, находящихся в социально опасном положении, – комплекс мер, устанавливаемых государством и направленных на защиту прав и законных интересов студентов, находящихся в социально опасном положении.

Система соответствующей работы включает в себя:

реализацию государственной политики по поддержке студентов, находящихся в социально опасном положении;

выявление и учет студентов, находящихся в социально опасном положении;

реализацию программы воспитания учреждения высшего образования, плана защиты прав и законных интересов студентов, находящихся в социально опасном положении;

научно-методическое обеспечение программ воспитания;

координацию взаимодействия вуза с государственными организациями, ответственными за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь № 18, местными исполнительными и распорядительными органами,

иными организациями по поддержке студентов, находящихся в социально опасном положении.

В новом учебном году учреждениям высшего образования необходимо продолжить работу по взысканию расходов на содержание студентов, находящихся на государственном обеспечении, в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Организация работы отделов, учреждений образования по взысканию расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в соответствии с Декретами Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Специалистам СППС необходимо активизировать работу по созданию и совершенствованию собственных разделов на сайтах учреждений высшего образования, размещению популярных и полезных психолого-педагогических материалов, направленных на просвещение студентов, родителей, педагогической общественности.

Учреждениями высшего образования Республики Беларусь осуществляется планомерная работа по обеспечению системного развития физического воспитания и спорта студенческой молодежи, формированию здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

В новом учебном году учреждениям высшего образования необходимо направить усилия на реализацию положений Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 372), постановления коллегии Министерства образования и коллегии Министерства спорта и туризма от 26 апреля 2012 г. «Об организации студенческого спорта в Республике Беларусь».

С этой целью рекомендуется запланировать проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовой физической культуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья юношей и девушек: акции «Здоровый я – здоровая страна!», «Беларусь против табака», «Нет курению!», молодежный марафон «Формула Будущего: Молодежь + Здоровье», зимняя и летняя универсиады, круглогодичная спартакиада, дни здоровья и др. Более подробные рекомендации по организации и проведению физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в учреждениях высшего образования будут размещены на сайте Республиканского центра физического воспитания и спорта учащихся и студентов в августе текущего года (www.sporteducation.by).

Особое внимание в учреждениях высшего образования необходимо обратить на организацию работы по реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27), мероприятий Рабочего плана Министерства образования по реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 годы (утвержден Министром образования Республики Беларусь С.А.Маскевичем 17.02.2011 г.), Плана мероприятий по профилактике табакокурения в учреждениях образования на 2011-2015 годы (утвержден Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь А.И.Жуком 02.12.2011 г.), приказов Министерства образования Республики Беларусь от 27. 07. 2010 г. № 516 «Об организации работы по профилактике табакокурения в учреждениях образования Республики Беларусь», от 27.09.2011 Г. № 599 «О дополнительных мерах по профилактике и пресечению курения в учреждениях образования». С этой целью необходимо внести необходимые изменения в правила внутреннего распорядка, положения, договоры, контракты и иные правовые документы; практиковать дежурство молодежных отрядов охраны правопорядка, добровольных общественных дружин, «патрулей» из числа педагогических работников на территориях, прилегающих к учреждению высшего образования; при проведении мониторинга качества и эффективности идеологической и воспитательной работы анализировать вопросы распространенности табакокурения среди студентов вуза, а также эффективность проводимой профилактической работы; обеспечить проведение комплекса профилактических и пропагандистских мероприятий в рамках акции «Стоп-ТАБАК!».

Серьезную угрозу здоровью нации в целом представляет наркомания, которая, в свою очередь, предопределяет высокий уровень распространения ВИЧ-инфекции. В вузах страны целесообразно продолжить работу, направленную на формирование у студентов позитивных моделей поведения, культуры безопасной жизнедеятельности, реализацию Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Республике Беларусь на 2009-2013 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30. 10. 2008 г. № 1634), Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011–2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 269), мероприятий Рабочего плана Министерства образования по реализации Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 годы (утвержден 20.06.2011 г.).

В 2012-2013 учебном году целесообразно не только системно и аргументированно пропагандировать и всемерно утверждать ценности здорового образа жизни, но и разумно сочетать ограничительные и разъяснительные меры, индивидуальные и коллективные методы работы со студенческой молодежью, использовать моральные и материальные формы поощрения студентов, отказавшихся от вредных привычек.

Целесообразно также продолжить работу по воспитанию у студентов культуры безопасной жизнедеятельности; созданию условий безопасной жизнедеятельности студентов и педагогических работников, в том числе в местах компактного проживания обучающихся.

В последние годы в учреждениях высшего образования значительный импульс получили студенческое самоуправление, которое представлено работой старостатов, студенческих советов, советов общежитий, и молодежные организации и объединения, в число которых входят первичные организации ОО «БРСМ», профсоюзной организации студентов, другие молодежные объединения позитивной направленности. Однако серьезной проблемой является отсутствие четкого разграничения их функций.

