Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

3.2. Шахматы являются хорошим, с огромным потенциалом, средством и в борьбе общества за дальнейшее экономическое его процветание
На фоне практически беспрепятственного развития шахмат и не заметного приближения их кризиса, а потому из-за отсутствия необходимости быть востребованным, незамеченным осталось очень ценное наблюдение шестого шахматного чемпиона мира, доктора технических наук, профессора Михаила Ботвинника:

«человек пользуется теми же методами и когда в шахматы играет, и когда решает практические задачи» [5].

Перехожу к пояснениям этого очень важного обобщения.

Практически во всех профессиях людям приходится решать постоянно появляющиеся новые задачи. Привожу три примера.

На 73-м километре усилился издаваемый личной автомашиной звук. Водитель: «В чём дело? Может …? А может …? Вот оно! Ясно! - разорвался болт (такой-то). У меня в запчастях есть …; нет, не подойдёт. А может подойдёт (то-то и то)? Нет, тоже не подойдёт. Стоп! Так у меня же там валяется сварочный электрод – обобью обмазку и будет проволока, трёхмиллиметровая, мягкая – закручу, доеду, а дома в магазине (таком-то) куплю нужный мне новый болт и заменю разорвавшийся».

Соседка-манекенщица: «Васенька! Дорогой! Милый! Кран прорвало, что делать»?! После такого допинга Васенька и горы своротит, но … мозги всё равно должны быть впереди: «Где перекрыть? Да быстро! Как воду убрать (чтобы соседа с нижнего этажа меньше залить)? Чем открутить? Чем заменить»? И т.д., и т.п.

Теперь обобщающий, наблюдённый в производственной жизни пример. В кабинетах руководителей часто можно встретить плакат (суровая, но важная и справедливая деловая действительность - предъявляемое к подчинённым требование): «Хочешь решить возникшую задачу, найдёшь пути и возможности. Не можешь или не хочешь поднапрячься – найдёшь десяток причин невозможности её решения». От выполнения (или не выполнения) этого требования зависят зарплаты, премии, продвижения по службе и пр.

Шахматы учат производственному умению быстро (за фиксированный промежуток времени, например за минуту) и далеко мысленно перебирать много вариантов, находить оптимальный из них – прокручиваются различные цепочки вопросов и ответов на них: «если я так, то … в худшем для меня случае будет…; тогда я …(сделаю так-то и так)»; при этом учитываются различные возникающие препятствия, а получающиеся при мысленных прокрутках результаты сопоставляются с накопленным опытом и между собою; в шахматах длины этих цепочек у любителей состоят из 5…7 звеньев, у профессионалов из 8…12 и более. Описанное дополняю графической иллюстрацией - рис.3.1, где: 1, 2, 3, 4, 5 – номера звеньев -той мыслительной цепочки; О – базовая точка (с которой начинаются первая, вторая … -тая … последняя цепочки; иначе – к которой возвращается мысль после


просмотра первой, второй и т.д. цепочки); А, В, С, D, Eпункты, в которых человек даёт ответ себе на вопрос «Что буду иметь я, и что будет иметь противник»? При этом получившееся сопоставляет с накопленной им базой знаний. Если этот мыслительный процесс касается шахмат, то в сопоставительном комплекс-критерии будут: центр, вертикаль, горизонталь, диагональ, площадка для коня, взаимная защита фигур, вилка, широта пространства для манёвра; преимущество двух слонов, ладьевая пешка, отрезал проход для короля; оппозиция, ближняя, дальняя и т.д., и т.п. – огромнейшая база; в текущий момент времени для компьютера, грубо-оценочно, может состоять из миллиарда элементов, для гроссмейстера из десятка миллионов, для любителя из десятка тысяч.

Перечислю некоторые общие штрихи-характеристики производственников и шахматистов - и тем, и другим нужны:

способности к быстрому перебору («перемалыванию») различных возможных вариантов (в производстве – творческий поиск), позволяющему оставлять в стороне массу ненужного информационного и исследовательского хлама и умению принимать оптимальные решения применительно к той или иной конкретной комплекс-ситуации (в том числе и в экстремальных условиях);

умение быстро принимать не стандартные, на изобретательском уровне, решения, учитывая частую смену требований к продукции;

умение разумно сочетать самостоятельность мышления и чувство ответственности – быть способным к инициативе – иметь взвешенное умение «брать на себя» (а не «перекладывать на плечи других»), сочетающееся с чувством ответственности за инициативу (нужны чувство разумного риска и негативного отношения к авантюрам); в шахматах: твой ход и вся ответственность на твоих плечах;

воспитание в людях умения не просто высказывать идеи, теоретизировать; а это в жизни наблюдается сплошь и рядом; обществу нужно в людях умение теорию разумно сочетать с практикой; не заниматься пустословием - слова не должны расходиться с делом;

умение не теряться в критических ситуациях - не паниковать, не бежать к начальству и пытаться из него вытянуть решение (а нет - переложить на его плечи ответственность), а думать и искать выход; в шахматах это качество приобретается, когда ищут возможности выйти из плохой позиции, отыграть имеющуюся у партнёра лишнюю пешку (а то и фигуру), например через находку и проведение неожиданной для противника комбинации; и часто находят; кстати, это одна из очень привлекательных сторон шахмат;

умение составлять планы (умение перед двигательными действиями проигрывать их в уме и прогнозировать результат);

способности к саморазвитию, самоконтролю, самодисциплине;

умение сдерживать себя – уважительно относиться к товарищам, соперникам, конкурентам;

трудолюбие, прилежание, усидчивость; сосредоточенность и внимание;

входящему в производственную жизнь молодому человеку желательно быстрее учиться умению «меньше ломать дрова»; если это шахматист, он многое знает, умеет и «схватывает всё на лету», что существенно сокращает время хождения его в подмастерьях.

Республика Беларусь в своём экономическом развитии ставку делает на науку. Вот, в частности, высказывание, воплощённое в различные документы, Президента А.Лукашенко: «Без науки дальнейшего развития не будет» [6].

О большом позитивном влиянии шахмат на науку в накопленной литературе сказано достаточно полно и обоснованно. Замечу лишь, что в этом вопросе имеется два аспекта:

первый - если учёный стал признанно крупным, то в большинстве случаев огромную воспитательно-формирующую роль в этом сыграли шахматы;

второй – сама шахматная игра является кладезем для разрабатываемых новых научных методов; ограничиваюсь лишь одной иллюстрацией – в математике «цепи Маркова» являются началом современной теории марковских процессов; академик А.А.Марков увидел эти цепи в шахматах.

Министров (и их подчинённых), депутатов и др. чиновников намного легче убеждать в справедливости утверждения «Увеличение вложений в шахматы приводит к существенному увеличению быстроты экономического процветания», если оперировать числовыми показателями. И задача эта решаемая.

Пусть - текущий общегосударственный годовой доход, например в 2009 году; это величина, известная на уровне ежегодного принятия в парламенте отдельного закона с постатейным, на сотнях страниц, расписыванием влияющих на факторов.

Из уже накопившихся таких законов, например за десяток последних лет, нет проблемы оценить уровень влияния учитывающихся факторов (вычислив интересующие для решения задачи приращения).

Фактор «шахматы» до сих пор не учитывался. Его влияние можно (и нужно!) оценивать элементарно простой формулой:
, (3)

где


- приращение , полученное за счёт фактора «шахматы»;

- «шахматное среднесуточное время государства» - величина, описанная в предыдущем подразделе;

- коэффициент пропорциональности; значения которого в текущий момент времени автору неизвестны, но нет принципиальных затруднений установить его – путём экспериментально полученных данных при случайно-выборочном сопоставлении выдаваемой трудящимися продукции - работающих в одинаковых условиях (с одним возрастом, стажем и т.д.), одни из которых шахматисты-любители, а вторые не умеющие играть в шахматы (либо очень слабо играющие) -той профессии (и т.д. – токарь, слесарь, конструктор, технолог и т.д.). Конечно, науке придётся потрудиться. Однако она может это делать; причём хорошо натренирована в этом; и не надо начинать с нуля - есть много специализированных государственных коллективов, есть и хорошо зарекомендовавшие в таких вопросах «тягловые лошадки» - аспиранты и докторанты.

С целью акцента, три ремарки:



об имеющихся резервах - в предыдущем разделе показано, что в текущий момент времени , а общественно-объединёнными усилиями в ближайшем будущем эта величина может быть доведена до значения ; и ещё останутся резервы, ведь ; но это для отдалённого будущего - когда каждый подросток будет не только не курить, не говоря уже об употреблениях наркотиков и алкоголя, но будет даже бумажки от мороженого бросать в урны, а пожилым людям уступать места в троллейбусах;
качественный анализ показал, что шахматы оказывают существенное позитивное влияние на экономическое процветание общества и это является достаточным основанием не откладывать в долгий ящик увеличение вложений в шахматы, в том числе и в финансирования исследований в изложенном научном направлении;

автору хочется, чтобы шахматисты-профессионалы, в том числе и ФИДЭ, всегда помнили ставший народной мудростью афоризм Козьмы Пруткова – «Хочешь быть счастливым – будь им»!


3.3. Шахматы – это красота, привлекательность
Такое утверждение – результат многовековых наблюдений. Нашло хорошее отражение в накопившейся литературе – во множестве рассказов, дружеских шаржей, анекдотов - см., в частности, [7] и [8].

Красота в шахматах и являлась главным движущим фактором их распространения. Заметное их вхождение в жизнь людей подтверждается многими фактами; в частности в 1452 г. в Нюрнберге по приказу папского посланника, противника шахматной игры (всегда были и такие) было конфисковано и сожжено 3640 (!) шахматных комплектов. В конце XVIII века в Англии насчитывалось 26 дворянских фамилий, родовые гербы которых содержали изображения ладьи.

Красоту шахмат иллюстрирую приведением двух партий.

Бессмертная партия А.Андерсен – Л.Кизерицкий

1.e4-e5; 2.f4-ef; 3.Ce4- Фh4+; 4.Kpf1-b5; 5.C: b5-Kf6; 6.Kf3-Фh6; 7.d3-Kh5; 8.Kh4-Фg5; 9.Kf5-c6; 10.g4-Kf6; 11.Лg1-cb; 12.h4-Фg6; 13.h5-Фg5; 14.Фf3-Kg8; 15.C: f4-Фf6; 16.Kc3-Cc5; 17.Kd5-Ф:b2; 18.Cd6-C:g1; 19.e5-Ф:a1; 20.Kpe2-Ka6; 21.K:g7+--Kpd8; 22.Фf6+--K:f6; 23.Ce7x. Лондон, 21.06.1851



Вечнозелёная (неувядаемая) партия А.Андерсен – Ж.Дюфрень

1.e4-e5; 2.Kf3-Kc6; 3.Cc4-Cc5; 4.b4-C:b4; 5.c3-Ca5; 6.d4-ed; 7.0-0—d3; 8.Фb3-Фf6; 9.e5-Фg6; 10.Ca3-Kge7; 11.Лe1-b5; 12.C: b5-Лb8; 13.Фa4-Cb6; 14.Kbd2-Cb7; 15.Ke4-Фf5; 16.C:d3-Фh5; 17.Kf6+--gf; 18.ef-Лg8; 19.Лad1-Ф:f3; 20.Л:e7-K:e7; 21.Ф:d7+--Kp:d7; 22.Cf5++--Kpe8; 23.Cd7+--Kpf8; 24.C:e7x. Берлин, 1852

Есть также «бессмертная ничья», «бессмертная партия цугцванга», «бессмертная русская партия», много других шахматных красот. Автор с гордостью сообщает: и любителей уважают – за лучшую по красоте партию турнира ему в 1956 г. вручили шахматные часы.
3.4. Целесообразнее всего учёбу шахматной игре начинать с детей – детсады, младшие классы (время занятий включать в сетки расписания часов); а затем кружки
Сформулированное широко, глубоко и доказательно изложено в печати. Ограничиваюсь основными информационными фрагментами.

Одни считают, что учить детей шахматам надо с 4…6-летнего, вторые - с 7…12 летнего возраста. Международный мастер В.Панов в книге «Капабланка» приводит партию, игранную будущим чемпионом мира в 4-летнем возрасте – фора в виде ферзя, данная малышу ведущим местным шахматистом оказалась большой – Капабланка эту партию на 38 ходу выиграл.

Шахматы:

позволяют ненавязчиво, в приятно-развлекательной форме, своевременно, практически безболезненно (с точки зрения возможных последствий) и малозатратно развивать у детей большой комплекс необходимых общечеловеческих качеств;

существенно сокращают время уличного воспитания детей;

начинающий шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре - как хочу, так и хожу; но скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, потому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы побеждать (это сильный стимул!); и это уважение к знаниям постепенно распространяется на всё другое, чему учат в школе; их успеваемость повышается (в среднем по всем предметам); они учатся успешнее других своих одноклассников;

шахматы уникальная, волшебная «таблетка», которая показана всем без исключения детям — в любом классе есть более сильные и менее сильные ученики; последние чувствуют свою уязвимость; если не дать им сразу, уже в начальных классах, проявить себя в чем-то, почувствовать вкус успеха, победы, это возникшее чувство неполноценности будет расти, и избавляться от него будет трудно; в этом плане шахматы – панацея от подобных бед; физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим, шахматы обеспечивают повышение самоуважения - «в шахматы я играю лучше тебя» или: «я могу, а ты не можешь»;

делают детей более внимательными и вдумчивыми; их ответы на уроках становятся интереснее, разнообразнее;

развивают память, воображение, интуицию, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу;

активизируют участие детей в общественной жизни коллектива;

учат более быстрому пониманию, что без труда успеха не добиться; воспитывают сосредоточенность;

если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то занятие шахматами приводит к постепенному избавлению от этих недостатков; воспитывают трудолюбие, бойцовский характер, волю, умение противостоять соблазнам и соблюдать требуемый режим; четвёртый чемпион мира Александр Алехин отмечал: «С помощью шахмат я воспитал свой характер»;

тонизируют нервную систему;

шахматисты обычно без проблем поступают в институты; не ставшие профессиональными шахматистами, обычно добиваются успеха в других сферах; делают прекрасную карьеру.

Изложенное имеет хорошее экспериментальное обоснование.

И не случайно, поэтому, в ряде зарубежных стран шахматы введены в программы общеобразовательных школ в более 50 странах мира. Впереди в этих вопросах Италия, Франция, Венесуэла, Швеция, Испания, Израиль, отдельные субъекты РФ (благодаря усилиям Президента Республики Калмыкии, Президента ФИДЭ, международного гроссмейстера К. Илюмжинова; XII чемпиона мира А.Карпова; вице-премьера правительства РФ, президента Всероссийской федерации шахмат А.Жукова; Первого Президента Республики Саха, Заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации М.Николаева и др.).

Последнее сообщение: с осени шахматы будут изучаться во всех школах Молдовы - в рамках уроков физического воспитания - 9 теоретических и 17 практических часов (9.08.2009 г., А. Виноградов).

Но, в целом, для мирового шахматного всеобуча ещё далеко.

Кое-что имеется и в Республике Беларусь (при ДЮШОР), но мы явно отстаём.
3.5. Другие аспекты полезности шахмат
Шахматы – это спорт. Об этом много, хорошо и убедительно сказано в накопившейся литературе, но, с целью акцента, повторяюсь: в текущий момент времени в первой сотне ведущих шахматистов планеты граждан Республики Беларусь нет (об этом свидетельствуют подсчитываемые и публикуемые ФИДЕ рейтинги).

Жизнь практически любого человека наполнена различными спорами (полемиками). Шахматы вырабатывают рефлекс взвешивать все «за», «против» и заготавливать соответствующие контраргументы.

Огромная совокупность образов, которые познаёт человек в шахматной игре, не позволяет ему любить и защищать догмы (а догматики в современном обществе встречаются на каждом шагу).

Жизнедеятельность человека проходит в условиях необходимости находиться в рамках огромного количества различных норм (Конституция, кодексы законов, частные законы, указы, приказы, постановления, ГОСТы, руководящие документы, правила и пр.). Начинать приобретать на практике опыт неотвратимости наказаний за «переступания границ» лучше с игры (это в достаточной мере дают шахматы), ибо во множестве других случаях реальной жизни это обходится слишком дорого.

Шахматы способствуют упрочению общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами.

Шахматы использовали для совершенствования военного искусства командиров различного уровня. Об этом уже сказано в подразделах 2.2, 2.3, 2.4. Дополняю.

Арабский историк Ибн Мискавейх (умер в 1030 г.), анализируя пораженческий эпизод персидского военачальника Бахтиара, писал: если бы он умел играть в шахматы, то никогда не допустил бы ошибки – не расположил бы конницу впереди пехоты.

Польза шахмат для повышения военного искусства была явной и понятной – необходимость выработки у офицеров быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию. Поэтому в XIX веке преподавание шахмат предусматривали учебными планами ряд военных академий: 1815 г., Копенгаген; примеру Дании последовала Пруссия и ряд других стран, в том числе Аргентина, где преподавание шахмат было введено в учебные планы генерального штаба вооружённых силы; в 1902 году в Австрии была создана военная шахматная федерация.

В одной из поэм, написанной в VI веке сообщается, что царь одной из территорий Индии Шрихарши успешно предотвращал вооружённые конфликты между враждовавшими соседями путём убеждения их в целесообразности решения спорных вопросов не оружием, а за шахматной доской.

Каждая проигранная партия есть микростресс. Поэтому шахматы, подобно прививкам против оспы, гриппа и т.п., вырабатывают у людей нервно-защитные «бронежилеты» к стрессовым ситуациям.

Являются шахматы и хорошим лечебно-нервно-успокаивающим средством. Иллюстрирую это весточкой на волю от СЛОНА (Соловецкий Лагерь Особого Назначения):

И если сердце съедено тоской,

И если в нем не заживает рана, -

Склонись скорей над шахматной доской:

Здесь тот же мир, но только без обмана...

(Нина Подгоричани, 1923 г.).

Итак, польза от шахмат огромная, затраты на них минимальные. Но …
4. ПОЯВИЛИСЬ ПРИЗНАКИ ШАХМАТНОГО КРИЗИСА
4.1. О неотвратимости периодических возникновений кризисов общественных продуктов, в том числе и шахмат, свидетельствует один из законов общественного развития
Закон: продукты общественной деятельности человечества периодически подвержены кризисным явлениям.

Поясняю. Появляются трактора и самолёты, АЭС и Гелиоэлектричество, кибернетика и компьютеры, луноходы и МКС, генная инженерия и клонирования и т.д., а управляют всем этим люди и в обозримом будущем, полагаю, мы устоим перед киберами.

Конкретным личностям свойственно цепляться за старое – никто не хочет добровольно, по собственной инициативе, без давлений отказываться от более высоких доходов, чем у других, но обеспечивают они своё привилегированное положение старым багажом знаний, а если и учатся, то с КПД намного меньшим, чем у молодёжи, которая, во-первых, во имя своего будущего меньше тратит времени на досуг, во-вторых, с возрастом начинают болеть то печень, то голова, то ещё что-то (но сутки-то длятся одинаково - 24 часа; и для молодого, и для пожилого).

В обществе в общем это понимают – есть пенсии и пр. Но есть и конкретика, которая в деталях обычно не известна. Высокий уровень стихийного отношения к ней (по фактору «осознанная необходимость») приводит к переходным процессам взрывного характера. Уровни конфликтности существенно снижаются, если противоборствующим сторонам удаётся своевременно организоваться, в переносном смысле «сесть за один стол» и полюбовно договориться.

Существование рассматриваемого общественного закона иллюстрирую комплексом примеров на тему «кризисные явления в демократических завоеваниях».

Дошедшие до наших времён многочисленные описания свидетельствуют, что в VII-V веках до н.э. в Спарте имелась «община равных». Она была образована …

Более широкими являлись демократические завоевания в V веке до н.э. в Афинах, где главным органом власти были народные собрания, проходившие не реже 1 раза в 10 дней на большом пологом холме близ Акрополя ...

Ещё более широкой (по сравнению с «общиной равных») была демократия в V-III веках до н.э. в Риме. В частности, законы 12-ти таблиц устанавливали равенство …

Немного подробнее по перечисленным демократиям см. в [9].

Все они загнили и погибли.

Было также «Новгородское вече», а что произошло с СССР читатель и сам знает. Загнивали и гибли также другие империи - Римская и пр.

Пример из шахмат: итальянцы, державшиеся за свободную рокировку и пр., с мыслями в голове, что их шахматисты лучшие, привыкли больше других нежиться на пляжах Средиземного моря и …, в итоге, уступили лидерство Франции, Англии, Германии, Скандинавским странам.

Главный признак начавшегося шахматного кризиса: ухудшение отношения к ним (уменьшилась общественная их привлекательность – понизилось число различных шахматных мероприятий).

Главные причины шахматного кризиса: внешняя и внутренняя.

Внешняя причина шахматного кризиса: смена общественного строя, развал СССР и, как это бывает в переходные периоды, вульгарное представление (распространение на всех и всея) о «свободе», в частности преувеличенное понимание фактора «самостоятельность» - ответственность с конкретных предприятий была переложена на управленческий государственный аппарат (в частности, о какой там поддержке шахмат может думать частный предприниматель, имеющий, в лучшем случае, десяток подчинённых – он и во сне думает «как бы не прогореть и что-то заиметь на будущую свою жизнь»).

