Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Наименование раздела, подраздела, темы

Кол-во часов




лекц.


практ.

Сам.

раб-та

1.

ТЕМА 1.Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования

Задачи психологической службы.Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.

Психологическая и социально-педагогическая службы.





2


2

2


2.

Тема2: Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога

Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.







2




4

3.

Тема3:Основные направления деятельности специальной психологической службы

Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.







2





4

4.

Диагностическая и консультационная деятельность педагога-психолога

Консультирование педагогов и родителей.






2


4




5

Психокоррекционная деятельность педагога-психолога

Методы коррекции.






2

4




Всего

30

10

10

10

Вопросы к зачету


1.Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета.

2. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями.

3.Педагог-психолог в учреждении специального образования. Задачи специальной психологической службы.

4.Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.

5.Психологическая и социально-педагогическая службы.

6.Документация педагога-психолога. Журнал учета консультаций. Журнал учета групповой работы.

7.Планирование деятельности педагога-психолога: план работы на год, четверть, неделю.

8. Распределение рабочего времени педагога-психолога. Аналитические отчеты.

9.Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.

10.Краткая характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога специальной службы.

11. Взаимодействие с центрами коррекционно-развивающего обучения и развития по работе с детьми, нуждающимися в психологической помощи.

12.Схема координации деятельности педагогов-психологов

(по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.

13.Диагностика в деятельности педагога-психолога.

14.Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии.

15.Принципы построения и содержание диагностической работы. Экономичность и комплексность.

16.Консультирование педагогов и родителей.

17.Основные этапы консультирования. Особенности консультирования педагогов. Памятки. Стенды.

18.Просвещение педагогов и родителей.

19.Направления психокоррекционной деятельности.

20.Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы.

21.Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы. Подбор методов коррекции.

22.Составление плана коррекционной работы. Мониторинг успешности коррекционной работы.

23.Этика психологической помощи.

24.Содержание основных направлений деятельности психолога

25.Должностные обязанности и права педагога-психолога

26.Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов

27.Документация психолога в учреждениях специального образования.

28.Модели специальной психологической помощи

29.Специальная психологическая служба :цели и задачи.

30. Научно-методические основы специальной психологической службы

31. Модели деятельности психолога. Виды и содержание деятельности психолога при организации специальной психологической помощи.

32.Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ОПФР.

33.Теоретические основы и организационные формы диагностического процесса.

34..Психологическое консультирование, его цели и методы.

35.Арт-терапия в работе психолога с детьми с ОПФР.

36.Работа психолога с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

37. Профессиональной кадровое обеспечение специальной психологической службы.

38. Система раннего выявления и ранней специальной помощи.

39. Концепция деятельности службы специальной психологической помощи в системе образования.

40. Значение ранней диагностики нарушений развития.

41. Психопрофилактика в деятельности психолога в учреждениях специального образования.

42.Психолого-медико-педагогические комиссии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования
Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями. Педагог-психолог и психолог-педагог. Педагог-психолог в учреждении специального образования.Задачи специальной психологической службы. Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность. Психологическая и социально-педагогическая службы.

ТЕМА 2. Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога

Документация педагога-психолога. Журнал учета консультаций. Журнал учета групповой работы. Планирование деятельности педагога-психолога: план работы на год, четверть, неделю. Распределение рабочего времени педагога-психолога. Аналитические отчеты.

Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.

ТЕМА 3. Основные направления деятельности специальной психологической службы

Краткая характеристика основных направлений деятельности. Взаимодействие с центрами коррекционно-развивающего обучения и развития по работе с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Психолого-медико-педагогические комиссии.

Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.

ТЕМА 4. Диагностическая и консультационная деятельность педагога-психолога

Диагностика в деятельности педагога-психолога. Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии. Принципы построения и содержание диагностической работы. Экономичность и комплексность.

Консультирование педагогов и родителей. Основные этапы консультирования. Особенности консультирования педагогов. Памятки. Стенды. Просвещение педагогов и родителей.

ТЕМА 5. Психокоррекционная деятельность педагога-психолога-

Направления психокоррекционной деятельности. Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы. Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы.



Методы коррекции. Составление плана коррекционной работы. Мониторинг успешности коррекционной работы.

Список рекомендуемой литературы

Основная


  1. Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.

  2. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.

  3. Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.

  4. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /
    Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 448 с.

  5. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. –384 с.

  6. Холстова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2007.

  7. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.


Дополнительная


  1. Акимова, М.К. Психология и коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

  2. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / К. Барт. – М., 2007.

  3. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /
    М.В. Киселева. – СПб: Речь, 2007.

  4. Лебединский, В.Р. Нарушения психического развития в детском возрасте М.: Академия, 2007.

  5. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – СПб: Питер, 2007.

  6. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

  7. Основные направления деятельности педагога-психолога: учебно-метод. пособие / Сост. Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. — Мн.: АЛО, 2006. — 84 с.

  8. Пергаменщик, Л.А. Постравматический стресс: понять и преодолеть /
    Л.А. Пергаменщинк. – Мн., 2008.

