Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра ЛОР-болезней с курсом глазных болезней

силлабус
по оториноларингологии


для специальности: 051301– «Общая медицина»

Объем учебных часов: 51
Курс: IV

Семестр: 7,8

Астана 2010г.

Силлабус разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине оториноларингология для специальности 051301– «Общая медицина»

Составители: к.м.н., доц. Папулова Н.М.

к.м.н. доц. Жусупов Б.З.


Силлабус обсужден и утвержден на заседании кафедры

Протокол №9 от 20.04.2010г.
Зав. кафедрой ЛОР-болезней

с курсом глазных болезней, профессор Р.К. Тулебаев

1.7. Сведения о преподавателях


ФИО

Сте

пень

Долж

ность

Приоритетные научные интересы

Достижения

Тулебаев Р.К.

Д.м.н.,

профес

сор


Профпатология ВДП

Защита диссертации

Жусупов Б.З.

К.м.н.

Доц.

Грибковые синуситы

Защита диссертации

Мухамадиева Г.А.

Д.м.н.

Доц.

Хирургическое лечение отитов

Защита диссертации

Кудасов Т.Р.

К.м.н.

Доц.

Эндоназальная хирургия

Защита диссертации

Папулова Н.М.

К.м.н.

Доц.

Лечение хронических синуситов

Защита диссертации

Аженов Т.М.

К.м.н.

Доц.

Лучевая диагностика ЛОР органов

Защита диссертации

Байменов А.Ж.

К.м.н.

доц.

Хирургическое лечение хронического тонзиллита

Защита диссертации

Имангалиев Е.Е.

К.м.н.

Асс.

Хронический тонзиллит при сахарном диабете

Защита диссертации

Мустафин А.А.

К.м.н.

Асс.

Аэродинамика полости носа

Защита диссертации

Байжуманова А.С.




Асс.

Полипозные и аллергические риносинуситы

работа над диссертацией

Жолдыбаева З.Т.




Асс.

Аэродинамика полости носа

Защита диссертации

Касенова Д.С.




Асс.

Хронический тонзиллит у подростков

Защита диссертации

1.8 Контактная информация

Место нахождения кафедры:

Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.

Телефоны: 314859, 314865 (тел+факс)

E-mail: zulfi-lor@yandex.ru, rais007@yandex.ru
1.9 Политика дисциплины

Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.



Требования кафедры, предъявляемые к студентам

в процессе изучения оториноларингологии.

Студент обязан:



  • регулярно и своевременно посещать лекционные, практические занятия и другие виды занятий, проводимые сотрудниками ЛОР кафедры, на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов.

  • Освоить материал дисциплины в соответствии с рабочей программой специальности. На практические занятия необходимо заранее законспектировать материал по теме текущего занятия, ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.

  • При отсутствии конспектов или методичек практических занятий студент не допускается к их выполнению, следовательно, не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.

  • Опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин.) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия при условии наличия лекционного материала.

  • Бережно относится к учебной литературе и наглядным пособиям, имеющимся на кафедре и в университете, при порче наглядных пособий и учебной литературы студент теряет 1 балл от общей оценки знаний и умений.

  • Соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в учебных комнатах, в учебную комнату студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.

  • По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.

  • Дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях. В случае повреждения, поломок и т.д. возмещают нанесенный ущерб.

  • При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.

  • К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие 4 кредита (с минимальным ОРД 50 % ) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д..

  • В случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.

  • Принимать участие в научно-исследовательской работе кафедры

  • Соблюдать этические нормы общения с пациентами и медперсоналом клиники.

  • Соблюдать правила внутреннего распорядка клинической базы кафедры, предупреждать преподавательский состав кафедры о причинах пропущенных занятий и своевременно отработать имеющиеся задолженности.


Программа:

2.1 Введение

Оториноларингология – клиническая дисциплина, изучающая морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Одной из особенностей ЛОР-органов является их срединное расположение в голове и шее. Они имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночникам, шейным и грудным средостениями, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Врач любой специальности должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики ведения пациентов.


2.2 Цель дисциплины

Оториноларингология изучает морфофизиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с нею областей, а за последнее десятилетие в предмет оториноларингологии вошли так же диагностика и лечение ряда заболеваний пищевода, трахеи, бронхов. Наша специальность рассматривает большую часть анализаторов (слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой).

Оториноларингология имеет профилактический характер, занимает важное место в системе здравоохранения, поскольку обеспечивает диагностическую и лечебную помощь 12-15% общего числа больных.

Объектом изучения оториноларингологии является изучение морфологических особенностей и патологии уха и ВДП.

Основными методами изучения оториноларингологии является лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов.

Целью преподавания оториноларингологии является подготовка специалистов, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками по диагностике и лечению ЛОР-заболеваний, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЛОР-заболеваний.


2.3 Задачи обучения:

  • обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа

  • оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов

  • овладение практическими навыками и умениями по уходу за больными с ЛОР-патологией

  • ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы

  • ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний

  • ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов

  • научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов


2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен:

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов;

  • общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;

  • клинические проявления ЛОР-заболеваний;

  • основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;

  • оказания первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний;

  • структуру и работу поликлинического ЛОР-кабинета и ЛОР-стационара;

уметь:

  • пользоваться лобным рефлектором;

  • провести наружный осмотр ЛОР-органов;

  • провести риноскопию (переднюю, среднюю, заднюю);

  • взять мазок со слизистой оболочки носа;

  • ввести турунду в нос;

  • произвести вдувание лекарственных порошков в нос;

  • удалить инородное тело из носа;

  • произвести переднюю тампонаду носа;

  • провести оромезофарингоскопию;

  • удалить инородное тело из глотки;

  • смазать небные миндалины и слизистую задней стенки глотки лекарственными средствами;

  • пропальпировать регионарные лимфоузлы;

  • провести непрямую ларингоскопию;

  • провести различные виды ингаляций;

  • проводить туалет и смену внутренней трахеостомической трубки;

  • проводить отоскопию;

  • промыть ухо;

  • проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;

  • производить обследование носоглотки;

  • оценить рентгенограммы уха и придаточных пазух носа;

  • исследовать функциональные способности полости носа и оценить их состояние.

  • Обследовать курируемого больного и написать историю болезни.


2.5 Пререквизиты:

Анатомия-1,2

Физиология – 1,2

Патологическая анатомия – 1,2

Патологическая физиология – 1,2

Фармакология -1,2
2.6 Постреквизиты:

Скорая, неотложная медицинская помощь

Общая врачебная практика

интернатура по хирургии,



интернатура по общей врачебной практике
2.6 Содержание дисциплины:

Заболевания носа и околоносовых пазух. Классификация. Клиническая картина, лечение. Риногенные осложнения. Расстройство обоняния. Острые заболевания носа и околоносовых пазух. Заболевания наружного носа (фурункул, ожоги, отморожения носа). Искривления носовой перегородки, гематомы, абсцессы носовой перегородки. Носовые кровотечения, инородные тела, травмы носа. Клиника, диагностика, первая помощь, профилактика.

Заболевания глотки и окологлоточного кольца. Ангины, фарингиты, поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях системы крови. Формы ангин. Дифтерия глотки, ее отличительные признаки от всех прочих ангин. Осложнения ангин. Профилактика и лечение острых ангин. Травмы, ожоги и инородные тела глотки, клиническая картина, доврачебная неотложная помощь.

Заболевания гортани, трахеи. Классификация. Дифтерия гортани. Острые и хронические стенозы гортани. Трахеостомия, показания к ней. Инородные тела гортани, трахеи, бронхов и пищевода. Методы их удаления. Травмы гортани, трахеи, бронхов.

Заболевания наружного и среднего уха. Заболевания наружного уха. Травмы уха. Удаление серной пробки и инородного тела из наружного слухового прохода. Воспалительные заболевания среднего уха. Этиология, клиника, диагностика и лечение: консервативное и хирургическое. Показания к операции, предоперационная подготовка больных. Внутричерепные осложнения.

2.7 Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности: 051301– «Общая медицина»

Распределение часов дисциплины


Общее количество часов

Аудиторные часы


СРС

Всего

Лекции

Практические занятия

Оториноларингология 51

34

4

30

17


Тематический план лекций



Наименование темы

Форма проведения

Продолжите-

льность

1.

Актуальные вопросы современной оториноларингологии с позиций доказательной медицины.

Обзорные

лекции


2 часа

2.

Основные синдромы поражения уха, горла, носа.

Обзорные

лекции


2 часа










4


Тематический план практических занятий




Наименование темы

Форма проведения

Продолжите-льность

1.

Заболевания носа

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

2.

Заболевания околоносовых пазух.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

3.

Заболевания глотки, гортани, трахеи.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

4

Слуховой и вестибулярный анализатор.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов

5

Заболевания наружного и среднего уха.

Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, рефераты, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

6 часов




Рубежный контроль (коллоквиум)

тестирование













30


Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)



Наименования тем

Форма проведения

Продолжите-льность

1.

Курация больного с оформлением кураторского листка.

работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя

5 часов

2.

Взятие мазка со слизистой оболочки носа

работа в отделениях клиники с больными под руководством преподавателя, разработка алгоритмов

3 часа

3.

Проведение передней тампонады носа.

обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; разработка алгоритмов

3 часа

4.

Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.

Подготовка и защита рефератов, презентации, самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

6 часов










17


Время консультаций:

Преподаватель

День консультаций

Время

Жусупов Б.З.

Вторник

15.00-17.00

Имангалиев Е.Е.

пятница

15.00-17.00

Байжуманова А.С.

четверг

18.00-20.00

Касенова Д.С.

Среда

17.00-19.00

Мустафин А.А.

Понедельник

14.00-16.00


Время проведения рубежного и итогового контролей

Контроль

Время проведения ( неделя)

Рубежный контроль

В конце блока

Итоговый контроль

В период сессии


2.8 Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

п/п

Наименование темы

Задания

1.

Курация больного с оформлением кураторского листка.

- правила заполнения истории болезни

- порядок осмотра ЛОР-органов

- интерпретировать результаты ЛОР-исследования

- назначить дополнительные методы диагностики и уметь оценить полученные результаты

- знать основные принципы лечения выявленной ЛОР-патологии

- уметь заполнять дневники курации больного


2.

Взятие мазка со слизистой оболочки носа

Знать:

- показания для проведения данного исследования



- необходимое оснащение (источник света, лобный рефлектор, ушная воронка, пробирка со стерильным ватным тампоном, спиртовка, резиновые перчатки, маска)

- Этапы проведения забора материала и оформления сопроводительной документации

3.

Проведения передней тампонады носа.

Знать:

- Показания для проведения передней тампонады



- Необходимое оснащение

- Технику проведения передней тампонады, сроки нахождения передней тампонады, осложнения.

4.

Возрастные особенности строения и топографии ЛОР-органов и их значение в патологии ЛОР- органов.

Изучить возрастные особенности строения ЛОР-органов, врожденные аномалии их развития и возрастные особенности течения патологии ЛОР-органов в связи с их анатомическим строением




Всего часов: 17.




2.9 Литература

на русском языке:

основная:



  1. Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. – М., ГЭОТАР- Медиа, 2002.

  2. Козорез Е.С.. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. – М., Владос пресс, 2005.

  3. Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2001.

  4. Пальчун В.Т., А.И. Крюков А.И. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002.

дополнительная:



  1. Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.

  2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова., Е.Ю. соавт. /под ред. М.С. Плужникова. Справочник по оториноларингологии. СПб., 2002.

  3. Плужников М.С.. Консервативные и хирургические методы в ринологии. СПб., 2005.

4. Оториноларингология. Национальное руководство / гл. редактор чл. кор. РАМН В.Т. Пальчун. Изд-во «ГЭОТАР- Медиа».2008.
2.10 Методы обучения и преподавания:

Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс-стади, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, углубленное изучение отдельных вопросов практических занятий, подготовка рефератов, консультации, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов: работа с больными под руководством преподавателя;



2.11 Критерии и правила оценки знаний:

Шкала оценок

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой эквивалент

баллов

%-ное содержание

Оценка по традиционной системе

А



4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94



В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84



В-

2,67

75-79



с+

2,33

70-74

Удовлетворительно

с

2,0

65-69



с-

1,67

60-64



д+

1,33

55-59



д

1,0

50-54



р

0

0-49

Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал не принципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничился только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

Примечание: Для кредитной системы обучения.

Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
Методика подсчета рейтинга и оформления итоговой

оценки по дисциплине

Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой. Формируемой из оценки рейтинга допуска и оценки итогового контроля. Оценка рейтинга допуска складывается из оценки текущего контроля успеваемости (включает в себя текущие оценки, полученные на занятиях, на СРСП, оценки за СРС) и оценки рубежного контроля. Оценка рейтинга допуска составляет 60% итоговой оценки по дисциплине. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по дисциплине. Итоговая оценка подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки и по рейтингу допуска, и по итоговому контролю. Пересдача оценки по итоговому контролю не разрешается.


Рейтинговая оценка знаний студентов

  • Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется:

ИО=ОРД х 0,6 + ОИК х 0,4, где

ИО – итоговая оценка

ОРД – оценка рейтинга допуска:

ОРД = (ОТК х 0,3 + СРК х 0,5 + СРС х 0,2), где

ОТК – средняя арифметическая оценка по практическим занятиям и СРСП

ОРК – средняя оценка за рубежные занятия (коллоквиумы)

СРС – средняя оценка за внеаудиторную самостоятельную работу студента

Процент (%) рейтинга допуска:



ОРД х 100% где

5

5 – максимальная оценка контроля знаний обучающегося.



При рейтинге допуска ниже 50% студент не допускается к сдаче итоговой формы контроля знаний (экзамен), и итоговая оценка не подсчитывается.

  • ОИК – оценка итогового контроля (экзамен, дифзачет).

  • ИО оценивается по балльно-рейтинговой буквенной системе


Критерии оценок

Оценке «отлично» соответствует 90-100% от общего количества баллов;

Оценке «хорошо» соответствует 75-89% от общего количества баллов;

Оценке «удовлетворительно» соответствует 50-74% от общего количества баллов;



Оценке «неудовлетворительно» соответствует 0-49% от общего количества баллов;

страница 1

Смотрите также: