страница 1 Изучение сплоченности группы
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.
ИНСТРУКЦИЯ: Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных, с его точки зрения, качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.
Опросник
-
Дисциплинированность
-
Эрудированность
-
Сознание общественного долга
-
Сообразительность
-
Начитанность
-
Трудолюбие
-
Идейная убежденность
-
Умение контролировать работу
-
Моральная воспитанность
-
Самокритичность
-
Отзывчивость
-
Общественная активность
-
Умение работать с книгой
-
Любознательность
-
Умение планировать работу
-
Целеустремленность
-
Коллективизм
| -
Прилежание
-
Требовательность к себе
-
Критичность
-
Духовное богатство
-
Умение объяснить задачу
-
Честность
-
Инициативность
-
Внимательность
-
Чувство ответственности
-
Принципиальность
-
Самостоятельность
-
Общительность
-
Рассудительность
-
Скромность
-
Осведомленность
-
Справедливость
-
Оригинальность
-
Уверенность в себе
|
Обработка данных.
Полученные результаты ( по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов эксперимента.
Таблица результатов эксперимента.
№
|
Ф.И.О.
|
Качества личности
|
1
|
4
|
6
|
11
|
12
|
13
|
18
|
20
|
24
|
25
|
26
|
29
|
30
|
1.
|
Иванов
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
2.
|
Сидоров
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
3.
|
Скачков
|
+
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
4.
|
Скляров
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
5.
|
Уланов
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
6.
|
Трощенко
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
7.
|
Трошин
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
8.
|
Стулов
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
9.
|
Старчук
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
10
|
Уманский
|
+
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Сумма выборов
|
9
|
1
|
9
|
7
|
2
|
1
|
4
|
2
|
6
|
1
|
5
|
1
|
2
|
Вычисляется «С» - коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся.
С = 1,4 n – N / 6 N, где N – число участников эксперимента; n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.
Если С ≥ 0,5 (т.е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллективизма.
Если С – в пределах от 0,3 до 0,5 , то класс, группа расценивается как промежуточные по уровню развития.
Если С ≤ 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.
Для нашего примера:
С = 1,4 – 36- 10 / 6х 10 = 0,67
Вывод: Эта группа учащихся достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат; дисциплинированность (1), трудолюбие (6), отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности (26), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учебе и характером товарищеских отношений.
Ключ по 35 качествам личности и их распределение по сферам деятельности.
-
1.
|
Отношение к учебе
|
|
Дисциплинированность (1)
Целеустремленность (16)
Внимательность (25)
Прилежание (18)
Трудолюбие (6)
|
2.
|
Общий стиль поведения и деятельности:
|
|
Общественная активность (12)
Сознание общественного долга (3)
Принципиальность (27)
Идейная убежденность (7)
Моральная воспитанность (9)
|
3.
|
Качества, характеризующие знания:
|
|
Начитанность (5)
Осведомленность (32)
Любознательность (14)
Эрудированность (2)
Духовное богатство (21)
|
4.
|
Качества ума:
|
|
Оригинальность (34)
Сообразительность (4)
Инициативность (24)
Рассудительность (30)
Практичность (20)
|
5.
|
Качества, характеризующие учебно-организационные умения:
|
|
Умение контролировать работу (8)
Умение работать с книгой (15)
Умение объяснить задачу (22)
Умение планировать работу (13)
Чувство ответственности (26)
|
6.
|
Отношение к товарищам:
|
|
Общительность (29)
Честность (23)
Справедливость (33)
Самостоятельность (28)
Уверенность в себе (35)
Требовательность к себе (19)
|
7.
|
Отношение к себе:
|
|
Самокритичность (10)
Скромность (31)
Самостоятельность (28)
Уверенность в себе (35)
Требовательность к себе (19)
|
страница 1
|