страница 1 страница 2 | страница 3
Игнатищев Р.М.
Заслуженный деятель науки
Руслан Игнатищев:
шахматы,
как общественное явление
Могилёв – 2009
УДК 794.1
И 26
ББК 75.581
Игнатищев, Р.М.
И 26 Заслуженный деятель науки Руслан Игнатищев: шахматы,
как общественное явление / Р.М.Игнатищев.- Могилёв: Могилёв. обл. укруп. тип. им. Спиридона Соболя, 2009. - 40 с.
Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор, доктор технических наук, депутат Белорусского парламента двух созывов (работавший Председателем подкомиссии по науке) рассуждает о пользе шахмат и обоснованно приходит к выводам:
шахматы обладают огромным потенциалом в борьбе общества за очищение от негативных проявлений и дальнейшее экономическое процветание;
к сожалению, в текущий исторический отрезок времени значимость этого фактора недооценивается;
согражданам, имеющим властные и/или материальные возможности, следует существенно повысить вложения в шахматы, на порядок увеличив штат преподавателей, число спецклассов, кружков и соревнований.
Брошюра предназначена широким слоям населения.
УДК 794.1
ББК 75.581
© Игнатищев Р.М., 2009
Сурова жизнь, борьба жестка.
И вдруг, среди великой бури,
Два человека и доска,
И деревянные фигуры
А.Безыменский
Содержание
1. Позиция автора: наши устремления и поступки не
должны выходить из треугольника «Мать-Отец-Родина» ……....... 5
2. Шахматы – это найденный семи тысячелетним поиском
алмаз человечества, за четверть тысячелетия отшлифованный
им в удивительной красы бриллиант ……………………….….…… 6
2.1. Замечания по поводу терминов, библиографических
ссылок и точности изложений ............................................................ 6
2.2. Древнейшие прообразы шахмат …………………....………..… 7
2.3. О чатуранге и чатранге ………………...…………....………..… 7
2.4. О шатрандже …………………....……………………………..… 8
2.5. О совершенствовании шатранджа ………………….....……..… 9
2.6. О появлении современных шахмат ………………....………... 10
2.7. О шахматах на территории Республики Беларуси и стран,
в которые она, по воле судьбы, входила …………....………..…… 12
3. О пользе шахмат …………………....……………………….. 16
3.1. Шахматы являются хорошим, с огромным потенциалом,
средством борьбы общества с негативными
в нём проявлениями …………………....………………………....… 16
3.2. Шахматы являются хорошим, с огромным потенциалом,
средством и в борьбе общества за дальнейшее
экономическое его процветание ..………………………………….. 19
3.3. Шахматы – это красота, привлекательность ..….…………….. 24
3.4. Целесообразнее всего учёбу шахматной игре начинать
с детей – детсады, младшие классы (время занятий включать
в сетки расписания часов); а затем кружки ……….……………..... 25
3.5. Другие аспекты полезности шахмат …………………………... 27
4. Появились признаки шахматного кризиса ……………….… 28
4.1. О неотвратимости периодических возникновений кризисов
общественных продуктов, в том числе и шахмат,
свидетельствует один из законов общественного развития …….... 28
4.2. О человеческой наивности и шахматном автомате …………... 30
4.3. О произошедшей компьютеризации шахмат и
негативной стороне этого события …………………………………. 32
5. Рекомендации по повышению общественной
значимости шахмат ……………………………..…………………… 36
5.1. Цели, преследовавшиеся написанием брошюры ……..……….. 36
5.2. Для достижения главной цели нужно добиться решения
задачи «Каждый второй трудящийся – шахматист-любитель …….. 36
Список литературы ………………………………...………….… 39
1. ПОЗИЦИЯ АВТОРА: НАШИ УСТРЕМЛЕНИЯ И ПОСТУПКИ НЕ ДОЛЖНЫ ВЫХОДИТЬ ИЗ
ТРЕУГОЛЬНИКА «МАТЬ-ОТЕЦ-РОДИНА»
Брошюру посвящаю родителям. Своим и похожим на них.
МАМА – не испытала радости долгожданного Дня Победы – не вынесла тягот военного лихолетья - поиски пищи и уход за тремя малолетними детьми – недоедания и недосыпания - умерла в неполные 36 лет - 16.04.1945 г.
ПАПА – чтобы дать хорошее воспитание и высшее образование детям жертвовал служебной карьерой. Фрагмент воспитания бывшего политрука: Руслан, надо уметь играть в шахматы – перерасти меня и выйди на уровень крепкого игрока первой категории, больше не надо – достаточно дотянуть до начального уровня игры кандидатов в мастера спорта (КМС) и перейти в любители. Убедил Руслана. Руслан (с высоты прожитых лет): отец был умным человеком – трезвым в быту и трезвым в оценках (в том числе и своих детей).
Отношения в мире не такие благостные, какие большинство трудящихся людей хотело бы иметь - есть бомбёжки Ираков (Югославия и др., что и позволяет автору название страны употребить во множественном числе), которые, якобы, «разрабатывают ядерное оружие». Оккупации этих стран, с последующими попытками наивных и оболваненных исполнителей «найти в тёмной комнате пятый угол, а в нём чёрную кошку, которой там нет и никогда не было». Есть среди народов Земного шара и много других, на меньших уровнях, примеров унижения достоинства людей, проживающих на других территориях – «чукчи», «бульбаши» и т.п. При этом уровни негативных оценок одних наций (народностей и пр.) одни, других другие; если эти уровни условиться отображать на числовой оси, то для одних народных общностей они отобразятся сантиметром, для других метром.
К сильным (в военном отношении, в экономике, спорте, науке и т.д.) относятся уважительно и осторожно. А величúны этих защитных сил определяются уровнями экономического развития, числом завоёванных медалей в международных соревнованиях, научными и научно-техническими достижениями, другими подобными показателями.
Шахматы не только развлечение; они могут, и должны, работать, причём заметно, на поднятие экономики и славы страны.
2. ШАХМАТЫ - ЭТО НАЙДЕННЫЙ СЕМИ ТЫСЯЧЕЛЕТНИМ ПОИСКОМ АЛМАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЗА ЧЕТВЕРТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ОТШЛИФОВАННЫЙ ИМ В УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСЫ БРИЛЛИАНТ
2.1. Замечания по поводу терминов, библиографических ссылок и точности изложений
Людям нравятся краткие словосочетания, даже если они не всегда точные. Автор считает, что если при употреблении краткого, но не совсем точного словосочетания, суть излагаемого вопроса понимается правильно 99-ю людьми из 100, то, чтобы не выглядеть смешным, следует их и употреблять. Поэтому в брошюре термин «шахматы» будет применяться и для используемого в игре инвентаря, и для отображения одной из разновидностей досуга человека («играет в шахматы»), и для одного из многогранных общественных явлений (характеризуемого неразрывным комплексом показателей, выражаемых в терминах экономики, спорта, науки, искусства, культуры).
Шахматы = chess (в Англии) = el axedres (в Испании) = Schach (в Германии) = echecs (во Франции). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побеждён.
Шахматы распространились по Земному шару через века и страны, от цивилизации к цивилизации, от народа к народу. Со временем менялись формы инвентаря и правила игры. Накопилось огромное количество литературных источников по истории шахмат; например, фонд Королевской библиотеки в Гааге (Нидерланды) насчитывает 18 тысяч шахматных книг различного наименования; по данным ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) на Земном шаре к 1991 г. шахматных книг различных названий накопилось около 25 тысяч.
Поскольку информация из первоисточников десятки, а то и сотни, раз последовательно (во времени) и параллельно (одновременно различными авторами) перерабатывалась и обобщалась, то когда в данной брошюре речь будет вестись о накопленных знаниях, автор не будет грешить ссылками на литературные источники.
Но брошюра содержит ссылки на мнения специалистов и ряд значимых информационных фрагментов, сообщаемых читателю впервые. Поэтому автор будет давать и библиографические ссылки.
В брошюре встретятся отдельные не достаточно полные изложения, неясности, неточности. Автор надеется, что все они мелкие. Заранее просит извинить за огрехи и благодарит за все замечания, но и просит не судить строго – уже только потому, что всё познаётся в сравнении, а именно автору удалось вскрыть один из великих научных промахов человечества - общее развитие науки отвергло традиционную, существовавшую более двух тысячелетий, концепцию аксиоматического метода элементарной геометрии (5…19 аксиом) – она, хотя и очень красивая, принесшая огромную пользу человечеству, в итоге оказалась всё же не оправдавшейся гипотезой - при построении аксиоматической теории появляется практически неограниченное число начал [1].
2.2. Древнейшие прообразы шахмат
Говоря о месте появления предшественников шахмат, историки чаще обращают внимание на Индию, реже на Китай и Месопотамию. Имеется также мнение, что шахматы на землю занесли инопланетяне. Оставим эти споры (мало, что дающие для сути рассматриваемых в брошюре вопросов) историкам. Заметим лишь, что научные методы (базирующиеся на фактах, добытых археологами и специалистами по расшифровке письменностей и изображений на стенах, плитах, дощечках и т.п.) позволяют мнение о шахматах, занесенных инопланетянами, считать фантазией.
Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III–IV тысячелетиях до н.э. Передвижения фишек, без их удаления с доски, определялось бросанием игральных костей.
Затем возникли игры военного типа, в которых фишки убивали друг друга: в древнем Египте такой игрой была «тау» (1270 лет до н.э.), в древней Греции – «петтеия» (V в. до н.э.), в древнем Риме – «латрункули» (I–II вв. до н.э.).
2.3. О чатуранге и чатранге
В поэме придворного поэта, написанной в честь царя Харши, правителя Северной Индии с 606 по 648 год, описана чатуранга - игра
для военных; в ней на игральной доске воевало 4 армии – каждая, возглавляемая военачальником, состояла из боевых единиц различного достоинства – боевых колесниц, боевых слонов, конницы и пеших воинов.
В VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где «чатуранга» трансформировалась в похожий по звучанию «чатранг».
Примерно в тоже время прообраз шахмат проник и в Среднюю Азию - при раскопках в Афросиабе (Самарканд) были найде-
дены фигурки из слоновой кости, датируемые VII–VIII вв. Сегодня считается, что это самые древние шахматные фигуры - они изобразительные - изображают в миниатюре шаха, конных и пеших воинов.
2.4. О шатрандже
Затем с прообразом шахмат познакомился исламский мир. Название «чатранг» трансформировалось в «шатрандж».
В VIII–IX вв. шатрандж получил широкое распространение в Арабском Халифате. Ислам запрещал изображать людей и животных; поэтому шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были простыми в изготовлении и дешёвыми (их делали из обожжённой глины), что существенно расширяло число игроков – способствовало распространению игры среди простого люда.
Собираться четырём человекам, да ещё относительно равной силы (как в чатранге) намного сложнее, чем двоим. А при двух партнёрах в чатранге каждый управляет на доске двумя различными войсками – это мало что дающая сложность. Сама собою напрашивалась мысль: «Почему бы два войска не объединить под начало одного командующего»? И в шатрандже уже наблюдается противоборство двух армий, каждая из которых по численности боевых единиц равна двум армиям из чатранга. Поле битвы и начальная расстановка боевых единиц приобрела вид, перешедший в современные шахматы – игровая доска с 64 клетками (88) и по 16 боевых единиц с каждой стороны.
С арабским периодом в развитии шахмат связано появление умения записывать сыгранные партии, что позволяло повышать мастерство и передавать приобретённый опыт. Появились рукописи, охватывающие различные аспекты шатранджа – историю, правила игры, стратегию и тактику. Были разработаны различные дебютные расстановки фигур – «табии». Возникла шахматная композиция – на основе сыгранных партий шахматисты стали создавать задачи - «мансубы».
В настоящее время в мире известно около двух десятков восточных рукописей, посвященных шатранджу, написанных в период с XII по XVII век. Самая старинная датируется 1140 г.; однако там сообщается, что она базируется на более ранних сочинениях, написанных в IX и X вв – в те времена халифы в Багдаде слыли покровителями этой игры и при их дворе систематически проводились соревнования. Совокупность указанных рукописей даёт хорошее представление о высоком уровне развития шатранджа.
В связи с ростом числа людей, умеющих играть в шатрандж, возникла необходимость создания квалификационной системы - в зависимости от силы игры и представляемой партнёру форы (для уравнения шансов на победу), игроков начали делить на 5 классов. Высший класс составляли «алии» – мастера шатранджа; благодаря письменным источникам известны имена некоторых из них. Игрокам других классов они давали фору: для второго класса – пешка (ладьевая или коневая, а более слабым - центральная); для третьего класса – ферзь (который в те времена являлся слабой фигурой – см. в подразделе 2.6); для четвёртого класса - конь или конь и ладейная пешка; игроки пятого класса в качестве форы получали ладью (правила её перемещения по доске были такими, как и в современных шахматах).
2.5. О совершенствовании шатранджа
Первое упоминание о шатрандже в Западной Европе относится к началу XI в. Сюда прообраз шахмат проник от арабов - через Иберийский полуостров, Аквитанию и Прованс, а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги. В XI–XII вв. шатрандж был одним из самых распространенных развлечений феодальной знати и
входил в программу рыцарского воспитания.
В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения. Во-первых, начиная с XI в. доска для передвижения фигур стала двухцветной (такой, какой является сегодня; на Востоке же она была одноцветной). Во-вторых, вместо трех путей к победе – мата, пата и уничтожения всех боевых сил, остался лишь один – мат. В-третьих, был разрешен двойной ход пешкой (из начальных положений – как это и предусмотрено современной шахматной игрой) и введен прообраз нынешней рокировки - прыжок короля.
В 1283 г. по указанию Альфонса X Мудрого (1221–1284), короля Кастилии и Леона, в Испании была написана «Книга игр», первая часть которой посвящена шатранджу. В ней приведены 103 задачи, большинство из которых заимствованы у Востока, сделан и шажок в совершенствовании: кроме «выиграть или сделать ничью» появились и задачи с требованием: мат дать за определенное число ходов.
В то же примерно время подобные сборники задач появились в Англии и Италии.
2.6. О появлении современных шахмат
В Европе вторая половина XV в. характеризуется изобретением книгопечатания, началом эпохи географических открытий, повышением интереса к искусству, точным наукам, истории. К периоду Ренессанса относится и реформа шахмат. Слон и ферзь начали перемещаться по правилам современных шахмат (до этого ферзь ходил лишь по диагоналям и всего на одну клетку, слон также ходил по диагоналям, но через клетку). Изменения сделали игру более быстрой, динамичной, более привлекательной; обеспечили ей дальнейшую жизнеспособность. Испанский историк Р.Кальво отмечает, что эта реформа произошла в Валенсии, в литературном кружке молодых поэтов, в частности они создали первое сочинение, посвященное новым шахматам - поэму «Шахматы любви», 1480 г.; в ней описывается партия, игранная по новым правилам.
В Испании вышли и первые печатные книги о новых шахматах – в 1495 г. – «100 задач Ф.Висента» и в 1497 – «Забавы любви и искусство шахмат» Луиса Рамиреса Лусены.
Употребив слово «искусство» Лусена высветил важную эстетическую сторону новой игры, которая привлекла к ним новых поклонников, особенно в Италии.
Книгу о новых шахматах издал и португалец Дамиано - 1512 г., в Риме, на двух языках – испанском и итальянском. Она оказалась необычайно популярной, и в XVI в. выдержала 8 изданий.
Немало способствовала распространению новой игры в Европе поэма М.Виды – «Игра в шахматы»; написана на латыни. Он включил её в томик своих религиозных стихов и вместе с ними она расходилась по монастырям, университетам, библиотекам, что обеспечило широкое распространение новым шахматам - только в XVI в. эта поэма выдержала 30 изданий и была переведена почти на все европейские языки.
Одним из первых мастеров и теоретиков новых шахмат был испанский священник Р.Сегура. В 1560 г. он приезжал в Рим и с успехом играл с итальянскими мастерами, а в 1561 г. выпустил книгу «Об изобретательности и искусстве игры в шахматы», в которой отразил состояние шахматной теории в середине XVI в., уделив большое внимание теории дебютов.
Хотя родиной новых шахмат явилась Испания, но Италия оказалась лучше подготовленной для их восприятия и они получили там более широкое распространение. Появилось немало шахматистов-практиков, которые стали профессионалами, зарабатывающими хлеб насущный игрой в шахматы.
С конца XVI в. слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие «школа» – итальянская. Их партии и дебютные анализы представлены в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко. Особенно заметен был Д.Греко (1600–1634) - он с успехом гастролировал при королевских дворах Франции, Англии, Испании; на изданных после его смерти сборниках партий училось несколько поколений европейских шахматистов.
В XVI в. в правила было внесено еще изменение – появилась свободная рокировка - когда король и ладья могли поменяться местами.
Первым международным соревнованием в истории шахмат считают встречи испанцев Р.Лопеса и А.Серона с итальянцами Д.Леонардо и П.Бои. Это соревнование проходило в 1575 г. в Мадриде при дворе короля Филиппа II; закончилось поражением испанцев.
В середине XVIII в. жившие в Модене мастера Э.Рио, Д.Лолли и Д.Понциани теоретически обосновали основные положения итальянской школы и, поднимая на новый уровень мысль Лусены, провозгласили шахматы искусством.
Начиная с середины XVIII века лидерство в развитии шахмат перешло к Франции. Там они перестали быть привилегией феодалов и получили распространение среди третьего сословия. Поединки проводились в кафе и клубах. В Париже в первой половине XVIII в. большýю популярность имели кафе «Прокоп» и «Режанс», где за шахматной доской можно было встретить Вольтера, Дидро, Руссо, Мирабо, Дантона, Робеспьера и др. широко известных общественных и государственных деятелей. В этом кафе выросли выдающиеся шахматисты Легаль (1702-1792) и его ученик Филидор (1726–1795).
В современных учебниках приводят «Мат Легаля», который он поставил партнёру в одной из игранных им партий (Париж, 1750 г.; по другим данным – 1787 г.).
А.Филидор в 1749 г. издал книгу «Анализ шахматной игры». В ней правила перемещения фигур по доске уже не отличаются от тех, которые имеются в современных шахматах (испано-итальянская оценка пат=выигрыш заменён на пат=ничья, современной заменена свободная рокировка и пр.). Книга «Анализ …» Филидора была переведена на многие европейские языки, почти сотню раз переиздавалась; явилась базой для развития шахмат в США.
Итак, современные шахматы мир совершенствует уже 250 лет – создано практически неисчислимое число дебютных вариантов, этюдов и задач, теоретических разработок для миттельшпиля и эндшпиля. В частности, только с названием «Сицилианская защита», на русском языке, в шахматной библиотеке автора брошюры находится три книги разных авторов – 184 с., 192 с. и 240 с.
2.7. О шахматах на территории Республики Беларусь и стран, в которые она, по воле судьбы, входила
На основании изучения накопленной информации автор не может сказать, что жители территорий нынешней Республики Беларусь испытывали притеснения в шахматах, когда являлись составной частью больших государств - Великого княжества литовского, Речи Посполитой, Российской империи и СССР. Лишь две ремарки:
народная мудрость гласит: «Рыба ищет где глубже, человек где лучше»; поэтому мы видим, что лучших специалистов, в том числе и шахматистов, забирают столицы, практически во всех странах мира;
в досоветское время именитые шахматисты, за редким исключением, являлись выходцами из знатных семей (простые люди еле успевали добывать хлеб насущный).
На территорию Руси шахматы, в форме шатранджа, были завезены с Востока торговыми путями, через Хорезм, Хазарию. Об этом свидетельствуют названия игры и некоторых фигур (например: слон, ферзь). Первые письменные упоминания об этом относятся к XIII в., хотя есть археологические находки, датируемые XI в.
О распространении шахмат на Руси в XII–XIV вв. свидетельствует тот факт, что шахматные фигуры были найдены при раскопках 20% русских городов – в их числе и города, расположенные в границах нынешней Республики Беларусь - Волковыск, Гродно, Друцк, Копысь, Лукомль, Минск, Новогрудок, Туров, Могилёв и др.
Популярность игры на Руси подтверждается и тем, что шахматы нередко упоминаются в былинах и сказаниях о богатырях. В них играли Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Европейцы, посещавшие в XVI–XVII вв. Московию, отмечали популярность шахмат среди местного населения.
Игре в шахматы уделяли время русские цари – Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр I.
Первый русский шахматный учебник издан в 1821 г. (автор - И.Бутримов). Он опирается на различные иностранные руководства.
Оригинальным пособием по шахматам явилась книга сильнейшего нашего шахматиста первой половины XIX в. А.Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок...», вышедшая из печати в 1824 г. Замечание: автор брошюры сознательно, здесь и в дальнейшем, употребляет равенство русский=наш – на основании [2].
В XIX в. шахматы на Руси были в основном игрой дворянства и интеллигенции. Ей уделяли внимание декабристы, члены кружка Т.Грановского. Шахматы были любимым досугом А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Е.Чернышевского, Л.Толстого.
Первые периодические публикации на шахматные темы появились в журнале «Иллюстрация» (1845 г., Петербург). Там же, в столице, появился первый шахматный клуб (1853 г.) и первый шахматный журнал (1859 г.).
В 1830-е годы, кроме упомянутого сильнейшего шахматиста А.Петрова, выдвинулся и профессор механики К.Яниш. В конце 40-х – начале 50-х в Петербурге появилась целая плеяда талантливых шахматистов - И.Шумов, Д.Урусов, В.Михайлов и др.
Основоположником русской шахматной школы считается М.Чигорин - он был победителем первого турнира сильнейших шахматистов России (1878–1879); по его инициативе начали проводиться всероссийские турниры (с 1899 г.) и он является победителем первых трех таких турниров. Чигорин стал и первым русским шахматистом, вступившим в борьбу за высший шахматный титул.
Первым международным соревнованием в России явился Петербургский матч-турнир сильнейших шахматистов мира (1895–1896).
О существенно возросшем авторитете русской шахматной жизни свидетельствует и тот факт, что в 1896–1897 в Москве состоялся матч-реванш за звание чемпиона мира Ласкер – Стейниц.
И все же в XIX в. Россия отставала по уровню развития шахмат от Англии, Франции, Германии.
В начале XX в. ситуация меняется - стали проводиться упомянутые всероссийские турниры, а наши шахматисты выезжать на ежегодные соревнования Германского шахматного союза, где можно было получить звание мастера. В 1909 г., через год после смерти Чигорина, был проведен крупный международный турнир, посвященный его памяти. Как ни парадоксально, но история констатирует преемственность в оценке шахмат (по критерию «существенная полезность») при переходе от дореволюционной России к СССР - среди пожертвовавших деньги на это мероприятие был император Николай II.
