страница 1 ИНФОРМАЦИЯ
о новом Жилищном кодексе
Республики Беларусь
Жилищный Кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2012 года. Кодекс подписан Президентом Республики Беларусь и вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – 2 марта 2013 года.
Кодекс состоит из 6 разделов, 32 глав, 225 статей, имеет оглавление (для сравнения: Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 года состоит из 2 частей, 8 глав и 129 статей).
Наряду с кодификацией действующих правовых норм в Кодексе нашли отражение ряд норм, по новому регулирующие жилищные отношения, в частности:
1. Определена структура платы за жилищно-коммунальные услуги. Так, предусмотрено, что для собственника, члена организации застройщиков, арендатора жилого помещения, нанимателя (арендатора) объекта долевого строительства плата за жилищно-коммунальные услуги включает плату за:
-
техническое обслуживание,
-
текущий ремонт,
-
капитальный ремонт,
-
коммунальные услуги,
-
иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с заключенными договорами.
Для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда дополнительно к вышеназванным платежам предусмотрено внесение платы за пользование жилым помещением.
Выделение в отдельный платеж платы за текущий ремонт позволит улучшить содержание и процесс эксплуатации жилищного фонда. Кроме того, определено, что такая плата будет вноситься не ежемесячно, а по факту выполнения ремонтных работ на конкретном доме.
2. Для решения вопроса о принятии мер к неплательщикам жилищно-коммунальных услуг, а также к гражданам, нарушающим правила пользования жилыми помещениями, проект предусматривает меры как в отношении нанимателей, так и в отношении собственников жилых помещений.
Прежде всего следует отметить, что на улицу никто никого выселять не будет. Процедура выселения обязательно происходит в судебном порядке.
Наниматели за неуплату жилищно-коммунальных услуг в размере шестимесячной задолженности по плате могут быть выселены за пределы населенного пункта, в котором они проживают, а для собственников за подобные нарушения предусмотрено принудительное отчуждение с передачей ему в собственность другого помещения, меньшего по площади, в том числе – за пределами населенного пункта.
При этом к собственникам применяется процедура судебного понуждения к отчуждению жилого помещения.
Если собственник в течение года не продаст свою квартиру или не устранит допущенные нарушения, ее принудительно продадут на публичных торгах. Бывший хозяин получит в собственность другое, возможно меньшее по площади жилое помещение. Деньги за проданную квартиру, конечно же, отдадут собственнику, но из этой суммы вычтут стоимость нового жилья, затраты на проведение публичных торгов, долги по плате за жилищно-коммунальные услуги.
Если в квартире живут несовершеннолетние дети, то выселение будет возможно только с разрешения органов опеки и попечительства.
Таким образом, Кодекс позволит решить вопрос своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и повысить ответственность граждан за оплату жилищно-коммунальных услуг.
3. По сравнению с действующим жилищным законодательством усилены механизмы защиты прав собственников частного жилья. Так, Кодексом собственнику предоставляется право выселить без предоставления других жилых помещений бывших членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилое помещение. В определенных случаях, собственник также может выселить и членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилое помещение. Это возможно если иное не предусмотрено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
Вместе с тем, если при приватизации жилого помещения члены семьи, бывшие члены семьи, имели законные основания на владение и пользование жилым помещением на момент его приватизации (даже если не принимали участия в приватизации данного жилого помещения, но проживали в это время в нем), либо входили в состав семьи собственника при оказании ему государственной поддержки на строительство этого жилого помещения, они не могут быть выселены собственником без их согласия.
4. При обращении взыскания на жилое помещение, находящееся в ипотеке, и принятии решения судом о прекращении права собственности на него, предусмотрена возможность выселения собственника и проживающих с ним граждан из заложенного жилого помещения. Обращение взыскания наступает в случае систематической неуплаты по ипотечному кредиту. Данная норма направлена на развитие одного из значимых в жилищных отношениях институтов – ипотеки, а также повышение социальной ответственности граждан в отношении взятых на себя обязательств.
5. В Кодексе определены порядок планирования и проведения капитального ремонта, а также источники его финансирования, что является основой для разработки в дальнейшем новых механизмов финансирования, позволяющих обеспечить прозрачность использования данных средств. Данная мера обеспечит ритмичное финансирование ремонтно-строительных работ и увеличит объемы капитального ремонта в ближайшем будущем, будет способствовать повышению качества ремонтных работ.
6. Преобладающая доля частного жилищного фонда предопределяет основу для развития такой организационной формы управления как совместные домовладения. Цель государства состоит в создании условий для собственников жилья в повышении их роли и заинтересованности в управлении и содержании жилых домов. Начиная с 1998 года, когда был принят Закон «О совместном домовладении», наработана определенная практика в формах и методах управления и содержания совместного домовладения.
Собственники начали активно участвовать в мероприятиях по содержанию общего имущества жилых домов. Вместе с тем, самоуправление совместными домовладениями широкого распространения не получило, проявились и недостатки.
С учетом наработанной правоприменительной практики в Кодексе учтены вопросы распоряжения общим имуществом в организациях застройщиков и товариществах собственников.
7. Впервые в проекте отражены нормы жилищного законодательства с учетом специфики их применения в различных жилищных правоотношениях:
с участием военнослужащих;
с участием граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
с участием недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания;
с участием организаций негосударственной формы собственности. Так, Кодексом таким организациям будут делегированы полномочия самостоятельно определять порядок предоставления жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, в локальных нормативных правовых актах.
Перечисленные правоотношения комплексно отражены в отдельных статьях, что упростит их правоприменение на практике.
Кроме того, Кодексом:
урегулированы вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (социальных, служебных, специальных, общежитий);
отражен порядок приватизации жилых помещений;
нашли отражение вопросы сноса жилых помещений;
закреплены права и обязанности граждан;
отражены вопросы осуществления переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и наоборот;
урегулирован ряд других вопросов в области жилищных отношений.
В настоящее время продолжается работа по приведению законодательства в соответствие с принятым кодексом.
Так, в настоящее время уже приняты следующие решения Правительства Республики Беларусь:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421 "Об утверждении Положения об определении стоимости объектов приватизации";
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений";
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 "О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов";
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2013 № 376 "О порядке взаимодействия государственных органов и организаций при принятии решений о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений";
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269 "Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".
- иные решения Правительства Республики Беларусь, носящие корректирующий характер.
страница 1
|