страница 1 | страница 2 страница 3
4 Негативные потенциалы персональных компьютеров и профилактические меры по их нейтрализации
Многочисленные исследования, как в дальнем зарубежье, так и в СНГ (Союз независимых государств) показали, что системный блок и монитор персонального компьютера являются источниками следующих негативных влияний:
- слабых переменных электромагнитных полей и излучений в сверхнизкочастотном, низкочастотном и высокочастотном диапазонах (2-400 Гц);
- инфракрасного излучения (длиной волн от 760 мм и выше);
- излучения видимого света (длиной волн от 390 до 760 мм);
- ультрафиолетового излучения (длиной волн от 10 до 390 мм).
Противодействие негативным воздействиям компьютера должно начинаться, прежде всего, с организации рабочего места, которая предполагает определенную конструкцию рабочего стула (кресла). Она должна соответствовать и поддерживать наиболее рациональную рабочую позу, позволяя в случае необходимости изменять позу с целью снижения возникающего статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Этому во многом способствует удобная конструкция клавиатуры. Одним из наиболее значимых визуальных эргономических параметров монитора является использование верхней строки на экране, которая не должна располагаться выше горизонтальной линии взгляда работающего на персональном компьютере.
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и мониторам регламентируют «Санитарные правила и нормы» (СанПиН №1.01.004.01), Республики Казахстан требования по обеспечению работы на персональных компьютерах.
Кроме того, эти требования касаются противопожарной безопасности, где раскрываются вопросы вентиляции и кондиционирования воздушной массы, естественного и искусственного освещения, аэроионного состава воздуха (концентрация положительно и отрицательно заряженных ионов), цветового оформления компьютерных классов, соблюдения параметров микроклимата, (температура влажность и скорость движения воздуха).
Профилактические меры по безопасной работе на компьютерах предусматривают оптимальные нормы продолжительности занятий на компьютере для различных возрастных категорий пользователей, начиная с дошкольников и заканчивая взрослыми пользователями персональных компьютеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие процесса гиподинамии в современном индустриальном обществе во многом обусловлено бурным ростом научно-технических достижений. Наступившая эра электроники и кибернетики с одной стороны способствует дальнейшему социальному и экономическому прогрессу человечества, а, с другой стороны, она становится одним из наиболее агрессивных факторов среды обитания человека, которая неумолимо разрушает его здоровье, его физический и психический потенциал.
Человеческое общество до конца не сможет осознать всю пагубность последствий, к которым может привести научно-технический прогресс, если и дальше будет игнорировать действие факторов, способствующих дальнейшему развитию гиподинамических процессов. И здесь одним из самых значимых факторов, в последнее время, становится компьютер. Никем не ограничиваемое время работы с ним и, как следствие этого, снижение физической активности и чрезмерное увеличение информационной нагрузки приводит к появлению не только очевидных, но порой и самых непредсказуемых специфических болезней. На санитарно-гигиенические правила и нормы фактически никто не обращает внимания. Между тем, число жертв негативного влияния персональных компьютеров стремительно набирает обороты и исследования, проводимые в этой области, явно не поспевают с решением систематически появляющихся компьютерных проблем. Возникшее противоречие стало основой для проведения настоящего исследования, в котором представляется попытка поиска эффективных путей противодействия наступающей гиподинамии.
С этой целью был проведен анализ научно-методической и научно-популярной литературы по состоянию проблемы гиподинамии и гипокинезии, обоснована необходимость системно-комплексного подхода к ее изучению. В результате выявлен широкий спектр негативных влияний на различные физиологические и гуморальные системы организма человека и его психику. Опираясь на результаты исследований, проведенных учеными разных стран, показаны разрушительные последствия гиподинамии на опорно-двигательный аппарат, на мышечную систему и суставы, на деятельность сердечнососудистой системы и физическую работоспособность и выносливость, на кровеносную систему в условиях вынужденной ограниченности двигательной активности и в условиях невесомости, на различные органы и ткани, на здоровье и развитие биологического интеллекта школьников.
Кроме того, дается тщательный анализ негативных воздействий на человека и его здоровье, которые связаны с одним из наиболее значимых современных факторов, обуславливающих развитие гиподинамического синдрома - персонального компьютера. Описаны технические характеристики компьютеров, которые могут оказывать негативное влияние на организм пользователя и последствия для психики и других систем и органов тех людей, для которых работа с компьютерной техникой является профессиональной деятельностью, при этом даются достаточно полные описания специфических болезней программистов.
Осуществлен анализ средств и методов, направленных на профилактику и противодействие гиподинамическому синдрому и разработана методика комплексного воздействия системы физических и дыхательных упражнений.
Проведены собственные экспериментальные исследования, в ходе которых выявлялось воздействие работы с компьютером на различные системы человека. Так, в процессе одного из экспериментов выяснялось влияние определенной продолжительности работы с компьютером на такие функциональные показатели как: частота сердечных сокращений, задержка дыхания на вдохе и выдохе, быстрота действий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что работа на компьютере вызывает снижение анаэробных возможностей организма у 71,4% обследованных сотрудников.
В другом эксперименте установлено негативное влияние продолжительной работы с компьютером на работоспособность мышц зрительного анализатора у профессиональных компьютерных операторов различного возраста и доказана эффективность применения тренинговой компьютерной программы для восстановления работоспособности.
В ходе основного эксперимента получены положительные результаты использования разработанной методики комплексного воздействия системы физических и дыхательных упражнений на объективные и субъективные показатели состояния здоровья сотрудников отдела информационных технологий.
Положительные изменения в состоянии здоровья получены также и в эксперименте с учащимися специализированной школы-интерната для одаренных детей им. Абая, занятые углубленным изучением казахского языка и литературы и имеющими повышенные информационные нагрузки.
Выделены и систематизированы санитарно-гигиенические требования и правила по организации деятельности на компьютере для различных категорий пользователей, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми.
Подводя итоги выполненной исследовательской деятельности правомерно сделать следующие выводы:
1 На основе теоретического анализа научной и научно-популярной литературы установлено, что гиподинамический синдром является следствием научно-технического прогресса. Механизация, автоматизация и компьютеризация современного общества сократили объем мышечных усилий человека в 96 раз. Развитие гиподинамических процессов приводит к широчайшему спектру негативных физиологических и функциональных изменений в организме человека: вызывает серьезные нарушения в деятельности центральной нервной и эндокринной систем, на основе которых возникает эмоциональная неустойчивость, приводящая к расстройству обмена веществ в организме; происходит уменьшение мышечной массы и изменение минеральной насыщенности костной ткани; глубокие изменения наступают в деятельности сердечно-сосудистой системы, которые обуславливают резкое снижение ее функциональных резервов и работоспособности организма; наблюдаются значительные нарушения функции желудочно-кишечного тракта и почек, способствующие возникновению почечнокаменной болезни. Выявлена феноменологическая картина гиподинамии и гипокинезии, в том числе и на клеточном уровне.
2 Определены основные технические характеристики компьютерной техники, оказывающие разрушительное действие на человека. К ним относятся: токсичность, шум, радиация, магнитное и электромагнитное излучение, мерцание изображения, чёткость изображения, неудобная конструкция системного блока и монитора.
Выявлено отрицательное воздействие чрезмерно продолжительной работы с компьютером на различные функции человеческого организма и его здоровье. В частности, ухудшается деятельность и возможности зрительного анализатора, возникают различные болезненные проявления при функционировании опорно-двигательного аппарата, мышц и суставов (карпально-туннельный синдром, туннельные невропатии и др.), развиваются эргономические профессиональные болезни программистов, возрастают нагрузки на нервную систему, что в первую очередь негативно отражается на психической деятельности человека. Специфическим феноменом компьютерного воздействия на человека являются информационные нагрузки.
3 Экспериментально установлено, что получасовая работа на компьютере не вызывает достоверных сдвигов в физиологических показателях, но оказывает влияние на анаэробные возможности, вызывая их достоверное снижение.
Проведение видеотренинга с помощью компьютерной программы «Safe Eyes» улучшает работоспособность зрительного анализатора сотрудников отдела информационных технологий. Увеличение количества замеченных штрих-квадратов оказалось значимым как у мужчин (t = 2,91; P < 0,01), так и у женщин (t = 2,83; P < 0,05). По мере увеличения возраста работоспособность снижается быстрее.
Применение методики комплексного воздействия, включающей в свое содержание систему физических и дыхательных упражнений оздоровительной и профилактической направленности, способствовало достоверному повышению суммарного балла (t = -2,744; P < 0,05), отражающего в целом состояние объективных показателей здоровья (весоростового жизненного, силового, кардиологического индексов и восстановления ЧСС) и его субъективной оценки (t = 2,564; P < 0,05) в экспериментальной группе. Выявлены положительные корреляционные связи между объективными показателями здоровья и субъективной оценкой собственного здоровья. Чем лучше становились объективные показатели здоровья, тем выше была субъективная самооценка своего здоровья (r = -0,785; 0,673; 0,668; -0,670; P < 0,01).
Использование методики комплексного воздействия, привело к повышению уровня здоровья испытуемых экспериментальной группы школьников, количественно выраженного величиной суммарного балла. У 12 испытуемых (80%) улучшились показатели здоровья и лишь у 3 испытуемых (20%) они не изменились. Достоверность улучшения по критерию Вилкоксона (Z =15 > 0; Р < 0,01).
4 Выделены и определены источники негативных влияний компьютера, требования к конструкции компьютерного рабочего стола, к клавиатуре, к эргономическим параметрам экрана монитора и системного блока, к рациональной организации рабочего места, к объемно-планировочным и конструкторским характеристикам помещений, к их освещению и оборудованию, к качественному составу воздуха (наличия отрицательных ионов в соответствии с нормами).
Описаны санитарно-гигиенические условия труда на компьютере, требования к рациональной организации работы и обеспечение безопасного режима занятий с компьютером для детей дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного и студенческого возрастов, а также требования к организации медицинского обслуживания профессиональных пользователей компьютерной техники.
На основе выводов проведенного исследования предлагаются следующие рекомендации:
1. Концептуальное решение проблемы гиподинамии должно опираться на применение системного и комплексного подходов, как наиболее эффективных методологических инструментов, обеспечивающих поиск наиболее целесообразных теоретических и практических путей.
2. С целью сохранения работоспособности мышц зрительного анализатора следует проводить видеотренинг с помощью компьютерной программы «Safe Eyes». Регулярность проведения видеотренинга должна быть не менее 2 раз в день: через три часа работы после начала рабочего дня и через три часа после перерыва на обед.
3. Поддержание и сохранение полноценного физического здоровья профессиональных пользователей компьютерной техники может быть обеспечено проведением в течение рабочего дня физкультурных пауз, в соответствии с содержанием методики комплексного воздействия системы физических и дыхательных упражнений и недельной программы, предложенной в ходе проведения эксперимента.
4. Преодоление информационных перегрузок может быть достигнуто за счет целенаправленного применения в распорядке учебного дня учащихся школ-интернатов системы физических и дыхательных упражнений с обязательным акцентом на выполнение «зрительной гимнастики школьника».
Выполнение различных комплексов упражнений следует проводить с учетом возрастных особенностей школьников, используя для этого нестандартные образы зрительных и двигательных представлений, вызывающие интерес у школьников (слежение за полетом бабочки, шмеля космонавта в невесомом пространстве и т.д.), а также игровой и соревновательный метод.
5. На основе данных 4 раздела разработать «Напоминание» профессиональным пользователям компьютерной техники и школьникам. Его следует ввести в компьютер в виде звукового письма с использованием анимационных эффектов, чтобы оно воспроизводилось во время запуска и загрузки компьютера, и в установленное время звучал сигнал, а на экране появлялась надпись о том, что надо сделать физкультурную паузу или провести видеотренинг.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1 Жамадилов Н.Д. Применение новых информационных технологий в дополнительном образовании // Труды Международной конференции «Новые информационные технологии в профессиональном образовании». - Алматы, 2001. - С. 48-50.
2 Жамадилов Н.Д. Использование современных информационных технологий в физическом воспитании и спорте // Вестник физической культуры. - 2002. - № 1. - С. 29-31.
3 Жамадилов Н.Д. Система работы с новыми информационными технологиями обучения в дополнительном образовании //Высшая школа Казахстана. - 2001. - № 6. - С. 33-39.
4 Жамадилов Н.Д. Современные информационные технологии в спортивных единоборствах: учебное пособие. - Алматы: РДШ, 2001. - 21 с.
5 Жамадилов Н.Д. Воздействие компьютера на здоровье школьников //Поиск. - 2005. - № 4 (2). - С. 209-212.
6 Жамадилов Н.Д. Комплекс оздоровительной гимнастики по нейтрализации негативного воздействия при работе на персональном компьютере // Материалы четвертой международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». (12-13 декабря 2003 года). - Алматы, 2003. - С. 33-36.
7 Жамадилов Н.Д. Применение компьютерных технологий в интеллектуально-физическом развитии ребенка // Теория и методика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 50-53.
8 Жамадилов Н.Д., Айтбакина Б.А., Аскаров М.С. Компьютер и Ваше здоровье: учебно-метод. пособие. - Алматы: ИНТ, 2004. - 81 с.
9 Жамадилов Н.Д. Применение новых компьютерных технологий в работе педагога дополнительного образования // Материалы международной научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры и спорта». - Алматы, 2006. - С. 410-413.
10 Жамадилов Н.Д. Влияние работы на компьютере на функциональное состояние организма // Теория и методика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 97-101.
11 Жамадилов Н.Д., Андрущишин И.Ф. Экспериментальное исследование компьютерного воздействия на работоспособность зрительного анализатора // Теория и методика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 73-79.
Түйін
Жамадилов Нұрлан Даирманұлы
Гиподинамиялық жоғары ақпараттық жүктемелер кезіндегі дене жаттығуларын пайдалану
13.00.04 – Дене тәрбиесі, спорттық жаттығулар, сауықтыру
және бейімдеу дене тәрбиесі мен әдістемесі
Зерттеу объектісі – қимыл аздық жағдайындағы жоғары ақпараттық және шамадан тыс жүктемелердің нәтижесінде адамның денсаулығы мен жұмысқа қабылеттілігі.
Зерттеу мақсаты – адам ағзасына компьютерлік техниканың кері әсер ықпалын бейтараптандыру үшін дене шынықтыру және психофизиологиялық құралдармен әдістер кешенін өңдеу және ғылыми тұрғыдан негіздеу.
Зерттеу әдістемесі - зерттеу әдістемесінің негізі кибернетика негізін қалаушы Н Винердің машиналардағы, тірі ағзалар мен адамзат қоғамындағы, адам қызметінің философиялық және психологиялық құрылымындағы, қоршаған ортадағы процесстердің гносеологиялық мәні, әсіресе педагогикалық және психофизиологиялық мәселелерді өңдеуге әсер етіп, терең түсінуге ықпал ететін идеялары болып табылады.
Зерттеу әдістері - ғылыми-әдістемелік әдебиеттерге талдау; педагогикалық байқаулар; педагогикалық тәжірибе; физиологиялық зерттеулер; математикалық статистика әдістері.
Негізгі нәтижелері
Қимыл аздығы мәселелері бойынша ғылыми-әдістемелік және ғылыми-көпшілік әдебиеттерге талдау жасалды. Гипокинезияны қимыл белсенділігін шектеу кезіндегі тірек-бұын, бұлшық ет, жүрек пен қан тамыры жүйесі мен физикалық жұмысқа қабілеттілігіне, әртүрлі ағзалар мен ұлпаларына әсер етуі, оқушының денсаулығы мен биологиялық интеллектінің дамуына кері әсері көрсетілді.
Гиподинамиялық синдромдың дамуына ықпал етуші - дербес компьютерді пайдалануға байланысты адамның денсаулығына теріс әсеріне талдау берілген. Пайдаланушының ағзасына кері әсер ететін, копьютерлік техника кәсіби қызметі болатын адамдардың психикасымен ағза жүйелеріне әсер ететін компьютерлердің техникалық сипаттамалары берілген. Қилым аздығы синдромынның алдын алу мен оған қарсы тұрудың құралдары мен әдістеріне талдау жасалып, физикалық және тыныс жаттығуларының кешенді әдістемесі әзірленген. Адамның әртүрлі жүйесіне компьютер жұмысының әсеріне байланысты әртүрлі эксперименталдық зерттеулер жүргізілді.
Берілген уақытта компьютермен жұмыс істеу кезінде адамның жүрек соғысының жиілілігіне, дем алу және дем шығаруна, қимыл қозғалысына әсері зерттелді. Нәтижелерде көрінгендей, ағзаның анаэробтық мүмкіншілігі 71,4 пайызға кемиді.
Ақпараттық технологиялар бөлімдерінің қызметкерлерінің денсаулығына әзірленген физикалық және тыныс жаттығулар жүйесінің оң нәтижелері негізгі тәжірибеде айқындалды. Сондай-ақ қазақ тілі мен әдебиетін тереңдетіп оқытатын Абай атындағы мектеп-интернатының оқушыларымен жүргізілген тәжірибеде олардың денсаулығына оң әсер етті.
Қолданушылардың әртүрлі дәрежелері үшін компьютердегі қызметтің ұйымы бойынша санитарлық-гигиеналық талаптар және ереже ерекшеленіп мектеп оқушыларымен және ересек адамдармен жүйеленген.
Енгізу дәрежесі. Зерттеулердің нәтижелері алдын алу жұмысының ұйымына ендірілген экономия Алматы экономикалық және статистикалық академиясына студенттердің оқу барысына қимыл аздығының келеңсіз салдарының түсініктемесі енгізілген қазақ тілі және әдебиеттін тереңдетіп оқытатын зерек балалар, дербес компьютерлердің кәсіби қолданушы болатын ақпараттық технологиялар бөлімінің қызметкерлерінің жұмыс күнің тәртібі үшін мектеп-интернаттың оқу күнінің тәртібі енгізілген.
Ғылыми зерттеу жұмысының енгізу қорытындысы. Диссертацияның тақрыбы бойынша зерттеулердің қолданбалы маңыздылығы енгізудің 3 актілерімен расталады: Ғарыштық зерттеулер және технологиялардың Ұлттық орталығының қызметіне; Қазақ тілі және әдебиетін тереңдетіп оқытатын зерек балалар үшін; Алматы экономикалық және статистика академиясы және мектеп-интернаттың оқу барысына енгізілген.
Қолдану аумағы. Зерттеудің нәтижелері дербес компьютерлердің өндірістік қызметтерін сауықтыру және алдын алу процесстерінің жұмыс істеуін, орташа және жоғары оқу орындарының білім беретін процессінде қолдануға болады. Теориялық шолу қимыл аздығының мәселесі бойынша ғылыми ұсыныстардың жүйесін кеңейтіп және олардың келеңсіз салдарының феноменологиялық сурет детерминантын табатын факторларды айқындауға мүмкіндік береді. Эксперименталді зерттеулер адам және оның денсаулығына, ағзаның әр түрлі жүйелеріне компьютердің негативті ықпалдарының жеңуі бойынша тиімді сауықтыру және алдын ала емдеу шараларын өткізуге мүмкіндіктер ашады.
Summary
Gamadilov Nurlan Dairmanovich
The use of physical exercises at high information loads in a hypodynamic
13.00.04 – Theory and Methodology of Physical Education, Sports Training, Sanative and Adaptive Physical Culture
The object of research - health and human performance at high loads and information overload in the hypodynamic conditions.
The purpose of this research is the development and scientific substantiation of the complex physical and psycho-physical means and methods of action to prevent and neutralize the negative influence of computer technology on the human body. Methodological basis of the research ideas of the founder of cybernetics Norbert Wiener on the general patterns of management and communication in machines, living organisms and human society, the philosophical and psychological status of the structure of human activity on the epistemological nature of the processes of reality, especially those that contribute to the development and understanding of the pedagogical and psycho-physiological problems.
Results. The analysis of the scientific-methodical and scientific and popular literature on the problem of inactivity. Shows the devastating effects of hypokinesia on the musculoskeletal system, muscular system and joints, cardiovascular activity and physical work on the circulatory system in the forced restriction of motor activity in different organs and tissues in health and development of biological intelligence school.
Provides an analysis of adverse effects on man and his health is associated with one of the most significant contemporary factors responsible for the development of hypodynamic syndrome - a personal computer. Describes the technical characteristics of computers that may have an adverse effect on the user's body and the implications for mental and other systems and organs of those people for whom work with computers is a professional activity. The analysis tools and methods aimed at preventing and counteracting hypodynamic syndrome and the technique of the complex influence of physical and breathing exercises.
Experimental studies in which effects were detected with the computer on various human systems. Examined the effects of a certain duration of work with computers at the heart rate, breath holding at inspiration and expiration, the rapidity of action. The results indicate that the work on a computer causes a decrease in anaerobic capacity of the organism in 71,4% of the subjects. In another experiment, set the negative impact of prolonged work with a computer on the performance of the muscles of the visual analyzer for professional operators of different ages and proved the effectiveness of training a computer program to restore functionality.
During the main experiment yielded positive results using the developed technique combined effect of physical and breathing exercises on objective and subjective measures of health personnel department. Positive changes in health status were also obtained in an experiment with pupils specialized boarding school for gifted children named after Abay, who intensive study the Kazakh language and literature. Identified and systematized sanitary requirements and rules for organization of activities on the computer for different categories of users, ranging from school and ending with adults.
The degree of implementation. The results of the research have been implemented in the organization of prevention work aimed at explaining the negative effects of inactivity in the learning process of students of the Almaty Academy of Economics and Statistics, to the timetable of boarding school for gifted children with profound study of the Kazakh language and literature, in the mode of working hours of employees of the Information Technology who is a professional PC users.
Results of implementation research. Applied significance of research on the topic of the dissertation is confirmed by three acts of the introduction: the work of the National Center for Space Research and Technology, non-professional users of professional computers.
Sphere of application. The study can be used for recreational and preventive work in the production activity of PC users in the educational process medium, vocational and higher education establishments.
Importance of work. Theoretical image allows you to expand the system of scientific concepts on inactivity and to identify factors which determine the phenomenological picture of their adverse effects. Experimental studies reveal the possibility of effective sanitary and preventive measures to overcome the negative influences of the various computer systems of the human body and its health.
страница 1 | страница 2 страница 3
|