страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5 Источник: ИС ПАРАГРАФ, 06.01.2009 14:08:18
З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О конкуренции
Раздел 1. Основные положения
|
|
Глава 1. Общие положения
|
(статьи 1 - 7)
|
Раздел 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция
|
|
Глава 2. Монополистическая деятельность
|
(статьи 8 - 15)
|
Глава 3. Недобросовестная конкуренция
|
(статьи 16 - 28)
|
Раздел 3. Государственное регулирование в сфере конкуренции
|
|
Глава 4. Государственное участие в предпринимательской деятельности
|
(статьи 29 - 32)
|
Глава 5. Антиконкурентные действия государственных органов
|
(статьи 33 - 36)
|
Глава 6. Антимонопольный орган
|
(статьи 37 - 43)
|
Глава 7. Взаимодействие антимонопольного органа с регулирующими и правоохранительными органами
|
(статьи 44 - 45)
|
Раздел 4. Защита конкуренции
|
|
Глава 8. Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан
|
(статьи 46 - 57)
|
Глава 9. Выявление нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан
|
(статьи 58 - 67)
|
Глава 10. Пресечение нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан и пересмотр предписаний антимонопольного органа
|
(статьи 68 - 74)
|
Глава 11. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Республики Казахстан
|
(статьи 75 - 76)
|
Раздел 5. Заключительные и переходные положения
|
|
Глава 12. Переходные положения
|
(статьи 77 - 79)
|
Глава 13. Заключительные положения
|
(статьи 80 - 81)
|
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты конкуренции, ограничения монополистической деятельности и защиты законных прав потребителей.
Раздел 1. Основные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет правовые основы защиты прав субъектов рынка и потребителей от монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом, антиконкурентных действий государственных органов и недобросовестной конкуренции. Закон направлен на поддержание и создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан.
2. Целями настоящего Закона являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.
Статья 2. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан
1. Антимонопольное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан, в которых участвуют субъекты рынка, потребители, а также государственные органы.
2. Положения настоящего Закона применяются также к совершенным за пределами территории Республики Казахстан действиям субъекта рынка, если в результате таких действий выполняется одно из следующих условий:
1) прямо или косвенно затрагиваются находящиеся на территории Республики Казахстан основные средства и (или) нематериальные активы, либо акции (доли участия в уставном капитале) субъектов рынка, имущественные или неимущественные права в отношении юридических лиц Республики Казахстан;
2) ограничивается конкуренция в Республике Казахстан.
Статья 4. Принципы конкуренции
Основными принципами конкуренции являются:
1) состязательность;
2) добросовестность;
3) законность;
4) соблюдение прав потребителей.
Статья 5. Государственная политика в сфере конкуренции
1. Основные направления государственной политики в области конкуренции разрабатываются Правительством Республики Казахстан и реализуются антимонопольным органом.
2. Центральные и местные исполнительные органы принимают участие в реализации государственной политики в области конкуренции в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
3. Государственные органы в пределах своей компетенции обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, отрицательно влияющих на конкуренцию.
Статья 6. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) аффилиированные лица юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, — юридические лица, в которых более пятидесяти процентов акций (долей) прямо либо косвенно принадлежат юридическим лицам, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилиированному лицу более пятидесяти процентов акций (долей) иного юридического лица;
2) конкуренция — состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
3) взаимозаменяемые товары — группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, а также по другим параметрам таким образом, что потребитель заменяет их друг другом в процессе потребления (производства);
4) монопольное положение — положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю на соответствующем товарном рынке;
5) монопольный доход — доход, полученный субъектом рынка в результате осуществления монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом;
6) монополистическая деятельность — деятельность субъектов рынка, положение которых дает возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе позволяет оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;
7) антимонопольный орган — государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
8) субъект рынка — физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность;
9) регулируемые рынки — товарные рынки, на которых введено государственное регулирование цен в соответствии с законами Республики Казахстан;
10) регулирующий орган — государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование цен на регулируемых рынках;
11) товар — товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;
12) товарный рынок — сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров, определяемая исходя из экономической, территориальной и технологической возможности потребителя приобрести товар;
13) продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, реализующее (поставляющее) товар;
14) расследование — мероприятия антимонопольного органа, направленные на выявление фактов, подтверждающих нарушения настоящего Закона, их фиксацию и принятие соответствующего решения;
15) потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар для собственных нужд;
16) Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее — реестр) — перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной или государственной монополии.
Статья 7. Группа лиц
1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняется одно из следующих условий:
1) лицо имеет право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей участия, паев) в уставном капитале юридического лица;
2) юридическое лицо или несколько аффилиированных юридических лиц имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления;
3) физическое лицо, его супруг (-а), близкие родственники имеют возможность определять решения, принимаемые другим лицом, в том числе определять условия ведения этим лицом предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия органа управления;
4) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в подпунктах 1)-3) настоящего пункта основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в подпунктах 1)-3) настоящего пункта основанию.
2. Группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Положения настоящего Закона, относящиеся к субъектам рынка, распространяются на группу лиц.
Раздел 2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция
Глава 2. Монополистическая деятельность
Статья 8. Виды монополистической деятельности
К монополистической деятельности, ограниченной настоящим Законом, относятся:
1) антиконкурентные соглашения субъектов рынка;
2) антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка;
3) злоупотребление доминирующим или монопольным положением.
Статья 9. Виды антиконкурентных соглашений и согласованных действий
1. Антиконкурентные соглашения или согласованные действия между субъектами рынка, являющимися конкурентами либо потенциальными конкурентами на одном товарном рынке, являются горизонтальными.
2. Антиконкурентные соглашения между неконкурирующими субъектами рынка, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (поставщиком), являются вертикальными.
Статья 10. Антиконкурентные соглашения
1. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме антиконкурентные соглашения между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе касающиеся:
1) установления и (или) поддержания согласованных цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
2) искажения итогов торгов, аукционов и конкурсов в результате нарушения установленного порядка их проведения, в том числе путем повышения, снижения или поддержания цен, а также раздела по лотам;
3) раздела товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов (поставщиков) или покупателей либо по другим признакам;
4) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;
5) необоснованного отказа либо уклонения от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;
6) ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей;
7) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка;
8) заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав).
2. Запрещается координация физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка, приводящая или способная привести к последствиям, перечисленным в пункте 1 настоящей статьи.
3. Допускаются соглашения между субъектами рынка при условии, если они не ущемляют законных прав потребителей и:
1) их совокупная доля на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов;
2) направлены на совершенствование производства путем внедрения передовых и (или) ресурсосберегающих технологий;
3) направлены на развитие малого и среднего предпринимательства;
4) направлены на разработку и применение нормативных документов по стандартизации.
4. Ограничения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются к соглашениям по:
1) лицензионным договорам;
2) договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
3) договорам, связанным с передачей технологий;
4) договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах;
5) иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности;
6) договорам и действиям внутри одной группы лиц;
7) долгосрочному инвестиционному или концессионному договору.
Статья 11. Антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка
1. Запрещаются согласованные действия субъектов рынка, направленные на ограничение конкуренции, в том числе касающиеся:
1) установления и (или) поддержания цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
2) необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;
3) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;
4) применения дискриминирующих условий к равнозначным договорам с другими субъектами.
2. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны согласованными, если они удовлетворяют в совокупности следующим условиям:
1) параллельные действия субъектов рынка, совершенные в течение трехмесячного срока и в результате которых каждый из субъектов рынка получил выгоду, которая не предполагалась в результате отсутствия согласованных действий;
2) действия субъектов рынка заранее известны каждому из них;
3) действия каждого из указанных субъектов рынка не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на данные субъекты рынка.
3. Действия субъектов рынка, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются согласованными независимо от наличия письменного соглашения.
4. Допускаются согласованные действия, если они совершены субъектами рынка, входящими в одну группу лиц, или совокупная доля которых на товарном рынке не превышает пятнадцати процентов, не ущемляют законных прав потребителей и направлены на:
1) совершенствование производства путем внедрения передовых технологий;
2) развитие малого и среднего предпринимательства;
3) разработку и применение нормативных документов по стандартизации.
Статья 12. Доминирующее или монопольное положение
1. Доминирующим или монопольным положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка на соответствующем товарном рынке, дающее субъекту рынка или нескольким субъектам рынка возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара.
2. Доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов.
3. Доминирующим признается положение каждого из нескольких субъектов рынка, если:
1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;
2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.
4. Доминирующим признается положение финансовых организаций, если:
1) совокупная доля не более чем двух финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет пятьдесят и более процентов;
2) совокупная доля не более чем трех финансовых организаций, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем рынке финансовых услуг, составляет семьдесят и более процентов.
5. Доминирующим в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке, в том числе и на рынке финансовых услуг, не превышает пятнадцати процентов.
6. Монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке.
Статья 13. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением
Запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей, в том числе такие действия, как:
1) установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен;
2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка без объективно оправданных на то причин;
3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также по количеству, цене;
4) обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;
5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на заключение такого договора в срок, превышающий один месяц;
6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;
7) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.
Статья 14. Монопольно высокая и монопольно низкая цена товара
1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
2. Под сопоставимым товарным рынком понимается другой товарный рынок, сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов (поставщиков) товара, определяемому, исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок.
В случае, если невозможно сравнить цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.
3. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
4. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена ниже цены, которую на этом же товарном рынке устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;
2) эта цена ниже суммы фактических расходов на производство и реализацию такого товара.
5. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 4 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъекту рынка регулирующим органом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 15. Монопсоническое положение и монопсонически низкая цена
1. Монопсоническим положением признается положение субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение в качестве покупателя, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет семьдесят и более процентов.
2. Монопсонически низкой ценой является цена товара, по которой приобретает товар субъект рынка, занимающий монопсоническое положение, если:
1) эта цена позволяет субъекту рынка, занимающему монопсоническое положение, получить дополнительный доход путем снижения затрат на производство и (или) реализацию за счет субъектов рынка, реализующих ему товар;
2) эта цена ниже суммы необходимых субъекту рынка, реализующему товар, расходов на производство и реализацию такого товара и прибыли.
3. Цена товара не признается монопсонически низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в пункте 2 настоящей статьи критериев.
Глава 3. Недобросовестная конкуренция
Статья 16. Недобросовестная конкуренция
1. Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается.
2. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия:
1) неправомерное использование товарных знаков, упаковки;
2) неправомерное использование товара другого производителя;
3) копирование внешнего вида изделия;
4) дискредитация субъекта рынка;
5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;
6) реализация товара с принудительным ассортиментом;
7) призыв к бойкоту продавца (поставщика);
8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика);
9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;
10) подкуп работника продавца (поставщика);
11) подкуп работника покупателя;
12) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну.
Статья 17. Неправомерное использование товарных знаков, упаковки
Неправомерным использованием товарных знаков, упаковки является незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или использование без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, или использование упаковки в виде, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Статья 18. Неправомерное использование товара другого производителя
Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица.
Статья 19. Копирование внешнего вида изделия
1. Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта рынка и введение его в хозяйственный оборот, которое может привести к введению в заблуждение потребителя в отношении производителя товара.
2. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.
Статья 20. Дискредитация субъекта рынка
Дискредитацией субъекта рынка является распространение в любой форме заведомо ложных, недостоверных сведений, связанных с деятельностью субъекта рынка.
Статья 21. Заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама
Признаки недобросовестной, недостоверной и заведомо ложной рекламы устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 22. Реализация товара с принудительным ассортиментом
Реализацией товара с принудительным ассортиментом являются любые действия продавца (поставщика) по установлению дополнительных требований или условий при реализации товара, которые ущемляют права потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки.
Статья 23. Призыв к бойкоту продавца (поставщика)
Призывом к бойкоту продавца (поставщика) или его товара являются организованные конкурентом непосредственно или через посредника действия, направленные на отказ покупателей от установления договорных отношений с продавцом (поставщиком) или приобретения его товаров.
Статья 24. Призыв к дискриминации покупателя (поставщика)
Призывом к дискриминации покупателя (поставщика) являются действия конкурента покупателя (поставщика) непосредственно или через посредника, направленные на принуждение поставщика (покупателя) к отказу от заключения договора или применению дискриминирующих условий к иным покупателям (поставщикам) по равнозначным договорам.
Статья 25. Призыв к разрыву договора с конкурентом
Призывом к разрыву договора с конкурентом являются действия субъекта рынка, направленные на невыполнение или выполнение ненадлежащим образом договорных обязательств иного субъекта рынка — участника договора с конкурентом, путем предоставления или предложения непосредственно или через посредника материального вознаграждения, других преимуществ либо необоснованного препятствования субъекту рынка в осуществлении им своей деятельности.
Статья 26. Подкуп работника продавца (поставщика)
Подкупом работника продавца (поставщика) является предоставление ему конкурентом покупателя непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником продавца (поставщика) служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом покупателя определенных преимуществ перед покупателем и (или) убыткам покупателя.
Статья 27. Подкуп работника покупателя
Подкупом работника является предоставление ему конкурентом продавца (поставщика) непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом продавца (поставщика) определенных преимуществ перед продавцом (поставщиком) и (или) убыткам продавца (поставщика).
Статья 28. Неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну
Неправомерным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, является использование без разрешения правообладателя при осуществлении предпринимательской деятельности сведений, составляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую тайну.
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
|