Внутренняя причина - снижение привлекательности шахмат.

О внешней причине: уже многое утряслось, наладится. Главное: общество, через шахматных профессионалов, должно позаботиться о восстановлении и расширении привлекательности шахматной игры. Перехожу к рассмотрению этой проблемы – подразделы 4.2 и 4.3.
4.2. О человеческой наивности и шахматном автомате
Автор разделяет мнение чилийского борца за демократию Хорхе Монтеса, узника Пиночета: «На протяжении всей своей жизни я не переставал удивляться тому, что люди стараются видеть вещи не такими, какими они есть, а такими, какими они хотят их видеть».

Знание цитированного психологически-массового закона позволяет легко обманывать публику. Это мы наблюдаем сплошь и рядом. Более десятка таких примеров, в том числе и из современной жизни, см. в [10]. Привожу один пример.

В 1862 году некий Джон Кили заинтересовал промышленников Филадельфии обещанием получить новый вид энергии. В его распоряжение были представлены значительные суммы денег и он обязался в течение трёх лет построить невиданный двигатель. И действительно, 10 ноября 1874 года Кили уже демонстрировал двенадцати директорам (которые образовали совет компании, созданной для эксплуатации изобретения) свой двигатель. Слухи о поразительных опытах привлекли внимание технического мира.

С 1862 года до самой своей смерти (1896 год) Кили дурачил мир своими фокусами, несмотря на протесты многих учёных. И лишь после его смерти собранные для следствия учёные единодушно решили, что Кили пользовался для демонстрации своих таинственных опытов сжатым воздухом - под лабораторией, где проводились демонстрации, находился резервуар со сжатым воздухом, от которого к демонстрировавшемуся двигателю скрытно подводились медные трубки, открытие и закрытие которых осуществлялось посредством скрытой в полу педали. Таким было окончание тридцатилетнего обмана.

Привожу ещё один пример «решения» проблемы создания вечного двигателя - Орфиреус (1680-1745).

Пример интересен также высочайшим уровнем научного мошенничества – этот «изобретатель» рекомендован был ландграфу Карлу Гессен-Кассельскому знаменитым Лейбницем (создателем, вместе с Ньютоном, дифференциального и интегрального исчислений). Значительный интерес к этому «изобретению» проявляли польский король Август II и российский царь Пётр I.

Обман и этого человека, зарабатывавшего не просто «хлеб насущный», но ещё и кусочек к нему сливочного масла, также продолжался 30 лет и, как в случае с Кили, раскрылся лишь после смерти «изобретателя» - оказалось демонстрировавшаяся машина приводилась в движение братом или служанкой из соседней комнаты - искусственно спрятанной от членов комиссий нитью.

Подробнее и красочнее второй пример изложен в [11].

Существовали и шахматные автоматы, с одним из них однажды сразился Бонапарт Наполеон.

Наполеон (белые) – Автомат=И.Альгайер (чёрные)

1.e4-e5; 2.Фf3-Kc6; 3.Cc4- Kf6; 4.Ke2- Cc5; 5. a3-d6; 6.00-Cg4;

7.Фd3-Kh5; 8.h3-C:e2; 9.Ф:e2-Kf4; 10.Фe1-Kd4; 11.Cb3–Kf3+;

12.Kph1-Фh4. Белые сдались Шёнбрунн, 1809

Играл с шахматным «автоматом» и Бенджамин Франклин.

Первый шахматный автомат создан был венгерским механиком, придворным советником австрийской императрицы Марии-Тересии В.Кемпеленом.

Внешний вид автомата: закрытый стол на коротких ножках. Высота 1,2 м. Длины сторон прямоугольной столешницы 0,9м и 0,6м. За столом восседает восковый «Турок». В столе имеются дверцы, через которые, при помощи свечи, публике показывают сложный механизм, состоящий из шестерён, пружин, стержней. Система зеркал создавала видимость отсутствия внутри чего-то другого. На самом деле внутри за перегородкой находился сильный шахматист. Затем дверцы закрывались, механизм специальным ключом заводили, как часы, и начиналась игра. Система магнитов, шариков и стержней позволяла находящемуся внутри стола игроку видеть поле, ходы, брать «Турком» фигуры и перемещать их.

Шахматный автомат успешно демонстрировался: в 1770-1773 - в Вене и Братиславе; в 1783-1784 - в Париже, Лондоне, Берлине, Лейпциге, Дрездене и многих других европейских городах. Успешные демонстрации продолжались и после смерти Кемпелена (1804) - в США, 1826-1838 годы. Автомат выигрывал в подавляющем большинстве случаев (в среднем один проигрыш в 50-ти партиях; в Париже проигрывал больше – сильным игрокам, в том числе и Филидору).

Секрет был раскрыт одним из шахматистов, располагавшихся внутри стола – публикацией в 1834 году статьи. После смерти последнего владельца автомат был продан с аукциона Китайскому музею в Филадельфии, где в 1854 году сгорел при пожаре.
4.3. О произошедшей компьютеризации шахмат и негативной стороне этого события
В создании шахматных компьютеров есть ряд общечеловеческих положительных сторон. В частности, американский DEEP BLUE создавался для игры с человеком, но в качестве побочной продукции создали также ряд компьютерных программ для нужд астрофизики, молекулярной динамики и для нужд Пентагона.

Если сопоставлять возможности человека и шахматного компьютера, то целесообразно знать самооценку VI чемпиона мира М.Ботвинника: «без ошибок я никогда не умел играть» [5]. Такое же мнение и у многих других гроссмейстеров - Ю.Авербах: «никто еще, не исключая и чемпиона мира, не научился играть безошибочно. Увы, умственные возможности человека не беспредельны. И может оказаться, что сильнейшим шахматистом мира вскоре станет компьютер». Дополняю: у компьютера нет нервов и он точно выполняет то, что заложено в управляющую программу; вопрос идёт лишь о её совершенстве.

В 1997 г. XIII чемпион мира Г.Каспаров проиграл машине DEEP BLUE; со счётом 2,5:3,5; но свои, как сообщалось в СМИ, кровные пораженческие 400 000 долларов заработал (автор оценивает это позитивно – считает достойным для чемпиона мира заработком); команда, представлявшая DEEP BLUE, получила 700 000 долларов.

Этим автор хочет подчеркнуть, где большой спорт, большúе игры, там и большúе деньги. А где большúе деньги, наивно причастных к ним людей считать октябрятами; они не только не пионеры, но даже не комсомольцы.

XIV шахматный чемпион мира В.Крамник:

в 2002 году в Бахрейне сражался с немецкой седьмой версией машины Fritz; поединок завершился вничью - 4:4;

десятой же версии Fritz (в ней около 8 млн операций в секунду против 2,7 млн операций у седьмой версии) он уже, в 2006 году, проиграл – со счётом 2:4; но, вновь-таки, 500 тыс. евро заработал, что также, как и в случае с Г.Каспаровым, является достойным для чемпиона мира заработком.

К сожалению, рядовые шахматисты-профессионалы такие деньги не зарабатывают за всю свою трудовую жизнь.

Сегодня шахматно-компьютерная техника попала на прилавки магазинов. Из рекламы:

карманный компьютер HP 114 с игровой программой Pocket Fritz 3; возможность игры на портале «Шахматная планета»; вес 115 грамм; размеры - длина 117 мм, ширина 69 мм, высота 14 мм;

Rybka 2.3 + база 3 100 000 партий + …; цена $ 40; полностью независимая и самостоятельная программа - ничего дополнительно для работы не требуется; игра на любых контролях времени, автосохранение сыгранных партий;

Fritz 10 (русская версия) (1 DVD); у Вас появится возможность сразиться против компьютера, с которым состязались Владимир Крамник и Гарри Каспаров;

Chess Assistant 10 - профессиональный пакет + Deep Rybka 3 (DVD);

игры, анализ; работа с шахматными партиями, база 4 000 000 партий; дебютная Энциклопедия (DVD); любые виды поиска, шахматное дерево, возможность подключения эндшпильных таблиц Налимова; модуль игры на «Шахматной планете».

Приведенную информацию дополняю обобщённой оценкой XIII чемпиона мира Г.Каспарова: «В наши дни вы можете купить за пятьдесят долларов немало программ …, побеждающих большинство гроссмейстеров» [12].

Анализируя вопрос о шахматном компьютере, как противнике в игре с шахматистом, дополню: Fritz-10, которому проиграл XIV шахматный чемпион мира В.Крамник, имеет 8 млн операций в секунду; но ведь уже сегодня есть компьютеры, быстродействие которых на несколько порядков превышают это численное значение.

Итак, шахматные компьютеры это хорошо или плохо?

Хорошо! - Для шахматных профессионалов это крайне необходимая техника. Но дополняю: как отдельный человек, так и общество в целом, должны «иметь голову на плечах». В частности, автор, являющийся любителем шахмат, пока не видит необходимости что-либо из перечисленного покупать, но без колебаний приобрёл бы флешку или DVD с наборами убедительных примеров (с чёткими формулировками, фамилиями, количественными характеристиками) и др. вопросами, усиливающими его аргументированность, когда он говорит «зря шахматы ещё не попали в систему всеобуча».

Почему автор осторожен в своей оценке?

Во-первых, он многое на своём веку видел, знает; привык в любом явлении находить плюсы и минусы.

Во-вторых, он шахматист-любитель, а не профессионал, а это разные интересы (разные колокольни).

В-третьих, такое же мнение имеет и большинство, как автору кажется, профессионалов. Во всяком случае, привожу мнение XIII чемпиона мира Г.Каспарова: «быстрое распространение мощных шахматных программ имело много неожиданных последствий, как положительных, так и отрицательных» [12]. XII чемпионка мира А.Костенюк: «Компьютеры наносят шахматам серьезный урон. ...Но не все так плохо…» [13]. Гостренер по шахматам Е.Мочалов: «Потом, к сожалению, в ход пошли компьютерные шахматные программы, принесшие немало вреда…» [3].

В Элисте с 23 сентября по 13 октября 2006 г. проходил матч за звание чемпиона-2006 мира по шахматам между болгарином В.Топаловым и россиянином В.Крамником. Топалов заявил, что Крамник пользовался компьютерными подсказками, получение которых было организовано спецслужбами... [14].

Так это или нет? Автор не знает, но, учитывая взаимность таких претензий обоих партнёров, констатирует: Топалов-Крамник с уверенностью говорят об уже имеющихся таких мошеннических возможностях. И второе: то, что спецслужбы местом передачи информации выбрали туалет – это неуважительное отношение к обслуживающим их технарям – это же примитив, после каждого хода шахматисту бежать в туалет. Что может иметь место, однако только с целью взвинчивания противника и от полного времени, отведенного ему на обдумывание ходов, отрывать какую-то часть на посторонние мысли. Но это издержки большого спорта – бывает также, что не здороваются, иногда бьют под столом друг друга ногами и т.д.

Продолжая тему Топалов-Крамник, поясняю утверждение о том, что сегодня научно-технические достижения позволяют иметь намного более тонкие приёмы шахматного мошенничества.

У нас, в Могилёве, по желанию владельцев, собакам и кошкам, с помощью медицинского шприца, вводят малюсенький чип и он позволяет быстро находить этих животных. Там, где интересы государства и/или большие деньги, там были, есть и будут применяться различные методы для обеспечения спортивных побед «своим». И ярким примером этому является существование Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) с Всемирным антидопинговым кодексом. Имеются и национальные антидопинговые организации, но самое интересное в том, что не только в той же стране, но иногда даже рядышком, на одной улице, работают фирмы, и наука, по созданию новых препаратов, не числящихся в перечнях запрещённых. Всё это напоминает игру времён моего детства «Вор и полицейский» - оба совершенствуют свои профессиональные умения и, подобно бесконечной «У попа была собака, он её любил …», поочерёдно обыгрывают друг друга.

Сегодня нет проблемы передать игроку информацию от суперкомпьютера и окружающего его консилиума гроссмейстеров (которым надо зарабатывать на жизнь). Слава Богу, НТП позволил им не ездить с ящиком Кемпелена (как И.Альгайеру) и не сидеть в нём, почти не дыша, согнувшись в три погибели; они, попивая кофе со сливками в роскошной гостиной, используя шахматный компьютер, выяснили, что лучшим ходом будет «Ке7» и по мобильнику сбросили информацию на чип спортсмена, его тренера или журналиста, находящимся в десятке метров от игрока. А тем кто может запретить почесать нос, подбородок, левое или правое ухо? Набор таких информационных элементов намного больше, чем нужно для «Ке7».

Т.е. большой шахматный спорт – это, если и не сегодня, то завтра, состязание суперкомпьютеров.

И неслучайно, по-видимому, матч в Валенсии (22-24 сентября 2009 г.) между Г.Каспаровым и А.Карповым проводился по регламенту: 4 партии по 25 минут (быстрые шахматы) и 8 блиц-партий (по 5 минут) – в настоящий момент времени это хорошее «противоядие» мошеннически-компьютерным методам.



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: