Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Школьный праздник «Его Величество хлеб»

Любина Елена Александровна, заместитель директора

по воспитательной работе государственного учреждения образования «Ремезовский ясли-сад-средняя школа Ельского района»
Задачи:

показать красоту труда работников сельского хозяйства; прививать культуру потребления хлеба;

воспитывать бережливость, чувство ответственности за будущее своей страны.

Ход подготовки

1. Пригласить гостей (знатных хлеборобов, механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба). Предложить им подготовить рассказ, содержащий ответы на следующие вопросы: Чем отличается труд земледельца от труда людей других профессий? В чем проявляется мужество хлебороба? Какие знания и умения нужны, чтобы выращивать хлеб? Что такое уважительное отношение к хлебу? Как ребята могут сами включиться в общую заботу о хлебе?

2. Подготовить выступления учащихся на темы:

«Хлеб в судьбе белорусского человека»,

«За что мы ценим хлеб».

3. Оформить выставку репродукций картин художников на тему: «Хлеб. Мир. Счастье» (Е. А. Львов «Молотьба в колхозе»; Т. Н. Яблонская «Хлеб»; О. М. Минасян «На току»; В. А. Родионов «Жатва»; А. А. Мыльников «На мирных полях»; А. Пластов «Жатва», «Сенокос», «Ужин трактористов»; М. Савицкий «Хлеб», «Зерно» и др.).

4. Выпустить газету под названием «Его Величество хлеб».

5. Организовать Пост бережливых. Провести рейд в школьной столовой, проследить отношением ребят к хлебу и другим продуктам питания.

7. Предложить учащимся принять участие в конкурсе рецептов «Что можно сделать из черствого хлеба?»

8. Написать плакаты с призывами и высказываниями:

«Береги хлеб – богатство нашей страны!»

«Никогда не бросай хлеб!»

«Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К. А. Тимирязев).

«Служить земле, умножению богатств хлебного поля – одно из самых благородных и прекрасных дел» (Т. С. Мальцев).



Вступительное слово ведущего: Хлеб. Труд. Родина… Эти понятия неразделимы. Человек стал истинным тружеником и обрел уверенность в завтрашнем дне, когда стал пахать, сеять, жать. Крепла и становилась державой наша Беларусь силой сеятеля. Наша родословная – от земли, она началась с зерна, брошенного в землю. Мы должны об этом помнить. Во все века хлеб был ценностью в жизни человека.

Послушайте предание о том, как пришёл к людям хлеб.

1-учащийся: Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни наших бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось тогда очень трудно: они не умели выращивать растения, не приручили животных. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды первобытные люди сорвали траву, положили в рот семена и очень обрадовались. Какими вкусными показались семена лю­дям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень!

2-й учащийся: Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджа­ривать раздробленные зёрна диких злаков, смешивать их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки из густой зерновой каши — теста. Плотные подгоревшие куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

3-й учащийся: Учёные полагают, что во время варки жидкая каша перелилась через край горшка и с шипением вылилась на раскалённые камни. Она превратилась в румяную лепёшку, приятно пахнувшую и аппетитную на вид. Позже основой для лепёшки стало тесто, а не каша.

4-й учащийся; А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кис­лого теста. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испёк лепешки. И они оказались вкуснее, румянее тех, которые готовились раньше. Вме­сто наказания раб получил похвалу.

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

Ведущий. Послушайте интересные сведения о хлебе.

1-й учащийся: В старину рожь называли житом — от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

2-й учащийся: Хлеб, испечённый из муки, просеянный через решето, называли решетным, через сито - ситним.

2-й учащийся: Землю называли матушкой, а хлеб — батюшкой.

Ведущий: Есть народная пословица «Хлеб на столе, и стол — престол». Как при­ходит хлеб к нам на стол?

Учащийся: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

1-й учащийся: Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.

2-й учащийся: Но выращенные в поле колосья — ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд это очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь человеку техника. На полях раз­ворачивается настоящая битва — жатва.

3-й учащийся: Затем зерно обмолачивают. После его надо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады. Затем оттуда берут зерно, перемалыва­ют в муку. Из муки готовит тесто, и выпекают хлеб.

Ведущий: Видите, насколько долог путь хлеба к нашему столу. А проходит этот трудный путь рождения хлеб вместе с хлеборобами.

Слово гостям.:

Ведущий: Ребята второго класса покажут инсценировку «Праздник урожая»

Ведущий: К ребятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, Каравай,

Кого хочешь – выбирай!



Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепелкой,

Из печи – коростелкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

Он смолол зерно в муку.

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

С тягачами-тракторами.

Мы работы не стыдились,

Мы работою гордились.

А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай!

Ведущий вместе с пекарем, мельником, хлебопашцем, рабочим:

Слава урожаю

Слава, слава

В закромах! Дружным рукам!

Слава караваю Слава, слава

На столах! Труженикам!



Девочка в национальном костюме вносит на вышитом полотенце каравай хлеба – древний и вечный символ гостеприимства, доброго расположения.

Звучит величальная хлебу.

На земле без хлеба Как земли хозяин

Сильному не жить. Хлеб в руках держи.

В небо не подняться, Каждой крошкой хлеба крепче дорожи.

По морю не плыть. Этим хлебом мы живем,

Этим хлебом мы живем, Славу хлебу мы поем.

Славу хлебу мы поем, Слава хлебу народному.

Слава хлебу, слава хлеборобу, Слава хлебу, слава хлеборобу! Слава людям и всему народу. Слава людям и всему народу!



Слово гостям.

Ведущий: А сейчас члены Поста бережливых расскажут об отношении детей к хлебу и другим продуктам питания.

Пост бережливых: Мы предлагаем вам послушать сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Ещё совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им кры­лышки. Её забавляло, какими они становились жалкими и беспомощными.

Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказа­ла: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела своё лучшее платье, нарядные башмачки и от­правилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. Только чёрные пузырьки пошли по воде.

И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядо­витой старухи — Болотницы. «Эге, — зашипела Болотника, — из этой девочки выйдет отличный истукан для моей прихожей».

И стала Инге истуканом. Руки и ноги её окаменели, и жирные пауки оплели их паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями. Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит». Это плакала мать Инге. «Какой толк, что мать плачет обо мне», — думала Инге, и душа её становилась всё грубее и ожесточённее. Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала девочка. — Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья и ей позволили вернуть­ся на землю!».

Эти слова дошли до сердца Инге. Впервые она огля­нулась на свою недолгую жизнь и заплакала слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю.

Была суровая зима. Для птиц и зверей было трудное время. Маленькая птичка отыскивала на дороге зёрныш­ки и крошки. Но сама она съедала только одно зёрнышко в день, а всё остальное отдавала другим птичкам. За зиму птичка собрала и раздала столько зёрен и крошек, что вместе бы они составили целый хлеб. И когда была найдена и отдана последняя крошка, маленькая птичка снова превратилась в Инге. Инге вернулась в роди­тельский дом. И не было в-тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.

Ведущий: Ребята как вы думаете, правда ли, что, если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишь­ся?

Учащиесо (вспоминают пословицу): Наступишь на хлеб — от стыда сквозь землю провалишься.

1-й учащийся: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

2-й учащийся: Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

3-й учащийся: Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Ведущий: Ребята, помните всегда, что хлеб — труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться совесть ваша.

Почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленин­град, в котором выдавали всего лишь 125 граммов хлеба на весь день. Какой вкусной тогда казалась крошечная ржаная горбушка, выпеченная из теста, в которое под­мешивали траву, мякину и даже опилки.

К обелиску, установленному на Пискарёвском клад­бище в Санкт-Петербурге, приходят и жители города, и гости города. Они несут цветы, а иногда у обелиска можно увидеть кусочек хлеба с запиской «Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба спас мне жизнь».

Учащийся: Хлеба кусочек обычный

В наших ладонях лежит.

Многое-многое в жизни

Сделать ему предстоит.

Он в Ленинграде блокадном

Сколько людей поддержал,

В голод и лютую стужу

Он умереть не давал.

Ведущий: А ведь случается, что люди порой за­бывают о том, что в хлебе воплощён труд миллионов людей, отражена история народа, заключены его мечты. И видим мы с вами иногда брошенный на землю хлеб, недоеденные батоны и булочки в мусоросборниках, школьников, бросающих друг в друга оставшийся по­сле обеда хлеб. Подсчитано, что если каждая семья ежедневно будет выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 килограммов. Ребята, как же нужно обращаться с хлебом?

Слово гостям

Учащийся: Хлеб нужно беречь: не бросать его, не топтать ногами, не пренебрегать им и не хвастаться, что ты сыт и хлеба у нас вдоволь.

Появляется девочка Сластёна в костюме конфеты.

Сластёна. Я Сластёна!

Я Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и маскаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных!

Хочу мороженого! Хочу конфет!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь — хлеб!

Ведущий: Может быть, кто-нибудь тоже думает: «Подумаешь —хлеб! Вот шоколад, мороженое —другое дело!» Так? Так, да не так! Учёные провели опыт: корми­ли человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался: «Вот как мне повезло!» Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не мог смотреть на лакомства, ничего не ел и был голодным. В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.

Сластёна: Простите меня, я всё поняла.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!

Ведущий: Наши девочки из 9 класса знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовить из него вкусные различные блюда. Некоторые рецепты мы предлагаем вашему внима­нию.

1.Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
2.Чёрствый хлеб можно освежить также, если его слегка сбрызнуть водой и поместить в нагретую духовку на 3-5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.

3.Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики — настоящее лакомство.

4.Легко и быстро можно приготовить гренки с сы­ром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тертым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянились.

5.Из хлеба можно сделать суп. Ржаной хлеб нарезать мелкими кубиками, обжарить на сковороде на сливочном масле. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на масле до золотистого цвета. Добавить обжаренные хлебные кубики. Жарить вместе, пока лук не станет бронзового оттенка. Переложить все в кастрюлю, слить в нее мас­ло со сковороды, залить кипящей водой, варить 10-15 минут.

6.А если 200 граммов молотых сухарей из пшенич­ного хлеба, 200 граммов сливочного масла, 1 яйцо, стакан сахара тщательно смешать, плотно уложить в форму, поставить в холод, то получится хлебный торт. Перед употреблением его надо вынуть из формы, полить фруктовым соком.

Ведущий: Давайте же беречь хлеб на нашей земле. И следовать примеру Елены Благининой.

Учащийся: И если примечу в небрежен

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движение –

Поднять и спасти это чудо земли!

Ведущий: В каких пословицах говорится о бережном отношении к хлебку?

Хлеб бросать – силу терять.

Крошки в ладошку и в рот.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.

Учащийся: Хлебом дорожи на столько,

Чтобы знал и класс твой весь.

Постарайся брать лишь столько,

Сколько можешь сразу съесть.

Слово гостям.

Ведущий: Учащиеся 2 класса расскажут стихотворение Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»

1-й учащийся. Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

2-й учащийся: Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

3-й учащийся: Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

4-й учащийся: Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

Ведущий: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Свежая выпечка (Кузнецова Дарья)

С пылу, Спасибо сердечное,

С жару, Поклон особый

С поду, Тебе, моя сельщина,

С ходу - Вам хлеборобы!

Свежей выпечки

Хлеб народу. Из вашей муки

Калачи продаются

Будто свадебные, И в домах пирожки

Пудовые Жарятся

Пироги подовые, И пекутся –

Пышки и плюшки, С грибами,

Батоны и сдобы, С морковью,

Бублики и сушки - С капустой –

Разламывай, Чудо!

Пробуй! А главное – с любовью.

А главное – повсюду.

Из муки мелкомолотой,

Чисто просеянной

Шаньги желтые, Ешьте на здоровье,



Будто листья осенние. Добрые люди!

Ведущий. Уважаемые гости, приглашаем вас отведать свежую выпечку, которую приготовили наши ребята со своими родителями.

страница 1

Смотрите также: