страница 1 АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»
Кафедра ЛОР-болезней с курсом глазных болезней
силлабус
по оториноларингологии
для специальности: 051301– «Общая медицина»
Объем учебных часов: 51
Курс: IV
Семестр: 7,8
Астана 2010г.
Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине оториноларингология для специальности 051301– «Общая медицина»
Составители: к.м.н., доц. Папулова Н.М.
к.м.н. доц. Жусупов Б.З.
Силлабус обсужден и утвержден на заседании кафедры
Протокол №9 от 20.04.2010г.
Зав. кафедрой ЛОР-болезней
с курсом глазных болезней, профессор Р.К. Тулебаев
1.7. Сведения о преподавателях
ФИО
|
Сте
пень
|
Долж
ность
|
Приоритетные научные интересы
|
Достижения
|
Тулебаев Р.К.
|
Д.м.н.,
|
профес
сор
|
Профпатология ВДП
|
Защита диссертации
|
Жусупов Б.З.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Грибковые синуситы
|
Защита диссертации
|
Мухамадиева Г.А.
|
Д.м.н.
|
Доц.
|
Хирургическое лечение отитов
|
Защита диссертации
|
Кудасов Т.Р.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Эндоназальная хирургия
|
Защита диссертации
|
Папулова Н.М.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Лечение хронических синуситов
|
Защита диссертации
|
Аженов Т.М.
|
К.м.н.
|
Доц.
|
Лучевая диагностика ЛОР органов
|
Защита диссертации
|
Байменов А.Ж.
|
К.м.н.
|
доц.
|
Хирургическое лечение хронического тонзиллита
|
Защита диссертации
|
Имангалиев Е.Е.
|
К.м.н.
|
Асс.
|
Хронический тонзиллит при сахарном диабете
|
Защита диссертации
|
Мустафин А.А.
|
К.м.н.
|
Асс.
|
Аэродинамика полости носа
|
Защита диссертации
|
Байжуманова А.С.
|
|
Асс.
|
Полипозные и аллергические риносинуситы
|
работа над диссертацией
|
Жолдыбаева З.Т.
|
|
Асс.
|
Аэродинамика полости носа
|
Защита диссертации
|
Касенова Д.С.
|
|
Асс.
|
Хронический тонзиллит у подростков
|
Защита диссертации
|
1.8 Контактная информация
Место нахождения кафедры:
Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.
Телефоны: 314859, 314865 (тел+факс)
E-mail: zulfi-lor@yandex.ru, rais007@yandex.ru
1.9 Политика дисциплины
Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.
Требования кафедры, предъявляемые к студентам
в процессе изучения оториноларингологии.
Студент обязан:
-
регулярно и своевременно посещать лекционные, практические занятия и другие виды занятий, проводимые сотрудниками ЛОР кафедры, на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов.
-
Освоить материал дисциплины в соответствии с рабочей программой специальности. На практические занятия необходимо заранее законспектировать материал по теме текущего занятия, ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.
-
При отсутствии конспектов или методичек практических занятий студент не допускается к их выполнению, следовательно, не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.
-
Опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин.) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия при условии наличия лекционного материала.
-
Бережно относится к учебной литературе и наглядным пособиям, имеющимся на кафедре и в университете, при порче наглядных пособий и учебной литературы студент теряет 1 балл от общей оценки знаний и умений.
-
Соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в учебных комнатах, в учебную комнату студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.
-
По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.
-
Дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях. В случае повреждения, поломок и т.д. возмещают нанесенный ущерб.
-
При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.
-
К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие 4 кредита (с минимальным ОРД 50 % ) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д..
-
В случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.
-
Принимать участие в научно-исследовательской работе кафедры
-
Соблюдать этические нормы общения с пациентами и медперсоналом клиники.
-
Соблюдать правила внутреннего распорядка клинической базы кафедры, предупреждать преподавательский состав кафедры о причинах пропущенных занятий и своевременно отработать имеющиеся задолженности.
Программа:
2.1 Введение
Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.
Врач любой специальности должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики ведения пациентов.
2.2 Цель дисциплины
Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).
Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.
Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.
Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.
Целью преподавания оториноларингологии является подготовка специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками по диагностике и лечению ЛОР-заболеваний, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЛОР-заболеваний.
2.3 Задачи обучения:
-
обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа
-
оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов
-
овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией
-
ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы
-
ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний
-
ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов
-
научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов
2.4 Конечные результаты обучения
Студент должен:
Знать:
-
анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов;
-
общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;
-
клинические проявления ЛОР-заболеваний;
-
основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;
-
оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;
-
этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;
-
структуру и работу поликлинического ЛОР-кабинета и ЛОР-стационара;
уметь:
-
пользоваться лобным рефлектором;
-
провести наружный осмотр ЛОР-органов;
-
провести риноскопию (переднюю, среднюю, заднюю);
-
взять мазок со слизистой оболочки носа;
-
ввести турунду в нос;
-
произвести вдувание лекарственных порошков в нос;
-
удалить инородное тело из носа;
-
произвести переднюю тампонаду носа;
-
провести оромезофарингоскопию;
-
удалить инородное тело из глотки;
-
смазать небные миндалины и слизистую задней стенки глотки лекарственными средствами;
-
пропальпировать регионарные лимфоузлы;
-
провести непрямую ларингоскопию;
-
провести различные виды ингаляций;
-
проводить туалет и смену внутренней трахеостомической трубки;
-
проводить отоскопию;
-
промыть ухо;
-
проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;
-
производить обследование носоглотки;
-
оценить рентгенограммы уха и придаточных пазух носа;
-
исследовать функциональные способности полости носа и оценить их состояние.
-
Обследовать курируемого больного и написать историю болезни.
2.5 Пререквизиты:
Анатомия-1,2
Физиология – 1,2
Патологическая анатомия – 1,2
Патологическая физиология – 1,2
Фармакология -1,2
2.6 Постреквизиты:
Скорая, неотложная медицинская помощь
Общая врачебная практика
интернатура по хирургии,
интернатура по общей врачебной практике
2.6 Содержание дисциплины:
Заболевания носа и околоносовых пазух. Классификация. Клиническая картина, лечение. Риногенные осложнения. Расстройство обоняния. Острые заболевания носа и околоносовых пазух. Заболевания наружного носа (фурункул, ожоги, отморожения носа). Искривления носовой перегородки, гематомы, абсцессы носовой перегородки. Носовые кровотечения, инородные тела, травмы носа. Клиника, диагностика, первая помощь, профилактика.
Заболевания глотки и окологлоточного кольца. Ангины, фарингиты, поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях системы крови. Формы ангин. Дифтерия глотки, ее отличительные признаки от всех прочих ангин. Осложнения ангин. Профилактика и лечение острых ангин. Травмы, ожоги и инородные тела глотки, клиническая картина, доврачебная неотложная помощь.
Заболевания гортани, трахеи. Классификация. Дифтерия гортани. Острые и хронические стенозы гортани. Трахеостомия, показания к ней. Инородные тела гортани, трахеи, бронхов и пищевода. Методы их удаления. Травмы гортани, трахеи, бронхов.
Заболевания наружного и среднего уха. Заболевания наружного уха. Травмы уха. Удаление серной пробки и инородного тела из наружного слухового прохода. Воспалительные заболевания среднего уха. Этиология, клиника, диагностика и лечение: консервативное и хирургическое. Показания к операции, предоперационная подготовка больных. Внутричерепные осложнения.
2.7 Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности: 051301– «Общая медицина»
Распределение часов дисциплины
Общее количество часов
|
Аудиторные часы
|
СРС
|
Всего
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Оториноларингология 51
|
34
|
4
|
30
|
17
|
Тематический план лекций
№
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжите-
льность
|
1.
|
Актуальные вопросы современной оториноларингологии с позиций доказательной медицины.
|
Обзорные
лекции
|
2 часа
|
2.
|
Основные синдромы поражения уха, горла, носа.
|
Обзорные
лекции
|
2 часа
|
|
|
|
4
|
Тематический план практических занятий
|
Наименование темы
|
Форма проведения
|
Продолжите-льность
|
1.
|
Заболевания носа
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
2.
|
Заболевания околоносовых пазух.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
3.
|
Заболевания глотки, гортани, трахеи.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
4
|
Слуховой и вестибулярный анализатор.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
5
|
Заболевания наружного и среднего уха.
|
Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;
|
6 часов
|
|
Рубежный контроль (коллоквиум)
|
тестирование
|
|
|
|
|
30
|
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№
|
Наименования тем
|
Форма проведения
|
Продолжите-льность
|
1.
|
Курация больного с оформлением кураторского листка.
|
работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя
|
5 часов
|
2.
|
Взятие мазка со слизистой оболочки носа
|
работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя, разработка алгоритмов
|
3 часа
|
3.
|
Проведение передней тампонады носа.
|
обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; разработка алгоритмов
|
3 часа
|
4.
|
Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.
|
Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач
|
6 часов
|
|
|
|
17
|
Время консультаций:
Преподаватель
|
День консультаций
|
Время
|
Жусупов Б.З.
|
Вторник
|
15.00-17.00
|
Имангалиев Е.Е.
|
пятница
|
15.00-17.00
|
Байжуманова А.С.
|
четверг
|
18.00-20.00
|
Касенова Д.С.
|
Среда
|
17.00-19.00
|
Мустафин А.А.
|
Понедельник
|
14.00-16.00
|
Время проведения рубежного и итогового контролей
Контроль
|
Время проведения ( неделя)
|
Рубежный контроль
|
В конце блока
|
Итоговый контроль
|
В период сессии
|
2.8 Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ п/п
|
Наименование темы
|
Задания
|
1.
|
Курация больного с оформлением кураторского листка.
|
- правила заполнения истории болезни
- порядок осмотра ЛОР-органов
- интерпретировать результаты ЛОР-исследования
- назначить дополнительные методы диагностики и уметь оценить полученные результаты
- знать основные принципы лечения выявленной ЛОР-патологии
- уметь заполнять дневники курации больного
|
2.
|
Взятие мазка со слизистой оболочки носа
|
Знать:
- показания для проведения данного исследования
- необходимое оснащение (источник света, лобный рефлектор, ушная воронка, пробирка со стерильным ватным тампоном, спиртовка, резиновые перчатки, маска)
- Этапы проведения забора материала и оформления сопроводительной документации
|
3.
|
Проведения передней тампонады носа.
|
Знать:
- Показания для проведения передней тампонады
- Необходимое оснащение
- Технику проведения передней тампонады, сроки нахождения передней тампонады, осложнения.
|
4.
|
Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.
|
Изучить возрастные особенности строения ЛОР-органов, врожденные аномалии их развития и возрастные особенности течения патологии ЛОР-органов в связи с их анатомическим строением
|
|
Всего часов: 17.
|
|
2.9 Литература
на русском языке:
основная:
-
Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.
-
Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.
-
Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.
-
Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.
дополнительная:
-
Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.
-
Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.
-
Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.
4. Оториноларингология. Национальное руководство / гл. редактор чл. кор. РАМН В.Т. Пальчун. Изд-во «ГЭОТАР- Медиа».2008.
2.10 Методы обучения и преподавания:
Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, подготовка рефератов, консультации, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов: работа с больными под руководством преподавателя;
2.11 Критерии и правила оценки знаний:
Шкала оценок
Оценка по
буквенной
системе
|
Цифровой эквивалент
баллов
|
%-ное содержание
|
Оценка по традиционной системе
|
А
|
4,0
|
95-100
|
Отлично
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
Хорошо
|
В
|
3,0
|
80-84
|
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
|
с+
|
2,33
|
70-74
|
Удовлетворительно
|
с
|
2,0
|
65-69
|
|
с-
|
1,67
|
60-64
|
|
д+
|
1,33
|
55-59
|
|
д
|
1,0
|
50-54
|
|
р
|
0
|
0-49
|
Неудовлетворительно
|
Критерии оценки знаний
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал не принципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничился только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
Примечание: Для кредитной системы обучения.
Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
Методика подсчета рейтинга и оформления итоговой
оценки по дисциплине
Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой. Формируемой из оценки рейтинга допуска и оценки итогового контроля. Оценка рейтинга допуска складывается из оценки текущего контроля успеваемости (включает в себя текущие оценки, полученные на занятиях, на СРСП, оценки за СРС) и оценки рубежного контроля. Оценка рейтинга допуска составляет 60% итоговой оценки по дисциплине. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по дисциплине. Итоговая оценка подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки и по рейтингу допуска, и по итоговому контролю. Пересдача оценки по итоговому контролю не разрешается.
Рейтинговая оценка знаний студентов
-
Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется:
ИО=ОРД х 0,6 + ОИК х 0,4, где
ИО – итоговая оценка
ОРД – оценка рейтинга допуска:
ОРД = (ОТК х 0,3 + СРК х 0,5 + СРС х 0,2), где
ОТК – средняя арифметическая оценка по практическим занятиям и СРСП
ОРК – средняя оценка за рубежные занятия (коллоквиумы)
СРС – средняя оценка за внеаудиторную самостоятельную работу студента
Процент (%) рейтинга допуска:
ОРД х 100% где
5
5 – максимальная оценка контроля знаний обучающегося.
При рейтинге допуска ниже 50% студент не допускается к сдаче итоговой формы контроля знаний (экзамен), и итоговая оценка не подсчитывается.
-
ОИК – оценка итогового контроля (экзамен, дифзачет).
-
ИО оценивается по балльно-рейтинговой буквенной системе
Критерии оценок
Оценке «отлично» соответствует 90-100% от общего количества баллов;
Оценке «хорошо» соответствует 75-89% от общего количества баллов;
Оценке «удовлетворительно» соответствует 50-74% от общего количества баллов;
Оценке «неудовлетворительно» соответствует 0-49% от общего количества баллов;
страница 1
|