Совершенствуя деятельность органов студенческого самоуправления и студенческих молодежных объединений, необходимо четко распределить обязанности между ними, исключить взаимное дублирование.

В целях активизации деятельности и эффективного функционирования студенческого самоуправления и молодежных объединений в вузах целесообразно в 2013 году провести конкурсы на лучшую учебную группу учреждения высшего образования.

Первичные организации ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» в учреждениях высшего образования работают в тесной связи и под непосредственным руководством местных районных организаций БРСМ; таким образом, большое количество мероприятий становятся не просто общевузовскими студенческими, а региональными молодежными. В целях поддержки и продвижения лидеров, развития лидерского движения, реализации социальных инициатив студенческого актива, идей и проектов, актуальных для социально-экономического развития страны, учреждениям высшего образования совместно с органами местного самоуправления необходимо активизировать работу по взаимодействию с представителями молодежных общественных организаций и объединений, в том числе и ОО «БРСМ», руководителями администраций местных исполнительных комитетов, другими заинтересованными лицами, активно включать студентов вузов в разработку молодежных проектов по основным направлениям развития города и села (архитектура, строительство, экология, культура, образование и т.д.).

Для вовлечения студенческой молодежи в систему общественных отношений, обеспечения активного участия молодых людей в развитии социального, общественного и экономического потенциала Республики Беларусь, поиска и реализации эффективных решений социально-экономического развития города учреждениям высшего образования г. Минска целесообразно принять участие в проекте «Минская смена: Лидер года», реализуемом Академией управления при Президенте Республики Беларусь совместно с отделом по делам молодежи Минского городского исполнительного комитета, а региональным вузам – в подобных региональных проектах.

В рамках реализации приказа Министерства образования Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 547 «О взаимодействии Министерства образования Республики Беларусь и ОО «БРСМ» в реализации государственной молодежной политики» необходимо применять единые подходы при планировании учреждением образования и первичной организацией ОО «БРСМ» воспитательной и идеологической работы; оказывать методическую и организационную поддержку деятельности молодежных общественных объединений; проводить целенаправленную работу по формированию у молодежи устойчивого позитивного представления об организации и др.

Рекомендуется также совершенствовать работу по вовлечению юношей и девушек в программы по развитию лидерства; привлечению молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности; развитию научного и художественного творчества студенческой молодежи; внедрению системы развивающих, ролевых игр и конкурсов по профилям деятельности и интересам студентов; развитию и совершенствованию деятельности студенческих организаций и объединений, поддержке и обучению их лидеров; расширению сферы деятельности студенческих советов факультетов, вуза, общежитий и др.

В целях развития творческого потенциала и поддержки студенческих инициатив в молодежной среде, создания условий для самореализации студентов в области общественной деятельности, науки, искусства и спорта, выявления лидеров в студенческой среде и развития лидерских качеств у студенческой молодежи Министерством образования совместно с Центральный комитетом ОО «БРСМ» с 1 сентября 2012 года запланировано проведение республиканского конкурса «Студент года-2012». Условия проведения республиканского конкурса будут размещены на сайте Министерства образования.

Уникальным проектом, который стартовал в декабре 2011 года в рамках проведения 41 съезда ОО «БРСМ» и получил поддержку со стороны Главы государства, является Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси». Данная акция направлена на выявление лучших инновационных идей в различных сферах социального и экономического развития страны (гражданско-патриотического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, развития предпринимательской деятельности, решения экономических проблем регионов), реализацию возможности продемонстрировать свою молодежную энергию и инициативу, талант и творческий потенциал, в том числе в виде одного из компонентов образовательного процесса, которым является научно-исследовательская работа студентов учреждений высшего образования. В целях совершенствования научно-исследовательской деятельности, развития и поддержки интеллектуальных и творческих возможностей студенческой молодежи, создания предпосылок для лучшей социальной и профессиональной адаптации в обществе, вузам страны необходимо направить усилия талантливых студентов на участие в реализации масштабных проектов города, района, страны и проведении в соответствующей сфере научно-исследовательской деятельности; плодотворное сотрудничество с ведущими предприятиями и учреждениями региона. Результаты комплексных исследований должны быть направлены на решение прикладных задач медицины, здравоохранения, биологии, химии, экологии, рационального природопользования, физической культуры и спорта и т.п. Программы развития студенческих инициатив в данном направлении должны быть ориентированы на кадровое обеспечение отраслей социальной сферы, а также развитие научных исследований и внедрение инновационных технологий.

Для интеллектуального развития студентов, расширения их кругозора, эрудиции, развития нестандартного мышления, способности оперативно решать поставленные перед ними задачи целесообразно активизировать деятельность студенческих научных обществ (СНО), студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ) и т.п. Особое внимание в данном направлении необходимо уделить исследовательской деятельности студентов в области охраны окружающей среды. Эта работа может быть организована на базе студенческих научно-исследовательских лабораторий, конструкторско-технологических и проектных бюро.

Для реализации молодежной инициативы в сфере образования, науки и предпринимательства в учреждениях высшего образования необходимо продолжить работу, направленную не только на формирование у студентов теоретических знаний и навыков по профилю своей специальности, а также на развитие экономического сознания, предпринимательского мышления, деловитости. С этой целью рекомендуется более активно внедрять в образовательный процесс современные образовательные технологии, инновационные педагогические методики, интерактивные формы (тренинги, деловые, сюжетно-ролевые игры, дискуссии), продолжить практику создания бизнес-площадок, фондов студенческих проектов, организовывать и проводить мероприятия по популяризации предпринимательства в молодежной среде как поведенческой модели и жизненной стратегии: фестивали, конкурсы («Лидер года»), направленные на выявление молодежных лидеров; турниры, акции, конкурс проектов по развитию позитивных общественно значимых молодежных инициатив, которые соответствуют направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь.

В целях поддержки молодежных инициатив, развития студенческого творчества в учреждениях высшего образования необходимо продолжить работу по проведению конкурсов молодежных проектов, являющихся составной частью уже ставшего традиционным республиканского конкурса, проводимого раз в два года.

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей юношей и девушек, удовлетворение индивидуальных потребностей студенческой молодежи в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию (ст. 228 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования осуществляется в объединениях по интересам, к которым относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество студентов (методические 19

рекомендации по организации дополнительного образования детей и молодежи будут размещены на сайте Министерства образования в июле текущего года www//minedu.unibel.by)

Трудоустройство и организация временной занятости молодежи – одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики в Республике Беларусь. Наиболее эффективной и привлекательной формой работы, позволяющей совместить молодым людям отдых и трудовую деятельность в летний период, являются студотряды и волонтерское движение. Сегодня в Республике Беларусь для этого созданы все условия. Обновлена законодательная база по вопросам организации временной занятости молодежи: 16 апреля 2012 года вышел Указ Президента Республики Беларусь № 181 «Об организации деятельности студенческих отрядов на территории Республики Беларусь», постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 июня 2012 года № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности студенческих отрядов».

Ежегодно Советом Министров утверждается Перечень объектов (видов и объемов работ), на которых студенческие отряды вправе осуществлять свою деятельность. Местными исполнительными комитетами создаются штабы по координации деятельности студенческих отрядов. Учреждением высшего образования для участников студенческих отрядов вуза при необходимости предоставляется возможность досрочной сдачи экзаменов, зачетов, прохождения других форм текущей аттестации.

Сегодня в молодежной среде появляются новые ценности, связанные с рыночной экономикой, построением карьеры, стремлением открыть свое дело, быть успешным в бизнесе и др. Поэтому в основу концепции работы со студенческой молодежью в этом направлении необходимо поставить занятость молодежи, занятость активную, творческую, заинтересованную в реализации своих потенциальных возможностей и материальных потребностей, направленную на развитие различных форм самоокупаемости.

Практика работы учреждений высшего образования показывает, что приоритетную роль в реализации поставленных задач играет куратор учебной группы.

Куратор – профессионал-педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности в учебной группе, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого студента.

Основными требованиями к работе и личности куратора являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.

Функции и обязанности куратора учебной группы разнообразны: это педагог, воспитатель, менеджер, специалист, партнер в своей группе.

Залогом успеха кураторской работы является заинтересованность администрации учреждения образования, которая относится сегодня к этому виду деятельности как к формальным обязанностям преподавателя. В этой связи необходимо выработать механизмы подбора кураторов из числа наиболее подготовленных преподавателей, административные меры по мотивации кураторов, механизмы эффективного обучения и контроля их деятельности, обеспечить заинтересованность кураторов в добросовестном выполнении своих обязанностей.

С целью совершенствования идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования необходимо обратить особое внимание на организацию учебы кураторов, оказание им психолого-педагогической и методической помощи в организации идеологической и воспитательной работы, активизировать работу факультетских советов кураторов.

Содержание и результаты идеологической и воспитательной работы отражаются в Журнале куратора учебной группы.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» в должностные инструкции всех педагогических работников учреждений высшего образования включены вопросы организации идеологической и воспитательной работы.

Для повышения качества подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров в области воспитания необходима координация деятельности вузов с различными социальными институтами, методическими центрами; проведение научно-практических конференций, методических семинаров, совещаний, обмена опытом работы. Значительная роль в реализации данной задачи отводится государственному учреждению образования «Республиканский институт высшей школы» (http://www.nihe.by), институтам повышения квалификации работников образования, а также Академии управления при Президенте Республики Беларусь, где повышение квалификации и переподготовку по вопросам идеологической и воспитательной работы осуществляет кафедра философских наук и идеологической работы (зав. кафедрой – В.И.Чуешов; тел. 222-83-57).



В целях повышения качественного уровня воспитательного процесса, изучения и обобщения положительного педагогического опыта идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования в апреле 2013 года запланировано проведений юбилейной XV Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі».

страница 1

Смотрите также: