страница 1
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа для специальности
1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
Курс (курсы) 1-2
Семестр (семестры) 1-3
Лекции 62 часа Экзамен 2-3 семестр
Практические
занятия 66 часов Зачет 1 семестр
Лабораторные
занятия 6 часов Курсовой проект (работа) нет
Самостоятельная управляемая работа студентов
10 часов
Всего аудиторных
часов по дисциплине 144 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине 280 часов высшего образования дневная
Составил Е.А. Лупекина к. психол. н., ассистент
2010
Учебная программа дисциплины обязательного компонента составлена на основе типовой учебной программы «Психология» для высших учебных заведений по специальности 1-03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь ____ ____________ 2008 г. Регистрационный номер ТД –
А.025 / тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры психологии
_21_ _апреля_____ 2010 г., протокол № 9
Заведующий кафедрой
доцент ____________ С.Н. Жеребцов
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета психологии и педагогики
_26_ _апреля_____ 2010 г., протокол № 9
Председатель
Зам декана
по учеб. работе ____________ Л.Н. Городецкая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Психология» занимает одно из центральных мест в системе высшего образования будущего социального педагога со специализацией практическая психология, поскольку приобретаемые в ходе его освоения знания являются фундаментом для приобретения качественной квалификации, в целом, и для успешного усвоения других общепрофессиональных и специальных курсов, в частности, составляющих основу теоретико-практической подготовки специалиста.
Целью дисциплины «Психология» является овладение студентами основами общепсихологических знаний о структуре психики человека и ее основных функциях.
Задачами дисциплины «Психология» являются:
- ознакомление с методологическим представлением о психологии как науке, о функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности человека;
- усвоение знаний об основных принципы, методах и отраслях психологической науки; о психологических феноменах, психологических процессах свойствах и состояниях как структуре психического, о закономерности развития личности в процессе жизни;
- анализ развития психических познавательных процессов и способностей в деятельности, проявления характера и темперамента
- овладение представлениями о психическом складе личности и особенностях проявления задатков, способностей, эмоций и механизмов волевой регуляции поведения.
- формирование умений и навыков наблюдения за личностным развитием индивида.
Дисциплина «Психология» связана с другими дисциплинами учебного плана специальности 1 - 03 04 02 02 «Социальная педагогика. Практическая психология», такими как «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология», «Специальная психология» составляющими содержание специализации «Практическая психология». Общее количество часов – 280; аудиторное количество часов – 144, из них: лекции – 62, лабораторные занятия – 6, практические занятия – 66, контролируемая самостоятельная работа – 10. Форма отчётности – зачёт – 1 семестр, экзамен – 2,3 семестр.
Содержание учебного материала
Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1 Общая характеристика психологии как науки
Предмет психологии, ее принципы, задачи. Психология как наука. Поиск предмета психологического знания. Современные представления о предмете психологии. Принципы психологии. Задачи психологии.
Структура психологии. Основные отрасли психологии. Общая психология. Педагогическая психология. Психология развития. Социальная психология. Психология спорта. Юридическая психология. Инженерная психология. Медицинская психология. Специальная психология.
Место психологии в системе наук. Психология и педагогика. Психология и медицина. Психология и естествознание.
Тема 2 Методы психологии
Метод наблюдения. Характеристика метода наблюдения. Научное и житейское наблюдение. Виды метода наблюдения: стандартизированное, свободное, включённое наблюдение. Метод самонаблюдения.
Метод эксперимента. Характеристика метода эксперимента. Основные отличия эксперимента от наблюдения. Зависимые переменные. Независимые переменные. Виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий эксперимент.
Вспомогательные методы психологии. Метод тестов. Метод опроса. Анкетирование. Особенности составления опросного листа. Виды вопросов: открытые, закрытые, полузакрытые, буферные. Правило воронки. Эффект излучения. Метод интервью. Личностные качества интервьюера. Условия проведения интервью. Метод беседы. Метод экспертных оценок.
Тема 3 Понятие о психике и ее эволюции
Развитие психики животных. Основные этапы психического отражения: элементарная чувствительность, предметное восприятие, отражение межпредметных связей. Развития поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение.
Развитие высших психических функций у человека. Понятие о психике. Условия возникновения психики человека. специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия.
Структура психики человека. Вертикальная структура психики человека. Горизонтальная структура психики человека. Основные психологические категории: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Тема 4 Сознание и самосознание
Понятие о сознания. Возникновение сознания человека. Значения общественно-трудовой деятельности в возникновении сознания человека. Значение речи как второй сигнальной системы в появлении сознания человека.
Структура сознания и его функции. Понятие о сознании. Понятие о предсознании. Понятие о бессознательном. Содержания бессознательного. Основные теории, анализирующие бессознательное: бессознательное в теории З. Фрейда, бессознательное в теории К.Г.Юнга. Функции сознания: познание, переживание, отношение, рефлексия, регулирование.
Самосознание. Понятие о самосознании. Понятие образ «Я». Понятие «Я-концепции».
Тема 5 Деятельность и психика
Понятие о деятельности, основные категории деятельности. Отличие сознательной деятельности человека от деятельности животных. Цель деятельности. Мотив деятельности.
Структура деятельности. Действия, операции, психофизиологические функции.
Виды деятельности человека. Внешняя предметно-практическая деятельность. Внутренняя умственная деятельность. Виды умственной деятельности человека: перцептивная, мнемическая, мыслительная, имажитивная. Интериоризация. Экстериоризация. Умения. Навыки.
Раздел 2 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 6 Ощущение
Понятие об ощущениях, возникновение ощущений. Понятие раздражителя. Строение анализатора: рецепторы, проводящие пути, корковые проекционные зоны. Общие свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, инерция.
Классификации ощущений. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем: дистантные и контактные ощущения. По месту расположения рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные ощущения. По модальности раздражителей: ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.
Пороги ощущений. Нижний абсолютный порог ощущений. Верхний абсолютные порог ощущений. Дифференциальный порог ощущения. Адаптация. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация; синестезия.
Тема 7 Восприятие
Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Восприятие как процесс отражения действительности.
Основные свойства восприятия. Целостность восприятия. Константность восприятии. Предметность восприятия. Структурность восприятия. Осмысленность восприятия. Избирательность восприятия.
Классификации восприятия. В соответствии с ведущим анализатором: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия. В зависимости от цели: преднамеренное и непреднамеренное восприятие. По направленности: внешненаправленное и внутренненаправленное восприятие. По форме существования отражаемой материи: восприятие пространства, предметов, явлений окружающего мира; восприятие человека человеком; восприятие времени; восприятие движений. Апперцепция.
Тема 8 Внимание
Понятие о внимании. Значение внимания для человека. Связь внимания с восприятием, мышление, памятью, эмоциями.
Основные свойства внимания. Сосредоточенность внимания. Устойчивость внимания. Объем внимания. Распределение внимания. Переключение внимания.
Виды внимания. Непроизвольное внимание. Внешние причины, вызывающие непроизвольное внимание. Произвольное внимание. Способы поддержания произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.
Тема 9 Память
Понятие о памяти. Эволюционно исходные виды памяти: генетическая и механическая. Сущность памяти. Связь памяти с другими психическими процессами: с мышлением, внимание, восприятием. Основные свойства памяти: объём, быстрота запоминания, точность и длительность. Индивидуальные особенности памяти.
Основные процессы памяти. Запоминание. Сохранение. Воспроизведение. Узнавание.
Виды памяти. По характеру участия воли: непроизвольная и произвольная память. По характеру психической деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая. По продолжительности сохранения информации: сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная память.
Тема 10 Мышление
Понятие о мышлении. Значение мышления. Связь мышления с сенсорно-перцептивными процессами. Возникновение мышления в проблемной ситуации. Обобщённость и опосредованность мышления.
Мыслительные операции, формы и виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Формы мышления: понятие, суждения, умозаключение, аналогия. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Мышление и решение задач. Понятие проблемной ситуации. Мыслительная задача. Схема этапов мыслительного действия. Типы мыслительных действий при решении мыслительных задач. Процесс формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину).
Тема 11 Воображение
Понятие о воображении. Понятие о воображении. Взаимосвязь воображения с другими психическими процессами: с восприятием, памятью, мышлением. Физиологическая основа воображения.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности. Воображение и творчество. Деятельность воображения и направленность личности.
Виды воображения: пассивное (сновидения, грёзы); активное: воссоздающее и творческое.
Раздел 3 ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ
Тема 12 Общее представление об эмоциях
Понятие об эмоциях. Эмоции как особый класс психических явлений. Свойства эмоций: Пристрастность. Интегральность. Пластичность. Адаптация. Суммация. Амбивалентность. Динамичность. Коммуникативность. Заразительность. Предвосхищение (антиципация). Мнестичность. Иррадиация. Генерализация.
Структура эмоций. Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный (переживание), экспрессивный и физиологический. Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомимические. Автономные зоны лица. Характерные мимические изменения при различных эмоциях. Эмоции и вегетативная нервная система. Эмоции и гормональная система. Изменение дыхания и кровообращения при эмоциональном реагировании.
Функции эмоций. Функциональное значение эмоций. Основные функции эмоций: оценка и побуждение. Функции эмоций по П.В.Симонову: отражательно-оценочная, компенсаторная, подкрепляющая, переключающая.
Тема 13 Формы эмоционального реагирования
Основные формы эмоционального реагирования. Аффект, настроение, чувство, собственно эмоция, эмоциональный тон. Сопоставление по длительности и интенсивности.
Характеристика эмоционального тона, аффекта, собственно эмоции как форм эмоционального реагирования. Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования. Зависимость эмоционального тона от сенсорной модальности, интенсивности и внезапности появления раздражителя. Отличительные особенности эмоционального тона и его функции. Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона по Н. Н. Ланге. Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций. Кумулятивный аффект. Отличительные особенности аффекта и его функции. Фазы протекания аффекта. Аффект неадекватности. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование. Отличительные особенности собственно эмоций.
Характеристика чувства, настроения как форм эмоционального реагирования. Чувства как эмоциональные константы. Отличительные особенности чувств и их виды. Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека. Доминирующие и актуальные настроения. Отличительные особенности настроений. Причины формирования фона настроения. Выраженные изменения настроений: гипертимия, дистимия, эйфория, дисфория, апатия.
Тема 14 Воля
Понятие о воле. Воля как форма психического отражения. Значение воли в регуляции поведения человека.
Функции воли. Побудительная функция воли. Тормозная функция воли.
Структура волевого действия. Волевые качества личности: целеустремлённость, настойчивость, выдержка, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.
Тема 15 Потребности как основа мотивации
Основные подходы к рассмотрению потребностей. Потребность как нужда. Потребность как предмет удовлетворения нужды. Потребность как отсутствие блага. Потребность как ценность. Потребность как необходимость. Потребность как состояние.
Классификация потребностей. Потребности организма и личности. Физиологические и социальные потребности. Базовые и производные потребности.
Этапы формирования и реализации потребности личности. Этапы процесса удовлетворения потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.
Тема 16 Мотивация
Определение мотива.
Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность.
Виды мотивов. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.
Раздел 3 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Тема 17 Темперамент
Понятие о темпераменте. Темперамент как индивидуально-психологическое различие между людьми. Основные компоненты темперамента. Внешнее и внутреннее выражение темперамента.
Связь темперамента с ВНД. Теоретические взгляды И.П. Павлова. Свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Работы Е.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Дополнительные свойства нервной системы: лабильность, динамичность, концентрированность, высокая чувствительность.
Виды темперамента. Характеристика холерического типа темперамента. Характеристика сангвинического типа темперамента. Характеристика флегматического типа темперамента. Характеристика меланхолического типа темперамента.
Тема18 Характер
Понятие о характере. Характер как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека. Формирование характера.
Структура характера: черты, проявляющиеся в деятельности; по отношению к другим людям, к самому себе, волевые черты. Выразительные признаки характера: поступки и действия, особенности речи, внешний облик, подчерк.
Связь темперамента и характер.
Тема 19 Способности
Понятие о способностях. Представление о способностях как о прижизненных образованиях. Общая структура способностей. Понятие о задатках. Соотнесение способностей и задатков.
Виды способностей. Общие способности. Специальные способности.
Уровни развития способностей. Одарённость. Талант. Гениальность.
Раздел 5 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 20 Общая характеристика психологии личности
Предмет психологии личности. Личностная индивидуальность как предмет психологии личности. Цели психологии личности. Задачи психологии личности.
Методология и методы психологии личности. Понятие о методологии. Исторические и современная методологии личности. Методы психологии личности: наблюдение, эксперимент, метод тестов, лонгитюдные исследования, метод поперечных срезов, методики самоотчёта. Эффект социальной желательности.
Основные понятия психологии личности: личность, направленность личности, активность личности, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, тревожность, установка, ценностные ориентации.
Тема 21 Индивид, индивидуальность, личность
Понятия индивида, индивидуальности, личности. Индивид. Индивидуальность. Определения личности с точки зрения различных авторов.
Классификация индивидных свойств личности по Б.Г. Ананьеву: возрастно-половые свойства, конституциональные, нейродинамические свойства, функциональная ассиметрия мозга.
Тема 22 Личность: структура, активность и направленность
Структура и активность личности. Структура личности в западной психологии. Структура личности в отечественной психологии. Структура личности по К.К. Платонову. Активность личности.
Направленность личности. Полюсы направленности личности. Экстроверсия - Интроверсия. Стремление к людям и стремление от людей. Альтруизм и эгоизм. Направленность на задачу и направленность на результат.
Тема 22 История психологии личности
История возникновения психологии как самостоятельной науки. Выделение психологии из философской антропологии.
Первые психологические теории личности. Отечественные и зарубежные теории личности.
Классификация современных направлений в психологии личности: психоаналитические, гуманистические, бихевиоральные, когнитивные, диспозициональные теории личности.
Тема 23 Психоаналитические теории личности
Психодинамическая теория личности З. Фрейда: основные принципы психоанализа; структура сознания; структура личности; стадии психосексуального развития. Защитные механизмы личности: вытеснение; проекция, замещение, рационализация, реактивное образования, регрессия, сублимация, отрицание.
Аналитическая теория личности К.Г. Юнга: структура личности, архетипы, эго-направленность.
Индивидуальная теория личности А. Адлера: комплекс неполноценности, стремление к превосходству, стиль жизни и социальный интерес.
Тема 24 Бихевиоральные теории личности
Бихевиоризм Дж. Уотсона. Предмет психологии по Дж. Уотсону – поведение. Основные принципы бихевиоризма.
Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера. Понятия респондентного и оперантного научения. Понятие подкрепления. Режимы подкрепления. Генерализация стимула. Наказание и поощрение. Роль наказания и поощрения в формировании поведения.
Тема 25 Гуманистические теории личности
Основные принципы гуманистического направления в психологии. Отношение к человеку. Эмпатия. Стремление к самосовершенствованию. Ответственность человека за свою судьбу.
Теория личности А. Маслоу. Иерархия потребностей личности: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принятии, потребность в уважении, потребность в самоактуализации. Самоактуализирующаяся личность. Дефицитарная мотивация и мотивация роста.
Тема 26 Когнитивные теории личности
Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Научение через наблюдение – викарное научение. Научение через моделирование. Понимание модели. Запоминание модели. Перевод памяти в поведение. От наблюдения к действию. Теория самоэффективности.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Понятие диссонанса. Понятие напряжения. Понятие гомеостаза.
Тема 27 Диспозиционные теории личности
Теория типов личности Г. Айзенка. Его-направленности личности: экстраверсия, интроверсия. Характеристика экстровертированного типа личности. Характеристика интровертированного типа личности. Понятие нейротизма. Понятие психотизма. Взаимосвязь типов личности по Г. Айзенку типами темперамента.
Структурная теория черт личности Р. Кеттелела. Понятие черта. Поверхностные и исходные черты личности. Конституциональные черты личности. Общие и уникальные черты личности. Роль наследственности и окружающей среды.
Тема 28 Социализация личности
Понятие социализации. Социальные условия развития личности. Понятие «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского. Этапы социализации личности.
Теория ролей. Понятие роли. Ролевые ожидания. Многоплановость ролей в жизни человека.
Механизмы социализации личности личности: идентификация и обособление.
Тема 29 Современные исследования Я-концепции
Понятие Я-концепции. Возникновение Я-концепции. Развитие Я-концепции. Я-концепция и самосознание. Я-концепция и образ Я.
Структура Я-концепции. Физическое Я. Социальное Я. Духовное Я. Я-идеальное. Я-реальное. Когнитивный компонент Я- концепции. Оценочный компонент Я- концепции. Понятие самооценки. Поведенческий компонент Я-концепции.
Согласованность Я-концепции и поведение личности. Конгруэнтность.
Тема 30 Периодизации развития личности
Периодизация психического развития ребёнка по Д.Б. Эльконину. Понятие о ведущем виде деятельности. Понятие о новообразовании на каждом этапе психического развития.
Периодизация развития личности по Э. Эриксону. Эпигенетический принцип. Возрастные рамки стадий психического развития личности в западной психологии.
Тема 31 Жизненный путь личности
Понятие жизненного пути личности. Проблемы жизненного пути личности. Понятие кризиса. Периодичность возникновения кризисов на жизненном пути личности и их причины. Личностный рост.
Методы исследования жизненного пути. Примеры лонгитюдных исследований. Биографический метод. Исторический метод.
Развитие личности в процессе жизненного пути. Особенности развития личности в раннем детстве. Особенности развития личности в дошкольном детстве. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте. Особенности развития личности в подростковом возрасте. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Особенности развития личности в период ранней взрослости. Особенности развития личности в период взрослости. Особенности развития личности в период поздней взрослости.
Тема 32 Защитные механизмы личности
Определение защитных механизмов личности. Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации.
Характеристика защитных механизмов личности. Отрицание. Вытеснение. Проекция. Идентификация. Регрессия. Реактивные образования. Рационализация. Замещение. Изоляция, или отчуждение. Сублимация.
Значение защитных механизмов личности. Проявление психологических защит. Индивидуальные особенности личности и наиболее часто используемые психологические защиты.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Всего часов
|
Количество аудиторных
часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
СУРС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
|
20
|
10
|
10
|
-
|
-
|
|
|
|
1.1
|
Общая характеристика психологии как науки
1 Предмет психологии, ее принципы, задачи
2 Структура психологии
3 Место психологии в системе наук
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по
психологии
|
[2]
[3]
[4]
[10]
|
Фронтальный опрос
|
1.2
|
Методы психологии
1 Метод наблюдения
2 Метод эксперимента
3 Вспомагательные методы психологии
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[2]
[3]
[4]
[10]
|
Фронтальный опрос
|
1.3
|
Понятие о психике и её эволюции
1 Развитие психики животных
2 Развитие высших психических функций у человека
3 Структура психики человека
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[2]
[3]
[4]
[10]
[13]
|
Фронтальный опрос
|
1.4
|
Сознание и самосознание
1 Понятие о сознании; возникновение сознания человека
2 Структура сознания и его функции
3 Самосознание
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[2]
[10]
[13]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1.5
|
Деятельность и психика
1 Понятие о деятельности, основные категории деятельности
2 Структура деятельности
3 Виды деятельности человека
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по
психологии
|
[8]
[10]
[13]
|
Фронтальный опрос
|
2
|
Раздел 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОЦЕССЫ
|
24
|
14
|
10
|
-
|
-
|
|
|
|
2.1
|
Ощущение
1 Понятие об ощущениях, возникновение ощущений
2 Классификации ощущений
3 Пороги ощущений
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы)
|
[2]
[9]
[10]
[13]
[16]
|
Защита отчёта по практической работе
|
2.2
|
Восприятие
1 Понятие о восприятии
2 Основные свойства восприятия
3 Классификации восприятия
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы)
|
[1]
[2]
[9]
[10]
[13]
|
Защита отчёта по практической работе
|
2.3
|
Внимание
1 Понятие о внимании
2 Основные свойства внимания
3 Виды внимания
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы)
|
[2]
[17]
[13]
[15]
|
Защита отчёта по практической работе
|
2.4
|
Память
1 Понятие о памяти
2 Основные процессы памяти
3 Виды памяти
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы)
|
[2]
[18]
[13]
[15]
|
Защита отчёта по практической работе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
2.5
|
Мышление
1 Понятие о мышлении
2 Мыслительные операции, формы и виды мышления
3 Мышление и решение задач
|
6
|
4
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы)
|
[2]
[19]
[13]
|
Защита отчёта по практической работе
|
2.6
|
Воображение
1 Понятие о воображении
2 Воображение как своеобразная форма отражения действительности
3 Виды воображения
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
Атлас по
психологии
|
[2]
[19]
[13]
|
|
|
За 1 семестр
|
44
|
24
|
20
|
-
|
-
|
|
|
|
|
Раздел 3 ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ
|
18
|
8
|
6
|
2
|
2
|
|
|
|
3.1
|
Общее представление об эмоциях
1 Понятие об эмоциях
2 Структура эмоций
3 Функции эмоций
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
[2]
[6]
[12]
[13]
|
|
3.2
|
Формы эмоционального реагирования
1 Основные формы эмоционального реагирования
2 Характеристика эмоционального тона, аффекта, собственно эмоции как форм эмоционального реагирования
3 Характеристика чувства, настроения как форм эмоционального реагирования
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (мотивация, эмоции, личность)
|
[2]
[6]
[12]
[13]
|
Защита отчёта по практической работе
|
3.3
|
Воля
1 Понятие о воле
2 Функции воли
3 Структура волевого действия
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2
|
|
[10]
[13]
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
3.4
|
Потребности как основа мотивации
1 Основные подходы к рассмотрению потребностей
2 Классификация потребностей
3 Этапы формирования и реализации потребности личности
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (мотивация, эмоции, личность)
|
[2]
[7]
[13]
|
Защита отчёта по практической работе
|
3.5
|
Мотивация
1 Определение мотива.
2 Основные подходы к рассмотрению мотивов
3 Виды мотивов
|
6
|
2
|
2
|
2
|
-
|
Атлас по психологии; лабораторный практикум по общей психологии (мотивация, эмоции, личность)
|
[2]
[7]
[13]
|
Защита отчёта по лабораторной работе
|
4
|
Раздел 4. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
|
16
|
6
|
4
|
4
|
2
|
|
|
|
4.1
|
Темперамент
1 Понятие о темпераменте
2 Связь темперамента с ВНД
3 Виды темперамента
|
6
|
2
|
2
|
2
|
-
|
Атлас по
психологии
|
[10]
[11]
[13]
|
Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.2
|
Характер
1 Понятие о характере
2 Структура характера
3 Связь темперамента и характер
|
6
|
2
|
2
|
2
|
-
|
Атлас по
психологии
|
[10]
[11]
[13]
|
Защита отчёта по лабораторной работе
|
4.3
|
Способности
1 Понятие о способностях
2 Виды способностей
3 Уровни развития способностей
|
4
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Атлас по
психологии
|
[10]
[11]
[13]
|
|
|
За 2 семестр
|
34
|
14
|
10
|
6
|
4
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5
|
Раздел 5. ПСИХОЛГИЯ ЛИЧНОСТИ
|
66
|
24
|
36
|
-
|
6
|
|
|
|
5.1
|
Общая характеристика психологии личности
1 Предмет психологии личности
2 Методология и методы психологии личности
3 Основные понятие психологии личности
|
6
|
4
|
2
|
-
|
-
|
|
[10]
|
Фронтальный опрос
|
5.2
|
Индивид, индивидуальность, личность
1 Понятия индивид, индивидуальность, личность.
2 Классификация индивидных свойств личности по Б.Г. Ананьеву
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии
|
[10]
|
Фронтальный опрос
|
5.3
|
Личность: структура, активность и направленность
1 Структура и активность личности
2 Направленность личности
|
6
|
2
|
4
|
-
|
-
|
|
[10]
|
Фронтальный опрос
|
5.4
|
История психологии личности
1 История возникновения психологии как самостоятельной науки
2 Первые теории личности
3 Классификация современных направлений в психологии личности
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[10]
|
Фронтальный опрос
|
5.5
|
Психоаналитические теории
личности
1 Психодинамическая теория личности З. Фрейда
2 Аналитическая теория личности К.Г. Юнга
3 Индивидуальная теория личности А. Адлера
|
6
|
2
|
4
|
-
|
-
|
|
[20]
|
Защита
рефератов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5.6
|
Бихевиоральные теории личности
1 Бихевиоризм Дж. Утсона
2 Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[20]
|
Защита
рефератов
|
5.7
|
Гуманистические теории личности
1 Основные принципы гуманистического направления в психологии
2 Теория личности А. Маслоу
|
6
|
2
|
4
|
|
-
|
|
[20]
|
Защита
рефератов
|
5.8
|
Когнитивные теории личности
1 Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры
2 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[20]
|
Защита
рефератов
|
5.9
|
Диспозиционные теории личности
1 Теория типов личности Г. Айзенка
2 Структурная теория черт личности Р. Кеттела
|
6
|
2
|
4
|
-
|
-
|
|
[20]
|
Защита
рефератов
|
5.10
|
Социализация личности
1 Понятие социализации
2 Теория ролей
3 Механизмы развития личности
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[5]
[14]
|
Фронтальный опрос
|
5.11
|
Современные исследования Я-концепции
1 Понятие Я-концепции
2 Структура Я-концепции
3 Согласованность Я-концепции
|
4
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
[10]
|
Фронтальный опрос
|
5.12
|
Периодизации развития личности
1 Периодизация психического развития ребёнка по Д.Б. Эльконину
2 Периодизация развития личности по Э. Эриксону
|
4
|
-
|
2
|
-
|
2
|
|
[5]
[14]
|
Фронтальный опрос
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5.13
|
Жизненный путь личности
1 Понятие жизненного пути личности
2 Методы исследования жизненного пути. Личностный рост
3 Развитие личности в процессе жизненного пути
|
4
|
-
|
2
|
-
|
2
|
|
[5]
[14]
|
Фронтальный опрос
|
5.14
|
Защитные механизмы личности
1 Определение защитных механизмов личности
2 Характеристика защитных механизмов личности
3 Значение защитных механизмов личности
|
4
|
-
|
2
|
-
|
2
|
|
[5]
[14]
|
Фронтальный опрос
|
|
За 3 семестр
|
66
|
24
|
36
|
-
|
6
|
|
|
|
|
Всего
|
144
|
62
|
66
|
6
|
10
|
|
|
| информационно - методическАЯ часть
Перечень лабораторных работ
-
Изучение мотивационно-потребностной сферы личности (МПС)
-
Изучение характерологических особенностей личности
-
Изучение темперамента
Перечень практических занятий
-
Отрасли психологии
-
Метод наблюдения
-
Метод эксперимента
-
Эволюция психики
-
Виды деятельности человека
-
Измерение пространственного порога тактильной чувствительности
-
Измерение тактильного и зрительного восприятия методом Фолькельта
-
Изучение колебаний внимания
-
Изучение особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности (пиктограммы)
-
Особенности наглядно-действенного мышления
-
Дифференциальная шкала эмоций К. Изарда
-
Изучение базовых потребностей (потребность в общении)
-
Мотивационная сфера личности.
-
Особенности проявления темперамента в деятельности
-
Особенности проявления характер в деятельности
-
Предмет психологии личности
-
Индивидуальные особенности личности: выраженность экстраверсии-интероверсии и нейротизма.
-
Изучение структуры личности (по «Карте личности Платонова»).
-
Изучение направленности личности.
-
История психологии личности
-
Психоаналитические теории личности: психодинамическая теория личности З. Фрейда.
-
Психоаналитические теории личности: аналитическая теория личности К.Г. Юнга и индивидуальная психология А. Адлера.
-
Бихевиоральные теории личности
-
Гуманистические теории личности: теория личности А. Маслоу
-
Гуманистические теории личности: теория К. Роджерса
-
Когнитивные теории личности
-
Диспозиционные теории личности: теория Г. Олпорта
-
Диспозиционные теории личности: теории Г. Айзенка и Р. Кеттелла.
-
Социализация личности
-
Изучение самооценки (методика Будаси)
-
Периодизация развития личности
-
Жизненный путь личности
-
Защитные механизмы личности
Формы контроля знаний
-
Опрос
-
Реферативные работы
-
Отчет по лабораторной работе
Темы реферативных работ
-
З.Фрейд: биографический очерк
-
К.Г. Юнг: биографический очерк
-
А. Адлер: биографический очерк
-
Б.Ф. Скиннер: биографический очерк
-
А. Маслоу: биографический очерк
-
А. Бандура: биографический очерк
-
Г. Айзенк: биографический очерк
Темы контрольных работ
-
Психические процессы
-
Эмоции и мотивация
Рекомендуемая литература
Основная
-
Вайнштейн, Л. А. Психология восприятия: учебное пособие для вузов / Л. А. Вайнштейн. – Мн. : Тесей, 2005. – 231 с.
-
Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Вайнштейн [ и др.]. – Мн. : Тесей, 2005 .- 368 с.
-
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во МГУ, 1988. -318 с.
-
Глейтман, Г. Основы психологии: учебное пособие для вузов / Г. Глейтман, А. Фридлунд, Д. Райсберг. – СПб. : Просвещение, 2001. - 1242 с.
-
Дубровина, И. В. Психология: учебник для учреждений среднего педагогического образования / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2000. – 464 с.
-
Изард, К. Э. Эмоции человека: / К. Э. Изард. – СПб.: Изд-во МГУ,1980. - 411с.
-
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
-
Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность : учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. – Мн. : Амолфея, 2003. – 368 с.
-
Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В. М. Козубовский. – Мн.: Амолфея, 2004. – 368 с.
-
Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 563 с.
-
Петровский, А. В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов /под общ. ред. А. В. Петровского. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. – 464 с.
-
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник для вузов / Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 2001. – 720 c.
-
Сперлинг, А. П. Психология: / А. П. Сперлинг. – Мн.: Попурри, 2002. – 432 с.
-
Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2006. -589 с.
-
Хрестоматия по ощущению и восприятию: учеб.-метод. пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михайлевский; под общ. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 400 с.
-
Хрестоматия по вниманию. учеб.- метод. пособие для вузов / под общ. ред. А.Н.Лентьева. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 295 с.
-
Хрестоматия по психологии. Психология памяти: : учеб.- метод. пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 375 с.
-
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: учеб.-метод. пособие для вузов/ Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов; под общ .ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 398 с.
-
Хьелл, Л. Теории личности: учебное пособие для вузов / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1999. – 607 с.
Дополнительная -
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания: / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер,1968. – 354 с.
-
Ананьев, Б. Г.Проблемы современного человекознания: / Б. Г. Ананьев. – М. : Наука 1977. – 443 с.
-
Анастази, А. Психологическое тестирование: / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.
-
Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1982. – 418с.
-
Брушлинский, А. В. Мышление и общение: учеб.-метод. пособие для вузов /А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов; под общ. ред. А.В. Брушлинского. – Мн.: .:Изд-во Университетское, 1990. – 212 с.
-
Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер, 2000. – 528 с.
-
Величковский, Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1973. - 342 с.
-
Веккер, Л. М. Психические процессы: в 2 т. Т.2 / Л. М. Веккер. – Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1974. – 326 с.
-
Восприятие и деятельность: учеб.-метод. пособие для вузов / под общ. ред. А. Н. Лентьева. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 320 с.
-
Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т.1 – Педагогика, М. : 1982. – 487 с.
-
Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т.2 – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
-
Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания: / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая; под. общ. ред. П.Я.Гальперина.– М. : изд-во МГУ, 1974. – 101 с.
-
Годфруа, Ж. Что такое психология : В 2-х т.Т.2 / Ж. Годфруа. – М.: Наука, 1996. – 496 с.
-
Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Мысль, 1987. – 174 с.
-
Грегори, Р. Л. Разумный глаз / Р. Л. Грегори. – М.: Мысль, 1972. –209 с.
-
Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1999. – 287 с.
-
Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. А. Леонтьев. – М. : Изд-во МГУ, 1975. – 304 с.
-
Линдслей, П. Переработка информации у человека / П. Линдслей, Д. Норман. – М. : Наука, 1974. – 550 с.
-
Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. – М. : Наука, 1967. – 427 с.
-
Дельгадо, Х. Мозг и сознание / Х. Дельгадо. – М. : Изд-во Мир, 1971. – 264 с.
-
Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Ф. Кликс. –М. : Изд-во Прогресс, 1983. – 302с.
-
Найсер, У. Познание и реальность / У. Найсер. – М. : Изд –во Прогресс, 1981. – 228 с.
-
Основы психофизиологии: Учебник. – М. :Изд-во Владос, 1997. – ;461 с.
-
Психологические тесты: в 2 т. / Под ред. А.А.Карелина. – М. : Изд-во Владос 1999. – 312 с.
-
Способности и склонности. Комплексные исследования. – М. : Изд-во Педагогика, 1989. – 248 с.
-
Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже // Вып. 1 и 2. – М., 1966; вып.4. – М., 1973; вып. 5. – М., 1975; вып. 6. – М..: Изд-во Прогресс, 1978. – 284 с.
Научно-методические материалы
-
Гамезо, М.В. Атлас по психологии: инфор.-метод. пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.
-
Лабораторный практикум по общей психологии (познавательные процессы) / авт.- сост. Н.И. Мурачковский, Т.В. Громыко. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 2000. – 29 с.
-
Лабораторный практикум по общей психологии (мотивация, эмоции, личность) / авт. -сост. Н.И. Мурачковский, С.Н. Дудаль. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, 2000. – 69 с.
-
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
-
Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 288 с.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ « ПСИХОЛОГИЯ »
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1 – 03 04 02 – 02 «Социальная педагогика. Практическая психология»
(код и наименование специальности)
Название
дисциплины,
с которой
требуется
согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения
об изменениях в содержании учебной программы
по изучаемой учебной дисциплине
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу
(с указанием даты и номера протокола)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заведующий кафедрой
психологии_______ _____________ _С.Н. Жеребцов_
(название кафедры) (подпись) (И.О. фамилия)
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ДИСЦИПЛИНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
«ПСИХОЛОГИЯ»
на _____/_____ учебный год
№№
пп
|
Дополнения и изменения
|
Основание
|
|
|
|
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
психологии (протокол № ____ от ________ 200_ г.)
Заведующий кафедрой
психологии
к. психол. н., доцент __________________ С.Н. Жеребцов
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии и педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
к.п.н., доцент __________________ М.Г.Кошман
страница 1
|