страница 1 Деятельность СППС в шестой день недели
Педагог-психолог
Сидорейко С.Ю.
СШ № 17, г. Лида Гродненской обл.
Шестой школьный день недели - органичная часть целостной образовательной системы школы. Организация воспитательной работы в шестой школьный день недели планируется и проводится в соответствии с годовым планом работы общеобразовательного учреждения.
Свою работу специалисты СППС строят в соответствии с требованиями к организации 6-го дня и с учётом запросов учащихся и их законных представителей. Наряду с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний постоянно создаются условия для полноценного развития личности, позитивной социализации, профессионального становления, жизненного самоопределения.
Содержание деятельности СППС в шестой день недели соответствует общим целям и задачам учреждения. Деятельность СППС организована в соответствии с нормативными документами:(слайд 2)
-
Методическими рекомендациями «Актуальные аспекты деятельности педагогов-психологов общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году»;
-
Методическими рекомендациями «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день» (октябрь 2008 г.).
-
Методическими рекомендациями «Особенности организации и планирования воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году»
А также в соответствии с планом работы учреждения образования, с годовым планом СППС и планом работы СППС в шестой день недели.
Основными задачами деятельности СППС в шестой день недели нашей школе является: (слайд 3)
-
содействие в формировании эмоционально – благоприятной атмосферы в ученических коллективах учащихся, в семьях, в социальном окружении;
-
предупреждение неблагополучия в семьях, профилактика правонарушений и преступлений, пропаганда здорового образа жизни;
-
организация своевременной социально-психологической, правовой помощи учащимся, имеющим проблемы в общении, социализации, находящимся в СОП;
-
повышение психолого-педагогической и правовой культуры учащихся и родителей.
Направления деятельности СППС в шестой школьный день:
( слайд 4)
- Профилактическая деятельность
-
Информационно-просветительская
-
Консультационная деятельность
-
Диагностическая деятельность
-
Коррекционно - развивающая деятельность
-
Методическая работа
-
Деятельность по защите прав и законных интересов детей.
Планируя работу с учащимися и их родителями в шестой школьный день, специалисты СППС учитывают пожелания и запросы детей и их родителей. Особое внимание в шестой день недели уделяется работе с учащимися, состоящими на учёте в ИДН и ВШУ, находящимися в социально опасном положении, слабоуспевающими и низкомотивированными.
Направления деятельности специалистов социально-психолого– педагогической службы реализуются в работе со всеми участниками образовательного процесса: ( слайд 5)
- Учащиеся 1-11 классов
-
Родители
-
Педагогический коллектив
А также мы сотрудничаем с инспекторами ИДН, внешкольными учреждениями, Центром творчества детей и молодёжи, СПЦ и др.
Определена приоритетная система работы СППС в шестой школьный день, которая включает в себя:
Работу с учащимися: (слайд 6, 7)
-
циклы тренинговых занятий для учащихся, состоящих на ВШУ и ИДН «Можно ли научиться управлять собой ? »
-
тренинги безопасного и ответственного поведения для учащихся 5 – 7 классов;
-
практикумы для учащихся выпускных классов «Как снизить стресс перед экзаменами»;
-
кружок «Подросток и закон»;
-
лекторий «Девичьи тайны» (девушки 8-11 классов);
-
лекторий «Этикет и сила»;
-
тренинги социальной адаптации (уч-ся из семей СОП и требующие особого пед. внимания);
-
лекторий «Пути- дороги в мир здоровья»( профилактика ЗОЖ);
-
лекторий «Умейте властвовать собой» (уч-ся 7-9 классов);
Одним из важных направлений сотрудничества в 6-ой школьный с родителями является психолого-педагогическое просвещение, поэтому работа с родителями включает в себя:
(слайд 8)
-
лекторий для родителей в рамках родительского всеобуча по категориям;
-
консультационный пункт «Педагогика для взрослых»;
-
рейды «Семья».
В настоящее время в пространстве образования активно идёт поиск профилактических форм воспитательной работы, создающих условия для социальной компетентности, самоопределения, навыков адаптации в обществе и, наконец, более комфортного пребывания детей в школе.
Учитывая возрастающую информационную нагрузку на педагогов и учащихся мы постепенно изменяем отношение к продолжительной (10-12 занятий) тренинговой работе, которая с трудом укладывается в учебное время и ищем формы, позволяющие быстро достигать поставленных целей.
В своей работе мы активно применяем большие психологические игры. Особенно полезными могут оказаться короткие программы - тренинговые занятия, рассчитанные на 10-15 человек, от 45 минут до часа. В этих играх важнее развивающий потенциал предлагаемых действий, а не взаимоотношения. В группу мы подбираем подростков примерно одного возраста. Проводимые игры, дают возможность снять напряжение и создать комфортные условия. При проведении психологических игр желательно безоценочно воспринимать подростковые субкультуры, поощрять желание поделиться мыслями, чувствами.
Помимо этого в 6-ой день недели проводятся занятия с подростками осложнённого поведения. Наиболее актуальной темой для них являются вопросы взаимоотношений со сверстниками. Поэтому на занятиях с подростками мы рассказываем о способах бесконфликтного общения, проигрываем на себе оптимальные способы выхода из трудных ситуаций.
С целью повышения самооценки, снижения уровня тревожности, умения адаптироваться в социуме с учащимися из семей СОП и семей, требующих особого пед. внимания проводятся тренинги социальной адаптации. Также в некоторых тренинговых занятиях принимали участие родители. Эффективность этих занятий была в том, что в семьях оптимизировались взаимоотношения, родители стали более внимательны к своим детям, стали больше уделять им внимания.
Для учеников выпускных классов с целью профилактики предэкзаменационного стресса организовано проведение цикла тренинговых занятий «Как снизить стресс перед экзаменами».(слайд 9 с темами зан.)
«Как лучше подготовиться к экзаменам»
«Поведение на экзамене»
«Как пройти через экзамен»
«Эмоции и поведение»
«Владей собой или психопрофилактика эмоциональных срывов»
«Мой девиз по жизни»
«Как снять нервное напряжение»
На эти занятия были приглашены учащиеся выпускных классов, у которых в результате диагностических исследований был выявлен повышенный уровень тревожности.
Данные занятия позволили:
- обучить учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля;
-
повысить уверенность в себе, в своих силах;
-
снизить уровень тревожности, напряжение и страх перед тестированием.
Тренинги безопасного и ответственного поведения для учащихся 5 – 7 классов позволили: (слайд 10)
« Основы бесконфликтного общения»
« Мой внутренний мир»
«Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе»
«Умение жить среди людей»
«Мир глазами агрессивного человека»
«Учимся говорить «нет»!»
«Узнай самого себя»
Выработать личные стандарты поведения,
- активизировать знания о моральных нормах поведения;
- осознать участниками собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
- развить навыки продуктивного взаимодействия.
Также в субботу учащиеся приходят на индивидуальные и групповые консультации. Опыт работы показывает, что тематика наиболее часто проводимых консультаций перекликается с вопросами, касающимися проблем взаимоотношений в классных коллективах, профессионального самоопределения, взаимоотношения полов, взаимоотношений с родителями.
Взаимодействие специалистов СППС с родителями в 6-ой день недели осуществляется приемущественно в информационно-просветительском направлении. Методы и формы работы с родителями разнообразны: наблюдение, анкетирование, тренинговые занятия, индивидуальные консультации Информирование родителей осуществляется через дифференцированный родительский педагогический всеобуч, где мы:
-
знакомим родителей с возрастными особенностями детей;
-
освящаем проблемы учащихся на разных возрастных этапах;
-
учим навыкам бесконфликтного общения с детьми;
-
говорим об ответственности родителей за воспитание детей;
-
поднимаем вопросы культуры правовых знаний родителей.
(слайд 12)
«Как стать хорошим родителем своему ребёнку»
«Особенности социализации учащихся-сирот в семье и школе»
«Педагогическая культура родителей в многодетной семье: типы конфликтов и способы их преодоления»
«Талантливые дети в семье»
«Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростков.»
«Семья – первый институт культуры здоровья»
«Роли, навязываемые ребёнку в семье»
Опыт работы показывает, что родителей волнуют вопросы возрастной психологии, гендерного воспитания, успеваемости в школе, повышения учебной мотивации, взаимоотношений с детьми, культуры поведения и др. Наиболее часто встречающимися проблемами у родителей, чьи дети находятся на ВШУ и ИДН, в СОП является правовая безграмотность, неумение налаживать взаимоотношения с подростками, неосведомлённость в вопросах возрастной психологии и педагогики.
Результатом организации работы с родительской общественностью стало повышение психолого-педагогической грамотности, повышение правовой культуры родителей, осознание негативных сторон собственного поведения. Родители стали активнее сотрудничать со специалистами СППС, с удовольствием посещают мероприятия, потому что знают, что смогут найти ответы на многие вопросы, которые их волнуют. Они чувствуют свою защищённость, так как сами непосредственно принимают участие в воспитательном процессе.
На сегодняшний день значимыми достижениями работы СППС в шестой день недели стали:
-
налаживание детско-родительских отношений в семьях, состоящих в СОП ( в результате с учёта сняты две семьи);
-
положительная динамика относительно числа посещений проводимых мероприятий и консультаций родителями и учащимися;
-
повышение уровня стрессоустойчивости у учащихся выпускных классов;
-
повышение уровня правовой культуры учащихся, состоящих на ВШУ и ИДН.( результат, сняты с учёта 6 учащихся);
-
повышение качества посещаемости учениками шестого дня недели, на что направлена вся наша работа.
Совместная деятельность специалистов СППС, родительской общественности, учащихся и педагогов вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причём это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
страница 1
|