Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13

2.2 Формирование и развитие денежно-кредитной политики в Республике Казахстан

Денежная система представляет собой регулируемую общегосударствен-ными законами организацию денежного обращения в стране. Денежная система в Республике Казахстан организована в соответствии с Указом Президента Республики № 2155, имеющим силу закона «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 г.


Рассмотрим в ретроспективе эволюцию денежной системы в Казахстане и проводимые реформы денежной системы. Необходимость проведения денежной реформы в дорево­люционном Казахстане была обусловлена тем, что денежной реформой 1895-1897 гг. была введена система золотого монометаллизма с золотомонетным обра­щением. В обращении находились золотая, серебряная и медная монеты. Основным видом, денежных знаков были кредитные биле­ты Государственного банка, которые на 92% были обеспечены золо­том. Основная часть денежной массы состояла из номинальных средств обращения, которые беспрепятственно разменивались недействительные деньги - золотые монеты - и поэтому пользова­лись доверием населения. Летом 1917 г. Временное правительство выпустило новые де­нежные знаки достоинством 20 и 40 руб., похожие на бутылочные этикетки, которые в народе получили наименование "керенки". По­мимо кредитных билетов и "керенок" Временное правительство усиленно внедряло в обращение разного рода суррогаты: кратко­срочные обязательства государственного казначейства, купоны займов.

Для покрытия государственных расходов правительство выпу­скало бумажные деньги, главным образом в крупных купюрах. В роли мелких денег выступали различного рода чеки, бонны, марки и другие денежные суррогаты. Начался процесс распада денежной системы России в целом, а значит и Казахстана.

После Октябрьской революции состояние денежного обраще­ния еще более ухудшилось. За 3 года (1913-1920) масса бумажных денег в обращении увеличилась почти в 48 раз. Деньги обесценились в 10 тысяч раз. В 1919 г. были выпущены первые советские государственные билеты, затеи расчетные знаки РСФСР, получившие в народе название совзнаков. Был разpeшен выпуск местных денежных знаков, в Туркестане, на Северном Кавказе, в Закавказье, на Дальнем Востоке и др. Денежная масса стала очень разнообразной. Местные денежные знаки выпускались в Семирече, в городе Вер­ном (ныне Алматы). Семиреченские кредитные билеты были обеспе­чены опием, хранящимся в Государственном банке, и всем достоянием области Семиречья. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне кpeдитного билета. В мировой практике не было таких аналогов. Однако это не смогло укрепить финансовое состояние. "Верненский рубль" продолжал обесцениваться с каж­дым днем.

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции свои деньги печатали и интервенты, иностранные и белогвардей­ские "правительства". они имели разный курс и быстро обесцени­вались.

Результатом повсеместного и сильного обесценивания денег яви­лась натурализация хозяйственных отношений и вытеснение денег из оборота. С конца 1920 г. начинается бесплатная выдача "трудо­вых пайков". На Х съезде РКП(б), состоявшимся в марте 1921 г. была принята новая экономическая политика (НЭП). Замена продразверстки продналогом позволила крестьянам после уплаты налога государ­ству продавать излишки своих продуктов на рынках. Стали разви­ваться рыночные отношения между городом и деревней. Был разрешен допуск частного капитале в тopгoвлю и мелкую промышленность.

Постепенно восстанавливалась денежная форма оплаты тру­да. Если весной 1921 г. денежная заработная плата составляла вceгo 10%, то в первом квартале 1923 г. - свыше 80% общего фонда оплаты труда. Это стало возможным благодаря денежной реформе.

В октябре 1921 г. был организован Государственный банк РСФСР с учреждениями в союзных республиках, который сразу стал единым эмиссионным центром страны. Особой задачей Госбан­ка была подготовка к проведению денежной реформы.

Экономическими предпосылками к проведению денежной ре­формы явилось некоторое улучшение хозяйственного положения в результате проведения НЭПа: увеличился объем продукции раз­личных отраслей промышленности, повысилась производитель­ность труда, выросло производство важнейших продуктов сельского хозяйства (зерна, хлопка), увеличился товарооборот.

Другая предпосылка для нормального денежного обращения в товарном хозяйстве - ЭТО золотое обеспечение денег. С 1.01.22 г. по 1.01.23 г. золотовалютные резервы Госбанка увеличились с 6,7 млн. руб. до 31 млн. руб. В апреле 1922 г. было разрешено свободное распо­ряжение драгоценными металлами и камнями, которые раньше население обязано было сдавать государству. Монопольное право на покупку и продажу монет из драгоценных металлов и иностран­ной валюты было сохранено за Госбанком.

Важнейшим шагом по пути к упорядочению денежного обра­щения стал выпуск государственных денежных знаков образца 1922 г. Один рубль этого выпуска приравнивался к 10 тысячам рублей предыдущих выпусков. Денежная реформа прово­дилась в два этапа. Декретами Совнаркома от 25 июля и 11 октября1922 г. Госбанку было предоставлено право выпуска банковских билетов достоинством 1, 2, 3, 5,10, 25 и 50 червонцев. Один червонец был приравнен к 10 руб. в довоенной золотой монете (7,74234 г. золота). Выпуск червонцев производился Госбанком при выдаче ссуд предприятиям под вексельное и товарное обеспечение. Это позволило увязать выпуск червонцев с потребностями товарного обращения.

Кредитный характер эмиссии червонцев служил основой их возврата в банк при погашении ссуды. Кроме векселей и товарно-материальных ценностей червонцы на 25% от суммы эмиссии были обеспечены золотом и иностранной валютой. Банковские билеты не обменивались на золото, но банк постоянно следил за курсом червонцев в золотых рубля, регулировал эмиссиию и производил покупку и продажу червонцев с тем, чтобы поддерживать их курс на уровне паритета: 10 руб. золотом. Червонец был единственной за всю историю советского государства твердой и полностью конвертируемой валютой.

Червонцы были крупными деньгами и обслуживали в основном оптовый хозяйственный оборот. Совзнаки, несмотря на свою высокую нарицательную стоимость, реально в золотом исчислении представляли собой мелкие доли копеек и обращались в мелком розничном и рыночном обороте. По существу в стране образовалась система параллельного обращения двух валют: червонцев, выпускаемых Госбанком при кредитовании, и совзнаков, выпускаемых Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита.

Параллельное обращение двух валют отрицательно сказывалось на положении населения и экономике страны. Стремительные темпы обесценения совзнаков создали острый недостаток в средних и мелких (по реальной ценности) купюрах. В качестве мелких денег выпускались различного рода денежные суррогаты, выраженные в твердой валюте.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб стране - 679 млрд. руб., только прямые военные расходы составили 551,1 млрд. руб. (по довоенным ценам). Резкое сокращение производства и объема реализации товаров народного потребления сократило доходы, государственного бюд­жета. В то же время военные расходы значительно возросли. Для их покрытия кроме подоходного налога с населения были введены военный налог, налог на бездетных, малосемейных и одиноких граждан. Среди населения широко развернулась подписка на мас­совые государственные займы и добровольные взносы на создание военной техники. Всего за годы войны от населения поступило 270 млрд. руб., или 25,4% государственных доходов.

Бюджетный дефицит покрывался за счет эмиссии. Денежная масса в обращении увеличивалась при сокращении объема произ­водства. Это вело к росту цен на неорганизованном (колхозном) рынке. В государственной торговле были сохранены довоенные це­ны на предметы потребления. Это было достигнуто путем введения карточной системы продажи товаров народного потребления. По­купательная способность рубля падала.

Денежная реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы. После ее проведения полностью сохранилась та структура денежного обращения, которая существовала до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Государственного банка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах.

Реформа укрепила денежную систему страны и повысила значение всех функций денег. Она в очередной раз позволила сохранить в течение нескольких последующих лет неустойчивое равновесие между платежеспособным спросом и предложением в потребительской сфере. Однако уже в начале пятидесятых годов оно было нарушено из-за непродуманной политики снижения розничных цен.

В целях сдерживания роста массы денег в обращении из заработной платы всех категорий работающего населения удерживалось 10% на оплату облигаций займов "восстановления и развития народного хозяйства".

Правительство признало необходимым повысить официальный курс рубля в отношении иностранных валют и перевести его исчисление на золотую базу. До этого курс рубля в отношении иностранных валют устанавливался не непосредственно на базе золота, а на базе какой-либо одной иностранной валюты, имеющей фиксированное золотое содержание и обмениваемой на золото.

Первоначально в качестве базы для определения курса рубля был принят французский фpaнк, поскольку валюта Франции, возглавлявшей так называемый золотой блок", имела твердое золотое содержание, а доллар и фунт стерлингов были девальвированы в 1931-1933 гг. Однако в октябре 1936 г. французский франк также был девальвирован, курс его значительно понизился. С 1937 г. было введено исчисление курса рубля на базе доллара США в соотношении 1 доллар - 5 руб. 30 коп.

С 1 марта 1950 г. правительством было установлено золотое содержание рубля (масштаб цен) в 0,222l68 г чистого золота. Исходя из этого фиксированного золотого содержания рубля, и стали определять курс в отношении иностранных валют. Повышение курса рубля в иностранных валютах имело важное значение. Твердо фиксированное золотое содержание рубля расширило его использование в международных расчетах.

На протяжении десятилетия после перевода курса рубля на золотую базу (1950-1960 гг.) гигантски выросли денежные обороты страны, размеры государственного бюджета, а также объемы (в денежном выражении) производства, национального дохода и т.д. Многие показатели экономической деятельности были выражены в сотнях миллиардов и триллионах рублей. Счет в таких больших суммах осложнял практическую работу финансово-банковских и хозяйственных органов. Масштаб ценно казался слишком мелким. Поэтому правительство приняло решение укрупнить масштаб цен в 10 раз, повысить золотое содержание рубля и заменить находившиеся в обращении деньги новыми.

С января 1961 г. в обращение были выпушены денежные билеты нового образца: казначейские государственные билеты достоинством 1 , 3, 5 руб. и билеты государственного банка (банкноты) достоинством 10, 25, 50 и 100 руб., а также разменная монета 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 коп. Денежные билеты и разменные монеты старого образца обменивались на новые по соотношению 1: 10. Монеты достоинством 1, 2, 3, 5 коп. обмену не подлежали и остались в обращении по номиналу.

Укрупнение масштаба цен упростило счет денег и техническое обслуживание их обращения. Из-за меньшего формата денежных билетов они стали удобнее в обращении.

Одновременно с укрупнением масштаба цен было повышено золотое содержание рубля и его курс по отношению к иностранным валютам.

Новое золотое содержание рубля выравнивало официальную мировую цену золота, выраженную в рублях, с ценами на товары и устранило необходимость сложных перерасчетов во внешней торговле с гocударственным бюджетом.

С образованием в 1964 г. Международного банка экономическо­го сотрудничества был введен переводной рубль - условная денеж­ная единица, применяемая для многосторонних клиринговых расчетов между странами СЭВ до1991 г.

После распада СССР советская валюта - рубль, - была унас­ледована на первом этапе независимого развития всеми постсовет­cкими государствами. В силу ряда причин, прежде всего, политического характера, обусловленных стремлением новых государств к политической независимости, а также невозможность в условиях перехода от модели социали­стической директивной экономики к рыночной быстрой унифика­ции законодательства, сохранение единой валютной (рублевой) зовы было обречено на неудачу.

Процесс денежной дезинтеграции после распада СССР прохо­дил очень сложно и закончился введением всеми постсоветскими государствами собственных национальных валют.

Уже сразу поcле объявления суверенитета республиками СССР все 15 национальных банков независимоо дpyг oт дpyгa выступали в роли центральных банков. Одним из последствий такого положе­ния стала кредитная экспансия.

12 ноября 1993 г. Президент Республики Казахстан подписал указ «О ведении национальной валюты Республики Казахстан». Этим указом с 8 ч. 15 ноябpя была введена национальная валюта - тeнгe. Обмен казначейских и бaнкoвских билетов Госбанка СССР и банка России образца 1961-1992 гг.на тeнег был завершен к 18 часам 20 ноябpя. Обмен наличных рублей, а также рублевые счета, вклады и обязатeльcтвa обменивались на тенге по обменному курсу 1 тeнге за 500 руб.

Все граждане Республики Казахстан старше 16 лет могли обменять сумму в пределах 100 тыс. руб. Обмен производился только один раз, о чем делалась отметка в паспорте. Суммы свыше 100 тыс. руб. зачислялись в тeнгe на специальный лицевой счет в банке без права использования срок до 6 мес. Законность происхождения этих сверх ликвидных средств рассматривалась специальной комиссией. По решению комиссии эти средства могли быть разблокированы досрочно.

С 15 до 18 ноября 1993 г. население могло рассчитываться и тeнгe и рублях. Поэтому выручка юридических лиц, а также лиц, осуществляющих розничную торговлю и оказание платных услуг населению, принималась банками ежедневно. В балансах пpeдприятий рублевые активы и пассивы были пересчитаны в тeнге 15-16 ноября 1993 г. В период обмена наличных денег пересчета активов и пассивов банки не проводили операции с клиентурой. Успешное введение собственной национальной валюты в Казахстане требует дальнейшего обеспечения его внутренней и внешней устойчивости.

На сегодняшний день Национальный Банк Республики Казахстан согласно закона является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.

Денежно-кредитная политика осуществляется в Республике Казахстан путем установления:


  • официальной ставки рефинансирования;

  • уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

  • нормативов минимальных обязательных резервов (резервных требований);

  • в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

  • В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

  • предоставление займов;

  • прием депозитов;

  • валютные интервенции;

  • выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

  • покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

  • переучет коммерческих векселей;

  • и другие операции по решению Правления НБРК.

К инструментам денежно-кредитной политики также относятся и краткосрочные ноты Нацбанка, предназначенные для регулирования денежной массы в обращении. Порядок размещения, обращения и погашения краткосрочных нот Национального Банка РК описан в Правилах выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот, Правилах размещения, обращения и погашения краткосрочных валютных нот Национального Банка РК. Также Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно-кредитной политики.

В целях регулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным Банком Казахстана используется механизм резервных требований.

Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40 процентов. В исключительных случаях Национальный Банк Казахстана вправе вводить резервные требования на прирост обязательств. Изменение норматива минимальных обязательных резервов вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения. При нарушении норматива минимальных обязательных резервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф в размере, устанавливаемом законодательными актами Республики Казахстан. При прекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный срок возвращает банку зарезервированные в Национальном Банке Казахстана средства.

Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.

Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики. Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики. Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются НБРК. Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана. Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.

Валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно-кредитной политики.

Порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты привлечения депозитов определяются НБРК, он вправе привлекать депозиты как в национальной, так и в иностранной валюте.

Национальный Банк Казахстана устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету НБРК.

Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения (интереса), прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.



страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11 | страница 12 | страница 13

Смотрите также: