страница 1 страница 2 | страница 3
УДК 378.016.02:796.012.6:004.382.7(574) На правах рукописи
ЖАМАДИЛОВ НУРЛАН ДАИРМАНОВИЧ
Использование физических упражнений при повышенных информационных нагрузках в условиях гиподинамии
13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Республика Казахстан
Алматы, 2010
Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма
Научный руководитель доктор педагогических наук Закирьянов К.К.
Официальные оппоненты доктор педагогических наук
Караваева Е.Л.
кандидат педагогических наук Нурмуханбетова Д.К.
Ведущая организация Южно-Казахстанский Государственный университет
им. М. Ауэзова
Защита состоится «27» декабря 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта туризма по адресу: 050072, г. Алматы, проспект Абая, 83/85. Факс: (727) 2926805
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма
Автореферат разослан «___» _________________2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук Бектурганов О.Е
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема здоровья человека является приоритетом для любого цивилизованного общества и государства. Одним из наиболее значимых факторов, препятствующим укреплению и сохранению здоровья, является гиподинамия, наступлению которой во многом способствуют достижения научно-технического прогресса, и, в первую очередь, средства ускоряющие получение информации, ее обработку и использование. Такими средствами служат: радио, телевидение, различные виды связи (телефон, интернет и т.д.). Использование этих средств может приводить не только к большим информационным перегрузкам, но и оказывать определенное физическое и психофизиологическое воздействие на организм человека в соответствии с природной спецификой этих технических устройств [В.П. Казначеев, 1996; В.В. Муравлев, 1996; Б.И. Сынзынас, А.В. Ильин, 1997; J. Bawa, 1997; Ю.С. Мизун, 1998; А.Р. Павленко, 1998; М.С. Аскаров, 2002; Г.Е. Гун, 2002].
Безусловно, что человек не может отказаться от тех возможностей, которые представляют достижения научно-технического прогресса, поэтому в настоящее время назрела серьезная научная проблема, как противостоять наступлению гиподинамии и нейтрализовать возможные негативные воздействия технических устройств и, в первую очередь, компьютерной техники (персональных компьютеров). На наш взгляд мощнейшим и эффективнейшим профилактическим средством, наряду с санитарно-гигиеническими нормами и правилами по использованию компьютерной техники могут служить физические, а также психофизические упражнения, как общего, так и специализированного характера. Поэтому разработка специальных физических упражнений и психофизических средств воздействия, построенных на знании специфики воздействия компьютерной техники на организм человека, и с учетом санитарно-гигиенических норм и правил могло бы способствовать решению актуальной научной проблемы. Это послужило поводом для выбора темы и проведения настоящего диссертационного исследования «Использование физических упражнений при повышенных информационных нагрузках в условиях гиподинамии».
Объект исследования. Здоровье и работоспособность человека при повышенных информационных нагрузках и перегрузках в условиях гиподинамии.
Предмет исследования. Изучение персонального компьютера, как потенциального фактора гиподинамии, повышенных информационных нагрузок, а также его влияния на здоровье человека в процессе онтогенеза.
Гипотеза. Если жизнедеятельность человека будет осуществляться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами психической и физической активности, то разработка и применение комплекса физических и психофизических средств и методов воздействия, станет эффективным препятствием на пути гиподинамии, так как будет способствовать укреплению и сохранению его здоровья.
Целью исследования является разработка и научное обоснование комплекса физических и психофизиологических средств и методов воздействия для профилактики и нейтрализации негативного влияния компьютерной техники на организм человека.
Задачи исследования:
1. Изучить на основе анализа научной и учебно-методической литературы проблему гиподинамии в жизнедеятельности современного человека и факторы ее обуславливающие.
2. Определить основные факторы влияния, которые оказывают технические характеристики компьютерной техники на деятельность анатомо-морфологических, физиологических систем организма человека и его психики.
3. Выявить динамику физической и информационной работоспособности и особенности функционирования психофизиологических и сенсомоторных процессов при выполнении профессиональной деятельности на компьютере.
4. Разработать и экспериментально обосновать применение комплексов физических упражнений в качестве профилактических мер по поддержанию здоровья человека и нейтрализации негативных воздействий компьютера на его организм.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- физиологические методы исследования;
- методы математико-статистического анализа.
Методологической основой исследования являются идеи основателя кибернетики Н. Винера об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и человеческом обществе (1958); философские и психологические положения о структуре человеческой деятельности, о гносеологической сущности процессов окружающей действительности, особенно тех, которые способствуют разработке и глубокому качественному пониманию педагогических и психологических проблем [С.Л. Рубинштейн, 1976; А.Н. Леонтьев, 1975]; труды отечественных и зарубежных философов о концептуальных основах системного [В.Г. Афанасьев, 1973; И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973, 1986; Э.В. Ильенков, 1960; В.П. Кузьмин, 1973, 1980; В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, 1960, 1974; В.Д. Шадриков, 1982; I. Кamaryt, 1961; Дж. Клир, 1983] и комплексного [Ю.С. Бродский, 1982; Ф.К. Казарян, 1985; И.А. Липский, 1992; Н.И. Пономарев, 1982; Г.Л. Смирнов, 1976] подходов. При изучении общих закономерностей гиподинамии опирались на работы ведущих ученых и специалистов [С.Н. Попов, 1988; Г.Л. Билич, Л.В. Назарова, 1998; С.В. Попов, 1997; Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; А.С. Солодков, Е.Г. Сологуб, 2001; Э.Г. Булич, И.В. Муравов, 2003]. Для выявления и обоснования комплексов физических упражнений использовались закономерности, разработанные в теории физического воспитания Л.П. Матвеевым, А.Д. Новиковым [1976]. При планировании экспериментов и математико-статистической обработке полученных данных базировались на работах [Дж. Гласса, Дж. Стенли, 1976; К.К. Закирьянова, Л.И. Орехова, 2002; Г.Ф. Лакина, 1990 и др.].
Ведущая идея. Организация взаимодействия человека и компьютера должна основываться на принципе строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил работы с ним и активного использования физических и психофизических средств и методов воздействия на организм в целях профилактики негативных проявлений компьютера для поддержания и укрепления полноценного физического и психического здоровья его пользователей.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые:
- систематизировано представлены и описаны факторы гиподинамии;
- выделено и описано негативное влияние компьютера на различные морфологические и физиологические системы организма человека и его психику;
- выявлены и систематизированы специальные комплексы физических и дыхательных упражнений, направленных на профилактику и поддержание здоровья и работоспособности пользователей персональных компьютеров и школьников;
- выявлена динамика работоспособности мышц зрительного анализатора профессиональных пользователей компьютерной техники;
- обобщены и систематизированы нормы и правила работы с компьютером для различных возрастных групп пользователей;
- выделены и представлены основные технико-эксплуатационные характеристики персональных компьютеров, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается: в использовании системно-комплексного подхода к изучению гиподинамии; в психобиологическом и педагогическом обосновании различных влияний персональных компьютеров на организм человека, с содержательным описанием симптоматических признаков «карпально-туннельного синдрома»; в разработке методики комплексного воздействия системы физических и дыхательных упражнений оздоровительной и профилактической направленности; в выделении и систематизации санитарно-гигиенических норм и правил использования персональных компьютеров в процессе учебных занятий и в условиях профессиональной деятельности; в выделении и описании основных технико-эксплуатационных характеристик персональных компьютеров, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.
Практическая значимость исследований заключается в возможности использования разработанных и научно-обоснованных комплексов физических упражнений и психофизических средств и методов воздействия для различных возрастных групп пользователей (школьников, профессиональных операторов и программистов) персональных компьютеров с целью противодействия гиподинамии и профилактики их негативных воздействий.
Личный вклад. Личный вклад соискателя состоит в теоретическом анализе и сравнительном обобщении данных научной и научно-методической литературы по изучаемой проблеме; в выдвижении гипотезы исследования; в определении объекта, предмета, цели и задач исследования; в выборе необходимых методов исследования различных физических и психофизиологических характеристик; в организации и проведении педагогических наблюдений; в самостоятельном выполнении статистической обработки результатов исследования; в анализе и обобщении полученных данных; в выделении и описании «карпально-туннельного синдрома» и способов его профилактики с помощью физических упражнений, в разработке комплекса физических и дыхательных упражнений для различных мышечных групп в целях профилактики утомления и поддержания работоспособности, в обобщении норм и правил работы на персональном компьютере для различных возрастных групп; в представлении основных технических характеристик компьютеров, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям; в экспериментальной проверке воздействия компьютера на некоторые показатели психофизиологической системы организма; в представлении результатов исследования путем публикаций в научной литературе.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается адекватным выбором и целесообразным применением методов исследования и воздействия, их соответствием поставленным задачам и корректным использованием методов математико-статистического анализа при обработке полученных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Гиподинамия, как следствие развития достижений научно-технического прогресса в современном индустриальном обществе, является фактором, препятствующим сохранению и поддержанию на должном уровне здоровья человека и его физической и двигательной активности.
2. Основными характеристиками, оказывающими существенное негативное влияние на различные системы организма человека, являются: радиоактивность, шум, низкочастотные электромагнитные колебания, мерцание изображения на мониторе, нечеткость изображения, неудобная конструкция компьютера, эргономические параметры рабочего места.
3. Изменения динамики психофизиологических и сенсомоторных процессов характеризуют такие показатели физической и информационной работоспособности как: максимально возможный темп работы, устойчивость заданного темпа и выносливость при длительной монотонной работе, утомляемость зрительного анализатора.
4. Теоретическое и экспериментальное обоснование разработанной методики применения системы физических упражнений для мышц рук, ног, туловища и глаз, а также дыхательных упражнений в режиме физкультурных пауз, обеспечивают поддержание работоспособности физической и психофизиологической систем организма и противодействуют наступлению и развитию гиподинамии.
Апробация работы. Теоретический анализ и обобщение итогов исследований, а также результаты экспериментальной работы, полученные автором в течение 10 последних лет по проблеме влияния компьютера на развитие гиподинамии, и нарушения здоровья человека, вследствие информационных перегрузок и снижения двигательной активности, докладывались и обсуждались на: 2 и 4 Международных конференциях «Новые информационные технологии в профессиональном образовании» (Алматы, 2001, 2003); на 1 и 2 Международных научно-практических конференциях «Теория и практика физической культуры и спорта» (Алматы, 2006 и 2008); на Международном форуме «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ» (Алматы, 2004).
По теме диссертационного исследования опубликованы 11 научных работ в международных и республиканских изданиях, в том числе 2 учебных пособия и 9 работ, которые соответствуют требованиям Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК.
Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений, актов внедрения, включает 21 таблицу и 10 рисунков. Список использованных источников включает 185 наименования из них 29 на иностранном языке.
Во введении обоснована актуальность проведенного исследования, представлены объект и предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, методологические основы с перечислением основных методов исследования теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту, апробация работы, информация о числе публикаций, соответствующих требованиям Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК.
В первом разделе «Общие вопросы гиподинамии человека» раскрываются методологические подходы к изучению гиподинамии, проводится анализ воздействий, которые оказывает компьютер на его пользователей, в частности, представления о вредных последствиях радиоактивных и электромагнитных излучений, дается информация о различных свойствах монитора, отрицательно влияющих на зрение, описываются эволюционные изменения технико-эксплуатационнных характеристик компьютеров.
Во втором разделе «Задачи, методы и организация исследования» дан перечень и краткая характеристика методов исследования, использованных в работе.
В третьем разделе «Экспериментальное исследование влияния персонального компьютера на физическое и психофункциональное состояние организма и здоровья человека» показаны результаты: изучения влияния компьютера на функции дыхания, темпа выполнения двигательных действий, частоту сердечных сокращений; экспериментов по влиянию компьютерного программного устройства на работоспособность мышц зрительного анализатора и по воздействию системы физических и дыхательных упражнений на здоровье профессиональных пользователей персональных компьютеров и школьников.
В четвертом разделе «Негативные потенциалы персональных компьютеров и профилактические меры по их нейтрализации» в систематизированном виде представлены санитарно-гигиенические нормы и правила пользования компьютером для различных возрастных групп, начиная с дошкольников и заканчивая лицами, чье взаимодействие с компьютером составляет сущность их профессиональной деятельности.
В заключении представлены сформулированные в ходе проведенного исследования выводы и практические рекомендации.
В приложениях размещены дополнительные материалы по выполненному исследованию.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
страница 1 страница 2 | страница 3
|