страница 1
Исследовательская практика учащихся начальных классов
Методист начального обучения
отдела образования администрации
Первомайского района Новикова В.П.
Начальная школа – это крепкий союз детей и взрослых, объединенных общими целями и разнообразной деятельностью.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
(А. Дистервег). Именно в этом мы видим ценность труда современного учителя начальных классов, который стремится использовать познавательные интересы младших школьников как стимуляторы их интеллектуального и творческого развития. В учреждениях образования Первомайского района постоянно проводится целенаправленная работа по оптимизации образовательного процесса в начальной школе, созданию условий для личностного развития каждого ученика. Наряду с традиционными методами обучения мы сегодня отдаем предпочтение активным методам познания, когда учитель не просто дает готовые знания, а помогает ребенку учиться и развиваться, создаёт такие условия, при которых ученик сам исследует учебный материал, формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
Педагогические коллективы имеют богатые традиции, большой практический опыт по развитию познавательной активности учащихся и достигли существенных результатов в работе с одаренными детьми.
Благодаря творческому отношению к своей профессии учителями именно начальной школы за последнее десятилетие было реализовано множество инновационных проектов, направленных на совершенствование урока, развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников: например, подготовили тренеров и несколько лет работали в системе РО Эльконина-Давыдова (гимн. № 8). В 1996 году открыли несколько классов, обучающихся по модели «Шаг за шагом». На данный момент их функционирует 12 (СШ № 12, 23, 35, гимн. № 5, 7, 8). Большой опыт накоплен в учреждениях образования по использованию информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе и управленческой деятельности, Дальтон-технологии (СШ 42, гимн. № 7), методов проектного, коллективного обучения, ТРИЗ-технологии, технологии развития критического мышления. В последние годы в методической работе с педагогами акцент делается на практическое использование исследовательского подхода в обучении младших школьников, активных и интерактивных методов обучения и т.д.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, а как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
В 2011/2012 учебном году в районе действует всего 52 методических формирования. Обучение учителей начальных классов в межкурсовой период осуществляется в ШППО, творческой лаборатории «Шаг за шагом», мастер-классе по проблеме «Учебное исследование как основа развития познавательных потребностей младших школьников», МО учителей 1-х классов, МО воспитателей ГПД, семинаре заместителей директора по УР.
По необходимости работают временные профессиональные объединения: консультативная группа, группа диагностики и прогнозирования, группы взаимодействия, которые осуществляют практическую разработку трудных тем учебной программы, семинаров, мероприятий с учащимися (научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы) и т.д.
Через УМК и ИРО ведется активная работа по обмену опытом и систематизации наработанных материалов.
Эффективной формой пропаганды передового педагогического опыта, выявления талантливых педагогов стали ежегодные конкурсы педагогического мастерства: «Самый «классный» классный», «Воспитатель года», «Лучший педагог-социальный», «Лучший учитель физкультуры», «Учитель года», а так же конкурсы видеоуроков: «Я иду на факультативное занятие», «Иду на урок», «Урок – исследование».
Чтобы повысить исследовательскую культуру самих педагогов, организована целенаправленная учеба. С 2010 в рамках районной ШППО провели ряд обучающих семинаров на базе учреждений образования по теме «От мыслительных умений – к исследовательским навыкам», где в ходе деловых игр, мастер-классов, тренингов, моделирования, наблюдения уроков и факультативных занятий учили педагогов практическому применению исследовательского подхода в обучении младших школьников.
19 учителей начальных классов в 2011 году обучили на курсах повышения квалификации по проблеме «Методологические и содержательные аспекты исследовательской деятельности» на базе областного ИРО г. Витебска.
Многие учителя начальных классов способны организовать учебное исследование практически на всех уроках, хотя наиболее предпочитаемые предметы: «Человек и мир», русский язык и литературное чтение, технология. Часто такие уроки проводятся в нетрадиционной форме:
- урок – исследование;
- урок – проект;
- урок – презентация;
- урок – экскурсия;
- урок – лаборатория и др.
Формирование исследовательской культуры учеников мы осуществляем постепенно, поэтапно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Начинаем работу с первого класса. Шестилетние дети самые любознательные, поэтому задача учителя различными видами деятельности, в частности игровыми, поддержать исследовательскую активность первоклассников, развивать умение ставить вопросы, находить проблему, высказывать предположения, наблюдать, сравнивать, выделять главное, т.е. активно развивать мыслительные процессы.
Во втором классе расширяем представления об особенностях деятельности исследователя. Акцент делаем на поддержании инициативы, активности и самостоятельности школьников. Учим находить тему мини- исследования, вести учебную дискуссию, искать пути решения проблемы, работать с информацией, анализировать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования, выступать с сообщениями.
В третьем и четвёртом классах мы продолжаем обогащать исследовательский опыт учащихся через уроки-исследования, коллективное и индивидуальное выполнение и защиту исследовательских работ, наблюдение, участие в творческих и учебных проектах, анкетирование и другие формы работы. В системе методов обучения важное место отводим практическим методам, в частности эксперименту, опыту, что существенно повышает эффективность образовательного процесса. Проводя такие работы, как переливание, взвешивание, смешивание, измерение, деление и многое другое, ученики реально становятся маленькими исследователями. Именно на таких уроках формируется творческое мышление, рациональные приемы умственной деятельности, а главное инициатива и самостоятельность в принятии конкретных решений.
Кроме урочной, большие возможности для проведения системной работы с учащимися предоставляет внеурочная исследовательская деятельность, которая в учреждениях образования района осуществляется через факультативные занятия, кружковую работу.
Самым высоким уровнем проявления исследовательской культуры учащихся начальных классов является участие в работе школьного научного общества. Всего в 2011/2012 учебном году в учреждениях образования района функционирует 32 научных общества. Из них 10 для учащихся начальных классов. Еще в 10 учреждениях – младшие школьники являются членами общешкольных научных обществ. Под руководством учителей, родителей 320 учащихся занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью, получают новые личностно значимые знания, которыми естественно хочется поделиться с другими. Такую возможность предоставляет ежегодная научно-практическая конференция для учащихся начальной школы «Мои первые шаги в науку».
Выступления младших школьников на научно-практических конференциях убеждают в том, что уже с начальной школы можно эффективно заниматься исследовательской работой. Задача педагога – создать условия для развития познавательного интереса, сформировать навыки исследовательской деятельности.
страница 1
|