Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Изменение стратегии реагирования на алкоголь

Вы никогда не задумывались над вопросом, почему одни люди остерегаются принимать алкоголь в больших дозах и свободно от­казываются от него, а другие принимают его в большом количе­стве, несмотря на тягостные последствия? В чем разница? На этот вопрос можно ответить просто. Первые понимают, что это вредно, а вторые тоже понимают, но не желают отказываться от удоволь­ствия. Тогда следующий вопрос. В чем разница между постпохмельным состоянием, когда на протяжении одной-двух недель или даже месяца человек не просто отказывается, а его воротит от алкоголя, и состоянием влечения к алкоголю? Вы скажете, что изменяется био­химия клеток организма. Да, вы будете правы. Но здесь мы с вами рассматриваем психологические явления. А опыт работы с разны­ми зависимостями говорит, что если в момент сильного влечения к алкоголю провести психотерапию, то влечение исчезает полнос­тью. Причем на очень долгий срок. Иногда навсегда. Что это? Чи­сто психологический феномен или мы повлияли на биохимию? Здесь присутствует и то и другое. Встает вопрос, как сделать так, чтобы на протяжении длительного времени — год-два — человек реагиро­вал на алкоголь так же, как и в первые дни постпохмельного синд­рома.

При изменении стратегии реагирования на алкоголь наша за­дача сводится к тому, чтобы естественная реакция отвращения к этому яду, которая обычно проявляется в постпохмельном состоя­нии, была продлена во времени до бесконечности. Как достичь та­кого результата? За ответом обратимся к невербальной реакции как источнику наиболее надежной информации. Среди невербальных признаков необходимо отметить конгруэнтность высказываний, ве­гетативные и мимические реакции, движения глаз. Большинство из этих реакций неосознаваемы клиентом, их трудно имитировать и поэтому они объективны. Попросите своего пациента вспомнить два разных опыта: первый опыт — когда ему хотелось употребить алкоголь и он это действительно сделал, а второй — когда после очередного запоя алкоголь был действительно противен. Отметьте разницу в невербальных реакциях. Проследите, в какой последо­вательности ваш партнер вспоминает первый опыт; к какой систе­ме обращается сначала — к визуальной или аудиальной, а к какой в конце — к кинестетической или дигитальной (внутреннему диало­гу). По глазным сигналам доступа, т. е. по движению глазных яблок, мы определяем ведущую систему восприятия и систему, запус­кающую принятие решения. Чаще всего запускающей системой яв­ляется кинестетическая, т. е. ощущения, на которые ориентируется пациент при решении принять алкоголь или отказаться от него.

Стратегия принятия алкоголя выглядит следующим образом. Человек встречается со спиртными напитками, зачастую красочно и заманчиво оформленными, либо слышит предложения друзей, кол­лег, знакомых: "Пойдем выпьем"; "Это событие необходимо отме­тить" — и тому подобные высказывания. А иногда говорит сам себе:

"А не пора ли принять спиртное?" — после чего вспоминает прият­ный опыт общения с алкоголем. Именно воспоминания приятных ощущений способствуют принятию решения выпить, вновь почув­ствовать эйфорию, возбуждение, раскрепощение и т. п. Причем уже в момент предвкушения некоторые пациенты отмечают появление приятного возбуждения, легкую эйфорию. Никто не принимает ре­шения вновь напиться, чтобы снова болеть. Здесь проявляется за­видное свойство человека быстро забывать все негативные послед­ствия и помнить только состояние легкого опьянения. Дальше все идет по известной схеме: выпивает, получает свой позитив на 30 — 60 минут и далее сплошной негатив похмельного синдрома, от не­скольких часов до нескольких дней.

Стратегия отказа от алкоголя в постпохмельный период отлича­ется от предыдущей. В постпохмельном состоянии любой вид спиртно­го, разговор о нем, его запах и тем более вкус — все вызывает вос­поминания о неприятных ощущениях похмельного (абстинент­ного) синдрома. Именно свежие воспоминания негативных ощуще­ний запускают механизм отказа от употребления алкоголя. Вспо­миная резко негативные ощущения (головную боль, дрожь в руках, теле, боль в области печени, сердца, нарушение мышления или па­мяти), человек отказывается от употребления алкоголя. Вы можете отметить, что отказ от алкоголя, отвращение к нему в этот момент искренние (конгруэнтные).

Стратегия отказа от алкоголя людей, не злоупотребляющих алкоголем, а также людей, отказавшихся от алкоголя по каким-либо причинам, тоже отличается от двух предыдущих. Ее особен­ностью является отсутствие ярких (выраженных) позитивных или негативных ощущений при виде, запахе или напоминании об алко­голе. Взамен присутствует внутренний диалог, сообщающий о всех последствиях употребления спиртного.

Таким образом выглядят наиболее часто выявляемые стратегии реагирования на алкоголь. Для того чтобы поменять стратегию или, иначе говоря, выработать у человека безразличную реакцию на алкоголь, определите тип стратегии, а затем используйте ее. Эта работа похожа на создание видеофильма в трех измерениях: визу­альном, аудиальном и кинестетическом. Вначале вместе с клиен­том просматриваем события, предшествующие приему алкоголя, затем момент принятия решения выпить; момент употребления ал­коголя и первые приятные ощущения, а в конце фильма — похмельный синдром, т. е. резко отрицательные ощущения.



Остановимся более детально на каждой части стратегии реа­гирования. Момент, предшествующий приему алкоголя, как пра­вило, нейтрален и не требует анализа. Когда вы просите пациента вспомнить его состояние непосредственно перед употреблением алкоголя или в момент принятия решения выпить, в нем происходят внешние изменения: появляется бодрость, активность, меняется на­строение. Пациент расскажет вам, как он стремится реализовать принятое решение. В зависимости от ситуации человек либо бежит за спиртным, либо начинает лихорадочно искать деньги. Если спирт­ное уже имеется, то, потирая руки, торопится разлить его по стака­нам. Во время рассказа, как правило, поведение пациента стано­вится слегка возбужденным, глаза начинают гореть, он выходит из субдепрессии и переходит в состояние легкой ажитации, ускоряет­ся и его речь. Иногда кажется, что этот человек уже слегка пьян. И это реально, хотя он не принял еще ни капли спиртного. Приятные воспоминания начальной стадии опьянения способствуют появле­нию легкой эйфории без спиртного, и объясняется это выбросом эндорфинов в кору головного мозга. Момент принятия решения вы­пить настолько быстро происходит, что информация о том, как оно принималось, не осознается пациентом. Обычно они говорят: "Ре­шил и все". Именно этот период времени, который может длиться несколько долей секунды, наиболее интересен, потому что в дан­ный момент протекает большая часть эмоционально-мыслительных процессов, которая приводит к окончательному решению напить­ся. А запускающим механизмом является желание получить прият­ные ощущения.

Наша с вами задача заключается в том, чтобы подвести к ре­шению об отказе от алкоголя. Для этого мы вставляем в наш "ви­деофильм" события похмельного синдрома перед тем, как пациент решит принять алкоголь и таким образом можем повлиять на приня­тие решения. Отказ от алкоголя мы тут же подкрепляем приятными ощущениями: чувством удовлетворения собой, чувством гордости, радости, уверенности. И это помогает еще больше закрепить при­нятое решение и получить в конечном итоге позитивные эмоции при отказе от алкоголя. Вот почему в завершение при отказе от спирт­ного вставляем поощрительный "кадр" — глубокое, приятное и спо­койное состояние свободы от алкоголя. Важно создать полный об­раз удачливого, уверенного человека, поступок которого вызыва­ет одобрение окружающих.

Новая стратегия может выглядеть следующим образом:

1. Время, предшествующее приему алкоголя.

2. Момент принятия решения употребить алкоголь.

3. Воспоминания похмельного синдрома со всеми отрицатель­ными ощущениями.

4. Момент получения удовольствия от алкоголя выбрасыва­ем, а взамен вставляем получение удовольствия при отказе от алко­голя, чувство удовлетворения от того, что удалось сохранить свое здоровье, теплые семейные отношения, свою работу и все то, ради чего человек решил отказаться от этого яда.

Многократно "прокручивая" новый "видеофильм", мы зак­репляем новую стратегию, а ускоряя прокручивание фильма в 2 — 4 — 8 — 16 — 32 — 64 раза, мы оставляем его в бессознательном. Это похоже на эффект многократного повторения изучаемого тек­ста плюс эффект 25 - го кадра.

Приведем пример такой работы.

Меня интересует, как вы определяете свои проблемы с ал­когольной зависимостью?

Во-первых, проблемы дома. Жена несколько раз рассказыва­ла, да я и сам убеждался, что когда перепьешь, полный провал в памяти. Утром тоже проблемы: просыпаешься — головные боли, чувствуешь дискомфорт. Наверное, с этого и начались запои. С утра выпьешь, на какое-то время вроде бы становится легче. По­том опять начинается. И тогда ищешь любой повод, чтобы снова выпить. А когда выпьешь, начинается какая-то лень.

Какие чувства вы испытывали перед тем, как хотели вы­пить, т. е. вы еще не выпили, но уже знаете, что скоро это произой­дет?

Просто думаешь, что будет легче.

Когда вы принимали решение: "Сейчас я выпью ", какие чув­ства вы начинали испытывать? Как менялось ваше состояние?


Понимаете, получалось так, что вроде бы уговоришь себя не пить. А потом проходишь мимо магазина и думаешь: "Ничего страшного не случится — может быть станет полегче". Захо­дишь и пьешь.

Когда вы говорили себе : "Станет легче", вам становилось легче?

На какое-то время — да. Вначале я ощущал какой-то подъем, работа спорилась. Затем принимал алкоголь, становилось ещё лучше до какого-то момента, а потом... Я не знаю, но, понима­ете, появлялась какая-то жадность к спиртному. Например, у меня стоит дома бутылка, и я не успокоюсь, пока не выпью ее. Я могу ходить по дому, что-то делать, но я постоянно помню о том, что она у меня есть.

А чем обусловлена эта жадность?

Не знаю. Я сам стал этому поражаться. Раньше ведь я относился к спиртному абсолютно спокойно. Стоит — пусть сто­ит. А в последнее время, действительно, какая-то жадность была. Потом появилось ощущение как будто чего-то не хватает. Если дома спиртного нет — ходишь ищешь что-то. Думаешь: "Где бы еще взять?" И это тоже стало меня пугать. Это одна сторона. А вторая сторона — это же деньги... (Пациент уходит в состояние глубокого транса.)

Что вспомнилось?

Всё... (Транс.) Вся "хорошая жизнь"...(Транс.) Все, что на­делал по пьянке.

С этого момента началась работа по изменению стратегии ре­агирования.

Значит, ничего страшного не случится? И даже ощущал какой-то подъем, работа спорилась, а затем... вся "хорошая жизнь ", все, что наделал по пьянке.

Да-а-а... (Глубокий и продолжительный транс.)

Позвольте себе вновь "прокрутить "эти воспоминания как некий фильм, который начинается с известного вам подъема, а за­тем сразу идет похмельный синдром со всеми неприятными ощу­щениями, совсем, что вы наделали по пьянке... И каждый раз, когда вы подумаете об алкоголе или почувствуете известный вам подъем, вы можете вспомнить о том, что наделали по пьянке... Прокрути­те эти воспоминания как видеофильм с ускорением в 2 — 4 — 8 — 16 — 32 раза и каждый раз по окончании "фильма " похвалите или поблагодарите себя за то, что вы отказались от алкоголя. Получи - те удовольствие от того, что испытываете негативные чувства или даже отвращение к алкоголю... Когда закончите просматри­вать этот "фильм", сообщите мне...

Закончил вспоминать. Неприятные ощущения. Зачем я это делал?

Таким образом выглядит один из вариантов работы по измене­нию стратегии реагирования на алкоголь. Другим, часто использу­емым и действующим вариантом работы является метод "слайдов". Технически это выглядит следующим образом. Сначала просим кли­ента последовательно вспомнить все этапы приема алкоголя в виде отдельных слайдов: предложения друзей, собственное желание, употребление первых доз, приятное тепло, состояние веселья, рас­крепощенности и многое из того, что привлекает в алкоголе. Эти "слайды" могут отражать разные ситуации.



За этой серией слайдов, которые мы условно назовем первым слайдом, необходимо поставить "слайд похмельного синдрома" со всеми неприятными ощущениями. Он будет считаться вторым. В отличие от первого он постоянен и почти всегда один и тот же. Этот слайд отражает текущий момент жизни пациента и причину, по ко­торой он пришел к вам. Посмотрите на второй слайд через первый. Последующий, третий слайд выстраивается за вторым и отражает процессы и состояние, которого мог бы достичь ваш пациент, про­должая принимать алкоголь. Таких примеров в окружающем мире достаточно. Таким образом вы даете пациенту возможность загля­нуть в свое будущее. После чего быстро соедините (слепите) эти слайды в один. При правильно проведенной работе вы увидите мгно­венную невербальную реакцию, которая подтвердит произошед­шие изменения. После отказа клиента от алкоголя постройте но­вую серию последовательных слайдов во главе с главной целью, ради которой человек решил изменить свой образ жизни.



страница 1

Смотрите также: