Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Как читать текст Библии?

Открывая Библию свящ. Пьер Дюмулен

«Евангелие отличается от житий святых тем же, чем нотная партитура от исполненной музыки» святой Франциск Сальский.
«Слушай, Израиль!»: для Иисуса это – первая заповедь (Мк 12,29). О том же говорит и святой Павел: «Как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим 10,14). Если же «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим 10, 17), то главная задача всякой катехизации – научить воспитанников слушать и слышать слово Божие.
Ощутить присутствие

Бог не исторический персонаж. Он – Сущий, то есть Тот, Кто всегда рядом с нами. В священной истории Он открывал Себя Своими поступками и учением. Именно они позволяют нам познать Того, Кто действует и в нашей собственной жизни. «Слово Божие живо» (Евр 4,12): это значит, что в Священном Писании нам нужно расслышать Его Слово, и, читая его, помнить, что мы внимаем Самому Богу. Вот почему любой катехизатор до того, как приступить к чтению, призван воззвать к Святому Духу, Чьей силой было создано Писание, прося Его вдохновить нас на молитвенное чтение Слова: «Богословствует тот, кто умеет молиться» (Ориген).


Христос как центр Священного Писания

«Пренебрегать Писанием – значит пренебрегать Христом», – говорит святой Иероним. Библия – это книга, которую надо начинать читать с середины: только Евангелие Иисуса Христа придает смысл всему остальному. «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки!», – говорит Филипп Нафанаилу (Ин 1,45). Евангелисты постоянно твердят, что все Писание говорит об Иисусе: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне…если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин 5,39.46). «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите… и слышать, что вы слышите» (Мф 13,17). На пути в Эммаус Воскресший Иисус вновь наставляет Своих учеников в Писаниях: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24,27).


Ветхий и Новый Завет

Ветхий Завет подготавливает и предвещает Новый; он дает нам то, что необходимо для его восприятия и понимания. Новый же Завет проливает свет на смысл Ветхого. Библия – это единое целое, из нее невозможно убрать ни одного текста, ни одного стиха. Она постепенно открывает перед нами два лика: Лик Христа и лик подлинного ученика. Иисус – Мессия, потому что Им совершается и исполняется Ветхий Завет. Это значит, что никто из Его учеников не может пренебречь наставлениями Ветхого Завета. Вместе с тем, исполнение этого Завета не может стать самоцелью: все, сказанное в Ветхом Завете, есть лишь постепенное приближение к полноте Божественного откровения в Иисусе Христе. Итак, не нужно смущаться, если ветхозаветное Слово Божие иногда звучит не очень по-христиански. Литургия всегда старается показать связь между текстами Ветхого и Нового Заветов, чтобы прояснить смысл евангельского чтения. Два Завета – своего рода два глаза Откровения, позволяющие нам увидеть Иисуса и постичь всю глубину Его Вести. Катехизация также призвана постоянно показывать, как действия и слова персонажей Ветхого Завета связаны с действиями и поучениями Иисуса.


Как «усвоить» Слово?

– Читать Библию – значит вступить в диалог

То, что Бог совершил для Своего народа, Он продолжает совершать в жизни каждого из нас. Понять смысл своей жизни мы можем, лишь увидев действие в ней Бога. Он обращается ко мне, как некогда обращался к Адаму, Моисею, Самсону, Давиду, Петру или Иоанну. Но понять смысл Его слова в моей жизни я могу, лишь постаравшись жить согласно его учению, например, посвятить этот день особенно старательному исполнению какой-то заповеди, соблюдению заповеди блаженства, размышлению о слове, запавшем в мое сердце во время литургии.
– Читать Библию – значит постичь, что наша жизнь есть история любви

В любви проявляется подлинная глубина Слова Божия. Внимать Библии – значит постоянно открывать в ней любовь Бога, Который, подобно отцу, воспитывает Своих детей, наказывает их, утешает, помогает расти и взрослеть. Эта любовь проявляется в верности, с которой Он постоянно вмешивается в человеческую историю, неся людям благо и спасение. Любовь Божия направляет историю, в том числе – личную историю каждого из нас. Благодаря этому действию Божию моя история тоже становится священной. Катехизатор учит своих воспитанников открывать в истории любовь Божию.


– Читать Библию значит учиться «воспоминанию»

Представление израильского народа о том, что такое память, очень отличается от того, что мы обычно понимаем под этим словом. Для израильтян события, происшедшие с их отцами, возобновляются и переживаются заново в литургии. Евхаристия – это «воспоминание» жертвы Христа и бескровное ее возобновление. Вот почему читать Библию – значит приобщиться великой семье библейских героев, стать их наследником, разделить с ними их историю. Задача катехизатора – ввести верующих в историю спасения так, чтобы она стала их историей.


– За пределами пространства и времени

Слово Божие вечно и вездесуще: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк 21,33). Во время литургии мы предваряем библейские тексты неопределенной формулой: «В то время». Это значит, что эти тексты не имеют возраста и вполне актуальны сегодня для тех, кто их читает. Слово Божие воплотилось, когда «пришла полнота времени» (Гал 4,4), а место, где происходят все библейские события, – это земля каждого, кто ищет Бога: «Край Иисуса – это край души» (Х. Любеньска). Катехизация – это актуализация слова, которое делает нас современниками и соотечественниками тех, о ком это слово рассказывает.


– Что говорит мне Слово?

Это главный вопрос, который должен задавать себе читатель. Каждый текст сообщает нам нечто о Боге, о наших собратьях по человечеству и о каждом из нас лично. Писание просвещает меня и позволяет мне понять, каковы мои отношения с Богом и с другими людьми, и кто я на самом деле. Слово открывает мне не только природу Бога, но и то, чего Он ждет от меня сегодня, каков Его замысел любви обо всех нас.


– Учить ли текст наизусть?

Слово можно передавать лишь от сердца к сердцу, и именно это – самая прекрасная особенность работы катехизатора. Иисус не писал, но Он учил так, что Его слова навсегда запали в сердце Его учеников. Ветхий Завет тоже есть плод устного предания. Слово Священного Писания подобно семени: оно полно жизни, которая должна созреть и прорасти в сердцах верующих. Мы призваны «пережевывать» его, носить в себе, как Мария, «сохранявшая все слова сии в сердце своем» (Лк 2,51). Очень часто святые делали какое-то одно потрясшее их душу евангельское слово девизом всей своей жизни. Это значит, что и нам стоит запоминать наизусть некоторые слова Иисуса.

– Подлинный катехизатор воплощает Слово самой своей жизнью.

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие сами себя» (Иак 1,22). Всякий катехизатор прежде всего учится сам. И именно в той степени, в какой он воспримет всерьез учение Христа, он и сможет стать достоверным свидетелем. Как может говорить о молитве тот, кто не молится, или о кротости тот, кто разгневан? «То, что вы есть, кричит так сильно, что я не слышу, что вы говорите», – сказал некогда Эмерсон.


Самый прекрасный катехитический метод – это воплощение слов Иисуса в своей жизни.

«Прими Евангелие Христа и служи ему.

Веруй в то, что читаешь;

учи тому, во что веруешь,

и живи так, как учишь».

(Чин рукоположения во диаконы).

страница 1

Смотрите также: