Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Как писать сочинение в жанре эссе
Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем подробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе - не только рассказчик, повествователь, но и ... герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.

Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть и такой термин - "авторская проза".

Литературный энциклопедический словарь (М., 1987) сообщает нам, что эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Эссе - древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

Названия произведений этого жанра часто начинаются с союзов "о", содержат союзы "как", "или": "О добродетели", "О предсказаниях", "О воспитании" (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский философ второй половины XIV века), "Разговор о Данте" (О.Мандельштам), "Пушкин, или правда и правдоподобие" (В. Набоков), "Как читать книгу" (И. Бродский). Это и другие интереснейшие наблюдения сделаны в небольшом, но фундаментальном исследовании жанра, которое вместе с разработкой уроков об эссе даны в статье И.Л. Карнаух "Эссе как один из видов школьного сочинения" ("Русская словесность", 2000, № 5,6). Мы видим, что свобода композиции и право на субъективный подход к раскрытию темы заложены уже в названии.

К эссе обращаются прежде всего такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других ) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе, наверное, должен чувствовать, что слова Грибоедова: "Как живу, так и пишу: свободно и свободно", - относятся и к нему тоже.

Маленькие произведения в жанре эссе называются "скитце" (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем - впечатление автора, "остановленное мгновенье".

В русской литературе для меня пример таких "остановленных мгновений", правда, поэтических, - это лирика А.А. Фета. Помните:


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...
Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, - родной сестре С.А. Толстой. Думаю, что неслучайно ее считают прототипом Наташи Ростовой. Вы чувствуете, какая сила лирического переживания заложена в этом стихотворении?

Пробовать свои силы в написании скитце очень полезно - это развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.

Если вы хотите познакомиться с этим жанром не только в теории, но и на примере конкретных произведений, перечитайте эссе О. Мандельштама, М. Цветаевой , В. Набокова, И. Бродского, А. Солженицына, Ф. Искандера, Т. Толстой.

Получить практическое представление об этом жанре вам помогут отрывки из эссе Владимира Набокова "Кембридж" (Набоков В.В. Как я люблю тебя. - М., 1994):

"Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли? Хороша природа за морем, да она не наша и кажется нам бездушной, искусственной... Спервоначала, оранжерейным чем-то веет от чуждых деревьев, и птицы все на пружинках, и заря вечерняя не лучше сухонькой акварели.

С такими чувствами въезжал я в провинциальный английский городок, в котором, как великая душа в малом теле, живет гордой жизнью древний университет. Готическая красота его многочисленных зданий...стройно тянется ввысь; горят червонные циферблаты на стремительных башнях; в проемах вековых ворот, украшенных лепными гербами, солнечно зеленеют прямоугольники газона, а против этих самых ворот пестреют выставки современных магазинов, кощунственные, как цветным карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги.

Взад и вперед по узким улицам шмыгают, перезваниваясь, обрызганные грязью велосипеды, кудахтают мотоциклы и, куда ни взглянешь, везде кишат цари города Кембриджа - студенты: мелькают галстухи наподобие полосатых шлагбаумов, мелькают необычайно мятые, излучистые штаны, всех оттенков серого, начиная с белесого, облачного и кончая темно-сизым, диким, - штаны, подходящие на диво под цвет окружающих стен.

По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо.

...К пяти часам все оживает снова, народ валом валит в кондитерские, где на каждом столике, как куча мухоморов, лоснятся ядовито-яркие пирожные.

Сижу я, бывало, в уголке, смотрю по сторонам на все эти гладкие лица, очень милые, что и говорить, - но всегда как-то напоминающие объявления о мыле для бритья, и вдруг становится так скучно, так нужно, что хоть гикни и окна перебей...

Между ними и нами, русскими, некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твердый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас Бог знает в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, - гуляй, душа! Для англичанина это непонятно, ново, пожалуй, заманчиво. Если, напившись, он и буянит, то буянство его шаблонно и благодушно, и глядя на него, только улыбаются блюстители порядка, зная, что известной черты он не переступит...Во всякое время - откровенности коробят его.

...Подчас тоской набухает сердце, чувствуя, что истинного друга оно здесь не сыщет. И тогда все кажется скучным...

Но ко всему привыкаешь, подлаживаешься, учишься в чуждом тебе подмечать прекрасное.

Блуждая в дымчатый весенний вечер по угомонившемуся городу, чуешь, что кроме пестряди и суеты жизни нашей, есть в самом Кембридже еще иная жизнь, жизнь пленительной старины. Знаешь, что ее большие, серые глаза задумчиво и безучастно глядят на выдумки нового поколения, как глядели сто лет назад на хромого, женственного студента Байрона и его ручного медведя, запомнившего навсегда родимый бор да хитрого мужичка в баснословной Московии.

Промахнуло восемь столетий: саранчой налетели татары; грохотал Иоанн; как вещий сон, по России веяла смута; ...работал Петр, рубил сплеча и выбрался из лесу на белый свет; - а здесь эти стены, эти башни все стояли, неизменные...

...Выхожу на реку. Долго стою на выгнутом, жемчужно-сером мостике, и поодаль такой же мостик образует полный круг со своим отчетливым, очаровательным отражением... Тускло пахнет сиренью, тиневеющей водой. И вот по всему городу начинают бить часы... Круглые, серебряные звуки, отдаленные, близкие, проплывают, перекрещиваясь в вышине и на несколько мгновений повиснув волшебной сеткой над черными, вырезными башнями, расходятся, длительно тают, близкие, отдаленные, в узких, туманных переулках, в прекрасном вечернем небе, в сердце моем...

И глядя на тихую воду, где цветут тонкие отражения - будто рисунок по фарфору, - я задумываюсь все глубже, - о многом: о причудах судьбы, о моей родине и о том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем..."

Признаюсь, что сокращать набоковский текст нельзя, потому что вместе с сокращением убивается и неповторимый аромат его прозы. Думаю, что вот эта невозможность сокращения относится к любому произведению в жанре эссе, ведь для этого жанра характерна значимость именно частностей, деталей, неожиданных поворотом мысли, ассоциаций.



Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе:

* небольшой объем и конкретность темы;

* личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

* свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

* свободное использование лексического состава языка - от слов высокого стиля до разговорной лексики;

* атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

Жанр эссе необыкновенно интересен, современен, ярок. Но на экзамене я бы советовала обращаться к эссе только в том случае, если вы хорошо им владеете и это, что называется, "ваш жанр". К тому же и формулировка темы должна "разрешать" обращение к этому жанру. Как правило, это свободные темы или темы, предлагающие высказать нетрадиционное мнение ("Слово о любимом писателе", "Современен ли Горький?", "Мое отношение к ...", "Любимые страницы", "Мое любимое стихотворение", "Размышления о ...", "Книги в моей жизни" и т.д.). Если вы решили выполнить свою работу в жанре эссе, лучше после записи названия указать жанр.

Чем труден жанр эссе?

При свободной композиции автор может слишком увлечься каким-либо рассуждением и уйти от темы, что грозит неудовлетворительной оценкой. Повышенной эмоциональностью авторы сочинений иногда (порой невольно) пытаются прикрыть пустоту работы, бедность ее содержания. Стремление к самораскрытию приводит иногда к тому, что сочинение превращается не в работу по литературе, а в повествование "о себе, любимом". Все это, как правило, не нравится экзаменаторам.

К тому же писатель, обращающийся к жанру эссе, имеет большую аудиторию читателей, в которой уж точно найдет поклонников своего таланта, а у вашего сочинения будет один-единственный читатель, который, к сожалению, может и не оценить оригинальности ваших суждений. Ведь приводит же Е. Полтавец, автор книги "Как писать сочинение", случай, когда профессор В.Н. Турбин, написавший вместе с абитуриентами филологического факультета МГУ сочинение и инкогнито сдавший его не проверку, получил... четыре балла! Мотивация - неожиданность (читай: оригинальность) и субъективизм выводов, т.е. как раз то, что в эссе предполагается законами жанра. (Е. Полтавец. Как писать сочинение. - М., 1999).

Но ведь хочется в сочинении сказать что-то свое! Может быть, можно попробовать включить в ваше сочинение элементы эссе, написав, например, в качестве вступления этюд. Можно написать сочинение с "обрамлением", т. е. начать и закончить этюдом. Особый "изыск" - это когда оба этюда повторяются дословно. Но это не должен быть вялый механический повтор. Завершающий этюд должен быть подготовлен самим содержанием работы и звучать эмоционально сильнее, нежели первый.

Конечно, этюд обязательно имеет связь (может быть, не явную, внутреннюю) с содержанием работы. Его задача - создать настроение, углубить звучание основной части. Содержанием самого этюда может быть любая пейзажная зарисовка, прогулка по любимым местам, описание вашего настроения, когда только что закрыта последняя страница полюбившейся книги... Словом, это должен быть "моментальный снимок" состояния души, вашего яркого впечатления, лирического переживания. Помните главное: в этюде должно быть особое настроение, эмоциональная заряженность даже при внешней сдержанности повествования.



Композиционно этюд (набросок) имеет некоторую незавершенность, "открытость" финала, и может быть, именно в этом его особая привлекательность...

страница 1

Смотрите также: