страница 1 Классный час на тему
«Товарищества твердые законы»
Классный руководитель: Буловенко Г. Н.
Цель: - помочь учащимся разобраться в себе;
- сформировать твердые понятия о товариществе и дружбе.
Задачи:- сформулировать этическое понятие товарищества;
- осознать свои обязанности перед товарищами и друзьями.
Предварительная работа: заранее предложить ребятам ответить на вопросы анкеты.
1.Есть ли у тебя друг?
2.Какие черты характера друга ты больше всего ценишь?
3.Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела?
4.Какие проступки ты смог бы простить другу?
5.Чего не смог бы простить ему?
6.Всегда ли ты говоришь другу правду?
7.Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?
Ход классного часа.
I. Краткий анализ анкетирования (учитель).
II. Беседа (учитель).
Товарищество и дружба - удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы:
«бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы- верность постоянство честность и т.д. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Не даром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Друга ищи, а найдешь - береги», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде» и др.
Надежный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.
Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII в. слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Товарищи – это люди, объединенные общим делом, интересами. Все люди в итоге имеют товарищей или могут иметь их. Завязать товарищеские отношения легко – трудно их сохранить и развить. Нередко бывает так, что человек все-таки остается одиноким, что у него рушатся и распадаются все товарищеские отношения. Кто и что является причиной тому?
Учитель. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.
Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.
У каждого человека не так уж и много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.
(далее ученики зачитывает законы дружбы)
Учитель. Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
III. Обсуждение проблемной ситуации.
Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…
Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
- Ты откуда, хлопец, взялся?
- Сегодня мы брали у вас лодку…Я обещал вернуть…
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам, и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой. Но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно – друзья бывают и мнимые.
Вопросы для обсуждения.
1.Как можно озаглавить повествование о четырех ребятах?
2.Какие качества проявил Ваня, чтобы сдержать слово?
3.Как бы вы поступили на его месте?
4.Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
Учитель. И в заключение хочу прочитать слова Николая Островского
« Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»
Закон первый. Тот, кто умеет отдаваться полностью делу, за которое он борется, тот приобретает товарищей. Бездеятельный и ленивый человек теряет и тех товарищей, которых имел раньше, он становится неинтересен, его с другими людьми ничего не связывает.
Закон второй. Тот, кто умеет заботиться о других людях, тот имеет верных друзей. Забота о товарищах скрепляет узы, связывающие людей. Надо меньше заботиться о том, чтобы у тебя были товарищи, а больше заботиться о товарищах.
Закон третий. Товарищ тот ,кто не бросает в беде другого, кто бросается на выручку, не думая о себе. Об этом законе товарищества русская пословица гласит:«Сам погибай, а товарища выручай». История человеческого общества насчитывает бесчисленное количество примеров того, как умирали, гибли, защищали, рискуя своей жизнью, настоящие товарищи. Беда – кабы испытание и проверка истинного товарищества.
Закон четвертый. Хочешь иметь товарищей – будь интересным человеком. Тот, кто мало знает, ничего не умеет, ленив и нелюбопытен – с тем неинтересно общаться. Такого человека невольно избегают. С ним не о чем поговорить, нечем заняться. С интересным человеком интересно. Поэтому у него всегда будут товарищи, он не останется одиноким.
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один просится:
Матросом – ты, матросом - я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек…
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь…
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой –
Прости уж! Сердишься?.. За дело!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь – чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!
С. Погореловский.
страница 1
|