страница 1 Компетентностный подход в обучении в условиях
перехода на 12–летнее обучение
В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность, что
значит овладевать деятельностью, уметь учиться и уметь учить. Деятельность – это значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными
обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели в соответствии
с ситуацией.
Понятие «компетентность» переводится с латинского – совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу. Обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании
школьников. Опыт показывает, что мало «загрузить» ученика знаниями основ различных наук, важно вырастить человека духовного, гуманного. Наиболее эффективным для достижения этой цели мне представляется ценностный подход. Ценность как общее понятие – это актуальная значимость, конкретный ориентир, который в данный момент имеет для человека особую важность. Ценностные ориентации школьника – это его сознание, отражающее собственное представление об идеалах, смысле жизни, направленное на саморазвитие.
При каких условиях учитель может донести морально-нравственные истины
до растущего человека? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действия?
На мой взгляд, взвешенностью, логичностью и целенаправленностью отличается
модель обучения «Развитие критического мышления через чтение и письмо», когда мышление ученика развивается путём наложения информации на жизненный личный опыт. Уроки по этой модели соответствуют идее самопознания, предполагают творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия на личность ученика, взаимодействия и взаимоучастия в коллективной работе. Искусство жить
диктует правило: нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и
другими людьми.
Использование на уроках различных стратегий проекта: диаграмма Венна, ассоциация, пятистишия, эссе, таксономия Блума, кластер, авторский стул, предсказание по ключевым словам, работа в группах - помогает развивать речевую активность и мышление учащихся. Ребята становятся раскрепощённее в своих мыслях и высказываниях. Работа в этом направлении пробуждает у детей процесс мышления, а значит, появляется и активность, интерес к уроку
Согласованные определения несогласованные
1. Перед ОС 1. После ОС
2. М.б. выражено: 2. М.б. выражено:
а) прилаг.; 1.Опред. а) сущ. с предл.;
в) причаст.; 2.Какой? в) наречием ;
с) п. числит.; с) неопр.ф.глагола
д) мест.- прил. д) прост. форма сравн.
3. Способ подчин. степени прилагат.
связи – согласов. е) словосочетанием.
связи - упр.и прим
ССП СПП
1. [ ] , = [ ]. 1. [ ], = ( ).
2. [ ], соч. союзы [ ]. 1. Сложные 2. [ ], ( п.с. не явл. чл. пр. ).
2. Союзные союзн.сл. = чл. предл.
3. Соч. союзы не входят в 3. Отделяются др.
состав ни одного предл. от друга запятой 3. Подчин.союз ВХОДЯТ В
Союзн. слово СОСТАВ ( )
Кластер – это ассоциации, выраженные словом, цветом, рисунком, таблицей.
В центре листа помещается ключевое слово, фраза и мы начнём писать всё , что
связано с этим понятием. Рисуя, соединяем между собой родственные понятия,
применяя цветные пасты и маркеры. Завершая учебную работу, можно предложить
написать пятистишия.
Каждая группа пишет своё стихотворение. Пока оно не будет на первом уроке столь ёмким и точным, но главное – это поиск, это творчество самих детей.
Работая в парах, группе, ученики очень легко и незаметно для себя расширяют словарный запас, и это не просто слова, а каждое произнесённое и вписанное слово выполняет свою определённую функцию, все они весомы и нужны в нашей работе.
Очень важно, что наши слабые ученики, которым трудно дать любой ответ, не
то чтобы монологический, при выполнении подобной работы могут оказаться одними из лучших, то есть быстрее подобрать важное определение, найти слово-синоним, провести параллель между различными понятиями. Ведь необходимо только слово! Таким образом, постепенно у нашего ученика появляется в начале учебного процесса вера в себя, а затем интерес, заинтересованность – довести свою мысль до логического завершения
Поэтому важно проводить обрамляющие уроки: с чего начинали, каков вывод, что же на самом деле получилось?
Кластер – это не игра, это глубокая работа мозга. Эта стратегия учит размышлять, анализировать, синтезировать и оценивать. Главное, ученик учится аргументировать своё решение, сконцентрироваться на отдельных понятиях и проводить параллели. В процессе работы ученик сам себе задаёт вопросы, отвечает на них: «Что является важным и мене важным, что заставляет задуматься и уточнить?» Ученики учатся быстро систематизировать необходимую или полученную информацию. Есть ещё один положительный момент – ученики слышат, слушают несколько точек зрения по данному вопросу. Вырабатывают коллективное решение, что и является главной задачей этого метода – коммуникативного общения.
Каковы же достоинства таких стратегий как Кластер и Ассоциация?
Во-первых, использование этих стратегий на стадии побуждения позволяет
Отталкиваться от собственного опыта, а поэтому ученик будет активен, легко
вовлечён в процесс урока.
Во-вторых, кластер учит учеников быстро и, как конкретно, так и образно, логически мыслить.
В-третьих, учит работать творчески, коллективно. В работу вовлечены все
ученики разного интеллектуального уровня.
В-четвёртых, появляется желание говорить и быть услышанным (страх за
оценку исчезает).
способствует расширению словарного запаса ученика.
Такие стратегии, как Кластер, Ассоциация, являются универсальными, так как
рассчитаны на разнообразное содержание и на любую возрастную группу учащихся.
Вопросы учеников – также один из факторов активизации мыслительной
деятельности учащихся. «Быть или не быть?» и «Что делать?» Хочется ещё раз
заострить ваше внимание на этой проблеме: не упускать на уроках такой доступный и
эффективный способ активизировать мыслительную деятельность ученика.
Приведённые выше вопросы были, есть и будут вопросами всех поколений.
Проходят века, меняются социальные формации, но именно эти вопросы определяют
акценты времени. Входя в школьную программу, они заставляют детей думать,
решать, выбирать.
В условиях демократизации отношений «учитель-ученик» научить детей
задавать вопросы – просто необходимо.
Вдумаемся в слова У. Дж. Брозо: «Чтобы целенаправленно, с повышенным
вниманием анализировать информацию и идеи, лучше задаваться собственными
вопросами, нежели отвечать на чужие».
Почему важно умение задавать вопросы?
И. Загашев, анализируя актуальность этого умения, приводит слова Алисы
Кинг:«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» и объясняет, что некоторые
преподаватели определяют, насколько ученики умеют думать по тому , как они формулируют вопросы.
Действительно, создавая вопрос, ученику порой приходится проделывать больше мыслительных операций, нежели отвечая на вопрос.
Попробуем ощутить себя в этой роли :
- во-первых, нам придётся более внимательно прочесть текст или прослушать
объяснение учителя;
- во-вторых, появившуюся мысль нам нужно будет последовательно изложить
на бумаге;
- в-третьих, создавая свой вопрос, мы трансформируем свой особый взгляд на
события.
Иначе говоря, что стало интересно нам – будет услышано другими;
-в-четвёртых, наличие соперника, которому достанется наш вопрос, является
весомым фактором для усложнения задания. Здесь проявляется настойчивость и упорство «создателя». Состязательность в выполнении этого задания удваивает его активные мыслительные операции;
- и, наконец, изменяется сама мотивация ученика. Наша поисковая деятельность позволяет реализовать так называемую «я - концепцию» во взаимодействии с внешней средой. Возможно, теперь нам не будет «страшен учительский вопрос». Мы можем своим вопросом самоактуализироваться.
Итак, важность умения задавать вопросы определяется не только педагогическими целями, но и психологическими.
Таким образом, развивая, активизируя мыслительную деятельность ученика
через создание вопроса, мы усиливаем и сам процесс обучения.
Умение задавать вопросы может стать развивающим для любого ученика. Мы
привыкли, что если нам и задают вопросы на уроке, то, как правило, «сильные
ученики».
А как помочь условно «средним » и тем более «слабым»?
Возможно, начать эту работу с учениками поможет приём «Моделирование вопросов». Предложив ребятам критерии вопросов, мы направляем их мыслительную деятельность на создание своих собственных вопросов по тексту или лекции учителя. «Система-оригинал» по А. Степанищеву (2000), может выглядеть так:
Тип вопроса Начинается Объяснение
(например) учителя
«Тонкий» Когда, где, сколько, в каком Репродуктивный: воспроизведение
году, куда, кем, какие, кому готовых знаний, уровня «память»
«Толстый» Почему, в чём, обобщите, Наряду с воспроизведением готовых
сформулируйте знаний требует поиска причин,
обобщений, последствий.
«2 в одном» Почему, несмотря на…
Происходит…, определите
страница 1
|