Несмотря на издержки, которые можно назвать «СЛОН в посудной лавке» (СЛОН – Соловецкий Лагерь Особого Назначения), развитие шахмат в СССР было поднято на качественно новый уровень – они стали игрой для масс. В частности, огромная страна была заполонена лозунгами: «Шахматы – могучее оружие пролетарской культуры» и «Дорогу шахматам в рабочую среду». И это принесло свои плоды. В частности, если в 1923 г. число организованных шахматистов в стране было не более 3-х тысяч, то через 10 лет оно увеличилось до пятисот тысяч! - Ставящаяся автором задача реальна!
Огромна заслуга в этом руководившего шахматным движением Н.Крыленко. Имел большúе властные полномочия и многое, поэтому, мог делать для шахмат - был Главнокомандующим вооружённых сил, занимал высокие, ответственные посты и в последующем. К сожалению, и его подставили - попал под гильотину репрессий - расстрелян 29.07.1938 г.; реабилитирован.
В 1924 г. была создана Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ). Ныне в неё входит 160 стран, в их числе и Беларусь. ФИДЕ взяла на себя, в частности, организацию соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира.
Чемпионы мира по шахматам, мужчины:
I. 1886-1894, В.Стейниц, США;
II. 1894-1921, Э.Ласкер, Польша;
III. 1921-1927, Х.Капабланка, Куба;
IV. 1927-1935 и 1937-1946, А.Алехин, Франция;
родился в Москве, являлся первым чемпионом Советской России (1920 г.), с 1921 г. – гражданин Франции;
V. 1935-1937, М.Эйве, Голландия;
VI. 1948-1957, 1958-1960 и 1961-1963, М.Ботвинник, СССР;
VII. 1957-1958, В.Смыслов, СССР;
VIII. 1960-1961, М.Таль, СССР;
IX. 1983-1969, Т.Петросян, СССР;
X. 1969-1972, Б.Спасский, СССР;
XI. 1972-1975, Р.Фишер, США;
XII. 1975-1985, А.Карпов, СССР;
XIII. 1985-1993, Г.Каспаров, СССР.
Такая же картина (подавляет СССР) и у женщин.
В сентябре 1945 г. состоялся матч по радио между четырехкратным победителем «турниров наций» (так до войны называли проводимые ФИДЕ Всемирные шахматные олимпиады) командой США и сборной СССР. Матч завершился разгромом американцев. Проиграли они и в следующем году, приехав в Москву.
Эти два матча и списки чемпионов мира свидетельствуют, что СССР был сильнейшей шахматной державой мира.
В 1991 г. Беларусь стала самостоятельным государством. Хотя и прошла через экономические потрясения, но за прошедшие два десятилетия в общем добилась большúх успехов и является примером для подражания другим странам. Однако не в шахматах - ФИДЕ подсчитывает рейтинги ведущих шахматистов мира и периодически публикует их - в текущий момент времени в первой сотне ведущих шахматистов планеты граждан Республики Беларусь нет.
Нельзя не согласиться и с белорусским государственным тренером по шахматам Е.Мочаловым [3]: белорусские шахматы знавали лучшие времена, ныне стараемся возвращать лишь прежние позиции:
был информационно-методический сборник «Шахматы и шашки в БССР»; ликвидирован; а чего-то подобного другого жители Беларуси не получили (дополняю Е.Мочалова: есть российские издания, но они, что естественно, ориентированы на обслуживание своих регионов; более того, подписные на них цены «кусаются», и очень);
в бывшем институте физкультуры существовала шахматная специализация, ныне ее уже нет; в нынешнем университете физической культуры очень долго искали кандидатуры преподавателя шахмат - работавшие там ранее Александр Любошиц сейчас в Германии, а Леонид Бондарь в Америке;
Белорусская федерация шахмат на 99 процентов состоит из энтузиастов; миграция специалистов и спортсменов больше всего затронула федерацию шахмат.
3. О ПОЛЬЗЕ ШАХМАТ
3.1. Шахматы являются хорошим, с огромным потенциалом, средством борьбы общества с негативными в нём проявлениями
В Республике Беларусь имеется примерно семь миллионов человек (в возрасте от 7 до 70 лет), которые могли бы научиться играть в шахматы, а затем уделять им часть своего досуга и автоматически совершенствоваться.
