страница 1 Опыт работы специалистов СППС ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Кореличи» по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства
Е.С.Воронко
Педагог-психолог
ГУО «Средняя школа № 2 г.п.Кореличи»
Кореличский район, Гродненская область
«Поручиться за то, что семья может воспитывать как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания»
А.С. Макаренко
Одна из основных целей работы педагогов СППС нашей школы - профилактика социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, оказание социально-педагогической и психологической помощи семье и детям.
Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, когда меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определенной системе. Для того, чтобы узнать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления. Работа СППС учреждения образования направлена на коррекцию детско-родительских отношений и реабилитацию семьи. На основании «Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении» СППС разработала план работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальной реабилитации детей, находящихся в СОП (Приложение 1).
Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия школы. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической культуры родителей, на совершенствование и согласованность всех средств, методов, приемов воздействия на личность ребенка, семья может стать действенным воспитательным институтом. Родители нуждаются в дальнейшей разработке педагогических мер по вооружению родителей знаниями, умениями и навыками разумного воспитания детей.
Семья нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве.
Педагог социальный проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации: по структуре; по материальной обеспеченности; по социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи; по взаимоотношениям; по семейной ориентации.
Педагог-психолог, в свою очередь, проводит психолого-педагогическую диагностику семьи. Использует методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), авторами которой являются Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий.
В практике работы с семьями педагоги СППС используют следующие формы и методы:
-
регулярные педагогические консультации родителей по мере обращения и при посещении семей ;
-
заседания клуба «Семь-Я» (Приложение 2);
-
заседания Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
тренинговые занятия «Как разабраться в себе», «Трудный школьник – это не отрицательная характеристика»;
-
родительские собрания «Социальное партнёрство семьи и школы как условие повышения качества образования», «Здоровье ученика – забота семьи и школы», «Аспекты формирования личности школьника», «Совместная деятельность семьи и школы: итоги и перспективы»;
-
работа стенда СППС;
-
встречи с участковым инспектором ИДН;
-
диагностика, анкеты «Конфликтен ли мой ребёнок», «Знаю ли я друзей ребёнка»;
-
круглые столы «Семейное неблагополучие : кто виноват?», «Причины сквернословия ребёнка»
-
форум-театр «Оптимизация взаимоотношений взрослых и детей»
Приложение 1
План воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, ГУО «Средняя школа №2 г.п. Кореличи»
Цель – содействие предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, социальная реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении, направленная на оказание им комплексной социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Задачи:
- выявление детей, нуждающихся в государственной помощи и защите;
- организация социально-педагогической, психологической и правовой помощи детям, находящимся в социально опасном положении;
- создание условий, необходимых для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся;
- совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям;
- расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи;
-формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- мониторинг качества воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
-
Профилактико-просветительская деятельность
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
Общешкольные родительские собрания: «Социальное партнёрство семьи и школы как условие повышения качества образования»,
«Здоровье ученика – забота семьи и школы»,
«Аспекты формирования личности школьника»,
«Совместная деятельность семьи и школы: итоги и перспективы»
Профилактика суицидального поведении среди подростков Тренинг «Мужество быть»
Заседания родительского клуба «Семь-Я»
Рейды «Занятость».
Недели правовых знаний
Час вопросов и ответов для учащихся с низким уровнем воспитанности «Почему курить вредно»
Конкурс коллажей «Антиалкогольная кампания»
Неделя правовых знаний и профилактики наркомании и алкоголизма
Часы вопросов и ответов учащихся с инспекторами ГАИ и ИДН «Безопасность на дорогах, во дворах, на дискотеках»
Организация и деятельность клуба «Подросток и закон»
Организация работы и деятельность отряда ЮПМ
Оформление уголка правовых знаний «Подросток и закон»
|
сентябрь
декабрь
февраль
май
сентябрь
1 раз в четверть
1 раз в четверть
1 раз в четверть
Ноябрь
Февраль
Февраль
Апрель
Ежемесячно
Ежемесячно
Ежемесячно
|
Администрация школы, СППС
Педагог-психолог
СППС
Замдиректора по ВР
СППС
СППС
СППС
Замдиректора по ВР, СППС
Педагог социальный, классные руководители
Педагог социальный
Педагог социальный
Педагог социальный
|
-
Охранно-защитная деятельность
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
|
Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в СОП и оказавшихся в экстремальной ситуации (посещения семей; изучение документов учащихся; участие родителей в классных мероприятиях)
Изучение условий проживания несовершеннолетних, находящихся в СОП.
Реализация мероприятий, согласно индивидуальным планам помощи несовершеннолетним, находящимся в СОП.
Оказание помощи учащимся из многодетных, малообеспеченных семей; детям-инвалидам; детям, воспитывающимся в приемных, опекунских семьях; детям, находящимся в СОП; учащимся, состоящим на учете в ИДН, ВШК в определении в пришкольный лагерь, ДОЛы, трудовые бригады
Изучение личных дел вновь поступивших учащихся.
