страница 1 Шкуратова М.А.,
методист отдела
методического обеспечения
начального образования
Методического центра
Национального института образования
Поурочный контроль
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
в 3 классе учреждений общего среднего образования
в условиях безотметочного обучения
Учебный предмет «Изобразительное искусство» призван сформировать у учащихся художественный способ познания мира, навыки общения с произведениями национальной и зарубежной культуры, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности.
В настоящее время накоплен определенный методический опыт передачи учащимся системы специальных знаний по изобразительному искусству, регламентируемых Образовательным стандартом и Концепцией предмета «Изобразительное искусство».
В 2011/2012 учебном году оценка результатов учебной деятельности учащихся 3 классов по учебному предмету «Изобразительное искусство» будет осуществляться на безотметочной основе. На уроках должна использоваться словесно-содержательная оценка, которая имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности (эстетическое восприятие объектов и явлений действительности, восприятие произведений искусства, практическая художественно-творческая деятельность: изображение на плоскости, лепка, декоративно-прикладная деятельность и дизайн).
В процессе оценивания рекомендуется сочетать оценку учителя, взаимооценку учащихся и самостоятельную оценку учащимися собственной художественно-творческой деятельности.
Результаты реализации экспериментального проекта «Апробация безотметочного обучения учащихся 3-4 классов изобразительному искусству, музыке, физической культуре и здоровью, трудовому обучению» позволяют неоднозначно утверждать, что использование словесно-содержательной оценки способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, самостоятельности, развитию рефлексии.
Содержание обучения по изобразительному искусству включает два компонента: эстетическое восприятие действительности и искусства и практическую художественно-творческую деятельность. Оцениванию подлежат все виды деятельности учащихся на уроке, однако уровень учебных достижений по второму направлению играет решающую роль.
Оценивание художественно-творческой деятельности учащихся на словесно-содержательной основе должно поддерживать интерес к изучению предмета, желание реализовывать на практике полученные на уроке теоретические сведения по основам изобразительной грамоты, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Оценивается не только конечный результат художественно-практической деятельности (рисунок, живописная композиция, эскиз изделия декоративно-прикладного характера, лепка и др.), но и процесс познавательной деятельности учащихся на уроке.
Контроль по учебному предмету «Изобразительное искусство» должен осуществляться в течение всего учебного года: в начале года (предварительный); на каждом уроке (поурочный), по изучению отдельной темы (тематический); по окончанию четверти, полугодия (промежуточный); по итогам года (итоговый).
Особое внимание учитель должен уделять поурочному контролю, который позволяет оценить качество знаний учащихся, полученных на каждом уроке по теоретическим основам учебного предмета «Изобразительное искусство», уровень сформированности художественно-практических умений и навыков творческой деятельности на разных её этапах. Поурочный контроль позволяет определить на ближайшую перспективу систему педагогических мер по развитию композиционной и колористической культуры, скульптурных и дизайнерских навыков учащихся.
Цели и задачи уроков изобразительного искусства ориентированы на приобретение учащимися теоретических знаний по основам изобразительной грамоты, формирование навыков практической творческой деятельности в разных художественных техниках. На каждом уроке совместно вырабатываются критерии, на основе которых учащиеся могут самостоятельно проанализировать выполненную работу и определить ее художественный уровень.
Поурочный контроль может осуществляться в устной и практической формах. При устных формах учитель обращает внимание на знание теоретических основ изобразительного искусства, полноту ответа, оригинальность суждений. При практических формах значимым является умение последовательно выполнять учебные задания, творческий характер их выполнения.
При проведении поурочного контроля по разделу программы «Восприятие произведений искусства» оценивается уровень теоретического владения учащимися учебным материалом (вид и жанры искусства, композиционное и колористическое решение, материалы и техника выполнения художественного произведения), уровень художественного восприятия (умение охарактеризовать художественный образ, средства его создания). При этом может проводиться устный опрос учащихся по подготовленным и объявленным заранее вопросам по теме урока, анализ произведений изобразительного искусства по предложенному заданию или алгоритму, викторины, тесты на определение вида искусства, задания на соотнесение вида искусства и произведения, произведения и его автора (художника) и др.
При проведении поурочного контроля по разделу программы «Практическая художественно-творческая деятельность» оценивается:
– качество выполненных тренировочных упражнений по освоению приемов работы в художественной технике, предусмотренной программой для реализации данной темы урока;
– соответствие сюжета композиции теме практической работы;
– выбор изобразительных средств для создания художественного образа, его художественная выразительность;
– уровень владения соответствующей художественной техникой;
– завершенность работы.
В рамках обучения изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе особое значение приобретает обоснование учителем оценки знаний, умений и навыков учащихся. Смысл содержательно-оценочных суждений состоит в раскрытии позитивных сторон ответа, указании на пути устранения пробелов в теоретических знаниях и практических умениях учащихся. В данном аспекте требуется индивидуальный подход, поддержка учебных достижений учащихся посредством положительных оценочных суждений.
Учителю рекомендуется вести систематический учет учебных достижений учащихся по изобразительному искусству в специальной тетради, где будет отражаться оценка учебной деятельности третьеклассников.
Фиксацию собственных результатов учебной деятельности учащиеся могут осуществлять в «Тетради самооценки» по изобразительному искусству.
Тетрадь самооценки предназначается для работы учащихся на разных этапах урока и может иметь следующую структуру:
– тема урока;
– задания на закрепление учебного материала на этапе урока «Первичное закрепление знаний»;
– формат определенного размера, предназначенный для выполнения учащимся наброска или эскиза композиции по теме урока;
– таблица самооценки результатов учебной деятельности на разных этапах урока.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с современными требованиями к организации и проведению уроков изобразительного искусства, наглядно-дидактический материал, который используется в ходе урока до этапа «Самостоятельная практическая работа» не должен в полной мере совпадать с темой творческой практической работы, чтобы не вызвать у учащихся желание его скопировать при выполнении графической, живописной или скульптурной композиции. Это требование соблюдено в «Тетради самооценки». Проанализируем несколько ее фрагментов. Условие дидактического задания к уроку «Осенний натюрморт» имеет изобразительный характер, где предложены только предметы быта и отсутствуют фрукты, овощи, ветки рябины, грибы и др.; в условии задания к уроку «Осень в парке» дана последовательность выполнения дерева, растущего на полянке; к уроку «Танцующий медведь» предложена последовательность лепки композиции «Сидящий медведь»; к уроку «Лесные жители» дана композиция «Петушок», выполненная в технике «флористика».
С фрагментами «Тетради самооценки» можно ознакомиться в Приложении №1
страница 1
|