страница 1 Рекомендации
по организации безотметочного обучения
учащихся третьих классов по учебному предмету
«Физическая культура и здоровье»
Контроль и оценка уровня учебных достижений учащихся 3-их классов по предмету «Физическая культура и здоровье» в рамках безотметочного обучения осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметки. На уроках используется словесно-содержательная оценка результатов учебной деятельности учащихся. Безотметочное обучение физической культуре и здоровью предполагает гармоничное сочетание внешней и внутренней оценки. Внешняя оценка осуществляется учителем и одноклассниками, внутренняя оценка – самими учащимися. Это позволяет устранить психологический дискомфорт у школьников, связанный с получением неудовлетворительной отметки, способствует формированию адекватной самооценки у учащихся 3-их классов, развивает элементы самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.
Приоритетная ориентировка на учебно-двигательную деятельность также диктует особые требования к оцениванию учебных достижений учащихся. Оценивание должно носить стимулирующий характер, поддерживать интерес к изучению предмета, способствовать развитию творческих двигательных способностей учащихся. Кроме того, учителем должен оцениваться не только конечный результат учебно-двигательной деятельности (физкультурные знания, двигательные умения и навыки, физические качества), но и результат познавательной и физкультурной деятельности учащихся на уроке (процессуально-ситуативный аспект).
Содержание образования по предмету «Физическая культура и здоровье» в третьем классе включает три компонента: формирование физкультурных знаний и инструктивно-методических умений и навыков, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Оцениванию подвергаются все три компонента, однако уровень учебных достижений по второму направлению играет решающую роль (усвоение двигательных умений и навыков). Оценка может быть внешней (со стороны учителя и других учащихся) и внутренней (осуществляется самим ребенком). Контроль по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» может осуществляться в начале учебного года (предварительный контроль); на каждом уроке (текущий поурочный), по изучению отдельной темы, раздела (текущий тематический); по окончанию четверти, полугодия (промежуточный); по итогам года (итоговый).
1. Предварительный контроль – позволяет выявить уровень физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, физических качеств учащихся перед началом изучения нового материала и устранить пробелы в имеющихся знаниях, двигательных умениях и навыках, физических качествах. Базой для обучения по предмету «Физическая культура и здоровье» в 3-м классе являются физкультурные знания, двигательные умения и навыки, физические качества, усвоенные во 2-м классе. Критерии для предварительного контроля могут быть составлены учителем физической культуры на основе содержания учебного материала программы по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (2009 г.) для II класса.
2. Текущий контроль – осуществляется на каждом уроке физической культуры (поурочный) или по изучению отдельной темы, раздела (тематический).
2.1. Поурочный контроль позволяет оценить качество физкультурных знаний, инструктивно-методических умений и навыков, двигательных умений и навыков, уровень развития физических качеств на каждом уроке в соответствии с годовым и поурочным планом на четверть. При данном виде контроля контрольно-оценочная деятельность учителя сводится к вычленению из целей и задач конкретного урока критериев для содержательного контроля и оценки.
2.2. Тематический контроль позволяет оценить уровень учебных достижений по окончанию изучения темы или раздела. Структура и содержание учебной программы, а также примерное планирование по предмету «Физическая культура и здоровье» предусматривают следующие основные темы, совпадающие (в большинстве своём) с классической тематикой четвертей. Первая четверть отведена для изучения темы «Легкая атлетика», вторая – «Гимнастика», третья – «Лыжная подготовка», четвертая – «Легкая атлетика». Физкультурные знания, инструктивно-методические умения, плавание, подвижные и элементы спортивных игр используются в каждой четверти, исходя из условий и по мере необходимости для качественной организации учебного процесса.
В связи с тем, что планирование является примерным, учитель может менять последовательность уроков и корректировать время на изучение отдельных тем, однако критерии для оценки учебных достижений учащихся остаются неизменными. Фиксацию учебных достижений следует осуществлять в форме специальных таблиц, в которые внесены критерии для содержательного контроля и оценки. Процесс обучения по каждому компоненту учебного материала осуществляется в соответствии с его специфическими закономерностями.
Таблицы для фиксации учебных достижений имеются у учителя и в адаптированной форме у каждого учащегося. Учитель фиксирует успеваемость каждого учащегося класса. Учащийся имеет возможность оценить себя самостоятельно. В конце изучения тематического блока учитель собирает таблицы учащихся для сверки объективности оценки. При наличии расхождений в оценке учителя и учащегося проводится беседа с целью выявления объективности оценки учебных достижений. В соответствии со спецификой учебного предмета «Физическая культура и здоровье» возможен вариант того, что учащиеся не заполняют таблицы самооценки. В этом случае процесс оценивания осуществляется в соответствии с принятым положением о безотметочном обучении.
Оценка эмоционально-ценностных отношений может производиться опосредованно, об уровне их сформированности свидетельствуют особенности мотивационно-потребностной сферы личности учащегося: положительное эмоциональное отношение к урокам физической культуры и здоровья, заинтересованность двигательной деятельностью, самостоятельная творческая двигательная деятельность во внеклассной и внешкольной работе, посещение спортивных мероприятий, секций и др.
3. Итоговый контроль – осуществляется по окончании учебного года. Критерии разрабатываются учителем на основе содержания учебной программы для учащихся III класса. При итоговом контроле учителю важно учитывать персональные достижения учащихся на протяжении учебного года (динамика и уровень физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, уровень физической подготовленности, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, посещение спортивных секций, помощь в физкультурно-спортивной работе и т.п.).
Формы контроля. Все виды контроля могут осуществляться в устной и практической формах. При устных формах внимание учителя акцентируется на владение учащимися терминами и понятиями из области физической культуры, понимание сущности терминов, понятий, системность и полнота ответа, оригинальность суждений. При практических формах значимым является знание последовательности и качество выполнения практических двигательных заданий, творческий характер их выполнения. В двигательной деятельности проявляется двигательная культура учащихся (двигательные умения, навыки; физические качества). Следует отметить, что при контроле учителю физической культуры важно отследить динамику развития учебно-двигательных достижений учащихся на протяжении учебного года. Сюда относится динамика усвоения физкультурных знаний, инструктивно-методических умений и навыков, двигательных умений и навыков и динамика уровня физической подготовленности учащихся.
В рамках безотметочного обучения особое значение приобретает содержательно-процессуальное обоснование учителем оценки физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, физических качеств учащихся. Смысл оценочных суждений состоит в раскрытии позитивных и негативных сторон усвоения данных компонентов общего физкультурного образования, указании на недостатки и выяснении путей их устранения. В данном аспекте требуется персональный подход: поддержка посредством оценочных суждений даже малейшего успеха в двигательной деятельности отдельных учащихся, поскольку уровень развития телесности учащихся от природы является различным.
Документация учителя.
Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого ученика учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается. Предметом контрольно-оценочной деятельности являются: уровень личностного развития учащихся; степень овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие физических качеств по предмету «Физическая культура и здоровье». Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учеников за текущий и предыдущий периоды, стимулировать развитие их способностей. Основными показателями личностного развития учащихся являются: сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и обеспечивают усвоение нравственных норм поведения; сформированность учебно-познавательного интереса; способность к согласованным действиям с учетом позиции другого; самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям; сформированность общеучебных умений и навыков; адекватность самооценки; проявление творчества в различных видах деятельности. Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогической диагностики. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения учащимися физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития физических качеств по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и не допускают сравнения его с другими детьми.
В образовательном процессе учитель ведет систематический учет усвоения детьми физкультурных знаний, инструктивно-методических умений и навыков, двигательных умений и навыков, уровня развития физических качеств, которые внесены в требования к уровню общего физкультурного образования учащихся третьего класса. Основным документом учителя является классный журнал. Он заполняется в соответствии с требованиями и документами планирования. Отметки в классный журнал не выставляются.
Систематический учет учебно-двигательных достижений учащихся по предмету «Физическая культура и здоровье» ведется учителем в специальном журнале, где отражаются как качественная, так и количественная оценка учебно-двигательной деятельности учащихся. Фиксация уровня учебно-двигательных достижений учащихся осуществляется в форме таблиц.
В конце учебного года учитель осуществляет содержательный анализ своей деятельности с указанием динамики учебных достижений учащихся на протяжении учебного года, уровня усвоения учащимися физкультурных знаний, инструктивно-методических умений и навыков, двигательных умений и навыков, уровня развития физических качеств по основным тематическим линиям учебного предмета «Физическая культура и здоровье», результатов в физкультурно-спортивной деятельности, учебно-спортивных успехов и возникших трудностей в учебно-двигательной, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельностях.
Документация администрации школы
Для создания целостной картины образовательного процесса в начальной школе по предмету «Физическая культура и здоровье» администрация использует в своей деятельности все необходимые материалы учителей физической культуры, учащихся и психолога: классный журнал, содержательный анализ учебной деятельности за год по этому учебному предмету, анализ диагностики уровня сформированности физической культуры личности младшего школьника, тетради самооценки учащихся (если использовали), результаты психолого-педагогической диагностики. С целью определения динамики развития учащихся в течение всего периода начального обучения все материалы, полученные от участников образовательного процесса, администрация анализирует и обобщает, отмечая достижения и трудности учащихся и педагогов. На основе анализа определяются стратегические задачи на последующий год обучения.
страница 1
|