Оказание помощи семьям различных категорий в освобождении от оплаты за питание в школьной столовой, контроль
Проведение курса «Права ребенка» с учащимися 5-7 классов
Заседания Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (признание детей находящимися в социально опасном положении, разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, ходатайство о признании детей нуждающимися в государственной защите)
Проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и ее членов.
Социальный патронат детей (разные виды помощи – психологическая, социально-педагогическая и др.)
Помощь в оформлении пенсий, пособий, в восстановлении жизненно-важных документов ребенка
Участие в заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, судебных процессах в роли защитника прав ребенка.
|
На протяжении года
Еженедельно
Постоянно
В каникулярный период
На протяжении года
На протяжении года
2 четверть
Ежемесячно
По мере необходимости
Постоянно
По мере необходимости
По мере необходимости
|
Классные руководители, СППС
Классные руководители, СППС
СППС
Классные руководители, СППС
Администрация школы, классные руководители
Комиссия по освобождению
Педагог социальный
Председатель Совета профилактики
СППС
СППС
СППС
СППС
|
-
Диагностико-аналитическая деятельность
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
|
Обновление банка данных для социально-педагогической характеристики школы.
Изучение уровня сформированности ЗОЖ школьников.
Психодиагностика межличностных отношений в классных коллективах (социометрия)
Изучение социального статуса семей учащихся 1 и 5 классов.
Анкетирование родителей многодетных семей «Конфликтен ли мой ребёнок?».
Диагностика адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения на второй ступени обучения
Анкетирование родителей учащихся «Удовлетворённость работой школы»
Диагностика адаптации учащихся 1 классов к школе
Диагностика личностных особенностей учащихся 7 классов
Анкетирование семиклассников «Мои отношения с родителями»
Изучение классных коллективов 4-х классов
Пресс-опрос учащихся «Занятость в летнее время»
Диагностика уровня тревожности у учеников 9, 11 классов
Социально-педагогическая и психологическая диагностика (беседы с ребенком, со значимыми представителями его окружения; наблюдения за его реакциями в отношении случившегося; анализ соответствующей документации (акты обследования условий жизни и воспитания, характеристики, заключения врачей и т.п.; изучение темперамента, характера, самооценки, самосознания)
|
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь, май
Ноябрь
Январь
Февраль
Февраль
Май
Май
По мере необходимости
|
Педагог соц., классн. Рук.
Замдиректор
Педагог-психолог
Педагог-психолог, классн.рук.
Педагог социальный
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог социальный
Педагог-психолог
Педагог социальный
Педагог-психолог
СППС
|
-
Коррекционно-реабилитационная деятельность
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Организация работы коррекционной группы с учащимися «Путь к вершине».
Час вопросов и ответов с учащимися 6 классов «Что такое ИДН и КДН?»
Коррекционные занятия для 7 классов
Интерактивная игра по коррекции нарушений в общении со сверстниками «Мозаика» (5 классы)
Тренинговое занятие для старшеклассников «Уверенность. Методики снятия стрессов».
Социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений
Психотерапевтические техники и методы (арттерапия, игротерапия, сказкотерапия, психоанализ, техники релаксации и т.п.), коррекция психических познавательных процессов (внимания, память и т.п.)
Индивидуальные беседы с ребенком, находящимся в социально опасном положении, и его родителями на морально-нравственную тематику, оценка поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями
|
Сентябрь, далее – ежемесячно
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Постоянно
По мере необходимости
Постоянно
|
СППС
Педагог социальный
Педагог-психолог
СППС
СППС
Педагог социальный
Педагог-психолог
СППС
|
Приложение 2
План работы
клуба «Семь-Я»
на 2011-2012 учебный год
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
1
|
Тренинговое занятие «Школьная дезадаптация»
|
Октябрь
2011 г.
|
СППС
|
2
|
Круглый стол
«Путь доверия»
|
Декабрь
2011 г.
|
СППС
|
3
|
Практикум «Воспитание без наказания»
|
Февраль
2012 г.
|
СППС
|
4
|
Детско-родительский час общения «Неразлучные друзья: взрослые и дети»
|
Апрель
2012 г.
|
СППС
|
Заседанияе клуба «Семь-Я»
Круглый стол «Путь доверия»
Цели заседания:
- развитие чувства доверия участников друг другу - осознание родителями собственной позиции принятия ребёнка, сопричастного взаимодействия с ним;
- формирование в группе атмосферы взаимной поддержки, создание позитивного настроения.
Ход заседания:
1. Вступительное слово
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на заседании нашего клуба. Сегодня мы проведем наше заседание в необычном месте - у костра. Наверно Вы помните: «Костер горит - всех собирает!». Какие ассоциации возникают у Вас со словом костер?
Вы абсолютно правы! Возле костра, как правило, собираются близкие люди, друзья, которые ведут задушевные разговоры, поэтому мы с вами тоже постараемся поговорить по душам!
Мне бы хотелось верить, что сегодня этот костер будет для нас символом взаимодоверия, гармоничных отношений между детьми и родителями. Ведь семья - это то место, где человек чувствует себя защищенным, любимым. Иногда достаточно услышать ласковое обращение к себе - и проходит тревога, утихает боль.
2. Упражнение «Приветствие».
Каждый участник протягивает руки ладонями вверх, а участники по очереди называют своё имя и прикасаются ладонями ко всем участникам.
3. Упражнение «Тревожные ситуации».
Давайте вместе с вами обсудим несколько ситуаций.
1. «Я записался в студию брейк-данса. Мама категорически против и запрещает мне туда ходить, потому что боится, что я могу получить травму позвоночника. Кроме того, ей не нравятся некоторые ребята из моей студии». - Как бы вы поступили на месте мамы? Приняли точку зрения ребенка или настаивали на своём? Спасибо.
Нужно понимать позицию мамы. Она переживает, что ребенок получит травму, да и контингент студии может вызвать у мамы настороженность.
Но с другой стороны мы должны учитывать и право ребенка самостоятельно принимать решения. Должны уметь доверять ему, верить в то, что мы научили своего ребенка противостоять дурному влиянию.
Вывод: ребенок имеет право принимать собственное решение и нести за него ответственность.
2. «Я 4 года учился в музыкальной школе, в этом году перестал там заниматься. Родители настаивают, чтобы я продолжал обучение в музыкальной школе, потому что, по их мнению, мне это пригодится в будущем». Каковы ваши действия в этом случае? Спасибо.
С одной стороны, родители правы, потому что заботятся о будущем ребенка. Благодаря таким знаниям он сможет самореализоваться.
С другой стороны, нужно учитывать позицию ребенка. Заставить посещать художественную школу против воли невозможно, нужно только убеждать или принять его решение, принять его право на ошибку. Вывод: ребенок имеет право на ошибку.
3. «Маме позвонила тетя Таня, мама моего одноклассника, и обвинила меня в том, что я без какой-нибудь видимой причины подрался с ее сыном. Мама, не выслушав меня, накричала, обвинила в драке, запретила гулять и играть в компьютер. Позже выяснилось, что я был не виноват».
Мама первоначально отреагировала на раздражитель. Пошла по пути наименьшего сопротивления, накричав на ребенка и ограничив его свободу, тем самым как будто бы приняла воспитательные меры. Но при этом она не попыталась выяснить причину сложившейся ситуации, даже не предложила ребенку высказаться и тем самым проявила к нему недоверие.
Вывод: Родители должны уметь говорить с ребенком, слушать и слышать его, исключать оскорбления и назидательный тон в отношениях с ним, должны уметь признать свою ошибку.
Как же научиться доверять своему ребенку?
-
Нужно давать ребенку право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность
-
Нужно признавать право ребенка на ошибку.
-
Помните, что доверие - это уважение, поэтому нужно уметь слушать и слышать своего ребенка, уметь говорить с ним, исключая оскорбления.
-
Нужно уметь признавать свои ошибки.
Все это слагаемые гармоничных отношений между родителем и ребенком, без которых доверие существовать не может.
4. Притча о родителях и детях. Ни у кого не вызывает сомнения, что дети похожи на своих родителей, и не только внешне.
Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришёл человек.
- Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем её тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
-
Когда вернёшься домой, напиши её портрет, отнести его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
-
Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо, а стало ещё хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
-
Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.
-
Она сказала: «Зачем ты мне это принёс? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Вывод: много смыслов в этой притче может каждый найти для себя, но самый очевидный: наши дети - это отражение нас самих, наших отношений с ними.
5. Восемь «нет» для мамы с папой
Восемь «нет» для мамы с папой
Дорогие наши родители!
Трудности поведения и характера ваших детей не возникают сами по себе. Они всегда порождаются вашими собственными проблемами. Когда ребёнок невыносим, полезно вспомнить, что детей вам не аист приносит. Поэтому никогда:
-
НЕ запугивайте, не угрожайте ребёнку - полученное таким образом послушание подрывает веру ребёнка в себя и в вашу любовь.
-
НЕ прибегайте к насилию - насилие всегда воспроизводиться.
-
НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребёнка - иначе вы даёте ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
-
НЕ оценивайте, не сравнивайте ребёнка с другими - принимайте его таким, какой он есть.
-
НЕ сдерживайте своих чувств - старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные постфактум или авансом, редко оказываются подлинными.
-
НЕ замалчивайте проблемы и конфликты сами и непременно выслушивайте детей.
-
НЕ приносите жертв - ребёнку не может быть хорошо, если плохо вам.
-
НЕ отвергайте ребёнка, как бы тяжело он не провинился.
И помните: любви много не бывает!
6. Упражнение «Выбор»
В заключение нашей встречи, я предлагаю Вам сделать выбор. Помните, с чего начиналось наше собрание? Правильно, с костра. И мы говорили с Вами о том, что костер - символ взаимодоверия и гармонии в семье. Перед Вами ведро с водой и вязанка дров. Только вам решать залить этот костер или добавить поленья в огонь, чтобы он ярче разгорелся, и тогда он долгие годы будет согревать вашу семью. Спасибо за внимание.
страница 1
|