  9. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Ред. О.В. Иншакова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. –240 с.

  10. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Ред. С.М. Безух, С.С. Лебедева. – СПб: Речь, 2007.

  11. Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия / сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2007.

  12. Собчик, Л.Н. Метод классификации предметов / Л.Н. Собчик. – СПб: Речь, 2002. – 6 с.

  13. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – РнД: Феникс, 2007.

Практическое занятие 1. (2 часа)

Тема: Задачи психологической службы. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении образования.
Вопросы для обсуждения:

1.Задачи психологической службы.

2.Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета.

3. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями.

4..Педагог-психолог в учреждении специального образования. Задачи специальной психологической службы.

45Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.



Рефераты:

1.Этика психологической помощи.

2.Содержание основных направлений деятельности психолога

3.Должностные обязанности и права педагога-психолога.

4.Психологическое и социальное сопровождение больных детей.

Литература:

Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.

Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.

Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.

Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /
Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 448 с.

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. –384 с.

Холстова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2007

Практическое занятие № 2-3(4ч.)

Тема: Консультирование педагогов и родителей. Диагностическая деятельность педагога-психолога.

Вопросы для обсуждения:

1.Консультирование педагогов и родителей.

2..Диагностика в деятельности педагога-психолога.

3.Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии.

4..Принципы построения и содержание диагностической работы.

5.Экономичность и комплексность.

6. Диагностика памяти.

7.Диагностика мышления.

8.Диагностика восприятия.

9.Диагностика воображения.

10. Диагностика внимания.

11.Диагностика эмоционально –волевой сферы.

12. Диагностика межличностных отношений.

Вопросы и задания:

1 .Подготовьте по одной диагностической методике (диагностика памяти,

внимания, восприятия, мышления).

2.Опишите структуру обучающего эксперимента и ее значение для решения

вопросов дифференциальной диагностики.

3.Заполнение протокола диагностического обследования ребенка с ЗПР.



Рефераты:

  1. Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ОПФР.

2.Теоретические основы и организационные формы диагностического процесса.

3.Система раннего выявления и ранней специальной помощи.

4.Значение ранней диагностики нарушений развития.

Литература:

Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.

Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.

Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.



Практическое занятие №4-5(4ч.)

Тема: Методы коррекции

Вопросы для обсуждения:

1.Направления психокоррекционной деятельности.

2.Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы.

3.Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы.

4.Подбор методов коррекции.

5.Составление плана коррекционной работы.

6. Мониторинг успешности коррекционной работы.

Рефераты:

1 .Особенности планирования и организации коррекционной работы с детьми с ОПФР в дошкольном учреждении

2.Особенности планирования и организации коррекционной работы с детьми с ОПФР в школе.

3.Арт-терапия в работе психолога с детьми с ОПФР

4.Работа психолога с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии

5. Профессиональной кадровое обеспечение специальной психологической службы.

7. Концепция деятельности службы специальной психологической помощи в системе образования.

8. Значение ранней диагностики нарушений развития.



Вопросы и задания:

1.Охарактеризуйте основные подходы к выявлению и коррекции дисгармоничного развития в детском возрасте.

2..Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ.

Литература:

Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.

Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.

Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.

Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с

ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:


1.

Этика психологической помощи.

2.

Психологическая диагностика в работе психолога в учреждениях специального образования

3.

Психологическая коррекция в работе психолога в учреждениях специального образования

4.

Содержание основных направлений деятельности психолога

5.

Изучение восприятия умственно отсталых школьников

6.

Должностные обязанности и права педагога-психолога

7.

Документация психолога

8.

Изучение словарного запаса младших школьников с ЗПР

9.

Психопросвещение родителей детей,имеющих отклонения в психофизическом развитии.

10.

Изучение внимания детей с нарушением слуха

11.

Особенности работы психолога в ЦКРОиР

12.

Изучение зрительного восприятия детей с ОНР

13.

Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с ОПФР

14.

Специальная психологическая служба

15.

Изучение словесно-логического мышления младших

школьников с ОНР



16.

Развитие мелкой моторики детей с недоразвитием речи

17.

Изучение эмоциональной сферы детей с ЗПР

18.

Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха

19.

Диагностика самооценки младших школьников с нарушением речи

20.

Модели деятельности психолога. Виды и содержание деятельности психолога при организации специальной психологической помощи.



21.

Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов

22.

Изучение адаптированности детей с ЗПР к обучению в школе

23.

Диагностика эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью

24.

Психолого-медико-педагогический консилиум

25.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения

26.

Изучение мышления младших школьников с ЗПР

27.

Модели специальной психологической помощи

28.

Изучение межличностных отношений младших школьников с ЗПР

29.

Методологические основы диагностики отклоняющегося развития


Самостоятельная работа студентов:
Тема 1. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования.
Самостоятельная работа-2ч.

Психологическая и социально-педагогическая службы.


Тема 2 . Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога.

Самостоятельная работа-4ч.

Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.



Тема3. Основные направления деятельности специальной психологической службы

Самостоятельная работа-4ч.

Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.

страница 1

Смотрите также: