страница 1 Изменение стратегии реагирования на алкоголь
Вы никогда не задумывались над вопросом, почему одни люди остерегаются принимать алкоголь в больших дозах и свободно отказываются от него, а другие принимают его в большом количестве, несмотря на тягостные последствия? В чем разница? На этот вопрос можно ответить просто. Первые понимают, что это вредно, а вторые тоже понимают, но не желают отказываться от удовольствия. Тогда следующий вопрос. В чем разница между постпохмельным состоянием, когда на протяжении одной-двух недель или даже месяца человек не просто отказывается, а его воротит от алкоголя, и состоянием влечения к алкоголю? Вы скажете, что изменяется биохимия клеток организма. Да, вы будете правы. Но здесь мы с вами рассматриваем психологические явления. А опыт работы с разными зависимостями говорит, что если в момент сильного влечения к алкоголю провести психотерапию, то влечение исчезает полностью. Причем на очень долгий срок. Иногда навсегда. Что это? Чисто психологический феномен или мы повлияли на биохимию? Здесь присутствует и то и другое. Встает вопрос, как сделать так, чтобы на протяжении длительного времени — год-два — человек реагировал на алкоголь так же, как и в первые дни постпохмельного синдрома.
При изменении стратегии реагирования на алкоголь наша задача сводится к тому, чтобы естественная реакция отвращения к этому яду, которая обычно проявляется в постпохмельном состоянии, была продлена во времени до бесконечности. Как достичь такого результата? За ответом обратимся к невербальной реакции как источнику наиболее надежной информации. Среди невербальных признаков необходимо отметить конгруэнтность высказываний, вегетативные и мимические реакции, движения глаз. Большинство из этих реакций неосознаваемы клиентом, их трудно имитировать и поэтому они объективны. Попросите своего пациента вспомнить два разных опыта: первый опыт — когда ему хотелось употребить алкоголь и он это действительно сделал, а второй — когда после очередного запоя алкоголь был действительно противен. Отметьте разницу в невербальных реакциях. Проследите, в какой последовательности ваш партнер вспоминает первый опыт; к какой системе обращается сначала — к визуальной или аудиальной, а к какой в конце — к кинестетической или дигитальной (внутреннему диалогу). По глазным сигналам доступа, т. е. по движению глазных яблок, мы определяем ведущую систему восприятия и систему, запускающую принятие решения. Чаще всего запускающей системой является кинестетическая, т. е. ощущения, на которые ориентируется пациент при решении принять алкоголь или отказаться от него.
Стратегия принятия алкоголя выглядит следующим образом. Человек встречается со спиртными напитками, зачастую красочно и заманчиво оформленными, либо слышит предложения друзей, коллег, знакомых: "Пойдем выпьем"; "Это событие необходимо отметить" — и тому подобные высказывания. А иногда говорит сам себе:
"А не пора ли принять спиртное?" — после чего вспоминает приятный опыт общения с алкоголем. Именно воспоминания приятных ощущений способствуют принятию решения выпить, вновь почувствовать эйфорию, возбуждение, раскрепощение и т. п. Причем уже в момент предвкушения некоторые пациенты отмечают появление приятного возбуждения, легкую эйфорию. Никто не принимает решения вновь напиться, чтобы снова болеть. Здесь проявляется завидное свойство человека быстро забывать все негативные последствия и помнить только состояние легкого опьянения. Дальше все идет по известной схеме: выпивает, получает свой позитив на 30 — 60 минут и далее сплошной негатив похмельного синдрома, от нескольких часов до нескольких дней.
Стратегия отказа от алкоголя в постпохмельный период отличается от предыдущей. В постпохмельном состоянии любой вид спиртного, разговор о нем, его запах и тем более вкус — все вызывает воспоминания о неприятных ощущениях похмельного (абстинентного) синдрома. Именно свежие воспоминания негативных ощущений запускают механизм отказа от употребления алкоголя. Вспоминая резко негативные ощущения (головную боль, дрожь в руках, теле, боль в области печени, сердца, нарушение мышления или памяти), человек отказывается от употребления алкоголя. Вы можете отметить, что отказ от алкоголя, отвращение к нему в этот момент искренние (конгруэнтные).
Стратегия отказа от алкоголя людей, не злоупотребляющих алкоголем, а также людей, отказавшихся от алкоголя по каким-либо причинам, тоже отличается от двух предыдущих. Ее особенностью является отсутствие ярких (выраженных) позитивных или негативных ощущений при виде, запахе или напоминании об алкоголе. Взамен присутствует внутренний диалог, сообщающий о всех последствиях употребления спиртного.
Таким образом выглядят наиболее часто выявляемые стратегии реагирования на алкоголь. Для того чтобы поменять стратегию или, иначе говоря, выработать у человека безразличную реакцию на алкоголь, определите тип стратегии, а затем используйте ее. Эта работа похожа на создание видеофильма в трех измерениях: визуальном, аудиальном и кинестетическом. Вначале вместе с клиентом просматриваем события, предшествующие приему алкоголя, затем момент принятия решения выпить; момент употребления алкоголя и первые приятные ощущения, а в конце фильма — похмельный синдром, т. е. резко отрицательные ощущения.
Остановимся более детально на каждой части стратегии реагирования. Момент, предшествующий приему алкоголя, как правило, нейтрален и не требует анализа. Когда вы просите пациента вспомнить его состояние непосредственно перед употреблением алкоголя или в момент принятия решения выпить, в нем происходят внешние изменения: появляется бодрость, активность, меняется настроение. Пациент расскажет вам, как он стремится реализовать принятое решение. В зависимости от ситуации человек либо бежит за спиртным, либо начинает лихорадочно искать деньги. Если спиртное уже имеется, то, потирая руки, торопится разлить его по стаканам. Во время рассказа, как правило, поведение пациента становится слегка возбужденным, глаза начинают гореть, он выходит из субдепрессии и переходит в состояние легкой ажитации, ускоряется и его речь. Иногда кажется, что этот человек уже слегка пьян. И это реально, хотя он не принял еще ни капли спиртного. Приятные воспоминания начальной стадии опьянения способствуют появлению легкой эйфории без спиртного, и объясняется это выбросом эндорфинов в кору головного мозга. Момент принятия решения выпить настолько быстро происходит, что информация о том, как оно принималось, не осознается пациентом. Обычно они говорят: "Решил и все". Именно этот период времени, который может длиться несколько долей секунды, наиболее интересен, потому что в данный момент протекает большая часть эмоционально-мыслительных процессов, которая приводит к окончательному решению напиться. А запускающим механизмом является желание получить приятные ощущения.
Наша с вами задача заключается в том, чтобы подвести к решению об отказе от алкоголя. Для этого мы вставляем в наш "видеофильм" события похмельного синдрома перед тем, как пациент решит принять алкоголь и таким образом можем повлиять на принятие решения. Отказ от алкоголя мы тут же подкрепляем приятными ощущениями: чувством удовлетворения собой, чувством гордости, радости, уверенности. И это помогает еще больше закрепить принятое решение и получить в конечном итоге позитивные эмоции при отказе от алкоголя. Вот почему в завершение при отказе от спиртного вставляем поощрительный "кадр" — глубокое, приятное и спокойное состояние свободы от алкоголя. Важно создать полный образ удачливого, уверенного человека, поступок которого вызывает одобрение окружающих.
Новая стратегия может выглядеть следующим образом:
1. Время, предшествующее приему алкоголя.
2. Момент принятия решения употребить алкоголь.
3. Воспоминания похмельного синдрома со всеми отрицательными ощущениями.
4. Момент получения удовольствия от алкоголя выбрасываем, а взамен вставляем получение удовольствия при отказе от алкоголя, чувство удовлетворения от того, что удалось сохранить свое здоровье, теплые семейные отношения, свою работу и все то, ради чего человек решил отказаться от этого яда.
Многократно "прокручивая" новый "видеофильм", мы закрепляем новую стратегию, а ускоряя прокручивание фильма в 2 — 4 — 8 — 16 — 32 — 64 раза, мы оставляем его в бессознательном. Это похоже на эффект многократного повторения изучаемого текста плюс эффект 25 - го кадра.
Приведем пример такой работы.
— Меня интересует, как вы определяете свои проблемы с алкогольной зависимостью?
—Во-первых, проблемы дома. Жена несколько раз рассказывала, да я и сам убеждался, что когда перепьешь, полный провал в памяти. Утром тоже проблемы: просыпаешься — головные боли, чувствуешь дискомфорт. Наверное, с этого и начались запои. С утра выпьешь, на какое-то время вроде бы становится легче. Потом опять начинается. И тогда ищешь любой повод, чтобы снова выпить. А когда выпьешь, начинается какая-то лень.
— Какие чувства вы испытывали перед тем, как хотели выпить, т. е. вы еще не выпили, но уже знаете, что скоро это произойдет?
— Просто думаешь, что будет легче.
—Когда вы принимали решение: "Сейчас я выпью ", какие чувства вы начинали испытывать? Как менялось ваше состояние?
— Понимаете, получалось так, что вроде бы уговоришь себя не пить. А потом проходишь мимо магазина и думаешь: "Ничего страшного не случится — может быть станет полегче". Заходишь и пьешь.
— Когда вы говорили себе : "Станет легче", вам становилось легче?
— На какое-то время — да. Вначале я ощущал какой-то подъем, работа спорилась. Затем принимал алкоголь, становилось ещё лучше до какого-то момента, а потом... Я не знаю, но, понимаете, появлялась какая-то жадность к спиртному. Например, у меня стоит дома бутылка, и я не успокоюсь, пока не выпью ее. Я могу ходить по дому, что-то делать, но я постоянно помню о том, что она у меня есть.
— А чем обусловлена эта жадность?
— Не знаю. Я сам стал этому поражаться. Раньше ведь я относился к спиртному абсолютно спокойно. Стоит — пусть стоит. А в последнее время, действительно, какая-то жадность была. Потом появилось ощущение как будто чего-то не хватает. Если дома спиртного нет — ходишь ищешь что-то. Думаешь: "Где бы еще взять?" И это тоже стало меня пугать. Это одна сторона. А вторая сторона — это же деньги... (Пациент уходит в состояние глубокого транса.)
— Что вспомнилось?
—Всё... (Транс.) Вся "хорошая жизнь"...(Транс.) Все, что наделал по пьянке.
С этого момента началась работа по изменению стратегии реагирования.
— Значит, ничего страшного не случится? И даже ощущал какой-то подъем, работа спорилась, а затем... вся "хорошая жизнь ", все, что наделал по пьянке.
—Да-а-а... (Глубокий и продолжительный транс.)
— Позвольте себе вновь "прокрутить "эти воспоминания как некий фильм, который начинается с известного вам подъема, а затем сразу идет похмельный синдром со всеми неприятными ощущениями, совсем, что вы наделали по пьянке... И каждый раз, когда вы подумаете об алкоголе или почувствуете известный вам подъем, вы можете вспомнить о том, что наделали по пьянке... Прокрутите эти воспоминания как видеофильм с ускорением в 2 — 4 — 8 — 16 — 32 раза и каждый раз по окончании "фильма " похвалите или поблагодарите себя за то, что вы отказались от алкоголя. Получи - те удовольствие от того, что испытываете негативные чувства или даже отвращение к алкоголю... Когда закончите просматривать этот "фильм", сообщите мне...
—Закончил вспоминать. Неприятные ощущения. Зачем я это делал?
Таким образом выглядит один из вариантов работы по изменению стратегии реагирования на алкоголь. Другим, часто используемым и действующим вариантом работы является метод "слайдов". Технически это выглядит следующим образом. Сначала просим клиента последовательно вспомнить все этапы приема алкоголя в виде отдельных слайдов: предложения друзей, собственное желание, употребление первых доз, приятное тепло, состояние веселья, раскрепощенности и многое из того, что привлекает в алкоголе. Эти "слайды" могут отражать разные ситуации.
За этой серией слайдов, которые мы условно назовем первым слайдом, необходимо поставить "слайд похмельного синдрома" со всеми неприятными ощущениями. Он будет считаться вторым. В отличие от первого он постоянен и почти всегда один и тот же. Этот слайд отражает текущий момент жизни пациента и причину, по которой он пришел к вам. Посмотрите на второй слайд через первый. Последующий, третий слайд выстраивается за вторым и отражает процессы и состояние, которого мог бы достичь ваш пациент, продолжая принимать алкоголь. Таких примеров в окружающем мире достаточно. Таким образом вы даете пациенту возможность заглянуть в свое будущее. После чего быстро соедините (слепите) эти слайды в один. При правильно проведенной работе вы увидите мгновенную невербальную реакцию, которая подтвердит произошедшие изменения. После отказа клиента от алкоголя постройте новую серию последовательных слайдов во главе с главной целью, ради которой человек решил изменить свой образ жизни.
страница 1
|