Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ГУО «Богушевская средняя школа № 2
Сенненского района»

Подготовила зам. директора

по УР Козлова С.И.

Интерактивные приёмы и методы в образовательном процессе

Учить, развивать, воспитывать - цель, которую ставит перед собой каждый учитель. Педагогическая наука находится в постоянном поиске новых форм и методов, способных повысить интерес обучающихся к учебе и тем самым влиять на эффективность процесса обучения. Различают несколько моделей обучения:

1) пассивную, где обучаемый находится в роли "объекта" обучения (слушает, смотрит);

2) активную - обучаемый выступает "субъектом" обучения, выполняет творческие задания, различные виды самостоятельной работы;

3) интерактивную - обучаемый становится субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения, исключается доминирование кого-либо из участников или какой-либо идеи.

Использование интерактивной модели обучения означает организацию совместной деятельности, где каждый вносит свой посильный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности, предусматривается совместное решение проблем, моделирование жизненных ситуаций. Организуется индивидуальная, парная, групповая работа, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Понятие "интерактивный" происходит от английских слов interact - взаимный, act - действовать. Кашлев С. С. в книге "Технология интерактивного обучения" определил интерактивные методы как "способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития" 3, с. 18]. Таким образом, использование интерактивных методов в образовательном процессе характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, усиленным педагогическим взаимодействием, взаимовлиянием, непосредственной межличностной коммуникацией, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, позитивности, свободы выбора, создании ситуации успеха, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается образовательное пространство, которое характеризуется открытостью, позитивным общением участников взаимодействия, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Учитель выполняет функцию помощника в работе, только одного из источников информации, создает условия инициативы обучаемых, ведёт участников обучения к самостоятельному поиску. Целенаправленное, системное использование интерактивных методов в учебно-воспитательном процессе создает оптимальные условия для развития участников образовательного процесса: учащихся и учителя.

По ведущей функции в педагогическом взаимодействии Кашлев С. С. классифицирует интерактивные методы:

1) коммуникации;

2) обмена деятельностями;

3) смыслотворчества;

4) рефлексивной деятельности. 3, с. 23]

С целью организации позитивного педагогического взаимодействия, самоактуализации учащихся, оперативного включения в совместную работу использую метод "Заверши фразу", например, "Сегодня на уроке я хочу узнать ...", "А знаете ли вы, что ...", "Быть гражданином значит ...", "Беларусь в XXI в. - это страна ...", "Государство - это ...", "Современная молодёжь ...". Этот метод позволяет включить учащихся в работу по осмыслению темы урока, обсуждаемой проблемы. На первых уроках при знакомстве с классом для создания благоприятной атмосферы целесообразным является метод "Аллитерация имени", "Подари цветок".

Доминирующим видом деятельности среди методов обмена деятельности является организация групповой работы, при которой участники группы определяются с целями деятельности, порядком и условиями работы, выполняют предметные действия в определенной последовательности, по окончании - анализируют её ход и результаты.

Для работы с текстом параграфа можно использовать метод «Шпаргалка», когда учащиеся делятся на 2 группы, каждая группа получает свой объем текста, по которому пишет шпаргалку (схема, тезисы, логико-смысловая модель), затем передает их учащимся второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.

Метод "Лучший ответ на лучший вопрос" позволяет группе не только самостоятельно изучить текст, составить вопросы, ответить на них, но и определить лучших в номинации "Самый точный ответ", "Самый умный вопрос/ответ", "Самый полный ответ".

Методы обмена деятельности "Перекрестные группы", "1 х 2 х 4", "Круглый стол" позволяют обсуждать проблемные вопросы обществоведения, такие как "Эффективные мероприятия улучшения демографической ситуации", «Гендерные проблемы в современном мире», "В чём заключается социальная справедливость?", "Сущность инновационного пути развития" и др.

Методы мыследеятельности направлены на выполнение учащимися таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, основаны на обмене мыслительными деятельностями между участниками образовательного процесса.

Метод "Цепочки" позволяет развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи. Группа учащихся получает карточки с понятиями или явлениями, из которых собирает последовательную цепочку, а затем объясняет логику её построения. Метод "Ранжирования" развивает аналитическую культуру, т. к. учащимся необходимо не только расположить понятия, явления, причины по значимости в порядке убывания, возрастания, но и объяснить свой выбор, высказав своё мнение участникам. На уроках обобщения метод "Алфавит позволяет активизировать память и всем участникам во взаимодействии раскрыть смысл изучаемого понятия, процесса.

Работать над историческими понятиями поможет метод "Словарь". Учащимся предлагается дать определение терминам, записать их на листе бумаги, указав свою фамилию ("Словарь Иванова"), после анализа всех "словарей" выбирается тот, в котором даны наиболее точные определения.

К интерактивным методам смыслотворчества относятся "Заверши фразу", "Ассоциации", "Работа с понятиями", "Интеллектуальные качели", "Минута говорения", "Аллитерация понятия" и др.

Смыслотворчество означает приращение личностью своего индивидуального смысла. Понимание и смысл тесно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. В структуре смыслотворчества Кашлев С. С. выделяет следующие компоненты: смысловосприятие, смыслопонимание, формулировка, представление, обмен индивидуальными смыслами, обобщение, рефлексия, а затем изменение смысла через выполнение участниками взаимодействия различных творческих заданий.

Наиболее приемлемыми на учебных занятиях является метод "Ассоциации", "Минута говорения", "Аллитерация понятия". Для развития творческих способностей учащихся применяется метод проектов, который позволяет формировать исследовательские, прогностические, аналитические, коммуникативные навыки у учащихся и педагогов, которые курируют проекты.

К методам рефлексивной деятельности относятся "Острова", "Заверши фразу", "Рефлексивный круг", "Ключевое слово" и другие. Понятие рефлексии вошло активно в педагогическую практику в последнее десятилетие и связано с размышлением о самом себе, внутреннем состоянии, мыслях, эмоциях, анализе собственных действий. Так как приоритетом педагогического процесса является развитие участников образовательного процесса, то создание условий для развития, саморазвития учащихся и педагога является сутью педагогического процесса. Развитие - это процесс внутренний, поэтому сам субъект даёт оценку своему развитию, приращению через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ, т. е. рефлексию. В основном мы научились проводить эмоциональную рефлексию, следующим этапом в её осуществлении должна стать деятельностная рефлексия.

Интерактивные приёмы и методы, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении формируются устойчивый интерес к познанию, оживляют атмосферу занятия, снимают напряжение, активизируют учащихся, приближают учёбу к жизненным ситуациям, формируют навыки учебной деятельности, создают позитивное образовательное пространство.



Литература

1. Богданович, О. Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса./ О. Н. Богданович. - Мозырь.: Белый ветер, 2009 - 102 с.

2. Запрудский, Н. И. овременные школьные технологии - 2./ Н. И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2010 - 251 с.

3. Кашлев, С. С. Технлогия интерактивного обучения./ С. С. Кашлев. - Минск: Белоруский верасень, 2005 - 196 с.





страница 1

Смотрите также: