страница 1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Наименование раздела, подраздела, темы
|
Кол-во часов
|
|
лекц.
|
практ.
|
Сам.
раб-та
|
1.
|
ТЕМА 1.Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования
Задачи психологической службы.Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.
Психологическая и социально-педагогическая службы.
|
|
2
|
2
|
2
|
2.
|
Тема2: Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога
Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.
|
|
2
|
|
4
|
3.
|
Тема3:Основные направления деятельности специальной психологической службы
Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.
|
|
2
|
|
4
|
4.
|
Диагностическая и консультационная деятельность педагога-психолога
Консультирование педагогов и родителей.
|
|
2
|
4
|
|
5
|
Психокоррекционная деятельность педагога-психолога
Методы коррекции.
|
|
2
|
4
|
|
Всего
|
30
|
10
|
10
|
10
|
Вопросы к зачету
1.Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета.
2. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями.
3.Педагог-психолог в учреждении специального образования. Задачи специальной психологической службы.
4.Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.
5.Психологическая и социально-педагогическая службы.
6.Документация педагога-психолога. Журнал учета консультаций. Журнал учета групповой работы.
7.Планирование деятельности педагога-психолога: план работы на год, четверть, неделю.
8. Распределение рабочего времени педагога-психолога. Аналитические отчеты.
9.Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.
10.Краткая характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога специальной службы.
11. Взаимодействие с центрами коррекционно-развивающего обучения и развития по работе с детьми, нуждающимися в психологической помощи.
12.Схема координации деятельности педагогов-психологов
(по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.
13.Диагностика в деятельности педагога-психолога.
14.Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии.
15.Принципы построения и содержание диагностической работы. Экономичность и комплексность.
16.Консультирование педагогов и родителей.
17.Основные этапы консультирования. Особенности консультирования педагогов. Памятки. Стенды.
18.Просвещение педагогов и родителей.
19.Направления психокоррекционной деятельности.
20.Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы.
21.Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы. Подбор методов коррекции.
22.Составление плана коррекционной работы. Мониторинг успешности коррекционной работы.
23.Этика психологической помощи.
24.Содержание основных направлений деятельности психолога
25.Должностные обязанности и права педагога-психолога
26.Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов
27.Документация психолога в учреждениях специального образования.
28.Модели специальной психологической помощи
29.Специальная психологическая служба :цели и задачи.
30. Научно-методические основы специальной психологической службы
31. Модели деятельности психолога. Виды и содержание деятельности психолога при организации специальной психологической помощи.
32.Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ОПФР.
33.Теоретические основы и организационные формы диагностического процесса.
34..Психологическое консультирование, его цели и методы.
35.Арт-терапия в работе психолога с детьми с ОПФР.
36.Работа психолога с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.
37. Профессиональной кадровое обеспечение специальной психологической службы.
38. Система раннего выявления и ранней специальной помощи.
39. Концепция деятельности службы специальной психологической помощи в системе образования.
40. Значение ранней диагностики нарушений развития.
41. Психопрофилактика в деятельности психолога в учреждениях специального образования.
42.Психолого-медико-педагогические комиссии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования
Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями. Педагог-психолог и психолог-педагог. Педагог-психолог в учреждении специального образования.Задачи специальной психологической службы. Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность. Психологическая и социально-педагогическая службы.
ТЕМА 2. Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога
Документация педагога-психолога. Журнал учета консультаций. Журнал учета групповой работы. Планирование деятельности педагога-психолога: план работы на год, четверть, неделю. Распределение рабочего времени педагога-психолога. Аналитические отчеты.
Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.
ТЕМА 3. Основные направления деятельности специальной психологической службы
Краткая характеристика основных направлений деятельности. Взаимодействие с центрами коррекционно-развивающего обучения и развития по работе с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Психолого-медико-педагогические комиссии.
Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.
ТЕМА 4. Диагностическая и консультационная деятельность педагога-психолога
Диагностика в деятельности педагога-психолога. Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии. Принципы построения и содержание диагностической работы. Экономичность и комплексность.
Консультирование педагогов и родителей. Основные этапы консультирования. Особенности консультирования педагогов. Памятки. Стенды. Просвещение педагогов и родителей.
ТЕМА 5. Психокоррекционная деятельность педагога-психолога-
Направления психокоррекционной деятельности. Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы. Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы.
Методы коррекции. Составление плана коррекционной работы. Мониторинг успешности коррекционной работы.
Список рекомендуемой литературы
Основная
-
Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.
-
Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.
-
Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.
-
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /
Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 448 с.
-
Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. –384 с.
-
Холстова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2007.
-
Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
Дополнительная
-
Акимова, М.К. Психология и коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
-
Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / К. Барт. – М., 2007.
-
Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /
М.В. Киселева. – СПб: Речь, 2007.
-
Лебединский, В.Р. Нарушения психического развития в детском возрасте М.: Академия, 2007.
-
Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – СПб: Питер, 2007.
-
Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
-
Основные направления деятельности педагога-психолога: учебно-метод. пособие / Сост. Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. — Мн.: АЛО, 2006. — 84 с.
-
Пергаменщик, Л.А. Постравматический стресс: понять и преодолеть /
Л.А. Пергаменщинк. – Мн., 2008.
-
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Ред. О.В. Иншакова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. –240 с.
-
Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов / Ред. С.М. Безух, С.С. Лебедева. – СПб: Речь, 2007.
-
Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия / сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб: Речь, 2007.
-
Собчик, Л.Н. Метод классификации предметов / Л.Н. Собчик. – СПб: Речь, 2002. – 6 с.
-
Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – РнД: Феникс, 2007.
Практическое занятие 1. (2 часа)
Тема: Задачи психологической службы. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении образования.
Вопросы для обсуждения:
1.Задачи психологической службы.
2.Роль психолога в системе образования. Функциональные обязанности педагога-психолога. Оборудование кабинета.
3. Педагог-психолог в системе взаимоотношений в учреждении образования: взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями.
4..Педагог-психолог в учреждении специального образования. Задачи специальной психологической службы.
45Моральные требования к профессии психолога. Профессиональная пригодность.
Рефераты:
1.Этика психологической помощи.
2.Содержание основных направлений деятельности психолога
3.Должностные обязанности и права педагога-психолога.
4.Психологическое и социальное сопровождение больных детей.
Литература:
Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.
Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.
Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.
Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /
Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2001. – 448 с.
Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2006. –384 с.
Холстова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М., 2007
Практическое занятие № 2-3(4ч.)
Тема: Консультирование педагогов и родителей. Диагностическая деятельность педагога-психолога.
Вопросы для обсуждения:
1.Консультирование педагогов и родителей.
2..Диагностика в деятельности педагога-психолога.
3.Основные принципы диагностики детей с особенностями в развитии.
4..Принципы построения и содержание диагностической работы.
5.Экономичность и комплексность.
6. Диагностика памяти.
7.Диагностика мышления.
8.Диагностика восприятия.
9.Диагностика воображения.
10. Диагностика внимания.
11.Диагностика эмоционально –волевой сферы.
12. Диагностика межличностных отношений.
Вопросы и задания:
1 .Подготовьте по одной диагностической методике (диагностика памяти,
внимания, восприятия, мышления).
2.Опишите структуру обучающего эксперимента и ее значение для решения
вопросов дифференциальной диагностики.
3.Заполнение протокола диагностического обследования ребенка с ЗПР.
Рефераты:
-
Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ОПФР.
2.Теоретические основы и организационные формы диагностического процесса.
3.Система раннего выявления и ранней специальной помощи.
4.Значение ранней диагностики нарушений развития.
Литература:
Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.
Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.
Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.
Практическое занятие №4-5(4ч.)
Тема: Методы коррекции
Вопросы для обсуждения:
1.Направления психокоррекционной деятельности.
2.Сопровождение учащихся младшей школы, среднего звена и старшей школы.
3.Взаимодействие психокоррекционной и психопрофилактической работы.
4.Подбор методов коррекции.
5.Составление плана коррекционной работы.
6. Мониторинг успешности коррекционной работы.
Рефераты:
1 .Особенности планирования и организации коррекционной работы с детьми с ОПФР в дошкольном учреждении
2.Особенности планирования и организации коррекционной работы с детьми с ОПФР в школе.
3.Арт-терапия в работе психолога с детьми с ОПФР
4.Работа психолога с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии
5. Профессиональной кадровое обеспечение специальной психологической службы.
7. Концепция деятельности службы специальной психологической помощи в системе образования.
8. Значение ранней диагностики нарушений развития.
Вопросы и задания:
1.Охарактеризуйте основные подходы к выявлению и коррекции дисгармоничного развития в детском возрасте.
2..Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ.
Литература:
Григорович, Л.А. Введение в профессию «Психолог»: учебное пособие / Л.А. Григорович. – М. Гардарики, 2006.
Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – М.: Воронеж, 2007.
Краузе, М.П. Дети с нарушениями в развитии: психологическая помощь родителям / М.П. Краузе. – М.: Академия, 2006.
Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с
ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
1.
|
Этика психологической помощи.
|
2.
|
Психологическая диагностика в работе психолога в учреждениях специального образования
|
3.
|
Психологическая коррекция в работе психолога в учреждениях специального образования
|
4.
|
Содержание основных направлений деятельности психолога
|
5.
|
Изучение восприятия умственно отсталых школьников
|
6.
|
Должностные обязанности и права педагога-психолога
|
7.
|
Документация психолога
|
8.
|
Изучение словарного запаса младших школьников с ЗПР
|
9.
|
Психопросвещение родителей детей,имеющих отклонения в психофизическом развитии.
|
10.
|
Изучение внимания детей с нарушением слуха
|
11.
|
Особенности работы психолога в ЦКРОиР
|
12.
|
Изучение зрительного восприятия детей с ОНР
|
13.
|
Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с ОПФР
|
14.
|
Специальная психологическая служба
|
15.
|
Изучение словесно-логического мышления младших
школьников с ОНР
|
16.
|
Развитие мелкой моторики детей с недоразвитием речи
|
17.
|
Изучение эмоциональной сферы детей с ЗПР
|
18.
|
Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха
|
19.
|
Диагностика самооценки младших школьников с нарушением речи
|
20.
|
Модели деятельности психолога. Виды и содержание деятельности психолога при организации специальной психологической помощи.
|
21.
|
Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов
|
22.
|
Изучение адаптированности детей с ЗПР к обучению в школе
|
23.
|
Диагностика эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью
|
24.
|
Психолого-медико-педагогический консилиум
|
25.
|
Диагностика эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения
|
26.
|
Изучение мышления младших школьников с ЗПР
|
27.
|
Модели специальной психологической помощи
|
28.
|
Изучение межличностных отношений младших школьников с ЗПР
|
29.
|
Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
|
Самостоятельная работа студентов:
Тема 1. Введение в специальность «педагог-психолог» в учреждении специального образования.
Самостоятельная работа-2ч.
Психологическая и социально-педагогическая службы.
Тема 2 . Нормативно-правовая основа деятельности педагога-психолога.
Самостоятельная работа-4ч.
Нормативно-правовые документы Республики Беларусь.
Тема3. Основные направления деятельности специальной психологической службы
Самостоятельная работа-4ч.
Схема координации деятельности педагогов-психологов (по Е.А. Осиповой). Методические объединения и супервизия.
страница 1
|