страница 1 страница 2
Евгений Мирзаев
ГУМАНОЛОГИЯ
Price-Consult
Исследовательский Центр «ГУМАНОЛОГИЯ»
Алматы
2003 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 5 2
Специальная Теория Гуманологии 2
Вступление 2
Глава 1 3
Сущность человека как изолированное, специфическое субстанциональное ядро 3
1. Modus animus 4
2. Субституция понятий души и сущности человека 4
Глава 2 8
Сущность как логлобал. Эмоциональная субстанция логлобала 8
1. Логлобал как специфическая вещь в себе и как сущность человека 9
2. Первичные и общие вопросы логлобала 9
3. Единая сущностная субстанция логлобала 10
Глава 3 11
К вопросу о природе разума. Разум как высокодифференцированная эмоциональность 11
1. Взгляд на мышление как таковое 11
2. Самоанализ как способ выявления первичности 12
эмоций 12
3. Эмоциональный интеллект 12
4. Взаимосвязанность всех видов эмоциональности 13
5. Разум как эмоция 14
……………………………………………….
………………………………………………..
Раздел 5
Специальная Теория Гуманологии
Вступление
Преодолев множество логических и не слишком строгих построений, допустимых и неприемлемых для кого-то гипотез и концепций, понятных и совершенно запутанных, на чей-то взгляд, идей, мы приблизились к самой сложной части наших размышлений о человеке.
Если в предыдущих главах и разделах любые положения дополнялись фактами и примерами, почерпнутыми из бездонного колодца людского опыта, то в Специальной Теории Гуманологии (СТГ) на первый план, безусловно, выходит концептуальная приверженность автора. Разумеется, и здесь мы будем пытаться подкрепить все сказанное знанием безусловным, имманентным*. Однако само содержание Специальной Теории таково, что сегодня при отсутствии приемлемых, с научной точки зрения, повторяемых опытами знаний о сущности человека, можно опираться лишь на парадигму, логичность и внутреннюю непротиворечивость умопостроений.
Прежде чем упрекать автора за демонстративную готовность доверять исключительно тому концептуальному фундаменту, какой он заложил в основу своей теории, стоит вспомнить, что все предыдущие гипотезы по данному вопросу существовали только в рамках философии - науки умозрительной, науки трактовок.
Теологические взгляды, по понятным причинам, к разряду гипотез не относятся.
Так о каком вопросе идет речь? Вопросе настолько запутанном, на который на протяжении тысячелетий не найдено ответа.
Специальная Теория Гуманологии рассматривает проблему которую в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: «Что есть человек?».
В силу того, что в начале нашего изложения (раздел 1, глава 3) мы определили изучаемую нами категорию человека как Homo sortitus, то есть - человека-явление, человека-как-такового, то вопрос «Что есть человек?» относится, собственно, к этой категории. В предлагаемых главах автор пытается очертить взгляд на уникальное, значимое явление - Homo sortitus - человека разумного, чувствующего и предназначенного.
Известно, что с точки зрения теории познания, явление есть выражение свидетельства наличия «чего-то другого». Например, яркий солнечный свет и тепло, сопровождающее его, есть явление термоядерной реакции внутри нашей звезды. Термоядерная реакция проявляется через излучение тепла и света. И. Кант, говорящий о «вещи-в-себе», предстающей перед наблюдателем, и Н. Гартман, описывающий - «сущее в себе», которое является в явлении, в конечном счете, утверждают о существовании некой значительной стороны изолированного явления, полностью определяющей это явление таковым, каким оно предстает перед нами. Речь идет о той самой стороне, которую принято называть - сущность явления. Сущность или чтотость* (quidditas - лат.) - это то, что составляет суть явления, совокупность его существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего.
Согласно трансцендентальному идеализму Канта постигаемы не вещи-в-себе, а вещи лишь как явление, то есть как эмпирическая реальность. Но постижение любого объекта, в нашем случае человека-явления, Homo sortitus предполагает наличие в нем трансобъективного, так как объект всегда нечто большее, чем просто предмет познания. В этом качестве - «большее, чем предмет познания» он обладает бытием-в-себе, а значит, в нем всегда присутствует объем непознанного, то есть трансобъективного. В отношении человека-явления можно говорить, что большая доля трансобъективного касается вопросов его развития, в частности, его эволюции. Так можно говорить, видимо, потому, что скрытое от нас знание предполагает ответы на главные вопросов человеческого бытия. «Кто мы? Как мы появились на этой земле? Куда мы идем?».
Поиск ответа на эти вопросы, вероятнее всего, и составляет большую часть трансобъективного в человеческом измерении.
Но углубляясь в вопрос познания человека, мы естественным образом сталкиваемся с еще более запретной и таинственной областью - трансинтеллигибельного в человеке. Это естественно, так как в зоне непознанного всегда предполагается наличие непознаваемого.
«Как трансобъективное надо искать в направлении познанного (причем оно все более отодвигается в этом направлении), так трансинтеллигибельное всегда надо искать внутри трансобъективного (причем оно все более отодвигается в направлении познаваемого)», - отмечает Н. Гартман.**
В отношении Homo sortitus, непознаваемой, в целом ряде учений, всегда полагалась его сущность. Один из основных метафизических вопросов «Что есть человек?», вопрос о его сущности, признавался многими идеалистическими философскими и теософскими учениями непостижимым.
Объективистские направления в гносеологии ориентированы подобным образом в силу принятия идей трансцедентального реализма, трактующего пространство и время, как «вещь-в-себе», не поддающуюся чувственному восприятию. Наиболее глубинные, скрытые стороны явлений ускользают от внимания наблюдателя и не доступны последующему анализу. Сторонники же субъективизма, апологеты исключительной субъективности осмысливаемой истины, считают все внешнее по отношению к сознанию лишь результатом творчества этого сознания, а значит непознаваемым как несуществующее.
Сам познающий дух при этом расценивается как идеальная, изначальная сущность, а, следовательно, непознаваемая, по определению.
На протяжении истории нашей цивилизации прослеживаются непрекращающиеся попытки человека понять свою суть, проникнуть в нее и столь же настойчивые попытки объяснить себе, что это невозможно.
Специальная Теория Гуманологии - еще одна попытка познания самого себя, своей сущности. Положения СТГ не вытекают напрямую из представлений об эволюционировании живой материи на Земле. Более того, предлагаемый на этих страницах взгляд однозначно увязывает развитие жизни с возникновением у неживой материи способности ощущать окружающую реальность.
Какова природа этой способности? Что представляет собой ощущение мира во всех его ипостасях? Каким образом ощущения, будучи в основе всей нашей личности, направляют нас к совершенствованию? В чем, наконец, логическое завершение этого пути? Ответы на эти вопросы - в заключительных главах книги.
Глава 1
Сущность человека как изолированное, специфическое субстанциональное ядро
-
Modus animus*
-
Субституция* понятий души и сущности человека
-
Способы существования сущности человека
1. Modus animus
Определим главную альтернативу нашего сущностного поиска в человеке. Эта альтернатива, разумеется, не есть выбор - материальна или идеальна сущность Homo sortitus. Ведь будь сущность идеальна в своей основе, то она не была бы предметом познания. У идеального не может быть структуры или зависящей от нее функции. Идеальное невозможно расчленить на составные части ввиду их полного отсутствия. Наконец, идеальное является нам не само, а только через изменения материального. Оно не есть являющееся, следовательно, оно не скрывает сущность. Подразумевается, что идеальное само и есть сущность, недоступная стороннему наблюдателю, но в этом случае идеальное, также, в принципе, непознаваемо.
Оно не может служить объектом познания, так как не создает образа, способного отразиться в субъекте, в наблюдателе. Для того чтобы отражаться в материальном, надо быть способным задеть его восприятие прямо или опосредованно. Идеальная же сущность лишена действительного, опытного характера.
Собственно говоря, она никогда и не изучалась. Она трактовалась. Как идея об идеальном. Множество разнообразных трактовок всегда создавали впечатление научного или рассудочного рассмотрения идеального. Но это, к сожалению, не так. Рассматривалась не суть, не строение и не процесс, а наш взгляд с разных, чаще всего, рационалистических позиций на саму эту мысль об идеальном. Идея обозревала идею.
Автор вносит в рассмотрение сущности человека существеннейшую черту, которая определит дальнейший ход рассуждений.
Речь идет о способе существования нашей сущности или о Modus animus. Видится только два возможных, взаимоисключающих способа.
Но прежде попробуем предмет нашего интереса - сущность человека - перевести в более удобную для исследования ипостась.
2. Субституция понятий души и сущности человека
Вначале отметим, что возможен перенос центра тяжести с неопределенного исследователями понятия «сущность человека» на вполне определенное в эмпирическом плане понятие «душа».
Поставить между ними знак равенства в данном случае необходимо, так как понятие «душа» хотя так же туманно, как и первое, но всесторонне оговорено. Оно определено таким же образом, как известный кантовский «регулятивный принцип разума» - ни как идеальное сущее, а как совершенно понятная способность человека, которая может:
-
ощущать,
-
чувствовать,
-
осознавать,
-
определять цели,
-
переживать,
-
мыслить,
-
стремиться.
Разумеется, мы ждем от категории «сущность» большей конкретности и однозначности. Думается, далее нам удастся увидеть эту однозначность.
Подобная субституция вполне закономерна, так как именно самые видимые свойства души - способность переживать тонкие, высокие чувства, стремиться к лучшему, чем дано изначально, мыслить, наконец, отличают человека от животного. Именно они создают феномен человека, его уникальность во Вселенной, порождают в свою очередь исключительные явления прогрессирующей технотронной цивилизации, продуктивного творчества воплотившегося в искусствах; рационального постижения мира, открытия его тайн; создания второй искусственной среды обитания, отрыва от естественных эволюционных детерминант.
Разумеется, интуитивно мы ощущаем большую глубину вопроса о сущности человека, нежели о его душе. Ведь в первом, кроме прочего, скрыта тайна нашего предназначения и связанного с ним смысла существования человека.
Но, во-первых, говорить о бессмысленности души (Е.Н. Трубецкой**) совершенно неправомерно, так как душа есть средоточие и мера осмысленности. Во-вторых, что мешает нам дополнить формализованное понятие «душа» как осознающее, чувствующее и стремящееся начало таким качеством, как исходная предназначенность кем-то или чем-то этих свойств для выполнения значимой, решающей задачи человеческого бытия?
Дополнив традиционное, общепризнанное понятие души этим существеннейшим, но пока абсолютно неопределенным компонентом, сразу заметно исчезновение границы между заменяемым и замещающим.
-
Прежде всего, и то и другое есть такое сущее, которое по М. Хайдеггеру* может сказать о себе: «Я». Оба понятия, в общем, соответствуют категории «самости» в фундаментальной онтологии Хайдеггера.
-
Обоим понятиям бесспорно, присуща целесообразность и в обоих стойко отсутствует видимая каузальность*. Сущности, с ее интуитивно ощущаемым предназначением, целесообразность свойственна в силу безусловной конечности самого предназначения. Душа, проявляющая это свойство в опыте бытия, продуцирует, что очевидно цели и подчиняет им все действия человека.
Осмысливающее реальность сознание является целеполагающим в главных актах.
-
Следующим аргументом, допускающим взаимозаменяемость понятий души и сущности человека, является принадлежность обеим этим категориям функции познания. Основан такой взгляд на том, что собственно познание, в широком смысле слова, как процесс, является каналом контакта между человеком и всем миром. Познание включает в себя все этапы контакта от усвоения чувственного содержания нескончаемого ряда объектов до умозрительного анализа и сопоставления фактов и понятий с целью нахождения их гармонии. Но сущность человека и проявляется как раз через этот контакт. Человек, познавший какой-либо участок Вселенной, постигший что-то вокруг себя, только тогда и способен проявить себя как Homo sortitus. Проявить тем особым феноменальным образом, который позволяет сказать нам: «Это - человек».
Так и душа. В общепринятом научном смысле душа, как раз и есть совокупность тех самых тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, ощущений и мышления, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. Все стремления, в том числе и к познанию, базируются в этом же носителе чувств, так как стремление - тоже суть ощущение.
✓ Наконец, если поставить мысленный эксперимент с изъятием того или иного из материальной оболочки Homo, то мгновенно обнаружится исчезновение самого заметного в человеке - его феноменальности.
Откажитесь мысленно от присутствия в Homo sortitus души как понятия, дополненного нами Великой Предназначенностью. Как сможем расценить оставшееся? Как живой, но нечеловеческий (не безумный, а именно нечеловеческий!) организм, потерявший способность чувствовать, переживать, сопереживать, стремиться к чему- либо.
Так же и с воображаемым иссечением сущности человека из человека-как-такового. Утратившее свою суть явление не
исчезает из реального мира. Оно переходит в другое качество. Так ураган, суть которого - движение воздуха с большой скоростью, утратив эту скорость, становится воздухом, то есть другим явлением со своей сущностью. Цунами, разбившись о берег, становится водой.
Человек, лишившись своей сущности, теряет вместе с ней свои уникальные свойства, которые единственно и делают его Homo sapiens'oм. Чем он станет в случае такой утраты - неизвестно, но он перестанет быть человеком.
Человеком переживающим, чувствующим, думающим, стремящимся к чему-либо.
-
Способы существования сущности человека
Установив идентичность понятий «души» и «сущности человека», рассмотрим предлагаемую альтернативу и вернемся к Modus animus.
Первый возможный способ существования сущности - это «осознавшая себя плоть». Возможно, что когда-то у развивающейся субстанции среди массы новых свойств появилось и такое, которое позволяет ощутить и осознать окружающий ее мир. Так, например, у мозга появилась способность к мышлению
Второй способ - это «субстанциональная сущность», нечто. Например, душа, отделяемая от физического тела. Второй способ - Я как самостоятельное, изолированное явление, могущее пережить свое тело, в принципе способное на это.
Каковы аргументы, сопровождающие первый вариант? Понятно, что он выстроен как идея качества или стороны материального тела. Такого же качества, каким является сферичность для мячика или упругость для куска резины. Отдельно от своего «носителя» ни сферичность, ни упругость в природе не существуют. Это в принципе невозможно. Они есть свойство, по определению неотделимое от материальной основы.
Так может ли наша сущность, наша душа быть таким качеством или свойством высокоразвитой биологической ткани, например, мозга?
Предположим, что мозг, чья биологическая структура усложнилась, на каком-то этапе развития породил способность ощущать и думать. В этом случае то, что мы называем душой, отождествляется с нашим мозгом, точнее является одной из его сложных сторон.
Эта сторона, это качество мозга в целом будет неотделимо от него, так же как округлость мячика не может существовать без мяча. Это естественно, так как свойство принадлежит всему предмету. Стоит разрезать мяч пополам, и он уже не упругий. Разрежем его еще раз, и он не сферичный и т.д. Любое качество объекта, неразрывно связано с физическим состоянием всего своего объекта. Это главное.
Любое нарушение физической основы - носителя качества, неотвратимо влечет за собой соответствующее нарушение этого качества-как-такового. Это будет происходить в разной степени в зависимости от природы нарушения, но нарушения именно самого качества, а не его вторичных характеристик. Любое нарушение состояния источника качественных характеристик влечет кардинальное изменение или исчезновение этих качеств-как-таковых.
Попробуем сломать деревянную линейку. Да, обломки у нас в руках останутся деревянными, но не это свойство (способность гореть, как горит дерево или хрустеть при надломе, как хрустит деревянная планка) делало линейку линейкой. Она была этим предметом в силу других отличительных качеств. В частности - ровной грани и последовательной разметки. Сломав эту школьную принадлежность, мы уничтожили основные определяющие свойства - последовательность и непрерывность разметки. Линейка перестала быть именно линейкой тогда, когда кардинально нарушили ее физическую основу. Качество, которое было линейке присуще, назовем его условно «измерительностью», исчезло.
Применительно к мозгу и сущности, как качеству мозга, это выглядело бы следующим образом.
Предположим, человек заболел, и у него появилось доброкачественное новообразование, которое разрастается и нарушает структуру мозговой ткани. Если принять за основу, что суть человека - это качество мозга, то нарушение должно постигнуть все проявления сущности - чувства, восприятие, мышление, стремления.
На первый взгляд, так и происходит. У больного нарушается восприятие - от элементарных фотопсий* и акоазмов* до многокомпонентных эйдетических галлюцинаций, разнообразных мета-морфопсий* и расстройств схемы тела*. Могут появиться и нарушения мыслительной деятельности во всем спектре - от амнезий* и гипермнезий* до насыщенного фантастическими видениями и конфабуляциями* парафренного бреда*. У больного может полностью изменится направленность стремлений. Если до болезни он хотел стать летчиком-космонавтом или инженером-строителем, то, заболев, он, например, ищет клады или представляет себя императором.
Кажется, что нарушения видны невооруженным глазом.
Но это не нарушения существа качеств. Качества меняются с изменением физической основы носителя как таковые. Был ураган
-
стал просто воздух, было цунами - стала просто вода в заливе, было мышление - стало, например, восприятие. Было одно явление
-
стало другое, ведь сущность проявляется в своих качествах.
В нашем случае сущностные проявления - восприятие, стремления, мышление, ощущения должны были исчезнуть, перейти в другое качество, измениться кардинально. Измениться как таковые, измениться как «самость». Те же чувства должны были бы стать чем-то другим.
Но, тем не менее, они остаются чувствами. Другими, но чувствами. Мышление должно было превратиться во что-то другое, ведь это сущностное, имманентное качество, происходящее из основы души, и с кардинальным изменением основы должно было трансформироваться в нечто принципиально новое. Например, в физическую силу, в чувство голода, в гиперемию кожных покровов.
Однако мышление остается тем, что оно было. При болезни меняется темп мышления, его характер, эффективность, но оно остается тем же, чем было и раньше - мышлением. Человек думает, складывает буквы в слова, слова во фразы. Делает пусть неверные, но самостоятельные выводы из увиденного или услышанного, производит умозаключения из сказанного.
Стремления так же в своей сути остаются тем же, что и раньше стремлениями. Пусть к чему-то другому, нетипичному для данного индивидуума, но все-таки стремлениями.
По сути, так происходит во всех случаях заболевания мозга, даже самых разрушительных с анатомической точки зрения.
В то же время наиболее тяжелые системные расстройства душевной деятельности человека, расстройства, при которых его основополагающие, сущностные качества меняются весьма значительно, а иногда регрессируют почти до нуля, чаще всего не сопровождаются заметными нарушениями биологической основы этих качеств.
Самое разрушительное для души (или ее частного случая - психики) нарушение - шизофрения, которая не влечет никаких заметных структурных изменений мозговой ткани. И это в то время, когда последствия шизофрении могут быть столь деструктивными, что человек в считанные годы полностью теряет способность к структурированному мышлению, утрачивает какие-либо волевые побуждения (стремления и направленные желания). Оказывается в состоянии, которое психиатры называют распад. Полный распад личности, исчезновение любых проявлений подлинно человеческого, абсолютная социальная дезадаптация. И при этом ни малейших нарушений физического носителя этих свойств!
Если душа - это суть качество мозга, то все вышеописанное заставляет, как минимум, усомниться в наличии связи нашей психики с мозгом.
Принять как безусловность, что любое качество неразрывно связано с физическим состоянием объекта - это главное при рассмотрении первого допущения.
Мячик: круглый, упругий, холодный и звонкий. Все эти качества - прямое следствие целокупности* его физической основы. Главная черта этих качеств в том, что они неотделимы от основы.
Не может существовать округлость этого мяча вне этого мяча.
Не может существовать упругость этого мяча вне этого мяча. Упругость, разноцветность, прохладность этого мяча как таковая. Эти качества неотделимы от своего объекта-носителя.
И еще. У этого мяча именно его упругость, именно его округлость: эти качества неразрывно связанны с этим конкретным мячом. Не просто абстрактные качества, связанные с целокупностью явления, а так же конкретные - с конкретной вещью.
Вернемся к первому способу существования сущности человека.
Если душа - это есть качество, то оно, как и полагается, должно кардинально меняться с изменением физической основы, должно быть неотделимым от носителя и, наконец, должно быть проявлением своего материального вместилища, именно этого объекта. Следует сформулировать три довода, опровергающих идею души как свойства живой материи.
Первый. Отсутствие взаимосвязи мозга и души (сущности) очевидно. С изменением биологической основы души не утрачивается не только ни один из главных ее параметров - способность мыслить, чувствовать, переживать и сопереживать, желать и стремиться и т. п., но и чаще всего не меняется даже реактивность психики как производной души. Сильный духом остается сильным, слабодушный, так же как и раньше отступает в любой ситуации. Я остается тем же Я, что и раньше.
Второй. Если качество неразрывно связано со своим объектом- носителем, если оно - следствие физического состояния объекта, то должны были возникнуть принципиальные изменения потока сознания при деструкциях мозга любого генеза.
Произвели трепанацию черепа, удалили опухоль, образовалась гематома и как следствие - мгновенное изменение в целокупности души.
Третий. В принципе, можно согласиться с тем, что определенные качества зависят от разных сторон материального тела. Вполне может быть так, что некоторые важные качества неразрывно связаны со своей стороной.
Например, у кирпича есть свойство пористости. Кирпич имеет прямоугольную форму. Предположим, мы сломали кирпич на две половинки. «Прямоугольность» - это качество целого кирпича - исчезла, но пористость в половинках осталась. Вот здесь-то и стоит вспомнить о третьем пункте - принадлежности определенного качества конкретному предмету. У кирпича была пористость, присущая именно этому кирпичу. Пористость половинок является пористостью качественно других объектов - половинок кирпича. Пористость всего кирпича исчезла. Ведь целого кирпича уже нет.
Это, казалось бы, незначительное событие - исчезновение носителя качества становится решающим, когда речь заходит о таком явлении, как сущность человека. Ведь сущность-душа, вылившаяся в личность человека - качество предельно специфическое.
Личность каждого из нас именно такая, какая она есть. Особенная, своеобразная не похожая ни на какую другую. И изменившись, как свойство, душа человека потеряла бы свои ценнейшие проявления - способности ощущать, мыслить, стремиться, переживать, быть обособленной в своих переживаниях. Это было бы сразу заметно.
Такие потери никогда не проходят бесследно. Речь идет не о смене характера или стереотипа поведения, а об изменении качества как такового.
Полагая поток сознания качеством, неотделимой гранью материального объекта, такой же, как прозрачность стекла или прочность кремния.
Изменяется основа души, человек остается самим собой, независимо ни от чего. Его Я остается тем же самым. Сущность всего явления под названием Homo sortitus не меняется при изменениях порождающего эту сущность субстрата, например, мозга. Что достаточно убедительно отвергает идею сущности-души как свойства или качества человека-явления.
Итак, физические нарушения в материальной основе души - мозге не влекут принципиальных изменений в ее главных свойствах - чувствах, мышлении, восприятии, стремлениях. Изменений в свойствах как таковых. Следовательно, они не проявляют прямой, безусловной, непосредственной зависимости от носителя свойств, как должно проявлять качеству. Ощущаемая нам душа не проявляет качеств качества и свойств свойства, как такового.
В этом случае нам остается отмести первое допущение и принять альтернативное: душа - сущность человека, которая существует отдельно от тела.
Да, связана с ним.
Да, зависит от его состояния.
Да, видимо, питается от него энергией. Но существует отдельно.
Гипотезы о происхождении нашей сущности не рассматриваем.
Стремление постулировать происхождение сущности непременно вернет нас в круг мертвых вопросов: что первично - курица или яйцо? Это приведет нас к плоскостному мышлению, которое заставляет, опираясь на бытийный опыт, верить, что всему бывает начало и всему положен конец.
Так ли это важно для нас, осознавших обособленность своей души? А если действительно станет важно, то, скорее всего, мгновенно появится способ узнать это наверняка.
Главное, что мы установили - это признали возможную субстанциональность нашей сущности.
страница 1 страница 2
|