страница 1
Государственное учреждение образования «Домоткановичская средняя школа Клецкого района» Классный час на тему: «Красота и труд - вместе идут»
Подготовила
классный руководитель 10 класса
Волынчиц М.В.
Задачи: познакомить учащихся с понятием «эстетика труда», показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека; вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов коммунистического труда; развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда.
Ход подготовки:
1. Пригласить рабочих завода, фабрики, специалистов хозяйства для выступления перед учащимися на такие темы, как:
«Красота и романтика рабочих профессий», «Организация труда на эстетических началах», «Техническая эстетика, труд, человек».
2. Дать задания учащимся подготовить рассказ о профессиях своих родителей, включив в него ответы на следующие вопросы: что вы знаете о содержании и характере работы ваших родителей? В чем видите привлекательность, красоту их труда? Хотели бы вы приобрести профессию ваших родителей?
3. Предложить учащимся ответить на вопросы: какая профессия вас привлекает и почему? В чем вы видите красоту труда (токаря, слесаря, оператора машинного доения и др. )? В каких художественных полотнах и книгах отображена красота труда советских людей? Какие спектакли и кинофильмы на производственную тему вы смотрели в последнее время? Какие качества человека-труженика вы считаете наиболее привлекательными?
4. Оформить выставку книг на тему: «Эстетика труда и производства»
5. Написать плакаты:
«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду».
А. М. Горький.
«Труд облагораживает человека».
В. Г. Белинский.
7. Организовать экскурсию на предприятие (завод, фабрику и т. п. ) и обратить внимание учащихся на эстетику труда и производства. По результатам экскурсии оформить в классе стенды на темы: «Ими гордится завод», «Романтика обыкновенной профессии», «Герои труда живут рядом», «Эстетика на производстве».
План-конспект беседы:
1. Вступительное слово учителя (тезисы):
Наше время отмечено преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре.
В чем состоит организация труда на эстетических началах? В чем красота и романтика рабочих профессий? Как красота помогает рациональной и высокопроизводительной организации труда, улучшению качества продукции? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей беседы.
2. Выступления гостей, людей различных профессий с рассказами о том, что помогает им работать творчески, добиваться высоких показателей в труде, в чем красота рабочих профессий.
3. Экскурсия по выставке на тему: «Труд прежде и теперь» (краткий обзор). Вопросы для обсуждения представленных здесь репродукций картин: каким был труд рабочих и крестьян в царской России? Какие чувства вызывают люди, изображенные художниками прошлого? Какими художественными средствами живописцы показывают тяжесть подневольного труда и в то же время его животворную силу? Как в произведениях советских художников отражаются приметы нового времени? Какие качества труда отражены особенно ярко? В чем художники видят красоту труда советского человека?
4. Выступление ученика на тему: «Союз труда и красоты» по материалам, подготовленным во время экскурсии на предприятие (тезисы):
Уже в древнейших ремеслах, народном творчестве можно увидеть воплощение принципа красоты и пользы, важнейшего в дизайнерской деятельности. «Основоположниками искусства, - писал А. М. Горький, - были гончары кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».
Мы любим музыку, что за сердце взяла,
И творчество в труде, что стало повсеместным.
У счастья нашего есть два крыла:
Цвет роз и виноград, прекрасное с полезным.
М. Рыльский.
Художественное начало все стремительнее проникает в современную технику и производство. Радующие глаз формой, цветом, целесообразностью размеров, удобством использования станки, машины, инструменты, разнообразное оборудование заводских цехов - все это результат работы дизайнеров, специалистов по художественному конструированию изделий. «Я глядел на корабль на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив... Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства». Эти восторженные слова принадлежат первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.
Техническая эстетика предъявляет определенные требования и к производственной среде: цвету (окраске помещений и оборудования), звуку (допустимому уровню шумов и применению музыки), вентиляции и т. п. Задача технической эстетики — создать наилучшие условия для здоровья, работоспособности и хорошего настроения рабочих». (Демонстрируются фотографии эстетически выразительных интерьеров заводских помещении, уголков для отдыха и т. п.
5. Выступления учащихся с рассказами о профессиях своих родителей.
страница 1
|