страница 1 страница 2 Глава 2
Сущность как логлобал. Эмоциональная субстанция логлобала
-
Логло'бал как специфическая вещь в себе и как сущность человека
-
Первичные и общие вопросы логлобала.
-
Единая сущностная субстанция логлобала.
1. Логлобал как специфическая вещь в себе и как сущность человека
В общих проявлениях человеческая сущность является как нечто предельно частное, специфическое, нечто существующее здесь и сейчас, но способное отобразить, вобрать в себя, отпечатать в себе всю мыслимую и доступную реальность во всей ее протяженности. Автор воспринимает чтотость человека как нечто локально-гло-бальное одновременно. Отсюда и образован наиболее подходящий термин - ло - глобал или логлобал.
Под логлобалом автор понимает суть человека, его субстанциональное ядро, которое существует как вещь и через сугубо материальное тело проявляется способностями: -чувствовать, -мыслить, -воспринимать, -желать, -стремиться, -целеполагать. Рассмотрение логлобала как самостоятельное сущее ведет к разговору: о его структуре, компонентах, об особенностях, о главном и определяющем в нем.
Скорее всего, нет смысла сразу начинать разговор с того, что структурно представляет собой логлобал. Физическая ли эта структура или пограничная, в материальном мире? Один лишь это «душевный трепет», ниспосланный свыше или группа клеток коры головного мозга, столь сложно организованная, что нами еще не выявлена, или это вообще энергетическое поле, порождаемое активностью мозга.
Прежде чем перейти к невольно возникающим конкретизированным представлениям, необходимо ответить на общие вопросы. Подобный рационалистический подход в данном случае более чем оправдан, так как для эмпирического индуцирования общих принципов у нас катастрофически не хватает фактов о столь тонкой и неуловимой материи, как душа.
2. Первичные и общие вопросы логлобала
Самыми первыми из общих вопросов, видимо, будут следующие: «Что именно является определяющим в самой сущности человека? Какое состояние субстанционального ядра делает его тем, что оно есть?» и «Какая форма проявления активности логлобала является наиважнейшей из всех с ней сходных?»
Определив сущность человека как логлобал, то есть как некую субстанцию, в принципе разделяемую с мозгом и телом Homo, как некое структурированное, активное начало, действующее по собственным внутренним законам и проявляющееся мышлением, ощущениями и различными стремлениями, необходимо признать логлобал самостоятельным, изолированным явлением.
Это сущность человека. Но она несет все черты изолированного, отдельного явления, и как всякое явление (как никакое другое!) воспринимается чувственно.
Помните - esse est percipi*!? Понимаемый буквально (а у нас нет никаких оснований искать потаенный смысл этой максимы), применимый постулат Джорджа Беркли* ставит ощущающий лог-лобал в один ряд с массой вселенских, больших и малых, явлений, воспринимаемых нами. Логлобал предстает перед нами кантовской вещью-в-себе, чем-то, безусловно, существующим, так как ощущается нами как ничто иное. Предстает чем-то скрывающими в себе «что-то другое».
Явление логлобал наделено собственной сущностью и ее поиски составляют содержание первого, основного вопроса о сущности человека. Сущность сущности не есть тавтология, а только попытка проникнуть в самую суть, в исходную глубину человеческого феномена.
На данном этапе рассмотрения этого предмета нас интересует главное состояние сущности.
Чувствовать, мыслить, воспринимать, желать, стремиться, целеполагать - вот обобщенный объем ее проявлений. Все эти проявления столь существенны, значимы в бытии человека, что любое из них непосредственно детерминировано его сущностью. Какая главная черта урагана?
Огромная скорость ветра. Скорость завихряющегося, воздушного потока составляет суть явления под названием ураган.
Разумеется, такой взгляд возможен лишь в отношении тех явлений, которые доступны чувственному восприятию, апостериорны*.
3. Единая сущностная субстанция логлобала
Более высокую ступень обобщения мы ищем, из тех соображений, что несколько главных, определяющих сущность у столь сложного и уникального на Земле явления в принципе быть не может. Необходимо найти единую природу логлобала. Ту единую, универсальную сущность, которая способна воплотиться в ряд сходных, но все-таки дифференцируемых друг от друга ипостасей. Вполне логично предположить, что все нами перечисленное ранее:
-мышление,
-желания,
-стремления,
-эмоции,
-восприятие.
-память,
-целеположение - имеет единую основу, единую природу.
И именно эта загадочная природа составляет доступную нам суть логлобала.
Что же это за феномен? Может быть, это мышление? Но в нем нет эмоций. Может быть, восприятие? Но в нем нет стремления. Память? Возможно, но отсутствует цель.
Что же тогда?
Такое единое состояние, составляющее суть логлобала, есть эмоции.
Под эмоциями мы понимаем некое, ярко выраженное проявление существования человека, охватывающее все виды его чувственных переживаний и характеризующееся особой, предельной субъективностью, а также выдающее суммарную оценку, воспринимаемым внешним, внутренним и эссенциалъным сигналам и процессам.
Особая, неповторимая субъективность, исключительная интимность этих переживаний заключается в том, что человек может передать свое состояние лишь с помощью условных сигналов - речь, письмо, музыка, цветосочетание, композиция предметов, но ни в коем случае не непосредственное, как идеальную копию. Кроме того, эмоция субъекта, как считает швейцарский психолог Э. Клапареда «содержит свою значимость в себе», то есть является приятной или неприятной безотносительно с прошлым фактическим опытом.
Все вышеперечисленные проявления активности нашей сущности-души-чувства, восприятие, мышление, желания, стремления, целеположение и память - есть только различные ипостаси эмоциональности. Многочисленные виды эмоций, приобретшие ту или иную форму в зависимости от собственного физического состояния логлобала или биологии человека.
Часть уже упомянутых нами форм произвольно выделена из общего круга эмоций в связи с потребностью их классификации.
К эмоциям, безусловно, относятся желания, стремления, и то, что называется ощущениями.
Ощущением в современной науке обычно считается эмоционально окрашенный результат возбуждения центров коры головного мозга. Чаще всего, ощущение выступает в форме конгломерата ощущений. Например, ощущение светового луча влечет за собой ощущение большей или меньшей яркости луча. Человек сразу оценивает это. Чувствует. Цветность луча также улавливается сразу, суммарно. Человек чувствует его направленность, воспринимает его в комплексе. Ощущение светового луча, данное в восприятии, проявляет все свойства эмоций - субъективность, суммарность, переживаемость. И восприятие, и ощущение - суть эмоции.
То, что желания и стремления также в основе своей - эмоции (и в нашем, и в общепринятом понимании этого слова), видимо, нет необходимости доказывать. Чем еще могут быть состояния, о которых, правомерно можно сказать: «Я хочу...; я чувствую, что хочу...; я ощущаю в себе потребность...; я чувствую необходимость получить...»?
Также и целеположение, которое, по существу, есть стремление к цели.
Теперь о памяти. Известно, что существует понятие «память эмоциогенного характера» или эмоциональная память. В энциклопедическом словаре Ю.Г.Волкова и В.С.Поликарпова «Человек» сказано: «Несмотря на многоуровневый характер молекулярный, клеточный и т.д.) человеческой памяти, она является интегральным целым. При этом аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень памяти, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов»**.
«Эмоциональная память включает не только память о состоянии аффекта, но и о «системе запуска», то есть о ситуации, обусловившей его возникновение», отмечает Е.А.Громова**.
Широко известно, что гораздо лучше запоминаются эмоционально окрашенные образы, факты, эмоционально значимая информация. Безразличные для наших чувств сведения запоминаются с огромным трудом и в дальнейшем плохо воспроизводятся в памяти, например, зубрежка наизусть телефонного справочника.
Качество, подтверждающее эмоциональную основу памяти, - это ее образная детерминированность.
Человек запоминает и воспроизводит по памяти то, что слышал, видел, осязал, если это каким-либо образом связано с уже знакомыми гештальтами. Непосредственнейшая и исключительная связь памяти с образом, следовательно, с восприятием (эмоциональная основа которого уже рассмотрена) приводит к выводу о чувственной, эмоциональной природе памяти.
Глава 3
К вопросу о природе разума. Разум как высокодифференцированная эмоциональность
-
Взгляд на мышление как таковое
-
Самоанализ как способ выявления первичности эмоций
-
Эмоциональный интеллект
-
Взаимосвязанность всех видов эмоциональности
-
Разум как эмоция
1. Взгляд на мышление как таковое
Рассмотрев почти все известные человеческие проявления, которые трактуются нами лишь как разнохарактерные ипостаси одного явления - эмоции, необходимо перейти к последнему и самому главному из них - к мышлению.
К тому самому мышлению, которое, выделило людей из сонма живых существ Земли.
К тому самому мышлению, которое дало название нашему роду - Человек разумный.
К мышлению, которое есть самое заметное свойство, позволившее нам создать цивилизацию, культуру, науку, давшее нам возможность стремиться к великим и еще не ведомым целям и открытиям.
К мышлению, толкнувшему нас к познанию самих себя, своей сущности, своего предназначения, к самой невероятной тайне Вселенной - человеку.
Итак, что же есть мышление?
Никакого мышления как такового в природе не существует. Нет никакого Разума как самостоятельного и самодостаточного свойства, присущего человеку. Такого же самостоятельного свойства, как способность желудка переваривать пищу - нет.
Способность человека ощущать, чувствовать, испытывать разнообразные переживания - есть. В отличие от способности мыслить она существует как изолированное свойство логлобала,.
Автор уверен, что именно наше постоянное, интуитивное стремление постигнуть процесс мышления, как самостоятельную сущность, и было во все времена главным тормозом на пути познания Разума. Человек искал там, где это просто невозможно было найти. И еще. Совершенно неразрешимый вопрос об интеллекте животных потому и попал в разряд не имеющих сколько-нибудь внятного объяснения, что пытался одно явление рассмотреть за счет другого, в принципе не существующего.
2. Самоанализ как способ выявления первичности
эмоций
Первое. Каждый из нас, обратившись к самому себе, к своему внутреннему миру (что полностью согласуется с концепцией самопознания), может увидеть в нем картину неразрывной связи эмоций и того, что мы называем мышлением.
Наш эмоциональный настрой диктует поступки и слова. Очень часто интеллектуальная психопродукция человека полностью зависит от того, что именуется «мое внутреннее состояние». Нам необходимо «настроиться», чтобы писать стихи, играть на скрипке, слушать музыку. «Настроиться», чтобы работать, общаться с собеседником, как-то воплощать возникающие в нас образы.
Те многочисленные повседневные поступки (а их большинство!), которые мы совершаем без какого бы то ни было эмоционального подкрепления, и которые относятся к сфере чистой интеллектуальной деятельности, формировались на ранних этапах жизни индивидуума исключительно на основе эмоций.
Но проходит время, и повторяющиеся эмоции постепенно редуцируются в главном проявлении - субъективном, специфически окрашенном переживании. Мы привыкаем. Никто из нас не помнит, что он испытывал, пытаясь впервые произнести слово «мама». Наблюдая за детьми, видишь, как первые произнесенные слова отражаются на лице ребенка целым каскадом чувств. Задумчивость, сосредоточенность, растерянность... Мы повторяем определенные слова и фразы каждый день. Повторяясь часто, эти эмоции становятся все слабее и слабее в своих проявлениях. И постепенно те эмоции, которые были связанны с конкретными словами и понятиями, перестают быть ярким переживанием.
Правда, чтобы вспомнить забытое слово, нам приходится вызывать в себе то специфическое чувство, которое единственно соответствует искомому слову.
Правда, хотя и очень редко, бывает так, что у людей связь эмоций с интеллектом проявляется предельно ярко, и каждое сказанное слово или увиденный предмет отзываются звучно в сознании, влекут за собой целый шлейф ощущений. Эйдетический * феномен остается как не закрытая в детство дверь.
3. Эмоциональный интеллект
Второе. То, что эмоция - это основа разума, уже находит отражение и в новейших исследованиях в сфере психологии. Одним из самых заметных исследований в этой области стала разработка EQ коэффициента эмоционального интеллекта.
Всем, разумеется, известен коэффициент IQ - показатель интеллектуальных способностей. Разработки А. Бине, Л. Термана и Ч. Спирмана превратили серию тестов, сопоставляющих ментальный и реальный возраст человека в универсальный инструмент, позволяющий измерить количественную сторону интеллекта. Но вот, что именно они измеряют, было непонятно и самим исследователям.
Один из создателей коэффициента прямо заявил, «что интеллект человека и есть то, что мы измеряем с помощью тестов на интеллект». Предельно исчерпывающая декларация.
Термин «эмоциональный интеллект» возник благодаря исследованиям Питера Саловея, психолога Йельского университета, и Джона Мейера, профессора университета Нью-Гемпшира.
В принципе, EQ обозначает ряд изначально данных любому человеку и впоследствии развиваемых умений. К таким способностям можно отнести:
-
умение анализировать собственные чувства,
-
умение поставить себя на место другого или
-
контролировать свои эмоции.
Сама аббревиатура EQ впервые была употреблена доктором психологии Дэниелом Гоулманом в книге «Эмоциональный интеллект». Психологи считают, что именно высокий EQ дает преимущества в сравнении с IQ для успешной адаптации в такой сугубо интеллектуальной сфере как общественные отношения.
Именно EQ во многом определяет успех человека в обучении, в карьере, в стрессовых и конфликтных ситуациях, в общении, то есть там, где ведущим всегда считается «холодный разум».
Психологи отметили, что если устроиться на работу помогает IQ, то делать отличную карьеру - EQ.
Считается, что основой эмоционального интеллекта является, та часть потока сознания, которая ответственна за самооценку своих чувств.
Так постепенно вырисовывается картина, в которой основой мышления становятся эмоции, а разум - их производным, полностью от них зависимым и ими же детерминируемым.
Один из основателей сенсуализма Дж. Локк* отразил в своем Высшем принципе следующее: «Nihil est in intellects, quod non prius fuerit in sensu»*.
4. Взаимосвязанность всех видов эмоциональности
Третье. Абсолютная связанность ипостасей эмоциональности наводит на мысль о единой природе всех базовых, человеческих проявлений - способности мыслить, чувствовать, помнить, стремиться, желать и т.д.
О том, как память воплощается в ярких образах, об эйдетизме уже шла речь. Но есть и более показательные примеры. В психиатрии известны синестезии. Это состояния, при которых «качества ощущений одного вида переносятся на другой», - как определил их А.Р. Лурия (1975).
В норме встречаются в виде «цветного слуха», когда у человека любой звук или слово ассоциируется, а точнее вызывает очень четкое видение определенного цвета. В патологии - при синестетических функциональных и рефлекторных галлюцинациях, например,
-
прикосновение к коже вызывает шум в ушах;
-
яркий свет - горечь во рту;
-
кислый лимонный сок может обратиться чувством жжения в руке. Одно из наиболее частых проявлений такого типа - это синопсия - возникновение зрительных цветовых ощущений при прослушивании музыки.
Взаимосвязь различных видов восприятия и памяти настолько тесная, что они представляются единым целым, не имеющим никаких принципиальных различий.
Также может расцениваться и мнемотехника* - умение связывать безразличные образы с системой эмоционально значимых ощущений и понятий. Существование мнемоники убедительно доказывает единство процессов мышления, восприятия, желания, памяти и эмоций. Не просто связь отдельных явлений по каналам обмена той или иной информации, но единство перетекающих друг в друга ипостасей «чего-то другого».
5. Разум как эмоция
Так что же представляет собой одно из эмоциональных воплощений - разум?
Почему понятая и осознанная в виде слова эмоция перестает волновать нас безусловностью своего чувственного переживания?
Куда исчезает ощущение (даже боли, горя или вкус сладкого пончика), когда мы к нему привыкаем? Это вопросы одного порядка и они помогут найти окончательный ответ.
В основе возникновения и функционирования разума лежит механизм количественной дифференцировки эмоции.
Уже давно людьми отмечено существование «грубых» и «тонких» эмоций. К первым можно отнести:
-
боль при переломе костей,
-
голод,
-
радость насыщения,
-
восприятие яркого, сильного света, грохота прибоя,
-
ощущение сильного страха или ненависти и прочее подобное, то второе - это, скорее всего:
-
элегическое переживание романтического воспоминания,
-
радость от верно взятой певцом ноты или удачно найденного поэтом слова,
-
ощущение разницы между вкусом чая сортов дарджилинг и эрл грэй,
-
творческие переживания или
-
восхищение от восприятия изящной скульптурной композиции, etc.
«Тонкие» чувства - это различительный, дифференцированный ответ логлобала на внешнее воздействие или на его внутренние, эссенциальные процессы. Представим себе грубый «удар» извне, на который возможна лишь «простая» эмоциональная реакция. Раздался гром - возник страх, ударили молотком по пальцу - появилась боль, выиграли мясорубку в Бинго - восторг. Но в таком случае сразу видно, что ни одна из так называемых «тонких» эмоций не есть самодостаточная разновидность этих эмоций.
Это, скажем так, более утонченный вариант «грубых» чувств. Каждое из них может воплотиться в более «тонкую» способность различать более слабый «удар», отличать одно внешнее явление от другого однородного, однотипного: ноту до от ноты до-диез, светлосиний от голубого, ноющую боль от колющей. Чувства одни и те же, разница лишь в степени точности, тонкости ощущений.
В исключительно интересной «классификации эмоций и типов эмоциональной личности» Б.И. Додонова** все вышеизложенное показано очень наглядно.
В частности, в инвентарии гедонистических* эмоций значатся общие переживания:
-
«нега» (Г-3),
-
«чувство веселья» (Г-4),
-«чувство беззаботности, безмятежности» (Г-2), -«сладострастие» (Г-6).
Инвентарий пугнических* эмоций содержит:
-«решительность» (ПГ-4),
-«упоение опасностью, риском» (ПГ-2),
-«жажду острых ощущений» (ПГ-1).
Все это общие эмоции, которые не связаны с конкретными представлениями, понятиями, образами. Но как только мы рассматриваем категории гностических или эстетических эмоций (интеллектуальных!), сразу видно «чувство ясности или смутности мысли», «чувство удивления или недоумения», «радость открытия истины» или «чувство волнующего драматизма», что, по сути, есть более утонченное, дифференцированное продолжение первых двух категорий.
Но если еще более «утончить» конкретизированные эмоции, вызываемые представлениями и образами, то следующий естественный шаг будет сделан в сторону эмоций, вызываемых словами и понятиями.
Линия выстраивается примерно так: Мы Видим Солнце (ощущение, оно же восприятие). Мы для себя Отличаем Солнце от других небесных светил (представление).
Мы Объясняем Другому Человеку, Что Есть Солнце (понятие) - Другой - Оперирует Словом «Солнце» даже если и не видел его (интеллектуальная деятельность).
Процесс, вектор которого четко направлен в сторону дифференцирования первоначального ощущения.
Мышление человека есть результат постоянно идущего процесса последовательного утончения или дифференцирования первоначальной специфической эмоции. Мы представляем разум как вы- сокодифференцированную эмоциональность.
В заключение главы - несколько слов о философском аспекте представленного выше подхода к проблеме мышления.
Разумеется, не мы первые объявили об универсальности эмоций. Еще в древности возникло теоретико-познавательное и психологическое направление, названное впоследствии сенсуализм.. Направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни, как более или менее связанные комплексы ощущений.
Первыми сенсуалистами были эпикурейцы и киренаики. В работах Эпикура и Аристиппа из Кирены давалось, например, обоснование познания как процесса, основанного только на восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы.
Современную базу сенсуализма заложили Дж. Локк и Этьен Б. де Кондильяк.
Дж. Локк определил свое отношение к примату эмоциональности в известном уже упоминавшемся положении: «нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве». Правда, Локк признавал и некоторую «разборчивость разума» (disposition of the mind).
Этьен Бонно де Кондильяк, французский философ XVIII века, соделал попытку «объяснения всех психических процессов, включая память, волю и мышление преобразованиями чувственных восприятий (sensations)»**.
Несколько более сдержанным сторонником сенсуализма был Юм, связавший понятие «внешнего» и «внутреннего опыта» со способностью человека комбинировать данность с помощью чувств.
………………………………….
………………………………….
221
страница 1 страница 2
|