Пусть - среднегодовое время, которое -тый белорус уделяет в течение суток шахматам. У кого-то это среднее время может равняться 12-ти, а то и более, часам (у профессионалов), у кого-то из любителей 1 час, у другого любителя 2 часа и т.д. У не умеющих играть в шахматы .
Сумму, состоящую из 7 млн слагаемых (в которой, на сегодняшний день, 90% нулей) обозначаем .
В свёртке эту сумму математики и инженеры записывают так:
.
Величину (прописная буква), делённую на , обозначаем (строчной буквой), т.е.
,
называем «шахматное среднесуточное время Республики Беларусь».
Аналогичны понятия:
- «общественно негативное среднесуточное время Республики Беларусь» - время, которое один из 7 млн белорусов в среднем затрачивает в сутки на приносящие вред обществу занятия – употребление алкоголя, наркотиков, шатания «шпаны» по улицам в поисках где что сломать, разбить, подраться с подобной себе братвой из других городских кварталов; чрезмерная сексуальная ориентация многих девчат с барражированием ими, с этой целью, по различным «бродвеям», «арбатам», панелям и прочим подобным местам;
- «общественно полезное, не включающее шахматы, среднесуточное время Республики Беларусь» - время, которое один из 7 млн белорусов в среднем затрачивает в сутки на приносящие пользу обществу занятия – учёба, труд; на досуге - спорт, участие в художественной самодеятельности, рыбная ловля и пр.;
- «восстановительно-биологическое среднесуточное время человека» - на сон, туалетно-макияжные процедуры, еду, перемещение к учебному или рабочему месту; это практически постоянная величина, не зависящая от страны проживания человека.
Уравнение общественно-суточного баланса времени человека:
,
где
24 – это число часов в сутках; также в часах.
Принимая , получаем:
, (1)
откуда видно: чем больше , тем меньше (тем меньше в государстве общественно-вредных проявлений). Качественно – это тривиальный результат. Но автор считает, что нужно (и это можно делать) оперировать количественными показателями.
Переходим к количественной оценке .
На взгляд автора доверительной является оценка, приводимая в [4] международным мастером С.Николаевым, убитым, к сожалению (эта информация-акцент к тому, что общество не имеет права не заботиться об уменьшении ), 22.10.2007 в Москве бандой подростков:
в 1985-м году примерно 50 миллионов россиян умело играть в шахматы, 5 миллионов из них (3,5 % от всего населения) можно было называть любителями шахмат, что позволяет оценить значением
.
Почему «max»? - Потому, что это Россия (с Москвой и Ленинградом; Илюмжиновым, Карповым, Жуковым и М.Николаевым).
Понятно, для Республики Беларусь 2009 года имеет меньшее значение -
.
Но принимаем
.
Неравенство заменено равенством. Это усиливает гарантию делаемых ниже выводов (что подобно тому, как в прочностных расчётах оперируют коэффициентами запаса).
Автор брошюры величину оценивает значением 8,0 и рассматривает её как постоянную величину (не зависящую от времени в обозримом будущем).
Тогда (1), по состоянию на 2009 г., принимает вид
. (2)
- величина, которую можно (и нужно!) увеличивать. Почему бы за десяток лет не довести среднесуточное время занятия шахматами одним гражданином РБ до . Пацаны шалить всё равно будут, но окажется, что негативные (вредные, разрушительные для общества) занятия снизятся с часа до часа.
Итак, в текущий исторический отрезок времени фактор «шахматы» предоставляет государственным и общественно-политическим деятелям огромное поле деятельности по существенному снижению общественного негатива (за счёт увеличения ) – нужно лицам, имеющим властные и/или материальные возможности, рассказывать о целесообразности от получающихся у них прибавочных стоимостей не менее 20% вкладывать в шахматы.
страница 1 страница 2 | страница 3
|