Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Из опыта работы педагога–психолога

ГУО «Плещеницкая средняя школа № 1 Логойского района»

по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения, насилия в отношении детей

через организацию тренинговой работы с родителями

по программе «Успешное родительство»
Тишкевич Оксана Петровна

Педагог-психолог

ГУО «Плещеницкая средняя школа №1 Логойского района»

Мы думаем, что все согласятся с тем, что проблему легче предупредить, чем разрешить. Именно поэтому очень важна в работе педагога – психолога профилактическая и просветительская работа.

Цель развития всей образовательной системы - полноценное развитие ребенка: создание условий для успешной его самореализации, личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. И именно следующие два социальных института – семья и школа – играют в этом важнейшую роль. Не зря говорят, что школа – это учитель «ума», а семья – учитель « души» ребенка, причем семья занимает центральное место в воспитании, формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучающегося. Мы думаем, все согласятся с тем, что грамотно выполнить это смогут лишь те родители, которые обладают собственной психолого– педагогической и правовой культурой. А именно формирование психолого–педагогической и правовой культуры родителей является важнейшей целью профилактической работы с родителями специалистов СППС учреждения образования.

На современном этапе под психолого-педагогической культурой родителей понимается такое личностное образование, которое выражается в их ценностно-целевой направленности на полноценное воспитание и развитие детей, способности к рефлексии, самоконтролю, регуляции своего поведения, творческом владении психолого-педагогическими технологиями, гуманистическим стилем взаимодействия с детьми, что, естественно, будет способствовать профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения, насилия в отношении детей. Очень важно здесь переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

Способствует достижению этого программа «Успешное родительство», разработанная Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь. Опытом практической реализации данной программы в ГУО «Плещеницкая средняя школа №1 Логойского района» и хотелось бы поделиться.

Ещё Л.Н.Толстой говорил, что «воспитание детей есть только самосовершенствование их воспитателей», так как основным механизмом познания окружающего мира у ребенка является подражание наиболее значимым для него людям. Известно так же мудрое изречение о том, что дети будут счастливы лишь тогда, когда будут счастливы их родители. Поэтому цель тренинговой программы «Успешное родительство» - оказание поддержки родителям путем обучения их методам воспитания на всех стадиях семейной жизни для построения конструктивных взаимоотношений с детьми без применения насилия. Дело в том, что в обычной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей с привлечением специалистов разного профиля (психологов, педагогов, юристов, медиков) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Данная программа в первую очередь благоприятно влияет на состояние самих родителей. Участие в занятиях помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений. Участники становятся группой поддержки друг для друга.

Следует отметить глубокую методическую продуманность и практическую ориентированность данной программы. Кроме психологической и педагогической информированности родителей, ставилась цель формирования и закрепления воспитательных навыков и умений. Кроме того многие цели достигались «ненапрямую»: так, многие родители отметили в конце курса освобождение от душевного одиночества, повышение самооценки, снижение чувства тревоги, улучшение психологически комфортной среды в семьях, желание узнать больше о чувствах своих детей.

Программа «Успешное родительство» состоит из четырех курсов: «От коляски до школы» (для родителей детей от 0 до 6 лет), «Умение быть родителем» (для родителей детей от 5 до 15 лет), «Как выжить родителям подростков» и «Искусство самоутверждения для родителей». К концу обучения по данной программе родители приобретают такие основные навыки конструктивного взаимодействия, как навыки поощрения, поддержания дисциплины, взаимного уважения, установления границ, умения слушать и слышать.

В нашей школе в феврале – марте 2011 года был организован и проведен курс «Умение быть родителем» (для родителей детей от 5 до 15 лет). Забегая вперед, отмечу большой позитив, который получили как участники курса, так и я, несмотря на сложность проводимой работы. Методическая подготовка по данной программе была получена в Минском институте развития образования на курсах, организованных Представительством Международного детского фонда в Республике Беларусь.

Родительский курс состоял из 9 тренинговых занятий, которые проводились один раз в неделю, по субботам, каждое занятие длилось около трех часов. В группу вошли 12 родителей (мам), воспитывающих 23 ребенка в возрасте от 1 до 16 лет. Социальный статус родителей был различен: 7 мам воспитывали детей в полных семьях, 3 – в неполных многодетных, 2 – в полных многодетных (семьи двух мам относились к категории «социальный патронат»). Следует отметить, что практически все мамы отмечали проблемы, существующие во взаимоотношениях с детьми, поэтому были в определенной степени мотивированы на данную работу. Это, конечно же, сыграло большую роль в её результативности, однако многие родители не думали, что все будет так серьезно и кропотливо.

Необходимыми условиями проведения работы явились следующие: нужно было стараться не пропускать занятия, так как каждое последующее строилось на основе предыдущих, к каждому занятию нужно было выполнять домашние задания, суть которых заключалась в практической отработке полученных на занятиях навыков взаимодействия, кроме того нужно было ознакомить с теоретическим материалом курса и всех остальных взрослых в семье, для того, чтобы было единство взглядов при воспитании детей. К каждому занятию для каждого родителя осуществлялась распечатка глав «Пособия для родителей», и по истечении курса у каждого в семье осталась очень интересная брошюра Майкла и Терри Квинн «Что могут родители?» (это тоже было одним из условий проведения занятий).

В структуру занятий вошли следующие этапы:



  • Разминка и вступительные замечания;

  • Рассказ участников занятия о том, что произошло со времени прошлого занятия;

  • Практикум. На этом этапе участники погружались в новую тему на личностном уровне, выполняя предлагаемые тренером практические упражнения;

  • Введение в тему. На этом этапе я представляла тему, показывая видеосюжет;

  • Углубленное изучение темы занятия участниками в ходе обсуждения учебных примеров;

  • Отработка новых умений и навыков на практике, как правило, в парах;

  • Составление конкретных планов использования освоенных навыков и умений на протяжении следующей недели;

  • Релаксация;

  • Подведение итогов занятия тренером, а затем участниками;

  • Завершение занятия.

Нужно отметить, что вся теоретическая база курса (учебное пособие и видеосюжеты) очень грамотно разработаны специалистами Международного детского фонда, что облегчало проведение занятий.

Первое занятие называлось «Чего хочет Ваш ребенок». На этом занятии очень важно было создать спокойную и доверительную обстановку, которая способствовала бы откровенности и открытости участников занятий. На занятии была проведена первичная диагностика родителей, позволяющая определить их психологическую просвещенность и развитие умений применять свои знания в повседневной жизни (см. табл.1, «До»). Изучались следующие показатели:



Показатель1. Использование позитивного стиля родительства;

Показатель2. Умение знать и распознавать причины плохого поведения детей;

Показатель3. Знания о стадиях развития ребенка;

Показатель4. Умение понимать чувства и эмоции детей и правильно на них реагировать;

Показатель5. Умение знать и уметь использовать ненасильственные способы поддержания дисциплины;

Показатель6. Практическое применение методик для снятия стресса. Кроме того родители получили знания об истинных причинах плохого поведения детей, проанализировали их на конкретных примерах, попробовали разобраться в своих чувствах и в том, как реагировать в конкретных жизненных ситуациях.

Второе занятие было посвящено развитию умения быть ответственным родителем, отличию «ответственного родителя» от «хорошего», эти умения также были проанализированы на конкретных примерах.

Третье занятие называлось «Поддержка». Родители учились отличать поддержку от похвалы, отрабатывали на практике способы оказания поддержки без излишних похвал. Здесь важно было, оказывая поддержку, научиться давать детям уверенность в своих силах.

На четвертом занятии родители учились быть внимательными, осваивали навыки правильного и активного слушания, отрабатывали их на практике.

Пятое занятие было посвящено решению проблем, пониманию того, чья это проблема: родителя или ребенка, или общая.

Шестое занятие называлось «Дисциплина». На этом занятии очень важно было, чтобы родители поняли и научились поддержанию дисциплины ненасильственными способами. К примеру, это предоставление ребенку свободы выбора, обучение детей на последствиях их действий.

Седьмое занятие призвано было научить родителей различать виды насилия, показать негативное воздействие жестокого обращения с детьми на их развитие, формировать у родителей желание не применять жестоких форм взаимодействия с детьми (это занятие было разработано непосредственно нами, специалистами СППС школы, и методически поддержано Международным детским фондом).

На восьмом занятии родители учились проводить семейные собрания, для того чтобы вместе решать возникающие проблемы и уметь договариваться друг с другом.

Последнее занятие было посвящено комплексному использованию родительских навыков. На этом занятии также была проведена итоговая диагностика (см. табл. 1, «после»). Её результаты порадовали, несмотря на то, что динамика у всех родителей была разной, у кого-то лучше, у кого-то хуже, но положительный сдвиг был у всех.

Таблица 1. Результаты диагностики родителей.



Показатель1

Показатель2

Показатель3

Показатель4

Показатель5


Показатель6

До

после

До

после

До

после

До

после

До

после

До

после

47,5%

82,5%

18%

47,5%

62%

83%

37,5%

87,5%

56%

77,5%

17%

75%

Мы настолько сдружились, что решили провести еще одно занятие в форме чаепития за круглым столом. На этой встрече родители узнали об индивидуальных результатах диагностики, написали свои «истории успеха» (своеобразные отзывы о занятиях), им были вручены свидетельства о прохождении курса. Родители отмечали положительные изменения в своей жизни, благодарили Международный детский фонд, меня, администрацию школы за проведенную работу, отмечали, что школа стала им гораздо ближе, роднее.

Вот некоторые высказывания: «Хочется сказать огромное спасибо представительству Международного детского фонда в Республике Беларусь, администрации школы за организацию курса по программе «Успешное родительство». Этот курс помог мне разобраться в чувствах своих детей, вести с ними диалоги, минуя «подводные камни», не раздражаться по пустякам, уважать их самостоятельность», - Чугунова Е.Н.

«Хочу выразить искреннюю благодарность создателям курса, нашему тренеру Оксане Петровне, и всем причастным к этому благородному делу людям. На мой взгляд, дело воспитания, врачевания людских душ гораздо важнее многих других дел, ведь самое главное, чтобы мы при любых жизненных ситуациях оставались людьми!», - Швец Е.В.

Условием проведения курса было написание творческого тренерского отчета и «историй успеха» родителей. Было приятно, что наш отчет и «истории успеха» были достойно оценены в Представительстве Международного детского фонда, летом я была приглашена на семинар, где мне и вручили грамоту за работу.

Следует отметить, что описана лишь одна из форм взаимодействия семьи и школы, направленная на профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения, насилия в отношении детей и реализуемой в нашем учреждении образования, на наш взгляд, довольно интересной и действенной. И нам хочется верить, что благодаря этому взаимодействию дети привыкнут к честности в семьях, тем самым научатся быть справедливыми; привыкнут к поддержке родителей, а значит, научатся быть уверенными; привыкнут к признанию окружающих и дружбе, а значит, научатся любить ближних, верить им. И чем больше таких людей будет у нас в стране, тем сильнее и просвещённее будет наше государство.
Занятие 7

Тема:

Влияние жестокого обращения с детьми на их развитие



Цель:

Профилактика насилия в семье и социуме



Задачи:

  • Научить родителей различать виды насилия; показать на примерах негативное воздействие жестокого обращения с детьми на их развитие;

  • Практическим путем формировать у родителей желание не применять жестоких форм взаимодействия с детьми;

  • Закрепить полученные ранее навыки конструктивного взаимодействия.

Ход занятия

1. Разминка и вступительные замечания.



  • Рассказ участников занятия о том, что произошло со времени прошлого занятия (анализ выполнения домашнего задания).

  • Упражнение «Слови колючий мяч, передай мягкий мяч».

Краткое обсуждение того, что приятнее было ловить, какие чувства испытывали. Подведение участников к тому, что в жизни бывает очень много таких «колючих», неприятных моментов и тем, все они требуют особого внимания. Таковой будет и сегодняшняя тема (ознакомление с темой, целями и задачами).

2. Практикум. Погружение в новую тему на личностном уровне. Углубление уровня знаний по теме.


  • Упражнение в парах «Мой самый счастливый и самый несчастный день детства». Рассказ и обсуждение по вопросам: «Что чувствовали? Что хотелось сделать? Как можно было разрешить ситуацию по-другому? Кто мог помочь?»

  • 1-2 рассказа выносятся на группу. Как правило, многие ситуации связаны именно с родителями. Группа подводится к тому, что самые близкие люди для ребенка – это родители, именно от их внимания, понимания зависит вся жизнь маленького человека, зависит то, будет ли детство для него планетой Счастья или же наоборот планетой Горя. И все это остается с ребенком на всю его жизнь.

  • Мини – лекция с презентацией по теме «Насилие. Его виды. Влияние насилия на развитие ребенка. Признаки у ребенка, подвергшегося насилию». (Материал лекции и презентации разработан специалистами Международного детского фонда.)

3.Выявление уровня усвоения, понимания полученных знаний по теме занятия участниками в ходе обсуждения видеосюжетов.

  • Деление на группы при помощи упражнения «Семьи Семеновых, Ивановых, Сидоровых». Суть упражнения в том, какая семья по розданным запискам быстрее найдет своих членов.

  • Показ видеосюжетов из фильмов, соответствующих 4 видам насилия (физическому, сексуальному, эмоциональному, 4 виду – неудовлетворение основных жизненных потребностей), с целью закрепления полученных теоретических знаний по теме. Используются сюжеты из фильмов «Чучело», «Проклятый рай», «И все -таки я люблю». Для каждой группы по одному сюжету. Обсуждение по вопросам (даются перед просмотром):

- Какие чувства вызвал сюжет?

- Какой вид насилия показан?

- По каким признакам мы можем определить, что ребенок подвергся насилию?

4.Выработка новых умений и навыков на практике, их отработка.

Цель: поиск и научение конструктивному выходу из ситуации.


  • Решение учебных ситуаций в группах (учебные истории предоставлены Международным детским фондом) с последующим обсуждением. Важны ответы на следующие вопросы: «Какие чувства испытывает ребенок? Что может оказать поддержку ребенку? Кто и какую помощь может ему оказать?»

  • Ролевая игра «Случай». Дается конкретная ситуация, где присутствует насилие в отношении ребенка. Участникам нужно обдумать ее, свои стратегии поведения, затем проиграть и обсудить. Внимание при обсуждении на то, что испытывал каждый из «актеров».

5.Домашнее задание. Проанализировать случаи проявления насилия в своей семье. Попробовать применить освоенные навыки и умения на протяжении следующей недели.

6.Релаксация. Медитация «Храм души» в музыкальном сопровождении.

7.Подведение итогов занятия тренером, а затем участниками.

Прослушивание баллады С.Копыловой «Гвозди гнева».



Упражнение «Выбор». Нужно сделать выбор между: «Я узнала… Я поняла… Я почувствовала… Я буду применять….»

8.Завершение занятия.

страница 1

Смотрите также: